Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проведение СОУТ: порядок и сроки процедуры, результаты оценки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
СОУТ или специальная оценка условий труда – это единственная нормативно закрепленная процедура, которая позволяет оценить условия труда на рабочих местах в любых организациях. Спецоценка представляет собой комплекс последовательных мероприятий, во-первых, по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и трудового процесса и, во-вторых, по оценке их воздействия на работников.
Что такое специальная оценка условий труда (СОУТ)
Идентифицированные производственные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Их результаты сравнивают с установленными нормативами по «Методике проведения специальной оценки условий труда», утвержденной Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 г. № 33н. Проще говоря, для каждого фактора есть нормативы – например, уровень шума – и если на конкретном рабочем месте присутствует фактор шума, то его измеряют и полученный уровень сравнивают с нормативом.
Оценка условий труда на рабочих местах позволяет установить класс (подкласс) условий труда, что влияет на ряд важных решений. В их числе:
- необходимость установления гарантий и компенсаций для сотрудников;
- направление их на медицинские осмотры;
- размер страховых взносов компании;
- выбор средств индивидуальной защиты (СИЗ);
- перечень дополнительных мероприятий по охране труда.
Основные положения закона о специальной оценке условий труда
Как мы уже сказали, организация СОУТ — это обязанность каждого работодателя, который имеет наемных сотрудников.
По сути, спецоценка представляет собой мероприятие, направленное на выявление опасных или вредных факторов, способных оказать негативное влияние на здоровье сотрудников. Она призвана определить степень воздействия выявленных факторов на работников, а также выяснить, насколько существующие показатели отличаются от установленных норм. Также в ходе мероприятия выполняется анализ эффективности средств, которые применяются для защиты персонала.
Проведение спецоценки регламентирует Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ( далее — Закон №426-ФЗ ). После принятия данного закона положение о СОУТ было включено в Трудовой кодекс РФ (в статью 212). Методика проведения и форма отчета о проведении СОУТ вместе с классификатором вредных и/или опасных производственных факторов утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 года №33н ( далее — Приказ №33н ).
Порядок контроля над СОУТ до недавнего времени регулировался приказом Минтруда РФ от 21 апреля 2017 года №377н, ему на смену пришел приказ Роструда от 23 августа 2019 года №231, утвердивший новый административный регламент. Этот документ больше предназначен для должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости, но в плане ознакомления может быть полезен для работодателя.
Однако основополагающим актом выступает именно Закон №426-ФЗ.
Обратите внимание
СОУТ проводится специализированными компаниями, к которым предъявляется ряд требований. Сотрудничество компании-работодателя и компании, оказывающей услуги по проведению СОУТ, происходит на основании договора, имеющего гражданско-правовой характер.
Это целый комплекс действий. Он включает анализ рабочих мест на предмет наличия факторов, негативно влияющих на здоровье человека и уровень их отклонения от нормы. Алгоритм проведения СОУТ установлен на уровне законодательства — в ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013 и Приказе Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Закон определяет не только понятие, периодичность проведения спецоценки условий труда для различных организаций и методику проведения, но и то, сколько действует СОУТ.
Мероприятия по оценке осуществляют специализированные организации в целях:
- определения присутствия вредных или опасных для здоровья факторов, которые влекут за собой болезнь или травму работника (ст. 209 ТК РФ);
- оценки уровня влияния вредных факторов на сотрудников;
- определения степени отклонения от нормальных показателей;
- определения эффективности используемых на предприятии СИЗ и средств коллективной защиты.
ТК РФ и законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 определены обязательность осуществления СОУТ всеми работодателями, а также то, на сколько лет действительна специальная оценка условий труда.
Дополнительным стимулом для работодателя к оценке рабочих мест является возможность возмещения части понесенных расходов из средств ФСС (Приказ Минтруда от 10.12.2012 № 580н).
Сколько хранить материалы и документацию по СОУТ
Длительность хранения результатов специальной оценки условий труда зависит от вида того материала, который нужно хранить.
Вид документа |
Срок хранения |
---|---|
Отчет |
Определяется приказом работодателя в процессе организации СОУТ в период формирования состава комиссии. |
Материалы |
|
Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза
Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.
Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.
В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).
Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ
Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:
- Ошибки работодателя.
Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.
Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:
№ пп | Вид нарушения | Какая законодательная норма нарушена |
1 | Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки | Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») |
2 | Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки | В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д. |
3 | СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) | Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ |
4 | Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ | Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ) |
5 | Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) | Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н |
6 | Некорректное применение результатов спецоценки | При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1) |
7 | Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки | Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) |
8 | Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения | Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
9 | Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов | Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
10 | Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников | Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) |
Для работодателя проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.
Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).
Сводная таблица: некоторые распространенные основания и сроки (периодичность) СОУТ
Основание для инициации оценки условий труда (СОУТ) | Особенности | Сроки (периодичность), частота СОУТ |
---|---|---|
Учреждение предприятия или компании, или создание новых рабочих мест (тождественно: факты основания предприятия или компании, регистрация предпринимателя и наем им сотрудников уже являются причинами создания рабочих мест) | Необходима первичная оценка или внеплановая СОУТ (последнее справедливо в случае создания места на уже действующем предприятии) | В течение года (но не позднее этого срока) с момента учреждения юридического лица |
Несчастный случай на производстве | Инициация оценки осуществляется при условии, что несчастный случай не является следствием неосторожности или непредусмотрительности действий третьих лиц | Срок – полгода (но не позднее) |
Очередная оценка условий труда (плановая СОУТ) | Инициация СОУТ необходима в отношении мест, на которых в результате предыдущих оценок (или до 2014 г. – аттестации) были обнаружены вредные условия труда (третий и четвертый классы, включая степени). Оценка не проводится в отношении условий труда на задекларированных местах, если для СОУТ нет оснований | Периодичность составляет один раз в 5 лет |
Аннулирование декларации соответствия условий труда | Оценка проводится при условии наступления ситуаций, описанных в разделе «Основания для проведения оценки условий труда на местах, в отношении которых была составлена декларация» настоящей публикации | Необходима оценка вне плана (внеочередная СОУТ) |
I Определяем опасные факторы
Что определяет Федеральный закон 426 ФЗ о специальной оценки условий труда? Представьте, что вы находитесь на рабочем месте. Задайтесь вопросом, сможете ли вы определить наличие вредных и опасных факторов, которые будут воздействовать на Вас? Так вот…
Специальная оценка условий труда СОУТ – это комплекс последовательных мероприятий по выявлению:
1. Вредных производственных факторов;
2. Опасных производственных факторов;
3. Тяжести труда;
4. Напряженности труда.
Что такое вредный производственный фактор?
– это тот фактор, который может привести как к острому заболеванию в течение одной смены, так и к длительному профессиональному заболеванию в процессе повседневной работы. Чаще всего на рабочих местах это снижение остроты слуха (тугоухость).
Что такое опасный производственный фактор?
– это тот фактор, который может привести непосредственно к травмированию. Например, вращающиеся части электроустановки могут причинить вред рабочему.
Что такое тяжесть труда?
– это сколько времени человек сидит в однотипной позе, сколько он ходит, наклоняется, сколько переносит груза.
Что такое напряженность труда?
– это принятие управленческих решений, считывание информации. Например, токарь, который работает на станке “ловит” замер, чтобы изделие соответствовало чертежу.
Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?
Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:
√ в какой раз она организуется;
√ что на этих РМ происходило раньше;
√ какие УТ на них сейчас.
1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.
2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.
3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.
4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:
• зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ);
• начали эксплуатироваться вновь созданные РМ;
• изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.
При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.
Взаимосвязь аттестации рабочего места и СОУТ
СОУТ заменила аттестацию рабочих мест, но смысл остался тот же. При действительной АРМ проводить новый отчет нет необходимости до конца действия срока предыдущей декларации. Исключением служит организация внеплановой оценки, в связи с присутствием определенных факторов, которые уже упоминались.
Обратите внимание! Проводить СОУТ допускается после завершения действия срока АРМ.
Отличие в том, что АРМ захватывает непосредственно условия труда на рабочем месте, а спецоценка проходит более масштабно, касаясь расходов на соцобеспечение служащих и вопросов усовершенствования мест.
Проводить СОУТ для работодателей выгоднее, так как они в ней заинтересованы – позволяет уменьшить трудозатраты, путем снижения выплат дополнительного страхования в ПФ.
Кто обязан проводить СОУТ каждые 5 лет
После начала применения Закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ работодатели проводят специальную оценку условий труда. Данная обязанность распространяется на все компании независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей. Сфера деятельности, в которой работает компания, а также статус предпринимателя (например, малый бизнес), количество сотрудников не играют роли.
