Порядок признания гражданина умершим через суд

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок признания гражданина умершим через суд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для признания гражданина умершим в судебном порядке необходимы веские основания. Например, если установить текущее место его проживания невозможно, а по постоянному месту жительства он появлялся не менее 5 лет назад. Если же человек исчез во время военного конфликта, срок сокращается до двух лет, в чрезвычайной ситуации — до полугода.

Ответы юриста на частые вопросы

С чего правильно будет начать признание безвестно отсутствующим?

Начинать всю процедуру следует со сбора документов. Лучшим вариантом будет подать в розыск и обращаться в суд дождавшись 1 года с момента регистрации заявления на розыск и проведения розыскных мероприятий.

Достаточно ли справки от судебных приставов о том, что местонахождение не известно для подачи в суд заявления о признании безвестно отсутствующим? Или нужна справка именно из полиции?

Достаточно будет справки от судебных приставов, поскольку служба занимается розыском лиц, обязанных уплачивать алименты. При необходимости суд самостоятельно запросит от приставов необходимые материалы по розыску.

Узнала, что можно объявить человека безвестно пропавшим и подать на пособие ребёнку, как по потере кормильца. Документы от приставов имеются. Кого указать в заявлении заинтересованным лицом?

В качестве заинтересованных лиц, в этом случае, указываются близкие родственники гражданина (например, его родители) и местное Управление Пенсионного Фонда РФ.

Бывший муж должник по алиментам. Находится в розыске у судебных приставов в другом городе. Я хотела узнать какие документы мне надо предоставить в суд чтобы его признали без вести отсутствующим? Розыскное дело как затребовать?

В этом случае будет достаточно запросить у приставов справку о результатах розыска, которую приложите к своему заявлению о признании безвестно отсутствующим. Дело на руки вам не выдадут.

Как быть, если районный суд отказал признать бывшего супруга без вести отсутствующим? Он находится в розыске. Документы от судебных приставов представлены в суд в полном объеме.

Обжалуйте судебное решение, если с ним не согласны. Повторно можно будет подать заявление, когда на руках будут доказательства отсутствия в месте жительства более 1 года.

Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его юристу по телефону!

Основания для признания человека умершим

Также важно соблюдать другие условия:

  • лицо, обратившееся в суд, имеет интерес в признании пропавшего умершим;
  • между заявителем и пропавшим были материально-правовые отношения (пропавший финансово поддерживал заявителя, завещал ему имущество);
  • заявитель принимал меры по розыску исчезнувшего гражданина.

Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим

Производство по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеет много общих черт в процедуре рассмотрения, но есть и существенные различия в основаниях признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим, а также в правовых последствиях.

Для признания гражданина безвестно отсутствующим установлено такое материально-правовое основание, как отсутствие сведений о месте его пребывания в течение одного года в месте жительства (абз. 1 ст. 42 ГК РФ).

Течение срока, установленного для признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим, начинается со дня получения последних сведений о нем. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — 1 января следующего года (абз. 2 ст. 42 ГК РФ).

Для объявления гражданина умершим определены следующие основания: в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (п. 1,2 ст. 45 ГК РФ).

Гражданский процессуальный кодекс РФ не указывает, кто может быть заявителем по данным делам. В соответствии со ст. 3, 4 с таким заявлением вправе обратиться любое заинтересованное лицо.

Заявление подается по месту жительства заявителя. Если заявителем выступает юридическое лицо (например, банк или иное кредитное учреждение), то заявление подается по месту его нахождения (ст. 276).

Заявление должно отвечать общим требованиям, установленным законом для искового заявления (ст. 131,132), а также содержать сведения, указанные в ст. 277 ГПК РФ:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование заявителя, его место жительства или, если заявителем является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

3) наименование заинтересованных лиц;

4) обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

5) перечень прилагаемых к заявлению документов (в заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты заявителя, его представителя, заинтересованных сторон, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства заявителя);

6) цель признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим. Установление цели позволяет решить вопрос о необходимости установления правового положения гражданина, выявить заинтересованных лиц и т. д. Факты активной и пассивной легитимации — наличие правовой заинтересованности лица, подающего заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, и наличие материально-правовых отношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении умершим. Цель должна иметь правовой характер, т. е. иметь связь с правовыми последствиями признания лица безвестно отсутствующим: получение пенсии по случаю смерти кормильца и проч.;

7) обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий;

8) срок отсутствия гражданина: один год — для признания его безвестно отсутствующим, пять лет — для объявления его умершим, шесть месяцев — при наличии обстоятельств гибели от определенного несчастного случая (это могут быть и стихийные бедствия, аварии и проч.). Срок исчисляется с момента получения последних сведений об отсутствующем гражданине и до подачи заявления в суд. Для пропавших без вести в связи с военными действиями установлен двухгодичный срок со дня окончания военных действий;

9) об отсутствии в других органах (адресное бюро, работодатель, соседи, родственники и др.) информации о месте пребывания гражданина.

Процессуальные особенности рассмотрения дел следующие:

1) при подготовке дела к судебному разбирательству судья выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях;

2) после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина;

3) дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора;

4) решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им;

5) решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом загса записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день предполагаемой смерти.

Правовые последствия объявления гражданина умершим соответствуют последствиям физической смерти.

Правовые последствия объявления гражданина безвестно отсутствующим предусмотрены различным законодательством. Так, по семейному праву супруг лица, признанного безвестно отсутствующим, имеет право на расторжение брака через органы загса (ст. 19 СК РФ), ребенок безвестно отсутствующего может быть усыновлен без согласия последнего (ст. 130 СК РФ). Нетрудоспособный член семьи, состоявший на иждивении лица, признанного безвестно отсутствующим, имеет право на получение пенсии по случаю смерти кормильца и т. д.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее вынесенное решение. Новое решение суда является соответственно основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния (ст. 280 ГПК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 46 ГК РФ независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к нему после объявления гражданина умершим. Однако деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя (п. 3 ст. 302 ГК РФ).

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация)

В силу ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.

Рассмотрение дел о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния

Порядок внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния регламентируется гл. 36 ГПК РФ и Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Регистрация актов гражданского состояния (рождения, брака, развода, усыновления, смерти и т. д.) производится органами загса. При отсутствии спора записи, исправления и изменения в записи в книгах загса вносятся в административном порядке.

Отказ руководителя органа загса от внесения исправлений или изменений может быть обжалован в судебном порядке. Если существует спор о внесении исправлений, то дело рассматривается в исковом порядке. На основе принятого судебного решения орган загса вносит исправление или изменение в записи актов гражданского состояния.

В порядке особого производства заявление о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния рассматривается при наличии следующих обстоятельств:

1) наличие неправильности в записи актов гражданского состояния (ошибка органов загса, допущенная при регистрации факта, противоречие между записью и обстоятельствами, возникшими после регистрации факта, например изменение пола);

2) отсутствие спора о праве;

3) отказ органа загса во внесении исправлений или изменений.

В соответствии с ГПК РФ подсудность дел определяется по месту жительства заявителя (ст. 307).

Читайте также:  Главные изменения в пенсионной сфере в 2023 году

Заинтересованными лицами по данной категории дел могут быть граждане — владельцы документов загса, содержащих ошибки; наследники, если у них возникают проблемы, связанные с ошибками в записях актов гражданского состояния; родители, усыновители, попечители несовершеннолетних детей по делам о внесении исправлений в запись о рождении детей.

Альтернативный комментарий к ст.279 ГПК

Статья 279 ГПК РФ закрепляет правовые последствия вынесения решения суда по данной категории дел. На судебное решение распространяются требования ст. 198 ГПК в той мере, в какой они применимы в особом производстве.

Суд выносит решение о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим при условии невозможности получения сведений о месте нахождения гражданина и истечении определенных сроков.

Если в течение пяти лет гражданин отсутствует в месте постоянного жительства, но имеются сведения о том, что в это время он находился в других местах, у суда нет оснований для объявления этого гражданина умершим.

Срок, установленный для признания лица безвестно отсутствующим или объявления умершим, начинает течь со дня получения последних сведений о нем. В случае невозможности установления дня получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

Точный срок, в течение которого гражданин отсутствует в месте постоянного жительства, и время поступления последних сведений о месте его пребывания указываются судом в мотивировочной части решения.

В резолютивной части решения суд признает лицо безвестно отсутствующим или объявляет умершим (либо отказывает в этом). Следует отметить, что суд не вправе самостоятельно объявить гражданина умершим вместо признания его безвестно отсутствующим, поскольку право изменить предмет и основание своего требования принадлежит только заявителю. В решении суд указывает фамилию, имя, отчество гражданина, год и место его рождения, последнее известное место жительства, начало безвестного отсутствия или дату смерти гражданина, если она известна.

В случаях установления места пребывания лица, в отношении которого возбуждено дело о признании его безвестно отсутствующим или объявлении умершим, либо несоответствия срока неизвестности пребывания установленному в законе суд отказывает в удовлетворении заявления.

Решение суда, которым гражданин признан безвестно отсутствующим, служит основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им.

Решение суда, которым гражданин объявляется умершим, согласно комментируемой статье 279 ГПК РФ, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти этого гражданина в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния. Данное решение должно быть направлено в соответствующий орган загса в трехдневный срок. При регистрации смерти лица, признанного в установленном законом порядке умершим, днем смерти в записи акта о смерти указывается дата вступления в законную силу решения суда или установленный решением суда день смерти.

Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.

Судебное решение об объявлении умершим

Решение суда, вступившее в силу, об объявлении лица умершим станет основанием проставления соответствующей записи в актах гражданского состояния, получения родственниками свидетельства о смерти, а, следовательно, и наступления правовых последствий для заинтересованных лиц, как при смерти гражданина (наследство, расторжение брака и др.) Днем смерти станет или дата вступления решения суда в силу, или (по усмотрению суда) дата предполагаемой гибели умершего.

Многие родственники относятся к подаче заявления о признании умершим с негативной оценкой и опаской, однако для наступления ряда правовых последствий это необходимо.

Если же объявленное умершим лицо вдруг объявится, о нем будут получены сведения с местопребывания, его правовое положение полностью восстанавливается. Представитель такого гражданина, родственники, кредиторы и иные заинтересованные лица вправе обратиться в суд с заявлением об отмене решения о признании умершим. И сам гражданин вправе истребовать от любого лица вернуть его сохранившееся имущество. Поэтому к подаче заявления о признании умершим не стоит относиться с суеверием и излишними опасениями – путь возврата существует.

Уточняющие вопросы по теме

Я являюсь опекуном несовершеннолетней внучки с 2008 года. В 2014 году мать была признана судом безвестно отсутствующей. Трое ее детей остались со мной. Двое уже совершеннолетние. Прошло 5 лет и теперь мне надо подать исковое заявление о признании их матери умершей. Что для этого нужно?

Реализуя его, мы сможем придти к выводу о том, что напрасно называют север крайним. Люблю пиццу, Люблю пиццу, люблю пиццу. Разрешено думать. Видеть нельзя. Работать нужно, основываясь на этом. Изучив материал. Расписание страниц. Структура работы. Введение в специальность. Разработка материала. Метеорит. Хочется торт или нет. Вы правы. Вы не правы. В одно касание. Уронив вилку на пол. Рассказав сказку, возможно не тому. Что делать? Как дальше жить? Извечный вопрос. Хочется торт или нет. Вы правы. Вы не правы. В одно касание. Уронив вилку на пол. Рассказав сказку, возможно не тому. Что делать? Как дальше жить? Извечный вопрос.

Реализуя его, мы сможем придти к выводу о том, что напрасно называют север крайним. Люблю пиццу, Люблю пиццу, люблю пиццу. Разрешено думать. Видеть нельзя. Работать нужно, основываясь на этом. Изучив материал. Расписание страниц. Структура работы. Введение в специальность. Разработка материала. Метеорит. Хочется торт или нет. Вы правы. Вы не правы. В одно касание. Уронив вилку на пол. Рассказав сказку, возможно не тому. Что делать? Как дальше жить? Извечный вопрос. Хочется торт или нет. Вы правы. Вы не правы. В одно касание. Уронив вилку на пол. Рассказав сказку, возможно не тому. Что делать? Как дальше жить? Извечный вопрос.

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим имеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложны по своей правовой характеристике. Дела об объявлении гражданина умершим составляют около 40% от всех дел о безвестном отсутствии или объявлении умершим.

Ранее существовала практика двухстадийного рассмотрения дел об объявлении гражданина умершим: требовалось, чтобы вначале было вынесено решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, а затем, уже в другом процессе, это лицо могло быть объявлено умершим. После принятия нового законодательства судебная практика отказалась от двухстадийности, и теперь дела об объявлении гражданина умершим решаются в одном процессе. Однако более глубокий анализ правовой характеристики этих дел убеждает в том, что изменилась лишь форма, а сущность осталась той же, поскольку в основе судебного объявления гражданина умершим лежат в первую очередь фактические основания признания судом его безвестного отсутствия. [7]

Безвестное отсутствие означает отсутствие сведений о гражданине в течение одного года, а объявление умершим означает безвестное отсутствие свыше пяти лет и при определенных условиях эти сроки сокращены до шести месяцев, но при этом необходимо установить обстоятельства, дающие основания предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия и т.п.). [9] Тесная взаимосвязь признания безвестно отсутствующим гражданина и объявления его умершим обнаруживается также и в том, что в обоих случаях суду необходимо установить дату (день, месяц, год), когда о гражданине были получены последние сведения. Правила исчисления начала безвестного отсутствия изложены лишь в ч. 2 ст. 42 ГК РФ, однако суды руководствуются ими и при решении дел об объявлении гражданина умершим в соответствии со ст. 45 ГК РФ.

Калачевским районным судом Волгоградской области отказано в удовлетворении заявления И. об объявлении умершим В. по тем основаниям, что не истек пятилетний срок, предусмотренный ст. 45 ГК РФ.

Несмотря на сходство правового состава этих дел (об объявлении умершим и о признании безвестно отсутствующим), они имеют и известное различие. Если безвестное отсутствие означает неполучение сведений о гражданине живом или мертвом в течение года, то объявление гражданина умершим, поглощая безвестное отсутствие, является вместе с тем самостоятельным сложным правовым явлением, включающим несколько фактических составов. В литературе общепризнано, что объявление умершим в отличие от признания безвестно отсутствующим основано на презумпции смерти гражданина. [9]

Анализ действующего законодательства и судебной практики позволяет говорить о том, что общий фактический состав — объявление гражданина умершим — включает в себя как фактический состав безвестного отсутствия, так и обстоятельства, дающие основание предполагать смерть безвестно отсутствующего.

Кроме того, объявление гражданина умершим имеет специфическую характеристику, которая заключается в следующем. Статья 45 ГК РФ называет несколько сроков, по истечении которых безвестно отсутствующий гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим. В литературе эти сроки называют общими и сокращенными. [18]

Отсутствие гражданина в месте постоянного жительства и неизвестность места его пребывания в течение 5 лет согласно ст. 45 ГК РФ является основанием для объявления его умершим (в соответствии с ранее действовавшим гражданским законодательством этот срок составлял 3 года, таким образом, ГК РФ внес некоторые изменения в материально-правовые основания объявления гражданина умершим: объявлению гражданина умершим по действующему законодательству предшествует пятилетний срок отсутствия сведений по месту его постоянного жительства вместо ранее установленного трехлетнего срока).

В соответствии с данным общим сроком гражданин может быть объявлен умершим, если в течение пяти лет о нем нет никаких сведений (ст. 45 ГК РФ). Представляется, что в этом виде законодательство является несовершенным. По сути дела разница между безвестным отсутствием (ст. 42 ГК РФ) и объявлением умершим (ст. 45 ГК РФ) заключается лишь в продолжительности срока безвестного отсутствия. Такое положение закона позволяет судам во всех случаях безвестного отсутствия свыше пяти лет объявлять граждан умершими со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. [14]

Так, суд объявил умершей гр-ку М. на том основании, что она, прекратив брачные отношения, уехала от заявителя в неизвестном направлении. И хотя заявитель более пяти лет не имел о ней сведений, едва ли в данном и подобных ему случаях правильным является решение суда об объявлении гражданина (гражданки) умершим. Тем более что по делам данной категории отрицательные ответы на запросы адресных бюро — это еще не основание для презумпции о смерти гражданина. Представляется, что объявление гражданина умершим должно иметь место лишь в том случае, когда о нем нет известий более пяти лет и у суда имеются предположения о его гибели в указанный период времени. Основанием для таких предположений может быть наличие: тяжелых форм различных заболеваний, старческий возраст и другие обстоятельства. [14]

Например, Городищенский районный суд Волгоградской области объявил гр-ку Л. умершей на том основании, что более пяти лет о ней нет никаких сведений и розыск милиции положительных результатов не дал. Материалами дела установлено также, что гр-ка Л. страдала тяжелым психическим заболеванием и несколько раз высказывала намерение уйти из дома и покончить с собой. В другом случае Ворошиловский районный суд г. Волгограда объявил умершим гр-на Т., который, работая экспедитором, сопровождал вагоны с вином в г. Печору. Домой из поездки гр-н Т. не вернулся, и в течение пятилетнего розыска получить какие-либо сведения о нем не удалось. Из материалов дела усматривалось также, что на берегу р. Печоры были найдены личные вещи, документы гр-на Т.. При таких установленных судом фактах есть основания предполагать, что гражданина уже может не быть в живых. Решения в таких случаях являются законными и обоснованными. [7]

Поскольку для всех судебных решении об объявлении гражданина умершим определяющим фактором является презумпция смерти безвестно отсутствующего гражданина, представляется, что во всех без исключения случаях, в том числе и при безвестном отсутствии свыше пяти лет, суд должен установить ряд обстоятельств, дающих основание для предположения о гибели этого гражданина. С учетом отмеченного представляется необходимым изложить ч. 1 ст. 45 ГК РФ так: «Гражданин может быть в судебном порядке объявлен умершим, если о нем нет сведений свыше пяти лет, при наличии обстоятельств, дающих основание предположить его смерть в течение этого срока (и далее по тексту статьи)». Конечно, высказанное предложение усложнит данную норму права, но с его принятием будет упрощена процедура рассмотрения и, что не менее важно, будет больше исключена ошибка суда и возможность злоупотребления со стороны граждан. [9]

Читайте также:  Сроки выплаты больничных в 2023 году с учетом последних изменений ТК РФ

Объявление гражданина умершим при наличии обстоятельств, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, может быть произведено по истечении 6 месяцев. К перечисленным обстоятельствам относятся стихийные бедствия — землетрясение, наводнение, обвал и др. и непредвиденные происшествия — пожар, автомобильная, железнодорожная или авиакатастрофа, кораблекрушение и др.

И те и другие обстоятельства подтверждаются документами, показаниями свидетелей или иными доказательствами, подтверждающими не факт гибели гражданина, а наличие обстоятельства, угрожавшего ему смертью, которое и служит основой для решения суда.

Для военнослужащих законом предусмотрены специальные сроки. Следует отметить, что обобщение судебной практики показало, что более 50% всех дел об объявлении гражданина умершим составляют дела, в которых просят объявить умершими граждан, пропавших без вести в связи с обстоятельствами военного времени либо военными действиями.

Интересно, что в Гражданском кодексе Франции вообще нет процедуры признания лица умершим, а только существует процедура признания безвестно отсутствующим, независимо от срока его отсутствия. Эта традиция берет свое начало со времен знаменитого Кодекса Наполеона — первого гражданского кодекса Нового времени. В нем были учтены интересы солдат наполеоновской армии, участвовавших в военных походах по всей Европе, с тем, чтобы они были уверены, что родина будет считать их живыми, когда бы они ни вернулись. [15]

По российскому законодательству военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. В литературе справедливо был поставлен вопрос о том, что же считать окончанием военных действий: «прекращение огня», «перемирие», «прекращение состояния войны», которые однозначного разрешения до сих пор не имеет. Если говорить о событиях в связи с Великой Отечественной войной, то по прошествии стольких лет со дня ее окончания этот вопрос уже не имеет принципиального значения. Но локальные военные действия, связанные с защитой Родины, могут иметь (и имеют!) место и в настоящее время, что и обусловливает необходимость установления единого критерия, что же считать днем окончания военных действий.

Это день (дата), когда соответствующее должностное лицо объявило об их окончании, либо это фактическое их окончание? Так, руководство группировкой в Чечне давно уже объявило в средствах массовой информации об окончании ведения боевых действий, однако и до сих пор продолжаются вооруженные конфликты, боевые операции по ликвидации оставшихся бандитских формирований (причем не только на территории Чечни, но и в соседних Ингушетии и Дагестане). Однако, пока на законодательном уровне не закреплено иное, моментом окончания военных действий следует считать день официального объявления компетентным органом об окончании военных действий. [10]

В заявлении об объявлении умершим военнослужащего, пропавшего без вести в связи с военными действиями, необходимо изложить обстоятельства, подтверждающие длительное и безвестное отсутствие лица. Это могут быть сообщения военкомата, данные розыска, отрицательные ответы на соответствующие запросы и т.п., а также истечение двухлетнего срока со дня прекращения военных действий.

Объявление гражданина умершим производится в суде общей юрисдикции в порядке особого производства (как и признание его безвестно отсутствующим). В качестве цели объявления гражданина умершим заявители указывают: для получения пенсии по случаю потери кормильца — около 45%, для получения наследства — 28%, для прекращения брака — 23%, прочие — 4%. [11]

В практике судов Волгоградской области были дела, по которым судьями заявления правильно оставлялись без движения. Так, определением Волжского городского суда Волгоградской области оставлено без движения заявление Р. об объявлении умершим В. по основаниям ст. 277 ГПК РФ: в заявлении не указано, для какой цели необходимо заявителю объявить гражданина умершим. Впоследствии недостатки, указанные в определении судей заявителем были устранены.

Суд рассматривает данную категорию дел с обязательным участием прокурора.

Можно дать следующую классификацию заявителей и заинтересованных лиц по исследуемой категории дел:

  • гражданин, в отношении которого заявлено требование о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении умершим;
  • физические лица, состоящие с пропавшим без вести гражданином в родственных отношениях, имеющие личный, субъективный интерес к исходу дела;
  • физические лица, состоящие с пропавшим гражданином в обязательственных отношениях, имеющие личный субъективный интерес в исходе дела;
  • юридические лица и организации, не имеющие статуса юридического лица, с которыми пропавший без вести гражданин состоял в каких-либо обязательственных правоотношениях;
  • субъекты гражданских правоотношений, находящиеся с пропавшим без вести гражданином в отношениях гражданско-правового характера (например, в отношениях собственности);
  • прокурор и органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане, обращающиеся в суд от своего имени в защиту интереса других лиц, общественных интересов, имеющие государственный интерес в исходе дела. [16]

Правильное определение правового статуса того, кто из участников процесса относится к заинтересованным лицам, служит необходимой предпосылкой использования ими процессуальных прав в целях защиты своих законных интересов. Прокурор в процессе всегда выступает в защиту интересов закона, выполняя законоохранительную, но не надзорную функцию. Прокурор не является стороной в деле, и поскольку он представитель государства, то он занимает и особое положение в судопроизводстве.

Согласно ч. 3 ст. 278 ГПК РФ дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора для дачи заключения по делу. Не могут участвовать в судопроизводстве два прокурора, хотя и выполняющие несовпадающие функции. Неявка прокурора для дачи заключения по делу не является препятствием к разбирательству дела (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ). Прокурор, как лицо, участвующее в деле, в судопроизводстве по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должен быть освобожден от дачи заключения по делу. В связи с этим обстоятельством представляется целесообразным дополнить ст. 190 ГПК РФ пунктом 5, который изложить в следующей редакции: «Прокурор, выступающий в прениях, освобождается от дачи заключения по делу». [10]

В целях определения понятий «заинтересованное лицо» и «заявитель», на основе анализа взглядов по этому вопросу М.А. Викут, М.К. Треушникова и др., можно придти к выводу, что заявителем по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим является лицо, состоящее с безвестно отсутствующим гражданином в каких-либо правовых связях, обладая правовой целью, обратившееся в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. Заявитель имеет юридическую заинтересованность в исходе дела; он выступает в судопроизводстве от своего имени в защиту своих интересов; заявитель пользуется всеми процессуальными правами, принадлежащими лицу, участвующему в деле, но с учетом специфики особого производства; заявитель обладает распорядительными полномочиями, влияющими на динамику процесса. [18]

Заинтересованными лицами в судопроизводстве по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим также могут быть физические лица и организации, когда их права и охраняемые законом интересы зависят от результата рассмотрения и разрешения дела по существу, то есть от судебного решения. Очевидно, что понятие «заинтересованное лицо» поглощает в себе понятие «заявитель», поскольку заявитель, в первую очередь, и является заинтересованным в деле лицом. В особом производстве, в судопроизводстве по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении умершим заинтересованное лицо и заявитель не могут быть противопоставлены друг другу, поскольку преследует общие цели — получить соответствующее судебное решение. Заявитель в первую очередь является заинтересованным лицом. [7]

Суд должен достоверно установить, что ни суду, ни заявителю, ни заинтересованным лицам ничего не известно о месте нахождения лица, в отношении которого заявлено требование о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим. В делах исследуемых категорий недопустимо смешивать факты, подлежащие установлению, с тем выводом, который должен быть сделан из этих фактов, то есть с презумпцией о смерти. Суд делает вывод о безвестном отсутствии не на основании презумпции, а на основании полученных в предусмотренном законом порядке сведений о фактах. Устанавливая факты безвестного отсутствия при обстоятельствах предположительной гибели, суд должен достоверно установить эти обстоятельства, но вывод о смерти гражданина лишь предположителен. Завершается рассмотрение и разрешение дел по существу о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим вынесением решения. Вопрос о том, подлежит ли требование заявителя удовлетворению, может быть решен либо только положительно, либо только отрицательно, то есть возможность удовлетворения требования в части исключена. [11]

В соответствии с п. 3 ст. 45 ГК РФ: «Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели». [9]

Несмотря на имеющиеся различия, в целом нормы о признании безвестного отсутствия и умершим весьма близки. Но во втором случае заявитель должен обосновать свою просьбу ссылкой на доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенном месте и при определенных обстоятельствах, должен доказать, что гибель гражданина не вызывает сомнений.

Для объявления гражданина умершим необходимо установить не факт, удостоверяющий его гибель, а лишь ситуацию, которая дает основание предполагать его смерть. Изъятия, установленные в законе для военнослужащих, предусмотрены необходимостью в ряде случаев принятия длительных мер по возвращению их к постоянному месту жительства или установления их гибели. Таким образом, выводы суда основываются при объявлении лица умершим на предположении его смерти.

В целом, основные положения института объявления гражданина умершим состоят в следующем.

  • Объявление гражданина умершим возможно только по основаниям, указанным в законе, при этом: по общему правилу основанием объявления гражданина умершим является факт отсутствия о нем сведений в месте его жительства о месте его пребывания в течение 5 лет; если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью, или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, факт отсутствия сведений о нем в месте его жительства о его месте пребывания составляет 6 месяцев; если военнослужащий или иной гражданин пропали без вести в связи с военными действиями, они могут быть объявлены умершими не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
  • Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.
  • Объявление гражданина умершим осуществляется только судом. Порядок судебного разбирательства аналогичен порядку признания гражданина безвестно отсутствующим (ст.ст. 252-257 ГПК РФ). [16]

Важно отличать объявление гражданина умершим от установления факта смерти гражданина. Необходимость установления факта смерти бывает вызвана невозможностью получения медицинского заключения о смерти, что имеет место при отсутствии тела умершего. Указанный факт отличается от объявления гражданина умершим тем, что имеются доказательства гибели гражданина, и нет необходимости что-либо предполагать. Так, если в результате кораблекрушения несколько человек наблюдали гибель гражданина, то установлению подлежит факт смерти, а если после кораблекрушения кто-либо из пассажиров корабля не был обнаружен, то можно только предполагать его гибель от кораблекрушения. [8]

Читайте также:  Продление миграционного учета 2023

В судебной практике зачастую не отграничиваются дела об объявлении граждан умершими от дел по установлению факта регистрации смерти. Установление факта регистрация смерти может иметь место в том случае, когда утрачено свидетельство о смерти, а органы загса отказывают в выдаче дубликата. Суд в таком случае обязан с достоверностью установить, что факт регистрации смерти имел место в данном ЗАГСе. Так, суд вынес решение об объявлении умершей гр-ки П. Из материалов дела видно, что гр-ка П. умерла 15 декабря 1995 г. Однако свидетельств о смерти у заявителя не сохранилось. В этом случае суду следовало установить факт регистрации смерти, а не объявлять гр-ку П. умершей.

Отграничение данных фактических составов состоит главным образом в том, что в судебных решениях по делам об объявлении умершими закрепляется предположение о смерти, в делах об установлении факта смерти — фактические обстоятельства смерти, в делах об установлении факта регистрации смерти суд устанавливает не предположение о смерти и не саму смерть гражданина, а факт ее регистрации в органах ЗАГСа. [15]

Статья 220 ГПК РФ предусматривает основания прекращения производства по делу. Суд прекращает производство по делу в случае, если:

  • дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ;
  • имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;
  • истец отказался от иска и отказ принят судом;
  • стороны заключили мировое соглашение и оно утверждено судом;
  • имеется ставшее обязательным для сторон, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
  • после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускается правопреемство или ликвидация организации, являвшейся одной из сторон по делу, завершена. [14]

Список использованных источников

Нормативно-правовые материалы

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ. — 04.08.2014. — N 31, ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Российская газета. — N 238-239. — 08.12.1994.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. — 29.01.1996. — N 5. — ст. 410.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 28.03.2017) // Российская газета. — N 289. — 22.12.2006.

Литературные источники

Абрамова Е.Н. Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 1. [Электронный ресурс] / Е.Н.Абрамова, Н.Н.Аверченко, Ю.В. Байгушева и др.; Под ред. А.П. Сергеева. — М.: РГ Пресс, 2010. – Режим доступа: Система ГАРАНТ.

  1. Алексеев С.С. Гражданское право: Учебник: в 2 т. Т. 1. [Электронный ресурс] / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. — М.: Статут, 2016. — Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
  2. Арутюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]/ Г.В. Арутюнян // Семейное и жилищное право. — 2016. — № 4. – С, 31-36.
  3. Барков А.В. Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1 — 5 [Электронный ресурс] / А.В. Барков, А.В. Габов, В.Г. Голубцов и др.; под ред. Л.В. Санниковой. — М.: Статут, 2015. — Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
  4. Белова Д.А. Особенности правового статуса добросовестного приобретателя [Текст]/ Д.А. Белова // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2016. — № 9. – С, 15-19.
  5. Беспалова А.Ю. Сроки и исковая давность в наследственном праве[Текст]/ А.Ю. Беспалова // Вестник Московского университета МВД России. — 2015. — № 11. – С, 57-60.
  6. Вавилин Е.В. Гражданское правоотношение в механизме реализации субъективного права и исполнения субъективной обязанности[Текст]/ Е.В. Вавилин // Журнал российского права. — 2016. — № 7. – С, 49-55.
  7. Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации: Общая часть. [Электронный ресурс] / А.И. Иванчак. — М.: Статут, 2014. — Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
  8. Исмаилов Ч. М. Безвестно отсутствующий и безвестно исчезнувший [Текст]/ Ч. М. Исмаилов // Законность. — 2015. — № 6. – С, 42-45.
  9. Кляус Н.В. Некоторые проблемы предмета судебной защиты в гражданском процессе по делам особого производства [Текст]/ Н.В. Кляус // Арбитражный и гражданский процесс. — 2006. — № 8. — С. 56-59.
  10. Михайлова И.А. Теоретические и практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим[Текст]/ И.А. Михайлова // Наследственное право. — 2016. — № 2. – С, 29-34.
  11. Портянкина С.П. О признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим[Текст]/ С.П. Портянкина // Адвокат. — 2015. — № 2. – С, 14-18.
  12. Портянкина C. Правовые проблемы обращения в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим [Текст]/ С.П. Портянкина // Закон и право. — 2016. — № 7. – С, 91-94.
  13. Шерстобоев О.Н. Регистрация граждан по месту пребывания и месту жительства: проблемы теории и практики[Текст]/ О.Н. Шерстобоев // Российский юридический журнал. — 2016. — № 2. – С, 80-83.

Розыск пропавшего без вести

Срок отсутствия пропавшего без вести гражданина должен быть подтвержден документально.

Суду необходимо доказать, что человека действительно разыскивали на протяжении срока его отсутствия всеми доступными способами, но результата не добились.

Для того чтобы заявить о факте пропажи гражданина, необходимо обратиться в дежурную часть районного ОВД по его последнему месту жительства.

Если в течение 10 дней после подачи заявления в полицию никаких сведений об отсутствующем лице не установлено и при этом обстоятельства его исчезновения не указывают на совершение преступления в отношении пропавшего, оперативное подразделение ОВД заводит розыскное дело.

Сотрудники полиции в ходе оперативно-розыскных мероприятий посылают запросы в различные государственные службы и частные организации (ГИБДД, Таможня, медучреждения, военкоматы, вокзалы, аэропорты, оператору сотовой связи, работодателю и пр.), опрашивают свидетелей, снимают записи видеокамер в районе проживания пропавшего, осуществляют иные действия, направленные на получение любых сведений о местонахождении гражданина.

Производство розыскного дела приостанавливается по истечении 5 лет, если исчерпаны все возможности для обнаружения пропавшего, а его родственники (иные заинтересованные лица) могут обратиться в суд, чтобы объявить этого человека умершим.

Предварительно потребуется получить в органе ОВД выписку из материалов розыскного дела (справку о безрезультатности поисков пропавшего без вести).

Какие обстоятельства устанавливает суд. Бремя доказывания

По делу об объявлении гражданина умершим необходимо установить следующие юридически значимые обстоятельства:

  • последнее место жительства гражданина;
  • отсутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания в течение пяти лет;
  • наличие правовой заинтересованности лица, подающего заявление об объявлении гражданина умершим, и наличие материально-правовых отношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос об объявлении его умершим;
  • принятие заявителем мер по розыску лица;
  • невозможность установления места нахождения данного лица;
  • существование обстоятельств, дающих основание полагать, что лицо может умышленно скрываться: находится в розыске, не желает выплачивать алименты или исполнять иные решения суда, других органов и прочее;
  • отсутствие спора о праве.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Следовательно, бремя доказывания наличия обстоятельств, указанных в статье 45 ГК РФ, возложено на лицо, обратившееся с требованиями об объявлении гражданина умершим.

Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим служит основанием для назначения органом опеки и попечительства управляющего имуществом безвестно отсутствующего лица.

В соответствии с Инструкцией о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 октября 1969 г. N 592, с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Совета Министров РСФСР от 18 марта 1981 г. N 156, от 5 июня 1984 г. N 232, судебное решение необходимо направить в орган загса в трехдневный срок.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Совмина РСФСР от 17.10.1969 N 592 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 06.07.1998 N 709 «О мерах по реализации Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

В своем решении суд указывает фамилию, имя, отчество гражданина, год и место его рождения, последнее известное место жительства, начало безвестного отсутствия.

При регистрации смерти лиц, признанных в установленном законом порядке умершими, временем смерти в записи акта о смерти указывается дата вступления в законную силу решения суда. Если решением суда установлен факт смерти лица в определенное время, то в записи акта о смерти записывается дата, указанная в решении суда.

Гражданин может быть признан умершим или безвестно отсутствующим, если длительное время нет никаких сведений. Это два разных статуса, имеющие важные отличия для законодательства.

  • Когда человек пропал, длительное время неизвестно его местонахождение, происходит объявление его безвестно отсутствующим. Но для общества, закона он не умер, считается живым. Сохраняются все его гражданские права, в том числе и имущественные. Н может считаться безвестно отсутствующим и год, и три.
  • Совсем другая ситуация для законодательства, если пропавшего признают умершим даже без обнаружения его тела. Такая процедура может быть осуществлена после того, как человек исчез во время стихийного бедствия. Также может быть умершим гражданин объявлен, если он пропал после кораблекрушения. Такой статус имеет большое значение для законодательства, он повлияет на жизнь семьи.

Установление факта смерти или объявление гражданина умершим: в чем разница

Установление факта смерти — не равно объявлению умершим. Факт смерти устанавливается тоже в судебном порядке, однако его невозможно установить просто ввиду длительного отсутствия — человек очевидно должен был пропасть при обстоятельствах, когда ему грозила смерть.

Расскажем, чем отличается процедура

  1. Об этих двух вариантах говорится в п. 3 ст. 45 ГК РФ.
  2. Объявление умершим считается правовой презумпцией, т. е. предположением о наступлении смерти. Днем смерти считается день вступления в силу судебного решения, которое, к слову, можно оспаривать по общим правилам, а в дальнейшем и вовсе отменить.
  3. Установление факта смерти происходит тогда, когда суду предоставляются достоверные сведения об участии (попадании) лица в обстоятельствах, грозивших смертью, и невозвращении оттуда. Днем смерти будет считаться день предполагаемой гибели, на практике — день происхождения несчастного случая (например, решение Ольского районного суда Магаданской области от 01.12.2017 по делу № 2-2408/2017).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *