Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ВС запретил предъявлять обвинения без возбуждения уголовного дела». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Момент возбуждения дела никак не связан со временем совершения преступного деяния. Временные рамки, в которых должно быть принято это решение, начинают отсчитывать от момента регистрации сообщения об этом преступлении.
Что происходит после возбуждения дела
С возбуждением дела стартует процесс поиска и сбора доказательств и иных имеющих значение сведений, составляющих предмет доказывания. Практически все, что было собрано в ходе доследственной проверки по сообщению о преступлении, доказательствами в смысле УПК РФ не будет.
Например, объяснения, полученные у потенциального потерпевшего, предполагаемого преступника и свидетелей, собираются не с целью доказывания вины, а с целью установления, есть ли в рассматриваемом происшествии признаки состава преступления. Они доказательствами не являются.
Впоследствии в рамках возбужденного дела будет происходить их допрос по правилам проведения следственных действий, установленным УПК. Нарушение этих правил влечет признание доказательств недопустимыми.
Некоторые документы, полученные от потерпевшего, например, на похищенное имущество: телефон, технику, чеки и т. д., просто приобщаются к материалам проверки. А в рамках уголовного дела для того, чтобы документы имели доказательственное значение, они должны быть соответствующим образом оформлены протоколами выемки, осмотра и признаны доказательствами постановлением следователя или дознавателя.
Однако некоторые сведения, полученные до возбуждения дела, являются доказательствами. Например, результаты осмотра места происшествия, оформленные соответствующим протоколом.
Доказательствами по делу могут являться сведения, полученные на стадии доследственной проверки, если соблюдены правила проведения, предусмотренные УПК РФ для проведения соответствующего процессуального действия.
Как добиться возбуждения?
Если по сообщению о преступлении, несмотря на наличие повода для возбуждения дела и основания, должностным лицом принимаются решения об отказе в возбуждении, тем более неоднократно, эти решения также можно обжаловать в вышеописанном порядке. Обжаловать можно и ненадлежащие действия должностных лиц при проведении проверки, в том числе волокиту, непринятие мер по всестороннему и полному исследованию обстоятельств происшедшего.
Добиться возбуждения дела иным законным способом невозможно.
Единственная возможность поспособствовать принятию этого решения – предоставить документы, сведения, которые будут свидетельствовать о составе преступления. Другими словами, оказать некую помощь сотрудникам правоохранительного органа, которые в силу каких-либо объективных причин, загруженности или халатности не в состоянии провести проверку в полном объеме или дать надлежащую оценку установленным фактам.
Как происходит возбуждение уголовного дела?
Наивен тот, кто думает, что при подаче заявления в МВД его там встретят с распростертыми объятиями и будут сочувствовать. И неважно, что с вами приключилось: кража кошелька, мошенничество или оскорбление. Система построена так, что сотрудники правоохранительных органов всеми силами стараются избежать лишних уголовных дел. Для них это дополнительная работа, за которую никто не доплатит.
Это только в сериалах полицейский сочувственно выслушивает жертву кражи, подает ей бумажный платок, чтобы вытереть слезы, и тут же бежит искать виновника по горячим следам. В реальности все происходит далеко не так радужно. Процесс довольно сложен.
Так что, если вы пришли с заявлением в МВД, будьте готовы к тому, что открывать дело станут неохотно. Вас будут отговаривать. Могут убедить, что вам все равно ничего не светит.
Случай не тянет на уголовное дело. Возбуждать его просто нет причин. Могут пообещать разобраться в самые короткие сроки, принять заявление и прислать отказ. Отсюда рождается недоверие к сотрудникам данного ведомства, а также отсутствие веры граждан в то, что можно добиться справедливости.
Уголовное право, исполнение наказания — Прокуратура Иркутской области
Возбуждение уголовного дела является начальной самостоятельной стадией уголовного процесса, в ходе которого устанавливаются поводы и основания для возбуждения уголовного дела.
Согласно уголовно-процессуальному закону (ст. 140 ч. 1 УПК РФ) поводами для возбуждения уголовного дела являются заявление о преступлении, письменное или устное. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Заявление о явке с повинной, т.е. добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении отнесено законодателем к самостоятельному поводу для возбуждения уголовного дела.
Также служат поводом для возбуждения уголовного дела сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников и постановление прокурорао направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Специфика возбуждения дел относительно специальных субъектов
Ими выступают:
- Член Совета Федерации, депутат Госдумы. Дело возбуждает председатель российского следственного комитета при генпрокуратуре с их одобрения.
- Генпрокурор. Дело также возбуждает 1-й замгенпрокурора на основании соответствующего коллегиального заключения трех судей российского высшего судебного органа, которое принято по представлению президента.
- Первый замгенпрокурора. Дело возбуждает лицо, которое исполняет его обязанности, на основании того же заключения.
- Судьи. Возбуждением дела занимается замгенпрокурора. В случае с судьями Конституционного суда еще требуется согласие данного судебного органа конституционного контроля, а с судьями Высшего Арбитражного суда и судов общей юрисдикции – согласие ВККС РФ (иными судьями – ВККС субъекта РФ).
- Прокурор, начальник следственного органа, следователь. Дело возбуждает вышестоящий руководитель данного органа следственного комитета при прокуратуре РФ.
- Адвокат. Возбуждение дела осуществляется начальником следственного органа следственного комитета при прокуратуре субъектов РФ.
Повод к наступлению рассматриваемой стадии должен быть обязательно зарегистрирован. Принятие заявлений производится на основании разного рода НПА. В разных ведомствах существует ряд инструкций касаемо порядка приема, дальнейшей регистрации и последующей проверки, исходя из заявления об опасном для социума противоправном деянии.
В прокуратуре есть инструкция, в которой прописан единый порядок приема, регистрации, проверки таких сообщений в системе вышеупомянутого следственного комитета при нашей прокуратуре. Итак, должностное лицо, оформившее данного рода заявление, должно выдать заявителю специальный талон-уведомление о том, что оно принято, с указанием на нем времени и даты. Эти бланки – документы строгой отчетности.
Также существуют и книги регистрации таких сообщений и происшествий. Срок рассматриваемой доследственной проверки начинается с указанного в данном талоне времени.
Напоследок стоит напомнить, что порядок возбуждения уголовного дела зафиксирован в УПК РФ.
Комментарий к Статье 140 Уголовно-процессуального кодекса
1. Возбуждение уголовного дела — начальная и обязательная стадия уголовного судопроизводства. Она характерна для досудебного этапа производства по уголовному делу. На данном этапе досудебного производства уполномоченные органы и должностные лица проверяют наличие поводов и основания для возбуждения уголовного дела и в зависимости от результатов проверки принимают соответствующее решение.
2. Об особенностях порядка возбуждения уголовных дел частного обвинения см. комментарий к ст. 318 УПК РФ.
3. В 2007 г. внесены существенные изменения в положения, регулирующие порядок возбуждения уголовных дел (см. Федеральный закон от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») . В соответствии с данным Законом органы прокуратуры были лишены полномочий по возбуждению уголовных дел.
———————————
РГ. 2007. 8 июня.
4. Стадию возбуждения уголовного дела характеризует ряд признаков:
— непродолжительность во времени. Это определяется необходимостью оперативно реагировать на факт совершения преступления, так как промедление затруднит дальнейший ход производства по делу, может повлечь утрату важных доказательств и, наконец, под угрозу ставится эффективная защита нарушенных интересов различных субъектов;
— ограниченность круга вопросов, подлежащих разрешению, главный из которых — о наличии или отсутствии в деянии признаков преступления;
— потребность в строгом и правильном определении органа расследования, который полномочен вести производство по уголовному делу в случае его возбуждения;
— удостоверение в наличии или отсутствии признаков преступления путем проведения проверочных действий, в том числе ограниченного круга следственных действий;
— наделение органов и должностных лиц специфическими полномочиями, позволяющими эффективно решать задачи стадии возбуждения уголовного дела;
— возможность инициирования уголовно-процессуальной деятельности на данной стадии лицами, именуемыми заявителями, которые в дальнейшем при производстве по делу могут не являться участниками процесса;
— возможность принятия окончательного решения по сообщению о преступлении без последующего этапа предварительного расследования, а именно решения в виде отказа в возбуждении уголовного дела. Это еще раз подчеркивает самостоятельность данной стадии.
5. На стадии возбуждения уголовного дела реализуются следующие задачи:
— установление наличия или отсутствия повода и основания для уголовного судопроизводства по индивидуальному факту;
— реагирование в максимально возможный короткий срок на факт совершения преступления с целью его дальнейшего раскрытия, всестороннего и объективного расследования;
— недопущение возбуждения уголовных дел по фактам, не содержащим признаков преступления. В этом смысле стадия возбуждения уголовного дела выступает в виде своеобразного барьера, исключающего возбуждение уголовного дела и последующее судопроизводство, если в деянии отсутствуют признаки преступления. В противном случае органами расследования неосновательно расходовались бы значительные силы, средства, время без положительного результата, в ущерб расследованию действительных фактов совершения преступлений. Кроме того, на стадии возбуждения уголовного дела во многих случаях представляется возможным определить судебную перспективу будущего уголовного дела в случае его возбуждения. На основании проверочных материалов можно прийти к выводу о том, что в перспективе производство по уголовному делу потребуется прекращать. Следовательно, нет необходимости возбуждать уголовное судопроизводство, когда возможно решение всех вопросов по конкретному случаю уже на стадии возбуждения уголовного дела, располагая полученными данными. Известно, что десятки процентов уголовных дел (по отношению к общему числу возбужденных) прекращаются в ходе досудебного производства;
— принятие законного и обоснованного решения по сообщению о преступлении;
— определение органа или должностного лица, полномочных осуществлять предварительное расследование по уголовному делу;
— определение первичной уголовно-правовой квалификации преступления и предмета доказывания по делу;
— принятие мер по прекращению преступной деятельности;
— обеспечение прав и законных интересов заявителей о преступлении, лиц, пострадавших от преступления, а также тех, кто определен как причастный к совершению преступления.
6. Согласно действующему законодательству, в том числе в соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» государство в лице своих органов ведет борьбу с преступностью. Это его конституционная обязанность, о чем неоднократно указывалось в программах борьбы с преступностью. Следовательно, возбуждение уголовного дела — и право, и обязанность полномочных субъектов при наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела.
———————————
СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
7. Стадия возбуждения уголовного дела включает в себя следующие этапы: принятие (получение) заявления о преступлении или обнаружение государственным органом или должностным лицом данных о преступлении и их надлежащее процессуальное оформление; анализ полученной информации и при необходимости ее проверка допустимыми законом средствами; принятие законного и обоснованного решения по заявлению или иному сообщению о преступлении и его процессуальное оформление; определение органа или должностного лица, полномочного вести дальнейшее судопроизводство; извещение заинтересованных лиц о принятом решении по заявлению (сообщению) о преступлении.
8. Таким образом, возбуждение уголовного дела — первичная стадия уголовного судопроизводства, на которой полномочные органы и должностные лица проверяют и устанавливают наличие основания и повода для возбуждения уголовного дела и, обеспечивая права и законные интересы личности, организации, общества и государства, принимают решение о возбуждении уголовного дела или иное решение, предусмотренное уголовно-процессуальным законом для данной стадии.
Порядок возбуждения дела
Он прописан в соответствующем российском законодательстве. Итак, порядок возбуждения уголовного дела начинается с того, что результат рассмотрения полученного заявления (сообщения) о совершенном (готовящемся) деянии, опасном для социума, выливается в принятие одного из представленных ниже решений:
- Возбуждение дела (уголовного).
- Отказ в возбуждении уголовного дела.
- Передача заявления по подсудности (подследственности).
Возбуждение уголовного дела (образец постановления представлен ниже) – это решение, которое допустимо исключительно при условии наличия вышеупомянутого правомерного повода, основания, а также отсутствия обстоятельств, способных исключить производство по данному делу. Далее по его возбуждении прокурор, орган дознания, следователь, дознаватель (с одобрения прокурора) выносят определенное постановление. В нем указывается следующее:
- дата;
- место вынесения;
- время;
- лица, принимающее участие в его вынесении;
- повод;
- основание;
- квалификация преступления.
Потом оно направляется (в ситуации, когда постановление вынесено дознавателем либо следователем) прокурору. К нему прилагаются необходимые материалы проверки полученного сообщения об опасном для социума противоправном деянии. Если осуществляется осмотр соответствующего места происшествия, судебная экспертиза, освидетельствование, судебная экспертиза, то еще прилагаются соответствующие постановления и протоколы.
Порядок возбуждения уголовного дела на данном этапе сводится к обязательству прокурора после получения постановления дать согласие на начало рассматриваемой стадии либо распорядиться о возврате материалов для дальнейшей дополнительной проверки. Обязательным считается уведомление о принятом решении по делу заявителя и лица, относительно которого оно возбуждено.
Повод к наступлению рассматриваемой стадии должен быть обязательно зарегистрирован. Принятие заявлений производится на основании разного рода НПА. В разных ведомствах существует ряд инструкций касаемо порядка приема, дальнейшей регистрации и последующей проверки, исходя из заявления об опасном для социума противоправном деянии.
В чем отличие возбуждения УД по факту и в отношении неустановленных лиц?
- Покупка квартиры
- Как получить субсидию на покупку квартиры: молодой семье, многодетной семье, матери одиночке
- Покупка квартиры в рассрочку у застройщика
- Нюансы и риски покупки квартиры у подрядчика
- Как правильно оформить доверенность на покупку квартиры?
- Порядок выкупа доли квартиры у родственника
- Федеральная программа «Жилище»: условия участия
- Как правильно составить договор купли-продажи квартиры?
- Какие нюансы и подводные камни могут быть при покупке квартиры у застройщика?
- Как сэкономить при покупке квартиры в новостройке?
- Новый закон о регистрации недвижимости с 1 января 2021 года
- Семейное право
- Наследственное право
- Земельное право
- Трудовое право
- Автомобильное право
- Уголовное право
- Недвижимость
- Финансы
- Налоги
- Льготы
- Ипотека
- Подозреваемый — лицо в отношении, которого возбуждено уголовное дело, либо оно задержано в порядке 91,92 УПК РФ, либо к нему применена мера пресечения, либо получено уведомление о подозрении в преступлении в порядке ст.223.1 УПК РФ
- Обвиняемый – лицо в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, вынесен обвинительный акт либо составлено обвинительное постановление.
Список оснований по статусу лица ограничен УПК.
На практике, может быть так, что вручение обязательных документов промежуточного характера заканчивается постановкой подписей в протоколах и постановлениях самим подозреваемым напротив отметки копия получена, а вот на руки такие документы могут просто «забыть» выдать.
Помните- не важно, какая избрана мера пресечения. Постановление об избрании меры пресечении должно вручаться независимо от вида меры пресечения. Действующий УПК РФ исключений не содержит. Полный перечень мер можно посмотреть в ст.98 УПК РФ.
Существует прямое указание закона в норме ст.101 УПК РФ –»Копия постановления или определения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его защитнику или законному представителю по их просьбе.»
Закон устанавливает обязательное вручение данного постановления или определения суда подозреваемому/обвиняемому, а вот защитникам и представителям выдается только по их просьбе.
До начала обыска следователь предъявляет постановление о его производстве, либо судебное решение, разрешающее его производство.
Копия протокола обыска вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации. Важный момент, что протокол обыска вручается именно собственнику помещения либо члену его семьи, что не всегда является лицом подозреваемым.
Важность задач, разрешаемых на указанном этапе уголовного процесса, определяет его общественно-политическое значение. Своевременное и законное разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела надежно обеспечивает защиту интересов граждан, общественных организаций от преступных посягательств. В стадии возбуждения дела обеспечивается необходимое реагирование органов власти на каждый преступный факт.
«Практика последних лет свидетельствовала о том, что существует необходимость упорядочения пределов использования даже тех способов проверки, которые предусматривались ст. 109 УПК РСФСР. В частности, речь идет о таком из них, как истребование необходимых материалов. Органы дознания нередко, ссылаясь на данную норму закона, до возбуждения уголовного дела изымали (и продолжают изымать) первичные документы бухгалтерского учета за довольно продолжительный период. При этом не обеспечиваются даже элементарные права заинтересованных лиц, а предприятиям и организациям, у которых изымаются документы, порой даже не предоставляются копии каких-либо актов, по которым можно было бы судить об обоснованности произведенного изъятия и количестве изъятой документации»[14].
Целью моей курсовой работы является изучение уголовно-процессуальной характеристики стадии возбуждения уголовного дела, а также анализ проблем, возникающих в этой сфере. Также можно отметить ряд задач, реализация которых может способствовать раскрытию поставленной цели:
Подводя итог проделанной работе, можно проанализировать то, как мне удалось реализовать поставленные в начале исследования цели и задачи. Изучив Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, ФЗ «О прокуратуре РФ», а также специальную литературы по данной теме, я пришла к выводу, что данный вопрос является достаточно разработанным, однако, как и в любой другой области законодательства, здесь существуют открытые вопросы и неразрешенные проблемы. Понятие, значение стадии возбуждения уголовного дела были рассмотрены достаточно подробно, также был детально разобран порядок возбуждения уголовного дела. Таким образом, можно сказать, что в целом, мне удалось справиться с реализацией поставленной цели: по мере последовательного изложения материала в данной работе было обозначено место данной стадии среди других и дана подробная её характеристика.
Существенным недостатком законодательства является то, что в нем отсутствует какая бы то ни было регламентация процедуры проверки заявлений или сообщений о преступлении. УПК РФ говорит лишь о том, что к постановлению дознавателя или следователя о возбуждении дела, направляемому прокурору, должны быть приложены материалы такой проверки (ч. 4 ст. 146). Подобная ситуация свидетельствует о наличии существенного пробела в правовом регулировании деятельности в стадии возбуждения дела. И прежде всего потому, что это «развяжет руки» работникам органов предварительного расследования.
Понятие и сущность стадии возбуждения уголовного дела
Возбуждение уголовного дела — начальная обязательная стадия уголовного процесса. В этой стадии полномочные органы государства и должностные лица, получив сведения о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают наличие или отсутствие оснований для производства по уголовному делу и принимают решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в таковом.
Значение этой стадии заключается в том, что законное, обоснованное и своевременное принятие решения о возбуждении уголовного дела и начало производства по нему — одно из необходимых условий быстрого выявления преступлений и всестороннего и объективного расследования уголовных дел. Следует учесть, что незаконное, необоснованное, несвоевременное возбуждение уголовного дела приводит к утрате доказательств содеянного, а нередко — к безнаказанности лиц, совершивших преступления. В этой стадии подлежат выяснению обстоятельства, влекущие за собой принятие решения о возбуждении уголовного дела, а также и исключающие производство по делу, т.е. влекущие за собой принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
Кто может инициировать возбуждение уголовного дела
По ст. 146 этим правом обладают строго определенные в законе лица.
Инициатор | Категория дел |
---|---|
следователь | по последовательности, категория – обязательность проведения предварительного следствия |
дознаватель | по последовательности, категория – предварительное расследование осуществляется в виде дознания |
орган дознания | по последовательности, передача дела дознавателю или следователю, срок передачи уг. дела – 10 суток |
председатель СК, действующий при прокуратуре РФ | уг.дела в отношении определенных лиц |
руководитель СУ СК при прокуратуре РФ | — |
Понятие и сущность стадии возбуждения уголовного дела
Стадия возбуждения уголовного дела представляет собой начало течения уголовного судопроизводства в качестве деятельности, это его первая стадия. Как и любая иная стадия уголовного суда, возбуждение уголовного дела – это период времени, в течение которого подлежит осуществлению определенного рода деятельность уголовно-процессуального характера, которая называется проверкой сообщения или заявления о преступлении.
В этом и заключается сущность данной стадии.
Возбуждение уголовного дела — это не только решение процессуального характера, не только институт права, хотя, безусловно, и таковые могут именоваться возбуждением уголовного дела, это, в первую очередь, этап, который всегда существует, если имеет место уголовное судопроизводство.
Расследование осуществляется только за возбуждением уголовного дела. Это означает, что возбуждение уголовного дела обязано предшествовать проведению дознания и предварительного следствия и не может образовывать его этапа.
Независимый характер стадии возбуждения уголовного дела устанавливается тем, что она представляет из себя целый этап деятельности уголовно-процессуального характера и соответствующих правоотношений, притом ни одно уголовное дело не может миновать данный этап, образоваться вне этого этапа.
Сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в исследовании и разрешении сообщений и заявлений о преступлении и производстве, в определенных случаях, действий процессуального характера (получение объяснений, производство ревизий и проверок документов, истребование определенных материалов), которые направлены на установление характерных признаков преступления для того, чтобы принять законное и обоснованное решение, связанное с возбуждением либо отказом в возбуждении уголовного дела.
ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА КАК СТАДИЯ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
Очевидно, что система правоохранительных органов имеет определенный исторический опыт, сложившуюся систему организации деятельности, межведомственного и внутриведомственного взаимодействия, контроля и надзора, отчетности и т.п. в связи с существующим построением уголовного процесса, поэтому не готова на одномоментное и кардинальное его изменение.
Несмотря на серьезную критику стадии возбуждения уголовного дела, законодатель до настоящего времени сохранил данный правовой институт, определенным образом модернизировав его в последние годы.
В соответствии с действующим УПК РФ для принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо убедиться в наличии повода и основания для его возбуждения. Исходя из этого главная задача следователя, дознавателя на рассматриваемом этапе уголовного процесса — установить, имеются ли правовые предпосылки для начала производства по уголовному делу.
Рассматривая заявление о преступлении необходимо отметить, что отечественное законодательство считает заявлением о преступлении только подписанные (именные) заявления. Согласно ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимные (не подписанные или содержащие вымышленные имена) заявления поводом для возбуждения уголовного дела не являются.
В Российской Федерации в настоящее время действует Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденное совместным Приказом нескольких правоохранительных ведомств. Детальный порядок приема, регистрации, разрешения заявлений и сообщений о преступлении в органах внутренних дел России определяет Административный регламент МВД РФ предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее — Административный регламент). Обязанность зарегистрировать сообщение о преступлении устанавливается частью III вышеназванного Административного регламента. Регистрация в КУСП заявлений (сообщений) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии, в том числе поступивших в электронной форме, осуществляется в дежурных частях территориальных органов круглосуточно, независимо от территории оперативного обслуживания. Нам представляется более целесообразным закрепить обязанность зарегистрировать сообщение о преступлении и в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.
На практике в правоохранительных органах каждый случай возбуждения уголовного дела и неподтверждения наличия преступления в дальнейшем, когда в действительности преступление не было совершено, означает промах, серьезную ошибку; что подобный исход нежелателен, поскольку будет расценен как нарушение законности, выразившееся в необоснованном возбуждении уголовного дела. Если такое случается то в каждом подобном случае конкретно разбираются, были ли использованы все предусмотренные законом средства для проверки основания к возбуждению уголовного дела.
Видимо достоверные данные о динамике преступности могли бы служить критерием эффективности работы следственных и судебных органов, если бы можно было подсчитать, в какой мере изменения преступности явились результатом этой работы, а в какой — результатом иных процессов. Необходимо также учитывать и то, что увеличение количества зарегистрированных преступлений может быть вызвано улучшением работы правоохранительных органов.
Рассматривая вопрос о проверке сообщений о преступлении, следует остановиться на такой проблеме, как расширение сотрудниками ее рамок, попытка установить данные, не имеющие отношения к вопросу о разрешении сообщения. Например, следователи и дознаватели пытаются установить лицо, совершившее преступление. Это, как известно, не входит в задачу проверки сообщений о преступлениях. Данные действия оттягивают процедуру возбуждения уголовного дела, тем самым утрачиваются важные доказательства, которые могли способствовать раскрытию преступления.
Еще одна проблема — проведение неполной проверки, когда максимально сокращается количество проверочных действий в целях экономии времени. Полученной информации оказывается очевидно недостаточно для принятия законного и обоснованного решения.
Для принятия решения о возбуждении уголовного дела нередко необходимо производство иных, кроме осмотра места происшествия, следственных действий. Законодатель пошел по пути значительного расширения арсенала средств доследственной проверки. Так, ФЗ N 23-ФЗ от 4 марта 2013 г. были внесены изменения в действующей УПК РФ и существенно расширен перечень следственных действий и проверочных мероприятий, которые могут быть проведены в ходе доследственной проверки. Вместе с тем очевидно, что произошедшие изменения не в полной мере согласованы со специальными нормами о проведении данных следственных действий, с особенностями статуса лиц на доследственной проверке.
Учитывая изложенное, а также положение, закрепленное в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ (согласно которому допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц), вполне возможно допустить, что законодатель и дальш�� пойдет по пути дальнейшего расширения процессуальных средств доследственной проверки, предусмотрев в уголовно-процессуальном законодательстве возможность проведения до возбуждения уголовного дела любых необходимых следственных действий в случаях, когда иным образом (без их производства) невозможно принять решение о наличии или отсутствии основания для возбуждения дела.
Однако, доследственную проверку проводят не только следователи и дознаватели, но и иные должностные лица, которым поручено ее проведение начальником органа дознания. Это могут быть сотрудники уголовного розыска, ОБЭП и ПК, участковые уполномоченные полиции, и поэтому необходимо учитывать разный уровень квалификации, профессиональной подготовки в области уголовного судопроизводства у данных сотрудников, следователей и дознавателей. В полномочия таких субъектов попадают достаточно серьезные следственные действия (обыск, выемка и т.д.), ограничивающие права физических и юридических лиц.
В этой связи возможность проведения до возбуждения уголовного дела любых необходимых следственных действий требует коренным образом изменения всего уголовного процесса ввиду того, что подобное расширение процессуальных полномочий следователя, дознавателя на стадии возбуждения уголовного дела фактически стирает границу между доследственной проверкой и предварительным расследованием.
В соответствии с действующим УПК РФ по итогам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь принимают одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела либо о передаче сообщения по подследственности или в суд (ч. 1 ст. 145 УПК).
То есть, законодатель не устанавливает процедуры передачи сообщения по подследственности, в частности регламентации порядка исчисления сроков при направлении сообщения по подследственности. В законе отсутствует четкая регламентация момента, с которого следует исчислять срок рассмотрения сообщения о преступлении, переданного по подследственности. Данный пробел выступает одной из причин незаконного превышения срока разрешения поступающей информации о преступлениях и требует своего устранения.
Место следствия в уголовном процессе РФ
Совершение преступления влечет за собой возбуждение уголовного дела. Разбирается в произошедшем профессиональный следователь. В его обязанности входит доскональное изучение случившегося и последующая передача разработанных материалов в судебную инстанцию. Все время работы следователя как раз является предварительным следствием. Срок расследования, таким образом, может варьироваться. Он во многом зависит от профессиональной компетентности работника правоохранительных органов.
Полномочия судебной ветви власти довольно обширны, а потому ее представители не имеют возможности самостоятельно расследовать происшествия. Обязанности по изучению произошедшего злодеяния возлагаются на Следственный комитет (СК РФ). Это орган, ошибочно именуемый исполнительным. На самом деле, СК РФ работает при прокуратуре, а потому не относится ни к одной ветви власти.
Быстрое и полное раскрытие преступлений является основной целью работников предварительного следствия. Сроки играют немалую роль в деятельности следователей. Во-первых, дело должно быть как можно быстрее передано в суд. Во-вторых, законом установлен срок давности — максимальная продолжительность раскрытия преступных деяний.
Таким образом, следствие представляет собой высшую и наиболее сложную форму расследования. Процедура следствия применяется лишь при раскрытии крупных и серьезных преступлений.
Предварительное следствие в РФ 2021
Термины «органы предварительного следствия» и «следователи» -синонимы. И если Уголовно-процессуальный кодекс использует только термин «следователь», то в ведомственных нормативных актах и юридической литературе встречаются такие словосочетания, как: «следственный аппарат», «следственное подразделение», «следственные органы», «орган следствия»,’ «следственные работники» и другие. Что означают указанные термины? В каком соотношении они находятся с понятием «орган предварительного следствия»?
В органы предварительного следствия входят: Следственный комитет при МВД Российской Федерации; главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации; следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.
Следует отметить, что существует три возможных сюжета развития событий на стадии передачи уголовного дела в суд. Как правило, этап предварительного расследования заканчивается передачей: ходатайства об освобождении от уголовной ответственности, обвинительного акта или же постановления о применении мер медицинского характера.
Важной особенностью предварительного расследования в Российской Федерации является тот факт, что оно может производиться в форме дознания или следствия. Первая форма осуществления упомянутой в статье стадии подразумевает под собой упрощенный вариант. Как правило, она применяется при расследовании не тяжких преступлений. Что касается второй формы следствия, то она реализуется во всех остальных случаях. Разграничение обычно происходит посредством прямого указания статей Уголовного кодекса Российской Федерации, которые должны осуществляться в той или иной форме. Данный регламент предусмотрен уголовно-процессуальным кодексом, а именно нормой статьи 150. Следует помнить, что существуют стадии предварительного расследования. Потому что данный процесс является систематизированным. В зависимости от полноты реализации этих стадий, можно говорить о качестве всего расследования факта преступления.
27. Срок возобновленного предварительного расследования не может превышать один месяц с момента принятия следователем дела к своему производству. Именно этот смысл заложен законодателем в фразу «установление срока предварительного следствия в пределах одного месяца».
Предварительное следствие — самостоятельная стадия уголовного процесса, которая предусматривает активную деятельность следователей. Обращаем внимание на то, что дознаватель не может реализовывать такую работу. Кроме следователя следствие могут проводить и прокуроры, сотрудники федеральной службы безопасности или инспекторы налоговых служб. Работа начинает проводиться с момента возбуждения уголовного дела следователем сразу после передачи конкретного дела под его ведение. В том случае, если следователь принимает к своему производству уголовное дело, он выносит постановление о возбуждении, в котором указываются данные о следователе. Предварительное следствие в уголовном процессе является самым длительным по срокам видом расследования. Это обуславливает сложность, многосубъектность, многоаспектность и путаность преступлений. Составы, как правило, имеют несколько объектов и исполнителей, что требует высокой грамотности и квалификации следователя или другого должностного лица, которое на это уполномочено.
В последнее время в сфере исполнительной власти идет тенденция к гласности и открытости процесса, именно поэтому любой гражданин может быть в курсе расследования того или иного уголовного дела. Для того чтобы не просто интересоваться новостями из средств массовой информации, но еще и понимать сущность происходящего, стоит прочитать данную статью. С помощью нее вы сможете понять, что такое предварительное следствие, и как оно реализуется, а, главное, кем.