Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камеральная проверка простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Результат контроля — акт о налоговой проверке от инспектора. В случае с выездной проверкой такой его пишут всегда, независимо от того, были выявлены несоответствия или нет. Другое дело — камеральная проверка. По ее результатам акт составляют только при наличии нарушений.
Отличие № 4. Срок проверки
Камеральные и выездные налоговые проверки имеют установленные законом сроки проведения.
Выездная налоговая проверка |
Камеральная налоговая проверка |
---|---|
Срок выездной проверки составляет 2 месяца с даты вынесения решения о ее проведении. Это общее правило. Данный срок может быть продлен до 4-6 месяцев. | Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца с даты ее представления.
Данный срок является пресекательным, то есть не может быть продлен. С 3 сентября 2018 года срок проведения «камералки» по возмещению НДС добросовестным компаниям составляет 2 месяца. |
Отличие № 7. Мероприятия налогового контроля
Выездная налоговая проверка |
Камеральная налоговая проверка |
---|---|
В рамках выездной проверки могут проводиться так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля:
|
В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации.
Запрашивать дополнительные документы в рамках «камералки» налоговики могут только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях (обнаружение расхождений/ошибок; подача уточненной декларации с уменьшенной суммой налога к уплате; при возмещении НДС; при наличии льгот – для их подтверждения). |
Отличие № 8. Оформление итогов
Выездная налоговая проверка |
Камеральная налоговая проверка |
---|---|
По итогам выездной проверки составляется справка, затем акт проверки, на основе которого готовится решение по выездной проверке.
Решение вручается лично руководителю компании под роспись или ее уполномоченному представителю. |
О проведенной камеральной проверке можно узнать только по факту получения акта. Но его ИФНС присылает, только если в декларациях есть ошибки/нарушения. То есть в случае успешного прохождения камеральной проверки налогоплательщик не получает никаких «бумажек». |
Сколько «стоит» налоговая проверка?
Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.
Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.
Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.
Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.
Как проводится планирование выездных налоговых проверок: 12 критериев риска для компании
Может ли организация снизить вероятность прихода налоговиков «в гости»? Да. Ведь при планировании инспекторы учитывают 12 параметров деятельности. Про них написано в Концепции планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@). Там они называются так: общедоступные критерии рисков.
Смысл раскрытия этой информации в том, чтобы налогоплательщики сами проверяли себя и «вгоняли» сложившиеся у них показатели в пограничные значения. Последние определяются как средние по видам деятельности и иногда по регионам.
Подробнее остановимся на каждом критерии. Расскажем об особенностях подсчета и о том, где найти значения для сравнения. А еще подарим чек-лист. Создали его в виде Excel-файла. Вводи́те в специальные ячейки цифры своей компании и увидите, по каким параметрам она находится в зоне риска. Подходит организациям, которые применяют общий режим налогообложения.
На схеме перечислили те самые 12 критериев, о которых далее пойдет речь.
Распространенные нарушения при проведении налоговых проверок
Нарушения, которые допускают налоговики при проверках, условно можно поделить на две группы:
- те, что влекут безусловную отмену результатов проверки;
- и нарушения, которые помогают отменить результаты проверки вместе с другим факторами.
Безусловных нарушений два:
- Неуведомление или неправильное уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки. Наиболее распространенная ошибка проверяющих — это отсутствие доказательства вручения уведомления;
- Непредоставление возможности налогоплательщику давать объяснения при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Нарушений проверочных процедур, позволяющих оспорить решение налогового органа с вероятностью отмены, немного больше.
- Незаконные доказательства, использованные налоговым органом: допрос без предупреждения о ст. 51 Конституции РФ, осмотр помещений без понятых, получение документов неофициальным путем и тому подобное.
- Необоснованные обвинения: когда претензии указаны в решении, а обоснования нет, отсутствуют ссылки на конкретные доказательства, документы и нормы закона.
- Использование налоговыми органами для обоснования своих претензий документов, не предусмотренных законом. Например, личные заметки, какие-то записи в тетрадях и т.п.
- Нарушение сроков проведения проверки. Очень полезная причина, которая определяется как дискриминационная по отношению к проверяемому налогоплательщику.
Как проходит проверка налогов ФНС с онлайн-кассой
Прежде всего, проверяется модель используемой кассы. Сотрудник налоговой проверяет, записана ли она в официальном реестре ФНС, совпадают ли данные в паспорте и т. д. Проверяется исправность. Далее оцениваются:
- правильность хранения всей документации, которая относится к кассе. Напомним, что эти документы необходимо сохранять в течение 5 лет;
- место установки кассы. Оно должно совпадать с тем, что было указано при регистрации/перерегистрации устройства;
- проверка чеков ФНС. Требования к чеку регулируются тем же 54-ФЗ и отличаются в зависимости от типа компании. Ознакомьтесь с законом и проверьте соответствие.
Обратите внимание! Важно не только наличие всех нужных реквизитов в тексте, но и их читаемость. Если разобрать какую-либо информацию на чеке невозможно, будет считаться, что пункт требований не выполнен.
Что из себя представляет выездная налоговая проверка
Выездные налоговые проверки призваны определить корректность исчисления налогов выявить своевременность уплаты компанией налогов, злоупотребления налогоплательщиков в стремлениях уклониться от налогообложения.
Если налогоплательщик применяет один из специальных налоговых режимов (главы 26.1–26.5 НК РФ), предметом проверки будут «все налоги и сборы». А вот отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах предметом проверки являться не могут.
Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, исключением будут случаи, когда налогоплательщик не может предоставить помещения для такой проверки. В такой ситуации проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
Каковы цели выездной налоговой проверки:
- Исследовать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика и определить правильность начисления и полноту уплаты налогов и сборов.
- Выявить искажения, ошибки в проверяемых документах и факты нарушения порядка ведения бухучёта.
- Проанализировать, как выявленные нарушения влияют на формирование налоговой базы организации.
- При необходимости доначислить суммы налогов, которые не были уплачены или были уплачены лишь частично из-за наличия ошибок и нарушений и привлечь налогоплательщика к ответственности.
Предмет для проведения |
Выездная налоговая проверка |
Камеральная налоговая проверка |
Что проверяется |
Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (с учетом ограничения периода до 3 календарных лет до года, в котором проводится налоговая проверка). А в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (п.4 ст.89 НК РФ). |
Декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком в налоговые органы (п.1 ст.88 НК РФ). |
Составление актов по результатам налоговых проверок
Результатом проведения налоговой проверки является составление налоговыми органами соответствующего акта. Однако и в этом случае есть существенные различия, как по срокам, так и по основаниям их составления.
Порядок и сроки составления акта о налоговой проверке |
Выездная налоговая проверка |
Камеральная налоговая проверка |
Когда составляется акт |
Акт составляется в том случае, если налоговая инспекция при выездной проверке не выявила никаких нарушений. |
Акт не составляется по результатам камеральной проверки, в результате которой не было найдено нарушений законодательства о налогах и сборах. |
Сроки составления акта |
Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов, а по результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков — в течение трех месяцев (п.8 ст.89 НК РФ). |
Акт составляется в случае выявления нарушений налогового законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. |
Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (или его уполномоченным представителем).
Основание для проведения проверок
Камеральная проверка проводится на основании представленных налогоплательщиком деклараций (налоговых расчетов), а выездная налоговая — на основании документов, запрашиваемых налоговыми органами (регистры бухгалтерского и налогового учета, первичные учетные документы и пр.).
Основание для проведения |
Выездная налоговая проверка |
Камеральная налоговая проверка |
Причина проведения проверки |
План выездных налоговых проверок. Критерии и порядок отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок установлены Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, установленной приказом ФНС РФ от 30.05.2007 г. №ММ-3-06/333. |
Подача налоговой декларации (расчета) и иных документов. |
Разрешения со стороны руководства инспекции |
Проверка осуществляется только с указания руководителя (его заместителя) налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ). |
Проверка проводится без дополнительных разрешений и решения руководства налоговой инспекции (п.2 ст.88 НК РФ). |
Сроки проведения проверок
Выездная налоговая проверка отличается от камеральной проверки и по срокам проведения.
Сроки проверки |
Выездная налоговая проверка |
Камеральная налоговая проверка |
Основной срок проверки |
В общем случае проверка проводится в течение двух месяцев. |
Проверка проводится в течение трех месяцев со дня получения налоговой декларации (расчета). |
Дополнительный срок проверки |
Срок может быть продлен до четырех или шести месяцев. Основаниями для продления срока являются следующие факторы (приложение №4 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 г. №ММВ-7-2/189@): -полученная информация от правоохранительных органов (нарушение налогообложения); -наличие более четырех филиалов (+4 месяца), 10 и более подразделений (+6 месяцев); -большой объем документов, количество подразделений, сложность технологического процесса. |
Не предусмотрен |
Право приостановки проверки |
Руководитель налогового органа вправе приостановить проверку по определенным причинам, указанным в п.9 ст.89 НК РФ (например, необходимость истребования документов у контрагентов, проведения экспертиз). Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. |
Не предусмотрено |
Встречные проверки налоговых органов
Встречные проверки к видам проверок не относятся. Под этим определением скрывается право требовать представления документов о налогоплательщике или конкретной сделке у контрагентов в порядке ст. 93.1 НК РФ.
Проводящее проверку уполномоченное лицо обращается к налоговому органу по месту учета контрагента с поручением об истребовании документов. Запрошенная информация представляется налогоплательщиком в свою инспекцию на основании копии поручения и выставленного на его основе требования.
НК РФ не содержит закрытого перечня документов, которые могут быть истребованы при проведении контрольных мероприятий. Проверяемому лицу необходимо самостоятельно анализировать объем запрошенных данных на предмет их соответствия поручению и требованию.
Документы представляются в срок не позднее 5 рабочих дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). В случае отсутствия информации либо необходимости в большем времени на изготовление копий документов налогоплательщику необходимо известить об этом налоговый орган под угрозой применения ответственности по ст. 126 НК РФ.
Поскольку встречка является одним из способов контроля, количество запросов о деятельности контрагентов ничем не ограничено.
Что такое камеральная налоговая проверка? Что проверяет налоговая при таком виде проверки?
Камеральная проверка с точки зрения налогового права – это форма контроля, направление на соблюдение налогоплательщиком установленных правил и норм в отношении налогов, сборов и обязательных платежей, проводимая на основании документального изучения информации (подобное определение размещено на официальном сайте ФНС).
Это значит, что проверяются документы, которые есть в инспекции, а не те бумаги, которые находятся на самом предприятии.
Если говорить простыми словами, то камеральная налоговая проверка – это ревизия тех деклараций и иных налоговых документов, которые вы подали в ФНС. Как-только вы сдали декларацию (не важно, в онлайн или оффлайн формате), проверка уже началась.
Что примечательно, что камеральная налоговая проверка может проводится в отношении любых налогоплательщиков:
- физических лиц, то есть граждан РФ. Например, человек подал документы на получение налогового вычета при оплате обучения своего ребенка, при покупке квартиры или т.п.;
- ИП и самозанятого, систематически подающего отчет в орган контроля;
- юридических лиц, работающих на любых системах налогообложения и с любой штатной численностью персонала.
Трудно представить, как ФНС может провести выездную плановую или внеплановую проверку в отношение обычного гражданина РФ. В 99% — такое невозможно. Только если физическое лицо ведет коммерческую деятельность и уклоняется от уплаты налогов.
Основные виды налоговых проверок: камеральные, выездные, встречные и повторные
Налоговая проверка – совокупность действий налогового органа по отслеживанию документальной, фактической законности расчета, удержания и выплаты налогов и сборов налогоплательщиками. Вышеупомянутая инстанция имеет право осуществлять контроль над компаниями с любой организационно-правовой формой, составом учредителей, формой собственности, ведомственной подчиненностью и т.д.
Определение необходимости всех видов налоговой проверки связано с несколькими причинами:
- Нормативные налоговые акты учета в некоторых случаях не согласовываются с правилами бухгалтерского учета.
- Частный бизнес развивается без создания юридического лица. Его собственники скрываются от налогообложения или подают документы с заниженными данными по доходам, таким образом, платят меньше. Это связано со сложностью отслеживания их работы из-за мобильности таких лиц и постоянной смены их местонахождения.
- Нестабильность, несовершенство законов в области налогообложения ведут к неоднозначности понимания законодательных актов управленцами и главными бухгалтерами организаций.
- Предприниматели преднамеренно уходят от уплаты налогов или занижают налоговую базу, то есть налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, имущество организаций.
Если налоговый период уже проверен, осуществление повторных мероприятий невозможно, кроме тех ситуаций, при которых рассмотрение дублируется из-за реорганизации либо ликвидации предприятия. Также вышестоящие налоговые органы проводят ее как контрольные действия над функционированием самой проверяющей организации.
Под рассмотрение попадают максимум три календарных года работы компании до года проверки. Отметим, что рассматривать текущий календарный год разрешается. Первым обязательным этапом подобных мероприятий считается вручение руководителю рассматриваемой компании решения о начале данной проверки.
Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок:
- Камеральная.
- Встречная.
- Выездная.
- Повторная.