Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Малый и средний бизнес критерии отнесения в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предельная величина дохода для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса – 2 млрд руб., которая установлена Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265.
Согласно п. 1 данного Постановления, предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяются в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам.
В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. Доходы от реализации определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, а внереализационные доходы — в порядке, установленном ст. 250 НК РФ. Из суммы доходов исключаются суммы налогов, предъявленные поставщиком покупателю.
Организации, применяющие УСН, в соответствии со ст. 346.15 НК РФ также учитывают в составе доходов доходы от реализации и внереализационные доходы, определение которым дано в ст. 248 НК РФ.
Таким образом, для подтверждения предельного размера дохода следует ориентироваться на налоговые декларации за соответствующий период.
Аналогичные выводы следуют из Писем Минфина России от 06.04.2021 N 03-03-07/25152, от 30.01.2018 N 03-11-06/2/4870.
Каким образом аудиторские организации участвуют в ведении реестра малых и средних предприятий
В целях ведения реестра МСП аудиторские организации должны сопоставить данные, содержащиеся в отчетности за прошлый год, представленной иностранной организацией в налоговый орган страны, где учреждена эта иностранная организация, с российскими критериями отнесения организаций к малым или средним предприятиям. По результатам аудиторская организация формирует перечень российских ООО, иностранные участники которых по состоянию на 1 января текущего года по доходу и среднесписочной численности соответствуют этим критериям, и в период с 1 по 5 июля текущего года передает его в ФНС России (п. 1 ч. 6.2 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Обратите внимание:
- анализировать надо отчетность той иностранной организации, которая является участником российской организации по данным ЕГРЮЛ по состоянию на 1-ое число месяца, а не на начало года. Это следует из п. 1, 5 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Например, при смене участника 27 июня текущего года надо предоставить для анализа отчетность нового участника за прошедший год;
- ограничения дохода и среднесписочной численности установлены только для иностранных организаций, непосредственно являющихся участниками российских организаций. Проверять доход и численность материнских компаний иностранных участников на соответствие предельным величинам закон не требует.
За что могут исключить из реестра
Понятно, что фирмы, превысившие лимиты, теряют статус МСП и удаляются из реестра. Но есть лица, которых могут исключить принудительно из-за отсутствия сведений о деятельности компании.
Сведения о доходе и количестве сотрудников налоговики получают из отчетности, которую налогоплательщик обязан сдавать в установленные сроки, – из деклараций и расчетов по страховым взносам. Без отчетности инспекция не узнает о реальных показателях фирмы, точнее, подходит ли она по критериям к субъектам МСП. А чтобы нарушители не воспользовались какой-нибудь субсидией, которая теперь им не положена, их исключают из реестра.
Еще один распространенный случай исключения юрлиц из реестра – в компанию вошел новый участник, не отвечающий критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Обычно это так: участник-физлицо продает долю в размере 50 % юрлицу, которое не является субъектом МСП. Нарушение критерия автоматически удаляет компанию из реестра. Налоговая сама регистрирует вход и выход учредителей, поэтому узнает об этом из первых уст.
Как быстро исключат фирму, если она перестанет соответствовать критериям малого и среднего бизнеса? Это происходит не сразу. Перед тем как изменить категорию, за показателями наблюдают в течение трех лет. Если в одном году фирма категории среднего бизнеса превысила ограничение по доходу, то это не означает, что ее сразу причислят к крупной компании и лишат статуса СМП. Однако если лимит будет превышаться в течение трех подряд, то компанию отнесут к крупной категории и исключат из реестра малых и средних субъектов бизнеса.
Что даёт статус субъекта малого бизнеса
Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:
- обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
- создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
- уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
- развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.
Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.
Льготы для субъектов малого предпринимательства
На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:
-
Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;
-
Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;
-
Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);
-
Минимум кадровой документации;
-
Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).
- Право на субсидии и гранты;
-
На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).
Статистическая отчетность
Микропредприятия – это субъекты малого предпринимательства, поэтому ежегодное предоставление статистической отчетности для них не обязательно. Отчитываться необходимо тем, кому направленны письменные требования из органов статистики. Узнать, попала ли организация в выборку Росстата можно на их официальном сайте. Кроме уведомления в письме будут бланки и рекомендации по заполнению форм.
Согласно Закону «О бухгалтерском учете» малые предприятия в течение 3 месяцев по окончании отчетного года в органы статистики направляют бухгалтерскую отчетность, а микропредприятия специальную форму.
В 2021 году все эти сведения можно направлять в электронном виде через ТКС. Датой предоставления будет считаться дата отправки, а в качестве подтверждения вы получите квитанцию из госорганов о приеме. С конца 2015 года значительно увеличились штрафы за не предоставление статистической отчетности. Согласно КоАП административный штраф на должностных лиц за недостоверные сведения, их не предоставление или нарушение сроков составляет от 10 до 20 тыс. руб., для юрлиц – 20 – 70 тыс. руб. Повторное нарушение грозит должностным лицам штрафом 30 – 50 тыс. руб., юридическим — 100 – 150 тыс. руб.
Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства.
Критерии отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Виды хозяйствующих субъектов | Условия признания субъектом малого предпринимательства | Основание |
Коммерческие организации1 и потребительские кооперативы | Суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25 процентов (за исключением активов акционерных и закрытых паевых инвестиционных фондов) Доля, принадлежащая одной или нескольким организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25 процентов2 |
подп. 1 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ |
Коммерческие организации1, потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели | Средняя численность работников3 за предыдущий календарный год не превышает:- 15 человек — для микропредприятий;- 16-100 человек — для малых предприятий; — 101-250 человек — для средних предприятий |
подп. 2 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ |
Коммерческие организации1, потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели | Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС4 или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов)5 за предыдущий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства3 Начиная с 2008 года установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС:- 60 млн руб. — для микропредприятий;- 400 млн руб. — для малых предприятий; — 1000 млн руб. — для средних предприятий |
подп. 3 ч. 1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 |
Государственный реестр и категории МСП: основные критерии
Единый перечень малого и среднего бизнеса существует с середины 2016-го, когда и были приняты соответствующие законодательные акты. Посмотреть его без труда каждый может на портале Федеральной налоговой службы (ФНС). В него включены все зарегистрированные на территории Российской Федерации представители такого предпринимательства.
Вносятся в него все позиции автоматически, после того как они регистрируются в ЕГРИП, ЕГРЮЛ, а также по подаче отчетности налоговикам. Информация, которая обычно имеется в свободном доступе:
- Данные о кодах деятельности по ОКВЭД.
- Полное имя любого ИП или же название юрлица.
- ИНН налогоплательщика.
- Место жительства или нахождения.
- Наличие лицензии, если подкатегория занятости относится к лицензируемым.
Однако это только обязательные пункты. По желанию самого лица или организации в реестр могут быть внесены также иные сведения:
- Полная контактная информация, по которой можно легко связаться с руководством.
- Описание производимых товаров (продуктов), в соответствии критериям инновационных и/или высокотехнологичных показателей.
- Контракты по госзакупкам.
- Партнерства с государственными заказчиками.
Добавляется информация только после прохождения процесса авторизации на специальном сервисе для передачи, для чего необходимо иметь квалификационную усиленную электронную подпись.
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в отечественном законодательстве
Основным и, пожалуй, на данный момент единственным действующим документом, выделяющим малое предпринимательство из общей массы юридических лиц и ПБОЮЛ, с 1 января 2008 г. будет являться Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 208-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 88-ФЗ).
Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Такой документ отражает имущественную самостоятельность юридического лица.
Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чье право нарушено, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным кодексом.
Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.
Малыми предприятиями могут признаваться только коммерческие организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.
Развитие экологических технологий
Сегодня всё больше и больше компаний внедряют экологические технологии для снижения негативного влияния своей деятельности на окружающую среду. Таким образом, уменьшается количество выбросов и отходов, что положительно влияет на экологию в целом.
По прогнозам экспертов, в 2023 году этот тренд только усилится. Большинство компаний, вне зависимости от их размера, будут вкладывать деньги в экологические проекты и искать возможности для устойчивого развития.
Кроме того, появляются новые экологические технологии, работа над которыми не прекращается. Например, уже сегодня многие компании начали переходить на использование возобновляемых источников энергии, а в будущем это станет ещё более популярным.
- Использование солнечных батарей;
- Утилизация отходов с помощью переработки и рециклинга;
- Оптимизация транспортных маршрутов и перевозок;
- Разработка биоразлагаемых упаковок и материалов;
Таким образом, компании, желающие оставаться конкурентоспособными в будущем, обязательно должны учитывать тренд на экологическую ответственность и внедрять соответствующие технологии.
Возможность перехода на АУСН
В 2023 году организации и ИП из Москвы, Калужской и Московской области, Татарстана могут перейти на новый режим налогообложения — АУСН. Подать заявку для перехода нужно было до конца 2022 года.
Цель внедрения АУСН — упростить работу бизнеса. Вести расчет налогов будет ФНС, взяв за ориентир данные банка и онлайн-касс налогоплательщика. Ставка налога повышается — 8% на объекте налогообложения «Доходы» и 20% на «Доходы минус расходы». Налоговым периодом признается календарный месяц. Уплачивать налог нужно тоже ежемесячно. Также нужно вести учет доходов и расходов в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС.
Автоматизированная упрощенная система налогообложения отличается от привычной УСН сокращением страховых взносов. Работодатель платит их только от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Фиксированная сумма — 2 040 рублей в год, независимо от численности сотрудников. Другие взносы платить не нужно.
Условия отнесения компаний и ИП к субъектам МСП
Условия отнесения компаний и ИП к категории субъектов МСП определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (далее — Закон № 209-ФЗ).
Они включают:
- условие о средней численности персонала;
- условие к выручке от реализации товаров (работ, услуг);
- условие о доле участия в уставном капитале (только для организаций).
В зависимости от соблюдения вышеуказанных условий компания или ИП относят к одной из следующих категорий МСП – среднее предприятие, малое предприятие, микропредприятие.
Указанный статус представителя малого или среднего бизнеса могут присвоить:
- хозяйственному обществу (ООО или АО), товариществу и партнерству;
- производственному или потребительскому кооперативу;
- КФХ;
- ИП.
Категория субъекта МСП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием средней численности работников и выручки за предшествующий календарный год.
Если компания или ИП отвечает всем перечисленным критериям, то их могут рассматривать как субъектов МСП.
Сведения о субъектах МСП вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Финансово-экономические показатели
Крупнейшими налогоплательщиками могут признаваться не только коммерческие организации, но и некоммерческие. Во внимание могут приниматься показатели за три последних года. Оценка производится в соответствии с объемом полученных доходов, показателями прибылей, которые отражены в данных отчетности. Показатели ФЭД для федерального и регионального уровня являются неодинаковыми, соответственно, ограничения по ним различны.
Конкретный показатель | Федеральный уровень | Региональный уровень |
---|---|---|
Суммарный объем налогов, которые были начислены | От 1 млрд. рублей | 2-20 млрд. рублей |
Общий объем дохода, который был получен | От 20 млрд. рублей | – |
Активы предприятия | От 20 млрд. рублей | От 100 млн. до 20 млрд. рублей |
Среднесписочная численность работников | – | От 50 человек |
Если организация занимается оказанием услуг в области транспорта и связи, показатель устанавливается от 300 млн. рублей. В регионах, где организация претендует на получение данного статуса, критерии оценивания эквивалентны общему значению объема начислений федерального сбора (75 млн. – 1 млрд. рублей).
Законодательство, регулирующие вопросы малого и среднего бизнеса, критерии отнесения к таковым
Отношения в сфере развития МСП регулируются нормами закона «О развитии…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В ч. 1 статьи 4 указанного нормативного акта устанавливается, что к субъектам МСП относятся лица (хозобщества, партнерства, компании по производственной кооперации, сельхозфермы и ИП), прошедшие госрегистрацию в соответствии с действующим законодательством и отвечающие ряду требований.
Перечень условий, соответствие которым дает право относиться к субъектам МСП, установлен в ч. 1.1. ст. 4 закона № 209-ФЗ и состоит из 4 показателей (о них мы расскажем чуть позже).