Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Водный налог какой налог федеральный или региональный». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Водный налог относится к числу федеральных
налогов. Ранее водный налог фактически
взимался в форме платы за пользование
водными объектами на основании
соответствующего Федерального закона
от 06.05.1998 № 71-ФЗ «О плате за пользование
водными объектами» (закон утратил силу
с 1 января 2005 г.).
Кто платит за воду в бюджет
Налог на использование водных ресурсов касается не всех. Порядок налогообложения по воде описан в главе 25.2 НК РФ. Если организация или предприниматели пользуются водными ресурсами, которые лицензировали по российским законодательным требованиям, то они становятся налогоплательщиками (ч. 1 ст. 333.8 НК РФ). Правило распространяется и на подземные воды: если пользуетесь ими по лицензии, то перечисляйте периодический платеж в бюджет (закон РФ № 2395-1 от 21.02.1992).
Налогообложение классифицируется по видам использования ресурса. Платите налог при:
- заборе воды из объекта;
- пользовании акваторией (лесосплав в плотах, кошелях для этих целей не учитывается);
- использовании ресурсов для гидроэнергетики;
- применении воды для сплава древесины в плотах, кошелях.
А вот предприниматели и физические лица, которые заключили договоры водопользования, не относятся к налогоплательщикам (74-ФЗ от 03.06.2006).
Структура налоговой системы
Итак, налоговая система состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них устанавливаются налоги и прочие обязательные платежи. Соответственно, все они подразделяются на федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Что это значит?
В первую очередь, правила применения того или иного налога устанавливаются на уровне, к которому он относится. Одни налоги, например, НДС или НДФЛ, взимаются по единым правилам на всей территории страны. Тогда как основные параметры региональных или местных налогов и сборов устанавливаются на уровне субъекта РФ или муниципального образования. Это относится, в частности, к налогам на имущество организаций и физических лиц.
Следует отметить, что регион либо муниципальное образование действуют строго в рамках Налогового кодекса. Это значит, что они не могут вести собственный налог, не регламентированный на федеральном уровне. Акты субъекта или муниципального образования устанавливают лишь определенные параметры применения того или иного налога — ставки, льготы, периоды и так далее.
Уровнем, к которому относится налог, обусловлена и территория действия правил его применения. Например, ставка регионального налога будет действовать на территории всего субъекта РФ, а ставка местного налога — на территории муниципального образования.
Налоги и сборы – в чем разница?
Налоги – это обязательные платежи, которые уплачиваются гражданами и организациями в бюджет различных уровней. Они предназначены для финансирования государственных расходов.
Сборы – это также обязательные платежи, но они взимаются за определенные услуги или действия государственных органов. Сборы направлены на покрытие затрат, связанных с предоставлением этих услуг.
Общее между налогами и сборами – обязательность их уплаты для физических и юридических лиц. Отличий больше. Так, обязанность платить налоги есть у всех, и за ее невыполнение грозит ответственность. Сборы платят только в том случае, если необходимо получить от государства определенную услугу (предоставление прав на какие-то действия, лицензий и т.д.).
Известный всем пример сбора – государственная пошлина. Это единоразовый налог, который уплачивают за получение какой-либо государственной услуги.
Налоги и специальные режимы
Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.
Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе К+.
Выделяют следующие режимы:
Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».
Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».
С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».
Все налоговые обязательства разделены на три уровня в зависимости от того, в какой бюджет они зачисляются. Общие правила налогообложения регламентирует НК РФ, который является основной действующей фискальной системой России.
Для местных и региональных сборов характерные особенности применения налогообложения устанавливают власти соответствующего ранга. Однако отступить от общих норм, закрепленных в НК РФ, власти второго и третьего уровней не вправе.
Фискальные платежи формируют доходную часть бюджета, в который средства зачисляются напрямую. Для обязательств первого и второго уровней допустимо перераспределение между нижестоящими бюджетами. То есть предоставление средств в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.
Отметим, что данное распределение определяется в соответствии с действующим федеральным бюджетным законодательством. А именно Бюджетным кодексом России. Такое дробление обязательств используется для стимулирования развития регионов России.
В чем разница между сборами и налогами
Налоги и сборы – это два разных понятия, которые часто путают друг с другом. Налоги являются обязательными платежами, которые взимаются государством с физических и юридических лиц в целях финансирования общественных нужд. Они устанавливаются законодательно и обязательны к уплате.
Сборы – это платежи, которые также взимаются государством, но их целью является не финансирование общественных нужд, а покрытие расходов на осуществление конкретных действий или выдачу разрешений. Сборы, как и налоги, могут быть установлены законодательно, но в некоторых случаях они могут носить добровольный характер. Кроме того, налоги обычно имеют более высокую ставку, чем сборы, и их неуплата может привести к серьезным последствиям, таким как штрафы или уголовное преследование.
Поздравляем! Теперь вы в курсе структуры налогово Российской Федерации. Но интересный материал на сайте на этом не заканчивается. Есть еще много полезных статей.
Региональные и местные налоги
Эти виды налогов не полностью регулируются НК РФ. Им определяются только основные принципы, на которых базируется их взимание (вид налоговой базы, период, сроки, диапазон ставок). Точные значения ставок, критерии для формирования налоговой базы, а также льготы устанавливаются конкретными регионами РФ или муниципалитетами. Соответственно, в разных регионах отдельные условия по этим налогам могут отличаться.
Среди действующих в России федеральных, региональных и местных налогов и сборов можно выделить торговый сбор. Его особенность в том, что кодекс устанавливает для этого обязательного платежа «территориальное» ограничение. На текущий момент вводить на своей территории данный сбор могут только три города — субъекта РФ: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь (а на практике он введен только в Москве).
Код бюджетной классификации (КБК) используется для идентификации налогового платежа при уплате водного налога. Каждый вид налога имеет свой уникальный КБК, который используется в целях исчисления и уплаты налога.
Кто определяет КБК?
Коды бюджетной классификации устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. Каждый вид налога имеет свой КБК, который определяется с учетом его особенностей и целей. Для определения правильного КБК необходимо обратиться к соответствующему нормативно-правовому акту или консультации специалистов.
Как определить КБК водного налога?
Водный налог является региональным налогом и порядок его использования и уплаты устанавливается региональным законодательством. Для определения КБК водного налога необходимо обратиться к действующему региональному закону о налоге или обратиться к налоговой службе вашего региона.
Что признается объектом налогообложения водного налога?
Объектом налогообложения водного налога признается водный объект – это любое естественное или искусственное образование, содержащее воду, включая реки, озера, пруды, водохранилища, водопроводные и канализационные системы и другие.
Какой период является налоговым периодом водного налога?
Налоговый период водного налога определяется региональным законодательством. Обычно налоговый период составляет один календарный год, но могут быть и другие варианты. Необходимо обратиться к региональному закону о налоге или налоговой службе для определения налогового периода в вашем регионе.
Кто обязан уплачивать водный налог?
Уплатой водного налога обязаны быть налогоплательщики, осуществляющие использование водных ресурсов. Условия и порядок уплаты налога определены региональным законодательством. Налогоплательщики должны уплачивать налоги в соответствии с установленными сроками и отчитываться о налоговых платежах в соответствии с требованиями налогового законодательства.
Как платить водный налог?
Водный налог платится в форме денежных средств. Сумма налога определяется на основе ставок, установленных региональным законодательством, и объема использования водных ресурсов. Налогоплательщики должны выполнять обязанности по уплате налога в соответствии с требованиями законодательства вашего региона.
Федеральный водный налог: основные аспекты налогообложения
Основной объект налогообложения — водные объекты, включающие в себя реки, озера, водохранилища, каналы и другие водные возможности. Размер налога определяется в зависимости от площади объекта, его категории и уровня использования.
Доходы, полученные от федерального водного налога, направляются на решение важных задач в области водных ресурсов. Это включает строительство и реконструкцию гидротехнических сооружений, улучшение системы водоснабжения и водоочистки, а также разработку экологических программ.
Возможность налогообложения водных объектов на федеральном уровне обеспечивает координацию действий между регионами и обеспечивает единообразие в подходе к водным ресурсам. Однако некоторые критики этого налога указывают на его высокую ставку, которая может негативно сказаться на владельцах небольших водных объектов или привести к их неправильному использованию.
Налоговая ставка | Уровень использования | Годовой налог на водный объект |
---|---|---|
до 1000 рублей | нулевой | 0 рублей |
1001-5000 рублей | низкий | 5000 рублей |
5001-10000 рублей | средний | 10000 рублей |
более 10000 рублей | высокий | 20000 рублей |
Таким образом, федеральный водный налог играет важную роль в регулировании использования водных ресурсов в России. Он обеспечивает финансовую поддержку для развития водного хозяйства и охраны окружающей среды. Несмотря на некоторые критики, этот налог считается неотъемлемым инструментом в управлении водными ресурсами и обеспечивает координацию действий на федеральном уровне.
Местные налоги (МН) представляют собой одну из форм налогообложения в России. Они отличаются от федеральных и региональных налогов следующим образом:
- Местные налоги классифицируются как налоги на имущество, на землю и на транспортные средства. В отличие от федеральных и региональных налогов, которые обычно являются налогами на доходы и прибыль, местные налоги облагают определенные виды имущества и пользование землей или транспортных средств.
- Местные налоги взимаются с физических и юридических лиц. Также они могут взиматься с индивидуальных предпринимателей.
- Основная разница между местными налогами и сборами заключается в том, что налоги представляют обязательные платежи, устанавливаемые государством, в то время как сборы являются необязательными платежами за определенные государственные услуги или пользование определенными ресурсами.
Местные налоги в России устанавливаются муниципальными образованиями в соответствии с законодательством. Каждое муниципальное образование может установить свои ставки и порядок уплаты местных налогов, однако они не могут превышать установленные государством максимальные значения.
Уплата местных налогов обязательна для физических и юридических лиц, которые имеют соответствующие объекты налогообложения. Несоблюдение обязанности по уплате местных налогов может привести к наложению штрафов и других административных санкций.
Виды налогов | Федеральные налоги (ФН) | Региональные налоги (РН) | Местные налоги (МН) |
---|---|---|---|
Классификация | Налоги на доходы и прибыль | Налоги на доходы и прибыль | Налоги на имущество, на землю и на транспортные средства |
Объекты налогообложения | Доходы и прибыль физических и юридических лиц | Доходы и прибыль физических и юридических лиц | Имущество, земельные участки, транспортные средства |
Уплата | Физические и юридические лица | Физические и юридические лица | Физические и юридические лица |
В чем разница между сборами и налогами
В России налоги и сборы классифицируются на федеральные (ФН), региональные (РН) и местные (МН). Налоги и сборы имеют некоторые схожие характеристики, но также имеют и отличия.
Налоги являются обязательными платежами, устанавливаемыми государством, с целью финансирования его деятельности. Они могут быть установлены как на федеральном, так и на региональном или местном уровне. Налоги взимаются с физических и юридических лиц по определенным правилам и законам.
Сборы также являются обязательными платежами, но они имеют отличия от налогов. Сборы взимаются за определенные услуги или права, предоставляемые государством или муниципалитетами. Они чаще всего устанавливаются на местном уровне и могут носить различный образ взимания: например, в виде платы за размещение рекламы или за право пользования недвижимостью.
Основные отличия между налогами и сборами можно указать следующим образом:
- Установление: налоги устанавливаются государством, а сборы – муниципалитетами;
- Предназначение: налоги предназначены для финансирования государственной деятельности, а сборы – для покрытия расходов, связанных с предоставляемыми услугами или правами;
- Взимание: налоги взимаются с физических и юридических лиц, а сборы зачастую взимаются только с юридических лиц или с определенных категорий населения;
- Периодичность: налоги обычно взимаются ежегодно, а сборы могут быть одноразовыми или иметь другую периодичность;
- Пояснение: налоги подразумевают определенный процент от дохода или стоимости имущества, а сборы зачастую имеют фиксированную сумму или зависят от конкретного действия.
Основная характеристика и различия
Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.
Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ. То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.
Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:
- федеральные — зачисляемые напрямую в казну Федерации (первый уровень);
- региональные — поступающие в казну субъекта (второй);
- местные — перечисляемые в бюджет муниципального образования (третий).
Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.
Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.
Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.
Комментарий к ст. 12 НК РФ
Устанавливая региональные и местные налоги, уполномоченные органы власти вправе действовать только в предоставленных НК РФ пределах: то, что прямо урегулировано в НК РФ, не может быть по-другому установлено в нормативном правовом акте субъекта РФ или муниципального образования.
Например, согласно статьям 15, 387 НК РФ земельный налог относится к местным налогам, поэтому НК РФ регулируются не все элементы налогообложения. Часть из них, а именно налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Вместе с тем данные акты должны соответствовать положениям главы 31 НК РФ, в частности обеспечивать соблюдение максимального размера налоговой ставки, оговоренного в статье 394 НК РФ (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 15.12.2011 N А65-17247/2011).
В письме от 17.10.2012 N 03-02-08/92 Минфин России обратил внимание, что представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы по местным налогам в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, однако указанным органам не предоставлено право изменять или отменять налоговые льготы по местным налогам, установленные НК РФ и Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Следует обратить внимание, что налоги и сборы, которые установлены НК РФ, обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, исключения приведены в положениях пункта 7 статьи 12 НК РФ.
Статьей 12 НК РФ представительным органам муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлены полномочия при установлении местных налогов определять в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения. Указанная норма является общей и применяется ко всем местным налогам с учетом конкретизации в части второй НК РФ.
Как отмечено в письме ФНС России от 08.04.2015 N БС-4-11/5919, в развитие этой нормы статьей 399 НК РФ предусмотрено, в отношении каких из указанных выше элементов налога на имущество физических лиц устанавливаются ограничения. Пунктом 2 указанной статьи представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы в соответствии с главой 32 НК РФ.
В силу этой же статьи НК РФ представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлено право устанавливать налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 НК РФ, основания и порядок их применения без каких-либо ограничений.
Учитывая изложенное, ограничения налоговых льгот, установленные статьей 407 НК РФ, применяются исключительно в отношении налоговых льгот, предусмотренных этой статьей, и не распространяются на налоговые льготы, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Также в статье 12 НК РФ указано на специальные налоговые режимы, виды которых установлены в статье 18 НК РФ.
Как отмечено в Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2008 N 18АП-1107/2008 по делу N А76-23882/2007, спецификой специальных налоговых режимов (раздел VIII.1 Налогового кодекса Российской Федерации) является то, что данные налоговые режимы могут применять только отдельные субъекты предпринимательской деятельности, опять же при соблюдении ими условий, необходимых для применения конкретного специального налогового режима. Утрата одного из таких условий, как следствие, влечет за собой невозможность применения специального налогового режима и необходимость исчисления и уплаты налогов и сборов с применением общего режима налогообложения.
Между тем специальные налоговые режимы установлены исходя из основного принципа, сформулированного в пункте 1 статьи 3 НК РФ, и отвечают, в числе прочего, целям, закрепленным ранее в Федеральном законе от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и нашедшим отражение в последующем в Федеральном законе от 14.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Таким образом, получение определенных налоговых преференций субъектами предпринимательской деятельности, использующими специальные налоговые режимы, призвано прежде всего обеспечить защиту и наиболее льготные условия для лиц, предпринимательская деятельность для которых не приносит существенной прибыли, либо для лиц, осуществляющих специфическую предпринимательскую деятельность. Также применение специальных налоговых режимов призвано дать развитие предпринимательской деятельности, в том числе и с учетом того, чтобы соответствующий субъект смог получить прибыль в более существенном объеме.
Ответственность за налоговые нарушения
Ответственность за неуплату водного налога предусмотрена статьями 119 «Непредставление налоговой декларации» и 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» НК РФ.
За непредставление декларации в установленный срок грозит штраф в размере 5% от неуплаченной суммы налога за каждый полный и/или неполный месяц просрочки. При этом сумма штрафа не может быть менее 1 000 рублей и более 30%.
В случае грубого нарушения правил учета доходов и расходов объекта налогообложения в течение одного налогового периода будет взыскан штраф 2 000 рублей (при условии, что отсутствуют другие налоговые правонарушения). Если же неправильно учтены налоги более чем за один налоговый период, размер штрафа составит 30 000 рублей. В случае когда нарушения повлекли занижение налоговой базы, грозит штраф 20% от суммы неуплаченного налога (не менее 40 000 рублей).
Виды налогов по методу взимания
Все налоги по методу взимания могут быть двух типов. Бывают виды налогов прямые и косвенные:
- При прямом методе налог взимают с любого дохода (прибыли) или имущества. Субъект и объект налогообложения при этом совпадают, а процент ставки напрямую будет зависеть от стоимости имущества или размера дохода. Прямые налоги в строгом порядке должны платить все граждане нашей страны, а обложению при этом подлежит доход (прибыль организации) или имущество. Они появились намного раньше косвенных. Сейчас к ним относятся несколько выплат: подоходный налог, налог на прибыль от деятельности организации (предприятий), имущественный налог, налог на получение наследства или дарения (налог начинают выплачивать при вступлении в право наследования) и налог на добычу природных ресурсов (добыча и использование полезных ископаемых). Для такого налогообложения объектом всегда будет доход или имущество. Каждый гражданин нашей страны обязан регулярно выплачивать прямой налог, иначе судебные приставы будут привлекать нарушителя к ответственности и назначать ему соответствующие санкции и штрафы.
- Косвенные виды налогов являются прибавкой к установленной цене продукта или услуги, которые мы приобретаем. Компания производит продукт на своем предприятии и устанавливает на него цену вместе с надбавкой, которую потом отдает в бюджет страны. Этот вид налога бывает разделяется на: налог на добавленную стоимость (прибавка к цене продукта), акцизы (например, за алкогольную продукцию) и таможенные пошлины.
Налогооблагаемая база
Особенностью водного налога является то, что для него не установлено единой ставки и базы. Законодательством определен перечень условий, от которых зависит размер этих показателей.
В водном налоге налоговой базой при этом является:
- Одна единица объема (то есть 1000 куб. м) – установлена для забора воды из объектов. Этот показатель определяется на основании данных измерительных приборов или (при их отсутствии) исходя из установленных норм ресурсопотребления.
- Одна единица произведенной электроэнергии (1000 кВт) – для обеспечения при помощи водных объектов работы гидроэлектростанций.
- Одна единица используемой площади (то есть 1 кв. км) – установлена для взятия воды из акватории водных объектов. Эта площадь определяется по данным договора или лицензии, предоставленной на пользование этими объектами. В данных документах обязательно должна указываться площадь разрешенного использования.
- Одна единица объема леса (1000 куб. м леса за 100 км сплава) – при использовании воды для лесосплава в кошелях и плотах.
В большинстве случаев для плательщиков устанавливаются законодательные лимиты для использования объектов – квартальные или годовые.