Градостроительный план земельного участка как ребус, информация и риск

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Градостроительный план земельного участка как ребус, информация и риск». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Получение ГПЗУ осуществляется на начальной стадии изысканий и проектирования. Градостроительный план земельного участка можно получить через портал Госуслуг, либо через сайт mos. ru по ссылке. Выдачей документа занимается МосКомАрхитектура. При подачи заявления нужно приложить правоустанавливающие документы на участок, а также на размещенные на нем объекты (если сведения о них отсутствуют в ЕГРН).

Определиться, нужен ли ГПЗУ

В зависимости от того, какой объект планируется к строительству на участке, может варьироваться необходимость в получении градплана. Мы хотели бы привести две распространенные ситуации, когда оформить ГПЗУ не требуется:

  1. Строительство линейного объекта. Для них законодательством установлено наличие другого важного документа – проекта планировки или межевания территории.
  2. Возведение частного дома, сарая, гаража, бани и иных построек на земле с ИЖС. Не имеет значения, по какой из процедур застройщик планирует оформить частную постройку (дачная амнистия или уведомление), получать ГПЗУ не потребуется. В крайнем случае, только для проверки правового статуса земли, но не для согласования работ.

Установление границ территориальных зон

Подборка наиболее важных документов по запросу Установление границ территориальных зон (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 34 “Порядок установления территориальных зон” Градостроительного кодекса РФ”Само по себе несоблюдение публичными органами требований статей 30, 34 Градостроительного кодекса РФ при утверждении Правил землепользования и определении границ территориальных зон без учета сложившейся планировки и существующего землепользования не может являться препятствием в реализации обществом прав на использование как объекта незавершенного строительства, так и арендуемого земельного участка, в пределах, предусмотренных земельным и градостроительным законодательством

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 8 “Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности” Градостроительного кодекса РФ(Р. Касенов)Суд удовлетворил требования гражданина о признании не действующими правил землепользования и застройки городского округа, утвержденных решением думы городского округа, в части отнесения земельного участка к двум территориальным зонам. Как указал суд, согласно п. 26 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 7 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, п. 3 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты. В данном случае спорные правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции, между тем при принятии оспариваемого акта и определении границ территориальных зон думой городского округа не были учтены местоположение и границы спорного земельного участка, сведения о котором на момент утверждения генерального плана и правил землепользования и застройки имелись в государственном кадастре недвижимости.

“Градостроительный кодекс Российской Федерации” от 29. 2004 N 190-ФЗ(ред. от 14. 2022)3. При подготовке правил землепользования и застройки в части установления границ территориальных зон и градостроительных регламентов должна быть обеспечена возможность размещения на территориях поселения, городского округа предусмотренных документами территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).

Правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Правила землепользования и застройки как документ, необходимый для упорядочения градостроительной деятельности и оптимизации землепользования и застройки на территории муниципального образования, формирует общие принципы и направления развития муниципального образования.

Основными целями и задачами правил являются создание условий для устойчивого развития территории муниципального образования, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, для планировки территории; для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки – документ, транслирующий населению города ответственность органа местного самоуправления за принятые решения на уровне генерального плана, документации по планировке территорий, выданных разрешений на строительство, учтенных земельных участков и их разрешенного использования.

Сами по себе правила никак не влияют на изменение качества среды и жизни, они должны только фиксировать градостроительные решения, переводить их смысл на общественно-правовой язык, обеспечивая при этом доступность этих решений для всех без исключения лиц.

Правила землепользования и застройки должны обеспечивать полноценное понимание владельца недвижимости или другого заинтересованного лица о разрешенном использовании любого земельного участка, а также о возможностях преобразования городских территорий с учетом всех установленных ограничений, выполнять роль гаранта надежности принятых решений в отношении муниципальной градостроительной политики.

Нельзя допускать, чтобы правила противоречили генеральному плану или утвержденным проектам планировки. Близкой к идеальной можно считать ситуацию, когда правила землепользования и застройки разработаны на основе проектов планировки и межевания, утвержденных на территорию всего города, как минимум – на территорию общего пользования, включающую улично-дорожную сеть, парки, скверы, набережные и другие территории, формирующие общественные пространства.

