Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О корректировке платы за отопление». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
До 10 июля 2018 года в системе расчётов за отопление действовало чёткое правило: если не все жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме оборудованы индивидуальными приборами учёта тепловой энергии, показания индивидуальных счётчиков к расчёту не принимаются. Поэтому корректировка платы за первую половину отопительного сезона в 2018 году производится по старой формуле 3(2) из приложения 2 к ПП РФ № 354.
Применяйте новые формулы из Правил № 354 с 1 января 2019 года
Чтобы правильно произвести корректировку платы за отопление за 2018 год в домах, где не во всех помещениях сохранены индивидуальные приборы учёта тепловой энергии, исполнитель КУ должен:
- За период до 10 июля 2018 года использовать старую формулу 3(2) из приложения 2 к ПП РФ № 354.
- За период с 10 июля по 31 декабря 2018 года использовать формулу 3(3) из приложения 2 ПП РФ № 354, подставив в неё либо показания ИПУ, либо рассчитанную величину, производную от норматива, а не сам норматив.
Рассчитать такую величину для помещения без рабочего счётчика можно:
- умножив норматив потребления на площадь помещений собственников;
- разделив результат на сумму площадей всех помещений в доме, в том числе общего имущества МКД;
- умножив получившуюся удельную величину на площадь конкретного помещения, где не сохранился ИПУ.
С 1 января 2019 года для расчётов платы за отопление в многоквартирных домах, где хотя бы одно, но не все помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии, применяются новые формулы, которые были введены в ПП РФ № 354 постановлением Правительства РФ от № 1708.
Корректировка — обязанность или право исполнителя?
Как уже было сказано, оплате подлежит лишь фактически потребленная тепловая энергия. Если исполнитель коммунальных услуг получил плату за услуги, которые реально не были оказаны, с точки зрения гражданского законодательства он получил неосновательное обогащение, подлежащее возврату. С позиции законодательства об административных правонарушениях в непроведении корректировки можно усмотреть обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ). Кроме того, нельзя забывать, что с 28.12.2015 в ст. 157 ЖК РФ появится новая ч. 6, предусматривающая ответственность лица, виновного в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, в виде штрафа, если такое нарушение не было устранено до обращения и (или) внесения платы потребителем. То есть не проводить корректировку в пользу потребителей опасно с точки зрения возможных негативных последствий в виде штрафов.
С другой стороны, также необходимо проводить корректировку в свою пользу (когда потребителям доначисляется плата). Показательный пример — Определение ВС РФ от 23.07.2015 N 301-ЭС15-9859. Так, исполнитель коммунальных услуг обязан рассчитываться с РСО на основании данных ОПУ и не вправе ссылаться на то, что потребители ему вносят меньшие суммы. Риски, связанные с нереализацией обязанности по проведению корректировки размера платы, являются рисками ответчика и не могут служить обоснованием доводов о необоснованности произведенного истцом расчета процентов за пользование чужими денежными средствами исходя из объемов, определенных по данным общедомового прибора учета. К моменту наступления срока исполнения обязательства по договорам с РСО за декабрь (не позднее 25 января следующего года) у исполнителя уже имелись необходимые данные и правовые основания для проведения корректировки по итогам года для целей расчета с РСО исходя из показаний ОПУ.
Таким образом, можно прийти к выводу, что проведение корректировки в пользу потребителей (уменьшение начисленной платы за отопление) является обязанностью исполнителя (ее непроведение нарушает права потребителей), а в свою пользу — правом, риски нереализации которого лежат полностью на самом исполнителе (права потребителей при непроведении корректировки не нарушаются, однако с таким правом исполнителя корреспондирует обязанность потребителей оплатить скорректированную плату за отопление).
В каких случаях возможен перерасчет за отопление?
Перерасчет делают как по умолчанию, поскольку основания установлены законом, так и по заявлению или обращению жителей. Основания и порядок перерасчета прописаны в постановлении правительства № 354. Причинами для перерасчета могут быть:
- предоставление некачественных услуг, которое нужно доказать при помощи замеров;
- перерыв в подаче услуг, превышающий законные временные рамки;
- в ходе поверки счетчиков выявлены расхождения (перерасчет делают согласно показаниям, снятым во время поверки);
- получение льгот и субсидий;
- корректировка оплаты за отопление по итогам года;
- в регионе или на федеральном уровне изменили порядок расчета платежей за отопление.
Когда делают годовой перерасчет за отопление?
В первом квартале УК должна сделать перерасчет за отопление — вернуть разницу или, наоборот, увеличить сумму платежа в зависимости от того, сколько тепла было потрачено на отопление в прошлом году. При наличии общедомового прибора учета размер платы корректируется один раз. При перерасчете учитывают разницу между фактическим размером платы за тепловую энергию (рассчитанной исходя из показаний коллективного прибора учета) и начисленным размером платы в платежных документах в течение года.
Если на основании показаний общедомового прибора учета зафиксировано увеличение потребления тепла, то сумму за отопление доначислят. Потребителям, которым проведена отрицательная корректировка платы за отопление, суммы перерасчета будут равными частями снимать с текущих начислений.
Перерасчет производится по формуле:
Pi = Pk.пр. x Si / Sоб — Pfn.i.
где:
Pk.пр — размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний общедомового прибора учета за прошедший год;
Si — общая площадь вашей квартиры или вашего нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Pfn.i — общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в вашей квартире или в вашем нежилом помещении за прошедший год.
Как рассчитывается корректировка за отопление (если в доме установлен общедомовой прибор учёта и за отопление начисление производится равными частями в течении года, по 1/12)
- Согласно постановлению Правительства Московской области плата за отопление осуществляется равными долями в течение всего календарного года (1/12). За основу для начислений платы в текущем периоде для домов с общедомовыми счётчиками берется среднемесячное потребление конкретного многоквартирного дома за предыдущий год . По окончании года исполнители коммунальных услуг проводят корректировку платы за отопление на основании фактического потребления за текущий год , зафиксированного общедомовым прибором учета (ОДПУ).
- Среднемесячное потребление для расчетов в текущем году для каждого дома вычислялось индивидуально на основании показаний общедомового счётчика за предыдущий год и весь 2021 год жители платили за такой же объем тепловой энергии, который дом потребил в 2020 году. Для проведения перерасчёта по итогам года взяли данные приборов учета тепла за 2021 год и сверили с ранее начисленным в 2021 году.
- На размер корректировки влияют несколько факторов. В первую очередь, погодный и продолжительность отопительного сезона. В 2021 г. средняя температура тех месяцев, в которые используется отопление оказалась холоднее, чем в месяцы отопительных периодов 2020 года. Второй значимый фактор – конструктивные особенности зданий, качество работы системы теплоснабжения домов, выполненные энергосберегающие мероприятия.
Применяйте новые формулы из Правил № 354 с 1 января 2019 года
Чтобы правильно произвести корректировку платы за отопление за 2018 год в домах, где не во всех помещениях сохранены индивидуальные приборы учёта тепловой энергии, исполнитель КУ должен:
- За период до 10 июля 2018 года использовать старую формулу 3(2) из приложения 2 к ПП РФ № 354.
- За период с 10 июля по 31 декабря 2018 года использовать формулу 3(3) из приложения 2 ПП РФ № 354, подставив в неё либо показания ИПУ, либо рассчитанную величину, производную от норматива, а не сам норматив.
Рассчитать такую величину для помещения без рабочего счётчика можно:
- умножив норматив потребления на площадь помещений собственников;
- разделив результат на сумму площадей всех помещений в доме, в том числе общего имущества МКД;
- умножив получившуюся удельную величину на площадь конкретного помещения, где не сохранился ИПУ.
С 1 января 2019 года для расчётов платы за отопление в многоквартирных домах, где хотя бы одно, но не все помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии, применяются новые формулы, которые были введены в ПП РФ № 354 постановлением Правительства РФ от № 1708.
В каких случаях проводится корректировка?
В прежних Правилах описаны три варианта расчета платы за отопление, корректировка подразумевается только в двух из них.
Первый вариант — когда в доме отсутствуют какие-либо приборы учета тепловой энергии. Плата рассчитывается исходя из площади помещения, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию (формула 1 из Приложения 2 к прежним Правилам). Корректировка не проводится.
Второй вариант — когда в доме есть только ОПУ тепловой энергии (ИПУ отсутствуют). Плата рассчитывается путем перемножения площади помещения, среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год и тарифа на тепловую энергию (формула 7). Среднемесячный объем определяется путем деления объема потребления тепловой энергии по показаниям ОПУ за истекший год на 12 месяцев и на общую площадь помещений в доме. Обратим особое внимание, что в прежних Правилах не уточняется, какой период следует понимать под истекшим годом: календарный год, предшествующий расчетному месяцу (в этом случае половина отопительного сезона будет «обсчитана» по одному показателю, а вторая половина, с января, — уже с учетом показателя следующего календарного года), или последовательные 12 месяцев, предшествующие расчетному месяцу (в этом случае в каждом месяце рассматриваемый показатель будет колебаться). Впрочем, с точки зрения потребителей, ожидаемым является выставление платы ежемесячно в одинаковом размере, поэтому имеет смысл зафиксировать размер среднемесячного потребления на календарный год или отопительный период. В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1, то есть исходя из норматива потребления. При этом исполнитель раз в год проводит корректировку платы по формуле 8 следующим образом. Размер платы за тепловую энергию по данным ОПУ (за истекший год) умножается на долю в праве общей собственности конкретного собственника (отношение площади помещения к общей площади помещений в МКД), из полученной суммы (это реальная стоимость тепловой энергии, которую собственник обязан оплатить) вычитается общий размер платы за отопление за прошедший год.
Вопрос: В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1, то есть исходя из нормативов потребления. Должен ли исполнитель проводить корректировку платы за отопление в этой ситуации?
В Письме от 12.11.2014 N 25263-ОД/04 Минстрой России указал следующее. Прежними Правилами предусмотрена корректировка размера платы за отопление только при наличии общедомового прибора учета. В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учетом нормативов потребления и корректировка размера платы за отопление не производится. Проведение корректировки возможно по истечении календарного года при наличии совокупного объема потребленной тепловой энергии на нужды отопления по показаниям общедомового прибора учета. Таким образом, обязательными условиями проведения корректировки являются:
- наличие ОПУ;
- наличие сведений о совокупном объеме потребленной энергии на отопление по показаниям ОПУ за истекший год.
Как должна рассчитываться плата за отопление? Примеры расчёта
Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые
1. Al-7 (Al-7) [22.02.2011 13:05] [Материал] |
Леонид пишет 21.02.2011 г.: В УК «Вест-Снаб» мне объяснили, что тариф на отопление зависит от возраста дома. Для нашего дома по адресу Холмлглрлва, 19 тариф составляет 20 руб и 04 копейки за 1 кв.м. Для моей квортиры площадью 65 кв.м. это выходит 1300,00 руб. в месяц, хотя по радио я слышал, что тариф не должен превышать 15 руб/кв.м. общей площади. Разъясните, пожалуйста, кто прав? Отвечаю: Надеюсь, Вы сможете разобраться с помощью вышеизложенного материала.Несколько раз я уже слышал упоминание этого «радио». Нет такого, что «тариф не должен превышать 15 руб/кв.м. общей площади». Оплата должна рассчитываться индивидуально. Но стоит обратить внимание на то, чтобы увеличение оплаты в 2011 году по сравнению с 2010 годом не превышало 15%. |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан
В Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ поступают обращения граждан о неправомерности применения на территории Республики Башкортостан коэффициента 12/8 к нормативу на отопление при начислении платы за отопление.
Начисление платы за отопление с применением нормативов осуществляется только в домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, а также в случаях выхода из строя или утраты ранее введенных в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии либо истечения срока их эксплуатации. В этой связи коэффициент (12/8), позволяющий пересчитать нормативы, утвержденные для применения в течение года (12 месяцев) при оплате в течение отопительного периода (8 месяцев) применяется только для домов, где расчет осуществляется по нормативам.
До отопительного сезона 2019 – 2020 годов в Республике Башкортостан начисление платы за коммунальную услугу отопление производилось равномерно в течение календарного года (1/12).
При расчете платы применялись нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года. С началом отопительного сезона 2019-2020 гг.
во всех муниципальных образованиях в Республике Башкортостан изменен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению с равномерного способа в течение календарного года (1/12) на способ оплаты в отопительный период (1/8).
В настоящее время размер платы за отопление определяется в зависимости от наличия/отсутствия в доме общедомового прибора учета тепловой энергии:
– в многоквартирных домах, оснащенных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, плата начисляется исходя из фактических показаний прибора учета, только за тот период, когда в дом подавалось отопление, без применения норматива.
– при отсутствии в доме общедомового прибора учета тепловой энергии плата за отопление рассчитывается исходя из норматива. Плата начисляется равномерно с начала отопительного сезона в течение 8 месяцев. При этом, в течение 4 месяцев (летние месяцы) плата за отопление жителям не предъявляется.
При расчете размера платы за отопление так же применяются нормативы потребления коммунальной услуги, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года. Возможность применения данных нормативов подтверждается действующими федеральными нормативно-правовыми актами.
Так, в пункте 2 (2) Приложения № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г.
№ 354 установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, возможно применение нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.
Нормативы потребления коммунальной услуги отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года, утверждены органами местного самоуправления и Государственным комитетом РБ по тарифам и рассчитаны в целях применения при способе оплаты равномерно в течение календарного года (12 месяцев).
Правила установления и определения нормативов регламентированы постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 (Правила № 306).
Собственник может требовать перерасчета при наличии следующих оснований:
- При отклонении от норм тепла в квартире. Принимается во внимание значительное различие температуры в дневное и ночное время. Также в случае температуры в жилом помещении ниже 18°С.
- Оформление субсидии. Не нужно путать с компенсацией оплаты за отопление. В случае оформления субсидии, счет в платежке должен быть уменьшен на установленную сумму. Если этого не произошло, необходимо подать заявление о перерасчете.
- Один или несколько радиаторов вышли из строя. В такой ситуации уменьшается теплоотдача поэтому гражданин получает право на перерасчет.
Условия перерасчёта при временном отсутствии изложены в ПП РФ № 354
Обязанность оплачивать жилищные и коммунальные услуги возникает с момента регистрации права собственности на помещение или его долю (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ). Расчёт платы за коммунальные услуги производится согласно показаниям установленных приборов учёта, а если их нет – исходя из нормативов потребления ресурсов, утверждённых органами государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
Порядок перерасчёта платы за КУ при временном отсутствии потребителя в помещении определён в разд. VIII ПП РФ № 354. Если в помещении установлены индивидуальные приборы учёта, то за время отсутствия проживающих перерасчёт платы за ЖКУ не делается. Потребление ресурсов фиксируется показаниями ИПУ.
Если квартира не оснащена счётчиками, то при непроживании в ней потребителей более пяти полных дней собственник имеет право обратиться к исполнителю КУ за перерасчётом платы (п. 86 ПП РФ № 354). При этом важным условием является отсутствие технической возможности установки в квартире ИПУ, подтверждённой соответствующим актом обследования.
Перерасчёт делается в течение пяти рабочих дней после получения заявления от потребителя и подтверждающих период временного отсутствия документов. Подаётся такое заявление до отъезда или не позднее 30 дней после окончания периода непроживания. К заявлению должна прилагаться копия акта обследования о невозможности установки ИПУ (п.п. 91, 92 ПП РФ № 354).
Такое обследование проводится в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 627. Если невозможность установки счётчиков не подтверждена или ИПУ вышел из строя, перерасчёт платы за соответствующие КУ при временном отсутствии проживающих не производится (п. 86 ПП РФ № 354).
Пример перерасчета стоимости услуги для последующей корректировки.
Для проведения такого перерасчета необходимо определить несколько факторов: определяют общий объем тепловой энергии за период предыдущего года; если прибор учета эксплуатировался не весь год, а лишь его часть, то общий объем такой теплоэнергии рассчитывается исходя из положений договора с организацией, предоставляющей услугу; полученный объем делят на вычисленную общую площадь жилых и нежилых помещений в доме, включая офисы и магазины. Возьмем реальный пример. По счетчику стало известно, что объем теплоэнергии за предыдущий год составил 1000 Гкал (гигакалорий). Измеренная общая площадь всех помещений данного многоквартирного дома составила 5700 кв. м (при этом не учитываются места общего назначения – подвальные помещения, чердаки и прочие). Следовательно, (1000 / 5700) / 12 = 0,014 Гкал/кв. м ежемесячно. Из формулы видно, что объем использованной тепловой энергии делится на все двенадцать месяцев, поэтому полученное значение должно применяться каждый месяц на протяжении всего календарного года. Величина 0,014 Гкал/кв. м. используется для последующих расчетов. Так, для г. Ижевска среднемесячная плата за тепло будет составлять: 0,014 х 943, 60 х 1,18 (НДС) = 15, 58 руб/мес.
Теплоснабжающие организации выставляют населению счета за отопление, подразумевая, что в квартирах температура воздуха находится в пределах нормативных показателей. Для многих это понятие остается довольно туманным, а между тем несоблюдение температурного режима может стать основанием для перерасчета за отопление.
Рассмотрим нормативную базу, в частности, температурный график, Постановление Правительства РФ №354 от 06.05.2011:
- В регионах, где в наиболее холодные 5 дней зимы средняя температура воздуха не опускается ниже -30 ℃, нормой для комнат в середине квартиры будет 20 ℃, а для угловых и торцевых помещений – 18 ℃.
- Если в самые холодные дни средняя температура воздуха на улице составляет -31 ℃ и ниже, то нормы для квартир повышаются до 22 ℃ и 20 ℃ соответственно. При таких показателях стены здания не промерзают насквозь даже при условии плохой теплоизоляции.
Пример перерасчета платы за тепло
Прежде чем требовать перерасчет суммы оплаты за тепло, следует самому произвести необходимые вычисления и убедиться, что подача заявления будет обоснованным решением. При этом следует знать, что в настоящее время не существует единой формулы, по которой производится перерасчет суммы за отопление.
Это объясняется тем, что причинами инициирования вопроса о перерасчете могут быть как низкая температура теплоносителя в радиаторах отопления, так и полное отсутствие теплоснабжения в силу различных обстоятельств. Например, прорыва инженерных сетей.
В самом выгодном положении оказываются собственники квартир, у которых жилье оборудовано тепловыми счетчиками. В таком случае аргументировать перерасчет следует тем, что оплата должна осуществляться только за фактически поставленное тепло.
Кроме того, следует учитывать и такой показатель, как тепловые потери.
Для самостоятельного расчета необходимо выполнить следующее:
- произвести вычисление разницы температур в квартире между нормированной и фактической температурой. Отдельно в ночное время и дневное;
- указать в полных часах время, на протяжении которого фиксировалось нарушение правил подачи теплоносителя;
- отразить размер необходимой месячной оплаты.
Порядок вычисления суммы перерасчета:
- за каждый час, в течение которого зафиксировано отклонение температурного режима, сумма ежемесячной оплаты подлежит уменьшению на 0,15% на каждый градус;
- соответственно, выставленный ежемесячный платеж следует умножить на 0,15%, затем на количество часов отклонения от нормы и на показатель в градусах.
Подача уточнённой декларации и налоговая ответственность
При выявлении обоснованности привлечения к ответственности на основе исправленной декларации нужно установить реальное образование задолженности на установленный срок уплаты налога за налоговый период, а также на дату представления исправленной декларации для установления зачета дополнительно исчисленного налога и соответствующих пеней.
В случае выявления переплаты на дату представления исправленной декларации ее должно хватить для полного погашения дополнительно исчисленного налога, тогда условия для освобождения от ответственности, предусмотренные п. 4 рассматриваемой статьи, могут считаться соблюденными.
Судебная практика подтверждает изложенное. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.2012 № А46-17303 говорилось, что для освобождения от ответственности по ст. 122 НК РФ при представлении исправленной декларации плательщик обязан иметь переплату по данному налогу, которая перекрывает налог, подлежащий уплате по исправленной декларации.
Если же имеется недоимка, то плательщик обязан до подачи исправленной декларации уплатить налог и пени за просрочку. ФАС Поволжского округа в постановлении от 11.09.2012 № А12-23054 утверждал, что закон предусматривает освобождение от ответственности за неуплату налога полностью или частично, если плательщик выявит нарушение, произведет перерасчет, исчислит пени за просрочку в результате выявленной ошибки, сам уплатит доначисленные суммы налога в бюджет, внесет исправления в имеющуюся редакцию декларации посредством подачи уточненной версии.
Здесь важность имеет то, что для освобождения от ответственности должны быть соблюдены все приведённые выше условия. Освобождение от ответственности происходит, когда до начала выездной проверки плательщик подал исправленную декларацию и добровольно исполнил обязанность по уплате налогов.
В Определении ВАС от 19.10.2012 № ВАС-10379 разъяснено, что основания для освобождения плательщика от ответственности при проверке изменений, вносимых им в декларацию, установлены рассматриваемой. Её нормы не предусматривают освобождения от мер ответственности в случае представления исправленной декларации после выявления правонарушения.
Необходимо знать и про позицию, указанную в ПП ВАС от 11.10.2011 № 2119. Она основывается на том, что оспаривание оснований для исчисления налога без подачи исправленной декларации путем предъявления в суд требования о признании недействительными актов инспекции, принимаемых в рамках процедуры бесспорного взыскания налога, задекларированного в первой версии декларации, означало бы нарушение положений статьи 81 НК РФ.
Суд не может выполнять обязанность инспекции по проверке правомерности уменьшения суммы налога. Плательщик не имеет права на получение налогового возмещения при предоставлении исправленных деклараций по прошествии трех лет после завершения налогового периода.
Это верно в силу ст. 173 НК РФ и из-за того, что обратное свидетельствовало бы об отмене любых сроков для представления деклараций, что является неверным понимаем норм закона.