Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 2023 года в России изменяются правила получения водительских прав». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России с 1 апреля 2021 года в ГИБДД начали по-новому принимать практические экзамены на получение водительских прав. Площадки как отдельной части больше нет: все задания кандидаты теперь выполняют непосредственно в городе среди других участников движения. В ГИБДД говорят, что такой подход нужен для того, чтобы избежать механического заучивания упражнений. Будущим водителям нужно доказать, что они могут уверенно ориентироваться на дорогах общего пользования, хорошо считывать знаки и ситуацию вокруг, а также показывать свое владение навыками управления.
Что нужно знать о практическом экзамене
Например, параллельная парковка теперь называется в регламенте «постановкой транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом» и должна выполняться на дорогах с небольшим трафиком, где есть размеченные для парковки места. Если такие условия отсутствуют, то упражнение выполняют на учебной площадке.
Какие изменения появились в практической части экзамена
Объединенный формат проведения практической части экзамена – основное нововведение. Теперь тестировать будущего водителя будут сразу на автотрассе, а не на учебной площадке. Тестирование на учебной площадке исключили. Многие положительно отмечают отмену практической части на закрытой площадке.
Кроме того, теперь при прохождении практического экзамена в ГИБДД разрешено нахождение в салоне авто третьих лиц, включая автоинструкторов, представителей других учреждений или других кандидатов на получение водительского удостоверения.
Основная цель данного изменения – прозрачность практического экзамена, а также упрощение решения спорных моментов. При этом экзаменуемый может отказаться от привлечения третьих лиц.
Какие навыки вождения могут попросить продемонстрировать экзаменуемого:
- параллельно парковать машину;
- двигаться задним ходом с последующим въездом в бокс;
- начать езду на подъеме;
- развернуться там, где пространство ограничено.
Что изменится с новым законом о правах с 16 лет в 2023 году?
Новый закон позволит увеличить возраст для получения прав на управление автомобилем на два года. С 2023 года юношеские права будут выдаваться с 16 лет, что откроет новые возможности для молодых людей, которые хотят сесть за руль.
Если вы в возрасте до 18 лет, то для получения водительского удостоверения необходимо будет пройти курсы в автошколе и сдать экзамены по теоретической и практической части. В случае успешной сдачи экзамена, вы получите разрешение на управление автомобилем с ограничениями.
Тем не менее, миф о том, что в 16 лет уже можно сесть за руль, не совсем соответствует действительности. Хотя возможность получить права в этом возрасте будет разрешена, ограничения по-прежнему будут действовать. Например, молодые водители не смогут управлять автомобилем без сопровождения взрослого, а также будут ограничены в категории транспортных средств, которыми им разрешено управлять.
- При возрасте до 18 лет разрешено управлять автомобилями категории «В» (выпущенными не ранее 3 лет назад) с максимальной мощностью двигателя до 100 л.с.
- После достижения 18 лет ограничения снимаются, и водительские права становятся бессрочными.
Несмотря на новые возможности, водительские права – это большая ответственность. Молодые водители попадают в категорию рискованных, так как часто нарушают правила дорожного движения и попадают в ДТП. Поэтому с новым законом необходимо принимать права и ответственность.
Какие изменения будут действовать для иностранных граждан? Согласно новым правилам, для того чтобы учиться в автошколе и сдавать экзамены по вождению в России, иностранные граждане должны иметь вид на жительство на территории РФ.
Отмена закрытых площадок при сдаче экзаменов в 2023
Изменения в экзамене в ГИБДД в 2023 году будут означать, что будущие водители не смогут продемонстрировать свои навыки в помещении.
Им нужно будет продемонстрировать свои навыки вождения только на городских улицах, где существует естественный поток транспортных средств. Это означает, что им не придется сдавать экзамен в «суде».
Это правило распространяется на выпускников, желающих получить водительские права на вождение легковых автомобилей, автобусов, грузовиков и поездов.
Кроме того, они должны выполнить следующие маневры в реалистичных условиях
- поворачивать транспортное средство в ограниченном пространстве, и
- параллельная парковка автомобиля, и
- начать движение в гору и
- задним ходом в гараж.
Список возможных ошибок во время теста был существенно изменен. Они сгруппированы по степени влияния на помехи движению.5 Штрафные баллы являются причиной провала теста. Например, проезд через оживленный перекресток или отсутствие одновременной фиксации пассажира дает три балла.
Достаточно одной ошибки, чтобы блок с серьезным нарушением получил на экзамене неудовлетворительный вердикт. Как только кандидат совершает действие, требующее участия инспектора, он может распрощаться с ожидаемым водительским удостоверением. К ошибкам относится непристегнутый ремень безопасности.
- Непристегнутый ремень безопасности, в то время как
- Езда по встречной полосе,.
- наезд на бордюр, или
- отказ обогнать пешехода или транспортное средство с приоритетом, отказ
- игнорирование стоп-линий, красных сигналов светофора и т.д.
Требования к возрасту и стажу водителей
Законопроект вносит ряд поправок в требования к возрасту и стажу для получения водительских прав. Таким образом, помимо 21 года, лицо, имеющее право управлять автобусом (категория D), должно иметь стаж вождения транспортного средства другой категории не менее одного года.
Согласно поправкам, право на управление автомобилем является
- Транспортные средства категории «M» и подкатегории «A1» — для лиц в возрасте 16 лет и старше
- Категория «A», «B», «C» и подкатегории «B1» и «C1» — для лиц, достигших 18 лет
- Транспортные средства категории «D» — для лиц, достигших 21 года и имеющих право управлять транспортным средством категории «B» или категории «C» или подкатегории «C1» или подкатегории «D1» в течение не менее 12 месяцев
- Транспортные средства подкатегории «D1» — лица в возрасте 21 года и старше, которые имеют право управлять транспортным средством категории «B» или «C» или подкатегории «C1» в течение не менее 12 месяцев
- Транспортные средства категории ‘Tm’, ‘Tb’ — для лиц, достигших 21 года
- Транспортные средства категорий «BE», «CE» и «DE» — для лиц, имеющих право управлять транспортными средствами категорий «B», «C» и «D» не менее 12 месяцев соответственно.
- Транспортные средства подкатегорий ‘C1E’ и ‘D1E’ — лица, имеющие право управлять транспортными средствами категорий ‘C’ и ‘D’ или подкатегорий ‘C1’ и ‘D1’ соответственно не менее 12 месяцев.
В то же время к участию в экзаменах по вождению категорий «B» и «C» и подкатегорий «B1» и «C1» допускаются лица, достигшие 17-летнего возраста. Однако нет никаких медицинских противопоказаний для прохождения соответствующего обучения и управления транспортным средством.
Кроме того, к участию в экзамене на право управления транспортным средством допускаются лица, прошедшие соответствующую специализированную подготовку в организации, осуществляющей специализированную подготовку водителей транспортных средств по направлению военкомата, а также лица, проходящие военную службу.
- Категория «C», «CE» и подкатегории «C1» и «C1E» — по достижении 17-летнего возраста
- D и автомобили подкатегории D1 — для 19-летних.
Пересдача начинается с заваленного этапа. То есть, если учащийся сдал теорию, но провалил автодром, его следующий экзамен начнется на площадке. Завалившие только город, не сдают теорию и автодром. За каждую попытку пересдать придется платить.
Важно! Через полгода результаты теоретического экзамена и автодрома становятся недействительны. Если ученик неоднократно заваливал, к примеру, площадку, так и не «доехав» до города, ему придется сдать теорию вторично через шесть месяцев после первой попытки в ГАИ.
Пересдачи назначаются по согласованию ГИБДД и автошколы в порядке очереди. Обычно срок ожидания составляет 1-2 недели, но может растягиваться и на 1-2 месяца.
Новый список документов для получения прав
Правительство России выпустило проект постановления, согласно которому с 1 марта 2023 года изменится список документов, необходимых для прохождения водительского экзамена.
Так, будущим водителям больше не нужно будет предоставлять справку о медицинском освидетельствовании. Именно в ней прописывается, может ли человек управлять автомобилем с учетом своего состояния здоровья.
Однако медкомиссию проходить все же придется. Поскольку ее результаты сотрудники ГИБДД будут запрашивать в электронном виде через Минздрав незадолго до экзамена.
Предполагается, что такой шаг позволит ускорить сдачу экзаменов и выдачу водительских удостоверений.
Однако сотрудники Госавтоинспекции советуют все же брать с собой справку тем, кто планируется сдавать экзамен в первые месяцы после вступления нововведения в силу. На начальном этапе система будет проходить апробацию и может давать сбои.
Таблица возраста для получения прав
Категория | Обучение в автошколе | Сдача экзамена | Получение удостоверения |
М — мопеды А1 — мотоциклы до 125 см3 |
16 | 16 | 16 |
А — мотоциклы | 18 | 18 | 18 |
B — легковые автомобили C — грузовые автомобили |
16 | 17 | 18 |
D — автобусы | 20 (18 — для военных водителей) |
21 (19 — для военных водителей) |
21 (19 — для военных водителей) |
Tm — трамваи Tb — троллейбусы |
20 | 21 | 21 |
BE, CE, DE — составы транспортных средств | после 1 года стажа | после 1 года стажа | после 1 года стажа |
Нужно ли проходить медицинскую комиссию при замене водительского удостоверения?