Читайте также:  Водительское удостоверение категории м что это значит

Правила землепользования и застройки создают условия для реализации генерального плана в части жилищного, производственного, общественно-делового и иного коммерческого строительства. Градостроительный регламент на территории общего пользования, формирующие общественные пространства и играющие ключевую роль в преобразованиях городской среды, не распространяется. Использование территорий общего пользования осуществляется в соответствии с правилами и концепциями благоустройства.

В соответствии со статьей №57.3 Градостроительного кодекса РФ, для получения ГПЗУ нужно обратиться в орган местного самоуправления с заявлением и пакетом дополнительных бумаг. Данная структура проводит подготовку, регистрацию градостроительного плана надела.

Эта услуга предоставляется на бесплатной основе. Также можно получить ГПЗУ в Многофункциональном центре (МФЦ). Доступна подача запроса и через интернет. Для этого нужно воспользоваться порталом Госуслуги.

Алгоритм действий по получению ГПЗУ:

  • сбор пакета документов;
  • составление заявления. Оно пишется на имя Главы администрации района либо руководителя Департамента, Отдела архитектуры и градостроительства. В шапке приводятся данные заявителя. В основном блоке прописывается просьба о получении ГПЗУ, с указанием адреса расположения недвижимого имущества, кадастрового номера. Также отмечаются реквизиты правоустанавливающих документов. Составлять заявление рекомендуется в двух экземплярах (один из них заверяется и остается на руках у лица, подающего запрос);
  • посещение местной администрации либо МФЦ;
  • подача заявления и пакета документов сотруднику госструктуры. Получение расписки о приеме бумаг;
  • ожидание готовности градостроительного плана;
  • получение документа под роспись.

Какую информацию содержит?

Согласно приказу Минстроя РФ № 741/пр от 25 апреля 2017 года, в ГПЗУ указывается нижеприведенная информация:

  • Номер документа.
  • ФИО физлица или реквизиты и наименование юрлица-заявителя.
  • Адрес земельного участка и его общая площадь (в квадратных метрах или в гектарах).
  • ФИО и должность должностного лица и наименование соответствующей инстанции.
  • Чертеж, разработанный на топографической основе.
  • Вид разрешенного использования земельного участка (ст. 37 ГрК РФ).
  • Предельные размеры участка.
  • Сведения о различных объектах культурного наследия, если они возведены на земельном участке.
  • Границы зон действия различных публичных сервитутов, установленных ст. 23 ЗК РФ.
  • Наименование квартала (микрорайона, района), где зарегистрирован земельный участок.
  • Информация о текущих технических условиях подключения одного или нескольких объектов капитального строительства к различным инженерным сетям и коммуникациям.
  • Реквизиты различных нормативных актов, устанавливающих определенные законные требования к благоустройству территории.
  • Сведения о красных линиях. Таковыми считаются границы участков, на которых расположены:
    • линии электропередачи;
    • трубопроводы;
    • автодороги;
    • ж/д пути и иные подобные сооружения.

    ГПЗУ (расшифровывается, как градостроительный план земельного участка) — это документ является основанием для выдачи разрешения на строительство недвижимого объекта или реконструкции уже имеющегося, указывая на близость других зданий и сооружений.

    Здесь же имеется информация о наличии коммуникаций, а также иные сведения, согласно которым можно максимально удачно расположить строение на имеющемся участке.

    Первым этапом подготовки к строительству можно считать получение разрешительной документации на основе градостроительного плана. Возведение объекта недвижимости без разрешения считается грубым нарушением законодательства и строительных нормативов. Отсутствие документов может стать причиной наказания собственника участка с последующим определением к сносу самовольного строения.

