Виды ответственности за нарушения земельного законодательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды ответственности за нарушения земельного законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Поскольку общество и государство заинтересованы в том, чтобы земельное право добровольно и добросовестно исполнялось, законодательством установлены меры принуждения и наказания в виде сложного механизма юридической ответственности.

Понятие и состав земельного правонарушения

Правонарушение является вторичной категорией по отношению к праву. Оно представляет собой один из результатов действия права, выражающееся в его несоблюдении. Выявленное и зафиксированное в установленном порядке правонарушение является юридическим фактом, инициирующим процесс наказания, который заканчивается исполнением решения административного или судебного органа о наказании виновного лица. Земельные правонарушения включают действия или бездействие, совершаемые по поводу земли и запрещенные законом. По сути, речь идет о нарушениях права собственности на землю, порядка землепользования или требований в области охраны земель. К земельным правонарушениям относятся также действия должностных лиц, связанные с неисполнением, ненадлежащим исполнением или нарушением возложенных на них полномочий и функций по управлению земельными правоотношениями. Таким образом, земельное правонарушение — общественно опасное, противоправное действие или бездействие, нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последствиям или создающее угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону такие действия или бездействие, предметом посягательства которых является земля.

Административная и дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения

Административная ответственность применяется за совершение противоправных действий, которые по сравнению с уголовными преступлениями отличаются меньшей степенью общественной опасности. Главный признак административной ответственности — преимущественно внесудебный порядок назначения и при-Ыенения санкций. Административная ответственность за земельные правонарушения применяется на основании не одного, а не-йколышх нормативных актов, включая Земельный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Указ Президента РФ от 1 декабря 1993 г. № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы». Всего в административном законодательстве предусмотрено порядка 20 составов административных правонарушений. Земельные правонарушения можно объединить в несколько групп. К первой и наиболее обширной относятся деяния, нарушающие право собственности и право пользования земельным участком. Среди них — самовольное занятие земельного участка, в том числе участка лесного фонда, водоохранной зоны водного объекта, уничтожение или повреждение чужого имущества, самовольная переуступка права пользования землей, использование земель не по целевому назначению, а также уничтожение специальных знаков.

Вторую группу образуют нарушения порядка государственного управления. К ним относятся действия или бездействие граждан и организаций, нарушающие порядок государственного учета и контроля земель, а также невыполнение должностными лицами обязанностей в области регулирования земельных отношений. Административная ответственность установлена для граждан и организаций за уклонение от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов, нарушение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Должностные лица несут административную ответственность за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков и отказ в предоставлении гражданину информации государственного земельного кадастра, несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Большую группу административных правонарушений составляют нарушения требований в области охраны земель. КоАП, к примеру, устанавливает административную ответственность за самовольное снятие, перемещение или уничтожение плодородного слоя почвы, порчу земли в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, проведение мелиоративных работ с нарушением проекта, невыполнение обязанностей по рекультивации земель, требований охраны особо ценных земель.

В отличие от уголовной ответственности, субъектами административной ответственности могут быть не только физические лица (граждане и должностные лица), но и юридические лила (организации). За административные земельные правонарушения в качестве меры наказания предусмотрен штраф. Меры административной ответственности в различных случаях применяются Минсельхозом России, МПР России, органами гос-земконтроля, а также путем вынесения судом постановления по делу об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами, либо судьей в 5-дневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Денежные средства взыскиваются с иностранных-и международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица, должностных лиц и граждан на основании решения арбитражного суда либо суда общей юрисдикции.

