Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Временная утрата трудоспособности: проведение экспертизы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Освидетельствование с целью установления инвалидности проводится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (бюро МСЭ) на основании заявления гражданина (его законного представителя) и направления учреждения здравоохранения, либо органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, либо органа социальной защиты населения.
О порядке и условиях установления инвалидности гражданам и степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим
Освидетельствование проводится в бюро МСЭ по месту жительства (пребывания). Освидетельствование может быть проведено на дому или заочно в случае невозможности гражданина явиться в бюро МСЭ по состоянию здоровья, что подтверждается заключением учреждения здравоохранения.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ и «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95, основанием для признания лица инвалидом является сочетание трех условий:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается 1, 2 или 3 группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид».
Гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и индивидуальная программа реабилитации инвалида. Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдаётся справка о результатах проведения медико-социальной экспертизы в день подачи заявления.
Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро или в главное бюро (450006, г. Уфа, Бульвар Ибрагимова, 61). Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро либо в Федеральное бюро (127486, г. Москва, ул. Сусанина, 3). Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы гражданином (его законным представителем) в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Освидетельствование лица, получившего повреждение здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (пострадавший), проводится в бюро МСЭ на основании заявления работодателя (страхователя), страховщика, получателя государственной услуги (его представителя) либо определения суда о проведении медико-социальной экспертизы для определения степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах). Так же необходимы такие документы, как акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании; заключение органа государственной экспертизы труда о характере и условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.
При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшему выдается справка о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности, а при выявлении нуждаемости в мерах реабилитации – программа реабилитации пострадавшего (ПРП).
Порядок обжалования экспертного решения бюро об установлении или отказе в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности аналогичен порядку обжалования решения по установлению инвалидности.
Программа реабилитации пострадавшего от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания
Застрахованный обязан выполнять рекомендации по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (далее – ПРП), проходить медицинские освидетельствования и переосвидетельствования в установленные учреждениями медико-социальной экспертизы сроки, а также по направлению страховщика (пункт 2.3 ст.16 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях»).
Заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации составляется с учетом потенциальных возможностей и способностей пострадавшего осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (пункт 21 «Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789.
Форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания утверждена постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.07.2001 № 56.
ИНФОРМАЦИЯ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ ПРИЗНАНИЯ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ
1 июля 2022 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. № 588, утверждающее Правила признания лица инвалидом (далее –Правила).
Обращаем внимание, с вступлением в действие Правил с 1 июля 2022 года прекращает свое действие Временный порядок признания лица инвалидом, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 1697, предусматривающий автоматическое продление инвалидности.
Гражданам, у которых срок переосвидетельствования установлен после 1 июля 2022 года, установление группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид») и/или процентов утраты профессиональной трудоспособности будет осуществляться на основании направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией по форме 088/у.
Обращаем внимание, что в соответствии с Правилами решение об установлении инвалидности (категории ребенок-инвалид) будет приниматься преимущественно заочно, без личного присутствия гражданина на основании документов, выданных медицинскими организациями, за исключением ряда случаев, в том числе выбора гражданином формы проведения медико-социальной экспертизы с личным присутствием (очно).
Правила предусматривают сохранение ранее действовавших норм, а также введение ряда новых существенных положений, таких как:
- возможность выбора гражданином формы проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ) – с личным присутствием (очно) или без личного присутствия (заочно);
- введение единого согласия гражданина на направление и проведение МСЭ, которое оформляется гражданином в медицинской организации;
- возможность проведения освидетельствования в дистанционной форме с применением информационных технологий (с 1 июня 2023 года);
- проведение заочной экспертизы с ограниченным доступом к персональным данным гражданина (с 1 января 2024 года).
Из Правил исключены положения, предусматривающие возможность гражданина самостоятельно обращаться в бюро МСЭ в случае отказа медицинской организации в направлении его на экспертизу, и направление гражданина на МСЭ органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Одновременно, в целях сохранения прав граждан на получение объективного заключения о необходимости направления на медико-социальную экспертизу, Правила содержат положения, о том, что в случае отказа медицинской организации в направлении гражданина на медико-социальную экспертизу ему выдается заключение врачебной комиссии соответствующей медицинской организации, и гражданин (его законный или уполномоченный представитель) вправе подать жалобу на такое решение медицинской организации в орган, осуществляющий в отношении указанной медицинской организации функции учредителя, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, если медицинская организация относится к государственной, муниципальной и частной системам здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации и в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, если медицинская организация относится к системе здравоохранения федерального уровня.
Предполагается, что основная доля экспертиз будет проводиться в заочной форме при условии получения качественно оформленных направительных документов из медицинских организаций.
Правовое регулирование проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Регулирование экспертизы нетрудоспособности прописано в федеральном законе “Об охране здоровья граждан”. Закон под номером 323 принят в 2011 году, об ЭВН говорится в 59 статье.
Основной документ — больничный, или лист нетрудоспособности. Форма и порядок выдачи больничного установлены на законодательном уровне. Больничный дает человеку право получить официальное освобождение от выполнения рабочих обязанностей, а в последующем — денежной компенсации.
Важно! Право на выдачу больничного имеет только медицинский работник — врач, фельдшер или акушерка. Врач может выдавать освобождение от работы сроком не более 15 дней, остальные специалисты — на 10 дней. Не выдают больничные медсестры, работники скорой помощи, станций переливания крови, санаториев.
ЭВН организуют в медицинских учреждениях со штатом не менее 15 человек. В состав врачебной комиссии входит заместитель главного врача по ЭВН, заведующий отделением и лечащий врач.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» МСЭ – это признание лица инвалидом и установление потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
МСЭ осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95, на МСЭ могут направить:
-
любая медицинская организация;
-
ПФ РФ;
-
орган соцзащиты населения.
Направление на МСЭ осуществляется с письменного согласия гражданина, форма которого утверждена Приказом Минздрава России от 02.02.2021 № 39н.
Медицинская организация направляет гражданина на МСЭ после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
МСЭ проводится согласно п. 20, 23 Правил признания лица инвалидом и п. 59 Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от 30.12.2020 № 979н. МСЭ может проводиться:
-
в бюро МСЭ по месту жительства (месту пребывания) гражданина, по месту нахождения пенсионного дела, если гражданин выехал на постоянное жительство за пределы РФ;
-
на дому, если гражданин не может явиться в бюро МСЭ по состоянию здоровья (при наличии заключения врачебной комиссии медицинской организации);
-
в медицинской организации, оказывающей помощь в стационарных условиях;
-
в организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме;
-
в исправительном учреждении;
-
заочно (например, в случае отсутствия положительных результатов проведенных в отношении инвалида реабилитационных или абилитационных мероприятий).
Приложение. Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности
1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения экспертизы временной нетрудоспособности.
2. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится в целях определения способности гражданина осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода гражданина по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу*(1).
3. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, долечиванием в санаторно-курортных организациях, при необходимости ухода за больным членом семьи, в связи с карантином, на время протезирования в стационарных условиях, в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка.
4. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по экспертизе временной нетрудоспособности (далее — медицинские организации).
5. Экспертиза временной нетрудоспособности осуществляется:
1) лечащим врачом;
2) фельдшером в случаях возложения на него отдельных функций лечащего врача*(1);
3) зубным врачом при стоматологических заболеваниях в случае отсутствия в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, или ее структурном подразделении врача-стоматолога;
4) врачебной комиссией медицинской организации в случае, предусмотренном подпунктом 6 пункта 7 настоящего Порядка.
6. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится в день обращения гражданина в медицинскую организацию по основаниям, указанным в пункте 3 настоящего Порядка лечащим врачом (фельдшером, зубным врачом) гражданина (больного члена семьи гражданина).
7. При проведении экспертизы временной нетрудоспособности лечащий врач (фельдшер, зубной врач):
1) устанавливает диагноз заболевания и степень функциональных нарушений органов и систем, наличие осложнений и степень их тяжести на основании сбора анамнеза и жалоб, внешнего осмотра гражданина;
2) рекомендует прохождение профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, определяет режим лечения, назначает исследования и консультации врачей-специалистов;
3) определяет сроки временной нетрудоспособности в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности»*(2) (далее — приказ Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. N 624н);
4) отражает в медицинской документации гражданина сведения о:
состоянии здоровья гражданина, в отношении которого проводится экспертиза временной нетрудоспособности, с обоснованием необходимости временного освобождения от работы;
характере и условиях труда, социальных факторах или обосновании закрытия листка нетрудоспособности при восстановлении трудоспособности;
выданном листке нетрудоспособности;
5) анализирует причины заболеваемости с временной утратой трудоспособности и первичного выхода на инвалидность, принимает участие в разработке и реализации мероприятий по их снижению;
6) при необходимости продления листка нетрудоспособности свыше срока, установленного действующим законодательством, в течение которого лечащий врач (фельдшер, зубной врач) вправе единолично выдать листок нетрудоспособности, направляет гражданина для решения вопроса о временной нетрудоспособности на экспертизу временной нетрудоспособности, проводимую врачебной комиссией медицинской организации.
8. При проведении экспертизы временной нетрудоспособности в случае, предусмотренном подпунктом 6 пункта 7 настоящего Порядка, врачебная комиссия медицинской организации помимо мероприятий, указанных в подпункте 5 пункта 7 настоящего Порядка:
1) оценивает эффективность назначенных врачом (фельдшером, зубным врачом) профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий;
2) продлевает сроки временной нетрудоспособности в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. N 624н;
3) отражает в протоколе решение, принятое по результатам экспертизы временной нетрудоспособности гражданина в соответствии с целями, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, а также, помимо сведений, предусмотренных Порядком создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»*(3), сведения о состоянии здоровья гражданина, в отношении которого проводилась экспертиза временной нетрудоспособности, и обоснование принятого решения.
9. По результатам проведенной экспертизы временной нетрудоспособности в случае принятия решения о временной неспособности гражданина осуществлять трудовую деятельность ему выдается листок нетрудоспособности по форме, в порядке и сроки, установленные приказами Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. N 624н и от 26 апреля 2011 г. N 347н «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности»*(4).
*(1) Статья 59 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165).
2. Инструкция устанавливает общие организационные и методические принципы контроля за проведением экспертизы временной нетрудоспособности и обоснованностью выдачи листков нетрудоспособности в лечебно — профилактических учреждениях, независимо от их организационно — правовой формы и ведомственной подчиненности, а также у лиц, занимающихся частной медицинской практикой.
3. Функции контроля за состоянием экспертизы временной нетрудоспособности осуществляются:
при ведомственном контроле — должностными лицами территориальных органов управления и учреждений здравоохранения, обеспечивающими различные уровни экспертизы временной нетрудоспособности с учетом вынесенного решения экспертов предыдущего уровня, при вневедомственном (межведомственном) контроле — специалистами исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту — Фонда) совместно с территориальными органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения с привлечением, при необходимости, представителей лицензионно-аккредитационных комиссий, страховых медицинских организаций, территориальных фондов обязательного медицинского страхования (в случае выполнения ими функций страховщика), профессиональных медицинских ассоциаций, учреждений высшего профессионального образования, научно-исследовательских институтов, других учреждений здравоохранения и независимых экспертов в пределах их компетенции.
4. Порядок осуществления ведомственного контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности:
4.1. Плановый контроль осуществляется клинико-экспертными комиссиями и (или) заместителями руководителей по клинико — экспертной работе лечебно — профилактических учреждений не реже одного раза в квартал, выборочно по работе отдельных врачей — специалистов либо по профилям оказания медицинской помощи. При этом осуществляется анализ не менее 30 — 50 медицинских карт амбулаторных или стационарных больных из числа случаев временной нетрудоспособности у проверяемого врача или подразделения.
При проведении плановых проверок применяется статистический метод «случайной» выборки и оцениваются:
— качество проведения и эффективность лечебно-диагностических мероприятий;
— своевременность привлечения к лечению необходимых специалистов, проведения консилиумов, применение возможных стационарозамещающих лечебных технологий, направления на госпитализацию;
— интенсивность лечебно-диагностического процесса;
— адекватность затраченных средств на лечение пациента достигнутому результату;
— обоснованность выдачи листка нетрудоспособности.
При необходимости к проведению плановых проверок могут привлекаться другие специалисты, отвечающие установленным требованиям.
По результатам проведенных проверок готовится информационный материал с указанием выявленных недостатков, рекомендациями по их устранению и доводится до сведения проверяемых и руководителей лечебно-профилактических учреждений.
4.2. Плановый контроль за состоянием экспертизы временной нетрудоспособности осуществляется также клинико-экспертными комиссиями муниципальных органов управления здравоохранением или субъектов Российской Федерации не реже одного раза в три года. При осуществлении проверок оценивается состояние и постановка экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно — профилактических учреждениях и деятельность в этом направлении отдельных специалистов, заместителей руководителей по клинико-экспертной работе (или лиц, их заменяющих), клинико-экспертных комиссий лечебно-профилактических учреждений. Объем проводимых экспертиз определяется на региональном уровне.
