Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Алгоритм проведения СОУТ в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно пункту 4 приложения к приказу № 699н, выявлять потенциально опасные и вредные производственные факторы может сам работодатель либо его представитель вместе с сотрудниками. Для этой задачи не нужно обращаться за услугами в стороннюю организацию.
Порядок проведения оценки профессиональных рисков
Оценка рисков должна проводиться в четыре этапа: подготовка, выявление опасностей, собственно оценка и управление профессиональными рисками. Каждый из них важно полностью пройти, потому что он будет являться базой для следующего.
В первый этап, как следует из его названия, входит в основном подготовка процедурных документов. Необходимо сделать следующее.
- Выпустить приказ о проведении оценки профессиональных рисков в организации. В нем фиксируются ответственные лица, сроки проведения, формируется комиссия по ОПР.
- Составить перечень рабочих мест, подлежащих оценке профессиональных рисков.
- Сформировать и утвердить график выявления опасностей на рабочих местах (не обязательно, но рекомендуется).
- Проинформировать работников о предстоящей оценке рисков.
- Подготовить опросные и контрольные листы и анкеты для сбора предварительной информации о возможных рисках.
Во время второго этапа работодатель выявляет опасности на рабочих местах (РМ). Необходимо:
- Идентифицировать все опасности, которые могут произойти в процессе выполнения рабочих обязанностей, а также их источники. На этом этапе важно учитывать обратную связь от работников, активно вовлекать их в процесс идентификации опасностей.
- Сформировать и утвердить реестр всех выявленных опасностей.
Сбор исходных данных для оценки профессиональных рисков
Сбор исходных данных – важный этап, от его полноты зависит успех и эффективность всей оценки профессиональных рисков. Прежде чем приступать к сбору информации, убедитесь, что сформирован полный перечень рабочих мест, подлежащих оценке. Это поможет более индивидуально подойти к выявлению опасностей на каждом рабочем месте.
Вот примерный список инструментов и источников, которые можно использовать для сбора исходных данных о рисках.
- Внутренние документы по охране труда. Многие риски проявятся уже на этом этапе – например, если где-то не будет инструкции по охране труда и безопасному выполнению работ.
- Результаты СОУТ – в них определено наличие вредных и/или опасных производственных факторов и класс условий труда.
- Результаты производственного контроля.
- Результаты проверки санитарно-эпидемиологического надзора.
- Опрос персонала с помощью чек-листов или в любой другой форме.
- Технологические регламенты, паспорта и руководства к оборудованию – словом, любые технические документы, которые могут подсказать возможные риски.
- Информация о материалах, веществах, сырье, а также об инструментах, применяемых в ходе работ.
- Статистика и данные по несчастным случаям, профзаболеваниям, травмам и микротравмам.
- Жалобы работников на условия труда и предложения по их улучшению.
- Рекомендации специалиста по охране труда и предписания надзорных органов по поводу устранения нарушений в сфере ОТ.
Карты оценки профессиональных рисков
Карты помогают эффективно и быстро знакомить сотрудника с рисками, которые присутствуют на его рабочем месте. Одна карта на одно рабочее место.
За образец можно взять такой набор данных для карты:
- название организации, ее ИНН и адрес;
- номер карты оценки рисков;
- число работников, их должность и структурное подразделение данного рабочего места;
- виды деятельности, выполняемые на данном рабочем месте;
- выявленный риск и его источник с описанием ситуации, при которой возникает опасность;
- оценка уровня риска;
- характер риска: приемлемый, допустимый, неприемлемый;
- мероприятия для снижения риска опасной ситуации.
Проблемы, которые решает приказ
Основная цель принятия приказа, как было сказано ранее — облегчить работу, снизить финансовые издержки и нагрузку как на работодателей, так и на оценивающие организации. Работодателю дается право самому распоряжаться проведением СОУТ в своей организации. Но когда кому-то дается право, за этим правом автоматически возникает ответственность.
Приказ позволяет учесть специфику своей работы и на ее основе провести спецоценку и сформировать локальный нормативный акт. Но все ли захотят этим заниматься? Ведь чтобы это делать, нужно разобраться в действующем законодательстве по охране труда, самостоятельно идентифицировать опасные факторы, а раньше можно было отдать это сторонней организации и не касаться вопросов охраны труда в своей деятельности. Вполне допустимо, что работодатель в этом случае задастся вопросом: «Зачем мне брать на себя ответственность?»
Здесь и становится очевидной еще одна цель приказа, которая соответствует цели всей трансформации законодательства — вовлечь работодателя в вопросы охраны труда. Теперь не получится закрыть обязательные требования формальной «бумажкой» от сторонней организации — придется разобраться с тем, что такое в принципе процедура СОУТ и как работать по предложенному чек-листу.
Центр тяжести регулирования ОТ переносится с федерального на локальный уровень. Не всем это нравится, и даже во ВНИИ труда приходит много писем и вопросов по типу: «Почему вы нас вывели из строя? Так хорошо было работать по четким правилам, например, вешать табличку здесь и на такой высоте, а теперь приходится самому принимать решение, вешать или не вешать эту табличку». Выясняется, что кроме привычных всем запретов есть другие способы решения проблем: инвестировать в новые технологии, использовать не только индивидуальные, но и коллективные средства защиты и т.д. А от работодателей нужна компетентность, которую они могут получить с помощью обучений, проверки знаний — тогда они смогут решить и вопросы спецоценки, и идентификации опасных факторов, и других действий, которые возникают в рамках СУОТ. Иллюзия того, что если на руках есть «корочка», то можно провести какую-то процедуру, со временем должна исчезнуть.
Кто проводит СОУТ в упрощенном варианте
СОУТ по упрощенной схеме могут проводить микропредприятия некоторых сфер, к примеру, компании и ИП, которые осуществляют деятельность:
- в сфере информационных технологий;
- по операциям с недвижимостью;
- в сфере права и бухучета;
- в рекламе.
Упрощенную схему не применяют, когда:
- должность, специальность, профессия сотрудника предоставляет право на досрочную пенсию по старости;
- сотрудник имеет право на гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными факторами;
- ранее на рабочих местах были обнаружены вредные или опасные факторы.
ВТОРОЙ ШАГ: создание списка рабочих мест для проведения проверки условий труда
Перед составлением графика следует определиться с количеством рабочих мест на предприятии. В этом поможет штатное расписание. После его изучения необходимо отсеять аналогичные, поскольку трудовое законодательство позволяет не проводить поголовную оценку, а исключить аналогичные места, но оставить не менее двух аналогичных. Грамотный подход к составлению списка позволит рационально распределить время и сэкономить средства. Поскольку сторонней организации для проведения СОУТ нужно оплачивать. А оплата формируется из расчета за каждую проверочную точку.
Как понять, какие рабочие места являются аналогичными? Очень просто, для трудящихся должны быть одинаковыми следующие моменты.
- Наименование должности.
- Марка и название оборудования.
- Идентичные должностные обязанности и перечень заданий.
- Сотрудники располагаются в одном помещении.
Грамотное проведение специальной оценки условий труда с минимальным количеством погрешностей – это большие затраты времени, сил и финансов. Работодателю необходимо подготовить основательный пакет документации, учесть массу нюансов, подключить сотрудников. На деле – это важная задача, позволяющая обеспечить охрану здоровья сотрудников, минимизировать факторы вредного воздействия на организм работника, начисление денежной компенсации, позволяющей улучшить состояние здоровья сотрудника, занимающего сопряженную с риском должность.
Краткий ликбез относительно порядка проведения спецоценки позволит работодателю определиться с самым ответственным моментом. Будет ли он участвовать лично при выполнении СОУТ или доверит столь важную миссию своим специалистам. Делегируя часть обязанностей на сотрудника, руководитель предприятия освобождает свое время для решения других не менее важных вопросов, но рискует не получить важную информацию о своих рабочих местах. Выбор зависит от приоритетов.
Обращаясь в нашу компанию, вы получите полный спектр услуг по сопровождению специальной оценки условий труда. Специалисты обладают обширным опытом в проведении СОУТ любой сложности. Необходимая документация будет подготовлена в кратчайшие сроки, а оценка пройдет на высшем уровне.
Новые особенности проведения спецоценки условий труда на микропредприятиях.
С 1 марта 2023 года установлены особенности проведения специальной оценки рабочих мест на микропредприятиях отдельных отраслей.
Работодатели без привлечения специальной организации могут выявлять потенциально вредные или опасные производственные факторы на рабочих местах.
Если обнаружен хотя бы один потенциально вредный или опасный фактор, то для спецоценки данного рабочего места необходимо привлекать специализированную организацию.
Также если в ходе предыдущей спецоценки была установлена вредность, то проводить на этом предприятии спецоценку в упрощенном порядке работодатель не может.
Для определения потенциально вредных и опасных производственных факторов на каждое рабочее место нужно оформить отдельный проверочный лист. Результаты заполнения проверочного листа должна утвердить комиссия работодателя по проведению спецоценки.
Чем грозит отказ от проведения спецоценки в 2023 году
В случае, если в организации не проводили специальную оценку труда, то она может бы привлечена к административной ответственности.
До 2015 года за такое правонарушение работодатель привлекался согласно КоАП РФ ст.5.27, по которой размер штрафа для должностных лиц составляет от 1 до 5 тыс. рублей, а для юр.лиц — от 30 до 40 тыс. руб. Иной вид наказания — приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.
Начиная с 2015 года штраф за отсутствие спецоценки взимается на основании КоАП РФ ст. 5.27.1 и составляет:
- Для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц от 5 до 10 тыс. рублей.
- Для юр.лиц составляет от 60 до 80 тыс. рублей.
- Предусмотрено так же и предупреждение.
В случае повторного нарушения штрафные санкции будут более жесткие:
- Для ИП и должностных лиц будет составлять от 30 до 40 тыс. рублей.
- Для юр. лиц — от 100 до 200 тыс. рублей.
- Вместо применения штрафных санкций возможно приостановление деятельности организации (ИП) на срок до 90 суток, а должностное лицо могут дисквалифицировать на 1-3 года.
Что будет, если произошел несчастный случай, а спецоценки нет?
В данном случае в качестве доказательства вины работодателя может являться отсутствие результатов проведения в организации (У ИП) специальной оценки условий труда. Если вина будет доказана, то руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии с УК РФ ст. 143:
- Размер штрафа может быть в сумме до 400 тыс. рублей.
- В размере зарплаты руководителя от 8 до 18 месяцев.
- Возможно применения наказания в виде принудительных работ сроком до 1-го года либо лишение свободы на срок до 1 года.
Это целый комплекс действий. Он включает анализ рабочих мест на предмет наличия факторов, негативно влияющих на здоровье человека и уровень их отклонения от нормы. Алгоритм проведения СОУТ установлен на уровне законодательства — в ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013 и Приказе Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Закон определяет не только понятие, периодичность проведения спецоценки условий труда для различных организаций и методику проведения, но и то, сколько действует СОУТ.
Мероприятия по оценке осуществляют специализированные организации в целях:
- определения присутствия вредных или опасных для здоровья факторов, которые влекут за собой болезнь или травму работника (ст. 209 ТК РФ);
- оценки уровня влияния вредных факторов на сотрудников;
- определения степени отклонения от нормальных показателей;
- определения эффективности используемых на предприятии СИЗ и средств коллективной защиты.
ТК РФ и законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 определены обязательность осуществления СОУТ всеми работодателями, а также то, на сколько лет действительна специальная оценка условий труда.
Дополнительным стимулом для работодателя к оценке рабочих мест является возможность возмещения части понесенных расходов из средств ФСС (Приказ Минтруда от 10.12.2012 № 580н).
Сколько хранить материалы и документацию по СОУТ
Длительность хранения результатов специальной оценки условий труда зависит от вида того материала, который нужно хранить.
Вид документа |
Срок хранения |
---|---|
Отчет |
Определяется приказом работодателя в процессе организации СОУТ в период формирования состава комиссии. |
Материалы |
|
ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СЕНТЯБРЕ 2023
Первое изменение коснулось нового Порядка выдачи СИЗ.
Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами» вступает в силу с 1 сентября.
Новые обязанности специалиста по охране труда в связи с изменениями:
- Необходимо обновить раздел в Положении о системе управления охраной труда, устанавливающий порядок обеспечения работников СИЗ и распределить обязанности и ответственность между должностными лицами
- Нужно разработать нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств
- Необходимо проводить мониторинг и актуализацию норм выдачи в рамках проведения оценки профессиональных рисков.
Какие новые обязанности нужно внести в инструкции по охране труда и в программы инструктажей на рабочем месте:
- Эксплуатировать СИЗ по назначению
- Соблюдать правила эксплуатации СИЗ
- Информировать работодателя об изменившихся антропометрических данных (рост, размер одежды, обуви)
- Возвратить СИЗ в случае утраты защитных средств, при их порче, при истечении срока эксплуатации, при увольнении.
Промышленная безопасность
Вступает в силу: Федеральный закон от 19.12.2022 № 548-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (изменения в Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ).
Согласно новому закону, государственный надзор в области использования опасных технических устройств, зданий и сооружений должен осуществляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. На объектах и в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, исполнения наказаний, — подразделениями данных федеральных органов исполнительной власти.
При этом к опасным техническим устройствам зданий и сооружений отнесены:
- лифты;
- подъемные платформы для инвалидов;
- пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки);
- эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах).
Вступает в силу: Приказ Ростехнадзора от 13.04.2022 № 120 «О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности „Правила проведения экспертизы промышленной безопасности“, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2020 г. № 420».
В соответствии с требованиями обновленных Правил, заключение экспертизы должно содержать один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности):
- объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;
- объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.
При оценке фактического состояния технических устройств зданий и сооружений на ОПО можно будет применять информацию из соответствующих автоматизированных систем мониторинга.
31 октября 2022 года был опубликован приказ Минтруда России от 31.10.2022 № 699н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности — субъектов малого предпринимательства (включая работодателей — индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законодательством отнесены к микропредприятиям» (далее — Приказ). Согласно новому НПА, с 1 марта 2023 года устанавливается новый порядок проведения СОУТ для микропредприятий — так называемая процедура самодекларирования. Почему было принято решение о разработке такого приказа?
Большинство решений о разработке новых нормативно-правовых актов продиктованы одной из двух целей:
- Устранить конкретную угрозу жизни работников и улучшить их условия труда.
- Упростить процедуру и уменьшить давление на бизнес ввиду сокращения финансовой, административной и любых других нагрузок.
В случае с новым приказом о самодекларировании СОУТ речь идет о второй цели. В большинстве организаций есть большое количество рабочих мест, которые априори имеют оптимальные или допустимые условия труда — например, связанные с риэлторскими, нотариальными, кассационными услугами и т.д, то есть это офисные рабочие места. На таких рабочих местах спецоценка с привлечением внешних организаций является излишней: работодатель тратит лишние деньги, а подрядные организации в каком-то смысле отвлекаются от спецоценки на тех предприятиях, где есть действительно опасные условия труда. Все эти рассуждения легли в основу идеи для нового НПА, разработка которого стартовала в начале 2022 года.