В феврале 2016 года вступило в силу Постановление «Об изменениях в порядке замены водительских удостоверений», согласно которому предоставление медсправки для замены водительского удостоверения перестало быть обязательным в некоторых случаях. После выхода нового Постановления в интернете появилось огромное количество материалов, утверждающих, что медицинское освидетельствование в случае замены прав стало ненужным – замена происходит без справки.
Заголовки пестрят: «Автомобилистов освободили от прохождения медкомиссии», «Водителям больше не нужны медицинские справки» или даже «Медиков отстранили от получения прав». Авторы при этом ссылаются на новый закон, внося еще больше путаницы в умы водителей. Давайте же разбираться. Что изменилось, и в каких случаях действительно нет необходимости тратить время и деньги на оформление медицинской справки? На сайте Правительства РФ на этот счет имеется следующее заявление: «Медицинское заключение исключено из перечня документов, представляемых гражданином при замене водительского удостоверения в случаях изменения персональных данных его владельца, повреждения или утраты удостоверения.
При этом медицинское освидетельствование остается обязательным в случаях, предусмотренных статьей 23 Федерального закона „О безопасности дорожного движения». Таким образом, если вы потеряли, повредили, «износили» водительское удостоверение или сменили имя/фамилию, вам совершенно точно можно обойтись без прохождения медицинского освидетельствования для замены прав.
Однако здесь не стоит забывать, что срок действия выданных вновь прав будет совпадать со сроком предыдущих – заменяемых. То есть обойти законодательство и получить новые права сроком действия 10 лет в этих случаях никак не получится. Что же со случаями из обозначенной статьи 23 ФЗ, в которых медсправка для замены водительского удостоверения остается обязательным требованием? Вот выдержка из статьи 23: «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами)» Проще говоря, справка вам обязательно понадобится, если вы меняете права, у которых истек срок действия, или возвращаете их после лишения за вождение в состоянии алкогольного опьянения.
Сколько учиться на права категории «Б»
Законодательство устанавливает минимальное количество учебных часов для каждой категории. С 2014 года их число значительно увеличилось. Например, если ранее наиболее популярная подготовка категории «В» требовала 156 часов, то теперь она требует не менее 188-190 часов. Из них 130 часов отводится на теорию и 56 часов на практическое вождение (с IWP) или 54 часа (с ACP). Еще четыре часа требуется для сдачи экзамена.
Теоретическая часть курса традиционно состоит из.
- Правила вождения.
- Профессиональное право.
- Основное поведение на дороге.
- Основы первой помощи (16 часов).
- Теория безопасного вождения.
- Правила эксплуатации транспортных средств.
- Основы правильной перевозки грузов и пассажиров.
Практический раздел включает в себя.
- Упражнения на автодроме.
- Практикуйте упражнения.
- Езда по городу с инструктором.
В конце процесса обучения кандидаты на получение водительских прав должны сдать внутренний экзамен, который может привести или не привести к экзамену в дорожной полиции. Без документов, подтверждающих окончание обучения в автошколе, вас не допустят к сдаче экзамена в ГИБДД.
Новая система штрафов на экзамене по вождению
Сдача экзамена в гибдд подразумевает оценки, система которых была переработана согласно новым правилам. Изменилась степень оценки ошибок, с учетом их влияния на безопасность. Экзамен сразу прекратят, если претендент на получение прав не пристегнет ремень безопасности или позволит себе во время движения пользоваться телефоном. Понятно, что оценка будет минимальной.
Балльную систему сохранили, хотя изменение должно было коснуться и этого момента. Впрочем, баллы сохранили ввиду их удобства. Получите 1 балл, если ехать слишком медленно без существенной необходимости. Такой же штраф грозит при резком старте, просрочке в подаче поворотного сигнала, неправильной оценке дорожной обстановки.
Получите штраф в два балла, если откат назад проходил без контроля стояночного или рабочего тормоза. Также оштрафуют, если затормозить без желания избежать ДТП, за игнорирование заднего зеркала.
Старые водительские продолжат действовать
Обладателям водительский удостоверений с окончанием срока действия с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года документ можно не менять. В Госавтоинспекции после согласования с Минюстом добились продления возможности использования старых прав ещё три года.
Чтобы посчитать, сколько права ещё могут действовать, нужно прибавить ещё три года в дате истечения срока действия документа. В качестве примера: если десятилетний срок использования права закончился 1 июля 2022 года, то документы на новые права нужно получить до 1 июля 2025 года. Если права действуют до 31 декабря 2023 года, их можно не менять до 31 декабря 2026 г.
На обладателей таких прав не будут накладывать штраф, потому что все изменения будут отражены в электронной базе ГИБДД.
Штрафовать обладателей таких прав не будут: все изменения будут отражены в электронном виде в базе ГИБДД и инспекторы поймут, что документ продолжает действовать. При этом водителям, которые планируют выезжать за границу и там садиться за руль, права придётся обновить в обязательном порядке. А для ряда стран ещё и оформить международное водительское удостоверение.
Процесс оформления удостоверения
Чтобы получить права на вождение мотоцикла, вы должны
- Пройти медицинский осмотр; требуется медицинская справка по форме 003-в/Y. Кроме того, необходимо запросить справки из Центра ядерной медицины и психиатрической клиники. Психиатр проверит и спросит, состоит ли заявитель на учете. Шахтный терапевт проверяет, состоит ли пациент в реестре, и осматривает его. Если есть показания, он направляет гражданина на освидетельствование.
- Автошкола. Как правило, те же учреждения, которые выдают водительские удостоверения, занимаются и велосипедистами.
- Ознакомьтесь с программой обучения. Она состоит из практической и теоретической частей. Практическую часть вы всегда должны выполнять с инструктором, а теорию можете пройти самостоятельно.
- Сдайте теоретический и практический экзамены по вождению мотоцикла. Теоретический тест проводится в форме компьютерного теста; вы отвечаете на вопросы, выбирая один из четырех вариантов ответа. Практика проводится на трассе путем маневрирования.
- Документ выдается дорожным департаментом.
Многие пишут, что после 1 апреля права выдают с 17 лет. Мы разобрались и выяснили – это не совсем так
На самом деле поправки, внесенные в административный регламент, по факту работать не будут – до тех пор, пока Госдума не изменит закон о безопасности дорожного движения. А это потребует много времени – и вообще не факт, что когда-то такой закон будет принят.
Еще в декабре 2020 года стало известно, что в МВД планируют серьезно изменить регламент проведения экзамена на право управления транспортным средством – к экзамену решили допускать уже с 16-летнего возраста, тогда как по действовавшим на тот момент правилам сдавать экзамен можно было лишь с 18-летнего возраста. В дополнение в ведомстве пообещали допускать водителей за руль уже с 17-летнего возраста – но в присутствии водителя-наставника.
Более того, в МВД пообещали вписать эту возможность в новый административный регламент, который вступит в силу уже с 1 апреля 2021 года.
Этот новый регламент, напомним, отменяет практический экзамен «площадка», и вводит все его элементы в «городскую» часть экзамена.
Регламент действительно вступил в силу – и те, кто должен был приступить к практическому экзамену после 1 апреля, сдают его уже по новым правилам.
Что же касается уменьшения возраста, в регламенте действительно появился дополнительный пункт.
Так, в главе 28 (где перечисляются документы, которые ГИБДД может потребовать от кандидатов в водители) под пунктом идет «письменное согласие одного из законных представителей несовершеннолетнего кандидата в водители». И отдельно поясняется – этот документ потребуют у кандидата, которому от 16 до 18 лет.
Многие СМИ и эксперты поспешили сообщить, что с 1 апреля правила изменились и теперь водительские права можно получить с 16 лет, а начинать ездить – с 17-летнего возраста в присутствии водителя-наставника. Увы, радость оказалась преждевременной:
- пункт 28.8 – единственный пункт в административном регламенте, где прописывается возраст кандидата в водители. Больше там нет ничего – ни о водителе-наставнике, ни о праве получить права в 17 лет;
- в пункте 2 указывается, что кандидаты в водители должны соответствовать требованиям по возрасту, прописанным в статье 26 закона «О безопасности дорожного движения»;
- в эту статью никаких изменений с 1 апреля не вносилось, и возраст, с которого кандидатов в водители допускают к экзамену, остался неизменным.
В частности, с 16-летнего возраста можно получить права на категорию «М» (мопеды) и подкатегорию «А1» (мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб. см). Получить права категории «А» (мотоциклы), «B» (легковые авто) и «C» (грузовые авто) можно по-прежнему с 18-летнего возраста. Другие категории открываются при условии, что кандидат в водители еще старше.
Как и раньше, кандидат в водители может сдать экзамен, когда ему исполнится 17 лет (на категорию «B» или «C») – но водительское удостоверение он все равно получит, лишь когда ему исполнится 18 лет.
Таким образом, по сути, касательно возраста кандидатов в водители с 1 апреля не изменилось ровным счетом ничего – просто в Административный регламент добавили пункт, который в будущем будет согласовываться с поправками к закону «О безопасности дорожного движения».