4.2.1. Для оценки состояния работы членам комиссии должны быть представлены следующие документы:
— лицензия на право проведения экспертизы временной нетрудоспособности;
— приказы руководителя проверяемого лечебно — профилактического учреждения, регламентирующие данный раздел работы;
— при наличии работников со средним медицинским образованием, имеющих право выдачи листков нетрудоспособности, — решение местных органов управления здравоохранением, с указанием причин данного решения и сроков выдачи листков нетрудоспособности;
— наличие нормативной правовой документации по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и контроля качества медицинской помощи, вопросам медико-социальной экспертизы;
— сведения о повышении квалификации лиц, ответственных за работу по экспертизе временной нетрудоспособности, и лечащих врачей лечебно-профилактических учреждений;
— документация, имеющаяся в лечебно — профилактическом учреждении по данному разделу работы.
4.2.2. К данной работе могут также привлекаться специалисты — эксперты по профилям оказания медицинской помощи, отвечающие установленным требованиям.
4.2.3. Результаты проверки должны быть доведены до сведения проверяемых, территориальных органов управления здравоохранением и исполнительных органов Фонда.
4.3. Внеплановый контроль осуществляется:
— в связи с письменными запросами исполнительных органов Фонда, страхователей (работодателей), граждан по обоснованности выдачи, продления или оформления листков нетрудоспособности, предъявленных к оплате;
— при возникновении конфликтных ситуаций по экспертизе временной нетрудоспособности и своевременности направления больных в учреждения медико-социальной экспертизы.
5. Порядок осуществления вневедомственного (межведомственного) контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
5.1. Плановый контроль осуществляется в соответствии с планом — графиком, утвержденным совместным приказом (распоряжением) регионального отделения Фонда и территориального органа управления здравоохранением, не реже одного раза в пять лет в каждом лечебно-профилактическом учреждении, имеющем лицензию на проведение экспертизы временной нетрудоспособности, независимо от его организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности.
5.1.1. Количество проверяемой медицинской документации для каждого проверяемого лечебно-профилактического учреждения устанавливается совместным решением территориального органа управления здравоохранением и регионального отделения Фонда. При этом оценивается:
— организация и состояние экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях, деятельность в этом направлении клинико-экспертных комиссий и лиц, занимающихся частной медицинской практикой;
— подтверждение случая временной нетрудоспособности записью, обосновывающей временное освобождение от работы;
— соответствие порядка организации экспертизы временной нетрудоспособности действующим нормативным правовым актам;
— соблюдение установленных правил выдачи, продления, оформления, учета и хранения листков нетрудоспособности.
5.1.2. Для оценки работы проверяющим должны быть представлены следующие документы:
— лицензия на право проведения экспертизы временной нетрудоспособности;
— приказы руководителя лечебно-профилактического учреждения, регламентирующие данный раздел работы;
— нормативные правовые документы по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и вопросам медико-социальной экспертизы;
— при наличии работников со средним медицинским образованием, имеющих право выдачи листков нетрудоспособности, — решение местных органов управления здравоохранением, с указанием причин данного решения и сроков выдачи листков нетрудоспособности;
— книга регистрации листков нетрудоспособности (форма 036-У);
— книга записей заключений клинико — экспертной комиссии (форма 035-У);
— отчеты по форме 16-ВН;
— книги учета и использования бланков листков нетрудоспособности;
— документы по работе с испорченными и невостребованными бланками листков нетрудоспособности и акты по их уничтожению, акты комиссий по уничтожению корешков листков нетрудоспособности;
— медицинские карты амбулаторных и стационарных больных.
5.1.3. Экспертному контролю подлежат следующие случаи временной нетрудоспособности:
— превышающие длительность ориентировочных сроков на 30% и более, а также значительно короче этих сроков;
— несвоевременного представления больных на клинико-экспертную комиссию;
— закончившиеся выходом на инвалидность;
— с несвоевременным направлением больных в учреждения медико-социальной экспертизы.
Документы, удостоверяющие факт неработоспособности
Доказательством временной нетрудоспособности служит правильно заполненный лист нетрудоспособности (больничный лист), в некоторых случаях справки по установленной Министерством Здравоохранения РФ форме — для школьников, студентов и пр. (о том, как выглядит больничный лист и каков порядок его заполнения, читайте тут).
В случае установления факта нетрудоспособности больничный лист выдает медицинское учреждение, которое проводило экспертизу, следующим категориям работников:
- гражданам РФ, гражданам иностранных государств, а также лицам без гражданства, беженцам и вынужденным переселенцам, которые трудоустроены по ТД на предприятиях, в учреждениях и организациях РФ;
- гражданам, нетрудоспособность которых наступила в течение месяца после увольнения с работы;
- безработным гражданам, которые состоят на учете в территориальных ЦЗН;
- военнослужащим, которые были удалены с военной службы из ВС РФ, в случае наступления нетрудоспособности в течение месяца после увольнения.
Нормативно-правовая база ЭВН
Среди других правовых актов, составляющих нормативную базу, следующие:
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 27.12.2018)»Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 27.12.2018)»Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
- Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 08.12.2016)»О лицензировании медицинской деятельности».
- Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1345н «Об утверждении Порядка осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности» (каков порядок открытия больничных листов?)
- Инструкции и письма Министерства здравоохранения и Фонда Социального страхования РФ.
Что такое экспертиза нетрудоспособности
Если человек заболевает или получает травму, ему приходится обращаться к врачу. Доктор не только поможет организовать лечение, но и оформит больничный лист, если это необходимо.
Не всякое заболевание означает нетрудоспособность, а только то, которое препятствует выполнению профессиональных обязанностей. Принимая решение о выдаче больничного листа доктор должен оценить следующее:
- состояние здоровья пациента;
- его способность выполнять свою работу.
Мнение эксперта
Костенко Тамара Павловна
Адвокат с 10-летним стажем. Автор множества статей, преподаватель Права
Например, если человек охрип, то это делает певца нетрудоспособным. Однако, если речь идёт о бухгалтере, то в этом случае его способность выполнять свою работу не пострадает.
Проведение такой экспертизы способствует излечению пациента, снижает риск возникновения осложнений, не дает болезни перейти в хроническую форму. При принятии решения врач или комиссия должны определить, идет ли речь о полной или частичной нетрудоспособности, она является стойкой или носит временный характер. При этом исходят из следующего:
- Временная нетрудоспособность наступает вследствие заболевания или травмы. Она препятствует выполнению обычных трудовых обязанностей на протяжении ограниченного промежутка времени.
- Частичная нетрудоспособность препятствует выполнению своих прямых трудовых обязанностей, но позволяет выполнять другие. Например, при этом может идти речь об облегченных условиях работы.
- Полная означает невозможность выполнения любых трудовых обязанностей.
Рассматривается не только состояние больного, но и делаются выводы о причинах заболевания. При этом важно определить оптимальные способы и перспективы лечения.
Если речь идёт о стойких нарушениях, то этот вопрос рассматривается экспертизой медико-социальной комиссией. При этом важно тщательно и всесторонне изучить причины инвалидности, определить, сможет ли пациент в дальнейшем выполнять трудовые обязанности и какие именно.
Обследование происходит с учетом критериев, изложенных в медицинских нормативных документах. В результате пациенту выдается заключение об инвалидности соответствующей категории.
Условия признания лица инвалидом
Действующее законодательство не содержит перечня заболеваний, при которых должна устанавливаться инвалидность, поэтому в каждом случае вопрос решается индивидуально, исходя из комплексной оценки состояния организма – изучаются не только представленные медицинские документы, но также анализируются социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические данные гражданина.
Основные условия признания гражданина инвалидом закреплены в п. 5 вышеуказанного Постановления:
- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
- необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Бессрочная инвалидность
Основания для установления бессрочной инвалидности указаны в п.13 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, – категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет:
- не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению;
- не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам);
- не позднее 6 лет после первичного установления категории «ребенок-инвалид» в случае рецидивирующего или осложненного течения злокачественного новообразования у детей, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза, а также в случае присоединения других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования.
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории «ребенок-инвалид») по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину организацией, оказывающей ему лечебно-профилактическую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных мероприятий.
О врачебной комиссии при проведении ЭВН
К сожалению, Минздрав России в новом порядке о проведении ЭВН обозначил лишь только одни случай, при котором экспертиза временной нетрудоспособности проводится врачебной комиссией. Между тем, Порядком № 624н перечень случаев, при которых листок нетрудоспособности выдается врачебной комиссией, достаточно обширен и никак не связан только с продлением срока листка нетрудоспособности. К таким случаям относятся: направление медицинскими организациями и органами управления здравоохранения субъектов РФ граждан на лечение в клиники научно – исследовательских учреждений (институтов) курортологии, физиотерапии реабилитации, санаторно – курортные учреждения (пункт 25 Порядка № 624н), при выдаче листка нетрудоспособности лицам, пострадавшим от тяжелых несчастных случаев на производстве, направленным на санаторно – курортное лечение в период временной нетрудоспособности (до направления на МСЭ) (пункт 32 Порядка № 624н) и другие.
Гинекологических заболеваниях и травмах
33. При заболеваниях и травмах лечащий врач выдает листок нетрудоспособности в течение всего времени до восстановления трудоспособности или установления инвалидности медико-социальной экспертной комиссией.
34. При туберкулезных, психических и венерических заболеваниях листок нетрудоспособности выдается врачами соответствующих специализированных организаций (отделений, кабинетов). При обращении больных с этим заболеванием в лечебно-профилактические организации широкого профиля врач может выдавать листки нетрудоспособности на срок до 5 дней, затем обязан направить больного в специализированную организацию (отделение, кабинет).
35. Там, где нет специализированных организаций (отделений, кабинетов), листки нетрудоспособности при указанных заболеваниях выдаются врачами общей лечебно-профилактической сети.
36. В случаях добровольного обращения пациентов за стационарной помощью по поводу зависимости от психо-активных веществ, включая оказание неотложной помощи (алкогольные и другие виды интоксикационных психозов), листки нетрудоспособности выдаются.
37. В случае получения производственных травм или при заболеваниях лицом, находящимся в состоянии опьянения, листки нетрудоспособности не выдаются. В этих случаях лечебно-профилактическими организациями выдается справка установленного образца (форма 094 у).
38. Длительно болеющие лица направляются на освидетельствование в территориальные медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК) через 120 дней со дня наступления нетрудоспособности или через 150 дней суммарной нетрудоспособности в течение последних 12 месяцев при повторных заболеваниях одной и той же болезнью. Более раннее направление на медико-социальную экспертную комиссию допускается в случае бесспорности наступления у больного стойкой нетрудоспособности и в случаях выявления профзаболевания.
39. Больные, временно утратившие трудоспособность вследствие заболевания туберкулезом, впервые направляются на медико-социальную экспертизу лиц с ограниченными возможностями здоровья через 180 дней со дня наступления нетрудоспособности при деструктивных формах легочного, костного туберкулеза, туберкулеза центральной нервной системы, не позднее 300 дней — при других формах туберкулеза.
Лица, с рецидивом туберкулеза имеют право на листок нетрудоспособности, длительность которого в общей сложности составляет до 12 месяцев со времени наступления нетрудоспособности. Продление листка нетрудоспособности сверх указанного срока или установления стойкой нетрудоспособности осуществляется медико-социальной экспертной комиссией.
40. Если по заключению центра медико-социальной экспертизы лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют основания для признания больного лицом с ограниченными возможностями здоровья, и он продолжает быть временно нетрудоспособным, то листок нетрудоспособности подлежит продлению при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе, эффективности проводимого лечения, по решению медико-социальной экспертной комиссии, до полного восстановления трудоспособности на срок не более 8 месяцев (по общей продолжительности). В отдельных случаях (травмы, состояния после реконструктивных операций) — до 12 месяцев.
41. Врачебно-консультативная комиссия, или при ее отсутствии лечащий врач, с утверждения руководителя данной медицинской организации, может назначить нетрудоспособному лицу вследствие заболевания туберкулезом или профессиональной болезнью временный перевод на другую работу, с выдачей листка нетрудоспособности на срок не более 60 календарных дней. Такой перевод назначается, если больной нетрудоспособен по своей обычной работе, но может без ущерба для работы и без нарушения нормального хода лечения выполнять другую работу. При этом в листке нетрудоспособности делается отметка о назначенном переводе за подписью руководителя медицинской организации. В случае необходимости перевода работающего лица на другую работу по состоянию здоровья в связи с прочими заболеваниями (не указанными в настоящем пункте), листок нетрудоспособности не выдается, а выдается заключение медико-социальной экспертной комиссии.
42. В случае обращения больного в организации службы скорой и неотложной медицинской помощи (станция, отделение, пункт центра семейной медицины) в дневное время, медицинский персонал данной службы, оказав неотложную помощь, направляет его в группу семейных врачей, далее группа семейных врачей или центр семейной медицины по месту приписки — на прием к врачу или на стационарное лечение. В случае обращения в отделение, пункт скорой медицинской помощи в вечернее или ночное время, когда в группе семейных врачей или центре семейной медицины нет приема, дежурный медицинский персонал службы скорой и неотложной медицинской помощи, оказав неотложную помощь, или госпитализирует, или предлагает нетрудоспособному лицу явиться на следующий день к врачу в группу семейных врачей или центр семейной медицины, в случае надобности — вызвать врача на дом. При этом он выдает справку, указывая час освобождения от работы, характер заболевания или травмы. Врач группы семейных врачей, центра семейных врачей, признавая гражданина нетрудоспособным, выдает ему листок нетрудоспособности с момента, указанного в справке, если не признает — листок нетрудоспособности не выдается, в направлении (посыльном листке) делается отметка о времени его посещения.
43. В лечебных организациях, где функционируют дневные стационары, листки нетрудоспособности выдаются как при амбулаторном лечении.
44. При лечении в стационаре листок нетрудоспособности выдается лечащим врачом с утверждения заведующего отделением на весь период стационарного лечения.
При выписке из стационара и необходимости продолжения лечения в амбулаторных условиях продление листка нетрудоспособности производится лечащим врачом стационара с утверждения заведующего отделением до срока, назначенного для явки в группу семейных врачей и центр семейных врачей — до 3 дней, для иногородних — с учетом дней проезда к месту жительства.
45. Лицам, у которых одновременно возникли два и более случая (вида) временной нетрудоспособности, выдается только один листок нетрудоспособности.
46. При временной нетрудоспособности в период ежегодных оплачиваемых основных и дополнительных отпусков листок нетрудоспособности выдается в установленном порядке.
47. Гражданам, обратившимся за медицинской помощью в конце рабочего дня, листок нетрудоспособности, при их согласии, выдается со следующего календарного дня.
48. Для специального лечения в другом городе листок нетрудоспособности выдается врачебно-консультативной комиссией (а если ее нет, то лечащим врачом совместно с главным врачом).
49. При временной нетрудоспособности женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, или лицам, осуществляющим уход за ребенком, работающим на условиях неполного рабочего дня или на дому, листок нетрудоспособности выдается на общих основаниях в установленном порядке.
Что такое медицинская экспертиза временной нетрудоспособности
Медицинская экспертиза временной нетрудоспособности представляет собой процесс, задачей которого является установление факта нетрудоспособности сотрудника. Это исследование, организованное по установленным нормам. Мед. экспертиза проводится ради:
- определения текущего состояния здоровья сотрудника;
- проверки влияния текущего состояния на возможность осуществления должностных обязанностей;
- определение связи между здоровьем сотрудника и некоторыми факторами.
Это основные задачи экспертизы, но она также назначается и для осуществления более узких целей:
- направление пациента на медико-социальную экспертизу, если предполагается стойкая потеря работоспособности (т.е. встает необходимость определения инвалидной группы);
- рекомендации о смене рода деятельности или переводе на иную должность;
- наблюдение за лечением пациента до восстановления работоспособности;
- определение наиболее действенных способов и методов лечения;
- продление больничного и первоначальное установление срока действия листка нетрудоспособности;
- оформление бумаг (листка нетрудоспособности);
- установление факта невозможности для пациента выйти на работу.
Ответы на распространенные вопросы о том, как проходит медицинская экспертиза временной нетрудоспособности
Вопрос №1: Клинико-экспертная экспертиза показала, что необходимо обследовать работника на уровне медико-социальной экспертизы для установления инвалидности. Означает ли это, что придется расторгнуть трудовые отношения с сотрудником?
Ответ: Если МСЭК определит III группу инвалидности, сотрудника придется перевести на легкую работу, которая не ухудшает состояние его здоровья. Если таковой нет, придется уволить человека. I и II инвалидные группы не позволяют осуществлять трудовую деятельность.
Вопрос №2: Сотрудник стал инвалидом 2 группы по причине производственной травмы. Работодатель уволил его без выплаты каких-либо компенсаций.
Ответ: Инвалидность, наступившая по причине производственной травмы, считается приобретенной по вине работодателя, а потому помимо положенной инвалидам социальной пенсии он вправе получать пособие по нетрудоспособности от бывшего нанимателя.