Стоит отметить, что относительно некоторых работников оценка условий труда проводиться не должна. К таким работникам относятся (ч. 3 ст. 3 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):
- работники, трудящиеся дома (надомники);
- работники, трудящиеся дистанционно;
- сотрудники, трудящиеся у физлиц, не имеющих статуса ИП;
- работники, которые трудятся в религиозных организациях, зарегистрированных в соответствии с Законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ
Кто и в какие сроки проводит СОУТ?
Оценка проводится независимой специализированной организацией совместно с представителями работодателя. Все обследования происходят в рамках заключенного контракта и за счет работодателя.
Статьей 8 Закона № 426 установлена периодичность проведения СОУТ – не реже, чем раз в 5 лет.
Начиная с 1 января 2014 года, все работодатели обязаны провести проверку рабочих мест своих работников с привлечением специализированной организации. Если до указанной даты процедура была проведена, то следующий срок наступает по истечении пятилетнего периода от даты проведения.
Внеплановая аттестация рабочих мест допустима при возникновении следующих обстоятельств (ч.1 ст.17 Закона №426):
- рабочие места организованы вновь;
- изменения в производственном процессе, которые могут повлиять на уровень негативного воздействия на организм человека, связанные, в том числе, с заменой оборудования;
- применение средств защиты, которые ранее не использовались;
- выявление профессионального заболевания у работника, если установлено, что его причиной стало воздействие вредных и опасных условий труда;
- исполнение предписания инспекции по труду;
- по инициативе профсоюза, представившего мотивированные доводы для проведения внеплановой СОУТ.
Повторную плановую проверку проводят каждые пять лет на рабочих местах, где предыдущая проверка показала наличие вредных и опасных условий труда. Если ранее задекларировано соответствие нормативам, то документы по СОУТ продлеваются на следующие пять лет без организации плановой оценки.
Законом № 426 установлены следующие сроки для внеплановой проверки:
- 12 месяцев — с даты ввода в эксплуатацию новых рабочих мест, перевода их в другое помещение, а также при изменении технологического процесса;
- 6 месяцев — при получении предписания от инспектора по труду, замене средств защиты, в отношении рабочего места, где произошел несчастный случай или выявлено профессиональное заболевание.
Когда внеплановая СОУТ не проводится?
Если для проведения внеплановой оценки условий труда нет достаточных оснований, проверка может не проводиться. Решение о непроведении таких мероприятий принимается специальной комиссией.
Если государственный инспектор выявил ряд нарушений условий труда, при проведении оценки безопасности работы организации, специалист составляет предписание. В документе указывается весь перечень выявленных нарушений, какие законы и нормативные акты регламентируют невыполненные требования. Предписание вынуждает работодателя устранить все выявленные нарушения. Оценка реализованных действий проводится в рамках внеплановой СОУТ. Пока новый отчет о проведении внеплановой СОУТ не утвержден, работодатель не должен допускать ухудшение условий труда сотрудников, на рабочих местах которых выявлены нарушения. Это регламентируется законами, которые предоставляют гарантии и компенсации, связанные с условиями труда.
Спецоценка рабочих мест в 2022 году: последние изменения
Власти скорректировали порядок проведения экспертизы условий труда. Изменения начнут действовать с 1 марта 2022 года. По-новому надо будет считать сроки действия СОУТ. Но и это еще не все. Рассмотрели, что нового в спецоценке условий труда. Понятие «спецоценка условий труда» введено в оборот с 2014 года. Эта экспертная процедура заменила устаревшую аттестацию рабочих мест. По результатам СОУТ конкретному рабочему месту присваивается класс или подкласс трудовых условий. На основании экспертного заключения: Устанавливают размеры страхового обеспечения , уплачиваемого работодателем в пользу наемных работников . Чем более лучшие условия труда обеспечит работодатель, тем меньше ему придется доплачивать в бюджет. Применяют дополнительные гарантии и компенсации к персоналу , занятому на «особых» условиях (опасность, вредность). В частности, денежные надбавки, дополнительное время отдыха и сокращенный рабочий день.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ устанавливает единый порядок, по которому производится оценка условий труда на рабочем месте в 2021 году. Кто должен проводить СОУТ, прописано в ст. 3 Закона № 426-ФЗ. Это все работодатели, осуществляющие деятельность на территории РФ.