Штраф может быть наложен в течение Двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — в течение двух месяцев со дня его обнаружения. Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение 10 дней со дня его вынесения в вышестоящий орган либо в суд. Решение коллегиального органа (комиссии) либо иного л органа может быть обжаловано только в суд. Подача жалобы приостанавливает решение о наложении штрафа. Штраф подлежит уплате в течение 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от устранения допущенного нарушения и возмещения причиненных убытков и вреда. Допущенное правонарушение подлежит устранению в течение срока, определенного в постановлении об административном правонарушении. Дисциплинарная ответственность наступает за нарушения земельного законодательства в процессе выполнения работниками предприятий или учреждений своих трудовых обязанностей. Составы таких правонарушений устанавливаются внутриведомственными или внутрипроизводственными нормативными актами и по характеру не являются особо опасными. Меры дисциплинарной ответственности применяются в обязательном порядке к лицам — работникам организаций, по вине которых такая организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, негативно воздействующих на состояние земель.

Понятие и функции ответственности за нарушения земельного законодательства

Ответственность за нарушения земельного законодательства — это отношения, возникающие между государством и лицами, совершившими земельные правонарушения, заключающиеся в том, что виновное лицо должно претерпевать неблагоприятные последствия.

Ответственность за нарушения земельного законодательства выполняет ряд функций: стимулирующую соблюдение земельного законодательства посредством предупреждения совершения новых правонарушений; карательную, заключающуюся в привлечение лица к уголовной или административной ответственности; компенсационную — возмещение вреда, причиненного земельным правоотношениям в результате совершения правонарушения.

Основанием для привлечения к ответственности является земельное правонарушение — виновное противоправное действие, причиняющие вред земельным отношениям. Не всякое противоправное деяние является основанием привлечения к ответственности. В законодательстве устанавливаются обстоятельства, исключающие ответственность: невменяемость; необходимая оборона; крайняя необходимость; малозначительность правонарушения.

Ответственность граждан и юрлиц за земельные правонарушения: виды, особенности привлечения


Виды ответственности физлиц (юрлиц) за земельные правонарушения оговорены главой 13 Земельного кодекса РФ (ЗК):

  • как установлено статьей 74 ЗК, нарушитель земельного законодательства может нести как административную, так и уголовную ответственность за содеянное правонарушение. Важное условие – наличие вины данного нарушителя. Порядок применения санкций регламентирован конкретными нормами законодательства. При этом виновный субъект обязан исправить допущенные нарушения, возместить вред (ущерб), который был причинен (нанесен) такими правонарушениями;
  • статья 75 ЗК предусматривает дисциплинарную ответственность для субъектов, виновных в нарушениях законодательства о земле. Речь идет о должностных лицах и иных сотрудниках организации, привлеченной к административной ответственности за порчу или загрязнение земли. При этом виновность данных субъектов должна состоять в неподобающем исполнении ими трудовых или должностных обязанностей. Для применения соответствующих санкций нужно учитывать статьи 192-195 главы 30 Трудового кодекса РФ (ТК);
  • статьей 76 ЗК определены базовые принципы возмещения вреда (ущерба), обусловленного земельными правонарушениями. Такой вред в полном объеме возмещается виновными субъектами (физлицами, юрлицами). Наделы земли, самовольно присвоенные (занятые) нарушителями, возвращаются их законным правообладателям. Если участкам необходимо вернуть надлежащее состояние, виновные субъекты делают (оплачивают) это самостоятельно.

Юридическая ответственность направлена на стимулирование соблюдения земельно-правовых норм, а также на восстановление нарушенных субъективных земельных прав и охраняемых законом интересов, на предупреждение совершения новых земельных правонарушений.

Читайте также:  Как оформить пособие на ребенка в 2023 году

Земельно-правовая ответственность может применяться только в случае, если состав конкретного земельного правонарушения предусмотрен нормами земельного законодательства с указанием конкретной меры государственного воздействия, которая должна быть наложена на виновное лицо.

Все санкции, которые налагаются на виновных лиц за совершение земельного правонарушения, делятся на три вида:

1. карательные санкции (наложение штрафа, изъятие земельного участка и др.);

2. правовосстановительные санкции (возврат пострадавшему лицу самовольно занятого земельного участка, восстановление состояния земель, подвергнутых порче и др.);

3. компенсационные (возмещение имущественного вреда, компенсация морального вреда).

Юридическая ответственность разделяется на виды:

1. административно-правовая ответственность -наступает за земельные правонарушения, которые по степени своей тяжести и опасности для общества, государства либо отдельных лиц не требуют уголовного преследования.

2. уголовно-правовая ответственность. – законодательства наступает в случаях совершения земельных правонарушений, которые посягают на установленный земельный правопорядок и предста­вляют опасность для общества, государства или от­дельных лиц;

3. гражданско-правовая ответственность при­меняется по факту нарушения требований земельного законодательства в случае, если земельное правона­рушение связано с причинением вреда землям, субъективным земельным правам и охраняемым законом интересам конкретных собственников, арен­даторов земельных участков, землепользователей и землевладельцев.

Согласно ст. 76 ЗК РФ виновные юридические лица, а также граждане в обязательном порядке и в полном объеме возмещают вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

В соответствии со ст. 1082 ГК РФ существуют два способа возмещения вреда: возмещение вреда в натуре либо возмещение причиненных убытков;

4. дисциплинарная ответственность за совер­шение земельного правонарушения – должностные лица и работни­ки организации, виновные в совершении земельного правонарушения, обязаны нести дисциплинарную от­ветственность, если в результате ненадлежащего вы­полнения ими своих должностных или трудовых обя­занностей соответствующая организация понесла административную ответственность.

Эта ответственность применяется в результате со­вершения таких правонарушений, как: проектирова­ние, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, ко­торые оказывают негативное (вредное) влияние на состояние окружающей среды и др.

52. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения установленный законом порядок их учета, кадастра, мониторинга, использования и охраны.

Понятие дисциплинарной ответственности за нарушение свода законов по земельным вопросам

Наступление юридической ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) является показателем работы системы предупредительных мер. Применение санкций к нарушителям земельного права ставит своей целью предупреждение, выявление и упреждение фальсификаций с земельным имуществом. Система работает, наказывая виновных в нарушениях и восстанавливая права тех, у кого они были ущемлены. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения, кроме того, выполняет охранную функцию участков.

Объекты правонарушений в области земельного права:

  • Участки земли;
  • Состояние экологической обстановки на рассматриваемом наделе;
  • Имущественные объекты;
  • Правила использования вышеуказанных объектов по целевому назначению.

Порядок взысканий за нарушения в отношении земельных участков, свободных от собственности, не применяется. То есть в случае прекращения права владения (пользования) наделом ответственности не возникает.

Для того, чтобы определить порядок взыскания, используют состав элементов правонарушения:

  • Объект преступления – земельный надел;
  • Объективная сторона правонарушения – действие, в результате которого произошло нарушение законодательства. Это может быть несвоевременная уплата обязательных сборов и платежей (налогов), арендной платы, а также зафиксированное загрязнение территорий;
  • Субъекты дисциплинарной ответственности — это физические или юридические лица. Сюда не относятся руководители и иные должностные лица;
  • Субъективная сторона нарушения, за которую предусмотрены меры пресечения. Доказанный факт вины, — по неосторожности или по умыслу.

На практике, наличие факта вины требуется не всегда. Так, в соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса в отношении предприятий такой элемент не применяется. Например, если на предприятии произошла утечка отработанных материалов, которые попали в почву. Администрации завода вряд ли удастся доказать, что данное правонарушение стало результатом действия какой-то непреодолимой силы.

Конкретные виды ответственности

  • Использование земель без ведения хозяйственной деятельности. Конкретных признаков бесхозяйственности в статье 50 не приводится, вместе с тем, в норме описываются признаки такого нарушения: отклонение от установленных требований по обработке, охране земель от разрушения, а также непринятие мер к устранению негативных факторов.
  • Порча земель сельскохозяйственного назначения. Применение мер взыскания к нарушителям осуществляется при выявлении фактов приведения земельного фонда в худшее состояние по причине нарушений технологии производства.
  • Нарушение сроков возврата временно используемых земель и невыполнение требований о возвращении качественного состояния вверенных участков. Применение мер воздействия часто имеет место при разрешенном строительстве или горной выработке.
  • Умышленное отступление от утвержденных проектов землепользования. Это нарушение границ наделов, природоохранной зоны и прочие преступления.
  • Приведение в негодное состояние межевых знаков влечет наложение штрафных санкций на физических или юридических лиц.

Земельный ресурс не является восполняемым, в связи с чем его ценность возрастает с каждой застройкой или засевом. Государство разработало ряд предупредительных мер, направленных на сохранение земельного фонда на несколько поколений вперед.

Что понимается под земельными правонарушениями

Земельные правонарушения представлены действиями, запрещенными законом или бездействием относительно земель и земельных участков.

Они состоят из нарушений прав граждан на земельные участки. Земельные правонарушения характеризуются также действиями или бездействием должностных лиц, проявляющиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении или нарушении возложенных на них государством обязанностей и функций в сфере обеспечения земельного законодательства.

Итак, земельное правонарушение является общественно опасным, противоправным деянием, нарушающим земельное законодательство, влекущее за собой негативные последствия и создающее угрозу возникновения таких последствий.

Предмет посягательства при земельных правонарушениях состоит из земли, земельного участка или земельных прав граждан.

Земельное правонарушение включает в себя элементы, характеризующие совершенное деяние как правонарушение. Совокупность этих элементов, состоящая из: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны, является составом правонарушения.

Земельное правонарушение как основание возникновения юридической ответственности

Как было указано выше, на сегодняшний день установлена юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства на территории РФ. За нарушение земельного законодательства предусмотрены все виды ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая и специальная земельно-правовая ответственность.

Понятие юридическая ответственность в области земельного права подразумевает под собой определённый вид социальной ответственности, наступающей, если будет доказан факт совершения правонарушения в процессе эксплуатации земли. Юридическая ответственность состоит в том, что на субъект правоотношений налагается конкретная санкция, которая влечёт за собой неблагоприятные последствия для виновного личностного или же имущественного характера.

Земельное правонарушение предполагает посягательство на охрану земли, её рациональное использование, восстановление плодородия почв, мероприятия по сохранению и улучшению окружающей среды и охране прав и законных интересов субъектов земельных правоотношений противоправное; виновное действие (бездействие), влекущее за собой ответственность.

Для наступления такой ответственности необходимым ряд условием является наличие всех элементов правонарушения, поскольку отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность. Как и другие правонарушения, земельные включают в себя 4 основных элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

В качестве объекта земельного правонарушения выступают охраняемые государством земельные правоотношения, которым в результате деяния виновного лица причиняется вред или создается угроза его причинения. Непосредственным объекта может быть:

  1. Конкретный земельный участок.
  2. Объекты недвижимости, связанные с землей.
  3. Установленные правила и порядок использования земель.
  4. Права на землю.
  5. Права собственников земли, землепользователей, землевладельцев в части владения: пользования и распоряжения землей.
  6. Охраняемая экологическая обстановка и др.

Объективная сторона – это совокупность юридически значимых признаков, характеризующих внешнюю сторону противоправного деяния. Оно может быть совершено в форме действия (уничтожение межевых знаков либо самовольный захват земельного участка) или бездействия (систематическое невнесение платежей за землю). Кроме того, существуют факультативные признаки объективной стороны: место правонарушения, способ совершения правонарушения, средства, с помощью которых оно совершено и другие.

Субъектом правонарушения является лицо, совершившее правонарушение, то есть, физические и юридические, нарушившие нормы земельного законодательства (ими могут быть не только граждане РФ, но также иностранные граждане, лица без гражданства, а также юридические лица, в том числе иностранные предприятия и организации). Субъект земельного правонарушения должен отвечать условиям возраста наступления юридической ответственности и вменяемости. Должностные лица как специальные субъекты достаточно часто становятся субъектами земельных правонарушений. Например, в случае нарушения сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда. Субъектами в таком случае будут должностные лица соответствующих государственных и муниципальных органов, в компетенцию которых входит данное действие.

Субъективная сторона правонарушения даёт представление о внутренних психических процессах, происходящих в сознании и воле лица, совершающего правонарушение, характеризующийся конкретной формой вины, мотивом, целью и эмоциями. Формами вины являются умысел или неосторожность. При этом, различают прямой и косвенный умысел, а неосторожность разделяют на легкомыслие и преступную небрежность.

Для привлечения субъекта к ответственности необходимо наличие всех следующих условий:

  1. Противоправное поведение субъекта.
  2. Причинение вреда.
  3. Прямая причинная связи между вредом и деянием.
  4. Вина нарушителя.
Читайте также:  Как правильно уложить линолеум для теплого пола своими руками

Субъект правонарушения несёт ответственность только тогда, когда его поведение, деяние (действие или бездействие) являются противоправными, то есть, когда нарушаются требования закона. Если деяние не соответствует таким характеристикам, субъект не может быть привлечен к ответственности. Следует иметь это ввиду, когда поведение субъекта может казаться правонарушением, однако не предусмотрено прямо законом, а без закона не может быть и ответственности.

Вред, причиняемый земельным правонарушением, может быть: имущественным (возникает при нарушении законных имущественных интересов собственника, владельца, пользователя или арендатора, например, загрязнение земли, снижение урожайности на несколько лет) и моральным (наносит вред нравственного и физического характера).

Причинная связь между правонарушением и вредом указывает на возникновение вреда именно по этой причине, а не какой-либо другой. Иногда прямая причинная связь причинения вреда может отсутствовать, но наличествует угроза причинения вреда, тогда виновный так же может привлекаться к ответственности. Однако если нес взаимосвязи с действиями конкретного лица, привлечение лица к ответственности невозможно, как например, в случае стихийного бедствия.

Для привлечения субъекта правонарушения к ответственности обязательно наличие вины. В зависимости то того, какая обнаружена вина (умысел или неосторожность), устанавливаются разные меры наказания или взыскания.

Совокупность указанных выше основных элементов правонарушения, оснований и условий ответственности, влечёт наступление юридической ответственности.

Признаки юридической ответственности:

  1. Государственно-принудительный характер.
  2. Всегда связана с определёнными лишениями, поскольку сопровождается применением к виновному отрицательных (неблагоприятных) последствий, выражающихся в ущемлении, ограничении или лишением его прав (запрет заниматься определенной деятельностью, занимать определенную должность, лишение свободы на определенный срок).
  3. Выполняет правовосстановительную функцию.
  4. Основание для применения юридической ответственности – состав правонарушения.
  5. Воплощается в процессуальной форме.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения возникает вследствие совершения правонарушения; она выражается в виде правоотношений между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, который претерпевает соответствующие неблагоприятные последствия (принудительное изъятие земельного участка, наложение денежного штрафа и др.) за нарушение требований земельного законодательства.

Специфика ответственности за нарушение земельного законодательства заключается в том, что они всегда непосредственно связаны с землей, не смотря на разнообразие правонарушений.

Признаки земельного правонарушения

  • Противоправность – действие, признаваемое правонарушением всегда прямо запрещено законом;
  • Виновность – психическое отношение лица к совершенному деянию;
  • Общественная опасность – то или иное правонарушение должно обладать общественной опасностью. Если деяние попадает под другие признаки правонарушения, но не обладает общественной опасностью, то оно не может признаваться правонарушением.

Уголовная ответственность – наступает в том случае, когда это нарушение имеет признаки общественно опасного деяния, т.е. является преступлением.

Субъектами преступления могут быть только граждане, включая должностных лиц.

Существует три группы составов «земельных» преступлений:

  • Носящие экологический характер – имеет место посягательство на землю как элемент экосистемы, например “Порча земли”;
  • Носящие экономический характер – имеет место посягательство на землю как хозяйственный, имущественный объект, например “регистрация незаконных сделок с землей”;
  • Посягающие на землю как объект государственного управления – например, самоуправство (совершение действий с землей, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином).

Административная ответственность – наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с уголовным законодательством уголовной ответственности. Субъектами могут выступать как граждане, так и юридические лица.

В частности КоАП установлена ответственность за:

  • Самовольное занятие земельного участка;
  • Уничтожение межевых знаков границ земельных участков;
  • За самовольную уступку права пользования землей и самовольную мену земельного участка;
  • За самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы;и др.

Гражданско-правовая ответственность – предусмотрена гражданским законодательством. Субъектами могут выступать как граждане, так и юридические лица.

Гражданская ответственность применяется при соблюдении четырех условий:

  • Наличие причиненного ущерба, подлежащего возмещению;
  • Противоправное поведение виновных лиц;
  • Имеется причинная связь между противоправным поведением и наступившими имущественными последствиями;
  • Вина.

Дисциплинарная ответственность.

Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения

  • Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей.
  • При этом в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству — Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации.
  • Юридическая ответственность — это государственное принуждение к исполнению требований прав; правоотношение, одна из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной — обществом, государством.
  • Юридическая ответственность наступает при наличии условий, именуемых юридическими и фактическими основаниями:
  • наличие нормы, запрещающей поведение или обязывающей предпринять определенное действие;
  • факт несоблюдения этой нормы;
  • наличие вины правонарушителя;
  • наличие причинно-следственной связи.
  • Основными видами юридической ответственности являются:
  • уголовно-правовая;
  • административно-правовая;
  • гражданско-правовая;
  • дисциплинарная (применительно к трудовым правоотношениям работников, выполняющих некоторые виды деятельности, связанные с земельным правом).
  • Система достаточных и необходимых признаков земельного правонарушения образует его состав.
  • Земельное правонарушение — общественно опасное, противоправное действие или бездействие, нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последствиям или создающее угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону; такие действия или бездействие, предметом посягательства которых является земля.
  • Не считаются правонарушениями свойства личности, родственные и деловые связи, национальность, принадлежность к какой-либо партии, отдельным лицам, если они не проявлялись в деяниях, нарушающих порядок в области охраны и использования земель.

Противоправность деяния означает, что любое правонарушение или преступление представляет собой невыполнение обязанности, которая четко прописана в соответствующем нормативном правовом акте, как законе, так и подзаконном акте. Следовательно, наказание не может быть назначено, если правонарушение или преступление не предусмотрено в соответствующем законе.

  1. Особенностью любого правонарушения является заведомо вредоносный или социально-опасный характер деяния, который наносит ущерб интересам личности, государства, общества в целом, земельному правопорядку.
  2. Объект правонарушения — это закрепленные в законодательстве общественные отношения, возникающие по поводу земли в её юридическом понимании.
  3. Объективную сторону образует противоправное деяние, совершенное в нарушение земельного законодательства.
  4. Субъектами земельного правонарушения являются физические (граждане или должностные лица) и юридические лица.

Субъективная сторона выражается в наличии вины правонарушителя. Вина бывает двух видов: умышленная и неосторожная.

  • Вместе с тем, в случае причинения вреда предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы либо умысла потерпевшего.
  • Составы: материальный (при наличии последствий) и формальный (с момента совершения).
  • Классификация: административные и гражданско-правовые правонарушения, дисциплинарные проступки.
  • Порядок привлечения к административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности строго регулируется соответствующими кодексами: уголовно-процессуальным, КоАП, и, соответственно, гражданско-процессуальным.

Лица, виновные в совершении преступлений, т.е. общественно-опасных деяний, попадающих под диспозицию действия статей УК РФ, несут уголовную ответственность.

Земельное преступление — виновно совершаемое, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Уголовная ответственность за земельные преступления наступает в соответствии с УК РФ.

  1. УК РФ предусмотрены следующие составы, связанные с земельными или иными экологическими правоотношениями.
  2. К таковым можно отнести:
  3. нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.246 УК РФ);
  4. нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ);
  5. загрязнение вод (ст. 249 УК РФ);
  6. порчу земли (ст. 254 УК РФ);

нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ).

Непосредственно к земельным правоотношениям относится диспозиция ст. 254 УК РФ.

Согласно этой статье отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами или иными опасными веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, является основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Возмещение вреда природным объектам и приведение земельных участков в пригодное состояние

Земля одновременно является имуществом и объектом природы. Обязанность по возмещению вреда в полном объеме (ч. 1 ст. 76 ЗК РФ) означает не только восстановление нарушенных прав собственника, но и возмещение вреда, причиненного окружающей среде, земле как природному объекту. Такой вред следует оценить как более масштабный, чем вред, нанесенный собственнику или правообладателю, так как он затрагивает интересы более широкого круга лиц.

Читайте также:  Размер максимальных выплат по ОСАГО в 2023 году

Отношения по возмещению вреда, нанесенного земле как природному объекту, могут быть как связаны, так и не связаны с совершением правонарушения. Например, это возмещение убытков, причиненных государственными или муниципальными органами в связи с изъятием земель для государственных и муниципальных нужд (в том числе национализации), или ухудшение качества земель в результате деятельности других лиц (ст. 57 ЗК РФ), не вызванное правонарушением. Убытки, причиненные изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый участок и производятся за счет соответствующего бюджета.

Возмещение вреда, причиненного земле как природному объекту, корреспондирует ст. 77 Закона N 7-ФЗ, согласно которой юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.

Советы юриста лицам, пользующихся землёй

Юристы, занимающиеся земельными вопросами, ежедневно сталкиваются с рядом проблем, возникающими у граждан по оформлению собственности и приватизации. Приватизация – это присвоение недвижимого имущества с правом собственности. По мнению юристов, человек имеющий участок вправе приватизировать его и использовать в личных целях, и кроме налоговых обязательств не платить более ни за что.

Чтобы бесплатно приватизировать аграрные владения необходимо выполнение некоторых условий:

  1. Дом, возведённый на участке, должен быть старше 2001 года (в данном случае речь идёт о дарении и договоре купли-продажи);
  2. Если имеет место долгосрочная аренда для застройки участка, вплоть до 2001 года;
  3. Если участок оформлялся под пожизненно-наследуемое владение;
  4. В случае, если грунтовые почвы были предназначены для сада.

Советы юриста лицам, пользующихся землёй

Юристы, занимающиеся земельными вопросами, ежедневно сталкиваются с рядом проблем, возникающими у граждан по оформлению собственности и приватизации. Приватизация – это присвоение недвижимого имущества с правом собственности. По мнению юристов, человек имеющий участок вправе приватизировать его и использовать в личных целях, и кроме налоговых обязательств не платить более ни за что.

Чтобы бесплатно приватизировать аграрные владения необходимо выполнение некоторых условий:

  1. Дом, возведённый на участке, должен быть старше 2001 года (в данном случае речь идёт о дарении и договоре купли-продажи);
  2. Если имеет место долгосрочная аренда для застройки участка, вплоть до 2001 года;
  3. Если участок оформлялся под пожизненно-наследуемое владение;
  4. В случае, если грунтовые почвы были предназначены для сада.

Преступления, нарушающие нормы земельного законодательства

Регистрация незаконных сделок с землей, если заранее известно о незаконности совершаемого деяния, – опасное правонарушение, которое рассматривается в Уголовном кодексе РФ отдельно (ст. 170 УК РФ), наряду с нормами про ответственность за порчу земли. За совершение указанных выше правонарушений устанавливается уголовная ответственность.

Ответственность за земельные правонарушения, предусмотренная КоАП РФ, в подобной ситуации не применяется из-за тяжести совершенного проступка.

Согласно требованиям законодательства, в частности, Уголовного кодекса России, правонарушитель может быть наказан несколькими способами:

  • обязанность оплатить штраф в размере от 100 до 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных в регионе, где было совершено правонарушение;
  • лишение на 3 года права занимать определенные должности, вести определенные виды деятельности;
  • при наличии отягчающих обстоятельств, указанных в соответствующей статье нормативно-правового акта, предусматривается назначение исправительных работ;
  • в некоторых ситуациях, любое подобное правонарушение может быть наказано лишением свободы на определенный законом срок.

Данные случаи относятся к категории самоуправства должностных лиц, поэтому подлежат наказанию по всей строгости закона.

Статья 74 Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения

Комментарий к Земельному кодексу Российской ФедерацииТихомиров М Ю

Статья 74

Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения

1. Понятие «земельное правонарушение», которым оперирует Кодекс, не укладывается в рамки типологии правонарушений, давно установленной как в теории права, так и в нормотворческой и правоприменительной практике.

Как известно, в зависимости от объекта правонарушения и степени причиненного им вреда различаются правонарушения: а) гражданские (деликты), б) административные, в) дисциплинарные, г) уголовные (преступления).

Следует также учитывать, что выделение в российской правовой системе такой отрасли, как земельное право, само по себе не означает, что земельно-правовые отношения охраняются нормами данной отрасли.

Охрана названных отношений в действительности осуществляется нормами гражданского, административного, трудового и уголовного права — в зависимости от объекта и тяжести совершенного правонарушения.

Что же касается так называемого «земельного правонарушения», то на практике под ним можно понимать деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы той отрасли права, которая охраняет регулируемые земельным правом общественные отношения, совершенное виновно (умышленно или по неосторожности) и причиняющее вред частным, государственным или общественным интересам.

В зависимости от того, нормами какой отрасли права, предусматривающими юридическую ответственность за конкретное деяние, охраняется нарушенное земельно-правовое отношение, «земельное правонарушение» может квалифицироваться соответственно как гражданское, административное, дисциплинарное или уголовное правонарушение (преступление). См. также комментарий к ст.75 Кодекса.

Подтверждением приведенных рассуждений являются положения п.1 ст.74 Кодекса, в которых, естественно, не предусмотрены конкретные меры юридической ответственности, а содержатся отсылки к законодательству об административных правонарушениях и уголовному законодательству Российской Федерации.

Административные правонарушения в области использования и охраны земель различаются, в частности, в зависимости от объекта посягательства. Например, среди правонарушений в области охраны собственности КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка (ст.7.

1), уничтожение специальных знаков (ст.7.2), самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст.7.

4), самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст.7.

8), самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст.7.9), незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного наследия (ст.7.16) и другие правонарушения, предусмотренные статьями гл.7 КоАП РФ.

Среди административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования можно выделить, например, порчу земель (ст.8.6), невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст.8.

7), использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст.8.8), нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст.8.

12) и некоторые другие, предусмотренные статьями гл.8 КоАП РФ.

К числу административных правонарушений в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель гл.

10 КоАП РФ относит, в частности, непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли (ст.10.

5), проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст.10.9), нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений, повреждение мелиоративных систем (ст.10.10).

Целесообразно учитывать, что в информационном письме Президиума ВАС РФ от 27.02.2001г. N 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства»[300] указано на то, что суд вправе снизить размер штрафных санкций, наложенных органами государственного контроля за использованием и охраной земель.

Уголовная ответственность за преступления, в результате совершения которых могут быть нарушены правила по использованию и охране земель, предусмотрена УК РФ. Например, среди преступлений в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) уголовная ответственность предусмотрена за регистрацию незаконных сделок с землей (ст.

170), среди преступлений против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25 УК РФ) можно назвать незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст.231), среди экологических преступлений (гл. 26 УК РФ) — порчу земли (ст.

254), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст.262).

2. Помимо мер административной или уголовной ответственности за правонарушения, связанные с несоблюдением требований по использованию и охране земель, к правонарушителям применяются также неблагоприятные меры гражданско-правового характера, указанные в п.2 ст.74 Кодекса. О возмещении вреда см. ст.76 Кодекса и комментарий к ней.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *