Инструкция о порядке возбуждения дела об административном правонарушении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция о порядке возбуждения дела об административном правонарушении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ошибки, допущенные впротоколе об административном правонарушениипри оформлении, по своей значимости можно разделить на существенные и несущественные. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недочетом документа является отсутствие в протоколе информации, упомянутой в ст. 28.2 ч. 2 КоАП (п. 4 Постановления). Это значит, что впротоколе об административном правонарушениидолжны быть заполнены все графы и записана вся информация, о которой упоминалось выше.

Комментарии к ст. 28.5 КОАП РФ

1. Согласно ст. 4.5 Кодекса постановление по делу по общему правилу может быть вынесено не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. В этой же статье предусмотрена возможность более длительного расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении за нарушение отдельных отраслей законодательства и при рассмотрении дел судьями. Однако законодатель, учитывая принцип оперативности производства по делам об административных правонарушениях, установил общее правило о том, что протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления факта совершения правонарушения.

2. Однако иногда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении. Для получения необходимой информации могут потребоваться дополнительные меры по формированию доказательственной базы (см. комментарий к ст. 26.2). Следует также иметь в виду, что в целях установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применять предусмотренные Кодексом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 27.1).

В случаях, когда немедленное составление протокола невозможно, он должен быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. Имеется еще одно исключение из общего правила, предусмотренного в ч. 1 комментируемой статьи. В соответствии со ст. 28.7 Кодекса по некоторым категориям дел об административных правонарушениях может потребоваться осуществление экспертизы и иных процессуальных действий, связанных со значительными временными затратами. Для таких ситуаций предусмотрено проведение административного расследования, срок которого не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела. Однако в исключительных случаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом (см. комментарий к ст. 28.7). После окончания административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу (см. комментарий к ст. 28.7).

4. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) разъяснено, что установленные в комментируемой статье сроки не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.

Комментарий к Статье 28.8 КоАП РФ

1. В настоящем КоАП, по общему правилу, протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления. В случае наложения административного ареста протокол передается на рассмотрение судье немедленно после его составления.

2. В ч. 3 комментируемой статьи устанавливаются условия, с которыми связывается устранение недостатков протокола и сроки их устранения:

— составление протокола об административном правонарушении неправомочным лицом;

— неправильное составление протокола и оформление других материалов дела об административном правонарушении, неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела (3 суток).

Комментарий к статье 28.6 КоАП РФ

1. В специально установленных Кодексом случаях предусмотрено осуществление производства по делу об административном правонарушении в особом, упрощенном порядке: без составления протокола об административном правонарушении.

2. Во-первых, это касается случаев, когда за совершение физическим лицом правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения либо административного штрафа.

При этом уполномоченным на то должностным лицом (см. комментарий к ст. 28.3) непосредственно на месте совершения нарушения выносится постановление по делу, которое оформляется в обычном порядке, предусмотренном в ст. 29.10 Кодекса (см. комментарий к ст. 29.10). Копия постановления вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

3. Во-вторых, это касается случаев совершения нарушений при осуществлении исполнительного производства, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 Кодекса. При этом рассмотрение дел, назначение и исполнение административных наказаний осуществляются в порядке, предусмотренном Кодексом, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп.).

4. Если нарушитель оспаривает факт совершения нарушения, его юридическую оценку и (или) назначенное наказание, то происходит переход к обычному производству по делу об административном правонарушении. В этом случае составляется протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.2).

Читайте также:  Может ли ИП быть плательщиком НДС

5. В-третьих, это касается случаев выявления правонарушений в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), которые зафиксированы с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств (имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи) или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (см. комментарий к ст. 26.8).

При этом постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено данное дело, и оформляется в обычном порядке, установленном в ст. 29.10 Кодекса.

Копии вынесенного постановления по делу и материалов, полученных с применением указанных технических средств, направляются по почте заказным почтовым отправлением лицу, в отношении которого возбуждено дело, в течение трех дней со дня вынесения постановления.

Другой комментарий к статье 28.6 КоАП РФ

1. Нормы комментируемой статьи предусматривают осуществление производства по делу об административном правонарушении в упрощенном порядке, то есть без составления протокола. Например, если за административное правонарушение положено наказание в виде предупреждения либо штрафа, то протокол может не составляться, а сразу выносится постановление.

Итак, административное наказание без составления протокола назначается в виде предупреждения либо административного штрафа путем выдачи постановления-квитанции установленного образца. Исключение составляет совершение административного правонарушения в области дорожного движения, при котором сумма штрафа вносится лицом в банк или иную кредитную организацию в течение 30 дней с момента назначения административного наказания.

Таким образом, необходимой правовой предпосылкой для назначения административного наказания без составления протокола является совершение административного правонарушения, не представляющего значительной общественной опасности, за которое санкцией соответствующей статьи Особенной части Кодекса предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа.

Административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа применяются в отношении физических и юридических лиц, однако исчисление административного штрафа в размерах, указанных в ч. 1 рассматриваемой статьи, фактически свидетельствует о том, что предусмотренные ею процессуальные действия осуществляются применительно к физическому лицу, поскольку сумма административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, превышает его предельные размеры, установленные ч. 1 комментируемой статьи (см. ст. ст. 16.3 — 16.8, ч. 2 ст. 16.9, ст. ст. 16.10 — 16.15, ст. 16.17, ч. 2 ст. 16.18, ч. 2 ст. 16.19). Административное наказание в виде административного штрафа без составления протокола в случае нарушения Правил дорожного движения назначается только в отношении физического лица (см. ст. 32.3).

2. Следует оговориться, что в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.

3. Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в тех случаях, когда возможно назначение административного наказания без составления протокола, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) считает назначенное ему административное наказание несоразмерным совершенному проступку либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, протокол об административном правонарушении составляется в соответствии со ст. 28.2 Кодекса в сроки, определенные ст. 28.5 Кодекса.

Комментарий к статье 28.6 КоАП РФ

1. В специально установленных Кодексом случаях предусмотрено осуществление производства по делу об административном правонарушении в особом, упрощенном порядке: без составления протокола об административном правонарушении.

2. Во-первых, это касается случаев, когда за совершение физическим лицом правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения либо административного штрафа.

При этом уполномоченным на то должностным лицом (см. комментарий к ст. 28.3) непосредственно на месте совершения нарушения выносится постановление по делу, которое оформляется в обычном порядке, предусмотренном в ст. 29.10 Кодекса (см. комментарий к ст. 29.10). Копия постановления вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

3. Во-вторых, это касается случаев совершения нарушений при осуществлении исполнительного производства, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 Кодекса. При этом рассмотрение дел, назначение и исполнение административных наказаний осуществляются в порядке, предусмотренном Кодексом, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп.).

4. Если нарушитель оспаривает факт совершения нарушения, его юридическую оценку и (или) назначенное наказание, то происходит переход к обычному производству по делу об административном правонарушении. В этом случае составляется протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.2).

5. В-третьих, это касается случаев выявления правонарушений в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), которые зафиксированы с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств (имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи) или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (см. комментарий к ст. 26.8).

При этом постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено данное дело, и оформляется в обычном порядке, установленном в ст. 29.10 Кодекса.

Копии вынесенного постановления по делу и материалов, полученных с применением указанных технических средств, направляются по почте заказным почтовым отправлением лицу, в отношении которого возбуждено дело, в течение трех дней со дня вынесения постановления.

ВС объяснил, когда протокол ГИБДД является недействительным

Он заметил, что в силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП к доказательствам по делу об административном правонарушении относится не только протокол об административном правонарушении, однако он представляет собой документ, содержащий описание самого инкриминируемого деяния и другие важные для рассмотрения дела сведения (например, объяснение привлекаемого к ответственности лица).

Читайте также:  Размер удержания из пенсии по исполнительному листу

Одно из значений слова «санкция» — мера воздействия, обычно запретительная, которая применяется к нарушителю. Мы ежедневно слышим об экономических санкциях, их применении, усилении, последствиях.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ., рассмотрев жалобу Ходякова С М на вступившие в законную силу постановление судьи Первомайского районного суда г.

В случае неявки физического лица (его защитника), или законного представителя юридического лица (его защитника), в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, определение о возбуждении дела об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола. Как применять на практике.

Юрий, я надеюсь Вы не утверждаете, что специальная норма кодекса должна полностью соответствовать общей?

Краснодар, ул. Седина, д. 179, на пересечении с ул. Северная Ходяков СМ. оказал неповиновение законным требованиям сотрудников полиции.

Если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.».

Между тем протокол № об административном правонарушении составленный 16 мая 2016 г. в отношении Ходякова СМ., описания события административного правонарушения не содержит.

Из анализа указанных правовых норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен после вынесения постановления по делу об административном правонарушения в случае его оспаривания, по правилам ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ, он приобщается к материалам дела, новое постановление по делу административном правонарушении не выносится.

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по КОАП РФ

Изменяются ли при этом сроки привлечения к административной ответственности и основания внесения изменений?

Закон разрешает отложить составление протокола до 2 суток с момента выявления административного проступка, однако несоблюдение этого срока, на практике случается часто и не считается грубым нарушением (не позволит вам ответственности избежать).

Далее остановимся подробнее на особенностях ведения административного процесса в каждом из вышеперечисленных случаев.

В части первой этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения.

В случае, если лицо, указанное в части 4 настоящей статьи, не признало наличие события вменяемого административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении и дело об административном правонарушении рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 29.7 настоящего Кодекса.

Пошаговая инструкция обжалования

В случае несогласия с величиной штрафа следует обратиться к уполномоченному лицу из группы исполнения административного законодательства.

В частности, добиться справедливости можно с использованием двух направлений.

Первое заключается в оформлении жалобы в адрес вышестоящего руководства, будь то начальник отделения ГИБДД или командир подразделения ДПС. Обычно это простая формальность, так как большая часть претензий остается без удовлетворения.

Учитывая тот факт, что при таком варианте письменное несогласие гражданина рассматривается без его участия, по сути, он не сможет предоставить никаких позиций, подтверждающих правомерность его действий.

Второе – обращение в суд. Такой способ может идти по двум путям: когда оспариваются действия инспектора и когда выражается несогласие к постановлению решения другого суда.

В такой ситуации понадобится следовать конкретной пошаговой инструкции:

  1. Направить претензию и правоустанавливающие документы в суд по месту совершения административного правонарушения.
  2. В назначенный день (узнать его можно после получения повестки) явиться в зал судебного заседания для доказательства своей позиции.
  3. Дождаться решения суда.
  4. В случае неудовлетворения в некоторых случаях допускается повторная подачи жалобы, но уже в вышестоящую инстанцию.

Внимание! Отсутствующие по нумерации пункты утратили силу.

  1. В случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случае отказа от получения копии постановления она высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
  2. В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении, который приобщается к вынесенному в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи постановлению.
  3. В случае выявления административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного главой 8 настоящего Закона, совершенного с использованием транспортного средства, либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Указанные экземпляр постановления в форме электронного документа либо информация, содержащаяся в постановлении, также могут быть направлены лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при условии регистрации такого лица в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» и наличия согласия такого лица на получение указанных в настоящем пункте постановления либо информации с использованием иных средств информационных технологий, включая региональные порталы государственных и муниципальных услуг, и (или) с использованием подвижной радиотелефонной связи.
Читайте также:  Дают ли земельные участки инвалидам бесплатно

Срок составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении оформляется сразу же после того, как было выявлено нарушение. Если нужно установить дополнительную информацию по делу или о виновнике, то составление документа можно отсрочить максимум на 2 дня.

В случае, когда для определения фактов или виновного лица требуется расследование административного правонарушения, документ оформляется после этого процесса. На это тоже отведен определенный срок — не более одного месяца.

Например, граждане попали в ДТП (дорожно-транспортное происшествие), однако явно не понятно, кто является виновником аварии и из-за чего она произошла. Для установления таких фактов требуется экспертиза. Соответственно, сотрудник ГИБДД выносит постановление о расследовании правонарушения, и приостанавливает оформление протокола на один месяц.

Основные нюансы протокола и постановления

Основные нюансы протокола и постановления нужно узнать, так как это два разных документа. Протокол – это бумага, в которой фиксируется совершенное нарушение правопорядка, носящее административный характер. По сути, такой документ просто подтверждает факт, что нарушение порядка (по нормам КоАП РФ) было. Мера наказания (ответственности) в этой бумаге не прописывается, но указываются законодательные нормы, по которым может быть назначена ответственность, и детально фиксируется допущенное нарушение.

В отдельных случаях оформление протокола не выполняется. Вместо него сразу же составляется постановление. Это документ, в котором сразу указывается наказание для административного правонарушителя. Под такими ситуациями понимаются следующие:

  • открытие сотрудниками прокуратуры административного дела;
  • нарушения ПДД, которые были зафиксированы с помощью специальной техники стационарного типа;
  • вынесение штрафов непосредственно на месте, где был совершен ненадлежащий поступок, или же получение предупреждения;
  • наложение санкций (по нормам исполнительного производства) за то, что требования приставов были проигнорированы.

Результаты проверки протокола об административном правонарушении

Результаты проверки протокола об административном правонарушении приведены в специальном акте. При этом если действительно выясняется правонарушение, то разъяснения в акте могут занять несколько страниц. Дополнительно могут быть составлены и административные протоколы. Последние оформляются, если выявляются такие нарушения:

  • в выдаче товарного или кассового чека, квитанции и других схожих бумаг было отказано;
  • санитарные нормы были не соблюдены;
  • были проданы некачественные, просроченные товары;
  • услуги были предоставлены не на должном уровне;
  • был обман со стороны обмена валют (специализация отделения валютного контроля);
  • относительно приобретения была предоставлена недостоверная информация или были проведены незаконные манипуляции (под это понятие подпадает обвешивание, неправильный обмер и т. д.).

Консультации юриста по ст. 28.6 КоАП РФ

Задать вопрос:

    Руслан Васищев

    Был конфликт с соседкой,протокол не писали,спустя более 2-х месяцев пришёл участковый и сказал поехали в суд,я заполню протокол и тебе дадут штраф 5000т. Законно ли это? Ехать мне или не стоит?

    Иван Неклюдов

    лишили прав на 18 месяцев и выписали штраф, права я не сдала. сейчас пришло постановление суда о закрытии моего дела дословно» прекратить исполнение постановления о назначении административного наказания в виде адм. штрафа в размере 30000 руб. и лишения права управления тс на срок 18 мес.» могу ли я теперь пользоваться своими правами?

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Николай Шереметьев

    моему мужу дали предупреждение по статье 286 29.9 29.10 а в итоге вызвали суд и дали штраф 30000 правиьлноли это

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Инна Давыдова

    назначение административного наказания в виде административного штрафа без составления протокола на месте совершения административного правонарушения осуществления если размер штрафа не превышает

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Чем отличается протокол от постановления ГИБДД

    Протокол – процессуальный документ, который составляется при наличии какого-то события, либо состава административного правонарушения. Мы прилагаем вам для ознакомления образец протокола об административном правонарушении ГИБДД.[протокол]

    Заполняется он инспектором, который усмотрел в ваших действиях нарушение правил дорожного движения. Однако стоит отметить, что составленный протокол еще не обозначает, что ваша вина доказана, поскольку при составлении протокола об административном правонарушении инспектор может допустить грубые процессуальные нарушения, которые приведут к прекращению дела. То есть, составленный протокол это начало вашей борьбы с инспектором, а именно подготовка к рассмотрению вашего дела.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *