Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «138. Отличие дознания от предварительного следствия.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.
Окончание предварительного расследования
Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.
Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 — 31 УПК РФ) или дознание (гл. 32 — 32.1 УПК РФ).
Предварительное следствие как форма предварительного расследования
Предварительное расследование – это деятельность уполномоченных органов к розыску обвиняемого, установлению причин и фактов случившегося происшествия и изобличению виновного.
Существует два вида предварительного расследования:
- Дознание. Его назначают по делам небольшой или средней тяжести.
- Предварительное следствие. Установленный нормами процесс расследования, который ведет следователь. Начинается с момента открытия уголовного дела.
Приступив к производству, следователь собирает доказательства по уголовному делу.
Следственный орган имеет полномочия самостоятельно осуществлять следующие действия:
- осматривать место преступления;
- проводить следственный эксперимент;
- обыск (с разрешения прокурора);
- производить изъятие улик;
- запрашивать сведения о телефонных разговоров и почтовых переписок;
- проводить допросы и очные ставки;
- предъявлять опознания личности;
- назначать судебную экспертизу.
Субъектное разделение проведения розыска и субъектное разграничение имеет значение в процессе предварительного расследования. Следователи не занимаются оперативно-розыскной деятельностью, они уполномочены давать указания и инструкции органам дознании по проведению оперативно-розыскных мероприятий.
Предварительное расследование должно гарантировать соблюдение законных прав и интересов в досудебной стадии. Предварительное следствие обязательно по всем сложным делам, особенно, по преступлениям совершенным должностными лицами.
Предварительное следствие длится два месяца, по окончанию выносится обвинительное заключение.
Комментарий к ст. 150 УПК РФ
1. Предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (см. ч. 2 ст. 20) вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи (см. коммент. к ст. ст. 318 — 319).
2. Форма расследования как система организации данной стадии может быть усложненной (предварительное следствие) или упрощенной (дознание) в зависимости от общественной опасности преступления. Общественная опасность определятся квалификацией преступления по конкретной норме Особенной части УК (о предметной подследственности см. коммент. к ст. 151).
3. Предварительное следствие — это основная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и обеспечения прав участников процесса. Предварительное следствие обязательно по тем уголовным делам, которые не указаны в ч. 3 ст. 150 УПК. Об исключениях см. коммент. к ч. 4 ст. 150. Производство дознания вместо предварительного следствия рассматривается как существенное нарушение уголовно-процессуального закона, влекущее недопустимость полученных доказательств (ч. 3 ст. 7), прекращение дела, постановление оправдательного приговора, отмену обвинительного приговора (ст. 381). Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, ОВД, ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. См. коммент. к ст. ст. 38 и 151.
4. О дознании см. коммент. к ст. 223.
5. По делам частного обвинения дознание производится в тех случаях, когда эти дела возбуждены дознавателями ОВД (п. 1 ч. 3 ст. 151) с согласия прокурора в связи с неспособностью пострадавшего самостоятельно защищать свои права и законные интересы в силу зависимого, беспомощного состояния, невозможностью самостоятельно установить преступника или иным причинам (ч. 4 ст. 20 УПК). По этим же основаниям мировой судья вправе направить заявление по делу частного обвинения начальнику ОВД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч. ч. 1.1 и 1.2 ст. 319). См. коммент. к ч. 4 ст. 20, ч. 6 ст. 144, ст. 147; ч. 3 ст. 318.
Норма, предусмотренная п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК, конкурирует с нормами, предусмотренными п. п. 11 — 12 ч. 2 ст. 37. Из сопоставления этих норм следует вывод, что прокурор вправе дать письменное указание о производстве дознания по преступлениям небольшой или средней тяжести (не указанным в п. 1 ч. 3 ст. 150) только до того момента, как по ним началось предварительное следствие. Согласно ст. 37 УПК (п. п. 11 — 12 ч. 2) передача уголовного дела от органа следствия органу дознания невозможна. В связи с этим дача указания прокурором о производстве дознания на основании п. 2 ч. 3 ст. 150 возможна в двух случаях:
— в стадии возбуждения уголовного дела при вынесении постановления о направлении материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37);
— после проведения органом дознания неотложных следственных действий до передачи уголовного дела руководителю СО (ст. 157).
6. Дознание не производится по тем преступлениям, по которым установлена обязательность предварительного следствия по персональному признаку (о понятии персональной подследственности см. коммент. к ст. 151). В настоящий момент таких случаев два:
1) производство предварительного следствия обязательно по делам лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение (ч. 1 ст. 434 УПК), — следователями тех органов, к предметной подследственности которых относится данное деяние;
2) производство предварительного следствия обязательно по делам о преступлениях, совершенных в отношении лиц, указанных в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК в связи с их профессиональной или служебной деятельностью.
7. Прокурор может дать указание о производстве следствия вместо дознания, если за сокращенные сроки дознания невозможно полно и объективно провести расследование данного дела или если уголовное дело имеет особое общественное значение.
Понятие, значение и виды общих условий производства предварительного расследования
Действующее уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает в две формы производства предварительного расследования:
-
- дознание;
- предварительное следствие.
В целях упорядоченности расследования уголовных дел УПК РФ установлена система правил, распространяющихся на все процессуальные решения и действия дознавателя и следователя.
Данные правила, сформулированные законом в соответствии с принципами уголовного судопроизводства, регламентируют наиболее существенные стороны досудебного производства. Их принято называть общими условиями. Общие условия производства предварительного расследования закреплены в главе 21 УПК РФ с одноименным названием.
Общие условия предварительного расследования — это закрепленные в уголовно-процессуальном законе правила, исполнение которых обязательно для любой из форм предварительного расследования (за некоторым исключением, в частности, при сокращенном дознании — гл. 32.1 УПК).
Указанные условия предварительного расследования:
-
- выражают его характерные черты и
- определяют существенные требования, предъявляемые к порядку производства следственных действий и принятию решений.
Общие условия предварительного расследования распространяются на всю деятельность, именуемую расследованием.
Формы предварительного расследования: дознание и предварительное следствие
Действующее уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает две основные формы (два процессуальных порядка) производства предварительного расследования: дознание (упрощенная форма) и предварительное следствие (основная форма). Подобная дифференциация обусловлена большим количеством как материально-правовых, так и процессуальных предпосылок, например различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.
Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, являясь формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Следовательно, порядок осуществления того и другого очень близок. Это, в частности, выражается в общих условиях предварительного расследования, в единых способах собирания и проверки доказательств, в одинаковых требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц, в идентичных средствах государственного принуждения и т. д. И дознаватель, и следователь наделены иными общими процессуальными полномочиями; деятельность обоих участников осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора. Доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.
Формы предварительного расследования (предварительное следствие и дознание)
В соответствии со ст. 150 УПК РФ формами предварительного расследовании являются предварительное следствие и дознание. Правильное определение того, предварительное следствие или дознание должны проводиться по тому или иному преступлению — важнейшая предпосылка законности дальнейшего производства по уголовному делу.
Предварительное следствие
Предварительное следствие, регламентированное гл. 22 УПК РФ, основная форма предварительного расследования. Это объясняется тем обстоятельством, что оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, так как по ним производится дознание.
Предварительное следствие представляет собой систему процессуальных действий и решений следователя, которые состоят в принятии уголовного дела к производству, выполнении следственных и иных процессуальных действий, предъявлении обвинения, применении мер процессуального принуждения, приостановлении и окончании предварительного следствия, а также исполнении итоговых решений по уголовному делу.
В чем разница между дознанием и следствием?
Осуществление процедур данного типа предполагает следование определенным процессуальным принципам и требованиям уголовно-процессуального законодательства.
Стоит отметить, что процедуры во многом подобны, поскольку данные процессы осуществляются в рамках общих многоступенчатых процессуальных операций.
Подобие следствия и дознания заключается еще и в том, что они представляют собой различные виды одной и той же стадии или предварительного расследования. Тем не менее, существует и большое количество различий, которые необходимо указать для разграничения этих понятий.
Основным аспектом является то, что сами специалисты, которые осуществляют соответствующую операцию, различны. Предварительное следствие реализует исключительно следователь, то есть специально назначенное на этот пост должностное лицо.
Именно данная сфера деятельности является для них основной и единственной в рамках их работы. Если говорить о дознании, то оно осуществляется предписанными законодательством органами и входящими в них сотрудниками.
В рамках дознания, это только один из видов работы, которые выполняют соответствующие специалисты. Данная сфера деятельности тесно связывается с общим поддержанием порядка в различных областях социальной жизни.
При реализации непосредственного расследования правонарушений, представители органов предварительного следствия реализуют как следственные, так и прочие процессуальные операции, которые необходимы для получения данных.
Если говорить об органах дознания, то в рамках этой деятельности сочетается не только следственная, но и прочие процессуальные операции, реализуемые при поддержке соответствующей техники, научно-технических приспособлений и путем личного сыска.
Отличительные черты дознания от предварительного следствия
Алимамедову, «предварительное следствие заканчивается обвинительным заключением, обвинительным заключением с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера, прекращением производства, постановлением о направлении уголовного дела в суд для подачи заявления несовершеннолетнему об обязательных мерах воспитательного характера» . Особенностью обвинительного акта, в отличие от обвинительного заключения, является то, что с момента составления данного документа подозреваемый по уголовному делу приобретает статус обвиняемого. Таким образом, обвинительное заключение по своему правовому характеру приравнивается к решению о привлечении лица в качестве обвиняемого, составленному следователем.
Исходя из всего вышеотмеченного, две формы расследования имеют как схожие черты, так и отличительные стороны. Основными отличительными чертами дознания и предварительного следствия являются правила проведения расследования, регламентация сроков проведения расследования, наличие исключительной процедуры уведомления о подозрении в совершении преступления. Существенное различие, в зависимости от формы процедур расследования, проявляется в документировании завершения предварительного следствия обвинительным заключением или обвинительным актом.
В соответствии со статьей 210 УПК РФ, если местонахождение обвиняемого неизвестно, следователь поручает производство розыска органам дознания. Об этом поручении указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносится отдельное постановление. Розыск обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. К постановлению о розыске прикладывается справка о личности разыскиваемого обвиняемого с указанием всех его анкетных данных, если имеется — то и фотография или дактокарта.
Под скрывшимися преступниками понимаются обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от следствия и суда; совершившие побег из ИВС, из-под конвоя милиции, из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, из-под конвоя подразделений уголовно-исполнительной системы, а также уклонившиеся от исправительных работ — после принятия судом решения о замене исправительных работ другими видами наказания.
При наличии оснований, перечисленных в ст.97 УПК РФ (основания избрания меры пресечения), в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случае, если обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ, либо им нарушена ранее избранная мера пресечения, или обвиняемый скрылся, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу. По приостановленному в связи с розыском обвиняемого делу следователь регулярно направляет запросы органу, которому поручено производство розыска, о результатах предпринятых розыскных мероприятий, осуществляет координационную работу по направлению розыска.
Постановление об объявлении в розыск, с приложением копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, справки о личности разыскиваемого не позднее трех дней (после вынесения постановления) передается через канцелярию в розыскное подразделение правоохранительного органа. При получении материалов объявления обвиняемого в розыск, сотрудник розыскного подразделения информирует личный состав правоохранительного органа о личности и приметах разыскиваемого, включая сведения об уклонении в суточную сводку о происшествиях и преступлениях. По месту жительства и работы разыскиваемого, а также в местах его вероятного нахождения выявляются лица, которым могут быть известны сведения о местонахождении обвиняемого либо иные данные, способствующие розыску. В оперативно-розыскные органы, на территории обслуживания которых вероятно появление разыскиваемого, и по маршрутам его возможного передвижения, направляются розыскные ориентировки.
Кроме того, проводится проверка по учетам лиц, содержащихся в ИВС, СИЗО, спецприемниках для административно арестованных, а также по учетам неопознанных трупов и лиц, по состоянию здоровья не могущих сообщить о себе сведения. Если первоначальные проверочные мероприятия не дали результатов, по истечении 10 суток принимается решение о заведении розыскного дела (ст.10 ФЗ об ОРД). При заведении розыскного дела составляется план мероприятий, являющийся организационной основой работы в период местного розыска. В плане работы формулируются розыскные версии о предполагаемом месте пребывания разыскиваемого, указываются необходимые общепоисковые мероприятия и конкретные мероприятия по проверке каждой выдвинутой версии. Если местный розыск не дает результатов, объявляется федеральный розыск. Сроки объявления федерального розыска скрывшихся преступников зависят от тяжести совершенных ими преступлений. Лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из исправительных учреждений и следственных изоляторов, вооруженные огнестрельным оружием либо взрывчатыми веществами, разыскиваемые за причастность к террористическим актам, члены террористических организаций, организованных преступных групп и сообществ объявляются в федеральный розыск немедленно после принятия процессуального решения о производстве розыска.
Обвиняемые, совершившие преступления небольшой или средней тяжести, объявляются в федеральный розыск по истечении трех месяцев со дня объявления местного розыска. Этих лиц разрешается объявлять в федеральный розыск ранее этого срока, если имеются достаточные данные полагать. Что меры местного розыска полностью исчерпаны. Если имеются основания полагать, что разыскиваемое лицо выехало за пределы данной страны в страну СНГ, объявляется межгосударственный розыск. На территории Российской Федерации объявление межгосударственного розыска происходит одновременно с объявлением лица в федеральный розыск без вынесения специального постановления.
Международный розыск объявляется в том случае, если в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы РФ, либо достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации, либо получена информация о намерении разыскиваемого выехать за рубеж с деловой или другой целью. По общему правилу, лицо объявляется в международный розыск после либо одновременно с объявлением федерального розыска.
Отличие дознания от следствия
Итак, мы выяснили, что дознание — это один из элементов или же форм расследования преступлений. Однако существует такое понятие, как следствие. Очень часто дознание и следствие путают между собой. Чтобы разграничить сущность терминов, необходимо разобраться в их значении.
Прежде всего, следует учитывать тот факт, что дознание и следствие — это формы расследования преступлений. То есть в обоих случаях мы говорим об установлении фактических данных о совершенном общественно опасном деянии. Но существуют свои нюансы. Основным разграничивающим фактором является тяжесть совершенных преступлений. Иными словами, дознание проводится по деяниям небольшой и средней тяжести, а следствие — по тяжким и особо тяжким.
По итогу каждой деятельности составляется собственный документ. При дознании мы имеем обвинительный акт, а при следствии — обвинительное заключение. Таким образом, представленные формы деятельности являются совершенно разными. Поэтому дознание и предварительное следствие необходимо понимать и разграничивать, так как степень применяемых мер юридической ответственности в обоих случаях будет разная.
Дознание и предварительное следствие: общие черты и различия
Дознание – это форма расследования преимущественно преступлений небольшой либо средней тяжести. По результатам проверки составляется обвинительное заключение, которое утверждается начальником органа дознания или прокурором.
Предварительное следствие – это форма расследования преступлений, перечисленных в ч.2 ст.151 УПК РФ (как правило, тяжких и особо тяжких), проводимая в случаях, когда подозреваемый не установлен. По результатам расследования составляется обвинительное заключение.
Предварительное расследование – это деятельность уполномоченных органов к розыску обвиняемого, установлению причин и фактов случившегося происшествия и изобличению виновного.
Существует два вида предварительного расследования:
- Дознание. Его назначают по делам небольшой или средней тяжести.
- Предварительное следствие. Установленный нормами процесс расследования, который ведет следователь. Начинается с момента открытия уголовного дела.
Приступив к производству, следователь собирает доказательства по уголовному делу.
Следственный орган имеет полномочия самостоятельно осуществлять следующие действия:
- осматривать место преступления;
- проводить следственный эксперимент;
- обыск (с разрешения прокурора);
- производить изъятие улик;
- запрашивать сведения о телефонных разговоров и почтовых переписок;
- проводить допросы и очные ставки;
- предъявлять опознания личности;
- назначать судебную экспертизу.
Субъектное разделение проведения розыска и субъектное разграничение имеет значение в процессе предварительного расследования. Следователи не занимаются оперативно-розыскной деятельностью, они уполномочены давать указания и инструкции органам дознании по проведению оперативно-розыскных мероприятий.
Предварительное расследование должно гарантировать соблюдение законных прав и интересов в досудебной стадии. Предварительное следствие обязательно по всем сложным делам, особенно, по преступлениям совершенным должностными лицами.
Предварительное следствие длится два месяца, по окончанию выносится обвинительное заключение.
Органы оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия
· Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ;
· Главное следственное управление (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов РФ;
· следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и региональных объектах;
· следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.
Следственный комитет возглавляет заместитель министра — начальник Следственного комитета при МВД РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.
1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
2. Следователь уполномочен:
1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; оперативный розыскной следствие дознание
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.
2. Предварительное следствие производится:
1) следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации – по уголовным делам.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 224-ФЗ, вступающим в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования, в подпункте “а” пункта 1 части второй статьи 151 цифры “185 – 185.5,” будут заменены цифрами “185 – 185.6,”.
Положения части второй статьи 151 в редакции Федерального закона от 29.12.2009 N 393-ФЗ, касающиеся изменения подследственности преступлений, предусмотренных статьями 198 – 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, применяются в отношении уголовных дел, возбужденных после 1 января 2011 года (пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2009 N 393-ФЗ).
а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105 – 110, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.2 частями второй и третьей, 128, 131 – 133, 136 – 149, 198 – 199.2, 170.1, 185 – 185.5, 205, 205.1, 205.2, 208 – 212, 215, 215.1, 216, 217, 227, 237 – 239, 246 – 249, 250 частями второй и третьей, 251 частями второй и третьей, 252 частями второй и третьей, 254 частями второй и третьей, 255, 263, 263.1, 269, 270, 271, 279, 282, 282.1, 282.2, 285 – 293, 294 частями второй и третьей, 295, 296, 298 – 305, 317, 318, 320, 321, 328, 332 – 354 и 356 – 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.
б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью.
в) о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.
2) следователями органов федеральной службы безопасности – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй – четвертой, 189, 205, 205.1, 205.2, 208, 211, 275 – 281, 283, 284, 322 частью второй, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355 и 359 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Положения части второй статьи 151 в редакции Федерального закона от 29.12.2009 N 393-ФЗ, касающиеся изменения подследственности преступлений, предусмотренных статьями 198 – 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, применяются в отношении уголовных дел, возбужденных после 1 января 2011 года (пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2009 N 393-ФЗ).
3) следователями органов внутренних дел Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111 частями первой – третьей, 113, 114, 117 частями второй и третьей, 122 частями третьей и четвертой, 123 частью третьей, 124, 127.1, 127.2, 134, 135, 150 частями второй и третьей, 151 частями второй и третьей, 158 частями второй – четвертой, 159 частями второй – четвертой, 160 частями второй – четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 163 частями второй и третьей, 164, 165 частью третьей, 166 частями второй – четвертой, 167 частью второй, 169, 171 частью второй, 171.1 частью второй, 172, 174, 174.1, 175 частью третьей, 176, 178, 179, 180 частью третьей, 181 частью второй, 183, 184, 186, 187, 188 частями второй – четвертой, 191 – 193, 195 – 197, 201, 202, 204 – 206, 208 – 210, 213 частью второй, 215.2, 215.3, 219 частями второй и третьей, 220 частями второй и третьей, 221 частями второй и третьей, 222 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 225 – 227, 228 частью второй, 228.1, 234 частями второй и третьей, 235, 236, 240 частями второй и третьей, 241 частями второй и третьей, 242.1, 259, 260 частями второй и третьей, 261 частью второй, 264, 266 частями второй и третьей, 267, 268 частями второй и третьей, 272 – 274, 290 – 293, 304, 313 частями второй и третьей, 322.1 частью второй, 327 частью второй, 327.1 частью второй и 330 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации.
4) следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй – четвертой (в части, касающейся контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ), 228 частью второй, 228.1, 229, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации.
Каждый этап расследования уголовного преступления имеет общие нормы для всех правоохранительных структур, занимающихся делом. Однако они различаются по правилам проведения в каждом конкретном случае. Сегодня в ходе расследования принято следовать общепринятым правилам ведения расследования:
- соблюдение норм подследственности и мест ведения следственных мероприятий;
- начало следствия в исходной точке правонарушения;
- соблюдение границ ведения расследования;
- следователь должен иметь необходимые права и квалификацию для самостоятельного ведения расследования;
- обязательное рассмотрение всех относящихся к расследованию ходатайств и удовлетворения значимых из них;
- запрет на передачу любой информации, касающейся расследования;
- в случае возникновения необходимости – группировать идентичные дела или выделять те или иные случаи в отдельное дело;
- привлекать только специалистов, имеющих необходимую квалификацию, и использовать специальную технику или оборудование;
- своевременно предпринимать необходимые действия для выявления, предотвращения противоправных действий.
Целью правоохранительных структур, проводящих расследования являются:
- раскрытие преступления;
- поиск граждан, причастных к противоправным действиям, и оправдание лиц, не причастных к ним;
- создание полноценной базы доказательств;
- доставка всех подозреваемых лиц на судебный процесс;
- обеспечение получения решения суда о взыскании ущерба, полученного в результате противоправных действий.
Участие адвоката в уголовном деле позволяет контролировать полноту и правильность ведения мероприятий, направленных на достижение перечисленных выше действий.
В ходе расследования взаимоотношения, в которых находятся органы предварительного следствия РФ и прокуратура, носят процессуальный, а не административный характер. Прокурорский контроль не лишает сотрудников самостоятельности. Напротив, вышестоящее должностное лицо должно повышать ее наряду с увеличением ответственности за законное и своевременное выполнение необходимых мероприятий в рамках дела, раскрытие его, избегая при этом мелочной опеки над нижестоящим служащим.
При участии прокурора в опознании, осмотре места происшествия, выполнении следственных экспериментов, присутствии во время допросов обвиняемых, свидетелей или потерпевших, он не должен и не может заменять собой следователя и принимать на себя его задачи. Однако при наличии вопросов к допрашиваемым прокурор может их задать. Это должно отражаться в соответствующем протоколе. В процессуальных документах при любом следственном действии участие прокурора обязательно фиксируется.