Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исковое заявление в суд на налоговую инспекцию физическим лицом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Исковое заявление на налоговую службу гражданам нужно подавать в суд общей юрисдикции, организациям и предпринимателям — в арбитраж. Адрес судебного органа напрямую зависит от местонахождения инспекции.
Куда подавать иск и сколько составляет госпошлина?
Например, гражданин Петров Василий имеет спор по налогам с ИФНС Советского района г. Челябинска — значит, ему нужно идти в Советский районный суд г. Челябинска. А вот если бы Вася имел статус предпринимателя, то пошел бы в Челябинский арбитраж.
Перед подачей иска в суд не забудьте направить его в налоговую инспекцию. Лучше всего посылать исковое заявление с обратным уведомлением и описью вложения. Копию чека об отправке приложите к документам для суда.
Если вы хотите подавать иск как гражданин или предприниматель, то за оспаривание решения налоговой вам нужно заплатить 300 рублей. В случае отправки такого заявления организацией госпошлина выше — 2 тысячи рублей.
Подготавливая иск в суд на налоговую инспекцию, не пропустите срок давности. Он составляет 1 год с момента вынесения оспариваемого решения.
В статье мы рассказали общие условия подачи иска в ИФНС. Но в каждом деле бывают свои нюансы. Если вы хотите выиграть суд, советуем нанять опытного юриста. А заказать такие юридические услуги у проверенной компании вы можете на нашем портале.
Как проходит судебное разбирательство?
Налоговые споры разбираются в суде в общеисковом порядке. Иными словами, в дело вступает принцип состязательности. У каждой из сторон спора есть возможность предоставлять свои доводы и доказательства по делу, и только после рассмотрения аргументов каждой из сторон суд выносит решение. Суд с налоговой подразумевает, что вы должны быть готовы аргументировать свою позицию.
В плане доказательной базы есть важное отличие, о котором не стоит забывать:
- налоговый орган обычно предоставляет те же самые документы, которые он рассматривал при проведении выездной (или камеральной) проверки, и никаких новых свидетельств, как правило, предоставлять не нужно;
- налогоплательщик же, напротив, не связан никаким образом теми документами, которые он ранее предоставлял для проверки. То есть заявитель (или ответчик, в зависимости от инициатора разбирательства) вправе предоставить в суд на изучение в качестве подтверждения своей позиции и невиновности другие доказательства.
Очевидно, что успех в деле напрямую зависит от качества подготовки доказательств и выступлений в суде. Не стоит недооценивать ФНС — у налоговой службы есть свои представители, которые будут максимально старательно обеспечивать удовлетворение интересов государственного органа. Именно по этой причине рекомендуется обращаться к частным юристам, которые не только подготовят необходимый пакет документов, но и организуют компетентное изложение фактов перед судом.
Основания для обращения в суд
ФНС занимается финансами. Большинство сотрудников организации являются уполномоченными госслужащими, имеющими значительно больше прав и обязанностей, чем другие лица. Работа с денежными средствами влечет за собой возникновение целого перечня причин, выступающих поводом для написания искового заявления. Обратиться в суд с иском можно в следующих ситуациях:
- гражданину неверно начислили налоговые платежи;
- с лица незаконно взыскали штрафы и пени;
- учреждение отказалось вернуть излишне уплаченные деньги по налогам и сборам;
- госорган не своевременно выполняет возложенные на него обязательства;
- ФНС проводила проверку предпринимателя или юридического лица и допустила нарушение;
- учреждение отказало заявителю в предоставлении налоговых льгот;
- лица, имеющие право на вычет, получили отказ.
Порядок и сроки рассмотрения заявления
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд (). Срок рассмотрения административных исков меньше и составляет не более 1 месяца (). Естественно, у судов есть возможность при необходимости продлить эти сроки.
Если судья принимает заявление к рассмотрению, он обязательно должен уведомить заявителя о времени и месте, где будет проходить суд с налоговой инспекцией. Те вправе посетить заседание, но их неявка не будет основанием для нерассмотрения заявления. В судебном заседании суд (п. 4 ст. 200 АПК, п. 8 ст. 226 КАС):
- осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту;
- устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие);
- устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как правило, в судебной практике по спорам с налоговиками суды не связывают себя доводами, изложенными в заявлении, и полноценно проверяют законность решений и действий служащих ИФНС. Если в результате выясняется, что решение, действие или бездействие не соответствуют закону, суд признает их неправомерными и отменяет все правовые последствия, которые наступили в их результате. Копии решения направляются сторонам в течение 5 дней арбитражным судом, и в течение 3 дней судом общей юрисдикции.
