Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земли общего пользования и особенности их эксплуатации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Территория общего пользования — это места социального, рекреационного, общественного и природного значения. Главное условие пребывания на таком земельном участке — соблюдение норм поведения и правил, прописанных в законе.
Для чего используется земля общего пользования?
В законодательстве не выделено такой отдельной категории земли как участок общего пользования. Подобная территория имеет статус в зависимости от социально-экономических и природных параметров, целевой специализации. Она может входить в одну из следующих групп:
- Участок для выращивания культурных растений и для реализации других функций сельского хозяйства.
- Территория населенного пункта.
- Отрезок земли, предназначенный для размещения важных государственных и социальных объектов. Сюда можно отнести сооружения космической, коммуникационной, энергетической, транспортной и оборонной промышленности.
- Лесной и водный фонд.
- Земельные участки в государственном запасе.
Таким образом, в зависимости от принадлежности земли общего пользования она выступает в качестве места для пляжного отдыха граждан, сбора урожая, грибов и ягод, прогулок по лесным насаждениям, семейного времяпрепровождения на городской набережной или центральной площади.
Любой человек имеет право свободно перемещаться по территории страны. Для этого он может использовать не только специализированные автомагистрали, железные дороги и водные пути, но и земельные участки общего назначения — леса, береговые линии, тротуары и другие участки населенных пунктов.
Правила использования территории общего пользования обозначены не только в федеральных законах, но могут быть более детально прописаны в местных нормативно-правовых актах.
Чаще всего государство использует территории общего пользования для:
- развития муниципальной инфраструктуры;
- удовлетворения населения в культурно-бытовой сфере — организации городских мероприятий, благоустройство мест для отдыха;
- укладки автомобильных и железнодорожных путей, тротуаров;
- проектирования площадей, скверов, набережных, садов.
Так как законодательство запрещает передавать в собственность землю общего назначения, отдельно стоит сказать о возможности ведения бизнеса в таких местах.
Участок для общего досуга и массовых мероприятий — лакомый кусочек для предпринимателей, которые занимаются торговлей и общественным питанием. Большой постоянный поток людей способен принести высокий доход. Но бизнесмены не могут приобрести землю на городской площади в собственность и возвести на ней капитальную постройку.
Межевание земель общего пользования в СНТ
Вопрос межевания земель общего пользования в садоводческих товариществах (СНТ) вызывает много споров и неоднозначных мнений. Многие садоводы задаются вопросом: «Это правда, что в 2024 году по закону 217-ФЗ о садоводстве нужно будет межевать земли общего пользования?»
Ответ на этот вопрос неоднозначен. Нет явного указания в законе о необходимости межевания земель общего пользования в СНТ. Однако некоторые специалисты считают, что для оформления садоводческих участков нужно проводить межевание земель общего пользования.
Почему возникла такая неопределенность? Дело в том, что до принятия закона 217-ФЗ в 2024 году владение земельными участками в СНТ регламентировалось другими нормативными актами. Принятие нового закона вызвало много вопросов и недоразумений в отношении прав садоводов на землю общего пользования.
Таким образом, вопрос о необходимости межевания земель общего пользования в СНТ пока остается открытым. Но садоводы должны помнить, что если земли общего пользования формально не принадлежат им лично, то у них нет права оформлять эти участки без проведения межевания.
Если садоводы не знают, как оформить свое имущество на земельных участках общего пользования, можно обратиться к специалистам по межеванию или юристам. Они помогут разобраться с правовыми аспектами и подскажут, как правильно оформить участок в соответствии с требованиями закона.
Важно помнить, что все земли общего пользования в СНТ принадлежат общественным организациям или товариществам. Садоводы являются членами этих организаций и участвуют в их деятельности.
Если садоводам нужно провести межевание земель общего пользования, они должны обратиться к организации или товариществу, которому принадлежат эти земли, с просьбой о проведении процедуры межевания.
Если наше СНТ не считает необходимым проводить межевание земель общего пользования, то зачем нам делать это еще раз? Ведь мы уже давно платим паи и пользование наше!
Перечень необходимых документов для подачи заявления
Для оформления заявления на межевание земель общего пользования в СНТ в 2024 году согласно закону 217-ФЗ «О садоводстве» необходимо предоставить следующие документы:
- Заявление о межевании земель, которое может быть составлено индивидуально или в форме универсального бланка, предоставляемого органом управления СНТ;
- Копия свидетельства о праве собственности на земельный участок или правоустанавливающего документа, удостоверяющего право пользования землей общего пользования;
- Технический план участка, подготовленный специалистом, содержащий сведения о координатах и площади участка;
- Топографическая съемка участка, выполненная квалифицированным специалистом, с отметками высот и характеристикой рельефа;
- Акт инженерно-геодезических изысканий земельного участка, подготовленный специалистом;
- Проект межевания, разработанный квалифицированным инженером, включающий расположение границ участка, между границ, а также все существующие постройки и насаждения;
- Согласие соседних садоводческих товариществ или индивидуальных садоводов на проведение межевания, если они есть;
- Копия паспорта заявителя;
- Копия документа, подтверждающего факт нахождения заявителя на учете в данном СНТ;
- Квитанция об оплате государственной пошлины за оформление межевания;
- Прочие документы, которые могут потребоваться в зависимости от специфики конкретного СНТ или региона.
Порядок пользования общей землей СНТ
Отметим, что возможно оформление земель общего пользования в собственность СНТ. На сегодняшний день у СНТ есть два варианта оформления прав собственности на общее имущество:
- как общая собственность членов объединения;
- как собственность СНТ-юрлица.
Члены садового товарищества вправе сами выбирать вариант приватизации. Если они выберут оформление общей собственности, то возможны как совместная, так и долевая собственность. В первом случае речь идет о подаче одного заявления на приватизацию. Его подписывают все члены СНТ. Во втором случае заявление должен подать каждый гражданин, указав в документе свою долю.
К заявке следует приложить протокол собрания членов товарищества.
Причем, граждан нельзя заставить приватизировать ЗОП. Если данные участки выделены СНТ на правах бессрочного пользования, то его действие не прекращается без желания садового товарищества.
Оформление земель общего пользования в СНТ в собственность дает некоторые преимущества садоводам:
- земли, поставленные на кадастровый учет, имеют четкие границы, что исключает вероятность самозахвата и возникновение споров между владельцами земель;
- участки переводятся в собственность товарищества бесплатно;
- СНТ сможет зарегистрировать официально все постройки на общей территории, которые были возведены на взносы членов садового некоммерческого товарищества.
У садового товарищества в итоге будет возможность распоряжаться землями, как захочется:
- сдавать в аренду,
- застраивать их,
- продавать и увеличивать участки.
Порядок пользования ЗОП прописан в уставе товарищества. За каждым участком здесь, как правило, закреплен конкретный функционал. Это может быть обустройство дорог, проездов, автостоянок, зон отдыха, рекреационных зон, спортивных и детских площадок, санитарных зон, водоемов для целей пожарной безопасности, колодцев, источников водоснабжения, ЛЭП и т.д.
Распределение и управление
Распределение земель общего пользования осуществляется с учетом их целевого назначения, экологических особенностей, а также потребностей общества и государства. Выделение земельных участков под различные цели может происходить на основе тендерных процедур, государственных закупок или иных механизмов, предусмотренных законодательством.
Управление землями общего пользования осуществляется на разных уровнях – от местного до федерального. Для регулирования процессов использования земель устанавливаются специальные органы и учреждения, которые осуществляют контроль за соблюдением законодательных норм и правил в этой сфере.
Особое внимание при управлении землями общего пользования уделяется поддержанию экологической безопасности и сохранности ресурсов, а также соблюдению передовых технологий и стандартов в области природоохранной деятельности.
Распределение и управление землями общего пользования – это сложный и многогранный процесс, требующий не только глубоких знаний и опыта в области нормативно-правового регулирования, но и учета интересов всех заинтересованных сторон, включая общество, бизнес-сообщество и органы власти.
Охрана природы и экологическая устойчивость
Основной принцип охраны природы на землях общего пользования заключается в сохранении биоразнообразия и природных экосистем. Это достигается путем создания заповедных и противопожарных зон, ограничения эксплуатации и установления рамок осуществления хозяйственной деятельности на этих территориях.
Также важным аспектом охраны природы является защита редких и исчезающих видов животных и растений. Для этого устанавливаются запреты на отлов и торговлю редкими видами, проводятся научные исследования и мониторинг численности популяций, а также создаются специальные охраняемые территории.
Преимущества охраны природы и экологической устойчивости: |
---|
Сохранение биоразнообразия |
Поддержка экологической равновесия |
Сохранение природных ресурсов |
Предотвращение разрушения природных экосистем |
В целом, охрана природы на землях общего пользования и обеспечение их экологической устойчивости является важным заданием для общества. Правильное взаимодействие с природой и осознанное использование ресурсов помогает сохранить баланс экосистем и обеспечить благоприятные условия для всех живых существ.
Незаконное использование и ответственность за него
Согласно данным из гражданского кодекса Российской Федерации, земли общего пользования — это такие участки, к которым открыт доступ всем без ограничений. Если по какой-то причине физическое лицо не может попасть на эту территорию и за вход на нее даже просят оплату, тогда такая операция является незаконной и называется «самозахват». За него предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 70.5 КоАП. За самовольность предусмотрены штрафы, размер которых установлен на законодательном уровне:
- гражданам — 1-1,5% от кадастровой цены за участок (не менее 5 тысяч рублей);
- должностным лицам — 1,5-2% кадастровой стоимости (не менее 20 тысяч рублей);
- юридическим лицам — 2-3% кадастровой цены за участок (минимум 100 тысяч рублей).
В случае, если лицо сделало незаконный захват территории и ведет на ней предпринимательскую деятельность, которая не переведена в статус юридического лица, оно все равно будет нести ответственность, как юридическое.
Размер штрафа исчисляется в зависимости от площади самозахваченной территории, что в результате привело к ограничению проезда или прохода. Также взыскание может быть назначено в случае, если по отношению к участкам общего пользования был причинён вред, например, насаждениям, присутствующим на них.
Определение и правовые признаки
В российском законодательстве нет отдельно выделенного, четкого определения земли общего пользования. Однако в статье 8 Земельного и статье 1 Градостроительного Кодекса РФ приводится перечень участков этой категории:
- улицы, бульвары, площади;
- парки, скверы;
- проезды, автомобильные дороги;
- набережные, пляжи, береговые зоны водных объектов.
Анализируя законодательство, можно выделить такие правовые признаки земель общего пользования:
- входят в состав населенных пунктов, разных территориальных зон;
- относятся к государственной или муниципальной собственности;
- общедоступны для всех граждан (ГрК, ст. 1 п. 12);
- предназначены для удовлетворения общественных интересов социально-экономического, бытового, рекреационного, культурно-оздоровительного характера;
- в документации по планировке территории обозначены красными линиями (ГрК, ст. 1 п. 11).
При отсутствии одного из этих признаков земельный участок будет относиться к другой категории с соответствующим правовым режимом. Границы территориальных зон, правила землепользования утверждаются нормативными актами органов местного самоуправления, государственной власти субъектов РФ.
Правовой режим земельных участков общего пользования
Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.
Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков. Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.
Основным условием для использования общих территорий является соблюдение всех требований собственника, а также такая эксплуатация, которая не принесет убытков, ущерба и беспокойства собственнику земель.
Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.
Кто имеет право на использование земель общего пользования?
Земли общего пользования – это земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. К ним относятся территории, предназначенные для общественных нужд, водные объекты, леса и другие земельные участки. Такие участки нельзя приобрести в частную собственность, однако каждый гражданин имеет право на их использование.
Если человек хочет воспользоваться землей общего пользования, то он должен обратиться за разрешением в органы местного самоуправления. Для этого нужно подать заявление и получить ИОП (разрешение на использование и охрану земель). В СНТ также имеется общий порядок использования земельных участков.
Кто относится к категории лиц, имеющих право на использование земли общего пользования? К ним относятся, в том числе, собственники участков, расположенных рядом с общей землей, и садоводы-любители, а также прочие граждане, заинтересованные в использовании этих участков.
Однако не следует забывать, что существуют определенные ограничения на использование таких земельных участков. В частности, их нельзя присвоить себе путем самозахвата или нарушением порядка. Если гражданин нарушает правила использования участка общей земли, то на него может быть наложен штраф и административное наказание. Граждане должны понимать свою ответственность за общественные ресурсы и имущество.
Ограничения и запреты при использовании земель общего пользования
Земли общего пользования принадлежат категории общественных земель, которые находятся в пользовании граждан и организаций на правах аренды или безвозмездного пользования. К таким землям относятся земельные участки в СНТ и дачных товариществах.
Однако, при использовании земель общего пользования существуют ограничения и запреты, установленные Законом об особо охраняемых природных территориях (ЗООП) и Инструкцией об охране земель общего пользования (ИОЗОП).
- Собственностью на землю общего пользования не является возможность произвольного использования её ресурсов или самозахвата.
- Граждане и организации могут получить права на использование земель общего пользования лишь в порядке, установленном законодательством РФ.
- В случае нарушения правил пользования землями общего пользования гражданин или организация несут ответственность за причиненный ущерб.
- Для того, чтобы подать заявление на получение прав на пользование такими землями, необходимо знать, к кому они принадлежат и какие требования установлены законодательством по использованию каждой категории земельных участков.
Самозахват и его последствия
Самозахват — незаконная практика, при которой жители садоводческих товариществ (СНТ) занимают землю, не имея на это права пользования. Особенности земель общего пользования заключаются в том, что они являются собственностью государства и предназначены для использования широким обществом.
Судебная практика показывает, что самозахват земли может иметь негативные последствия для всех участников общего пользования. Незаконное оформление и использование участка влечет за собой ряд проблем, включая судебные разбирательства, обращение в органы власти, а также штрафы и наказания.
В случае самозахвата земли для личных целей, возможно санкционированное оформление участка, однако это требует выполнения определенных условий. Например, необходимо обратиться в органы власти и получить согласие на использование участка. В таком случае практику самозахвата можно использовать для оформления и использования земли общего пользования.
Оформление земель общего пользования в СНТ
Оформление земель общего пользования в СНТ имеет свои особенности и требует соблюдения определенных процедур. Владельцам участков необходимо заранее получить согласование с правообладателями на использование земельного участка для индивидуального строительства.
Отказ от оформления земли общего пользования в СНТ может привести к незаконному использованию участка. Кроме того, отсутствие официальных документов у владельца может повлечь за собой судебные иски и последующие проблемы с использованием земельного участка.
Практика показывает, что оформление земель общего пользования в СНТ возможно и относительно просто. Для этого необходимо обратиться в органы государственной власти и получить необходимые документы, подтверждающие право собственности на участок и разрешение на его использование.
Необходимость оформления земель общего пользования в СНТ связана с тем, что без официального перевода участка в собственность его можно использовать только как землю общего пользования. При самозахвате участка могут возникнуть сложности и правовые последствия.
Земельный кодекс и его нормы
Хорошо, что у вас есть сосед с его собственным домом, но что делать, если возникают вопросы об общем пользовании земель между соседями? Именно в таких случаях важно знать свои права и обратиться к нормам Земельного кодекса.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает понятие общего пользования земель. По закону, если у соседа стоит забор или перегородил проезд на общих землях, таких как дорожки или проезды, то это нарушение норм Земельного кодекса.
Правила Земельного кодекса задумались так, чтобы каждый гражданин имел возможность свободно пользоваться общими землями и обязали соседей уважать и обеспечивать это право.
Что же делать, чтобы защитить свои права и решить возникшие вопросы с соседями?