Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как обязать водителя отвечать за автомобиль материально?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации (ст. 243 ТК РФ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.
В соответствии с ТК РФ, письменный договор о полной матответственности заключается, если:
— сотруднику есть 18 лет;
— трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;
— должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» (Постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85).
Должность водителя в Перечне отсутствует. Однако в нем есть должность водителя-инкассатора и экспедитора. Следовательно, договор о полной материальной ответственности за автомобиль может быть заключен только при совмещении функций по управлению транспортным средством с функциями инкассатора (водители-инкассаторы) или по доставке грузов (водители-экспедиторы).
Договор материальной ответственности: образец
Если обязанности по доставке или сопровождению грузов возложены на несколько, к примеру, на двоих водителей, а не на одного, то ответственность между ними делится в равной степени. Подобные правила устанавливаются и для ситуаций, когда ответственными за груз являются граждане, управляющие автомобилями грузового типа или курьеры.
В законодательных актах не отражена единая форма данного акта. По этой причине при составлении документа можно воспользоваться свободным форматом.
В данном акте потребуется отразить:
- данные человека, который работает водителем;
- сведения об организации;
- обязанности, возложенные на сотрудника;
- меры ответственности;
- права, присущие сторонам таких отношений.
Важным моментом выступает то, что указать в договоре на несение полной финансовой ответственности за сохранность авто, нельзя.
К примеру, если говорить про водителей такси, то можно заключить с ними подобное соглашение, так как они оказывают услуги по перевозке. По мере их завершения они получают от пассажиров денежные средства.
В соглашении указывает, что на гражданина возлагается ответственность за сохранность наличных средств, полученных от пассажиров.
Приказ о материальной ответственности водителя (образец)
За причиненный работодателю материальный ущерб работник несет ответственность, но только в пределах среднего месячного заработка. Если сотрудник компании работает с финансами, товарами, использует автомобиль компании, то работодатель вправе заключить с ним договор о полной материальной ответственности или, например, договор материальной ответственности водителя за автомобиль.
Согласно трудовому законодательству, заключать договор о полной материальной ответственности работодатель имеет право не со всеми категориями работников, а только с теми, должности (обязанности) которых указаны в специальном, утвержденном постановлением Минтруда, перечне. Кроме того, нельзя заключать такой договор с работниками, которые не достигли совершеннолетия (возраста 18 лет), а также с работниками, оформленными по гражданско-правовому договору.
Правомерно ли заключение гражданско-правового договора вместо трудового?
Заключение гражданско-правового договора вместо трудового возможно для выполнения конкретных действий или задания и достижения определенного результата. Гражданско-правовой договор, прикрывающий фактические трудовые отношения, неправомерен.
Случаи, при которых заключение гражданско-правового договора неправомерно
Вы имеете право свободно определять способ оформления отношений, связанных с выполнением той или иной работы, и по соглашению с работодателем решить, какой именно договор будет заключен — трудовой либо гражданско-правовой.
Иногда работодатели (в данном материале под работодателем понимается, лицо, являющееся стороной как трудового, так и гражданско-правового договора) не предлагают выбора и оформляют с физическими лицами гражданско-правовые договоры, например, на оказание услуг или выполнение работ. При заключении таких договоров у вас не будет социально-трудовых гарантий, которые предусмотрены трудовым законодательством: на оплачиваемый отпуск и больничный, гарантий при увольнении, сокращении штата и др. Также не будет вноситься запись о работе в трудовую книжку.
Однако заключение гражданско-правового договора неправомерно, если с работодателем у вас фактически возникают трудовые отношения: вы будете выполнять работу по определенной должности или профессии в соответствии со штатным расписанием, соблюдать режим рабочего времени, выполнять распоряжения работодателя в отношении вашей работы, находиться на оборудованном для вас рабочем месте и др. (ст. 15 ТК РФ).
Заключить с вами гражданско-правовой договор вместо трудового работодатель вправе, только если ваша деятельность будет направлена на выполнение конкретного задания или конкретных действий, на достижение определенного результата. Например, договор на ремонт крыши, доставку груза в определенное место. При этом вы не обязаны подчиняться установленному режиму труда работодателя и работать под его контролем и руководством. Работу по гражданско-правовому договору вы организуете самостоятельно, своими силами и средствами (ст. 704, п. 1 ст. 715, ст. 783 ГК РФ; п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15; Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2019 N 5-КГ18-259).
Поэтому, когда вопреки вашему желанию заключить трудовой договор работодатель предлагает оформить гражданско-правовой, прикрывающий фактические трудовые отношения, это неправомерно.
Признание отношений трудовыми в случае заключения гражданско-правового договора
Если вы были вынуждены заключить гражданско-правовой договор, можно обратиться в суд с иском к работодателю о признании отношений трудовыми. Подтверждением именно трудовых отношений могут быть, в частности, следующие факты:
— в гражданско-правовом договоре нет указания на индивидуально определенную работу, конкретный и конечный результат вашего труда;
— в гражданско-правовом договоре присутствуют термины «должность», «специальность», «заработная плата», «увольнение», «режим работы»; условия о соблюдении определенного режима работы, правил внутреннего трудового распорядка, о подчинении приказам (распоряжениям) работодателя, о выполнении требований охраны труда и техники безопасности, об обязанности работодателя обеспечить вас оборудованием, материалами и инструментом, необходимыми для выполнения работ (Письмо ФСС РФ от 20.05.1997 N 051/160-97; Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2018 N 31-КГ18-1);
— гражданско-правовой договор перезаключается в течение длительного времени;
— работодатель издает в отношении вас приказы и дает распоряжения по вашей работе;
— вы соблюдаете установленный работодателем режим работы, ознакомлены с должностной инструкцией, проходите медицинские комиссии по направлению работодателя, инструктаж по технике безопасности и охране труда;
— вы получаете оплату труда в одно и то же время независимо от объема и характера работы, работодатель выдает вам расчетные листки с указанием в них вашего табельного номера и заработной платы.
С исковым заявлением о признании отношений трудовыми вы можете обратиться в районный суд по месту нахождения работодателя, месту своего жительства либо месту исполнения трудового договора. Такой иск, как вытекающий из трудовых отношений, государственной пошлиной не облагается независимо от результатов рассмотрения судом ваших требований, в том числе в случае частичного или полного отказа в их удовлетворении (ст. ст. 24, 28, ч. 6.3, 9 ст. 29 ГПК РФ; пп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ; ст. 393 ТК РФ; п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 15).
Исковое заявление должно содержать (ст. 131 ГПК РФ):
— наименование суда, в который вы направляете иск;
— ваши фамилию, имя, отчество, место жительства, желательно номер телефона;
— наименование работодателя и его место нахождения;
— краткое описание сложившейся ситуации с указанием на то, что заключение гражданско-правового договора нарушает ваши права как работника, в том числе право на отпуск, на выплату пособия по временной нетрудоспособности, на защиту от безработицы, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, право на охрану труда, в том числе на основе обязательного социального страхования;
— ссылку на обстоятельства, которые подтверждают, что фактически имеют место трудовые отношения, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
— в просительной части — просьбу к суду о признании сложившихся отношений трудовыми, обязании работодателя заключить трудовой договор, внесении записи в трудовую книжку;
— перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.
К заявлению прилагаются его копия и копии документов, подтверждающих обстоятельства, на которые вы ссылаетесь (ст. 132 ГПК РФ).
Если суд установит, что гражданско-правовой договор фактически прикрывает трудовые отношения между вами и работодателем, то к таким отношениям будут применяться положения трудового законодательства (ч. 4 ст. 11 ТК РФ).
Обращение в прокуратуру или трудовую инспекцию
Вы также можете направить жалобу в районную прокуратуру и/или государственную инспекцию труда субъекта РФ. В ней подробно опишите сложившуюся ситуацию, приложите копии гражданско-правового договора и иных имеющихся документов. Жалоба должна содержать наименование прокуратуры или государственной инспекции по труду, в которую она направляется, ваши фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, дату жалобы и подпись. Если в жалобе нет вашей фамилии и адреса для ответа, ответ не будет направлен. Ответ на вашу жалобу должен быть отправлен вам в течение 30 дней со дня ее регистрации, этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней (ст. ст. 10, 22 Закона от 17.01.1992 N 2202-1; ст. 356 ТК РФ; ст. 7, ч. 2 ст. 8, ст. ст. 11, 12 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Адреса прокуратуры и государственной инспекции труда можно узнать в сети Интернет. Жалобу в трудовую инспекцию вы можете подать, в частности, в форме электронного документа на сайте государственного органа.
Рассмотрев жалобу, прокуратура может вынести представление, а государственная инспекция труда — предписание об устранении нарушений трудового законодательства, обязательные к исполнению работодателем (ст. 24 Закона N 2202-1; абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ).
«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 21.06.2019
Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.
Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.
В каких еще случаях водитель будет полностью отвечать за ущерб?
Трудовое законодательство устанавливает обязанность возместить причиненный ущерб работодателю. Механизм такого возмещения — материальная ответственность сотрудника. Применяется ли данный механизм к профессии водителя? Должен ли заключаться договор материальной ответственности водителя за автомобиль?
Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации (ст. 243 ТК РФ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.
В соответствии с ТК РФ, письменный договор о полной матответственности заключается, если:
- сотруднику есть 18 лет;
- трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;
- должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» (Постановление Минтруда от 31.12.2002 № 85).
Должность водителя в Перечне отсутствует. Однако в нем есть должность водителя-инкассатора и экспедитора.
Следовательно, договор о полной материальной ответственности за автомобиль может быть заключен только при совмещении функций по управлению транспортным средством с функциями инкассатора (водители-инкассаторы) или по доставке грузов (водители-экспедиторы).
Говоря о данной должности, мы имеем в виду совмещение двух профессий: водителя и экспедитора. Следовательно, договор с водителем экспедитором о материальной ответственности может быть заключен только в части исполнения функций экспедитора.
Руководство организации при приеме на работу нового работника в обязательном порядке должно убедиться в профпригодности последнего.
Необходимо убедиться, что водитель имеет определенные профессиональные навыки, позволяющие ему занимать подобную должность, а также подтвердить его состояние здоровья, отсутствие противопоказаний, которые могли бы препятствовать его работе с транспортным средством.
Важным будет и проверка наличия водительских прав, их срока годности и своевременного обновления удостоверения. Часто кандидаты должны пройти и стажировку на новом месте.
Также перед получением должности водителя, сотрудник должен пройти медицинский осмотр, который позволит получить ему заключение о том, что его физическое состояние позволяет ему занимать подобную должность.
В случае, если работник отказывается от посещения медицинского учреждения, то работодатель имеет все основания для отказа такому кандидату в приеме на должность водителя.
Образец и правила составления договора материальной ответственности водителя
При составлении договора мат. ответственности водителя за автомобиль компания может воспользоваться любым образцом либо разработать собственную форму. Особое внимание стоит уделить описанию конкретных случаев, при которых наступает материальная ответственность. Документ обычно содержит такую информацию:
- Дата и место подписания, ФИО водителя и название компании, а также ФИО сотрудника, который действует от ее лица.
- Прямое утверждение о том, что водитель принимает на себя полную материальную ответственность за автомобиль.
- Уточнение обязанностей в связи с принятием ответственности. Это обеспечение безопасной езды, неукоснительное соблюдении ПДД, обязанность предвидеть дорожную обстановку в том числе и в сложных погодных условиях. Также водитель не может оставлять машину без присмотра даже на короткое время, должен всегда включать сигнализацию, блокировать двери во время движения, следить за ее техническим состоянием, регулярно заполнять соответствующую документацию.
- В документе также указывают, что водитель не может нести ответственности, если инцидент возник не по его вине. Вина может быть связана как с действиями, так и с бездействием. Причем деяния могут совершаться как с умыслом, так и без умысла (по невнимательности). Наличие вины определяется в ходе внутреннего расследования в компании, может быть признано водителем или не признано. Однако в любом случае вина порождает наступление ответственности, если водителю не удастся доказать обратное в суде.
- Заключительные положения и подписи сторон, расшифровки подписей (фамилия, инициалы), дата, печать организации.
При составлении договора о полной материальной ответственности водителя за авто можно ориентироваться на такой образец.
Он может может выполнять совершенно разные функции и на него возлагается масса обязанностей. Все детали должности должны прописываться в трудовом договоре и должностной инструкции.
Если речь идет о человеке с личным автомобилем, то, как правило, он должен не только доставить пассажира – непосредственного владельца машины из пункта «А» в пункт «Б», но и следить за чистотой авто изнутри и снаружи, контролировать необходимость заправки и мелкого ремонта. ТО, капитальный ремонт в его обязанности не входит, так как данные операции выполняются, либо должны выполняться, специалистами.
Человек, управляющий грузовым транспортом, должен доставить вверенное ему из пункта отправления в пункт назначения, обеспечить мелкий ремонт в дороге, заправлять автомобиль. Кроме того в рамки его обязательств входит следить за погрузкой и выгрузкой.
Это обусловлено тем, что только человек, управляющий транспортным средством, знает особенности распределения нагрузки по осям, крепления предметов.
Он также может предположить поведение груза во время транспортировки и помочь правильно расставить его по полу прицепа, чтобы избежать возможных повреждений.
У водителя – экспедитора, помимо перечисленных выше обязанностей, также прибавляются: проверка качества и количество загружаемого и выгружаемого по сопроводительным документам – товарно-транспортным накладным; проверка и контроль целостности упаковки (НЕ СОДЕРЖИМОГО); обеспечение режима перевозки (актуально для продуктов питания и опасных веществ); оформление документов и актов о недостаче, порче или прочем вреде.
Виды ущерба возмещаемого водителем
Понятие материального ущерба означает количественное уменьшение, либо ненадлежащее состояние объектов собственности организации, которое влечет за собой дополнительные затраты и незапланированные расходы.
Привлечение к полной ответственности возможно в следующих случаях:
- Умышленная порча собственности работодателя;
- Нанесение урона служебному автомобилю по причине алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- Причинение вреда, в результате преступных деяний, установленных судом;
- Возникновение ущерба из-за административного правонарушения;
- Недостача вверенных товарно-материальных ценностей по вине водителя.
Ущерб влечет за собой:
- Расходы на ремонтные работы, необходимость которых возникла после участия водителем в дорожно-транспортном происшествии;
- Возмещение стоимости транспортного средства, в случае если восстановление машины не возможно;
- Штрафы за некорректное поведение на дороге;
- Компенсация затрат третьим лицам, если организация понесла расходы из-за невнимательности или неосторожности водителя.
Стороны Договора о полной индивидуальной материальной ответственности:
Сторонами Договора о полной индивидуальной материальной ответственности являются Работодатель и Работник, соответствующие ниже перечисленным условиям:
- Работодатель – лицо (физическое или юридическое лицо, или индивидуальный предприниматель), с которым Работник состоит в трудовых отношениях;
- Работник — дееспособное физическое лицо, действующее лично, или ограниченно дееспособное лицо, действующее с согласия законного представителя: состоящее в трудовых отношениях с Работодателем и непосредственно выполняющее работу по трудовому договору;
- достигшее возраста 18 лет;
- выполняющее работу, связанную с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, применением или иным использованием имущества и ценностей Работодателя или третьих лиц, связанных с Работодателем.
Учитывая, что возникновение трудовых отношений с такими Работниками, как оралманы, беженцы и иностранные работники, имеющие разрешение на трудоустройство, носит, как правило, единичный характер, в представленном Договоре о полной индивидуальной материальной ответственности такие категории Работников не представлены.
Не «вверенное», а «используемое»
Изучив материалы дела, арбитры первой и апелляционной инстанций решили, что требования работодателя вполне законны (решение Московского районного суда Санкт- Петербурга от 13.02.2013 г., а также апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20.08.2013 г. по делу № 2-126/13). Служители Фемиды указали, что водитель-экспедитор относится к числу должностных лиц, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности. Соответственно, подписывая такое соглашение, ответчик принял на себя полную ответственность за вверенное ему транспортное средство. Но в нарушение Инструкции по охране труда для водительского состава отклонился от маршрута и оставил автомобиль с полуприцепом на улице без присмотра, в результате чего тот был похищен, а затем возвращен в поврежденном виде. Поэтому неосторожный водитель обязан выплатить фирме полную стоимость восстановительного ремонта машины (ст. 238 и 242 ТК РФ).
На заметку
Существует специальный «закрытый» перечень должностей и работ, при выполнении которых работодатель вправе предложить сотруднику заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу имущества, вверенного последнему.
Однако кассационные судьи решили иначе. Они указали, что, в уже упомянутом нами ранее Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми фирма может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, с экспедитором, доставляющим и сопровождающим груз, можно подписать контракт. Но, только в отношении доставляемого груза! Ведь машина в данном случае – не имущество, которое экспедитор обязан доставить заказчику, она – не вверенная ему ценность, а материально-техническое средство, используемое и необходимое для исполнения трудовой функции. Поэтому ее нельзя включать в «список имущества», за которое экспедитор несет полную матответственность.
Получается, что заключение договора о полной ответственности водителя за эксплуатируемое им транспортное средство – незаконно, а принятое судьями первой и апелляционной инстанций решение о взыскании стоимости восстановительного ремонта автомобиля – неверно. По закону, в сложившейся ситуации компания может рассчитывать лишь на «ограниченную ответственность» в размере месячного заработка ответчика-экспедитора (постановление Президиума Санкт- Петербургского городского суда от 12.03.2014 г. № 44г-38/14).
Образец договора о материальной ответственности с водителем
Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности приведена в
Нанимая нового сотрудника, у работодателя не всегда есть возможность увидеть добропорядочность и уровень ответственности человека. Невыполнение должностных обязательств и правил безопасности может повлечь за собой серьезные материальные потери.
Чтобы предотвратить безответственное отношение со стороны работников, нанимателю рекомендуется составлять договор, в котором подробно указывается ответственность персонала за сохранность вверенного ему имущества.
Действовать таким образом не запрещается трудовым законодательством РФ, поэтому данный нюанс обязательно обговаривается при трудоустройстве.
Полная материальная ответственность водителя за автомобиль — законно ли это?
Главной характеристикой работы водителя-экспедитора является тот факт, что в отличие от рядового водителя, он несет ответственность за доверенные ему материальные ценности и груз.
Также следует упомянуть, что должность экспедитора присутствует в перечне должностей, к которым может устанавливаться полная мат. ответственность.
Помимо этого, сотрудник может привлекаться к другим видам ответственности. К примеру, к индивидуальной и административной. Ключевое значение при этом играют должностные обязанности, возлагаемые на работника.
Водитель-экспедитор должен отвечать как за состояние доверенного ему автомобиля, так и за груз, который он в нем перевозит. Во избежание случаев привлечения к ответственности работник должен придерживаться установленных должностными инструкциями и другой подобной документацией правил.
В процессе оформления договора, в котором будет отражена тема привлечения работника к полной материальной ответственности, важно соблюдать единое установленное правило.
Данное требование регламентируется 232 статьей ТК РФ. Структура договора, в котором присутствуют условия привлечения к мат. ответственности, должна выглядеть следующим образом:
- преамбула — основные сведения о каждой стороне трудовых отношений;
- обязанности сотрудника и работодателя;
- перечисление функций, возлагаемых на сотрудника, особенности выполнения им должностных обязанностей;
- обстоятельства, при появлении которых возникают случаи полной материальной ответственности;
- технология определения суммы убытков при нанесении ущерба имуществу компании;
- исключения. Под ними принято понимать факторы, при появлении которых водитель/водитель-экспедитор освобождается от ответственности;
- методики разрешения возникших споров (возможные варианты судебных и досудебных разбирательств);
- дата составления соглашения;
- подписи сторон, принимавших участие оформлении документа.
Условия наступлении материальной ответственности должны быть отражены во внутренней документации компании. Специфика бумаг зависит от типа ответственности.
С лицами, должности которых отражены в перечне Постановления Министерства труда, нужно заключать дополнительный договор.
Условия наступления ответственности и другие сопутствующие моменты также могут присутствовать в соглашении, заключаемом с сотрудником в процессе приема его на работу.
При установлении ограниченной ответственности договор может не заключаться, потому как данный вид ответственности несут все трудящиеся граждане.
Водитель — это сотрудник, деятельность которого основана на использовании транспортного средства. Автомобиль — дорогостоящее имущество, за порчу/поломку которого сотрудник несет ответственность.
Ущерб возмещается в том случае, если повреждения возникли по вине трудящегося. Водителя можно привлечь к материальной ответственности за следующие действия:
- возникновение затрат, предназначенных для проведения восстановительных и ремонтных работ автомобиля, попавшего в ДТП;
- порча/поломка автомобиля;
- наложение штрафных санкций за несоблюдение правил дорожного движения;
- необходимость работодателя выплачивать какие-либо компенсационные суммы (по вине сотрудника);
- распространение информации, разглашение которой запрещено.
При этом должно соблюдаться условие — виновником происшествия является сотрудник, которому было доверенное транспортное средство.
При необходимости работник должен возместить убытки, полученные в результате повреждения автомобиля.
Если транспортное средство не подлежит восстановлению, водитель выплачивает компенсационную сумму. Ее величина определяется в соответствии с рыночной стоимостью авто.
II. Общие положения о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю
Четыре кита всякой ответственности — вина, противоправность, причинно-следственная связь, наличие вреда — лежат и в основе материальной ответственности работников. В пункте 4 Постановления Пленума № 52 Верховный Суд РФ разъясняет, что «к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности».
Поскольку работник презюмируется более слабой стороной трудового правоотношения, законодатель установил ряд ограничений в части размера и условий привлечения его к ответственности. Прежде всего, работник отвечает только за реальный — прямой действительный — ущерб; упущенная выгода взысканию с работника не подлежит. Кроме того, ТК РФ установлено два вида ответственности работников — ограниченная и полная. Общим правилом является ограничение ответственности работника размером его среднего заработка (ст. 241 ТК РФ). К полной ответственности работник может быть привлечен только в случаях, исчерпывающим образом определенных ТК РФ или иными федеральными законами.
Для взыскания причиненного вреда необходимо организовать проверку и составить акт, в котором описываются обстоятельства произошедшего и указывается сумма, размер которой доказывается работодателем в силу статьи 233 Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок взыскания регламентирован статьей 248 ТК.
Так, если ущерб не больше средней зарплаты работника, то достаточно издать распоряжение. У держать всю сумму целиком единовременно не допускается. Платежи не должны превышать 20 % заработной платы в месяц (в некоторых предусмотренных случаях — 50 %). Сотрудник исполнит требование администрации добровольно, о чем составляется соглашение между сторонами.
В бухгалтерских проводках отражается несколько действий:
- выявленная недостача относится на конкретное лицо (виновное);
- отражается погашение путем удержания, внесения в кассу или на расчетный счет компании.
Действия материально ответственного водителя в дороге
Каждая фирма, предоставляющая услуги по перевозкам, индивидуально разрабатывает свои собственные инструкции, которым водитель-дальнобойщик должен подчиняться. Правила утверждаются руководством транспортной компании и строго регламентируют действия водителя во время перевозок.
Должностные инструкции отличаются друг от друга, но всё же существуют некие общие правила транспортировки груза. Большая часть из них относится к мерам предосторожности, которые в то же время гарантируют предоставление клиентам качественных услуг доставки в установленные сроки. В связи с этим автотранспортное средство должно находиться под постоянным контролем у водителя. Оставлять ТС водителю без присмотра и подвозить посторонних людей во время рейса запрещено. Также запрещена эксплуатация авто не по назначению, для транспортировки иного груза для постороннего заработка.