Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обоснование соответвтсия объекта закупки в плане закупок в еис». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как видно из установленных Правил заказчик обязан применять КТРУ при «осуществлении закупки». Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ под закупкой понимается совокупность действий заказчика, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Важно отметить, что закупка начинается с определения поставщика (прим.: с размещения в ЕИС извещения о проведении конкурентной процедуры или с заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком) и завершается исполнение обязательств сторонами контракта.
Советы заказчикам при составлении описания
Статья 33 ч. 2 содержит информацию относительно правил ООЗ. Для заказчиков актуальны следующие рекомендации.
- Максимальная объективность описания предмета закупки. Это означает, что под описание должны подходить сразу несколько товарных позиций, к примеру, различные модели оборудования. То есть описание подразумевает некий абстрактный товар с определённым функционалом. В противном случае нарушается принцип открытой конкуренции.
- Максимальная понятность описания. Нужно пользоваться стандартной терминологией, добавлять чертежи и фото. Недопустимы расплывчатые формулировки даже при отсутствии национальных и иных стандартов для конкретного объекта.
- Всестороннее описание. То есть в тексте должны быть прописаны все параметры объекта закупки.
- Должна быть возможность проверки соответствия поставленной продукции требованиям заказчика. Это делается с помощью указания конкретных показателей и их диапазонных значений.
- В конце надлежит подвергнуть проверке числовые характеристики. В противном случае повышается вероятность того, что закупочная процедура не сможет быть проведена либо будет закуплен товар с неподходящими параметрами.
На какие требования к описанию объекта закупки следует обратить внимание?
Все требования к описанию объекта закупки по 44-ФЗ размещены в ст. 33 этого закона. В частности, описание объекта может содержать разнообразные графические элементы – эскизы, планы, чертежи. По общему правилу поставляемый товар должен быть новым, т.е. не бывшим в употреблении; также необходимо зафиксировать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров требованиям документации. Ну а закупка работ в сфере строительства должна содержать проектную документацию. Остановимся на тех положениях описания объекта закупки, которые на практике вызывают наибольшие затруднения.
Можно ли закупать товар, описание которого явно соответствует конкретному товарному знаку или товару конкретного производителя, но не называет их?
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Таким образом, описываются все необходимые свойства товара, работы или услуги. Но в описании объекта не должны фигурировать конкретные товарные знаки, фирменные наименования, если это влечет ограничение количества участников закупки. Указывать конкретный товарный знак можно в случаях, если при этом:
- допускается альтернатива и такое наименование используется в сочетании со словами «или эквивалент» (например, «Coca-Cola» или эквивалент),
- необходимо приобрести товар, совместимый с используемым заказчиком товаром,
- необходимо приобрести запасные части к машинам и оборудованию.
На какие требования к описанию объекта закупки следует обратить внимание?
Все требования к описанию объекта закупки по 44-ФЗ размещены в ст. 33 этого закона. В частности, описание объекта может содержать разнообразные графические элементы – эскизы, планы, чертежи. По общему правилу поставляемый товар должен быть новым, т.е. не бывшим в употреблении; также необходимо зафиксировать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров требованиям документации. Ну а закупка работ в сфере строительства должна содержать проектную документацию. Остановимся на тех положениях описания объекта закупки, которые на практике вызывают наибольшие затруднения.
Можно ли закупать товар, описание которого явно соответствует конкретному товарному знаку или товару конкретного производителя, но не называет их?
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Таким образом, описываются все необходимые свойства товара, работы или услуги. Но в описании объекта не должны фигурировать конкретные товарные знаки, фирменные наименования, если это влечет ограничение количества участников закупки. Указывать конкретный товарный знак можно в случаях, если при этом:
- допускается альтернатива и такое наименование используется в сочетании со словами «или эквивалент» (например, «Coca-Cola» или эквивалент),
- необходимо приобрести товар, совместимый с используемым заказчиком товаром,
- необходимо приобрести запасные части к машинам и оборудованию.
Обоснование соответствия, пример
К примеру, заказчиком выступает медицинский центр, при этом ему необходимо приобрести посредством торгов карбюратор для автомобиля. При составлении плана госзакупок и плана-графика следует указать, что для поддержания транспортных средств в технически исправном состоянии необходимо закупить карбюратор в количестве трех единиц.
Другой пример. Образовательному учреждению необходимо приобрести автомобиль. При обосновании нужно сослаться, к примеру, на наличие разрешения проводить уроки вождения.
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о порядке обоснования закупок, осуществляемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 555 (далее — Постановление N 555).
Постановлением N 555 утверждены Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также Форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок (далее — Форма обоснования планов закупок) и Форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок (далее — Форма обоснования планов — графиков закупок).
Согласно Постановлению N 555 в графе 6 Формы обоснования планов закупок указывается обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации. В графе 7 Формы обоснования планов — графиков закупок указывается Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК) в порядке, установленном статьей 22 указанного Федерального закона.
Заполнение указанных выше граф форм обоснования планов и планов — графиков закупок осуществляется заказчиком самостоятельно в свободной форме с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом полагаем, что в случае, если соответствие объекта закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации напрямую следует из названия такой государственной (муниципальной) программы, такого международного договора, таких функций и полномочий, в графе 6 Формы обоснования планов закупок указывается, что закупка осуществляется в целях реализации соответствующего мероприятия.
Вместе с тем не всегда можно отследить прямую связь между объектом закупки и соответствующим мероприятием государственной (муниципальной) программы, международным договором, функциями и полномочиями. В данном случае в графе 6 Формы обоснования планов закупок указывается, каким образом осуществление закупки именно такого товара, работы или услуги будет способствовать реализации соответствующего мероприятия государственной (муниципальной) программы, международного договора, функций и полномочий.
В отношении заполнения Формы обоснования планов — графиков закупок в случае осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика (исполнителя) в соответствии с пунктами 4, 5, 26, 33 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ отмечаем, что в указанном случае в соответствии с пунктом 6 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 555, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок. При этом заполняются графы 2, 4, 7, 8 Формы обоснования планов — графиков закупок.
Как написать обоснование закупки: пример
План включает сведения об обосновании закупки. Что писать в каждой графе, можно посмотреть в постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. В этом нормативно-правовом акте содержится подробная инструкция, как обосновать процедуру в плане. Утвержденная форма предоставления сведений содержит:
- идентификационный код;
- объект;
- название госпрограммы (это может быть не только государственная, но и региональная, ведомственная, целевая программа);
- мероприятие, для которого проводится процедура;
- потребности учреждения, для удовлетворения которых покупается товар, работа или услуга (также можно указать функции);
- обоснование закупки.
Назовем этапы, которым следует в этом случае заказчик:
Шаг 1. Определиться с объектом закупки, в котором есть необходимость.
Шаг 2. Подготовить обоснование по каждому товару из списка (составлялось для плана закупки, на сегодняшний день его готовить не нужно).
Шаг 3. Осуществить поиск потенциальных подрядчиков.
Шаг 4. Определиться с порядком выбора исполнителя и НМЦ контракта.
Шаг 5. Подготовить план-график мероприятия на ближайший отчетный период.
Шаг 6. Заполнить обоснование для плана-графика по новой форме.
Чтобы сформировать обоснование для плана закупок заказчики должны были заполнить соответствующую таблицу, в которой приводился список объектов торгов (товаров, услуг или работ каждого вида). В данной форме прописывались следующие сведения:
- номер процедуры;
- названия товаров (работ, услуг);
- цель мероприятия;
- обоснование по каждой позиции;
- ссылки на нормативные документы;
- подпись уполномоченного сотрудника и дата.