Как правильно подать в суд на ИФНС
Для того, чтобы защитить свои права, можно обращаться с жалобой на ее действие либо же бездействие, в том числе в высшие и судебные инстанции, даже несмотря на то, что предписания налоговой службы изменить крайне сложно. Тем не менее закон предусматривает право налогоплательщика на обжалование решения ИФНС.
В каких случаях можно обратиться с жалобой на службу ИФНС в суд? Естественно, когда есть основание о ненадлежащем исполнении своих обязанностей либо их превышение. Все эти обязанности и полномочия предусмотрены действующим налоговым законодательством Российской Федерации, в соответствии с которыми налоговые органы обязаны:
- Обеспечить полностью правовое исполнение законодательства о сборах налогов с граждан;
- Соблюдать налоговую тайну;
- Осуществлять контроль исполнения законодательства о сборах и налогообложении;
- Вести учёт частных предпринимателей, а также учреждений и физических лиц;
- Обеспечивать свободное и беcплатное оповещение граждан-налогоплательщиков об их правах и обязанностях;
- Предоставить гражданам принятые формы налоговых деклараций, а также все необходимые разъяснения образа и порядка их заполнения;
- Регулярно предоставлять гражданам справки и все необходимые документы о налоговых расчётах, пенях и сборах, а также штрафных санкциях и процентных ставках;
- Предоставление подтверждающих справок налогоплательщикам о соблюдении их обязанностей по уплате налогов, разнообразных сборов, штрафных санкций, процентных ставках и пени;
- Представлять частным предпринимателям и юридическим лицам выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРИП и ЕГРЮЛ);
- Осуществлять выдачу налогоплательщикам копий свидетельств предписаний, принятых органами налоговой инспекции в отношении граждан.
Когда можно обратиться в суд
Подать иск против налоговой инспекции имеет право любое физическое или юридическое лицо, несогласное с ненормативными актами, действиями или решениями чиновников. Если налоговая инспекция неправомерно создает препятствия для предпринимательской деятельности, это тоже может стать предметом иска.
Сроки подачи искового заявления ограничены. У вас есть 3 месяца с момента, когда стало известно о нарушении прав и интересов. По истечении этого периода арбитражный суд не примет иск. В свою очередь, арбитражный суд должен рассмотреть заявление в течение 3 месяцев после подачи иска, и не просто рассмотреть, но и вынести определенное решение. Может оказаться, что решение суда первой инстанции не устроит одну из сторон. Тогда она может обжаловать его в апелляционном суде.
Как пожаловаться на налоговую
Любое физическое или юридическое лицо имеет право обжаловать неправомерные действия или бездействие налоговой. Для этого нужно подать жалобу в вышестоящую ФНС. Расскажем, как это сделать правильно, чтобы обращение не осталось без ответа.
Основания для жалобы могут быть разные. Например, налоговики:
- неправильно начислили налог;
- безосновательно выписали штраф;
- выставили штраф на большую сумму, чем это прописано в законе;
- не вернули излишне уплаченную сумму налога;
- без причины отказали в налоговом вычете или задержали его выплату;
- в ходе проверки контрагента требовали с вас документы компании, не имеющие отношение к контрагенту;
- нарушили процедуру выездной проверки.
Основные обязанности налоговых органов в РФ
В соответствии с действующим налоговым законодательством налоговые органы Российской Федерации обязаны:
- Соблюдать законодательство о налогах и сборах;
- Соблюдать налоговую тайну;
- Контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах;
- Вести учет индивидуальных предпринимателей, организаций и физлиц;
- Бесплатно информировать налогоплательщиков об их правах и обязанностях;
- Представлять налогоплательщикам формы налоговых деклараций и разъяснять порядок их заполнения;
- Представлять налогоплательщикам справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам;
- Представлять налогоплательщикам справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов;
- Представлять индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРИП и ЕГРЮЛ);
- Выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении налогоплательщиков.
Как подать в суд на налоговую инспекцию?
Каждый гражданин, получающий какой либо доход из любого источника, должен платить налоги. Их количество достаточно велико, но все их объединяет одно — они все курируются налоговой инспекцией. Именно она заведует всеми операциями, связанными с налоговыми сборами: сбором, распределением, подсчетом, работой с неплательщиками и прочим.
При этом порой случается так, что налоговая совершает ошибки, которые затем за собой не признает: начисляет лишние суммы к оплате, требует повторной уплаты налога, применяет штрафные санкции к добросовестным гражданам. И в этом случае приходится вступать с этой службой в серьезные споры. Встать на вашу сторону могут разные инстанции, самой эффективной из которых будет суд. Именно о нем и пойдет речь в нашей статье.
Что следует приложить к заявлению
Для подачи нужно верно составить иск в той форме, которую предусматривает закон. Информация, которая обязательно указывается:
- Название инстанции, куда подается заявление.
- ИП указывает собственные данные, место государственной регистрации, адрес электронной почты и место жительства. Организация должна добавить наименование и месторасположение (юридический адрес).
- Название и номер, место нахождения отделения инспекции.
- Стоимость иска.
- Название, номер и дата.
- Права налогоплательщика, что были нарушены.
- Требования заявителя.
- Отсылки на законы и нормативы.
Что еще бывает приложено:
- Обжалуемый акт или его правомочная копия.
- Копия свидетельства о регистрации ИП или юридического лица.
- Все, подтверждающее правоту.
- Бумаги, что говорят о полном соблюдении досудебного порядка разбирательства, а также верности ваших действий.
- Копии директив, принятых вышестоящими инстанциями.
- Доверенность представителя, если таковой имеется.
- Квитанция об оплате государственной пошлины.
Когда само заявление подается в электронном виде, в том числе и через личный кабинет на сайте ИФНС, то вся остальная документация преобразовывается подобным образом, причем часто она требует специальной подписи, чтобы считаться действительной.
Налоговые судебные споры: подведомственность и подсудность
В отношении спорных дел, вытекающих из налоговых правоотношений, могут применяться различные законы, согласно которым они и рассматриваются теми или иными судебными органами. Так, на основании правил относительно нового Кодекса административного судопроизводства (далее — КАС), закрепленных в главе 2, дела по оспариванию актов и действий налоговой службы и ее сотрудников, по общему правилу, рассматриваются судами общей юрисдикции различного уровня.
Однако если указанные споры по обжалованию действий и актов должностных лиц налоговых органов затрагивают предпринимательскую деятельность граждан (ИП) или организаций, то в силу ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса (далее — АПК) их рассмотрение находится в ведении арбитражных судов. Согласно ст. 35 АПК обжалование по налоговым спорам в суд необходимо подавать по месту нахождения налогового органа, принимавшего незаконное, с точки зрения заявителя, решение или совершившего подобные действия.
Первой инстанцией по рассматриваемым делам в сфере предпринимательской деятельности на основании ч. 1 ст. 34 АПК являются арбитражные суды того субъекта федерации, где располагается орган, чьи действия или решения обжалуются.
Как обжаловать в суде решения и действия налоговых органов, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Подведомственность и подсудность налоговых споров
Правильный выбор судебного органа, компетентного рассматривать возникший между налогоплательщиком и налоговым органом спор, является важной предпосылкой оперативности и эффективности судебной защиты прав налогоплательщика.
В настоящее время, после принятия и вступления в действие НК РФ, новых АПК РФ и ГПК РФ, в вопросах разграничения подведомственности налоговых споров произошли существенные изменения.
В соответствии со ст. 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного, а также в предусмотренном федеральным законодательством порядке нормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты либо действия или бездействие нарушают их права.
При этом ст. 138 НК РФ устанавливает, что дела по обжалованию актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями подведомственны арбитражным судам, а физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, — судам общей юрисдикции.
В пункте 21 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.99 г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что указанные дела подлежат рассмотрению арбитражными судами на общих основаниях в соответствии с АПК РФ и судами общей юрисдикции — в порядке, предусмотренном ГПК РФ и Законом РФ от 27.04.93 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Таким образом, дела с участием организаций и индивидуальных предпринимателей вне зависимости от вида обжалуемого акта налогового органа подведомственны арбитражным судам, а дела с участием физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — судам общей юрисдикции.
Наибольшие сложности на практике вызывает вопрос об оспаривании нормативных правовых актов различных государственных, региональных и местных органов, ущемляющих права и интересы налогоплательщиков. В этой связи обратите внимание на следующее. По общему правилу, установленному ст. 29 АПК РФ и ст. 22 ГШС РФ, дела об оспаривании нормативных правовых актов государственных и иных органов отнесены к компетенции (подведомственности) судов общей юрисдикции.
