Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность управляющей компании за непредоставление информации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Делегирование полномочий по управлению многоквартирным домом (МКД) специальной организации – это один из способов организации контроля за общим имуществом владельцев объектов недвижимости в здании. Другой формой такого управления является создание товарищества собственников жилья (ТСЖ).
Как отвечать на запросы населения
Граждане могут направлять письменные запросы обычной или электронной почтой в адрес своей управляющей компании, чтобы получить сведения о ее деятельности или своем доме. Управляющая компания, в свою очередь, должна отвечать на эти запросы граждан в течение 10 рабочих дней со дня поступления запроса. Все запросы, полученные обычной или электронной почтой, хранятся УК в течение 5 лет.
В электронном ответе управляющая компания должна продублировать текст самого запроса, а также предоставить запрашиваемую информацию. Обязательно укажите ФИО и должность сотрудника УК, который отвечал на запрос.
Если запрос поступил к вам по обычной почте, то его необходимо зарегистрировать в день поступления, присвоить ему регистрационный номер и проставить штамп УК. В письменном ответе необходимо указать ту же самую информацию, что и в электронном виде.
Гражданин, который направляет вам письменный запрос, должен указать название вашей управляющей компании, свои ФИО, почтовый адрес, изложить суть своего обращения, а также указать желаемый способ получения ответа: посредством почтового отправления или выдачи лично на руки.
Чем отличаются информационные стенды в офисах от информационных досок в подъездах МКД
Многие УК, возможно, схватятся за голову, прочитав верхний абзац статьи. Ведь их итак нагрузили раскрытием информации сразу в нескольких источниках. Одновременно им нужно заполнять портал Реформа ЖКХ, сайт УК (ПП РФ №731 от 23.09.2010), с 1 июля 2016 года добавится ГИС ЖКХ (ФЗ №209 от 21.07.2014).
В каких-то субъектах страны есть региональные сайты, на которых местная администрация или ГЖИ обязывает УК дополнительно размещать информацию по Стандарту раскрытия. Ещё всю информацию необходимо дублировать в печатном виде на информационных стендах в офисе УК.
Поэтому не удивительно, что управляющие организации под час находятся в неведении о необходимости размещения информации для собственников помещений в МКД на информационных досках в подъездах жилых домов.
Здесь возникает вопрос, зачем дублировать информацию ещё в одном месте, когда она итак размещена одновременно в четырёх источниках? Но существуют серьёзные различия. Так, согласно Стандарту раскрытия информации УК должна размещать определённый перечень сведений о себе и управляемых МКД. Останавливаться подробно на этом не будем, так как у нас в блоге достаточно статей на данную тему.
Что же касается информационных досок в подъездах МКД для собственников помещений в доме, то перечень сведений, подлежащих размещению, представляется иным. Этот перечень, как и само требование, размещены в разделе IV Права и обязанности исполнителя Постановления Правительства №354 от 06.05.2011 года .
Требования к раскрытию информации управляющими компаниями
Собственники квартир в МКД хотят знать, чем занимается управляющая компания и куда уходят выплаченные денежные средства. По этой причине были приняты правовые нормы, закрепляющие обязанность управляющих организаций по раскрытию информацию о своей деятельности. Такая обязанность ложится не только на управляющие компании, но и на жилищные кооперативы, и товарищества собственников жилья.
В пункте 11 статьи 162 Жилищного кодекса РФ говорится, что управляющая компания обязана предоставлять ежегодный отчёт о проделанной работе и о затраченных средствах. Пункт 10 статьи 161 закрепляет за управляющими организациями обязанность раскрывать информацию по стандарту . Речь идёт о нормативно-правовом акте под названием «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» , который регулирует процедуру, способы и сроки предоставления сведений управляющими организациями. Стандарт утверждён Постановлением Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года.
Последствия нарушения стандарта
Законодательные изменения, в соответствии с которыми управляющие компании обязаны предоставлять информацию на основании Стандарта, произошли в 2010 году, но многие организации в своей работе допускают значительные нарушения, скрывая сведения о своем функционировании.
За такие нарушения предусмотрена серьезная ответственность.
А именно, Кодекс об административной ответственности РФ установил штрафы в размере от 30 до 200 тысяч рублей , которые могут быть наложены как на конкретного сотрудника, так и на компанию в целом. Помимо всего, регулярно осуществляется надзор в лице прокуратуры и жилищной инспекции. Если в ходе проверки будут выявлены грубые нарушения, то организация может лишиться лицензии через судебное разбирательство.
Об условиях и правилах информирования владельцев квартир МКД управляющими компаниями в соответствии со Стандартом смотрите в следующем видеосюжете:
С начала 2018 года работающие в регионах управляющие организации обязали раскрывать сведения о себе в ГИС ЖКХ. Вскоре аналогичные требования начнут работать и для УК в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Однако информационная система все еще дорабатывается, равно как и нормативная база по данному вопросу. В таких условиях у управляющих организаций остается масса вопросов о раскрытии информации, и на них мы постараемся ответить в этой статье.
Сфера ЖКХ в нашей стране остается привычным объектом критики и повышенного внимания со стороны органов власти. В качестве одной из своих главных задач правительство здесь видит необходимость повышения прозрачности отрасли. Последний серьезный шаг в этом направлении – создание ГИС ЖКХ, куда все управляющие и ресурсоснабжающие организации должны вносить информации о себе и своей деятельности. Эта информационная система создана совместными усилиями Минстроя и Минкомсвязи.
Размещение сведений для УК сделали обязательством, за неисполнение которого следует наказание. Из-за особой значимости данного вопроса мы считаем необходимым рассмотреть его подробнее.
Последствия нарушения стандарта
Законодательные изменения, в соответствии с которыми управляющие компании обязаны предоставлять информацию на основании Стандарта, произошли в 2010 году, но многие организации в своей работе допускают значительные нарушения, скрывая сведения о своем функционировании.
За такие нарушения предусмотрена серьезная ответственность.
А именно, Кодекс об административной ответственности РФ установил штрафы в размере от 30 до 200 тысяч рублей, которые могут быть наложены как на конкретного сотрудника, так и на компанию в целом. Помимо всего, регулярно осуществляется надзор в лице прокуратуры и жилищной инспекции. Если в ходе проверки будут выявлены грубые нарушения, то организация может лишиться лицензии через судебное разбирательство.
Примеры случаев допустимого ограничения объема раскрываемой информации
ОБЪЕМ РАСКРЫВАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ПБУ | ДОПУСТИМОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ЭТОГО ОБЪЕМА |
Доходы организации | |
В отношении выручки, полученной от выполнения договоров, предусматривающих исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:
|
Не указывают сведения об организациях, на которые приходится основная часть выручки, полученной по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами. Указывают причины, по которым более подробная информация не раскрыта. |
Информация о связанных сторонах | |
Если в отчетном периоде организация, составляющая бухотчетность, проводила операции со связанными сторонами, в отчетности по каждой связанной стороне раскрывают, как минимум, следующую информацию:
Показатели, отражающие аналогичные по характеру отношения и операции со связанными сторонами, могут быть сгруппированы. Исключение — случаи, когда обособленное раскрытие их необходимо для понимания влияния операций со связанными сторонами на бухотчетность организации, составляющей её. |
Не раскрывают сведения по каждой связанной стороне в объеме, предусмотренном ПБУ 11/2008. Информацию в объеме, предусмотренном ПБУ 11/2008, раскрывают по группе связанных сторон, а также указывают причины, по которым более подробная информация не раскрывается. |
Договоры строительного подряда | |
В бухгалтерской отчетности организации раскрывают следующую информацию по каждому договору, не завершенному на отчетную дату:
|
Не раскрывают сведения по каждому договору строительного подряда в объеме, предусмотренном ПБУ 2/2008. Информацию в объеме, предусмотренном ПБУ 2/2008, раскрывают по совокупности договоров, не завершенных на отчетную дату, а также указывают причины, по которым более подробная информация не раскрыта. |
Информация по сегментам | |
Организация раскрывает следующую информацию о покупателях (заказчиках), выручка от продаж по которым составляет не менее 10% общей выручки от продаж покупателям (заказчикам):
|
Не раскрывают сведения по каждому покупателю (заказчику) в объеме, предусмотренном ПБУ 12/2010. Указывают причины, по которым более подробная информация не раскрыта. |
Исходя из приказа Минфина от 27.11.2020 № 287н, под раскрытием информации в бухотчетности в ограниченном объеме понимается информация, которая может быть раскрыта в ограниченном объеме. То есть, согласно перечисленным выше ПБУ:
- о доходах организации;
- о связанных сторонах;
- о договорах строительного подряда;
- по сегментам.
Ситуация, в которой допустимо ограниченное раскрытие информации, — это когда раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приведет или может привести к потерям экономического характера и/или урону деловой репутации организации и/или ее контрагентов, и/или связанных с ней сторон.
Пример
Раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приводит или может привести к введению мер ограничительного характера (в т. ч. санкциям) иностранным государством и/или государственным объединением, союзом, государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и/или союза, в отношении отчитывающейся организации, ее контрагентов, связанных с ней сторон.
Круг организаций, которые вправе раскрывать информацию в ограниченном объеме, — это все организации, составляющие бухотчетность в соответствии с законодательством РФ и на которые распространяется действие указанных ПБУ. Исключений нет.
Часть бухотчетности, в которой допустимо раскрытие информации в ограниченном объеме, — это:
- пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (коммерческие организации);
- пояснения к бух. балансу и отчету о целевом использовании средств (некоммерческие организации);
Допустимый характер ограничения — это ограничение объема раскрываемой информации, предусмотренного конкретным ПБУ.
Зона ответственности УК/ТСЖ по закону
Существует море правовых актов в сфере управления МКД. И, как известно, не знание закона, не освобождает от ответственности за его неисполнение. Но как УК/ТСЖ и жителям не утонуть в море законов и нормативов по управлению жилыми домами? Пока выходит, что никак. Для сравнения, законов, регламентирующих эксплуатацию нежилых зданий (например, торгового центра) раз-два и обчёлся, а вот по жилым домам к этим нормативно-правовым актам добавляются специальные федеральные правовые акты. И это не считая нормативов, утверждённых органами исполнительной власти или местного самоуправления.
Правовые основы управления коммерческой недвижимости. |
---|
от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» |
от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» |
от 30.03.1999 № 52-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» |
от 23.11.2009 № 261-Ф3 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» |
О чём это постановление
Давайте сначала разберёмся, почему, собственно, этот законодательный акт назвали Стандартом? Со словом стандарт у нас сразу ассоциируется свод каких-то правил, обязательных и одинаковых для группы лиц или сообщества людей, для которых он и разрабатывался. И наш с вами случай не исключение.
731 Постановление Правительства обязательно к выполнению для всех управляющих компаний. То есть теперь каждая УК должна создать свой сайт и зарегистрироваться на портале Реформа ЖКХ . В этих источниках необходимо размещать информацию о своей деятельности по управлению многоквартирными домами, а также сведения по каждому МКД.
В этих целях 22 декабря Минстрой утвердил Приказ №882/пр о формах раскрытия информации. Но в свою законную силу документ вступил только 22 мая 2015 года. Поэтому с этого дня на сайтах информация публикуется не в произвольном виде, а по строго утвержденным формам.
Печатные копии необходимо размещать на информационных стендах в офисах компаний. Информационные стенды должны стоять в удобном для посетителей месте, то есть так, чтобы каждый смог подойти к стойке и прочитать интересующую его информацию (подробнее об оформлении стендов в нашей ). Копии материалов с оформленных стендов УК должна хранить в течение 5 лет.
Управляющие компании, которые не соответствуют Стандарту раскрытия информации, будут оштрафованы по и 14.1.3. КоАП РФ на сумму от 50 до 500 тысяч рублей. За грубые или повторные нарушения лицензионных требований грозит дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет (подробности в нашей ).
Если у вас возникают какие-либо сложности с размещением информации на сайтах Реформа ЖКХ или ГИС ЖКХ, если у вас еще нет своего сайта, . Мы всегда рады помочь с решением вашей проблемы!
Эту статью могут комментировать только участники сообщества. Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.
написал 15 мая 2016, 19:27 6 оценок, 6759 просмотров 1. В первом квартале на сайте должен быть ОТЧЕТ об ИСПОЛНЕНИИ ДОГОВОРА УПРАВЛЕНИЯ 2.
Первый квартал прошел. Прошли длинные майские каникулы. Пора за дело. Почему не привлекаем неисправную управляющую организацию за непредоставление на сайте в открытом доступе отчета об исполнении договора управления 3. Вот есть шаблон, в котором для гарантии упомянуто аж две нормы права Можно сократить, можно расширить, но нельзя пролеживать бока Подавайте Государственная жилищная инспекция Заявители: КОЛЛЕКТИВНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ 1 Мы, нижеподписавшиеся, обращаемся с коллективным заявлением по поводу нарушения управляющей организацией (название) требований закона – должностным лицом, возглавляющим организацию, пропущен срок размещения на сайте управляющей организации обязательного отчета о выполнении договора управления.
Не размещение отчёта влечет за собой административный штраф по
«Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»
: на должностных лиц в размере от 50 до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет;на юридических лиц — от 150 тысяч до 250 тысяч рублей.
Ответственность за нарушение закона о персональных данных
Лицам, нарушившим требования закона о персональных данных, в зависимости от конкретных обстоятельств и серьезности деяния может грозить не только административная и уголовная ответственность, но также гражданско-правовая и даже дисциплинарная (таблица 1). При этом административная ответственность с 1 июля 2017 года ужесточилась – вместо одного состава правонарушения ст. 13.11 КоАП РФ теперь предусматривает семь, а максимальный штраф составляет 75 тыс. руб.
Таблица 1. «Виды ответственности за нарушение закона о персональных данных»
Вид ответственности
[3]
Нарушение
Санкция
Норма
Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено законом, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации
Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
Поделитесь с коллегами и друзьями
Все вы, конечно же, наслышаны о Стандарте раскрытия информации по 731 Постановлению Правительства РФ в действующей редакции от 27.09.2014 года. Но законодательный акт написан довольно сложным языком, которые многие (включая даже юристов) трактуют двояко. Чтобы избежать кривотолков, мы попытаемся рассказать о Стандарте раскрытия информации простым языком.
Что нужно размещать УК на информационных досках в подъездах МКД.
Как показывает практика и поступающие к нам вопросы от управляющих организаций, не все УК в курсе, что определённый перечень информации они должны доводить до сведения собственников посредством размещения её на досках объявлений в подъездах МКД. А между тем, за отсутствие информационных досок в подъездах жилых домов или за неразмещение на них информации УК могут оштрафовать. О том, какую информацию нужно размещать на этих досках, сегодня и поговорим.
Чем отличаются информационные стенды в офисах от информационных досок в подъездах МКД
Многие УК, возможно, схватятся за голову, прочитав верхний абзац статьи. Ведь их итак нагрузили раскрытием информации сразу в нескольких источниках. Одновременно им нужно заполнять портал Реформа ЖКХ, сайт УК (ПП РФ №731 от 23.09.2010), с 1 июля 2016 года добавится ГИС ЖКХ (ФЗ №209 от 21.07.2014).
В каких-то субъектах страны есть региональные сайты, на которых местная администрация или ГЖИ обязывает УК дополнительно размещать информацию по Стандарту раскрытия. Ещё всю информацию необходимо дублировать в печатном виде на информационных стендах в офисе УК.
Поэтому не удивительно, что управляющие организации под час находятся в неведении о необходимости размещения информации для собственников помещений в МКД на информационных досках в подъездах жилых домов.
Здесь возникает вопрос, зачем дублировать информацию ещё в одном месте, когда она итак размещена одновременно в четырёх источниках? Но существуют серьёзные различия. Так, согласно Стандарту раскрытия информации УК должна размещать определённый перечень сведений о себе и управляемых МКД. Останавливаться подробно на этом не будем, так как у нас в блоге достаточно статей на данную тему.
Что же касается информационных досок в подъездах МКД для собственников помещений в доме, то перечень сведений, подлежащих размещению, представляется иным. Этот перечень, как и само требование, размещены в разделе IV Права и обязанности исполнителя Постановления Правительства №354 от 06.05.2011 года.
Правовое регулирование
Согласно положению ст. 162 ЖК РФ, управляющая компания обязана ежегодно в течение первого квартала предоставлять информацию о проделанной за прошедший год работе. Итоговый отчет должен быть размещен в специальной электронной системе. Сроки и порядок составления отчетности могут быть изменены соглашением между жильцами и управляющей компанией.
Единая система в сфере ЖКХ, в которую УК обязана ежегодно вносить сведения о проделанной работе, была образована согласно Федеральному закону № 209 – ФЗ. На сегодняшний день это открытый интернет-сайт, на котором каждый пользователь может свободно получить информацию о работе управляющей организации в его собственном доме.
Функционал также предоставляет возможность узнать об изменениях законодательства, проверить свои задолженности, положенные льготы, а также посмотреть лицензию УК.
Для формализации готовых отчетов были введены правила и стандарты, которых должны придерживаться управляющие компании при подготовке информации. Такое правовое регулирование защищает собственников МКД, поскольку сегодня деятельность УК является прозрачной и каждый желающий может проверять ее на соответствие закону.