Что такое публичный договор на оказание услуг

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое публичный договор на оказание услуг». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (п. 1 ст. 426 ГК РФ).

Условия публичного договора

Чтобы договор был признан публичным, он должен удовлетворять совокупности признаков таких договоров.

Такими признаками являются:

  • состав субъектов договора, ограниченный только коммерческим предприятием–продавцом и покупателем–потребителем товаров, работ или услуг;

  • коммерческое предприятие предоставляет свои услуги и осуществляет свою деятельность в отношении любого физического или юридического лица, обратившегося к ней в качестве покупателя;

  • установление единой стоимости товаров, работ или услуг для каждого покупателя.

Преимущества публичного договора для потребителя

Преимущества публичного договора для потребителя заключаются в следующем.

Во-первых, потребителю не могут отказать в заключении договора.

Во – вторых, цены на товары, работы и услуги в публичном договоре устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Из пункта 2 ст.426 ГК следует, что цена может быть снижена (предоставлены льготы) для отдельных категорий потребителей (участники войны, многодетные матери). Нарушение требования о цене договора закон признает недействительным (ничтожным) условием публичного договора.

Кроме этого, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора коммерческая организация обязана возместить потребителю убытки, возникшие у него при необоснованном отказе от заключения договора. Не исключается и возмещение морального вреда.

Что такое публичный договор на оказание услуг

15. Публичным признается договор, который заключается лицом, обязанным по характеру деятельности продавать товары, выполнять работы, оказывать услуги в отношении каждого, кто к нему обратится, например договоры в сфере розничной торговли, перевозки транспортом общего пользования, оказания услуг связи, энергоснабжения, медицинского, гостиничного обслуживания (пункт 1 статьи 426 ГК РФ).

К публичным договорам относятся также иные договоры, прямо названные в законе в качестве таковых, например договор бытового подряда (пункт 2 статьи 730 ГК РФ), договор водоснабжения (часть 3 статьи 13 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств (абзац восьмой статьи 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

К публичным договорам не относятся, в частности, кредитный договор (пункт 1 статьи 819 ГК РФ) и договор добровольного имущественного страхования (пункт 1 статьи 927 ГК РФ).

16. К лицам, обязанным заключить публичный договор, исходя из положений пункта 1 статьи 426 ГК РФ относятся коммерческая организация, некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, а равно индивидуальный предприниматель, которые по характеру своей деятельности обязаны продавать товары, выполнять работы и/или оказывать услуги в отношении каждого, кто к ним обратится (потребителя).

Для целей применения статьи 426 ГК РФ потребителями признаются физические лица, на которых распространяется действие законодательства о защите прав потребителей, а также индивидуальные предприниматели, юридические лица различных организационно-правовых форм, например, потребителями по договору оказания услуг универсальной связи являются как физические, так и юридические лица (подпункт 30 статьи 2, статья 44 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи»).

17. В силу пункта 2 статьи 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг может различаться для потребителей разных категорий, например для учащихся, пенсионеров, многодетных семей. Категории потребителей могут быть установлены законом, иным правовым актом или определены лицом, обязанным заключить публичный договор, например правилами программы лояльности, исходя из объективных критериев, в том числе связанных с личными характеристиками потребителей, если названные критерии не противоречат закону.

Если категории потребителей определены лицом, обязанным заключить договор, то соответствующая информация должна быть доступна для потребителей, например размещена на официальном сайте такого лица.

18. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктом 2 статьи 426 ГК РФ, а также действующим в момент заключения публичного договора обязательным правилам, утвержденным Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, являются ничтожными в части, ухудшающей положение потребителей (пункты 4, 5 статьи 426 ГК РФ).

19. Изменение положений закона, правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункт 4 статьи 426 ГК РФ), после заключения публичного договора не влечет изменения условий договора, в частности, о порядке исполнения, сроках действия, существенных условиях, за исключением случаев, когда закон распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункты 1 и 2 статьи 422 ГК РФ).

21. По смыслу пункта 2 статьи 310, пункта 3 статьи 426, статьи 450.1 ГК РФ не связанный с нарушением со стороны потребителя односторонний отказ лица, обязанного заключить публичный договор, от исполнения публичного договора не допускается, в том числе в случаях, предусмотренных правилами об отдельных видах договоров, например статьей 782 ГК РФ.

Односторонний отказ от исполнения публичного договора, связанный с нарушением со стороны потребителя, допускается, если право на такой отказ предусмотрено законом для договоров данного вида, например пунктом 2 статьи 896 ГК РФ.

Если односторонний отказ от исполнения публичного договора совершен в нарушение указанных требований закона, то он не влечет юридических последствий, на которые был направлен.

Правила статьи 426 ГК РФ не ограничивают право потребителя на односторонний отказ от публичного договора в случае непредоставления или неполного предоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства (статья 328 ГК РФ) или при утрате кредитором вследствие просрочки должника интереса в получении исполнения (статья 405 ГК РФ).

22. Если при заключении публичного договора, сторонами которого являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в договор включено право на односторонний отказ от договора, такое право может быть предоставлено договором только той стороне, для которой заключение этого договора не было обязательным (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 310, статья 426 ГК РФ).

Особенности публичного договора

Сторонами публичного договора выступают коммерческая организация или индивидуальный предприниматель и лицо, которое отзовётся на предложение и станет клиентом, покупателем товаров или потребителем услуг. При этом специфика работы предпринимателей такова, что она может быть адресована неограниченному кругу лиц.

Законодатель приводит ориентировочный перечень видов деятельности, которые проводятся на базе публичного договора. Указываются услуги связи, перевозка общественным транспортом, розничная торговля. Этот список не является исчерпывающим. Имеется в виду, что публичность договора относится только к основному виду деятельности.

Читайте также:  Договор посуточной аренды квартиры

Так, компания, занимающаяся перевозками, по публичному договору обслуживает своих клиентов, но горючее и другие материалы, нужные для пополнения складских остатков, она закупает по обычному, поскольку её контрагентом в таком случае является конкретное юридическое лицо. По публичному договору водители заправляют автомобили на автозаправках, и при этом у них не спрашивают никаких документов, но лишь заливают горючее в обмен на деньги, а оферта исходит от владельца пункта заправки.

На индивидуальных предпринимателей все положения статьи распространяются так же, как и на организации.

Это верно в силу п. 3 ст. 23 ГК РФ, который распространяет все требования к юридическим лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, ещё и на тех участников делового оборота, кто делает тоже самое без образования юридического лица.

Неотъемлемой чертой публичного договора является то, что он накладывает на предпринимателей обязанность предоставлять свои услуги всем, кто к ним обратится, если для этого существует возможность. Исключения составляют лишь случаи, которые предусмотрены п. 4 ст. 786 ГК РФ. Это относится к перевозке пассажиров воздушным транспортом.

Законодательством предусмотрен специальный реестр для лиц, перевозка которых самолётами ограничена. Все остальные предприниматели должны оказывать свои услуги всем тем, кто намерен стать их клиентами. Это не означает, что не может возникнуть спорных ситуаций. К примеру, водитель маршрутного такси может отказаться от перевозки лица, которое имеет поклажу, способную причинить неудобства другим пассажирам или пытается провести с собой животное.

В таких случаях у того, кому отказали в перевозке, возникает возможность подать иск на перевозчика, поскольку формально он нарушил правила комментируемой статьи. Решение же суда будет зависеть от обстоятельств дела.

Конституционный суд РФ рассматривает положения ст. 426 ГК РФ в качестве направленных на создание равных условий для всех потребителей любых товаров и услуг и не усматривает в их наличии ущемления чьих-либо прав. Это становится ясным из определения по делу № 257-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трофимова Кирилла Тимофеевича на нарушение его конституционных прав статьей 426 и пунктом 2 статьи 834 ГК РФ».

Кроме этого статья призвана уравновесить участников гражданско-правового оборота, поскольку предприниматели обычно являются наиболее сильными игроками рынка, что делает их позиции более значимыми по отношению к клиентам. Некоторые ограничения в свободе заключать договоры уравновешивает возможности и создаёт условия стабильности гражданско-правового оборота.

Наиболее полно современное понимание ст. 426 ГК РФ раскрыто в постановлении пленума ВС РФ от 25.12.2018 г. № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ о заключении и толковании договора». Комментируемой статье посвящены п. п. 15 — 22 данного документа. Из него станет ясно, что одна из сторон вправе отказаться от исполнения условий публичного договора, если само заключение изначально не было для неё обязательным и при условии нарушений условий договора другой стороной, раскрываются и другие важные вопросы.

Сущность публичных договоров

Публичный договор — это правовая конструкция, которая имеет ряд специфических признаков. Во-первых, одной из сторон соответствующих контрактов выступает коммерческий субъект. Во-вторых, характер деятельности организации, выступающей в качестве субъекта правоотношений, должен выражаться в осуществлении продаж, оказании услуг или выполнении тех или иных работ. В-третьих, положения в договоре должны соответствовать следующим основным критериям:

  • отражать обязанность фирмы вступать в правоотношения (продавать товары, оказывать услуги) с любыми обратившимися лицами;
  • отражать обязанность компании брать одинаковую плату за одни и те же товары или услуги, поставляемые разным клиентам.

Компания, составившая публичный договор, также берет на себя ряд предусмотренных законом обязательств. В частности, касающихся недопустимости отказа в предоставлении услуг или поставке товаров, если на то нет объективных причин.

Отличие публичного договора от договора присоединения

Несмотря на то что рассматриваемые разновидности договоров имеют некоторую схожесть (в обоих случаях условия договора определяются одной из его сторон; вторая сторона при этом может только присоединиться к существующему соглашению), между ними существуют различия, которые не позволяют признать эти виды договоров идентичными.

Ключевым отличием публичного договора и договора присоединения является сторона, права которой ограничиваются заключаемым соглашением. В первом случае законодатель защищает законные права и интересы потребителей, лишая поставщика возможности отказать любому из них в заключении сделки. Во втором случае ограничиваются права сторон, присоединяющихся к существующему договору — они лишаются возможности внесения корректировок в готовый документ. Из обоих правил существуют исключения: в некоторых случаях поставщик может отказать потребителю, относящемуся к определенной категории, равно как и лица, присоединившиеся к существующему договору, могут оспорить его положения или выступить с инициативой о его расторжении.

Кроме того, в отличие от публичного договора в отношении договора присоединения законодатель не уточняет, какая именно сторона (поставщик или потребитель) определяет условия договора, а какая принимает их в неизменном виде.

Комментарий к статье 426 ГК РФ

1. Экономическое неравенство субъектов, участвующих в гражданском обороте, диктует необходимость законодательного обеспечения гарантий более слабых субъектов. С этой целью в гражданском праве государств, основанных на принципах рыночной экономики, содержатся нормы, которыми ограничивается право определенных — экономически сильных — субъектов отказаться от заключения договора. Таким образом, в данном случае происходит ограничение принципа свободы договора. Однако такое ограничение свободы договора следует признать необходимым и разумным. Договоры, в которых одна из сторон не вправе отказаться от заключения договора, получили наименование публичных.

2. Сформулированное в п. 1 определение публичного договора носит весьма общий характер и опирается на ряд признаков, которые получают интерпретацию в судебно-арбитражной практике. Так, одним из признаков публичного договора является его ограниченный субъектный состав. Публичный договор всегда связывает, с одной стороны, коммерческую организацию, а с другой — потребителя. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26 августа 2004 г. N А56-50544/03 указано, что УГИБДД не является коммерческой организацией, и, таким образом, на отношения между УГИБДД и организациями по поводу обеспечения бланками ПТС не могут быть распространены положения ГК, регулирующие вопросы заключения публичного договора.