Арбитражным судам дела об оспаривании нормативных правовых актов подведомственны только в том случае, если их рассмотрение прямо отнесено к компетенции арбитражных судов (часть 1 ст. 29 АПК РФ)
В настоящее время применительно к налоговым спорам это всего лишь одна разновидность нормативных правовых актов ~ нормативные правовые акты налоговых органов (ст. 138 НК РФ).
Нормативные правовые акты иных органов (федерального, регионального и местного уровня), хотя они и касаются вопросов налогообложения, в арбитражных судах на сегодняшний день оспариваться не могут.
В отличие от дел по оспариванию нормативных правовых актов все дела об оспаривании организациями — юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ненормативных правовых актов любых государственных, региональных и местных органов (а не только налоговых), решений и действий (бездействия) их должностных лиц подведомственны арбитражным судам.
Судам общей юрисдикции эти дела вообще не подведомственны (часть 3 ст. 22 ГПК РФ).
Довольно часто на практике возникает вопрос о подведомственности арбитражным судам дел с участием индивидуальных предпринимателей в тех случаях, если спор, связанный с исчислением подоходного налога, не связан с предпринимательской деятельностью гражданина.
Высший Арбитражный Суд РФ в пункте 1 информационного письма № 42 от 21.06.99 г. «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога» указал, что «споры между индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами, возникающие в связи с исчислением подоходного налога, подведомственны арбитражным судам независимо от основания возникновения спора».
По общему правилу подсудности (ст. 35 АПК РФ) заявление (иск) по налоговому спору предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа, с которым у налогоплательщика возник спор.
Однако у этого правила есть исключение: дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов МНС России (ныне — Федеральной службы по налогам и сборам) подсудны исключительно Высшему Арбитражному Суду РФ (часть 1 ст. 34 АПК РФ).
Кроме того, действующий АПК РФ содержит ряд правил, позволяющих налогоплательщику законным образом перенести рассмотрение налогового спора в тот арбитражный суд, правоприменительные подходы и практика разрешения аналогичных споров которого более предпочтительны.
Это обусловлено тем, что складывающаяся в настоящее время практика разрешения сходных налоговых споров (особенно по вопросам права) различными арбитражными судами, в первую очередь федеральными арбитражными судами округов, существенно различается.
Данная задача может быть решена либо на основе упоминавшейся выше части 2 ст. 34 АПК РФ, либо на основе части 2 ст. 36 АПК РФ, в соответствии с которой иск к ответчикам, находящимся на территориях разных субъектов РФ, предъявляется по выбору истца в арбитражный суд по месту нахождения одного из ответчиков.
Какими документами дополнить судебный иск?
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом ().
Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 .
Заключение от 35 000 р. Подготовка возражений на акт налоговой проверки Документ от 25 000 р. 2 000 р. за каждый эпизод, начиная со второго 10% за сложность 5% за срочность Помощь при рассмотрении материалов налоговой проверки в налоговом органе Выезд сотрудника от 10 000 р. (3 часа) 2 000 р.
за каждый дополнительный час (по Москве) Анализ нарушений Решения налогового органа по результатам ВНП, прогноз Консультация устно от 5 000 р. в час Заключение от 25 000 р. 2 000 р. за каждый эпизод, начиная со второго 10% за сложность, но не более 55 000 руб. Подготовка апелляционной жалобы на Решение налогового органа по результатам ВНП Документ от 25 000 р.
2 000 р. за каждый эпизод, начиная со второго 10% за сложность 5% за срочность Анализ материалов внеплановой налоговой проверки и подготовка заключения Документ от 35 000 р. 2 000 р.
Какие это документы?
- Квитанция об оплате государственной пошлины за подачу иска;
- Любые документы, которые подтверждают законность требований истца;
- Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или ИП;
- Доверенность, заверенная у нотариуса (при подаче заявления через представителя);
- Копии предыдущих судебных решений;
- Документы, подтверждающие попытки досудебного урегулирования конфликта (жалоба в налоговую инспекцию);
- Выписка из ЕГРП или ЕГРИП для юридических лиц и предпринимателей.
Как это было уже сказано ранее, интересы коммерческой организации в суде представляет профессиональный адвокат, очень редко, сам генеральный директор или же главный бухгалтер (смотря, кто из них обладает достаточными навыками в области законодательства). В тоже время со стороны ФНС, как правило, выступает руководитель того подразделения, за которым закреплена компания. Налоговая Служба практически никогда не прибегает к помощи адвокатов, а самостоятельно отстаивает свои интересы, невзирая на «сложность» иска. Откуда взялось такое правило? Ответ на это достаточно прост. Предполагается, что сотрудники налоговой (неважно о какой должности идет речь) – это уже юристы по определению. Для того, чтобы работать в ФНС, необходимо иметь за плечами юридическое образование. Проблема заключается в том, что даже имея на руках «корочку» по соответствующей специальности, этого может быть не достаточно ввиду отсутствия практического опыта судебных разбирательств (если руководитель — новичок). Что касается более опытных и «матерых» руководителей, то на их веку встречаться в суде с истцами или ответчиками приходилось множество раз. Понимание этой специфики может помочь компаниям выработать стратегию действий, если располагать сведениями о том, кто именно будет выступать со стороны ФНС. В особенности это будет хорошо, если дирекция организации знает лично этого руководителя.
Как вернуть госпошлину за исковое заявление: советы юриста
Время чтения 5 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ / A−
Возврат госпошлины за исковое заявление предусмотрен законом – п. 1 ст. 333.40 НК РФ определяет исчерпывающий перечень случаев, в которых плательщик может вернуть деньги. В статье расскажем, что нужно сделать, чтобы вернуть госпошлину, и какие документы для этого нужны.
Вернуть деньги можно в следующих случаях:
- если иск удовлетворили, но есть переплата – т.е. если размер совершенного платежа превышает сумму пошлины, которую нужно было уплатить (например, в случае, если в ходе рассмотрения дела сумма исковых требований, исчисленных исходя из суммы иска, была уменьшена);
- если суд отказал в рассмотрении искового заявления, или если иск вернули для внесения исправлений;
- если иск не подавался, но пошлину заявитель заплатил;
- если производство по делу было прекращено (обратите внимание – при отказе от иска в связи с добровольным удовлетворением таких требований ответчиком, пошлина не возвращается);
- если заявление было оставлено без рассмотрения.
Списание денежных средств с банковских счетов налогоплательщика
Если решение налоговиков о привлечении предпринимателя к ответственности вступило в силу и требование об уплате налога (штрафа) предпринимателем добровольно в установленный срок не исполнено, то налоговый орган предпринимает действия по принудительному исполнению своих решений.
Требование об уплате налога (штрафа) должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).
После истечения срока, установленного в требовании об уплате налога (штрафа), налоговая инспекция принимает решение о взыскании. Инспекторы выносят такое решение не позднее двух месяцев после истечения срока добровольной уплаты. Решение о взыскании доводится до сведения предпринимателя в течение шести дней после его вынесения.
Если же налоговики не уложились в указанный двухмесячный срок, то взыскать недоимку с предпринимателя можно уже только через суд.
Заявление о взыскании с предпринимателя налога (штрафа) может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
На основании решения о взыскании в течение одного месяца налоговая инспекция направляет в банк, в котором открыты счета индивидуального предпринимателя, поручение на перечисление сумм налога (штрафа) в бюджет. Это поручение подлежит безусловному исполнению банком (п. 4 ст. 46 НК РФ).
Банк обязан исполнить его в течение следующего операционного дня, если счет рублевый, и в течение двух последующих операционных дней, если счет валютный, по получении инкассового поручения. Взыскание с валютных счетов производится при недостаточности средств для погашения налога и налоговых санкций на рублевых счетах. Такие изменения в отношении валютного счета вступили в силу с 1 января 2007 г.
При отсутствии или недостатке средств для исполнения инкассового поручения банк, в который поступил исполнительных документ, обязан исполнять его по мере поступления денежных средств на счета. И так же, в течение одного дня, он списывает средства с рублевого счета, а в течение двух – с валютного.
Налоговый орган вправе взыскать «налоговый» долг за счет иного имущества индивидуального предпринимателя (п. 7 ст. 46 НК РФ), но только после того, как удостоверится в том, что денежные средства на счетах предпринимателя в банках отсутствуют. Иначе такие решения и постановления будут незаконными.
Если налоговый орган взыскал штраф за счет имущества, минуя банковские счета предпринимателя, то ему следует обратиться в суд с иском о признании незаконными актов налогового органа – решения и постановления о взыскании недоимки и пени за счет имущества налогоплательщика в порядке статьи 47 НК РФ. Суд признает такие действия налоговиков противоречащими порядку взыскания санкций (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу № Ф04-3824/2006(27379-А27-37) от 16 октября 2006 г.).