Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На какие авто нужен тахограф в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Кто будет проверять наличие тахографа?
Такие органы, как Госавтоинспекция, таможня и другие, могут проверять наличие тахографа на транспортных средствах при осуществлении контроля на дорогах или на границе. Тахограф должен быть установлен на определенные виды транспорта, такие как грузовики, автобусы и тягачи, которые используются для перевозки грузов или пассажиров.
Для водителя также обязательно иметь карту водителя, которая должна быть оформлена с учетом требований законодательства. В случае отсутствия карты или неправильного оформления, водителю может быть наложен штраф.
Порядок проверки наличия тахографа на транспортных средствах и оформления карты водителя определен законодательством. Механизм обжалования штрафов и административных наказаний также установлен в законодательстве.
Какие машины подпадают под новые требования
Согласно новым требованиям, начиная с 2024 года, тахографы станут обязательными для определенных категорий автомобилей на территории России. Список машин, которые подпадают под эти требования, включает:
— Грузовые автомобили с допустимой максимальной массой более 3,5 тонн, используемые для перевозки грузов и пассажиров;
— Автобусы с количеством сидячих мест более 9, включая водителя;
— Коммерческие автопоезда.
Эти требования были введены для обеспечения контроля за рабочим временем водителей и соблюдением правил безопасности. Тахографы позволяют записывать информацию о времени движения, скорости и пробеге автомобиля, а также о периодах отдыха и смены водителей. В результате, эти данные могут быть использованы для предотвращения нарушений и обеспечения безопасности дорожного движения.
Тахограф — это специальное устройство, установленное в автомобилях, которое фиксирует информацию о работе водителей и их соблюдении времени отдыха и рабочего времени. Однако, оно необходимо не только водителям, но и другим участникам дорожного движения. Рассмотрим, для кого и почему нужен тахограф:
- Водителям: Тахограф помогает водителям контролировать свою работу и соблюдать принятые правила относительно времени работы и отдыха. Устройство фиксирует время работы, скорость, пройденное расстояние и другие данные, которые могут быть полезными в дальнейшем.
- Инспекторам ГИБДД и Ространснадзора: Тахографы могут быть использованы инспекторами для проверки соблюдения водителями правил работы и отдыха. Это помогает улучшить безопасность дорожного движения и предотвратить нарушения.
- Компаниям и работодателям: Тахографы позволяют контролировать работу водителей и обеспечивать их безопасность. Информация, полученная с устройства, может быть использована для оптимизации рабочих процессов и повышения эффективности компании.
- Физическим лицам: Тахограф может использоваться владельцами автомобилей для контроля за работой своих водителей или семейных водителей. Он позволяет убедиться, что правила вождения соблюдаются и предотвращает возможные нарушения.
Вступивший в силу в 2024 году закон обязывает установку тахографов на определенные виды транспорта. Он распространяется на грузовые автомобили и автобусы, с максимально допустимой массой более 3,5 тонн, а также на автобусы с количеством мест более 9, включая водителя.
Но что делать, если тахограф сломался или не работает? Кому обратиться в таком случае? Если у вас возникли проблемы с тахографом, в первую очередь, вы должны обратиться к специалистам, которые занимаются его установкой и обслуживанием. Также можно обратиться в официальные сервисные центры или уполномоченные организации, предоставляющие услуги по ремонту и проверке тахографов.
Если вам выписали штраф за нарушение правил в отношении работы и отдыха, вы имеете право его обжаловать. Для этого вам нужно обратиться в компетентные органы и предоставить доказательства своей правоты. В случае признания нарушения необоснованным, вам будет вынесено соответствующее решение.
Можно ли обжаловать штраф за тахограф?
Закон вводит обязательные проверки тахографов у водителей автомобилей, где время, порядок, условия прохождения проверок и испытаний, а также иные требования к устройствам тахографов устанавливаются правилами, утверждаемыми Ространснадзором и ГИБДД. Таким образом, контроль и проверка тахографов осуществляется сотрудниками ГИБДД и Ространснадзора.
В случае выявления нарушений водителю грозит штраф. Штраф действительно может быть обжалован в судебном порядке. Для этого необходимо обратиться в суд с заявлением, в котором указать основания и доказательства неправомерности наложения штрафа. Суд примет решение по делу, основываясь на представленной информации и доказательствах.
Необходимо отметить, что обжалование штрафа не откладывает его исполнение. То есть, даже если вы обжалуете штраф, вам все равно придется его оплатить в установленный срок.
Если тахограф сломался, вы должны обратиться в сервисный центр для восстановления его работоспособности. Уважительные причины, не зависящие от водителя, такие как сломанный тахограф или поломка в ходе выполнения маршрута, подлежат отсрочке при условии выпуска специального документа. Но необходимо помнить, что отказаться от установки тахографа запрещено законом.
Таким образом, если у вас есть основания и доказательства неправомерности наложения штрафа за тахограф, можно обжаловать его в судебном порядке. Однако, обжалование штрафа не откладывает его исполнение, поэтому даже при обжаловании штрафа его необходимо оплатить в установленный срок.
Сроки оснащения разных категорий ТС цифровыми тахографами
В 2020 году основной перечень ТС, которые нужно оснащать контрольными приборами, остался неизменным. В список попали категории N2/N3 (грузовики, весящие 3500 кг или более), а также М2/М3 (автобусы и микроавтобусы, предназначенные для транспортировки восьми или более пассажиров).
При этом крайние сроки оснащения контрольными устройствами транспортных средств теперь рассчитываются с учетом не только категории, но и экологического класса:
- До 1 ноября 2019 нужно было смонтировать бортовой тахограф на ТС категории М3 с не определённым экологическим классом.
- До 1 февраля — на М3 с классом от 0 до 3.
- До 1 мая — с классом 4 и более.
Для категории М2 ситуация иная:
- 1 августа 2020 — не определённый экологический класс.
- 1 ноября — класс 0-3.
- 1 февраля 2021 — класс 4 и выше.
Сроки установки для грузовиков категории N3
- До 1 марта — не определённый экологический класс.
- До 1 июня — класс 0-3.
- До 1 сентября — класс 4 и выше.
Владельцам техники категории N2 нужно уложиться в такие сроки:
- До 1 декабря нынешнего года — не определённый экологический класс.
- До 1 марта 2021 — класс 0-3.
- До 1 июня 2021 — класс 4 и выше.
Самая большая отсрочка предоставлена для оснащения тахографами пассажирских микроавтобусов категории М2, которые используются для перевозки многодетных семей. В этом случае крайний срок установлен 1 января 2022 года: чтобы не получить штраф, до этой даты на микроавтобус нужно обязательно поставить тахограф установленного образца.
Требования к самим приборам, которым должна оборудоваться техника, не изменились. В РФ допускается эксплуатация цифровых тахографов, непрерывно фиксирующих информацию о перемещении транспортного средства. Для идентификации лица, которое управляет ТС, должно использоваться индивидуальная тахографическая карточка (отсутствие карты также наказывается штрафом).
Информация, которую фиксирует прибор, обязательно защищается от удаления или корректировки. Поэтому на внутренних маршрутах применяются только тахографы с криптографическим модулем СКЗИ. Для выполнения международных рейсов машину оборудуют тахографом европейского образца ЕСТР.
Кому не нужен тахограф?
Не надо устанавливать тахографы на:
- Грузовой и пассажирский транспорт международных перевозок, если они уже имеют аналогичные приборы европейского образца.
- Троллейбусы всех видов.
- Автомобили экстренных служб, в т.ч. проводящих оперативно-следственные мероприятия.
- Военные ТС.
- Автомобили органов, контролирующих техсостояние машин.
- Ретро-авто, если их год выпуска был 30 или более лет назад, ТС оборудовано оригинальными кузовом / рамой / двигателем, и не используется в коммерческих целях.
- Некоторые виды специальных автомобилей, включая автокраны, сельхозтехнику и многое-многое другое.
Именно в последнем пункте и сосредоточены многие сложности. Рассмотрим их более подробно. Не должны устанавливать тахограф:
- автокраны;
- автоэвакуаторы;
- автобетононасосы / бетоносмесители;
- автомобили коммунальщиков и дорожников;
- перевозчики денежной выручки;
- ТС, оборудованные подъемными платформами;
- автолавки;
- передвижные медицинские комплексы / лаборатории;
- молоковозы, скотовозы, птицевозы;
- сельхозтехника, используемая по назначению в рамках своего или соседних муниципальных образований;
- учебные автомобили;
- ТС, проходящие испытания;
- передвижные телестудии.
Напомним, это лишь часть общего перечня. Но именно в этих пунктах и сосредоточены сложности, основные из которых рассмотрим отдельно в виде «вопросов-ответов».
Правила пользования тахографом для водителей
Все, что требуется от водителя (если он не является одновременно и собственником ТС) – проверить, что прибор включен и соблюдать нормы движения. Остальное (настройки, поверки, монтаж и пр.) лежит на плечах хозяина автомобиля.
Расскажем, как пользоваться картой. Для включения, перед началом движения, водитель грузового автомобиля должен:
- Вставить карту водителя в специальный слот тахографа.
- Ввести пин-код.
- Проверить на экране регистрационную информацию (Ф. И. О. и т.п.).
- Выбрать вид деятельности: отдых или работа. В некоторых устройствах режим «работа» включается автоматически при старте двигателя, и сохраняется в т.ч. при стоянке с включенным мотором.
По окончанию смены карту водителя необходимо извлечь из устройства.
Исключения для транспортных средств государственных учреждений
2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;
транспортные средства, принадлежащие Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации и подведомственным ему учреждениям.
Новые абзацы пункта 2 вводят исключения для транспортных средств, принадлежащих следующим организациям:
- дипломатическим представительствам;
- консульским учреждениям;
- Главному управлению специальных программ Президента РФ и подведомственным учреждениям.
Причем исключения распространяются на транспортные средства любых типов (автобусы, грузовики, специализированный транспорт и т.п.). Для использования этого исключения нужно, чтобы в поле «Собственник (владелец)» была указана одна из перечисленных выше организаций.
Еще раз напомню, что рассмотренные сегодня нововведения относятся только к автомобилям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На транспорт физических лиц они не распространяются.
Нужен ли тахограф на личный грузовик?
До 1 ноября 2019 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.
Однако с 1 ноября 2019 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:
3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:
.
обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
Таким образом, с 1 ноября 2019 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.
На какие транспортные средства ставится прибор?
При использовании автомобиля для личных нужд без цели получения финансовой выгоды необходимости в установке тахографа нет. Если он уже установлен, то при поездке по своим делам можно активировать специальный режим, отключающий некоторые функции прибора. При этом Минтранс четко регулирует, в каких категориях транспорта должен быть установлен тахограф.
К ним относятся:
- M2 – ТС массой до 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- M3 – ТС массой свыше 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- N2 – ТС массой от 3,5 до 12 тонн, используемое для перевозки грузов;
- N3 – ТС массой более 12 тонн, используемое для перевозки грузов.
Новые правила для коммерческого транспорта
В 2024 году вступают в силу обновленные требования к тахографам для коммерческого транспорта. Эти правила направлены на повышение безопасности дорожного движения и предоставление точной информации о работе водителей.
Согласно новым требованиям, установка тахографов будет обязательна для определенных категорий автомобилей. Ниже приведен перечень автомобилей, на которые необходимо будет устанавливать тахографы:
- Грузовые автомобили с полной массой более 3,5 тонн
- Автобусы для перевозки пассажиров с более чем 9 местами, включая водителя
- Тягачи и автопоезда
- Специальные транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов
- Автомобили, используемые для коммерческой доставки
Тахографы, которые будут устанавливаться на эти автомобили, должны соответствовать стандартам и требованиям, установленным в Европейском союзе. Важно отметить, что установка тахографов необходима не только для новых автомобилей, но и для существующих, которые уже находятся в эксплуатации.
Тахографы смогут отслеживать время работы водителей, время отдыха, пройденное расстояние и скорость движения. Водители будут обязаны использовать специальные карты для записи своей работы и перерывов. Эти данные будут доступны для проверки со стороны полиции и других контролирующих органов.
Новые правила также предусматривают более строгий контроль со стороны властей и повышение штрафов за нарушение требований тахографов. Предполагается, что эти новые меры помогут улучшить безопасность дорожного движения и обеспечить справедливые условия конкуренции в транспортной отрасли.
Изменения для грузовых автомобилей
Согласно обновленным требованиям к тахографам в 2024 году, появились новые правила, касающиеся установки тахографов на грузовые автомобили. Эти изменения направлены на улучшение безопасности дорожного движения и учет времени работы водителей грузовых транспортных средств.
Вот основные изменения, которые касаются грузовых автомобилей:
- Все грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн должны быть оборудованы цифровым тахографом.
- Цифровой тахограф должен устанавливаться на все новые грузовые автомобили, которые будут выпускаться после вступления в силу этих изменений.
- При передаче владельцем или оператором грузового автомобиля полностью реализованного и зарегистрированного в стране, которая внедряет эти изменения, к другому владельцу или оператору, обязательна установка цифрового тахографа.
- Если грузовой автомобиль был зарегистрирован до вступления в силу этих изменений, установка цифрового тахографа обязательна в случае замены аналогового тахографа или в случае его повреждения.
Обновленные требования к тахографам в 2024 году нацелены на повышение безопасности на дорогах и обеспечение честных условий конкуренции в грузоперевозках. Установка цифровых тахографов на грузовые автомобили поможет регулировать и контролировать время работы водителей в соответствии с законодательством, что в конечном итоге приведет к уменьшению аварийности и повышению качества грузоперевозок.
Изменения требований тахографа
В 2024 году были внесены изменения в требования к установке и использованию тахографов. Новые требования направлены на повышение безопасности дорожного движения, контроль за работой водителей и предотвращение нарушений.
Основные изменения, которые вступили в силу:
- Все новые грузовики с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны обязаны быть оснащены цифровым тахографом. Это требование распространяется как на грузовики, регистрируемые впервые, так и на существующие грузовики при их регистрации.
- Тахографы должны соответствовать Европейским нормам и быть утверждены по единому европейскому типу. Это гарантирует совместимость и одинаковые стандарты во всех странах Европейского союза.
- Водители обязаны быть осведомлены о требованиях, связанных с использованием тахографа и нести ответственность за правильную работу устройства и соблюдение установленных режимов работы и отдыха.
- Система фиксации времени отдыха и работы должна быть надежной и обеспечивать точность регистрации данных. Тахограф должен записывать следующую информацию: время начала и окончания работы и отдыха, продолжительность перерывов, пройденное расстояние, скорость движения и другие данные.
Обновленные требования к установке и использованию тахографов способствуют более точному контролю за работой водителей, предотвращению усталости за рулем и соблюдению правил безопасности на дорогах. Это повышает безопасность дорожного движения и снижает количество дорожно-транспортных происшествий.
Типы тахографов, которые должны быть установлены
Согласно новым требованиям, с 1 января 2024 года на все коммерческие автомобили с массой более 3,5 тонны и на автобусы, предназначенные для перевозки более 9 пассажиров (включая водителя), должны быть установлены цифровые тахографы в соответствии со спецификацией ЄЕСО ЕОГ NR 165/2014. Такие тахографы называются «цифровыми стандартными тахографами».
Цифровые стандартные тахографы обеспечивают непрерывное документирование данных о работе водителя и состоянии транспортного средства. Они позволяют автоматически регистрировать информацию о скорости, пробеге, времени движения, периодах отдыха и работы, а также других событиях, связанных с использованием транспортного средства. Вся эта информация записывается на специальную память тахографа и может быть выведена на печатный отчет или перенесена на цифровой носитель.
Дополнительно, имеются и другие типы тахографов, которые должны быть установлены в зависимости от специфических требований и особенностей эксплуатации транспортного средства. Например:
- Системы внутреннего регистратора — они позволяют дополнительное документирование операций водителя, например, время работы на конкретном задании или временные интервалы для доставки товара.
- Устройства местоположения (GPS) — они используются для определения координат автомобиля и его скорости. Такие тахографы обеспечивают дополнительную информацию о маршрутах и пробеге автомобиля.
- Мобильные устройства с функциями тахографов — некоторые транспортные компании могут устанавливать специальные программные приложения на смартфоны или планшеты водителей для регистрации информации о работе и состоянии транспорта. Программное обеспечение может быть связано с каждым автомобилем, таким образом, обеспечивая непрерывность регистрации данных, даже если водитель меняет транспортное средство.
Выводя весьма объемную информацию о работе и состоянии автомобиля, тахографы существенно способствуют безопасности дорожного движения и эффективности водителей и транспортных компаний.