Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Верховный суд предложил списывать долги россиян по налогам без суда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы взыскать долги по налогам, инспекция выносит решение о взыскании. Сделать это она должна в течение двух месяцев по истечении срока на добровольную оплату требования налогоплательщиком. Если опоздает, взыскать задолженность сможет только через суд. На обращение в суд у ИФНС есть 6 месяцев после истечения срока исполнения требования.
Порядок взыскания задолженности с физических лиц по налогам
Действия налогового органа при неуплате налога физлицом:
- Выставление требования.
Если размер задолженности не более 3 000 рублей, то налоговая служба направляет плательщику требование не позже трех месяцев после обнаружения неуплаты. При меньшей сумме срок направления уведомления не может превышать один год (п. 1 статьи 70 НК РФ). Допускается продление предельного срока направления требования на 6 месяцев.
- Уплата налога физическим лицом.
Человеку дается 8 рабочих дней на погашение задолженности. Срок начинает исчисляться с даты получения уведомления. Исключение: если другой срок добровольной уплаты налога не предусмотрен в тексте требования.
- Обращение за взысканием налоговой задолженности с физических лиц в суд.
Если в установленный срок физическое лицо не закрыло задолженности, то налоговая служба вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога (сбора), а также пени, штрафа за счет имущества физлица. Срок обращения определяется суммой всех долгов.
Налоговый (таможенный) орган вправе подать заявление в суд на протяжении:
- полугода с даты, когда общая сумма недоимки составила более 10 000 рублей;
- полугода с даты истечения трехлетнего срока выполнения самого раннего требования о погашении задолженности, когда общая сумма (налогов, сборов, штрафов, пени) составляет менее 10 000 рублей.
Трехлетний срок давности начинает исчисляться со дня оплаты налога, указанной налоговым органом в самом первом требовании.
- Рассмотрение дела о взыскании задолженности с физлица по налогам и сборам
Судья рассматривает заявление в течение пяти дней с даты поступления и выносит судебный приказ без вызова сторон (ст. 123 КАС РФ). Затем он направляет налогоплательщику копию судебного приказа, который может предоставить свои возражения по поводу его исполнения в двадцатидневный срок с даты направления.
Чаще всего несогласие с судебным приказом выражают должники, с которых пытаются взыскать «старые» налоги. Так, безнадежной считается задолженность по налогу на имущество физлиц, транспортному, земельному налогам, которая числится за человеком по состоянию на 1 января 2015 года, незакрытая полностью или частично на протяжении 2015-2017 гг. Такие задолженности налоговые органы должны списывать сами, но это происходит не всегда.
Если физическое лицо успело выразить несогласие с судебным приказом должным образом, то он будет отменен. В дальнейшем налоговый орган сможет предъявить свои требования повторно в течение шести месяцев с даты вынесения судом определения об отмене судебного приказа, но уже в порядке искового производства. Такое дело будет рассматриваться дольше, чем в приказном порядке. Например, районный суд обязан рассмотреть дело не более, чем в течение трех месяцев с даты поступления заявления (ст. 289 КАС РФ, п. 1).
Если должник не предоставит возражения (это нужно сделать в установленный срок), то налоговая инспекция получит второй экземпляр судебного приказа, на котором будет гербовая печать суда.
- Выдача исполнительного листа.
Этапы взыскания налогов
Взыскание налогов реализуется в несколько этапов:
- Требование об уплате. Инспекцией направляется требование физ. лицу об оплате долга. Должник должен его оплатить в течение 8-ми рабочих дней после получения, если в документе не указан другой срок. Если этого не сделать, ИФНС начнет процедуру взыскания;
- Решение о взыскании. Чтобы иметь возможность взыскать долги по налогам, инспекция выносит решение о взыскании. На это у нее есть два месяца после того, как истечет срок добровольной оплаты. Если не уложиться в срок, взыскать долг можно будет только в судебном порядке. На обращение в суд есть 6 месяцев после того, как истечет срок исполнения требования. Решение о взыскании необходимо направить должнику в течение 6 рабочих дней после его вынесения;
- Решение вынесено. После вынесения решения о взыскании инспекцией оформляется поручение на списание и перечислении долга в бюджет. Это поручение направляется в банк. Взыскание производят сначала со счетов в рублях, потом с валютных, затем со счетов в драгметаллах. Списание с другого счета будет происходить, если на предыдущем будет недостаточно средств для закрытия долга.
Этапы взыскания налогов
Взыскание налогов реализуется в несколько этапов:
- Требование об уплате. Инспекцией направляется требование физ. лицу об оплате долга. Должник должен его оплатить в течение 8-ми рабочих дней после получения, если в документе не указан другой срок. Если этого не сделать, ИФНС начнет процедуру взыскания;
- Решение о взыскании. Чтобы иметь возможность взыскать долги по налогам, инспекция выносит решение о взыскании. На это у нее есть два месяца после того, как истечет срок добровольной оплаты. Если не уложиться в срок, взыскать долг можно будет только в судебном порядке. На обращение в суд есть 6 месяцев после того, как истечет срок исполнения требования. Решение о взыскании необходимо направить должнику в течение 6 рабочих дней после его вынесения;
- Решение вынесено. После вынесения решения о взыскании инспекцией оформляется поручение на списание и перечислении долга в бюджет. Это поручение направляется в банк. Взыскание производят сначала со счетов в рублях, потом с валютных, затем со счетов в драгметаллах. Списание с другого счета будет происходить, если на предыдущем будет недостаточно средств для закрытия долга.
Когда недоимку признают безнадежной
Решение признать недоимку безнадежной принимает ИФНС. Основания для такого решения приведены в пункте 1 статьи 59 НК РФ. В частности, контролеры спишут долг в следующих случаях:
- если компания ликвидируется. Безнадежной признают ту часть задолженности, на погашение которой денег и имущества фирмы не хватило, а покрыть ее за счет средств учредителей и участников невозможно;
- по решению суда – в связи с истечением срока взыскания;
- долги были списаны со счета организации, но не поступили в бюджет потому, что обслуживающий ее банк был ликвидирован;
- если размер задолженности перед бюджетом не превышает 300 000 руб., а с момента ее образования прошло пять лет.
Разберемся с понятиями
Пункт 2 ст. 45 НК РФ дает налоговикам право взыскивать налоги с основных (преобладающих), зависимых (дочерних) и других взаимозависимых компаний.
Осведомленные читатели, наверное, знают, что понятия «зависимое» и «преобладающее» общества были исключены из ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Официально это было объяснено тем, что данные термины не несут особой смысловой нагрузки и не оправдали себя на практике (п. 4.1.4 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009)). Сохранены лишь понятия «дочернее» и «основное» общества.
Если должник – банкрот
Признание должника банкротом не станет препятствием для взыскания задолженности с его взаимозависимого лица, даже если сумма задолженности полностью включена в реестр требований кредиторов. Так сказано в п. 3 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@. Правомерность этого подхода подтверждается и арбитражной практикой (см., например, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.06.2016 № Ф03-2054/2016 по делу № А73-11276/2015).
Если суд удовлетворит заявление налогового органа о взыскании долга с взаимозависимого лица, он исключается из реестра требований кредиторов в деле о банкротстве (определение ВС РФ от 14.09.2015 № 306-КГ15-10508 по делу № А12-14630/2014, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.07.2016 № Ф06-10110/2016 по делу № А06-6687/2015).
Срок обращения налогового органа в суд для взыскания пеней, недоимки, штрафов
В п.1 ст. 48 НК РФ сказано, что для взыскания недоимки (штрафов, пеней) налоговый орган подает в суд заявление о взыскании налога, штрафов, пеней за счет принадлежащего вам имущества. По общему правилу налоговый орган имеет право подать заявление в суд в определенный срок – он равняется 6 месяцам со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, штрафов, пеней, если задолженность по нему больше 3000 рублей (см. п. 2 ст. 48 НК РФ).
Если общая задолженность определяется по нескольким требованиям об уплате налога, штрафов, пеней, то в обязанность налоговой инспекции входит подача заявления о взыскании в установленные ниже сроки:
- В течение 6 месяцев со дня, когда общая задолженность стала больше 3000 рублей;
- В течение 6 месяцев после того, как истек 3-хлетний срок со дня, когда окончился срок исполнения самого раннего требования об уплате пеней, налога, штрафов, если суммарная задолженность не более 3000 рублей.
Говоря о том, в какой срок и каким образом налоговый орган может взыскать задолженность по налогам, следует знать: если с вас взыскивается недоимка (штрафы, пени), то налоговый орган обязан направить вам копию заявления о взыскании, но не позднее даты, когда оно было передано в суд (абз. 5 п.1 ст. 48 НК РФ).
Особенности взыскания задолженности по налогам
Каждый гражданин РФ имеет обязательства перед налоговой инспекцией. Их должны оплачивать, согласно утвержденным срокам как физические, так и юридические лица.
Сфера налогообложения довольно сложная. В ней часто встречаются спорные вопросы. Самая большая проблема, которая может появиться в сфере налогообложения – это наличие просроченного долга.
В большинстве случае образовавшийся долг нужно оплачивать в установленные законом сроки. Но есть налогоплательщики, которые нарушают условия и отказываются вносить оплату. В таком случае осуществляется взыскание долго в принудительном порядке.
В случае выявления недоимки, в установленные законом сроки, налоговые органы могут начать процедуру взыскания: Рассмотрим более детально, как происходит взыскание долга по налогам с физического и юридического лица.
Порядок и сроки взыскания недоимки по налогам и сборам
Если в ходе проверки выявлена недоимка, инспекция указывает это в решении о проверке. В течение 20-ти дней после вступления решения в законную силу налоговая направляет компании требование об уплате налога, сбора или страховых взносов, где указывает сумму недоимки, пеню, штраф и срок уплаты.
Если сумма недоимки позволяет привлечь по статье 199 УК РФ, инспекция уточняет в требовании, что в случае неуплаты недоимки в срок передаст информацию о ней в следственные органы. Возбуждение уголовного дела грозит, если сумма «чистой» недоимки (без штрафа и пеней) — более 15 млн рублей за 3 года.
Срок уплаты недоимки по требованию инспекции — 8 дней с момента получения требования. Но налоговая может указать и более длительный срок.
День получения требования зависит от способа его отправки:
- седьмой день с даты отправки, если налоговая отправила требование заказным письмом по почте;
- день получения, если требование направлено по ТКС, передано лично директору компании под роспись или передано через ЛК налогоплательщика.
Как снизить размер удержаний
Удержание с зарплаты в размере до 50 или 70% существенно ухудшает материальное положение должника и членов его семьи. Однако закон дает возможность обратиться за снижением размера удержаний. Сделать это можно через суд по следующим правилам:
- должник должен собрать доказательства, подтверждающие временную невозможность оплаты долга или уважительность причин для снижения размера удержаний;
- заявление подается в суд, выносивший первоначальное решение;
- к участию в деле привлекается взыскатель, а также пристав, ведущий производство;
- если заявление удовлетворено, судебный акт направляется приставу, который уточнит порядок и размер удержания для работодателя.
Как взыскать налоги с юридических лиц в 2021 году
-
Исключение компании-должника из ЕГРЮЛ – вынужденная мера, она не подменяет полноценную ликвидацию.
-
У кредиторов исключённых из ЕГРЮЛ компаний-должников имеется безусловное право на привлечение контролировавших общество лиц к субсидиарной ответственности.
-
Для привлечения к субсидиарной ответственности руководителя исключённых из ЕГРЮЛ компаний-должников необходимо, чтобы долг был ранее просужен.
-
Суд должен установить, что исключение из ЕГРЮЛ произошло по вине его руководства;
-
Бремя доказывания правомерности действий бывшего руководителя в суде, лежит на самом руководителе.
-
Руководители компаний-должников более не могут уйти от субсидиарной ответственности путем доведения компании до исключения из ЕГЮРЛ в административном порядке;
-
Процедура доказывания по делам о привлечении руководства исключённых из ЕГЮРЛ компаний-должников значительно упростилась.
Пункт 2 ст. 45 НК РФ дает налоговикам право взыскивать налоги с основных (преобладающих), зависимых (дочерних) и других взаимозависимых компаний.
Осведомленные читатели, наверное, знают, что понятия «зависимое» и «преобладающее» общества были исключены из ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Официально это было объяснено тем, что данные термины не несут особой смысловой нагрузки и не оправдали себя на практике (п. 4.1.4 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009)). Сохранены лишь понятия «дочернее» и «основное» общества.
Условие первое – взыскать недоимку по «чужим» долгам можно только в судебном порядке. Это означает, что просто принять решение о взыскании задолженности и направить в банк поручение на списание средств со счета (п. 2 ст. 46 НК РФ) взаимозависимого лица налоговики не могут (п. 3 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@). Они должны будут собрать доказательства наличия задолженности и взаимозависимости компаний (постановление ФАС Уральского округа от 27.01.2011 № Ф09-11630/10-С3 по делу № А76-12376/2010-42-397).
Взыскание долгов с юридических лиц
Признание должника банкротом не станет препятствием для взыскания задолженности с его взаимозависимого лица, даже если сумма задолженности полностью включена в реестр требований кредиторов. Так сказано в п. 3 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@. Правомерность этого подхода подтверждается и арбитражной практикой (см., например, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.06.2016 № Ф03-2054/2016 по делу № А73-11276/2015).
Если суд удовлетворит заявление налогового органа о взыскании долга с взаимозависимого лица, он исключается из реестра требований кредиторов в деле о банкротстве (определение ВС РФ от 14.09.2015 № 306-КГ15-10508 по делу № А12-14630/2014, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.07.2016 № Ф06-10110/2016 по делу № А06-6687/2015).
Особо изобретательные налоговые «уклонисты» нередко перечисляют (передают) выручку (имущество) сразу нескольким лицам в надежде на то, что проверяющие обнаружат лишь часть выведенных активов. В принципе эта тактика не лишена смысла. Тем более что по закону в такой ситуации взыскание производится пропорционально доле полученных активов (абз. 6 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ). Однако вероятность того, что налоговики упустят из вида какую-то часть операций, крайне мала.
Другие компании, не желающие платить налоги, идут более хитрым путем. Они выводят активы через цепочку формально самостоятельных фирм. Но и это едва ли поможет уйти от налогов. В конце цепочки, скорее всего, окажется дочерняя, основная, преобладающая или иным образом зависимая организация. И инспекция даже в такой ситуации будет иметь полное право взыскать с нее «чужой» долг (абз. 6 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).
Еще одна распространенная уловка – заключение посреднического договора со взаимозависимым лицом (см., например, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.06.2016 № Ф02-2417/2016 по делу № А69-2202/2015). В отношениях между должником и его контрагентами появляется еще одна компания – посредник. Она, по сути, продолжает вести бизнес должника (включая отгрузку товаров и получение денег от покупателей), но уже от своего имени. Соответственно, вся прибыль «оседает» на ее счетах.
Судебная практика
Налоговая инспекция провела проверку компании, в ходе которой был установлен факт неуплаты налогов. Общая сумма требований (налогов, штрафов, пеней) составила почти 50 миллионов рублей. Однако компания погасила долг лишь частично (в сумме 12 миллионов рублей). Денег или другого имущества, на которое можно было обратить взыскание, у компании не оказалось. Зато проверяющие обнаружили интересное соглашение: договор поручения на управление договорами.
По его условиям должник (доверитель) поручил поверенному управление своими договорами. Заключалось это управление в том, что поверенный должен был:
- проводить платежи с контрагентами через свой банковский счет;
- проверять документы, являющиеся основанием для оплаты;
- выполнять другие действия, необходимые для исполнения обязанностей по договору.
Исполняя этот договор, поверенный всего за три месяца получил на свой счет порядка полумиллиарда (!) рублей. Причем сам же поверенный пояснил налоговой инспекции, что поступление этих денег «является доходной операцией доверителя».
Также выяснилось, что обе компании имеют одного учредителя (физическое лицо), который одновременно является еще и их директором.
На основании этих обстоятельств суд сделал вполне логичный вывод: компании взаимозависимы. С поверенного была взыскана налоговая задолженность доверителя (решение Арбитражного суда Красноярского края от 25.12.2014 по делу № А32-24705/2014).
Самые изобретательные неплательщики переводят активы за границу, полагая, что российские налоговые органы не смогут до них добраться. Но они не учитывают, что наше законодательство не запрещает взыскивать налоговые долги с иностранных взаимозависимых лиц. А это значит, что наши налоговики могут обратиться в наш же арбитражный суд с иском о взыскании задолженности российской компании с ее иностранного взаимозависимого лица. Об этом сказано в п. 1 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@.
Законодательство не ограничивает верхний или нижний предел суммы, которая может быть взыскана по «чужим» долгам. В абз. 9 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ говорится лишь, что взыскание может производиться в пределах выручки, полученной за должника, или переданных денег (другого имущества).
Пример
Дочерней компании были доначислены налоги на сумму два миллиона рублей. После получения соответствующего решения инспекции компания перечислила основному обществу заем в сумме один миллион рублей.
В такой ситуации налоговая инспекция может через суд взыскать с основного общества перечисленный ему один миллион рублей. Еще один миллион ей нужно будет взыскивать непосредственно с «дочки».
Известны случаи, когда сумма взыскания исчислялась десятками и даже сотнями миллионов рублей (постановления Арбитражного суда Московского округа от 31.10.2014 № Ф05-12000/14 по делу № А40-28598/13, Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2016 № 09АП-20382/2016 по делу № А40-190258/15).
В судебной практике были прецеденты, когда налоговики пытались взыскать задолженность, которая превышает сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) должника, переданных денег или стоимость иного имущества (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 21.12.2010 № Ф09-6352/10-С2 по делу № А71-1258/2010-А6). Однако Президиум ВАС РФ указал, что судам необходимо исследовать вопрос о том, сколько именно средств поступило от реализации товаров (работ, услуг) «чужой» фирмы (постановление Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 № 4872/11 по делу № А71-1258/2010А6).
Еще один важный вывод Президиума ВАС РФ – нельзя взыскать средства, поступившие на счет взаимозависимой компании, если перечисление произошло до возникновения обязанности по уплате налога. Нижестоящие суды с таким подходом соглашаются (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 14.05.2012 № Ф09-11639/10 по делу № А76-10419/2010).
Федеральная налоговая служба неоднократно направляла налоговым инспекциям для использования в работе судебные акты различных инстанций, в которых с компаний успешно взыскивались «чужие» налоговые долги (см., например, письма ФНС России от 18.11.2015 № СА-4-7/20176@, от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@, от 19.01.2015 № СА-4-7/376@). Более того, в письме от 31.10.2012 № СА-4-7/18386 ФНС России «сообщает о необходимости активно использовать в работе налоговых органов положения подпункта 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ при взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов».
Вывод из этих фактов можно сделать такой: если налоговикам не удастся обнаружить у компании собственных средств, они почти наверняка будут искать дочерние, основные, преобладающие или иные зависимые компании и пытаться взыскать задолженность с них. А для этого налоговая инспекция предпримет следующие шаги (п. 2 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@):
Одним из самых сложных способов получения задолженности будет обращение в силовые структуры с заявлением о совершенных преступлениях, например, если в действиях должника присутствуют признаки мошенничества или хищения.
Эта категория преступлений сложно доказуема и занимает очень длительное время.
Привлечение к уголовной ответственности может дать положительный эффект в получении назад своих денежных средств.
Чтобы не платить по долгам недобросовестные участники рынка зачастую прибегают к ликвидации организации, к выведению активов с баланса предприятия и другим хитростям во избежание расплаты. Иногда создание фирм является единственной целью для получения выгоды в ущерб законопослушным хозяйствующим субъектам экономики.
ВАЖНО: но у кредиторов тоже есть механизм для защиты от подобных действий должников.
В случаях, когда юридическое лицо перестало существовать или близится к банкротству, есть возможность привлечь к субсидиарной ответственности руководителей, учредителей предприятия, контролируемого ими.
Важным моментом в привлечении лица к субсидиарной ответственности являются, во-первых, наличие у него распорядительных полномочий, влияющих на деятельность юридического лица, и во-вторых, совершение субсидиарным ответчиком действий, которые повлекли не возврат долга кредитору.
Для привлечения к участию в деле по погашению задолженности субответчика, необходимо присутствие обязательных условий, в числе которых его доказанное виновное поведение, наличие убытков и причинная связь между возникновением долга и действиями самого руководящего лица.
Когда все инстанции пройдены, исполнительный лист передан в службу судебных приставов, наступает очередь фактического взыскания долга.
В связи с колоссальной загруженностью судебных приставов, а также необходимостью осуществлять постоянный контроль за своевременностью и правильностью их действий процесс исполнения может затянуться. Что посоветовать в данном случае:
- Во избежание многих проблем со взысканием следует еще в процессе подавать ходатайства о применении в отношении должника обеспечительных мер. Это может быть наложение ареста на имущество и активы предприятия, приостановление деятельности должника-организации, запрет на регистрационные действия и другие.
- Обращение с исполнительным листом непосредственно в кредитную организацию, где открыты счета у должника значительно ускорит процесс взыскания.
- Воздействовать можно и на самих приставов, составляя запросы о ходе исполнительного производства, ходатайства о розыске должника или его имущества, о наложении ареста на имущество и другие меры, способствующие мотивации работы исполнительной структуры.
- Если пристав бездействует и не предпринимает никаких мер к исполнению решения суда, можно обратиться к вышестоящему руководству, в суд о признании бездействия пристава-исполнителя незаконным, в прокуратуру.
Самостоятельное принятие активных мер и подключение к процедуре нашего адвоката для воздействия на должника-организацию или должника-предпринимателя увеличивает шанс на более быстрое получение желаемого результата и сохраняет драгоценное время предпринимателя. Звоните уже сегодня, чтобы начать действовать: профессионально, на выгодных условиях и в срок!!!
Компания не заплатила недоимку, указанную в требовании. Каков дальнейший порядок взыскания?
В этом случае у налоговой есть два месяца на вынесение решения о взыскании недоимки. В течение шести дней после принятия решения инспекция должна направить его компании.
Если инспекция в течение двух месяцев не приняла решение о принудительном взыскании, значит, срок на внесудебное взыскание — упущен. Теперь налоговики могут взыскать недоимку только через арбитражный суд.
Бывает и так, что одновременно с решением о взыскании налоговая блокирует счёт компании, чтобы деньги нельзя было вывести. Есть вариант и ареста имущества. Но для этого инспекция должна получить разрешение прокурора. А для его получения нужно иметь достаточные аргументы, доказывающие, что компания сможет скрыть имущество.
Решение о взыскании исполняется следующим образом. Сначала налоговая отправит в банк поручение на перечисление денег в счёт недоимки со счета компании в бюджет. Банк обязан исполнить это поручение не позднее следующего дня. Если средств на счету недостаточно, налоговики «трясут» компанию дальше (электронные, валютные счета и т. д)
Налоговая проверка бывает двух видов (ст. 87 НК РФ):
Камеральная – проводится по месту нахождения налогового органа в связи со сдачей индивидуальным предпринимателем налоговой декларации по какому-либо налогу. Отметим, что такие проверки осуществляются регулярно и продолжительность их составляет 3 месяца со дня подачи декларации.
Если результат камеральной проверки положительный и налоговый инспектор не обнаружил в декларации и представленных документах ошибок, то проверка считается законченной. В этом случае налоговый инспектор не составляет никаких документов, а просто заносит данные из декларации в электронную базу инспекции.
Если же при проведении камеральной проверки выявлены нарушения, которые индивидуальный предприниматель не смог исправить в процессе проведения проверки, предоставив объяснения и дополнительные документы, то по ее результатам составляется итоговый документ, фиксирующий такие нарушения, – акт камеральной проверки. Пункт 1 статьи 100 НК РФ обязывает налогового инспектора оформить такой акт в течение 10-ти дней.
Следует отметить, что обязанность по составлению и рассмотрению актов по результатам камеральных проверок введена с 1 января 2007 г.
Выездная – проводится по месту нахождения налогоплательщика. Такая проверка не может осуществляться чаще одного раза в год по одному налогу за один и тот же период и более двух раз за календарный год вообще.
При проведении выездной налоговой проверки акт составляется в обязательном порядке в любом случае. Составлению акта выездной налоговой проверки предшествует составление справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ). А на саму подготовку акта по результатам выездной налоговой проверки налоговым инспекторам отводятся два месяца со дня проведения выездной проверки и составления справки.
Акт, составляемый по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, является документом, на основании которого впоследствии выносится решение о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности.
После составления акт вручается предпринимателю под расписку. Не стоит уклоняться от получения такого акта. Налоговая инспекция вправе внести факт уклонения от получения непосредственно в сам акт. В этом случае акт будет направлен предпринимателю по почте заказным письмом и будет считаться врученным на шестой день с даты отправки. В случае последующего разбирательства факт уклонения от получения акта может косвенно повлиять на отношение судьи и сформировать негативное отношение к предпринимателю.
Особенности списания задолженности по налоговой амнистии
Механизм списания налоговой задолженности по амнистии запускается на основании специального федерального закона (так, в 2018 году долги списывались по ФЗ-436 от 28.12.2017 г.). Налоговая амнистия предусматривает, что долги списываются в автоматическом режиме, т.е. налогоплательщикам не нужно совершать каких-либо действий (направлять заявления, посещать налоговую инспекцию и т. д.). При этом положения распространяют свое действие на те долги, которые признаются просроченными.
В 2018 году амнистия позволяла списать налоги, сформированные на 1.01.15 г. Для физических лиц списывались следующие категории долгов:
- по налоговым платежам за транспорт;
- по налоговым платежам за имущество;
- по налоговым платежам за землю.
В 2019 году информации о планах по проведению налоговой амнистии не было. Поэтому, если у вас есть необходимость в том, чтобы списать налог, нужно или использовать другие способы, или ждать принятия решения о начале амнистии.
Внимание на срок давности по налоговым преступлениям!
По данным ВС РФ почти 40 % «налоговых» уголовных дел в 2018 году были прекращены по следующим основаниям:
-
На основании ст. 28.1 УПК РФ, согласно которой суд, а также следователь прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налоговых преступлений, в случае, если до назначения судебного заседания ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме (недоимка, штрафы, пени).
-
На основании ст. 78 УК РФ — истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Как видим, на практике немаловажную роль для освобождения от уголовной ответственности играет срок давности по налоговым преступлениям. Данный срок по общим правилам зависят от тяжести преступления. Так, для преступлений небольшой тяжести срок давности составляет 2 года (например, ч. 1 ст. 198, ст. 199, ст. 199.1 УК РФ). Для тяжких преступлений срок значительно больше — 10 лет (например, ч. 2 ст. 199, ст. 199.1 УК РФ).