Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько квадратных метров положено на человека в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учетная норма, как и норма предоставления жилья, устанавливается органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ). Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Теоретически возможно их совпадение по размеру, однако на практике, как правило, норма предоставления выше учетной нормы.
Правило о том, что размер учетной нормы не может превышать размер нормы предоставления, не должно применяться в случаях, когда специальные учетные нормы устанавливаются федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 6 ст. 50 ЖК РФ.
При установлении учетной нормы учитывается достигнутый в соответствующем муниципальном образовании уровень обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, степень остроты жилищной проблемы, состояние и структура имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
Установленные органами местного самоуправления учетные нормы даже в границах одного субъекта РФ могут существенно отличаться друг от друга. Такие примеры приведены ниже.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.
1. В целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
2. Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов.
3. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
4. Учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
5. Жители города Москвы, проживающие в общежитиях коридорной системы по месту жительства на законных основаниях не менее 10 лет, принимаются на жилищный учет при условии соблюдения положений статей 7 и 8 настоящего Закона.
6. При определении числа проживающих в жилом помещении учитываются граждане, за которыми сохраняется право пользования им на срок их временного отсутствия.
7. Граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания, в число проживающих в жилом помещении не включаются.
Учетная норма и норма предоставления жилой площади
Понятия этих терминов даны в статье 50 ЖК России.
Нормой предоставления считается наименьшее количество жилых метров для вычисления общей площади помещения, которое предоставят семье по договору соцнайма.
Большинство регионов за основу берут 18 кв. м. площади, они и применяются в качестве нормы предоставления. Этот размер минимальный и может в некоторых случаях быть увеличен:
- предоставляется комната либо квартира с одной комнатой;
- жилье передается лицу с хроническими тяжелыми болезнями.
Увеличиваются нормативы также для сотрудников органов внутренних дел в чине не ниже полковника, а также лицам с ученой степенью. Однако увеличенная норма не может составлять в итоге более двух установленных значений.
Учетной нормой считается тот минимум жилплощади, который принимают для признания семьи нуждающейся в улучшении условий жилья. Граждане, чье помещение окажется менее этой величины, вправе занять соответствующую очередь. Это касается только тех граждан или семей, которые признаны малообеспеченными.
Следует уточнить, что в расчете нуждаемости участвуют все лица, которые прописаны в помещении постоянно и временно. Но прописаться неограниченному количеству людей на одной жилплощади для целей признания семьи нуждающейся в улучшении условий жизни невозможно. Этого не позволят сделать уполномоченные органы. Чаще всего недостаточность квадратных метров возникает с появлением в семье детей, которые по закону должны быть прописаны вместе с матерью.
Власти каждого региона самостоятельно определяют учетный норматив жилплощади, но он не может быть ниже норм предоставления.
Жилищные нормативы применимы при обеспечении жильем ряда категорий граждан, являющихся незащищенными и нуждающимися в помощи государства.
1. Детям-сиротам и оставшимся без родительского попечения. Этой категории жилплощадь положена:
- по окончании пребывания в специализированных учреждениях, а также при завершении срока нахождения под опекой или в приемных семьях;
- после прохождения службы по призыву;
- по истечении срока пребывания в местах лишения свободы.
Размер передаваемого жилья по договору соц.найма подчиняется региональным нормативам, но может быть и выше их. Договор заключается на пять лет, а затем переводится в личное пользование. Детям-сиротам выделяется обязательно жилье отдельное, представляющее благоустроенную квартиру либо дом.
Учетная норма жилья по регионам России
Регион | Минимальное количество кв.м. на одного человека | |
Учетная норма кв.м. на человека | Норма предоставления кв.м. на человека | |
Москва и Московская область | 10 | 18 |
Ленинградская область (Спб) | 9 кв.м. (в отдельных квартирах и домах); 15 кв.м (в коммунальных квартирах). | — |
Пермский край | 12 | 15 |
Ярославская область | 12 | 17 |
Омская область | 15 | 18 |
Екатеринбург | 10 | 16 |
Ростовской области | 6-10 | 18 |
Краснодар | 10 | 18 |
Нижний Новгород и Нижегородской области | 10 кв. м. (в отдельных квартирах и домах); 12 кв.м. (в коммунальных квартирах). | 13 |
Волгоград | 11 | 12-18 |
Красноярск, Ставрополь | 12 | 15 кв. м на каждого члена семьи; 18 кв. м — одиноко проживающего. |
Курганская область, Петропавловск-Камчатский | 13 | 15 |
Новосибирск | 12 | 15 |
Саратов | 10 кв.м. | Семья из: 3 и более чел. — 16 кв. м. 2 чел. в браке — 32 кв. м. 2 чел. связаны родственными отношениями — 44 кв. м. Проживающий один — 30 кв. м. |
Самара | 11 кв. м. (в отдельных квартирах и домах); 13 кв.м. (в коммунальных квартирах). | Семье из 2 и более чел. — 14 кв. м. Проживающий один — 26 кв. м. |
Уфа (Республики Башкортостан) | 12 | 14 |
Как применяется норма учета для площади жилья
Если человек в соответствии с местными нормами включен в список нуждающихся в новом жилье, то ему остается только ждать, т. к. по жилищному законодательству новые квартиры предоставляются только в порядке очереди. Место в очереди определяется датой, когда человек поставлен в местной администрации на учет.
Без очереди жилье может предоставляться:
- жильцам квартир или комнат, которые больше не пригодны для проживания и не могут быть отремонтированы или реконструированы;
- больным, страдающим одним из заболеваний, которые делают невозможным проживание вместе с ними других лиц;
- пожилым людям и инвалидам, ранее помещенным с их согласия в стационар, но при этом отказавшимся от услуг учреждения, если при этом вернуть им прежнее жилье уже невозможно;
- некоторым категориям государственных служащих (в частности, судьям жилье должно быть предоставлено не позднее полугода с момента назначения на должность).
Учетная норма площади жилого помещения в москве 2021
Для минимальной нормы следует учитывать, что проживание на еще меньшей жилплощади категорически недопустимо. Минимальная норма полностью соответствует санитарной. Но предоставление государственного жилищного фонда даже в одном населенном пункте может отличаться по показателям жилплощади.
- Что это за показатель и как его рассчитать
- Когда необходим расчет
- Минимальные значения в России
- Размер
- Учетная
- Законодательное регулирование вопроса
- Социальное значение
- Для военнослужащих
- Кому положена дополнительная площадь
- Превышение показателя при выделении жилой недвижимости
Прежде всего нужно разобраться с понятиями. Жилая площадь – это количество квадратных метров в квартире, указанная в правоустанавливающих документах. В соответствии с положениями законодательства, жилой площадью является площадь помещений, которые предназначены именно для проживания. Такие помещения, как санузел, кухня, столовая, прихожая не считаются жилыми помещениями. Однако, они подлежат учету в техническом паспорте для расчета общей площади жилья. Важно понимать, что площади балконов и лоджий не включаются в площадь квартиры. В процессе разработки нормативов, государственные органы имеют в виду как раз жилую площадь.
Норма жилой площади — это минимальная величина кв. метров, которые полагаются на 1-го человеку в силу принятых нормативных актов.
Нормы жилплощади в Москве и Санкт-Петербурге
Согласно Закону города Москвы № 29 от 14.06.2006г. “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения” устанавливаются следующие нормы жилплощади:
- минимальная нормы учетной пригодной для проживания для отдельны квартир составляет от 10 кв.м. на 1 человека;
- 15 кв.м. жилплощади для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям органов исполнительной власти г. Москвы.
- для семьи из двух супругов, – однокомнатная квартира площадью до 44 кв.м.;
- на 3 граждан – не супругов, – двухкомнатная квартира площадью до 54 квадратных метров;
- для семьи из 3 граждан, в составе которой есть супруги, – двухкомнатная квартира площадью до 62 кв.м.;
- для семьи из 3 граждан, в составе которой нет супругов, – трехкомнатная квартира площадью до 74 кв.м.;
В соответствии с указанным законом норма жилплощади на одного гражданина – 18 квадратов, при этом социальная норма не менее 9 кв.м.
На основании Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года №407-65, норма предоставления на 1-го человека составляет 33 кв.метра, на одного гражданина в составе семьи – от 18 кв.метров.
Жилищный кодекс – это документ, на основании которого определяют количество положенных квадратных метров на одного человека. В нём же выделены показатели квадратуры:
- Норма предоставления – показатель минимального размера жилья, определяемый при подписании договора аренды недвижимости из муниципального фонда в чрезвычайных случаях (например, возгорания, наводнения, прочие стихийные бедствия и т.п.).
- Учётная норма – показатель квадратуры жилой площади на одного субъекта, находящегося на учёте по улучшению жилищных условий.
- Социальная норма – рассчитывается при оплате коммунальных платежей в соответствии с общей площадью, а также при одобрении субсидий на предоставление недвижимого имущества для проживания.
- Санитарный показатель – это цифра, указывающая на то, сколько квадратных метров положено на одного индивида. По урегулированным данным ЖК она составляет 6м2. Размер применяется при выдаче временного жилья из специализированного жилфонда.
Норма жилой площади для лиц, не имеющих столичной прописки
Жилищный Кодекс Российской Федерации в своем определении по данному вопросу в статье 80, часть 1, трактует его следующим образом:
- арендодатель, сдающий жилую собственность, зарегистрированную в городе Москве, в найм лицам, не имеющим столичной прописки, правомочен отказать последним в проживании на его территории, в случае, если количество жильцов превышает установленные нормы квадратных метров, положенных на одного человека;
- что касается коммунального жилья – наниматель имеет данное ему законом право требовать ему предоставления другого помещения, на тех условиях, что размер помещения, где он в данный момент проживает, превышает законодательно принятую норму, положенную на каждого члена его семьи.
Учетная норма площади жилого помещения в москве
4. Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества заявителей по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела.
2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Перечень заболеваний устанавливается Правительством России. Согласно Приложению N 3 к постановлению Московской городской Думы от 31 января 2001 г. N 12 «Перечень нормативных документов, дающих гражданам право на дополнительную площадь по состоянию здоровья», право на дополнительную площадь имеют граждане, заболевания которых перечислены в следующих нормативных актах:
1) постановлении Правительства России от 28 февраля 1996 г. N 214 «Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты»;
2) постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 28 февраля 1930 г. «О праве пользования дополнительной жилой площадью»;
3) циркуляре НКВД РСФСР от 13 января 1928 г. N 27 и НКЗдрава РСФСР от 19 января 1928 г. N 15 «Список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью».
При улучшении жилищных условий граждан учитываются все имеющиеся в пользовании у граждан и членов их семей жилые помещения, в том числе принадлежащие им на праве собственности, а также гражданско-правовые сделки, совершенные ими с жилыми помещениями. Супруги и их несовершеннолетние дети, независимо от места регистрации, являются членами одной семьи.
Для принятия на учет по улучшению жилищных условий гражданин должен подать в жилищный орган по своему месту жительства заявление. Помимо этого гражданин, а также члены его семьи обязаны предоставить сведения о жилых помещениях, гражданско-правовых сделках, совершенных с жильем в течение пяти лет, предшествовавших постановке на учет (п. 18 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 31 января 2001 г. N 12). Согласно пункту 23 этого Положения, граждане подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по истечении пяти лет после совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий и в результате которых на каждого проживающего стало приходиться менее нормы постановки на учет. К подобным действиям относятся, в частности, изменение состава семьи в результате вселения иных лиц.
В отношении вселения по месту жительства супруга, детей и престарелых родителей пункт 24.1 Положения устанавливает особые правила. Не считается ухудшением жилищных условий вселение таких лиц, если до вселения они:
— не имели жилья в пользовании, в том числе на праве собственности;
— обладали правом пользования жильем, но не были обеспечены им по норме предоставления;
— обладали правом пользования жильем, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания;
— безвозмездно передали жилье, находившееся в их пользовании (в том числе на праве собственности), органам государственной власти или местного самоуправления в установленном законом порядке, либо жилое помещение было изъято этими органами для государственных или муниципальных нужд. Согласно пункту 18 названного выше Положения, для принятия на учет по улучшению жилищных условий гражданин обязан подать в жилищные органы по месту своего жительства (жилищная комиссия при районной управе) заявление, к которому прилагаются следующие документы:
— выписка из домовой книги;
— копия финансового лицевого счета;
— справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, имеющие значение для решения данного вопроса.
Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проверяется в органах местного самоуправления общественной комиссией по жилищным вопросам. По результатам обследования составляется акт проверки жилищных условий, в котором должно быть указано, в частности, в каком доме находится жилое помещение, какого оно размера, сколько в нем комнат и какова степень благоустройства дома (жилого помещения). В акте указываются все граждане, поставленные на регистрационный учет. Районная жилищная комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит главе управы рекомендательное предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет органу местного самоуправления.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца. О принятом решении гражданам сообщается в письменной форме. Принятые на учет граждане включаются в книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые ведутся в органах местного самоуправления как документы строгой отчетности по установленной форме. На каждого гражданина, принятого на учет, заводится учетное дело, которое содержит все необходимые документы, служащие основанием для постановки на учет. При наличии у гражданина или членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или принадлежащих им на праве собственности, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Согласно пункту 13 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 31 января 2001 г. N 12, граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в Москве и занимают:
1) жилые помещения размером менее 10 кв. м общей площади на одного человека;
2) отдельные квартиры, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при условии, что на каждого проживающего приходится менее 10 кв. м общей площади с учетом права каждого больного на пользование дополнительной площадью в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Из пункта 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства России от 27 июля 1996 г. N 901, следует, что основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются:
1) обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, установленного органами исполнительной власти субъектов России;
2) проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно.
Правило о том, что размер учетной нормы не может превышать размер нормы предоставления, не должно применяться в случаях, когда специальные учетные нормы устанавливаются федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 6 ст. 50 ЖК РФ.
При установлении учетной нормы учитывается достигнутый в соответствующем муниципальном образовании уровень обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, степень остроты жилищной проблемы, состояние и структура имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
Установленные органами местного самоуправления учетные нормы даже в границах одного субъекта РФ могут существенно отличаться друг от друга. Такие примеры приведены ниже.
Как попасть в список на получение жилья?
Последнее влияет на количество людей, которые могут проживать в комнате, и возможность подать заявку на дополнительную площадь. Не все имеют право на улучшение жилищных условий. Перечень лиц, имеющих такое право, определен законом.
Законодатель предусматривает возможность применения различных нормативных положений, регулируемых на местном уровне, для населения в целом. (
Размер жилой площади, приемлемый для гражданина и его семьи, является социальной нормой жилья.
Размер арендной платы зависит от региональных стандартов, но может быть и выше. Контракт заключен на пять лет, после чего он передается в частное пользование. Для детей-сирот это всегда отдельное жилье, в виде квартиры или дома с соответствующим оборудованием.