Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вступили в силу новые ПДД: что нужно знать водителям и пешеходам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан “пропустить” пешехода, ныне же есть обязанность “уступить дорогу”, а в чём разница, Вы поймёте ниже.
Документы для сотрудника ГАИ: можно не брать страховку?
Главное отличие от прежних требований в этом пункте – не нужно возить с собой допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Если же транспорт не зарегистрирован, то берите с собой документ, подтверждающий законность приобретения (договор купли-продажи). В остальном список остался примерно таким, как и был: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства, страховка, документ, подтверждающий законность использования знака «Инвалид».
Кстати, в СМИ Госавтоинспекция сообщала о том, что и страховку спрашивать у водителей не будут, поскольку сведения об этом будут в базе данных, к которой у инспектора есть допуск со специального планшета. Однако, как видим, в ПДД требование о наличии страховки у водителя пока есть.
Средства персональной мобильности: не водитель, а пешеход
Это тоже новинка, которую ждали, поскольку статус гироскутеров, моноколес и электросамокатов зачастую вызывал активные споры: кто ими управляет – водитель или пешеход? Были и случаи, когда пьяных на электросамокатах лишали «прав», будто они управляли мотоциклом или автомобилем. Теперь определились: управляет СПМ все-таки пешеход, а не водитель.
Под СПМ понимается устройство или приспособление, не являющееся транспортным средством, приводимое в движение двигателем и предназначенное для использования пешеходами (сигвей, гироскутер, электросамокат, моноколесо).
СПМ должно иметь исправную тормозную систему и рулевое управление. В темное время суток пешеход на СПМ должен обозначить себя светоотражающими элементами, а на самом СПМ должен быть фонарь (фара). Шлем для пешехода не является обязательным и (пока?) лишь рекомендован.
Кстати, в новых ПДД появился такой пункт: на СПМ или роликовых коньках, лыжах, другом спортинвентаре пересекать проезжую часть дороги нужно со скоростью идущего шагом пешехода, убедившись, что выход (выезд) на проезжую часть дороги безопасен. При использовании СПМ пешеход должен двигаться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке или обочине, не создавая препятствий для других пешеходов.
Передвигаться на СПМ разрешается со скоростью не более 25 км/ч и только лицам, достигшим 14 лет (кроме пешеходных и жилых зон), держаться за руль при этом обязательно. Перевозить пассажиров, если специальных мест для них нет, запрещено.
Статья 18.1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций
1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом
Административная ответственность за нарушение | ||
222–1850 руб. | от 6 до 50 б.в. |
Статья 18.11. Нарушение правил эксплуатации транспортного средства
1. Управление транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), стеклоочистителей (во время выпадения осадков), с не горящими фарами и (или) задними габаритными огнями (в темное время суток и (или) в условиях недостаточной видимости)
Административная ответственность за нарушение | ||
37–111 руб. | от 1 до 3 б.в |
Статья 18.12. Превышение скорости движения
1. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час
Административная ответственность за нарушение | ||
до 37 руб. | до 1 б.в. |
При каких ситуациях невозможен штраф за пешехода, а также как обжаловать решение?
В настоящий момент для владельцев транспортных средств предусмотрены правовые нормы, в рамках которых можно оспорить вину в нарушении. Это касается также тех ситуаций, когда проезд по пешеходному переходу был произведен даже при условии движения по нему прохожих. Существенно больше вариантов для снятия вины в том случае, если факт нарушения правил ПДД был зафиксирован непосредственно инспектором, который впоследствии вынес установленную меру наказания.
При рассмотрении ситуаций, когда прохожий двигался в неустановленном месте без «зебры» или светофора, автомобилисту необходимо объяснить профильную статью ПДД касательно того, что штрафные санкции могут коснуться каждой из сторон. При отсутствии показаний со стороны свидетелей допускается применение ряда других аргументов, к которым относятся:
- плохие погодные условия и ограниченная зона видимости, ночное время суток;
- неожиданное появление на переходе человека.
При наличии записи видеорегистратора, которая целиком подтверждает правоту водителя, доказать невиновность и отсутствие оснований для штрафа за пешехода будет предельно просто.
Разъяснения и комментарии
Давайте разберемся, как необходимо осуществлять пропуск пешеходов. Как можно понять из Правил, водитель должен уступить дорогу. До изменений 2014 года ПДД и Административный кодекс не соответствовали между собой. Правила заставляли пропускать пешеходов, а КоАП предписывал наказание за то, что не уступили дорогу. Поэтому законодатели сделали поправки, чтобы эти нормативные акты соответствовали ситуации. Но в чем была неясность?
Вопрос в том, что понятие пропуска не разъяснено в ПДД, а как уступать дорогу, там подробно описано. Водитель не должен мешать пешеходам, и вынуждать их изменять направление движения, скорость ходьбы.
Учитывайте, что в понятии «уступить дорогу» содержится важный фактор. Ваши пути движения с человеком, переходящим дорогу, должны пересекаться сразу по времени и траектории движения. Другими словами, если вы не дадите возможность перейти дорогу, то столкнетесь с ним, или вынудите изменить направление движения и скорость. В результате будет нарушаться п. 14.1 Правил.
Учитывая вышесказанное, можно утвердить следующий порядок пропуска пешеходов:
- Вы подъехали к «зебре», а пешеход вступил на нее. Если он пока не находится на проезжей части, то водитель еще не должен уступать дорогу.
- Вы должны притормозить, либо остановиться, чтобы дать возможность человеку перейти дорогу, не меняя из-за Вас направление и скорость ходьбы. Тогда вашей вины не будет. Но если пешеход испугался быстро приближающегося автомобиля, то сотрудник ДПС может наказать вас, выписав постановление о штрафе.
- Когда пешеход прошел линию вашего пути, то можно продолжать движение. Вы не обязаны ждать, пока он пройдет всю дорогу, а только уступить ему. И вы это сделали.
Автовладелец, проходившие обучение навыкам вождении и действующим нормам по старым правилам, должны учитывать изменение не только требований, но и формулировок. Раньше нормы ПДД обязывали водителей «пропустить пешехода». Сейчас необходимо «уступить дорогу». С точки зрения законодателя, это различие определений имеет особый смысл.
Водитель, ранее должен был отказаться от намерения начать движение на разрешающий сигнал, если переходящий улицу человек уже находится на разметке и ему необходимо лишь завершить свое передвижение. Теперь предполагается, что автолюбитель должен изучить намерения граждан, еще находящихся на тротуаре и если кто-то из них выразит желание перейти дорогу, ему необходимо уступить и подождать, пока он завершит свой маневр.
Нововведения в законодательстве изменили представление о некоторых понятиях, повлияв на ряд правил. В первую очередь это коснулось понятия «пропустить пешехода», которое заменили, как уже упоминалось выше, на «уступить дорогу».
Смысл корректировки в том, что теперь водитель избавился от обязанности выполнять остановку и ждать человека, переходящего дорогу, если тот находится на встречной полосе. Останавливаться придется, когда пешеход максимально приблизится к полосе, по которой едет автомобиль. Но при движении следует рассчитывать скорость, чтобы пешеходу не пришлось останавливаться или ускоряться. Благодаря замене термина, удалось снизить количество пробок, ускорив общее движение транспортного потока.
За нарушения ПДД, которые связаны с пешеходным переходом, водитель понесёт наказание в виде штрафа:
- Парковка или наезд на пешеходный переход – 1000 рублей + задержание автомобиля и отправка его на штрафстоянку.
- Невыполнение правил уступить дорогу пешеходу — 1500 рублей.
Помимо ответственности водителя машины, пешеходы тоже могут понести наказание за несоблюдение ПДД и создание помех при движении автомашин:
- Нарушение правил движения пешеходом – 500 рублей или предупреждение.
- Нарушение правил движения, что повлекло помехи движения машин – 1000 рублей.
- Нарушение правил движения пешеходом, что повлекло помехи движения машин или причинение лёгкого или среднего вреда здоровью физическому лицу – от 1000 до 1500 рублей.
Типы знаков на пешеходных переходах
Пешеходные переходы делятся на три основные категории, в зависимости от которых применяются знаки разного типа. Так, таблички «5.19.1» и «5.19.2» устанавливают на наземных переходах, которые, в свою очередь, могут быть регулируемыми или нет. В первом случае движение людей и транспорта разделено временными интервалами — в соответствии с сигналами светофора. Во втором случае пешеходы имеют абсолютное преимущество перед всеми автомобилями на дороге.
Плюс ко всему в ПДД предусмотрен знак 1.22 с изображением пешехода в красном треугольнике. Он предупреждает автомобилиста о подъезде к регулируемому или нерегулируемому пешеходному переходу, информируя водителя о необходимости быть готовым сбросить скорость или остановиться.