Как обосновать соответствие объекта закупки
Автор: Ильина Яна 20 июня 2023 Рассмотрим, каким образом описать объект закупки и его соответствие требованиям закона, а также приведем примеры. При проведении тендеров в рамках Закона о контрактной системе заказчик сталкивается с проблемами описания объекта закупки и обоснования его соответствия требованиям 44-ФЗ.
Для начала разберемся с определениями. Объект закупки — это (по 44 ФЗ)товары, работы или услуги, которые приобретает заказчик посредством проведения торгов.
Законом установлены правила, по которым его нужно описывать. Описание — это список условий, которым должны отвечать закупаемые товары (работы, услуги). Таким образом, заказчик подробно указывает в документации о тендере все необходимые качественные и технические характеристики товара.
Эти сведения он может почерпнуть из общедоступных источников, ГОСТов, коммерческих предложений организаций, которые работают в подходящей сфере деятельности. Главный нормативный акт в этом вопросе — Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 555.
При формировании плана закупок обоснованию подлежит каждый объект закупки, включенный в план закупок. В обосновании Заказчику необходимо указать цель осуществления закупки, в т.ч. наименование конкретного мероприятия государственной программы, конкретные функции и полномочия, предусматривающие осуществление закупки, а также реквизиты акта о нормировании, принятые согласно ст.19 44-ФЗ, либо указание на его отсутствие.
Цели осуществления закупок (ст.13 44-ФЗ):
- Обеспечение реализации мероприятий государственных и муниципальных программ;
- Обеспечение исполнения международных обязательств, реализации межгосударственных программ, исполняемых не в рамках государственных и муниципальных программ;
- Обеспечение выполнения иных функций и полномочий органов власти (органов местного самоуправления).
Пример обоснования закупки
Бесплатная юридическая консультация: Вся Россия
Redone Полезные статьи о госзакупках 25 июля 2017 Приобретение товаров или работ у единственного, выбранного самим заказчиком, поставщика – быстрый и простой способ обеспечить нужды государственного или муниципального учреждения.
Возможность проведения такой процедуры предусмотрена статьей 24 44-ФЗ. При этом заказчик обязан отчитаться перед контролирующими органами и обосновать выбор именно такой методики закупки.
Полный перечень ситуаций, при которых заказчик может закупить необходимые товары или услуги у одного поставщика приведен в статье 93 44-ФЗ. Среди всех случаев чаще всего применяются следующие: Приобретение товаров и услуг у организаций, которые относятся к разряду естественных монополий и отвечают нормам статьи 147-ФЗ.
Как обосновать соответствие объекта закупки
Главный нормативный акт в этом вопросе — Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. Подтверждение соответствия необходимо в двух случаях:
- при формировании плана заказов;
- при составлении .
Итак, обоснование соответствия объекта закупки 2023 — что писать?
В табличном виде самого плана для этого имеется раздел «Цель закупки». В нем должен быть отражен результат торгов.
Также при обосновании необходимо указать следующую информацию:
- наименование мероприятия указанной выше программы (напомним, что целями Закона № 44 является не только исполнение госпрограмм, но и, например, выполнение полномочий государственных и муниципальных органов);
- если торги планируются в рамках государственной (субъектовой, муниципальной) программы — ссылка на нее;
- (в соответствии со ст. 23 ФЗ-44);
- наименование объекта заказа (он же предмет контракта);
Обоснование закупки: на что обратить внимание
Если меняется план и план-график, соответствующие изменения вносятся и в отчеты с обоснованиями. За нарушение этих правил предусмотрен штраф для должностных лиц заказчика в размере 10 000 рублей, в соответствии с . Кроме того, контролирующие органы могут признать контракт необоснованным и отказать в его заключении.
При утверждении плана к нему прилагается следующая форма: В такой таблице заказчик по порядку заполняет все колонки, указывая:
- ссылки на нормативные документы, устанавливающие особые требования к приобретаемым товарам, работам или услугам, либо указание на их отсутствие.
- соответствие закупки целям, перечисленным в ст. 13 закона 44-ФЗ;
- наименование государственной или муниципальной программы и конкретного мероприятия из нее, для реализации которого необходимо заключить контракт;
- идентификационный код и сам предмет закупки;
От заказчика не требуется полное описание объекта закупки по 44-фз.
Обоснование выбора процедуры закупки
Необходимы соответствующие расчеты и обоснования. Чаще всего в практической деятельности при выборе процедуры закупок перед заказчиком стоит проблема: проводить открытые торги или открытые с предквалификацией (ограниченные, двухэтапные), т.к. случаи применения переговоров (закупки из одного источника) четко определяются законом.
В зарубежной практике предварительная квалификация, как правило, предваряет конкурс по крупным строительным контрактам, услугам, закупкам сложного оборудования.
Вместе с тем в руководствах по проведению торгов некоторых международных организаций рекомендуется предварительная квалификация и для небольших торгов в тех случаях, когда важно установить число потенциальных участников и их производственные возможности, а также для своевременного внесения необходимых корректив в условия контракта.
Составляем обоснование соответствия объекта закупки
Ни дня без инструкций × Ни дня без инструкций
- Сервисы:
Разберемся в правилах описания и обоснования объекта госзакупки. 31 июля 2017 Автор: Иванов Сергей Объект закупки — в своем роде аналог техническому заданию, от его правильного описания зависит эффективность проведения закупочных процедур.
Объект закупки — это по фиксация качественных и количественных характеристик (стандарт), которые позволяют идентифицировать его. Описание объекта госзакупки должно быть предельно объективным и конкретным, чтобы заказчик получил максимальное количество соответствующих предложений и выбрал победителя. В описание необходимо включать все имеющиеся характеристики: функциональные, качественные и технические, а также его эксплуатационные свойства.
Запрещено ссылаться на товарные знаки или фирменные наименования и указывать другие требования, которые ограничат количество участников. Источниками для формирования описания могут быть:
- Официальные сайты (или иные источники информации) государственных и муниципальных органов.
- Ранее исполненные контракты.
- Другие источники.
- Информация из опубликованных научных статей в журналах и других источниках информации.
- Нормативные документы, технические нормы, стандарты, регламенты и другие своды правил.
Существуют рекомендации к описанию предмета госзакупки. Они касаются технических и физических показателей, терминологии и условных обозначений, которые используются при описании закупаемых товаров, работ и услуг.
Они установлены:
- Иными условиями, связанными с потребностями заказчика.
- Стандартами, принятыми в соответствии с 162-ФЗ от 29.06.2015 «О стандартизации в Российской Федерации».
- Техническими регламентами, принятыми в соответствии с 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании».
При формировании плана заказов и плана-графика бюджетные учреждения должны привести обоснование заказа. Порядок установлен постановлением Правительства РФ № 555 от 05.06.2015. Заказчик самостоятельно заполняет графы формы обоснования заказа товаров, работ и услуг.
Форма обоснования выглядит так.
Разберем заполнение формы с обоснованием пошагово.
Согласно ст. 18 закона 44-ФЗ , порядок и форму обоснования устанавливает правительство. Заинтересованные лица могут найти соответствующие регламенты и формы в постановлении исполнительного органа от 05.06.2015 N 555 .
Законодательство требует обосновывать заказ дважды — при составлении плана и при утверждении плана-графика. Поскольку объект закупки — это по 44-фз любые товары, работы и услуги, приобретаемые для обеспечения муниципальных, региональных или государственных нужд, «подтверждать» необходимо соответствие каждой покупки. Если меняется план и план-график, соответствующие изменения вносятся и в отчеты с обоснованиями.
За нарушение этих правил предусмотрен штраф для должностных лиц заказчика в размере 10 000 рублей, в соответствии с ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ . Кроме того, контролирующие органы могут признать контракт необоснованным и отказать в его заключении.