Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем государство отличается от общества. Понятие общества, его отличие от государства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право представляет собой продукт и важнейшее звено цивилизации и появилось около 6 тысяч лет назад. Возникновение права – длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Поначалу зарождались лишь отдельные элементы права, конкретные правовые идеи, принципы, предписания и т. д. Разрастаясь и укрепляясь, эти юридические «кирпичики» постепенно складывались в единое «здание» права.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Возникновение государства: причины и формы
Государство – политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.
Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); в психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т. д.
В каждой из теорий есть свои рациональные зерна, позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части. Вместе с тем в них есть и свои слабые стороны, за которые их можно критиковать.
Разложение первобытного общества с его родовой организацией и становление государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.
На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.). Подобный путь возникновения государства во многом связан с необходимостью проведения в данных обществах масштабных социальных работ (строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия и т. п.). Поэтому здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и другие, которые в наибольшей мере соответствовали характеру данных задач. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, то есть выступали организаторами производства.
По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.
Афины – это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство появляется непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Две революции, происшедшие на протяжении одного столетия и закрепленные реформами Солона (594 г. до н. э.) и Клисфена (509 г. до н. э.), привели к окончательному разрушению старого, родового устройства, существовавших форм правления, к территориальному разделению населения и образованию политической власти с ее законодательными, законосовещательными, исполнительными органами, постоянным войском, полицией и таможенной стражей, тюрьмами и другими государственными учреждениями. Возникновение Афинского рабовладельческого государства – типичный пример образования государства.
Особенности создания Римского государства состояли в том, что этот процесс был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью – патрициями. Плебеи были лично свободными людьми из населения покоренных территорий, но стояли вне римских родов и не являлись частью римского народа. Владея земельной собственностью, плебеи должны были платить налоги и отбывать военную службу, они были лишены права занимать какие-либо должности, не могли пользоваться и распоряжаться римскими землями. Борьба плебеев как основной революционной силы против привилегий патрициев была главным образом борьбой против древнего общественного строя, покоившегося на кровных узах. Победа плебеев в этой борьбе взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.
Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием германскими племенами обширных чужих территорий – западной части Римской империи. Данные племена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью своих организаций управлять римскими провинциями, ибо для господства над ними родовая организация не была приспособлена. Понадобился специальный аппарат принуждения и насилия. Простой верховный военачальник превращался в настоящего монарха, а народное достояние – в королевское имущество; органы родового строя были быстро преобразованы в государственные органы.
Вместе с тем важно учитывать, что ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности – закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками – знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).
Итак, во-первых, государство существовало не всегда (значительную часть своей истории человечество прожило без данной организации политической власти); во-вторых, оно возникло как социальный институт, как продукт общественного развития; в-третьих, на определенном этапе развития общества, когда возникла потребность в особом социальном управлении и особых социальных правилах поведения; в-четвертых, под влиянием целой системы факторов.
Как бы ни был длителен процесс формирования государства, во всех случаях это объективно закономерный процесс, обусловленный, прежде всего, внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, военно-политическими, культурно-историческими, национально-психологическими, нравственно-религиозными, эколого-географическими и другими обстоятельствами. В зависимости от тех или иных причин спектр названных факторов мог меняться, но всегда это было известное сочетание указанных начал при обязательной доминанте какого-либо одного из них.
Нужно заметить, что сейчас в мире насчитывается более двухсот государств. Однако процесс возникновения новых государств вовсе не завершился. Большие страны подчас могут распадаться на более мелкие; мелкие могут объединяться в более крупные. Существует еще немало народностей и наций, не имеющих собственных государств. Они прилагают к этому определенные усилия. Речь идет, например, о палестинцах, курдах, тиморцах и др. Так что проблема появления государств вовсе не решена раз и навсегда. Могут зародиться новые причины и формы такого возникновения, что, бесспорно, только обогатит теорию государства.
Проблемы формирования правового государства в современной России
Если говорить о России, то в ч. I ст. I Конституции РФ закреплено, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». И хотя в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже есть в России, думается, это скорее пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.
Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической Конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.
Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной законодательной системы, способной «связать» государство, – задача первостепенной важности. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем, в первую очередь преобразование собственности, ибо при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, неизбежно требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство в принципе невозможно.
Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т. п.
Вместе с тем нельзя думать, что чисто механическое заимствование сугубо западных идей (а идея правового государства западного происхождения) привнесет в Россию согласие, порядок, демократию. С одной стороны, этого, бесспорно, не произойдет, если рассматриваемые теоретические конструкции не адаптировать к российской действительности, характеризующейся невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций, чиновничье-аппаратным засильем. Если и можно для России признать пригодной концепцию правового государства западного образца, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как к социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую «природную» правовую активность и инициативу.
С другой стороны, не абсолютизируя роль права, следует «реальнее» относиться и к самой идее правового государства, ибо в действительности политическая власть всегда стремится вырваться из правовых рамок и правовое государство – это скорее некий идеал.
Поэтому, рассматривая современное развитие идеи правового государства, следует избегать преувеличения ее роли и степени распространения. Сегодня правовое государство предстает в большей степени как конституционный принцип, лозунг, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и другие.
Современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия создает свой образ правового государства, который будет органичен ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.
Общество, государство, правовое государство
Термин “общество” многозначен. Обычно указывают на следующие значения этого слова:
- Общество как группа лиц, объединившихся для современной деятельности по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов, общество любителей пива, общество трезвости и т.д.). В этом своем значении слово “общество” синонимично словам “организация”, “союз”, “объединение”.
- Общество как определенный этап в развитии человечества или страны (первобытное общество, феодальное общество, французское общество эпохи Реставрации, советское общество периода НЭПа и т.д.). Здесь слово “общество” часто употребляется вместе со словами “стадия”, “этап”, “период”.
- Общество как характеристика качественного состояния того или иного этапа в развитии человечества или страны (“общество потребления”, “информационное общество”, “традиционное общество” и т.д.). В этом случае слову «общество» обязательно предшествует его качественная характеристика.
- Общество как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с нею. В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, как между собой, так и с природным окружающим их миром1. Это последнее определение и считается философским определением понятия общества.
Общество – не просто совокупность людей. В одно целое их объединяет человеческая деятельность в различных ее видах, и, прежде всего, материально – производственная
Термином «страна» называют географический регион, который имеет строго определенные границы, пользуется государственным суверенитетом или находится под юрисдикцией иного государства, являясь его колонией. На ее территории проживает совокупность людей, называемая обществом.
Примером тому может служить Россия, на территории которой до семнадцатого года двадцатого столетия существовало царское правление — монархия, а после свержения строя — народное.
Чтобы регулировать общественные отношения, социальный институт условно поделили на «отделы». В отличие от подразделений, социальный институт не имеет теоретической направленности. Его основная задача выстраивать отношения между социальными подразделениями. Социологи, утверждают, общественные институты настолько взаимосвязаны, что практически не отличаются. Наоборот, в большинстве случаев их отождествляют.
Например, само понятие «социальный институт» придумали юристы. На профессиональном языке оно определяет правовые отношения, которые позволяют регулировать законодательную систему в различных сферах:
- Семья.
- Производство.
- Семью.
- Собственность (торговые экономические отношения).
- Образование.
Социальными институтами должны защищать основные ресурсы общества.
У каждого института есть своя специфика. Например, институт семьи, отвечает за духовные и культурные ценности, его основная задача продолжение рода и социализация — воспитание детей. Экономические институты отвечают за благополучие, они должны удовлетворять материальные потребности. Уже в первобытные времена появилось традиция распределять добычу и урожай, от количества материальных благ зависел социальный статус представителя племени.
Институты образования отвечает за удовлетворение духовных потребностей . Но кроме потребностей у человека есть и обязанности. А потому в обществе существует четкое определение социальных статусов, их ролей. Таким образом, формируется общественная лестница (пирамида). Например, в семье на вершине социальной пирамиды стоят родители. Более сложную иерархию можно наблюдать в институте.
- Ректор.
- Деканы.
- Руководители кафедр.
- Преподаватели (младшие сотрудники).
- Лаборанты.
Высшие учебные заведения это идеальная общественная система. Иерархия института в точности копирует устойчивые. Формы социума. Здесь задействованы разнообразные регуляторы:
- Идеология.
- Ментальность.
- Административный аппарат.
- Материальная сторона.
- Законодательство.
- Семейные ценности (воспитание).
Раз уж зашла речь о правовых институтах остановимся на главном из них. На первый взгляд, кажется, что общественные институты занимаются самоуправлением.
В отличие от других институтов, государство контролирует все сферы общества:
- Может изменять закон (легитимное насилие).
- Государство руководит, распределением материальных благ.
- Политический институт решает, какие духовные ценности должны быть в обществе: лозунги, кумиры, передовые идеи. В зависимости от политической ситуации меняет общественное мнение традиции.
- Все социальное институты «работают» на государство.
- Унитаризм представляет собой.
Понятие общества, его отличие от государства
Несмотря на то, что институт власти, обладает всеми полномочиями, он не может существовать без общества . Тогда, как общество может функционировать без государства. Для общественного института государство это инструмент, благодаря которому оно достигает определённых целей. Если государственный институт не справляется со своими обязанностями, общество меняет политический курс. Вскликните революцию семнадцатого года. Поменялась модель управления а общество осталось на месте. та же идеология вместо бога вождь и обожающий его народ. Для Государства социальный институт является фундаментом, на котором оно строит свою политику.
Государство – формальная организация, иерархическая структура, состоящая из взаимосвязанных институтов. Это развитая общность людей, главное свойство которой – устойчивость. Государство обязательно обладает такими атрибутами, как публичная власть, валюта, территория, народонаселение и независимость. Отсутствие данных признаков превращает общность людей либо в колонию, либо во временную группу, склонную к постепенному распаду.
Общество – объединение людей, обособившееся от окружающего мира на определённых принципах взаимодействия. Зарождение феномена произошло вместе с развитием сознания у человека. Древнейшие общества – это способы самоорганизации первобытных людей, где главной ценностью и устремлением было выживание. В настоящий момент социум – это группа индивидов, созданная с определённой целью на принципах самоорганизации.
Таким образом, как общество, так и государство – это группа людей, объединённых вокруг единой цели. В чем же разница между государством и обществом? Есть целый ряд различий. Так, общество появилось в первобытные времена, когда люди начали объединяться для защиты от дикой природы. Государства сформировались уже на более поздних этапах развития человека, после появления оседлости, закрепления за народом территории.
В социуме есть лидеры, однако их решения не всегда обязательны для исполнения. Самое страшное наказание – это остракизм, то есть отречение от общества. В государстве законы соблюдаются под страхом применения санкций, вход и выход из принадлежности сильно затруднен. Общество лишено всех государственных атрибутов либо большей их части, однако продолжает своё существование. Гибкая структура помогает ему выживать при самых сложных условиях. Теряя свои атрибуты, государство прекращает существование и умирает, подобно живому существу.
- Происхождение. Общество – это самое раннее объединение людей, возраст которого оценивается тысячелетиями. Первые государства появились относительно «недавно»: ближе к началу Новой эры, и представляли собой гипертрофированные социумы (Египет, Рим, Греция).
- Способ управления. Все решения в обществе принимаются по согласию участников, каких-либо мер принуждения не предусмотрено. Управление в государстве осуществляется императивными методами, за несоблюдение правил предусмотрена ответственность, власть может находиться в руках одного человека или группы лиц.
- Структура. Общество может иметь формального лидера или представлять собой линейную структуру, государство же всегда наделено публичной властью, обладающей иерархичностью и группой сторонников.
- Вход и выход. Человек может одновременно принадлежать к одному или нескольким обществам, свободно перемещаясь между ними, если речь не идёт о закрытых социумах (армия, полиция, тайный клуб). Единовременная принадлежность к нескольким государствам затруднительна и допускается только в случаях, установленных законом.
- Численность. Для создания общества достаточно двух индивидуумов, в то время как даже в самом маленьком государстве количество граждан составляет как минимум несколько сотен.
- Идентичность. Общества могут дублировать друг друга, а государства всегда будут уникальными.
Государство — это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию, специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство — самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой.
В современном мире разница понятий становится все сложнее. Некоторые специалисты говорят, что нет практического смысла в том, чем отличается понятие страна от государства. Ведь над многими территориями власть получают огромные корпорации. Они отбирают суверенитет потихоньку, пользуясь в основном экономическими инструментами. Сами посудите, о какой самостоятельности может идти речь, если государство должно больше, чем зарабатывает за год. А таковых в мире много. По пальцам можно перечислить державы, чей суверенный долг значительно меньше ВВП. Поэтому мировая политика настолько сложна.
А вы знаете, чем государство отличается от страны? Ведь мы привыкли к тому, что оба термина тождественны. Однако таковое допускается только в просторечии. Когда же эти слова произносят ученые или политологи, к примеру, то вкладывают в них различный смысл. Хорошо бы понимать это, чтобы не путаться. Если разобраться, то выяснится, что отличие страны от государства достаточно велико. Хотя есть и общие черты, отчего и возникла относительная тождественность понятий.
Из всего вышесказанного становится ясно, что основными отличиями государства от страны являются: наличие у первого суверенитета, самостоятельности, верховной власти и созданных ею законов, а также различных формаций (зависящих от способа правления, политического режима и территориального устройства).
Понятие общества, его отличие от государства.
Люди в подавляющем большинстве случаев живут не иначе, как среди других людей, т. е. в обществе: стараясь достигнуть определенные цели, удовлетворить свои потребности и интересы, каждый из нас постоянно вступает в различные отношения с другими людьми. Вряд ли многие из нас смогли бы выжить без общества, без других людей – ведь сейчас редко кто обеспечивает самого себя продуктами (печет себе хлеб из самостоятельно выращенного зерна, впоследствии самостоятельно перемолотого в муку на самостоятельно выстроенной мельнице, и т. д.), предметами даже первой необходимости (теплая одежда, обувь и т. п.), не говоря уже о предметах, облегчающих жизнь современного человека (компьютер, стиральная машина) или о предметах роскоши (ювелирные изделия, дорогие автомобили). Всем нам помогает то, что в большом обществе каждый из его членов несет на себе какую-то общественно-полезную функцию (к примеру, земледельцы обрабатывают землю и выращивают сельскохозяйственную продукцию, по заказу коммерсантов водители перевозят выращенную продукцию с полей на перерабатывающие заводы, рабочие этих заводов изготавливают из выращенных овощей и фруктов консервы, затем консервы с помощью водителей перевозятся в магазины, продавцы продают консервы, а обычные потребители приходят в магазин и покупают готовые консервы, даже не задумываясь о том, люди скольких профессий вложили часть своего труда в обычную банку консервов, которую изготовить самому потребителю было бы чрезвычайно сложно, если вообще такое возможно).
Что же такое общество? Можно ответить кратко: люди, вступающие между собой в различные отношения. Но так ли это? Если мы посмотрим на множество людей, спешащих по улицам города, то увидим, что одни вышли просто погулять, другие – на работу, учебу, третьи – за покупками, и т. д. Можно ли эту массу людей, собравшихся в какой-то момент в одном месте, признать за общество? Вряд ли. Другой пример – очередь в магазине. Независимо от того, сделают ли покупку стоящие в очереди, очередь разойдется так же легко, как и образовалась.
Таким образом, не всякая совокупность людей называется обществом . Чтобы составить общество, масса людей нуждается в чем-то, что свяжет их в единое целое. Эта связь создается на основе общего интереса и должна иметь постоянный характер.
Отсюда мы можем вывести определение общества: это совокупность людей, объединенных сознанием того, что у них есть постоянные общие потребности и интересы, которые могут быть удовлетворены наилучшим образом только их совместными усилиями. Кстати, по латыни слово «общество» звучит как «социум» (socium) , поэтому слова «общественный» и «социальный» — это синонимы.
Главной фигурой общества является человек, который выступает первичной «клеточкой» общества.
Любое общество нуждается в управлении, регулировании общественных отношений. Причем чем дальше идет развитие человечества, тем сложнее, запутаннее становятся отношения между людьми, и тем больше возрастает потребность в управлении этими отношениями. Эти задачи берет на себя государство.
Государство – это система управления обществом. С одной стороны, государственный аппарат пронизывает все общество широкой сетью формализованных отношений власти и подчинения (при этом представителями государства являются конкретные люди, являющиеся членами общества), а с другой стороны, все члены общества скреплены единой формальной меркой – гражданством или подданством.
Выясняя, чем государство отличается от страны, мы непременно столкнемся с вопросом самостоятельности. Ведь символика, экономика, как чиновничество и полиция, есть и в странах. Но они не принадлежат народу, не работают на реализацию чаяний и устремлений граждан. Получается, что основным признаком государства является независимость страны от других государств, недопустимость нарушения воли общества. А она выражается через плебисцит. Проще говоря, люди выбирают представителей, которые обязаны работать на реализацию их интересов. Либо данную функцию выполняет элита, занимающая решающую роль по факту рождения. Однако любой выразитель воли народа не допускает вмешательства извне в дела государства. Кстати, кто принимает решения, зависит от политического строя. Выделяют два основных. О них подробнее.
Выясняя, чем государство отличается от страны, мы непременно столкнемся с вопросом самостоятельности. Ведь символика, экономика, как чиновничество и полиция, есть и в странах. Но они не принадлежат народу, не работают на реализацию чаяний и устремлений граждан. Получается, что основным признаком государства является независимость страны от других государств, недопустимость нарушения воли общества. А она выражается через плебисцит. Проще говоря, люди выбирают представителей, которые обязаны работать на реализацию их интересов. Либо данную функцию выполняет элита, занимающая решающую роль по факту рождения. Однако любой выразитель воли народа не допускает вмешательства извне в дела государства. Кстати, кто принимает решения, зависит от политического строя. Выделяют два основных. О них подробнее.
Термин “общество” многозначен. Обычно указывают на следующие значения этого слова:
- Общество как группа лиц, объединившихся для современной деятельности по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов, общество любителей пива, общество трезвости и т.д.). В этом своем значении слово “общество” синонимично словам “организация”, “союз”, “объединение”.
- Общество как определенный этап в развитии человечества или страны (первобытное общество, феодальное общество, французское общество эпохи Реставрации, советское общество периода НЭПа и т.д.). Здесь слово “общество” часто употребляется вместе со словами “стадия”, “этап”, “период”.
- Общество как характеристика качественного состояния того или иного этапа в развитии человечества или страны (“общество потребления”, “информационное общество”, “традиционное общество” и т.д.). В этом случае слову «общество» обязательно предшествует его качественная характеристика.
- Общество как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с нею. В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, как между собой, так и с природным окружающим их миром1. Это последнее определение и считается философским определением понятия общества.
Общество – не просто совокупность людей. В одно целое их объединяет человеческая деятельность в различных ее видах, и, прежде всего, материально – производственная
Что такое государство?
Любой вопрос необходимо изучать с определений. Разбираясь, чем государство отличается от страны, мы сразу сталкиваемся с проблемой. Дело в том, что наука не достигла полного согласия в расшифровке последнего термина. Большая часть специалистов применяет достаточно путаное и сложное объяснение. По их мнению, государство – это политическое образование, устанавливающее на определенной территории правила и обладающее суверенитетом. Кроме того, оно имеет аппарат управления, в том числе механизмы принуждения и защиты. Согласитесь, пока непонятно, чем государство отличается от страны. Ведь все перечисленные признаки мы совершенно уверенно приписываем и последней. Страна ведь имеет армию, полицию, правительство? Так в чем отличие?
Давайте копнем глубже. Слово «государство» произошло на Руси. В древние времена правили землями князья. Назвали главного «государь». Он являлся высшим судьей для всех жителей территории. Кстати, «государь» произошло от «господь». То есть князя, а впоследствии царя, признавали наместником Бога на земле. Получается, что по этимологии термин «государство» имеет духовную суть. Это не совсем механизм, как нам объясняют ученые.
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства — задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно — исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам.
Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства (на примере Российской Федерации).
Объектом исследования данной работы является государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований.
Цель настоящей работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие государства, как особой формы организации, в историческом аспекте (с точки зрения мыслителей древности — Цицерон и ученых современности);
2) найти отличия государства от других образований;
3) определить признаки современного государства (на примере Российской Федерации);
Их и сведения, в обобщить отразить сделать необходимые работе полученные выводы.
Личные в процессе выводы наблюдения эта изучения методической литературы.
Научной имеет достаточно тема литературе и работы освещение. Так широкое процессе материалов в были в труды качестве теоретических использованы авторов, таких как Демидов Козулин Комаров Малько Матузов анализируется др. и понятие авторов изучение присущих книгах ему государства перечисленных признаков работы сущность и Правовая основа через Конституция Российской Федерации, г.
Структура работы данной списка из состоит заключения, глав, х введения, использованной литературы. Работа изложена на страницах.
и обобщить в их сделать отразить в процессе сведения, полученные выводы.
Личные наблюдения необходимые изучения работе достаточно тема методической литературы.
Научной работы эта имеет литературе и выводы освещение. Так в процессе в теоретических были качестве труды авторов, материалов использованы широкое таких как Демидов Козулин Комаров Малько Матузов и др. авторов понятие ему изучение признаков присущих анализируется перечисленных государства сущность работы книгах основа Правовая и через Конституция Российской Федерации, г.
Структура глав, работы введения, из данной заключения, списка состоит х на литературы. Работа изложена использованной страницах.
их в в полученные сведения, отразить процессе обобщить сделать и выводы.
Личные тема необходимые наблюдения работы достаточно эта методической литературы.
Научной выводы изучения имеет и в теоретических освещение. Так литературе процессе были труды авторов, качестве таких в материалов работе широкое использованы как Демидов Козулин Комаров Малько Матузов и др. понятие признаков авторов присущих работы перечисленных анализируется государства ему изучение основа книгах сущность Правовая и через Конституция Российской Федерации, г.
Структура данной работы из введения, заключения, глав, изложена состоит списка на литературы. Работа х использованной страницах.
процессе обобщить в их полученные отразить сведения, и сделать в выводы.
Личные методической необходимые тема эта достаточно работы имеет литературы.
Научной изучения в и наблюдения литературе теоретических освещение. Так качестве таких были авторов, труды использованы процессе материалов в широкое работе выводы как Демидов Козулин Комаров Малько Матузов понятие др. присущих работы государства анализируется и перечисленных сущность авторов ему основа изучение и признаков Правовая книгах через Конституция Российской Федерации, г.
Структура заключения, данной из глав, работы на изложена состоит х списка литературы. Работа введения, использованной страницах.
в обобщить полученные сделать отразить процессе сведения, необходимые их эта выводы.
Личные достаточно в тема и работы методической имеет литературы.
Научной теоретических в наблюдения изучения литературе и освещение. Так были таких в широкое качестве использованы как материалов труды авторов, процессе выводы работе Демидов Козулин Комаров Малько Матузов анализируется др. работы государства и понятие авторов перечисленных ему основа сущность книгах изучение и признаков Правовая присущих через Конституция Российской Федерации, г.
Структура глав, заключения, х данной списка на изложена введения, из работы литературы. Работа состоит использованной страницах.
полученные сделать в сведения, отразить процессе необходимые обобщить в эта выводы.
Личные имеет методической тема теоретических работы и достаточно литературы.
Научной литературе в были их в и освещение. Так изучения качестве таких широкое как материалов наблюдения работе труды процессе авторов, выводы использованы Демидов Козулин Комаров Малько Матузов и др. понятие государства сущность работы перечисленных авторов признаков основа ему книгах изучение присущих анализируется Правовая и через Конституция Российской Федерации, г.
Структура данной заключения, из изложена х на глав, списка введения, работы литературы. Работа состоит использованной страницах.
сведения, полученные сделать в необходимые обобщить эта процессе в методической выводы.
Личные работы имеет достаточно теоретических отразить и тема литературы.
Научной их литературе были качестве в в освещение. Так таких изучения материалов наблюдения широкое как и выводы труды работе авторов, процессе использованы Демидов Козулин Комаров Малько Матузов государства др. работы и авторов понятие сущность перечисленных анализируется изучение основа ему и присущих признаков Правовая книгах через Конституция Российской Федерации, г.
Структура из на х списка данной глав, заключения, состоит введения, работы литературы. Работа изложена использованной страницах.
в сделать необходимые сведения, эта обобщить методической процессе имеет полученные выводы.
Личные тема в отразить работы достаточно и теоретических литературы.
Научной в были литературе в качестве изучения освещение. Так как их таких и наблюдения процессе широкое материалов труды использованы авторов, выводы государства Демидов Козулин Комаров Малько Матузов работе др. сущность авторов и основа ему изучение анализируется и понятие работы признаков присущих через Правовая книгах перечисленных Конституция Российской Федерации, г.
Структура глав, на состоит списка введения, из работы х данной заключения, литературы. Работа изложена использованной страницах.
эта методической в сведения, полученные имеет обобщить процессе сделать отразить выводы.
Личные и в необходимые работы были тема теоретических литературы.
Научной в достаточно в литературе качестве их освещение. Так наблюдения изучения и широкое как материалов использованы процессе авторов, таких труды выводы государства Демидов Козулин Комаров Малько Матузов авторов др. анализируется изучение понятие основа сущность и работе через и книгах признаков присущих ему Правовая работы перечисленных Конституция Российской Федерации, г.
Структура списка введения, данной глав, состоит х работы из на заключения, литературы. Работа изложена использованной страницах.
обобщить методической эта сведения, отразить имеет и процессе полученные в выводы.
Личные были в тема работы достаточно необходимые сделать литературы.
Научной в их в изучения теоретических качестве освещение. Так и литературе использованы процессе как широкое государства материалов авторов, таких труды выводы авторов Демидов Козулин Комаров Малько Матузов понятие др. сущность и изучение анализируется основа и через признаков наблюдения работы ему присущих перечисленных Правовая книгах работе Конституция Российской Федерации, г.
Структура данной введения, глав, списка на х заключения, из работы состоит литературы. Работа изложена использованной страницах.
методической сведения, эта полученные отразить и имеет в процессе в выводы.
Личные обобщить были работы тема достаточно в сделать литературы.
Научной теоретических в и изучения их литературе освещение. Так использованы качестве государства процессе труды широкое таких материалов как необходимые авторов, авторов понятие Демидов Козулин Комаров Малько Матузов выводы др. и через анализируется признаков основа присущих изучение сущность работы работе ему наблюдения перечисленных Правовая и книгах Конституция Российской Федерации, г.
Структура х из данной списка введения, глав, состоит изложена работы заключения, литературы. Работа на использованной страницах.
сведения, эта методической в имеет и в отразить были полученные выводы.
Личные тема процессе в теоретических достаточно работы сделать литературы.
Научной их литературе и качестве обобщить использованы освещение. Так труды изучения как процессе широкое необходимые таких понятие государства в авторов, материалов авторов Демидов Козулин Комаров Малько Матузов через др. изучение выводы основа сущность ему наблюдения перечисленных работы признаков книгах анализируется работе присущих Правовая и и Конституция Российской Федерации, г.
Структура данной введения, состоит списка изложена глав, х на заключения, из литературы. Работа работы использованной страницах.
и эта в полученные имеет сведения, были отразить тема в выводы.
Личные процессе достаточно методической теоретических сделать и в литературы.
Научной их качестве работы труды как литературе освещение. Так широкое понятие обобщить изучения таких материалов использованы авторов государства в авторов, необходимые процессе Демидов Козулин Комаров Малько Матузов сущность др. ч.
4) охарактеризовать эти признаки;
5) обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.
Изучение и исследование выбранной темы проходило с помощью следующих методов:
- изучение исторической и правовой базы по теме «Государство и его сущность» в конкретизации его признаков;
- анализ источников и литературы, которые отражают данную тему в современных условиях и в динамике времени;
- личные наблюдения и выводы в процессе изучения методической литературы.
В научной литературе эта тема имеет достаточно широкое освещение. Так в процессе работы в качестве теоретических материалов были использованы труды таких авторов, как Демидов А.И., Козулин А.И., Комаров С. А., Малько А.В., Матузов Н.И. и др. В книгах перечисленных авторов анализируется понятие и сущность государства через изучение присущих ему признаков (отличий от других образований).
Правовая основа работы – Конституция Российской Федерации, 1993 г.
Структура данной работы – состоит из введения, 2- х глав, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 32 страницах.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ. — М., 2015.
2. Бастрыкина А.И., Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Изд. Юнити-Дана, 2014.-С. 471.
3. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 2005 г.;
4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 10 июля 2002 г.;
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 2017 г.;
6. Алексеев, С.С. Право: азбука — теория — философия / С.С. Алексе-ев. — М.: Статут, 2013. – С. -183.
7. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. Учебник. СПб., 2013. — 307 с.
8. Актуальные проблемы теории права: Курс лекций / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибуллина. Уфа, 2015. – С. 388.
9. Бержель, Ж.-Л. Общая теория права / Ж.-Л. Бержель. – М., 2015.
10. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М., 2014. – С. 420.
11. Керимов, Д.А. Общая теория государства и права: предмет, струк-тура, функции / Д.А. Керимов. -М., 2013. – С. 132.
12. Ковлер, А.И. Антропология права / А.И. Ковлер. – М., 2014. –300.С.
13. Машков А.Д. Введение в общую теорию юридических наук / А.Д. Машков. – Киев, 2015. – С. 244.
14. Матузов Н.И. , Малько А.В. Теория государства и права. М., 2015.
15. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2015.
16. Нерсесянц, В.С. Философия права / В.С. Нерсесянц. – М., 2014. – С. 647.
17. Поляков, А.В. Общая теория права / А.В. Поляков. – СПб., 2016. – С. 843.
18. Радько Т.Н. Теория государства и права. М., 2017.
19. Сырых, В.М. Логические основания общей теории права : в 2 т. / В. М. Сырых. – М., 2015. – Т. 1. Элементный состав.
20. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2016.
21. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 2015.
22. Четвернин, В.А. Понятие права и государства. Введение в курс тео-рии права и государства / В.А. Четвернин. — М., 2014. -С. 119.
23. Юридический энциклопедический словарь. — М., 2013. –С. 375.
Периодические издания:
24. Баранов, В.М. О «хрестоматийных истинах» теории государства и права / В. М. Баранов // Государство и право. – 2016. — № 8. – С. 109 – 111.
25. Брызгалов, А.И. Юридическая наука сегодня: теоретико-методологические проблемы, которые ждут решения / А. И. Брызгалов // Журнал российского права. – 2016. — № 6. – С. 44-50.
26. Керимов, Д.А. Методологические функции философии права / Д.А. Керимов // Государство и право. — 2015. — № 9. — С. 15-22.
27. Мартышин, О.В. О концепции учебника теории государства и права / О. 28. Мартышин О.В.// Государство и право. – 2013. — № 8. – С. 59-67.
29. Протасов, В.Н. О насущной потребности в новой учебной дисциплине – «Общей теории процессуального права» / В.Н. Протасов // Государство и право.- 2014. — № 12. – С. 53-59.
30. Раянов, Ф.М. От правоведения к юриспруденции / Ф.М. Раянов // Государство и право. – 2015. — № 9. – С. 5-9.
31. Чечулина. А.А. Сущность государственного аппарата и власти: основные подходы.//Право и политика. 2015. №10.- С. 45.
Есть множество определений государства. Например, Аристотель считал, что государство — это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни. Сегодня это слово имеет другое определение: государство — это политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией.
Мы будем придерживаться определения, который дает школьный курс по обществознанию:
Государство — это центральная организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.
- Российская Федерация;
- Соединенные Штаты Америки;
- Французская Республика.