    Изменения в ГрК РФ с 1 июля 2021 года

    В соответствии с ФЗ от 3 июля 2021 года № 373-ФЗ статья 44 ГРК РФ Градостроительные планы земельных участков с 1 июля 2021 года утратила силу. Теперь вопросы, связанные с формой и порядком заполнения ГПЗУ, регламентируются статьей 57.3. Градостроительный план земельного участка, глава 7 ГрК РФ «Информационное обеспечение градостроительной деятельности». Возникает вопрос: может ли быть использована информация, указанная в выданном ГПЗУ, после вступления в силу новой нормы закона? Да, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства или их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, а также выдачи разрешений на строительство данная информация может быть использована. Срок использования ранее выданного ГПЗУ не может быть менее чем три года и более чем восемь лет со дня вступления в силу ФЗ от 3 июля 2021 года № 373-ФЗ. Срок использования ГПЗУ установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; по истечении его использование информации, указанной в данном градостроительном плане земельного участка, не допускается. Исключение составляют случаи, когда после выдачи ГПЗУ в градостроительные регламенты соответствующей территориальной зоны были внесены изменения.

    О градостроительном плане земельного участка

    На сегодняшний же день, если строго следовать букве закона, подготовка ГПЗУ «осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры» и в прочих целях, указанных в ч. 1 ст. 41 ГрадК РФ, что, мягко говоря, не соответствует действительности.

    Кроме того, указанная позиция, как я понимаю, повлияла и на изменение ГрадК РФ. Так, уже в действующей редакции ч. 1 ст. 51 ГрадК РФ лишена сомнительного «подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка» (требованиям выписки?). Ст. 41 ГрадК РФ в будущей редакции исключает ГПЗУ из числа документации по планировке территории, разумно оставляя там лишь ППТ и ПМТ. Да и статья ГрадК РФ в гл. 5, посвященная ГПЗУ (ст. 44), утрачивает силу – ГПЗУ появляется в «информационной» гл. 7, ст. 57.3.

    Тема: градостроительный план

    Получил градостроительный план для выполнения проектных работ 31.08.2021 г. на весь участок, который состоит из земли в долевой собственности — 320 кв.м. и аренды — 124 кв.м. При выполнении проектных работ часть проектируемого дома должна частично находится на арендованном участке (по другому не получается — маленький участок). Земелепользование участков: долевая соственность — индивидуальное строительство, аренда — ведение огородничества. Выполнил все проектные работы, согласования, понес сдавать на разрешение на строительство — отказали, сказали меняйте назначение аренды с огородничества на долевое индивидуальное строительство. Подал заявку в ДАГУН. Получил ответ, что согласно решения городского собрания от 16.09.2021 г. (вышло через полмесяца после выдачи градостроительного плана) минимальный размер участка аренды для ИЖС должен быть не менее 200 кв.м., площадь аренды моего участка меньше нормы (200 кв.м.), изменить назначение земли не представляется возможным и отзывают градостроительный план от 31.08.2021 г. То, что аренда примыкает к собственности, а не стоит отдельно во внимание не берется. Правомочно ли было отзывать у меня градостроительный план? Проект быстрее выполнить никак нельзя было, деньги на проект уже вложены и не маленькие. Каким образом мне теперь получить разрешение на строительство, если не меняют назначение земельного участка аренды?

    наверное уже поздно, но все же. градостроительный план на 2 земельных участка, да еще с разными видами пользования делать не имели права вообще. так как градостроительный план земельного участка выполняется на 1 ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК! Вас должны были отправить на их объединение.

    Что делать в первую очередь, если отказ уже получен

    Действия заявителя зависят от формулировки, с которой выдан отказ.

    При ошибках в текстовых документах алгоритм должен быть следующим:

    1. проверка правильности написания заявления, при необходимости подготовка нового;
    2. запрос и получение недостающих выписок;
    3. заверение приложенных копий;
    4. замена испорченных или поврежденных документов полноценными аналогами.

    При ошибках в графической части порядок действий таков:

    1. редактирование плана согласно имеющимся замечаниям;
    2. проведение повторной топографической съемки;
    3. подтверждение аккредитации компании, выполнившей геодезические работы.

    Если вы считаете, что отказ не имеет законного обоснования, готовьтесь к судебному процессу.

    Связь с другой документацией

    До оформления ГПЗУ заявителю необходимо заранее подготовить нижеприведенную техническую документацию:

    • Топографический план. До начала застройки проводится топографическая съемка земельного участка, информация о которой заносится в ГПЗУ.
    • Ситуационный план — оформляется, если топографическая съемка ведется с высоты. В этом документе фиксируются границы участка и прилегающие к нему объекты.
    • Проект межевания территории. В этом документе фиксируются сведения об установленных границах участка.
    • Специальные технические условия (СТУ).
    • Кадастровый паспорт земельного участка (в виде выписки из ЕГРН).

    После оформления всей вышеприведенной документации владельцу (собственнику) земли необходимо обратиться в соответствующие инстанции за получением ГПЗУ.

    Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
    Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
    Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

    Планировочная организация земельного участка

    › Статья акутальна на: Октябрь 2023 г. Градостроительный план земельного участка ИЖС – это проект межевания, который является необходимостью для строительства или реконструкции любого объекта недвижимости. План несет в себе информацию о других объектах, которые уже построены, либо только будут возведены.

    Несмотря на имеющиеся нормы, существуют и стороны процесса оформления ГПЗУ, которые определяются местным самоуправлением. Поэтому перед тем, как отправляться подавать заявку, стоит ознакомиться с требуемым пакетом документов, особенностями проведения процедуры в вашем регионе, а также с образцом заявления на градостроительный план земельного участка.

    ГПЗУ содержит в себе не только информацию о месте расположения будущих и существующих объектов, но там также отражены и все коммуникации, линейные объекты и сторонние факторы, которые каким-то образом влияют на риски строительства. План помогает максимально эффективно использовать землю, при этом поддерживая безопасность всех строительных мероприятий.

    Получение градостроительного плана должно происходить еще до первых вариантов планирования процесса строительства.Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть) Даже запрещается инвестировать в проект, который еще не получил план, разрабатываемый в случаях:

      участок состоит на кадастровом учете; соблюдены правила землепользования; существует проект планировки; составлен проект межевания.

    Вся ответственность за создание ГПЗУ ложится на местную власть.

    Они самостоятельно должны согласовать все нюансы с сетями инженерно-технического обеспечения, после чего полностью составить план. Градостроительный план земельного участка регулируется ФЗ №373, который включает в себя следующие пункты: Цель градостроительного плана – обеспечение необходимой информацией субъектов при ведении строительных работ объекта на территории участка.

    Градостроительный план земельного участка создается, опираясь на документы и нормы федерального и территориального масштаба, регулирующие различные сферы строительства, включая присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения.

    Градостроительный план земельного участка

    Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) является одним из обязательных документов для архитектурно-строительного проектирования и последующего получения разрешения на строительство.

    ГПЗУ представляет собой выписку из правил землепользования и застройки (ПЗЗ), документации по планировке территории (ППТ/ПМТ/ППМТ), нормативов градостроительного проектирования муниципального образования, применительно к конкретному земельному участку.

    ГПЗУ определяет условия возможной застройки, в том числе: места допустимого размещения на земельном участке зданий, строений, сооружений, их возможное назначение и параметры с учетом целевого (функционального) назначения и разрешенного использования этого участка.

    Обратите внимание, что с 2017 года был ограничен срок действия ГПЗУ, теперь он составляет 3 года.

    Кто может заказать разработку ГПЗУ:

    • физические лица, имеющие предназначенные для строительства земельные участки на правах собственности, на правах аренды, на правах наследования или безвозмездного пользования;
    • юридические лица, имеющие предназначенные для строительства земельные участки на правах собственности, на правах аренды, в постоянном (бессрочном) или ограниченном пользовании.

    Порядок и правила выдачи ГПЗУ могут незначительно отличаться в зависимости от места планируемого расположения объекта капитального строительства – конкретного субъекта РФ. Типовой состав документов для получения ГПЗУ на примере Московского региона приведен ниже.

    • заявление на подготовку и утверждение градостроительного плана земельного участка с обязательным указанием основных исходных данных: место расположения земельного участка (адрес), кадастровый номер земельного участка, сведения о существующих объектах капитального строительства на участке, базовые технико-экономические показатели планируемого объекта;
    • документы, подтверждающие полномочия лица, который обращается за ГПЗУ (в случае подачи заявления представителем – доверенность, паспорт);
    • правоустанавливающие документы на земельный участок, включая выписку из ЕГРН по земельному участку и основания прав распоряжения/пользования земельным участком (например, договор аренды или безвозмездного пользования земельным учаском);
    • результаты инженерно-геодезических изысканий – геодезический план в масштабе 1 : 500 (геоподоснова). Если топосьемка ранее была зарегистрирована в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИАИС ОГД / ИСОГД), то необходимо указать постоянный регистрационный номер ИСОГД.

    Какую информацию содержит

    Данные, которые должны отображаться в разрешении, установлены приказом Министерства строительства Российской Федерации №741/пр от 25.04.2017. Так, правильно оформленный документ содержит.

    Также разрешение включает чертеж территории, на которой будет строиться или реконструироваться сооружение. Проект создается на топографической основе, и отражает все ландшафтные метки, высоты.

    С помощью градостроительного плана застройщик может заблаговременно выяснить особенности территории, ландшафта, об имеющихся «красных» линиях, местах для подключения к инфраструктуре. Полученные знания позволят указать точно место, где будет располагаться конструкция.

    Градостроительный план необходимо оформлять на каждую отдельную область.

    Нормативам градостроительного проектирования посвящена глава 3.1 ГрК РФ, которая была введена в 2014 году.

    Ст. 29.1 ГрК РФ предусматривает, что нормативы градостроительного проектирования подразделяются на:

    1) региональные нормативы градостроительного проектирования (РНГП);
    2) местные нормативы градостроительного проектирования (МНГП), которые включают в себя:

    Региональные нормативы содержат расчётные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами регионального значения и расчётные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта РФ. Дополнительно региональные нормативы могут включать предельные значения расчётных показателей минимального уровня обеспеченности объектами местного значения и максимально допустимого уровня доступности таких объектов на территориях муниципальных образований.

    Также Постановлением Правительства РФ от 16.12.2020 № 2122 «О расчётных показателях, подлежащих установлению в региональных нормативах градостроительного проектирования» утверждены расчётные показатели, которые подлежат установлению в региональных нормативах градостроительного проектирования наряду с расчётными показателями, указанными выше.

    Местные нормативы, в свою очередь, содержат расчётные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами местного значения и расчётные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения. При этом для муниципальных властей являются обязательными установленные на региональном уровне предельные значения расчётных показателей.

    Приказом Минэкономразвития № 71 от 15.02.2021 утверждены Методические рекомендации по подготовке нормативов градостроительного проектирования.

    Нормативы имеют следующее значение для градостроительной деятельности:

    1) РНГП должны учитываться при подготовке схем территориального планирования субъекта РФ, двух и более субъектов РФ;
    2) РНГП и МНГП должны учитываться при подготовке схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов, документации по планировке территории.

    Особенности подготовки ГПЗУ в виде отдельного документа

    Согласно части 2 статьи 44 ГрК РФ подготовка ГПЗУ может осуществляться в виде отдельного документа, вне проекта межевания территории. Порядок подготовки таких ГПЗУ регламентирован непосредственно Градостроительным кодексом, в части 17 статьи 46:

    «В случае если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 — 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы». Рассмотрим подробнее процитированные положения Кодекса и сформулируем вытекающие из них выводы.

    Во-первых, ГПЗУ как отдельный самостоятельный документ выдается на основании заявления физического или юридического лица. Причем не обязательно застройщика, которым признается лицо, обладающее земельным участком, предназначенным для строительства, на праве собственности или аренды, ином вещном праве. Заявителем может быть абсолютно любое дееспособное лицо, которое может обратиться за ГПЗУ по делу и просто ради интереса (узнать, что там у соседа на участке есть или может быть). Если заявитель не является правообладателем земельного участка, то для него получение градостроительного плана является не более чем актом удовлетворения собственного любопытства, поскольку воспользоваться ГПЗУ в предусмотренных законодательством случаях для подготовки проектной документации, выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию сможет только его законный правообладатель!

    Во-вторых, для выдачи ГПЗУ органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. К числу таких действий статья 46 ГрК РФ относит принятие решения о подготовке документации по планировке территории, его опубликование и размещение на сайте в сети Интернет (при его наличии), размещение заказа на разработку документации, проведение публичных слушаний, опубликование утвержденной документации.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *