Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как судиться со страховой компанией по ОСАГО в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обычно суд принимает решение в пользу страхователя. Виновника дорожно-транспортного происшествия обязывают предоставить денежные средства. Однако истец обязан соблюдать все установленные нормы и формальности.
Шаг №4: Суд со страховщиком
При кажущейся простоте обращения в суд из-за малой выплаты страховой компанией неподготовленному человеку, даже в случае обоснованности его требований, может быть нелегко отстоять свои права. Конечно же, лучше иметь представителя в суде, но в случаях, когда размер требований не такой большой, на гонорар юристу можно потратить большую часть спорного возмещения.
Между тем, в погоне за справедливостью необходимо трезво и здраво оценивать финансовые риски, связанные с судебным разбирательством. Так, например, по делу, где будет спор о повреждениях от ДТП как о причине малого возмещения, скорее всего, страховщик будет ходатайствовать о проведении по делу судебной экспертизы, которая, в свою очередь, стоит довольно-таки дорого. Это важно на случай, если экспертиза будет не в вашу пользу, и суд в итоге примет решение об отказе в удовлетворении ваших требований, тогда расходы по её проведению будут взысканы с истца.
Но не всё так печально и рискованно. Многие автовладельцы прекрасно справляются и сами, выигрывают суды у страховщиков и получают справедливые суммы. Ведь страховщик, нарушая свои обязательства и выплачивая мало денег, должен будет еще выплатить и штрафные санкции:
- неустойку за каждый день просрочки после истечения 20 дней в размере 1% от недоплаченной суммы,
- финансовую санкцию.
Как оформить ДТП и получить компенсационную выплату по ОСАГО
Давайте рассмотрим, как получить компенсацию по страховке, если ваш автомобиль пострадал в ДТП. Установленный порядок очень простой. Вам необходимо правильно собрать пакет документов и обратиться в свою страховую организацию. Вкратце процедура будет выглядеть так:
- Оформление ДТП по европротоколу или с привлечением специалистов из ГИБДД.
- Поход в страховую компанию со всеми нужными документами для того, чтобы получить страховую выплату.
- Отправка авто в сервисный центр страховщика для установления стоимости его восстановления.
- В том случае, если вас не устраивает вердикт сервисного центра, вы можете привлечь независимого эксперта для повторного осмотра.
- Ожидание окончательного решения страховщика и дальнейшее поступление средств. Выплату осуществят в деньгах, либо произведут страховое возмещение в виде направления автомобиля на ремонт. Сроки ожидания не должны превышать 20 суток.
Разберем каждый этап более детально. Первым делом при столкновении машин необходимо незамедлительно зафиксировать факт ДТП. Если никаких вопросов касаемо истинного виновника произошедшего нет, достаточно будет заполнить “европротокол”. Этот документ позволяет оформить аварию без привлечения сотрудников госавтоинспекции. Заполнить его можно как в бумажном, так и в электронном формате. Во втором случае все, что вам нужно – это специальное мобильное приложение (например, “ДТП. Европротокол”). Нарисуйте схему, сфотографируйте транспорт и укажите все остальные детали произошедшего. После этого отправьте заявление в страховую организацию.
Однако, если у участников аварии возникают споры касаемо того, по чьей вине произошло столкновение, обойтись без привлечения инспектора ГИБДД не получится. Они приедут на место и помогут разобраться в ситуации. В результате вы получите протокол о ДТП, заполненный должным образом. Будьте внимательны, этот документ обязательно потребуется вам для поступления компенсации. В протоколах содержится вся необходимая информация об авариях.
Следом вам нужно будет отправиться к вашему страховщику. Это необходимо сделать в течение 5 дней. Некоторые ошибочно считают, что за компенсацией необходимо идти в страховую виновника ДТП. Все из-за того, что раньше действительно требовалось делать так. Но на текущий момент все заявления о страховом случае по ОСАГО нужно подавать в ту компанию, в которой вы оформляли автостраховку. Предварительно подготовьте все нужные бумаги для поступления компенсации:
- Заявление на получение страхового возмещения.
- Оригинал вашего полиса ОСАГО.
- Копии паспортов людей, которые участвовали в аварии.
- Копию вашего водительского удостоверения.
- Свидетельство о регистрации ТС.
- Извещение о ДТП из ГИБДД или заполненный обеими сторонами европротокол. Имейте в виду, что во втором случае виновнику происшествия необходимо предоставить свой экземпляр в СК в течение 5 дней.
Не забудьте подготовить заявление, написанное должным образом. Его образец зачастую можно найти на сайте страховщика. После поступления всех бумаг страховые компании проводят свою экспертизу и оценивают степень повреждений автомобиля. Для этого страховщик направит машину на осмотр в один из сервисных центров, с которыми он работает. Специалисты проверят, какие детали были повреждены, и в соответствии с этим определят сумму страхового покрытия.
В конечном итоге страховщик либо закажет и установит новые комплектующие, либо выплатит вам сумму нанесенного урона в деньгах. Обычно это происходит путем перевода средств на ваш банковский счет, поэтому обязательно проверьте правильность указания реквизитов для их передачи. Вам остается только ждать итогового решения – его принимают не так уж и долго.
Нужно ли самим проводить независимую экспертизу?
И, да и нет. Нет, потому что обязательных требований о необходимости вместе с заявлением о разногласиях направлять экспертизу в Законе об ОСАГО мы не найдем. Поэтому расходы на её проведение могут и не возместить.
С другой стороны, проводить её нужно, чтобы знать точный размер ущерба от аварии и о законности своих требований.
Но в любом случае необходимо иметь у себя фотографии полного осмотра всех повреждений после ДТП. Это касается и случая, когда ваш автомобиль направляют на ремонт в сервис. Делается это для того, чтобы можно было спорить и доказывать, в каком состоянии изначально был автомобиль, какие были повреждения и какие ремонтные воздействия требовались.
Правила судебного разбирательства
При рассмотрении дела обязанность доказывания будет возложена на ответчика, так как разбирается вопрос о нарушении прав потребителя. Выделим ключевые нюансы, которые нужно учитывать в судебном процессе:
- страховая компания вправе представить свои возражения и пояснения относительно заявленных требований;
- в судебном порядке подлежит взысканию компенсация морального вреда – ее размер определит суд с учетом характера нравственных страданий истца;
- при удовлетворении иска в пользу автовладельца будут взысканы все расходы, связанные с обращением в страховую компанию и суд, в том числе затраты на независимого эксперта, за услуги юриста и т.д.
Если письменная претензия не рассмотрена в пятидневный срок, либо автовладелец получи необоснованный отказ в выплатах, нужно обращаться в суд. Дела подобной категории рассматриваются мировым судом (если сумма ущерба не превышает 50 тыс. рублей), либо районным судом. Для обращения в судебные инстанции нужно располагать следующими документами:
- исковое заявление о взыскании страховой компенсации, а также штрафных санкций;
- действующий страховой полис;
- процессуальные документы, составлены по итогам дорожного инцидента – извещение о ДТП, справка о ДТП из учреждений ГИБДД, протоколы об административных правонарушениях и т.д.;
- копия заявления о выплате страховки ОСАГО;
- материалы оценки повреждений и расчета суммы ущерба, составленные в страховой компании;
- решение о выплате, либо об отказе в возмещении ущерба, с которым не согласен истец;
- экспертное заключение независимого оценщика;
- копия претензии, а также доказательства ее направления страховщику;
- отказ страховой компании в возмещении выплат (если он был направлен автовладелецу);
- расчет суммы исковых требований.
Эти два критерия влияют на снижение общей суммы выплаты по ОСАГО. Это может привести к тому, что выплаты будут меньше, чем стоимость ремонта автомобиля после аварии.
Но каковы причины? Ну, вот:.
- Износ компонентов — это просто физический износ компонентов в процессе эксплуатации автомобиля. Чем старше автомобиль, тем выше скорость износа деталей. В связи с этим страхование ОСАГО осуществляется в недостаточном объеме. Однако максимальный размер амортизации не может превышать 50%. Об этом говорится в статье 12(19) Закона «О страховании ОСЭ», который действует для автомобилей старше 5 лет. В результате, если у вас есть такой автомобиль, ваш страховщик может рассчитать амортизацию в размере 50% и уменьшить выплаты по ОСАГО ровно наполовину. Кроме того, при расчете допускается погрешность до 10%. Это активно используется страховщиками для снижения компенсаций пострадавшим.
- Каталог РАМИ — это предварительный и рабочий каталог цен, используемый в качестве основы для расчета требований ОСАГО. Недостатком является то, что стоимость компонентов в этих каталогах часто отличается от рыночных цен. Эта разница может достигать 200%. А рассчитывая стоимость по единой методике Банка России, 755-П, 4 марта 2021 года, страховые компании по сути опираются на устаревшие комплектующие, что в конечном итоге приводит к неправильным расчетам. И снова страдают жертвы дорожных аварий.
Добавьте ко всем этим факторам стоимость запчастей, которые замаячат после марта 2022 года, и вы получите безрадостную картину: в 90% случаев страховщики заранее рассчитывают сумму, которой не хватит на восстановление вашего автомобиля. К сожалению, это реальность!
Если согласование сумм затягивается?
На практике страховщики предлагают талоны в сервисные центры, но не принимают их при доставке автомобиля в сервисный центр.
Это тот случай, когда теория расходится с практикой. Другими словами, несмотря на то, что по закону на ремонтные работы отводится всего 30 дней, ремонтные работы так и не начались. Напротив, инженер сообщает вам, что автомобиль необходимо разобрать и провести дефектовку, отправляет в страховую компанию постановление об авторизации, и неясно, когда автомобиль будет отремонтирован.
Что делать; Ваша задача — зафиксировать факт отправки автомобиля на ремонт, чтобы начать отсчет 30-дневного срока. Для этого необходимо сделать видеозапись прибытия автомобиля на СТО и попытки сдать автомобиль в ремонт. Если сотрудник автосервиса отказывается принять ваш автомобиль, игнорирует направление на безопасность и не хочет выдавать предписание — факт устного отказа следует зафиксировать на камеру.
Файл служит доказательством попытки сдать вагон в ремонт, но станция его не приняла.
По истечении 30 дней с даты производства фильма можно подать заявление в страховую компанию о разногласиях, потребовав выплаты рыночной стоимости и ежедневного штрафа за просрочку. Если они отказываются или не отвечают, вы можете обратиться в страховую компанию в соответствии с процедурой, а затем обратиться в суд.
Также не подписывайте никаких договоров с сервисами. Это связано с тем, что легко получить невыгодные контракты. Например, согласиться на увеличение сроков ремонта, согласиться на установку бывших в употреблении или несертифицированных запчастей или согласиться на договор переуступки прав, который добровольно передает права.
Безопасность и дальнейшие выплаты от виновников ДТП.
Обратитесь к страховщику с причиной ДТП по ОСАГО, и он направит ваш автомобиль к независимому специалисту, который определит степень повреждения и направит вас на ремонт.
Затем автомобиль передается в мастерскую, где производится ремонт. Если требуются запасные части, они всегда должны быть новыми. Если предполагается установка бывших в употреблении запасных частей, необходимо заключить соответствующий договор со страховщиком ОСАГО. Как правило, они редко соглашаются на такие условия.
Стоимость ремонта рассчитывается по оригинальной методике, которая имеет свои особенности. Например, стоимость покраски автомобиля может быть не включена. В качестве альтернативы можно покрасить только поврежденную поверхность, а не весь аксессуар.
Стоит также помнить, что цены на запасные части для ремонта от KTEO Insurance основаны не на фактических данных, а на специальных справках по средним ценам. То же самое относится и к автосервисам. Даже если окончательная цена доказана, никакие данные из нее не берутся.
Если окончательная стоимость ремонта превышает максимальный порог страховки, водитель возвращает разницу.
Откуда берется судебная практика
Ежедневно множество дел по гражданским делам, касающимся автострахования, решается судами по всей нашей стране и с разнообразными, часто противоречивыми результатами. Всех их невозможно свести в единую систему. Но по наиболее часто возникающим вопросам делается обобщение по решениям, которые признаются высшими судами наиболее правильными.
По ОСАГО оно закреплено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №2 от 29.01.2015, а также в обзоре практики судом, утвержденной Президиумом 22 июня 2016 года. В них указаны все основные возникающие ранее вопросы. И суды сейчас в делах по «автогражданке» руководствуются и этим Постановлением.
Но не все ситуации освещены в указанных документах, поэтому необходимо интересоваться и результатами разбирательств дел в местных судах. Только так можно составить наиболее полное мнение о работе судебной системы по вопросам автострахования в настоящее время.
Виды возмещения ущерба по ОСАГО
ОСАГО – обязательный продукт, в рамках которого предусмотрена гарантированная выплата пострадавшей в ДТП стороне. Что касается виновной стороны, то она будет ремонтировать машину за счет собственных средств.
Максимальный размер выплаты предусмотрен на законодательном уровне и составляет на каждого пострадавшего:
- не более 160 тыс рублей, если причинен вред жизни и здоровью;
- не более 400 тыс рублей, если причинен ущерб ТС.
Возместить ущерб по ОСАГО страховая компания сможет в случаях, которые оговорены в правилах:
- Полная гибель. В данном случае производится выплата рыночной стоимости. Если выплата превышает оговоренный лимит в рамках обязательного продукта, то разницу обязан выплатить виновник.
- Частичное повреждение. При получении частичного повреждения компания выплачивает средства, которые необходимы для проведения ремонтных работ.
- Дополнительные расходы. В эту группу включены дополнительные расходы, которые возникают у пострадавшего, в результате наступления страхового случая: расходы на эвакуацию или хранение вещей.
Ремонт по ОСАГО и его особенности
Как уже было сказано, при страховании автогражданской ответственности страховая компания обязана возместить убытки потерпевшей стороне. При этом, начиная с 2014 года страховщик может как выплатить средства, так и выдать направление на станцию.
Процедура ремонта на станции:
Согласование ремонта | Первым делом необходимо обратиться в офис страховой компании и получить направление на станцию. Однако прежде чем выдать направление, уполномоченный сотрудник страховой компании:
· осмотрит ТС на наличие повреждений; · определит, на какой станции смогут произвести ремонт; · согласует со станцией стоимость ремонтных работ; · выдаст направление. На практике процедура согласования длится до 5 рабочих дней. |
Предоставление авто | Получив направление потерпевшему необходимо проехать на станцию и предоставить авто для проведения ремонтных работ. Сроки ремонта напрямую зависят от характера повреждений. |
Подписание акта | Как только машина будет восстановлена, потерпевшей стороне необходимо подписать акт приема-передачи. Ставя подпись, каждый водитель должен понимать, что претензий к качеству работ не имеет. |
Доплата | На практике бывают случаи, когда клиенту необходимо произвести доплату, поскольку сумма ущерба превышает лимит выплат. Такие вопросы обговариваются прежде, чем выдать направление. |
Как быть когда в ДТП пострадала своя машина
Согласно закону, в рамках договора ОСАГО получить компенсацию сможет только пострадавшая сторона. Виновному придется компенсировать все расходы с восстановительным ремонтом за свой счет. Чтобы этого не произошло, опытные эксперты советуют при оформлении ОСАГО сразу заключать договор КАСКО.
Благодаря добровольной защите будут компенсированы все расходы, которые возникнут даже по вине страхователя. Как показывает практика, стоимость договора намного дешевле, чем расходы по восстановительному ремонту.
Узнать стоимость КАСКО вы можете даже не выходя из дома. Для этого необходимо воспользоваться калькулятором на нашем портале и указать несколько обязательных параметров. Вся информация предоставляется не только быстро, но и бесплатно.
Как действовать при ДТП?
В случае ДТП, первое, что необходимо сделать, это остаться спокойным и не паниковать. Затем, убедитесь, что никто не пострадал и, если нужно, вызовите скорую помощь. После этого, если у вас есть возможность и безопасно, сфотографируйте и запишите данные автомобилей, присутствующих свидетелей ДТП и место происшествия.
Далее, обменяйтесь данными с водителем другого автомобиля: имена, контактные номера телефонов, номера автомобилей и данные страхового полиса ОСАГО. Не забудьте также составить европротокол, в котором должны быть указаны контактные данные и водительские права водителей автомобилей, данные о транспортных средствах, место и время ДТП и его обстоятельства.
После того, как вы собрали все необходимые данные, обратитесь в страховую компанию, которая выступает в роли ответственного лица. Они рассмотрят ваше заявление о возмещении ущерба и решат, выплатят ли они компенсацию за повреждения вашего автомобиля.
В зависимости от страхового полиса ОСАГО, компенсация может быть выплачена вам непосредственно в день обращения или в течение нескольких дней. Размер выплаты будет зависеть от страховой суммы, установленной в полисе ОСАГО. Однако, имейте в виду, что максимальная сумма возмещения по ОСАГО может быть ограничена, и вас может не хватить этой суммы на ремонт полностью.
Если страховая компания отказывает в выплате или занижает сумму возмещения, вам следует обратиться за помощью к юристам или специалистам по страховым делам. Они смогут представить ваши интересы в споре с страховой компанией и помочь вам получить справедливую компенсацию за ущерб, нанесенный вашему автомобилю.
Как выиграть суд по ОСАГО?
Иск на страховую компанию направляется в суд по месту регистрации страховщика или прописки пострадавшего владельца транспортного средства. В претензии указывается наименование инстанции, фамилия, имя и отчество заявителя, место прописки, номер полиса и свидетельств дополнительного страхования с названием страховщика.
Важным пунктом является уточнениедаты, когда документ был заключен. Это существенный фактор, касающийся длительного срока исковой давности, который достигает трех лет с дня нарушения. Помимо этого, в заявлении указывается информация о размере выплат, к которым есть претензии. К иску потребуется приложить пакет документов, подтверждающих написанное.
Очень важно, чтобы были собраны все бумаги, подтверждающие факт попыток решения проблемы со страховой до судового разбирательства. Заявление составляется в произвольной форме и подписывается тем, кто его подает. Иск о неправомочности действий составляется в двух экземплярах.
Один надо отправить в головной офис страховой компании (не в филиал указанный в договоре), второй в суд. После того, как заявление подано, надо подождать 30 дней. Такой срок по закону отводится для принятия решения.
В течение этого периода пострадавший получит либо отказ, либо согласие на возмещение.
Страховщик может не уведомить о принятом решении, всячески затягивая процесс выплат. В таком случае можно потребовать неустойку (если в течение 30 дней информации не поступало). Но, следует знать, что по закону, пеня не может превышать сумму возмещения. Кроме того, чтобы получить неустойку, потребуется обращаться в суд.
Чтобы наверняка выиграть спор по ОСАГО, лучше привлечь опытного юриста, который неоднократно имел дело с подобными случаями.
К кому предъявляются регрессивные требования по ОСАГО
Затребуется регресс по ОСАГО с виновника ДТП или станции техосмотра. В первом случае все понятно: инициатор аварии не просто нарушил ПДД, но и не учел ключевые особенности автострахования. Поэтому фирма, заплатив потерпевшему компенсацию по ОСАГО, предъявляет обоснованные претензии по возврату страховой суммы.
Второй вариант, когда регресс предъявляется к станции ТО, возможен не при отсутствии техосмотра, а за некачественное его проведение.
Пример: водитель недавно проходил техосмотр. Мастера выполнили работу поверхностно, закрыв глаза на наличие серьезных технических повреждений транспортного средства. В результате сведения о возможных проблемах с автомобилем в диагностической карте отражены не были. Вскоре из-за неисправности этого авто произошла авария. Страховщик, узнав о нарушениях со стороны СТО, вправе предъявить ей регрессное требование.
Наиболее часто регресс предъявляется именно к собственнику автомобиля. Доказать некачественно пройденный техосмотр сложнее, так как многие виды неисправностей у машин могут проявляться после посещения СТО. Но это не освобождает станции техосмотра от обязанности проводить проверку автомобилей скрупулезно. Если машина попадает в ДТП из-за упущенных мастером СТО проблем, обязанности по оплате страхового возмещения страховщик передает истинному виновнику аварии.