3. Другим признаком публичного договора выступает характер деятельности той коммерческой организации, которая выполняет публично значимые услуги или работы. Из публичного характера деятельности коммерческой организации следует, что она обязана выполнить работы или оказать услуги каждому, кто к ней обратится. Законодатель указывает на примерный круг видов такой публично значимой деятельности (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования и т.д.), но оставляет соответствующий перечень открытым.

4. Еще одним признаком публичных договоров является то, что его условия одинаковы для всех обратившихся за услугами лиц, за исключением льгот, установленных законами или иными правовыми актами для отдельных категорий потребителей. Так, Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. N 490 (в ред. Постановления от 1 февраля 2005 г.) утверждены Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2153), в которых содержится перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании гостиничных услуг.

Читайте также:  Водителей в России предупредили о новых штрафах с начала осени

В качестве признака отношений, возникающих при заключении публичного договора, следует указать и на недопустимость отказа коммерческой организации от заключения этого договора. Впрочем, это правило не применяется, если у коммерческой организации отсутствует возможность предоставить потребителю соответствующие товары, выполнить для него работы или оказать услуги. В то же время потребитель не может быть понужден коммерческой организацией, осуществляющей публично значимую деятельность, к заключению договора. Это находит подтверждение в судебно-арбитражной практике (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 сентября 2004 г. N А21-10093/03-С2; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12 января 2005 г. N Ф04-9327/2004).

5. В Кодексе содержится указание на ряд публичных договоров: договор розничной купли-продажи (ст. 492 ГК), энергоснабжения (ст. 539 ГК), проката (ст. 626 ГК), бытового подряда (ст. 730 ГК), перевозки транспортом общего пользования (ст. 789 ГК), банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст. 834 ГК), складского хранения, заключаемого товарным складом общего пользования (ст. 908 ГК), хранения в ломбарде вещей, принадлежащих гражданину (ст. 919 ГК), и некоторые другие.

6. Необоснованное уклонение коммерческой организации от заключения публичного договора является основанием для того, чтобы другая сторона: 1) могла обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора; 2) была вправе взыскать все понесенные в связи с отказом убытки. Помимо того, потребитель вправе обратиться в суд не только с иском о понуждении к заключению договора, но и с требованием о рассмотрении разногласий по отдельным условиям публичного договора независимо от согласия на это коммерческой организации (п. 55 Постановления ВС и ВАС N 6/8).

7. В п. 4 оговорено право Правительства РФ и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Так, в соответствии с Законом о защите прав потребителей Правительство РФ вправе издавать для продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

8. Те условия публичного договора, которые не соответствуют требованиям, установленным в п. п. 2 и 4, ничтожны и, следовательно, не влекут каких-либо правовых последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью.

Список использованных источников

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. с изм. 30.12.2008 г. [Текст]: Российская газета, № 237, 25.12.1993

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть II) кодекс от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ : Собр. законодательства. Рос. Федерации. – 2007. — № 52 (часть 1). — Ст. 5496

Абрамова, Е.Н. Гражданское право. – М.: «Велби РГ-Пресс», 2016. – 1008 с.

Алексеев, С.С. Гражданское право. – М.: «Проспект Институт частного права», 2015. – 640 с.

Алексий, П.В. Гражданское право. – М.: «Юнити», 2015. – 911 с.

Венедиктов, А.В. Избранные труды по гражданскому праву. – М.: «Статут», 2014. – 1020с.

Гамбаров, Ю.С. Гражданское право. – М.: «Зерцало», 2016. – 816 с.

Грудцына, Л.Ю. Гражданское право. – М.: «Эксмо», 2015. – 788 с.

Карпычева, М.В. Гражданское право. – М.: «Форум», 2015. – 784с.

Суханов, Е.А. Гражданское право. В 3-х томах. Т.1. – М.: «Статус», 2014. – 900 с.

Халатов, С.А. Договор и договорные конструкции в гражданском и арбитражном процессе. – М.: «Норма», 2015. — 206 стр.

Шерстюк, В.М. Публичный договор – институт гражданского права // Российская юстиция. – М.: «Юридический Мир», 2009. — ISSN 0131-6761. 2009. — № 4, с. 54-58

Примеры публичных договоров

Характерные правовые признаки публичного договора приводятся в статье 426 ГК РФ.

Так публичным договором является гражданско-правовой договор, заключаемый продавцом – коммерческой организацией, реализующей товары, выполняющей определенные виды работ, оказывающей услуги, которые она должна предоставлять любому, кто к ней обратится в качестве покупателя.

К таким видам торговли, работ, услуг Гражданский кодекс относит розничную торговлю, перевозки общественным транспортом, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, туристическое, гостиничное обслуживание.

На законодательном уровне в качестве публичных договоров определены следующие:

Договор купли-продажи (розничной);

Договор оказания медицинских услуг;

Договор подряда, в том числе бытового;

Договор хранения на складе;

Договор банковского вклада для граждан в кредитных организациях;

Договор хранения вещей и иного имущества граждан в ломбарде;

Договор перевозки пассажиров общественным транспортом;

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Таким образом, примерами публичных договоров также являются договор розничной купли-продажи, договор проката, договор бытового подряда, договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, договор личного страхования.

Статья 426. Публичный договор

1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Особенности условий публичного договора

По общему правилу договор заключается путем направления оферты и ее акцепта (п.1 ст.433 ГК РФ). Статья 426 ПС РФ не предусматривает каких-либо исключений из данного правила. Следовательно, оферту может направить как коммерческая организация, так и ее контрагенты. Но при этом имеются определенные нюансы.

Прежде чем говорить о порядки заключения публичного договора отметим п.2 ст.426 ГК РФ, согласно которому цена товаров, работ, услуг, а так же иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий клиентов. Не смотря на то, что данная норма непосредственно не связана с офертой и акцептом, она играет предопределяющее значение для них.

Читайте также:  Как получить субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг

В основном статья 426 ГК РФ императивна для коммерческой организации, продающей товары, работы, услуги. Однако отдельные ее элементы, в частности пункт 2, пункт 4 и пункт 5, обязательны и для потребителей. И это представляться справедливым. Экономическое равновесие «сильного» и «слабого» достигается путем ограничения прав «сильного», а равновесие между «слабыми» — путем установления одинаковых для всех возможностей. Таким образом, статья 426 ГК РФ ограничивает в свободе установления условий договора не только коммерческую организацию, но и потребителей. Отсюда следует выводу, что по общему правилу потребитель не может требовать от коммерческой организации предоставления ему каких-либо иных условий, нежели другим потребителям.

В то же время п.2 ст.426 ПС РФ можно трактовать с совершено разных позиций. Данная норма по своей сути естественна для тех целей, для которых была создана ст.426 ГК РФ. Но с одной стороны, она не достаточна гибка. В частности, вызывает возражение выражение «для всех потребителей». Фраза «для всех» позволяет предположить, что потребители не могут дифференцироваться на менее защищенных и более защищенных иначе, чем через закон или нормативный акт. Государство берет на себя функцию определения условий, по которым потребители различаются. Если такого акта нет, то потребители предполагаются как равные между собой во всех отношениях. Однако, регулирование государством систем скидок и льгот очень сильно напоминает принципы командно-административной системы, действующей в советский период нашей истории. Из той же истории нам известно, что государство не в состоянии обеспечить действительное равенство и удовлетворить с наиболее максимальной возможностью интересы всех. Учитывая то, что публичные договоры имеют достаточно большую долю в коммерческом обороте, такое грубое вмешательство недопустимо.

Законы экономики предписывают предпринимателям применять скидки и льготы в зависимости от категорий потребителей для увеличения объемов продаж и, соответственно, объемов прибыли. Льготная категория потребителей выигрывает в этом случае потому, что заплатить равную со всеми цену она не может из-за своего экономического положения. Государство же не в состоянии предусмотреть все возможности справедливых скидок и льгот.

Кроме того, пункт 2 ст.426 ГК РФ некорректен даже в отношении льгот, предусмотренных законом или правовым актом. Буквально из пункта следует, что «допускается предоставлять» льготы. Слово «допускается» предполагает, что предприниматель может предоставлять, а может и не предоставлять по своему усмотрению. Таким образом, что бы предоставить скидку, предприниматель прежде всего должен оценить возможность этого с точки зрения закона, а потом с точки зрения своего экономического положения. То есть, сфера действия предоставления льгот сужается в два раза.

О тех льготах, которые обязательны по закону и которых так часто говорят при рассмотрении публичного договора (льготы для ветеранов ВОВ, инвалидов и т.п.)161 в данном случае вести речь нельзя. По неизвестным причинам авторы забыли важный принцип: социально малозащищенные слои населения получают поддержку прежде всего за счет государства, а не за счет предпринимателя. Как справедливо отмечают экономисты, не потому, что предприниматель «плохой», а потому что ни один предприниматель не будет заниматься убыточным товаром, поскольку он не сможет доходами возместить даже понесенные расходы.162 И всякий раз, когда государство, поддерживая определенные слои населения, выполняет свою благородную миссию путем обязывания предпринимателя предоставить льготу, оно должно возместить последнему понесенные при этом убытки (данный вывод следует из п.З ст.35 Конституции РФ). Механизм возмещения убытков может быть самым различным — от непосредственных выплат предпринимателям денежных сумм до предоставления налоговых льгот. Но все это происходит за счет бюджета. В данном случае льгота обусловлена не экономическими причинами, а политическими, социальными. Поведение же производителя товаров и услуг должно регулироваться не указаниями, а стимулами.

Субъекты публичного договора

В качестве одного из субъектов публичного договора должна выступать коммерческая организация (унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество, либо производственный кооператив).

Отметим, что к числу субъектов публичного договора относятся не все коммерческие организации, а только те, которые выполняют определенные (публичные) виды деятельности.

Такого рода стороной в сделке могут выступать как юридические лица, так и ИП. Основное условие здесь – осуществление предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. Некоммерческие организации и физические лица не могут заключать публичные договоры.

Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое физическое или юридическое лицо, которое в данной договорной связи является, как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно, производимых или осуществляемых коммерческой организацией.

Как работает публичный договор?

Два типа договора, о которых говорилось выше, отличаются от типовых договорных соглашений. Что происходит с типовым соглашением? Его разрабатывает юридическое лицо, чтоб процедура заключения договора была значительно упрощена. Это кардинально меняет ситуацию, потому что здесь договорные положения по желанию второй стороны могут быть пересмотрены. Публичный договор этого не предусматривает.

Таким образом, в реальной жизни публичный договор проявляется совсем иначе. В публичном договоре можно все выразить как в отношениях, которые возникают между покупателем и продавцом. При этом, когда продавец заключает публичный договор, то он обязуется обслужить любого покупателя.

Для каждого покупателя все права распространяются в равной мере без исключений. Единственное, когда невозможно осуществить такое равное обслуживание, ─ это когда товара нет в наличии. А так публичный договор на стороне потребителя. Публичный договор работает и на железнодорожных станциях, и вокзалах. Предприниматели сферы обслуживания составляют такой публичный договор.

По закону в любой сфере могут быть оговорены льготные категории, для них могут быть снижены расценки, например льготы на проезд. Эти льготы могут распространяться на одну и более категорий, например на студентов и пенсионеров.

Публичный договор предусматривает и такие оговорки, но в целом все остальные получают услуги, так как они прописаны в публичном договоре. Публичный договор работает в магазинах, и различных сферах обслуживания. Как бы там ни было сам публичный договор дает много преимуществ второй стороне.

Чтоб публичный договор был составлен так как должен быть составлен договор, можно проконсультироваться с специалистами. Если публичный договор составлен неправильно, то этот договор нужно будет переделать. Он не будет иметь силу. Публичный договор должен быть у первой стороны на руках, как документ разрешающий заниматься своей деятельностью и должен быть публичный договор в госструктурах. Поэтому публичный договор имеет силу, как и другие документы. Вот так работает публичный договор в своей сфере.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *