Возбуждение уголовного дела в отношении неустановленного лица УПК РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возбуждение уголовного дела в отношении неустановленного лица УПК РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Существует и такое основание прекращения уголовного преследования, как наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению. В этом основании находит реальное воплощение принцип справедливости, согласно которому никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Комментарий к ст. 448 УПК РФ

1. Данная статья устанавливает порядок не только возбуждения уголовных дел, как следует из ее названия, но также порядок привлечения в качестве обвиняемых лиц, в ней перечисленных, и порядок изменения обвинения, которое может повлечь ухудшение положения лица.

Элементами этого порядка являются:

— принятие соответствующего решения председателем Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации либо, с его согласия (п. п. 1, 2, 3 — 8, 12, 13 — 14 ч. 1 комментируемой статьи), исполняющим обязанности председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (п. 2.1), руководителем следственного органа Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (п. п. 9, 11) либо (в отношении следователя и адвоката) руководителем следственного органа Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по району, городу или вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — в отношении прокурора, руководителя следственного органа, следователя (п. 10);

— предварительное получение соответствующим руководителем следственного органа перед принятием такого решения заключения особой коллегии из трех судей ВС РФ (п. п. 2, 2.1 ч. 1 комментируемой статьи) о наличии в деянии Генерального прокурора Российской Федерации или председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации признаков преступления;

— предварительное получение согласия Совета Федерации или Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. 1 ч. 1 комментируемой статьи), Конституционного Суда РФ (п. 3), соответствующей квалификационной коллегии судей (п. п. 4 — 5).

2. Заключение коллегии из трех судей Верховного Суда Российской Федерации о наличии в деянии Генерального прокурора Российской Федерации или председателя Следственного комитета признаков преступления, о которых говорится в п. п. 2, 2.1 ч. 1 и в ч. 6 настоящей статьи, по своей юридической природе есть не что иное, как разрешение суда на возбуждение уголовного дела либо привлечение лица в качестве обвиняемого или изменение предъявленного обвинения. По смыслу закона заключение должно быть мотивированным и может быть обжаловано. Согласно ч. 2 комментируемой статьи рассмотрение коллегией судей Верховного Суда Российской Федерации представления председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или исполняющего обязанности председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации проводится в судебном заседании. Судебное заседание по рассмотрению представления прокурора производится по общим правилам, предусмотренным УПК, в том числе с ведением протокола судебного заседания . В соответствии с конституционно-правовым смыслом ч. 2 ст. 448 УПК, выявленным Конституционным Судом РФ, содержащаяся в ней норма во всяком случае не может рассматриваться как исключающая участие лица, заявившего о совершенном в отношении его преступлении, в судебном заседании при рассмотрении соответствующего представления прокурора и препятствующая обжалованию этим лицом заключения суда. Суд, давая заключение о наличии либо отсутствии в действиях лица признаков преступления, проверяет лишь достаточность и точность представленных данных, указывающих на эти признаки, и правомерность утверждения о наличии оснований для возбуждения уголовного преследования в отношении лица и не вправе делать выводы, которые могут содержаться только в итоговом решении по уголовному делу .

———————————

См.: Определение СК по УД ВС РФ N 12-Дп02-13 по делу Симолкина.

См.: Определение КС РФ от 14 декабря 2004 г. N 392-О // СЗ РФ. 2005. 7 марта. N 10. Ст. 896.

Прекращение уголовного дела

  • отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);
  • отсутствие состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);
  • доказанная непричастность к преступлению (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);
  • смерть лица, совершившего преступление (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ)

В случаях прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 24 и пунктом 1 части первой статьи 27 настоящего Кодекса, следователь или прокурор принимает предусмотренные главой 18 настоящего Кодекса меры по реабилитации лица.

  • истечение сроков давности уголовного преследования
  • ст. 25 (примирение сторон)
  • п. 3 ч. 1 ст. 27 (амнистия)
  • ст. 28 УПК (деятельное раскаяние).

При выявлении одновременно нескольких оснований к прекращению уголовного дела решение следует принимать в соответствии с тем основанием, которое порождает наиболее благоприятные последствия. Так, уголовное дело не может быть прекращено по нереабилитирующему основанию или в связи с отсутствием процессуальных условий судопроизводства, если установлено какое-либо из реабилитирующих оснований.2) нереабилитирующие (т. е. не снимающие подозрение или обвинение, но освобождающие от уголовной ответственности) и 2) прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 — 6 части первой статьи 24 настоящего Кодекса;27. Новеллой является включение в число оснований прекращения уголовного преследования наряду с наличием в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению также и постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Момент возбуждения дела никак не связан со временем совершения преступного деяния. Временные рамки, в которых должно быть принято это решение, начинают отсчитывать от момента регистрации сообщения об этом преступлении.

  1. Ст. 144 УПК РФ определяет, что уполномоченное лицо обязано принять процессуальное решение по сообщению о преступлении не позднее 3 суток со дня его поступления.
  2. По мотивированному ходатайству этого лица в случае, если он не успеет провести все проверочные мероприятия за эти дни, срок может продлеваться до 10 суток, в исключительных случаях – до 30.
  3. Исключительными обстоятельствами, позволяющими проводить проверку в течение месяца, УПК называет необходимость проведения:
    • ревизий, экспертиз, документальных проверок, исследований;
    • оперативно-розыскных мероприятий.

Как узнать, возбуждено ли дело?

Нередко встречаются факты, когда о принятом по сообщению о преступлении решении уведомления заинтересованным лицам не поступают или попросту не направляются по какой-то причине.

В этом случае узнать, возбуждено ли дело, возможно в дежурной части правоохранительного органа или у должностного лица, ответственного за ведение книги регистрации/учета сообщений о преступлениях и происшествиях, по номеру КУСП, указанному в талоне-уведомлении, выданном при подаче заявления.

Если этого документа в распоряжении нет, можно обратиться письменно к надзирающему прокурору или руководителю подразделения правоохранительного органа, в котором проводилась проверка с жалобой на неуведомление о результатах проверки или с просьбой о сообщении ее результатов.

Другой комментарий к Ст. 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. В отношении лиц, указанных в ст. 447 настоящего Кодекса, предварительное следствие ведется с момента возбуждения уголовного дела персонально, а если уголовное дело было возбуждено по факту преступного деяния или в отношении других лиц, но затем были собраны доказательства того, что преступление совершено данным лицом, — с момента привлечения его к участию в деле в качестве обвиняемого. В последнем случае органы, указанные в п. п. 1 — 11 ч. 1 ст. 448, дают согласие не на возбуждение уголовного дела, а на привлечение лица к участию в уголовном деле в качестве обвиняемого.

2. Уголовное дело возбуждается в отношении лиц, указанных в ст. 447, при наличии признаков преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ). Таким образом, достаточно какого-либо заявления или сообщения о признаках преступления для возбуждения уголовного дела против указанных лиц и проведения с их участием следственных действий (кроме указанных в ст. 450 настоящего Кодекса).

3. Уголовное дело в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы возбуждается на основании заключения коллегии из трех судей Верховного Суда РФ о наличии признаков преступления Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ, который затем должен получить согласие соответственно Совета Федерации или Государственной Думы на возбуждение уголовного дела или привлечение депутата (члена Совета Федерации) в качестве обвиняемого. Председатель Следственного комитета РФ сначала обращается с представлением в Верховный Суд РФ, а затем, получив заключение трех судей, — в Совет Федерации или Государственную Думу, наконец, получив согласие этих органов, выносит постановление о возбуждении уголовного дела или о привлечении лица в качестве обвиняемого, а получив отказ, выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица (ст. 147 УПК РФ).

В ч. 4 комментируемой статьи содержится запрет возбуждать в отношении члена Совета Федерации РФ и депутата Государственной Думы РФ уголовное дело или привлекать их в качестве обвиняемых за высказанное мнение, выраженную позицию или иные законные действия, соответствующие их статусу. В этих случаях Совет Федерации и Государственная Дума отказывают в даче согласия на возбуждение уголовного дела или привлечение кого-либо из указанных лиц в качестве обвиняемого. Из этого не следует, что членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы нельзя привлекать к уголовной ответственности только за действия, связанные с исполнением их публично-правовых обязанностей. Часть 4 данной статьи не отменяет п. 1 ч. 1 той же статьи, где говорится об особом порядке возбуждения уголовных дел в отношении депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации и привлечения их в качестве обвиняемых, независимо от характера инкриминируемых им преступлений. Тем самым закон защищает их от недобросовестных политиков и представителей правоохранительных органов, которые могут инициировать общеуголовные обвинения, чтобы скомпрометировать неугодного им члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

Читайте также:  Имущественный вычет при продаже квартиры: как можно сэкономить на налогах

4. Возбуждение уголовного дела в отношении Председателя Следственного комитета РФ производится по представлению Президента РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в его действиях признаков преступления.

Что происходит после возбуждения дела

С возбуждением дела стартует процесс поиска и сбора доказательств и иных имеющих значение сведений, составляющих предмет доказывания. Практически все, что было собрано в ходе доследственной проверки по сообщению о преступлении, доказательствами в смысле УПК РФ не будет.

Например, объяснения, полученные у потенциального потерпевшего, предполагаемого преступника и свидетелей, собираются не с целью доказывания вины, а с целью установления, есть ли в рассматриваемом происшествии признаки состава преступления. Они доказательствами не являются.

Впоследствии в рамках возбужденного дела будет происходить их допрос по правилам проведения следственных действий, установленным УПК. Нарушение этих правил влечет признание доказательств недопустимыми.

Некоторые документы, полученные от потерпевшего, например, на похищенное имущество: телефон, технику, чеки и т. д., просто приобщаются к материалам проверки. А в рамках уголовного дела для того, чтобы документы имели доказательственное значение, они должны быть соответствующим образом оформлены протоколами выемки, осмотра и признаны доказательствами постановлением следователя или дознавателя.

Однако некоторые сведения, полученные до возбуждения дела, являются доказательствами. Например, результаты осмотра места происшествия, оформленные соответствующим протоколом.

Доказательствами по делу могут являться сведения, полученные на стадии доследственной проверки, если соблюдены правила проведения, предусмотренные УПК РФ для проведения соответствующего процессуального действия.

Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Процессуальная деятельность, направленная на решение непосредственных задач стадии возбуждения уголовного дела в уголовно процессуальном законе, обозначена юридическим понятием «рас смотрение сообщения о преступлении».

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение не позднее трех суток со дня поступления сообщения. Этот срок может быть продлен до 10 суток руководителем следственного органа, начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. При необходимости проведения документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения ОРМ руководитель следственного органа по ходатайству следователя, прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить указанный срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Срок рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении исчисляется со дня его регистрации в органе дознания или предварительного следствия до дня вынесения постановления о принятом решении о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. Поступившее сообщение о преступлении подлежит обязательной регистрации и учету. Формы единой государственной системы регистрации и учета преступлений устанавливаются постановлением Росстата. Сокрытие преступлений от регистрации и учета рассматривается как грубое нарушение законности.

Если сообщение о преступлении поступило в форме заявления, то заявителю обязательно должен быть выдан документ с указанием данных о должностном лице, принявшем заявление либо отказавшем в его приеме, а также о дате и времени его принятия (отказа в приеме) (ч. 4 ст. 144 УПК). Отказ в приеме сообщения о преступлении выступает как бездействие руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, органа дознания, и поэтому подобный отказ может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124, 125 УПК.

Сообщение о преступлении подлежит проверке, результаты которой оформляются в зависимости от вида сообщения протоколом (заявление, явка с повинной) или рапортом (сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников). Проверка сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении представляет собой изучение материалов, представленных заявителем, анализ фактических данных, содержащихся в заявлении, установление личности заявителя, уточнение обстоятельств, от которых зависит принятие решения о направлении заявления по подследственности. При необходимости могут быть получены объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребованы и изъяты документы и предметы, назначена судебная экспертиза и получено заключение эксперта, произведены осмотр места происшествия, документов, трупов, освидетельствование, документальные проверки, ревизии, исследованы документы, предметы, трупы, дано органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении ОРМ.

Подобная проверка может дать реальную возможность для обоснованного вывода о наличии или отсутствии признаков преступления, но не должна быть направлена на установление всех признаков состава преступления, так как это является целью расследования.

Объем проверочных действий, предшествующих возбуждению уголовного дела, может быть различен и зависит от конкретных обстоятельств дела. Проверочные действия проводятся в срок, установленный уголовно-процессуальным законом. Полученные в результате проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств, если они получены в соответствии с требованиями, предусмотренными гл. 10 УПК. Доказательства, полученные с нарушением требований УПК, в соответствии со ст. 75 УПК являются недопустимыми.

Результаты ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам, запрещены к использованию в процессе доказывания.

Вид сообщения о преступлении (заявление, явка с повинной, сообщение, полученное из иных источников, постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) обусловливает некоторые особенности его принятия, проверки и разрешения.

Особенности рассмотрения заявления о преступлении. Порядок принятия заявления о преступлении регламентирован ст. 141 УПК. В соответствии с ч. 1 ст. 141 УПК допускается подача заявления как в устной, так и в письменной форме. Обязательным условием признания законности письменного заявления выступает подписание его заявителем (ч. 2 ст. 141 УПК). Кроме того, письменное заявление должно со держать фамилию, имя, отчество заявителя, адрес места его жительства. Письменное заявление должностного лица, сделанное им от имени предприятия, учреждения или организации, помимо подписи этого лица, должно иметь соответствующий штамп (печать).

Порядок принятия устного заявления регламентирован ч. 3—6 ст. 141 УПК. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Порядок составления протокола регламентирован ст. 166, 167 УПК. Если устное сообщение сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или в протокол судебного заседания. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Заявления о признаках преступлений частно-публичного обвинения, предусмотренных ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132, ч. 1 ст. 137, ч. 1 ст. 138, ч. 1 ст. 139, ст. 145, ч. 1 ст. 146 и ч. 1 ст. 147 УК, принимаются только от потерпевшего или его законного представителя (ч. 3 ст. 20 УПК).

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа не вправе отказать в приеме заявления по мотивам не достаточности сообщаемых сведений или неподследственности. В первом случае должностное лицо, к которому поступило такое за явление, должно принять меры к уточнению (пополнению) сообщенных сведений путем подробного опроса заявителя и составления протокола заявления. Во втором случае оно должно направить заявление по подследственности или подсудности, приняв одновременно меры к предотвращению или пресечению преступления, а также сохранению его следов.

В соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК анонимное заявление не является поводом к возбуждению уголовного дела. Однако это не исключает проверки анонимного заявления в порядке административной деятельности. При подтверждении в результате проверки анонимного за явления достоверности содержащихся в нем сведений о преступлении лицо, проводившее проверку, подает рапорт об обнаружении признаков преступления, который и будет являться поводом к возбуждению уголовного дела. Аналогичным образом должны приниматься и заявления, сделанные по телефону, даже если гражданин назвал свою фамилию, имя, но при этом невозможно получить от него письменное заявление или подпись в протоколе о принятии устного заявления.

Знакомимся с материалами проверки

Итак, после отправки заявления на ознакомление с материалами проверки нам обязаны назначить место и время для таких действий. Бывает так, что это происходит сразу же после подачи такого заявления.

К сожалению, практика общения с правоохранительными органами бывает очень разнообразной, и порой очень остросюжетной. Если вы по какой-то причине не можете сами ознакомиться с материалами проверки по вашему заявлению о возбуждении уголовного дела или вовсе боитесь, что к вам будет применена применят психологическая или физическая сила сотрудниками ОВД или прокуратуры, вы можете наделить полномочиями на ознакомление с материалами проверки любое лицо. Для этого выписывается такому лицу доверенность и заверяется у нотариуса. Проще доверить это дело адвокату. В этом случае он действует по ордеру.

Просто увидеть материалы проверки – не увидеть ничего. Ознакомиться со всеми материалами проверки – это значит, прежде всего, сделать с них фотокопии. Именно для этого мы и писали пунктом выше в заявлении на ознакомление о применении технических средств. Заранее подготовьтесь в техническом отношении – техника не должна вас подвести в самый ответственный момент.

Комментарий к статье 448 УПК РФ

1. Данная статья устанавливает не только порядок возбуждения уголовных дел, как следует из ее названия, но также порядок привлечения в качестве обвиняемых лиц, в ней перечисленных, и порядок изменения обвинения, которое может повлечь ухудшение положения лица.

2. Элементами этого порядка являются:

— принятие соответствующего решения Председателем Следственного комитета РФ либо с его согласия (п. п. 1, 2, 3 — 8, 12, 13 — 14 ч. 1 ком. статьи), исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета РФ (п. 2.1), руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ (п. п. 9, 11) либо в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката — руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов — Председателем Следственного комитета РФ или его заместителем (п. 10);

— предварительное получение соответствующим руководителем следственного органа перед принятием такого решения заключения особой коллегии из трех судей ВС РФ (п. п. 2, 2.1 ч. 1 ком. статьи) о наличии в деянии Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления;

— предварительное получение согласия Совета Федерации или Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. 1 ч. 1 ком. статьи), Конституционного Суда РФ (п. 2), соответствующей квалификационной коллегии судей (п. п. 4 — 5).

2. Не допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по ст. 305 УК (вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта) в случае, когда соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке .

———————————
См.: Постановление КС РФ от 18.10.2011 N 23-П.

3. Неприкосновенность членам Совета Федерации гарантируется только в течение срока их полномочий .

———————————
См.: Определение КС РФ от 05.02.2009 N 249-О-О.

4. Заключение коллегии из трех судей ВС РФ о наличии в деянии Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления, о которых говорится в пунктах 2, 2.1 части 1 и в части 6 настоящей статьи, по своей юридической природе есть не что иное, как разрешение суда на возбуждение уголовного дела, либо привлечение лица в качестве обвиняемого, либо изменение предъявленного обвинения. По смыслу закона заключение должно быть мотивированным и может быть обжаловано. Согласно ч. 2 ком. статьи рассмотрение коллегией судей ВС РФ представления Председателя Следственного комитета РФ или исполняющего обязанности Председателя Следственного комитета РФ проводится в судебном заседании. Судебное заседание производится по общим правилам, предусмотренным УПК, в том числе с ведением протокола судебного заседания . В соответствии с конституционно-правовым смыслом ч. 2 ст. 448, выявленным КС РФ, содержащаяся в ней норма во всяком случае не может рассматриваться как исключающая участие лица, заявившего о совершенном в отношении его преступлении, в судебном заседании при рассмотрении соответствующего представления прокурора и препятствующая обжалованию этим лицом заключения суда. Суд, давая заключение о наличии либо отсутствии в действиях лица признаков преступления, проверяет лишь достаточность представленных данных, указывающих на эти признаки, и правомерность утверждения о наличии оснований для возбуждения уголовного преследования в отношении лица и не вправе делать выводы, которые могут содержаться только в итоговом решении по уголовному делу .

———————————
См.: Определение СК по УД ВС РФ N 12-Дп02-13 по делу Симолкина.
См.: Определение КС РФ от 14.12.2004 N 452-О.

5. Представляется, что исключение ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.2003 и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» из ком. статьи такого условия возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, прокуроров, руководителей следственных органов, следователей, адвокатов, как предварительное получение судебного заключения о наличии в их действиях признаков преступления, не будет реально способствовать усилению борьбы с коррупцией. Напротив, судебный контроль над возбуждением уголовного дела в отношении указанных лиц призван оградить их публичную процессуальную самостоятельность, которая необходима в целях сохранения ими добросовестности и эффективности, в том числе при противодействии коррупции в самих правоохранительных и судебных органах. Следует учитывать, что КС РФ ранее сформулировал по данному вопросу правовую позицию, согласно которой такое условие возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого в отношении судьи, как заключение коллегии судей, выступает в механизме обеспечения института неприкосновенности судей в качестве одной из дополнительных гарантий (наряду с согласием квалификационной коллегии судей) их конституционных прав, в том числе права на судебную защиту . Отказ от подобной гарантии в отношении прокуроров, руководителей следственных органов, следователей и адвокатов нецелесообразен еще и потому, что ставит первые три категории лиц в худшее положение по сравнению с адвокатами, для которых гарантии против незаконного проведения в отношении них следственных действий предусмотрены ч. 3 ст. 8 ФЗ от 03.05.2002 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». При этом нельзя не принимать во внимание, что конституционная правомерность установления такой юридической защиты адвокатов подтверждена КС РФ .

———————————
Определение от 14.12.2004 N 452-О по жалобе гражданки Л.А. Шевелевой на нарушение ее конституционных прав пунктом 4 части первой статьи 448 УПК РФ // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. N 3.
См.: Определение КС РФ от 08.11.2005 N 439-О по жалобе гр. С.В. Бородина, В.Н. Буробина, А.В. Быковского и других на нарушение их конституционных прав статьями 7, 29, 182 и 183 УПК // РГ. 31.01.2006. N 18.

6. КС РФ указал, что «.часть первая статьи 175 УПК Российской Федерации, определяя действия следователя в случае выявления в ходе предварительного следствия оснований для изменения предъявленного обвинения, не оговаривает специально возможность вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого в связи с совершением преступления, относительно которого уголовное дело не было возбуждено. Напротив, она предполагает необходимость соблюдения в таком случае общих положений статей 171 и 172 УПК РФ, регламентирующих привлечение лица в качестве обвиняемого по расследуемому уголовному делу, а также статей 140, 146 и 153 УПК Российской Федерации, в силу которых при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, должно быть вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, которое при наличии других уголовных дел о совершенных тем же лицом преступлениях может быть соединено с ними в одном производстве» . Тем не менее по смыслу ч. 1 ком. статьи в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447, при обнаружении признаков совершенного преступления и после выполнения ряда действий по преодолению их служебного иммунитета может быть принято решение о привлечении в качестве обвиняемого без предварительного вынесения постановления о возбуждении дела — при условии, если уголовное дело ранее было возбуждено в отношении других лиц и т.д.

———————————
Определение КС РФ от 21.12.2006 N 533-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Р.Т. Геворкяна на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 175 УПК РФ // Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. 2007. N 6.

В чем отличие возбуждения УД по факту и в отношении неустановленных лиц?

На практике, может быть так, что вручение обязательных документов промежуточного характера заканчивается постановкой подписей в протоколах и постановлениях самим подозреваемым напротив отметки копия получена, а вот на руки такие документы могут просто «забыть» выдать.

Помните- не важно, какая избрана мера пресечения. Постановление об избрании меры пресечении должно вручаться независимо от вида меры пресечения. Действующий УПК РФ исключений не содержит. Полный перечень мер можно посмотреть в ст.98 УПК РФ.
Существует прямое указание закона в норме ст.101 УПК РФ –»Копия постановления или определения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его защитнику или законному представителю по их просьбе.»
Закон устанавливает обязательное вручение данного постановления или определения суда подозреваемому/обвиняемому, а вот защитникам и представителям выдается только по их просьбе.

До начала обыска следователь предъявляет постановление о его производстве, либо судебное решение, разрешающее его производство.
Копия протокола обыска вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации. Важный момент, что протокол обыска вручается именно собственнику помещения либо члену его семьи, что не всегда является лицом подозреваемым.

Как возбуждаются уголовные дела по налоговым преступлениям: ликбез от адвоката

Специфическим признаком является проявление гуманности законодателя по отношению к преступнику, а также в некотором роде рациональности. Как это реализуется?

Если органы следствия в течение определённого срока не смогли раскрыть преступление, то уголовное производство может быть закрыто:

  1. Например, материалы по повреждению чужого имущества. Неустановленное лицо повредило транспортное средство пострадавшего в 2009 году. По заявлению владельца, было открыто уголовное производство и только в 2020, правонарушитель был найден и дело передали в суд. Суд решил окончить дело в связи с истечением срока давности. Другими словами, проявил гуманность и простил правонарушителя.
  2. Или ещё один известный случай жителя Новосибирска Виктора Гончара, убившего пьяного незнакомца, ворвавшегося в квартиру. Действия Гончара сначала квалифицировали как умышленные тяжкие телесные повреждения, повлёкшие смерть человека, но переквалифицировали на убийство по неосторожности и поскольку процесс длился долго, дело повторно пересматривалось в связи с решением апелляционной инстанции, срок давности истёк, а судом было принято решение о закрытии производства.
Читайте также:  Как удочерить ребенка из дома малютки одинокой женщине в России в 2024 году

Но не всё так просто. Сроки давности бывают различными, все зависит от совершённого деяния и от того закончено ли преступление. В случае если правонарушитель своими действиями препятствовал установлению истины, сроки давности не действуют. А также, если преступное деяние относится, например, к некоторым видам особо тяжких, срока давности за него не предусмотрено.

  • заявление о преступлении;
  • явка с повинной лица, совершившего преступление;
  • любое иное сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, в том числе из средств массовой информации.

Привлекаться к уголовной ответственности юридическое лицо не может, но в качестве обвиняемого может быть привлечен генеральный директор компании, т. к. всю ответственность за осуществление финансово-хозяйственной деятельности несет он.

Уголовно-процессуальным Кодексом РК четко определены сроки, в которые необходимо принять соответствующее решение и они составляют не более трое суток. Однако из общего правила, имеются исключения.

Так руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе продлить этот срок до 10 суток, а в исключительных случаях — до двух месяцев. Уголовное дело может быть возбуждено по факту совершения преступления в отношении неустановленного лица. Кроме того, в практике встречаются случаи, когда формально процедура соблюдена и дело возбуждено и постановление о признании потерпевшим вынесено, а справедливость не восторжествовала. Почему так происходит? Совершенно очевидно, что простой человек, не обладая специальными познаниями в области юриспруденции, не в достаточной мере ориентируется в законе и не всегда правильно трактует или воспринимает ту или иную норму закона.

Возбуждение уголовного дела в отношении неустановленного лица

В данной статье подробно рассказывается про возбуждение уголовного дела в отношении неустановленного лица и все что об этом надо знать. Основа действующего уголовного права нашей страны состоит из Конституции Российской Федерации и двух Федеральных законов. Первостепенный, устанавливающий преступления и вид наказания за них, это УК РФ, начавший действовать тринадцатого июня 1996. Второй, немаловажный источник, определяющий порядок судопроизводства, это УПК РФ, начавший действовать восемнадцатого декабря 2001.

При существовании необходимых данных, позволяющих сделать заключение о наличии объективной стороны состава какого-либо преступления, установленного уголовным кодексом России, выноситься постановление о возбуждении уголовного дела. Постановление составляется лицом, осуществляющим предварительное расследование, следователем или дознавателем.

Процессуальные технологии незаконных уголовных преследований: осуществление в отношении свидетелей скрытых уголовные преследований

Когда следователь, в постановлении о возбуждении такого уголовного дела по ст. 159 УК РФ, в его устанавливающей части указывает, что при таких обстоятельствах неустановленные лица похитили бюджетные средства, то он в этом откровенно лукавит, грубо искажает реальную действительность, подменяя её мнимой, а кроме того, грубо нарушает ч. 2 ст. 21 УПК РФ. Если следователь в постановлении о возбуждении уголовного дела указал о том, что он установил факт такого хищения неизвестными, неустановленными лицами в сфере закупок, то тогда получается, что государственные или муниципальные заказчики допустили к процедурам закупок неизвестных, неустановленных участников и состоявшиеся торги необходимо признавать незаконными и их отменять. Как только начинаешь с этим предметно заниматься, то сразу же выясняется, что следователь в текст такого постановления о возбуждении уголовного дела, внёс заведомо недостоверную, не соответствующую действительности информацию о неустановленных лицах. В каждом случае вот такого вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, надзирающий прокурор обязан именно так оценивать такие постановления и незамедлительно отменять их как незаконные и необоснованные, с обязательным привлечением их авторов к строгой ответственности. Как только это реально будет делаться прокурорами, такие постановления мгновенно исчезнут.

1. «В случае, если на лицо в заявлении или любом ином сообщении о преступлении указано, как на лицо, его совершившее или причастное к его совершению, либо об этом даны показания другим участником уголовного судопроизводства, но в отношении него не возбуждено уголовное дело, оно не задержано по подозрению в его совершении и к нему не применена мера пресечения до предъявления обвинения, оно приобретает статус заподозренного свидетеля с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, в материалах которого оно указано, путём вынесения отдельного постановления о признании его в качестве такового.

4. Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Такое процессуальное сочетание решения и действия по очевидному преступлению, совершённому лицом, которое было установлено ещё в ходе доследственной проверки – есть базовое условие практического осуществления скрытых уголовных преследований в отношении различных заподозренных лиц, в том числе и предпринимателей.

4) часть 1 ст. 49 изложить в следующей редакции: «Защитник – лицо, осуществляющее в установленном настоящим Кодексом порядке защиту прав и интересов заподозренных свидетелей, подозреваемых и обвиняемых, и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу»;

general jurisdiction courts, unidentified person, administrative investigation, bodies of internal affairs, administrative responsibility, Administrative offences code of the Russian Federation, administrative proceedings, offence, administrative law, offender

The research subject is the ussies of initiation of administrative investigation into an unidentified person. The research object is administrative investigation as a stage of administrative proceedings. The author studies the normative framework and draft laws regulating investigation into unidentified persons. Special attention is given to the procedure of initiation of administrative investigation in territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs. The author describes the cases when it is impossible to initiate investigation into an unidentified person. The author formulates particular recommendations for the formation of a unified law enforcement practice of administrative proceedings in territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs. The research methodology is determined by the set of the most commonly used research methods including analysis and synthesis of legislation about the topic under study, the formal-legal method, structural-logical exposition of the material, comparative-legal method. The author concludes about the illegitimacy of initiation of administrative investigation into an unidentified person in a similar way to criminal proceedings. The author specifies particular recommendations for the formation of single law-enforcement practice of administrative proceedings in territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs. The scientific novelty of the study consists in the assessment of the current condition of legislation on administrative investigation. A special author’s contribution is the definition of ways of further improvement and the prospects of development of the procedure of initiation of investigation in particular persons. The practical significance of the study consists in elaboration of scientifically grounded proposals about elimination of violations of the procedure of imposition of administrative sanctions.

Возбуждение уголовного дела в отношении неустановленного лица

Вопрос номер 284106 из Краснодар, Краснодарский край, Россия 25. Бастрыкину 22. В чем суть Вашего вопроса? Мирно договорится не получается. Что делать? Что мне грозит? В соответствии с требованиями ст. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, — наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *