Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли пилить валежник в лесу на дрова в 2023 году бензопилой: заготовка дров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заявление по установленной форме подается в городское или сельское лесничество. Указываются стандартные данные, а также название и регистрационный номер лесничества, в котором вы хотели бы получить делянку.
Экспортоориентированность — зло
В этом нет ничего удивительного: принятые «недружественными» странами ограничения против российского бизнеса стали для ЛПК настоящим «массированным ударом», о чём в рамках Петербургского лесопромышленного форума — 2022 рассказал Андрей Заутер, управляющий партнёр и совладелец Zetta Consulting.
«У нас был пятый санкционный пакет, который, по сути, запретил импорт всех технологий и оборудования и экспорт всей продукции кода 44 ТН ВЭД. А сейчас у нас появился восьмой пакет. Если до этого все подотрасли ЛПК испытывали проблемы, и только целлюлозники чувствовали себя более-менее хорошо, то в восьмом пакете санкции коснулись целлюлозников и производителей упаковки. По сути дела, мы наблюдаем очень массированный удар», — пояснил эксперт.
Свою роль сыграло и то, что отечественный леспром, полагаясь на добросовестность зарубежных партнёров и, конечно же, взаимовыгодное сотрудничество, по большей части свою продукцию отправлял на экспорт. Андрей Заутер также подчеркнул в своём докладе этот аспект, отметив, что российский ЛПК всегда был экспортно ориентированной отраслью. Да, это приносило прибыль и позволяло бизнесу активно развивать свои предприятия.
Как правильно заготавливать валежник?
Сухостой валежником не считается, как и бесхозная древесина, бревна, порубочные и распилочные материалы, оставленные в лесу, на территории лесных участков. Также нельзя использовать как валежник упавшие деревья, если на них есть зеленая листва: иногда поваленные ветром деревья живут еще много лет.
Каких только лесов не существует на планете: обычные смешанные леса, хвойные, мангровые, джунгли, дремучие леса; всех и не перечислить.
Несмотря на то, что уголовная/административная ответственность и штрафы, а еще остальные наказания на спиливание дерева описаны в УК РФ и КоАП, часто появляются ситуации, когда требуется обратиться к остальным актам по нормативам. Это сопряжено и с метоположением деревьев на всевозможных территориях, так и с тем, чья это территория.
Также предлагаем отнести к недревесным лесным ресурсам сухостой, с расшифровкой этого понятия. А кроме того, разрешить гражданам при заготовке этих ресурсов использовать топоры, ручные пилы и легкие бензопилы.
После получения отзыва правительства, депутаты внесут законопроект на рассмотрение Госдумы, каким бы отзыв не был.
Ставки лесных податей
Выбор той или иной единицы измерения при оценке лесных ресурсов определяется удобством пользования и сложившимися традициями. Например, для оценки древесины на корню лучше использовать объемные показатели — кубометры, для расчета платежей за сенокосы удобнее использовать площадные показатели — гектары, при заготовке древесных соков — декалитры.
Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса (например, кубический метр древесины, килограмм грибов, ягод, тонна живицы и др.), а по отдельным видам лесопользования, таким как сенокошение, пастьба скота, — за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда.
Ставки устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или определяются по результатам лесных аукционов.
В соответствии с Основными положениями о порядке и условиях взимания лесных податей, утвержденными Госналогслужбой Российской Федерации, N НП-4-02/199н, Минфином Российской Федерации, N 148, Рослесхозом, N 7 от 14 декабря 1993 г., размеры лесных податей рассчитываются:
- исходя из ставок за единицу продукции, получаемой при пользовании лесным фондом;
- по отдельным видам пользования — исходя из ставок за единицу эксплуатируемой площади лесного фонда, указанной в разрешительном документе.
Конкретные ставки лесных податей зависят от вида лесного пользования, экономико-географических условий эксплуатации участков лесного фонда и устанавливаются органами власти районов (городов), городов Москвы и Санкт-Петербурга по результатам лесных торгов и конкурсов или иным способом;
- конкретные ставки лесных податей должны быть не ниже минимальных ставок, устанавливаемых органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга при участии соответствующих территориальных органов государственного управления лесным хозяйством;
- минимальные ставки лесных податей при отпуске древесины на корню устанавливаются на основе методических рекомендаций по расчету лесных податей и ставок арендной платы при передаче участков лесного фонда в аренду, разработанных государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации и согласованных с Комитетом Российской Федерации по политике цен и другими заинтересованными организациями;
- минимальные ставки лесных податей регулярно пересматриваются в связи с изменением уровня рыночных цен на продукцию из древесины и величины затрат на производство этой продукции, включая оплату труда, материалов, энергии, сумм износа основных средств, начисляемого по нормам амортизационных отчислений на их полное восстановление;
- периодичность пересмотра минимальных ставок лесных податей определяется органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга с участием территориальных государственных органов управления лесным хозяйством.
Особенности контроля использования земель лесфонда
В связи с тем, что лесфондовские земли являются государственной собственностью, то и те, кто осуществляет контроль над их использованием, являются представителями федеральных органов.
Контроль над региональными участками леса осуществляют муниципальные власти и местные администрации.
Государственное управление всем лесфондом возложено на Минприроды. Реализация поставленных этим ведомством задач происходит через Федеральное агентство лесного хозяйства.
К полномочиям Рослесхоза относятся:
- защита, охрана, использование лесов;
- лесное планирование;
- инвентаризация и воспроизводство лесов;
- надзор за исполнением поручений;
- рассмотрение жалоб по материалам территориального планирования.
Общие положения лесных отношений
В гл. 1 приведены основные принципы лесных отношений, даны некоторые понятия, связанные с лесопользованием, определены права собственности на лесные участки и права пользования ими.
Так, ст. 1 установлены основные принципы лесного законодательства, к числу которых, в частности, относятся:
- устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
- сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
- использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
- обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
- воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;
- обеспечение охраны и защиты лесов;
- участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством РФ порядке и формах;
- платность использования лесов.
Установлено, что лесное законодательство состоит из Лесного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Исходя из этого лесные отношения могут регулироваться:
- указами Президента РФ, которые не должны противоречить Лесному кодексу, другим федеральным законам;
- нормативными правовыми актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, издаваемых в пределах своих полномочий;
- нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ, издаваемых в пределах своих полномочий;
- муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, издаваемыми в пределах их полномочий.
Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица (ст. 4).
Говоря о понятийном аппарате, следует отметить, что в новом Лесном кодексе, как и в прежнем, отсутствует специальная статья, устанавливающая основные термины и определения. Это в определенной степени затруднит его дальнейшее правоприменение. Что касается отдельных понятий, приводимых в разных статьях, то дальше приводится сравнение некоторых из них, установленных новым и прежним кодексами.
Ответственность за нарушение лесного законодательства
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 99 Лесного кодекса). Это обычная отсылочная норма, используемая в аналогичных случаях и в других областях законодательства.
В прежнем Кодексе (ст. 110) содержалась аналогичная норма. Этой же статьей было предусмотрено, что штрафы за административные правонарушения налагались должностными лицами федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальных органов в пределах установленных законодательством РФ полномочий указанных должностных лиц. Такой нормы в Лесном кодексе не содержится.
Статьей 100 Лесного кодекса установлено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством РФ.
Прежним Кодексом предусматривалось, что убытки, причиненные лесопользователям в связи с нарушением их прав, подлежат возмещению, а споры о возмещении убытков разрешаются в судебном порядке (ст. 84). Кроме того, ст. 111 Кодекса было установлено, что граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 101 Лесного кодекса споры в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке.
В заключение целесообразно отметить следующее. По мнению президента Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России, для того, чтобы отечественный лесопромышленный комплекс вышел из затяжного структурного и экономического кризиса, необходимо проводить его трансформацию с учетом положения на мировых рынках лесобумажной продукции. В настоящее время ситуация на них представляет собой арену все усиливающейся конкуренции между крупнейшими промышленными корпорациями. При этом российский лесопромышленный комплекс обладает значительным потенциалом развития прежде всего за счет объективно складывающихся конкурентных преимуществ, а именно:
- наличием значительных запасов древесного сырья;
- низкой стоимостью леса на корню;
- наличием достаточно квалифицированного персонала и невысокими затратами на оплату его труда;
- удобным географическим расположением относительно активно развивающихся рынков Западной Европы и Юго-Восточной Азии;
- динамично развивающимся спросом на высококачественную лесобумажную продукцию, в том числе под реализацию приоритетных национальных проектов.
В целом для обеспечения устойчивого и эффективного развития лесного хозяйства страны необходимо разработать и принять на государственном уровне национальную лесную политику. Такой документ должен содержать систему взаимосвязанных мер, которые должны, в частности, обеспечить:
- стимулирование структурных преобразований в лесном хозяйстве и лесопромышленном комплексе на основе создания крупных интегрированных структур;
- создание благоприятных условий для инвестирования в лесоперерабатывающую промышленность;
- стимулирование внутреннего спроса на продукцию отечественной деревообрабатывающей промышленности.
Особенности правового режима ЗЛФ
Регулирование лесных отношений учитывает представления о лесе как о совокупности растительного и животного мира, а также других элементов природы и окружающей среды. Правовой режим земель лесного фонда формируется с учетом их важного экономического, социального, экологического значения, поэтому такие территории не только находятся под особой охраной со стороны государства, но и ограничены в обороте (пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК).
В соответствии со ст. 7 ЛК, участки лесного фонда следует отграничивать от остальных земель посредством нанесения необходимых пометок на планово-картографических материалах и обозначения на местности с помощью специальных лесохозяйственных знаков.
Правовое обеспечение и правовой режим, применяемые к ЗЛФ, зависят от назначения земель, в соответствии с которым они поделены на:
- защитные лесонасаждения, цель освоения которых состоит в сохранении природоохранных, средообразующих, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов;
- эксплуатационные леса. Цель их освоения – получение высококачественной древесины и прочих лесных ресурсов;
- резервные леса, использование которых не предполагает заготовку древесины в течение 20 лет после их отнесения к этой категории.
Характерная особенность земель лесного фонда – это плодородие и способность находящейся на них растительности самовосстанавливаться. Леса следует особым образом охранять от пожаров, загрязнений и любых других негативных воздействий в том числе природного характера, что отражается и на правовом режиме их использования.
Касается это не только ЗЛФ, но и смежных с ними участков, считающихся землями населенных пунктов.
Нередко границы территорий, отнесенных к разным категориям, являются спорными. В связи с этим наложение земельного участка на земли лесного фонда препятствует, например, оформлению жилых построек, осуществлению межевания и иным действиям, которые на первый взгляд не могут повредить состоянию лесного фонда.
Что включает лесной фонд
Категория «Земли лесного фонда» — это площади лесов, вырубок, территории для посадки новых насаждений, участки предприятий лесного хозяйства. К землям относятся также прогалины между лесами. К данным территориям применяется определенный правовой режим, который должен соблюдаться при их использовании.
ВНИМАНИЕ! Леса могут располагаться и на землях оборонного назначения, в таком случае они имеют особенный юридический статус и не могут передаваться в пользование.
Другие лесные площади, из категории лесного фонда, могут передаваться в пользование как юридическим, так и физическим лицам, для аренды, бессрочного или срочного пользования. Но при этом важно соблюдать не только правовой режим участка, но и его виды разрешенного использования.
Понятие и состав земель лесного фонда определяется в двух кодексах, Лесном и Земельном. Но не стоит искать там четкого определения, что такое лес, какие территории точно должны входить в данный фонд. Поэтому под определение лес пока попадают те участки, которые уже зарегистрированы в кадастровом учете как категория лесных земель.
На участках могут расти деревья, кустарники, саженцы, а также они могут представлять собой большую поляну или территорию, просто прилегающую к лесному массиву. На таких участках располагаются также предприятия лесной промышленности. Выделяется три группы участков земель лесного фонда:
- Площади, засаженные лесом (деревьями, кустарниками, лесными травами).
- Земельные участки из состава лесного фонда, которые предназначены для восстановления леса. Это площади под «молодняк», прогалины, с выгоревшими при пожаре насаждениями.
- Нелесные территории, на которых ведется лесное хозяйство (работают лесопилки, деревообрабатывающие предприятия, лесозаготовительные). Здесь также могут прокладываться дороги между различными пунктами. Такие площади не предназначены для высадки насаждений, но их использование должно быть напрямую связано с потребностями лесной отрасли.
Каждый участок имеет свое целевое предназначение. Когда нужно участок с тем или иным правовым статусом использовать по-другому, проводится целая процедура перевода. Также установлен и порядок признания определенной площади земли лесом, например, это может быть площадь с растительностью на землях населенных пунктов.
Сколько стоит льготная древесина
Цены на лесоматериалы выставляют субъекты РФ.
Цена 1 м3 складывается из оценки: количества лесных массивов в регионе, климатических условий, нормы строительства и длины отопительного сезона.
В Мурманской области 1 м³ по льготной цене обходится в 14 руб, а в Тюменской — 220 руб. В среднем цена 1 м³ по России на 2019 год составляет 70 руб.
Каждый субъект устанавливает норму леса, но на одного человека выдается примерно:
- на строительство жилого дома (раз в 25 лет) — 150 м³;
- на строительство жилого дома на садовом участке (раз в 25 лет) — 30 м³;
- на строительство надворных помещений (раз в 25 лет) — 20 м³;
- на отопление (раз в год) — 15 м³;
- для ремонта (раз в 5 лет) — 50 м³.
Лес выдают не готовым пиломатериалом, а делянкой.
Получатель вырубает и вывозит бревна сам или оплачивает услуги лесозаготовочной компании. Чтобы вывезти древесину, нужно получить разрешение главы сельского хозяйства. Глава выдает разрешение, когда делянку приведут в порядок. Нужно выкорчевать пни, вывезти отпиленные верхушки и ветки, вырубить кустарник, оставшийся на делянке и взборонить землю.
Ограничения на выделение леса
Лесоматериалы, выделенные бесплатно или по государственной цене можно использовать:
- для личных целей;
- для строительства дома или надворных помещений;
- для ремонта или реконструкции дома;
- для отопления дома или бани.
Список личных целей не закреплен законодательно, и субъекты федерации определяют его самостоятельно. Обычно личные цели — это нужды, не несущие коммерческую выгоду.
Рубка елок к Новому году не относится к личным целям, так как попадает под закон о заготовке недревесных лесных ресурсов.
Имейте в виду, что весь лес, выделенный на строительство не получится пустить в дело. Объем деловой древесины рассчитывается так:
- по стандарту каждому жителю РФ полагается жилая площадь размером 18 м²;
- стандартная семья состоит из трех человек, значит площадь жилой зоны будет 54 м², а площадь всего дома — 76 м²;
- на строительство дома такого размера уходит 56,5 м³ материала;
- такой объем получается при обработке 90 м³ делового леса;
- 90 кубов делового леса — это 125 м³ леса на корню.
Каждый регион накладывает свои условия на выделение леса в зависимости от климата и величины лесных массивов.
Например, в Иркутской области жители могут рассчитывать на:
- 125 м³ леса для строительства дома раз в жизни;
- 25 м³ леса для ремонта раз в 5 лет;
- 25 кубов леса для строительства или ремонта надворных строений раз в 5 лет;
- 25 м³ леса для отопления дома и бани на каждый год в южных районах;
- 36,6 м³ леса для отопления дома и бани на каждый год в северных районах.
Жители Краснодарского края при обращении в лесничество получат:
- 50 м³ леса для строительства дома раз в жизни на семью
- 25 м³ леса для ремонта раз в 10 лет
- 20 м³ леса для строительства или ремонта надворных помещений раз в 10 лет.
Делянки под вырубку выделяют в хвойных лесах. Кубометры древесины вычисляют тоже хвойными деревьями, но заявитель обязан вырубить все деревья, растущие на выделенной территории.
Значение лесных ресурсов России
Лесные ресурсы России имеют важное экономическое, социальное и экологическое значение. Леса, будучи источником древесины, растительного и животного сырья, используются для потребления обществом, в промышленной сфере и выполняют другие важнейшие функции. Такие, как: образование и защита среды, сбережение вод. Леса в большей степени влияют на качество и уровень жизни населения, на возможность устойчивого социального, экологического и экономического развития страны. Кроме того, леса выполняют важнейшую функцию абсорбента углекислого газа и являются источником кислорода.
Кроме того, леса выполняют очень важную функцию, обеспечивающую комфорт для человеческого проживания. Зеленые насаждения на 30% снижают уровень городского шума, в два раза уменьшают скорость ветра, отражают приблизительно половину энергии Солнца. В жаркое время температура в лесных массивах значительно ниже, чем на открытом пространстве. Деревья на 30% повышают влажность воздуха. Пыль в лесу практически отсутствует. Хорошими лесосборниками являются хвойные деревья, а также вяз, липа, сирень, дуб и клен.
Леса являются средой обитания большого количества видов растений и животных, тем самым служат сохранением биологического разнообразия. Деревья предотвращают эрозию почв, препятствуют образованию оползней.
Использование лесных ресурсов имеет важное значение для обеспечения безопасности России. Выявление проблем лесных ресурсов на сегодняшний день приобретает все большую актуальность ввиду глобального потепления, образования озоновых дыр и других проблем современности.
Заготовка валежника: что об этом известно
Сухостой валежником не считается, как и бесхозная древесина, бревна, порубочные и распилочные материалы, которые были оставлены в лесу, на территории лесных участков. Также нельзя использовать как валежник упавшие деревья, если на них есть зеленая листва: иногда поваленные ветром деревья живут еще много лет.
Несмотря на то, что уголовная/административная ответственность и штрафы, а еще остальные наказания на спиливание дерева описаны в УК РФ и КоАП, часто появляются ситуации, когда требуется обратить к остальным актам по нормативам. Это сопряжено и с местоположением деревьев на всевозможных территориях.
В Госдуму предлагают отнести к недревесным лесным ресурсам сухостой, с расшифровкой этого понятия. Кроме того, предлагается разрешить россиянам при заготовке этих ресурсов использовать топоры, ручные пилы и легкие бензопилы. После получения отзыва правительства, депутаты внесут законопроект на рассмотрение Госдумы, каким бы отзывы не был.
Что такое лесная амнистия
Земля, правовой статус которой определен положениями ЛК РФ, может быть оформлена (согласно закону № 280 от 29.07.2017) в собственность по лесной амнистии. В таком случае будут разрешены противоречия о принадлежности участка, существующие между лесным реестром и ЕГРН.
Действие этого закона распространяется на участки, данные о которых были закреплены в ЕГРН до 2016, в результате чего они числились сразу в двух реестрах. Теперь такие территории можно оформить как земли поселений со всеми идущими отсюда последствиями. Прежде всего этой возможностью могут воспользоваться дачники, огородники и садоводы, чьи владения оказались по каким-либо причинам наложены на участки лесов, что явилось препятствием для их регистрации как собственности.
Чтобы воспользоваться амнистией, заинтересованный гражданин должен обратиться в межведомственную рабочую группу при региональном комитете лесхоза, предоставив следующие бумаги:
- заявление;
- документы, подтверждающие его права на участок;
- выписку из ЕГРН;
- другую документацию в зависимости от конкретной ситуации.
Амнистия имеет ограниченный период действия. Оформить землевладение в собственность необходимо до 2023 года.