Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правопреемство в исполнительном производстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В числе причин, по которым возникает необходимость замены ответчика в исполнительном производстве, смерть, проведение реорганизационных мероприятий, подразумевающих переход обязанностей и прав, оформление договора цессии. Практика судебных разбирательств показывает, что для кредитора гораздо выгоднее согласиться на процедуру смены должника, чем инициировать новое дело и ожидать другой исполнительный документ. При этом законодатель разрешает производить замену обеих сторон процесса, то есть как должника, так и истца. Обратиться в суд с такой инициативой может представитель ликвидируемой организации и компании, которой принадлежат долги.
Права и обязанности сторон
Законодательство установило следующие права для участников:
- Добавлять материалы, которые имеют значение для выполнения условий суда, после передачи заявления приставу.
- Стороны уполномочены заявить отвод приставу, участвующему в производстве, если были установлены родственные связи между ним и оппонентами.
- Подавать прошение приставу-исполнителю письменно. Прошение рассматривается в срок не более 10 дней с даты получения. Пристав готовит ответ письменно, в котором указывает, какие совершаются либо будут осуществляться действия.
- Обжаловать работу сотрудника ФССП в судебном органе.
- Принимать участие в исполнительном производстве, которое ведет пристав, давать всевозможные пояснения, письменные разъяснения и предоставлять аргументы.
- Не соглашаться с ходатайством иных лиц.
- Осуществлять знакомство со всеми материалами исполнительного дела и при необходимости снимать копии.
- Оспаривать постановления судебного органа (ст. 441 ГПК).
- Заключать мировое соглашение. При этом истец может заявить отказ от взыскания, а имущество оставить у себя. Должник вправе определить к какому имуществу первоначально будут применены принудительные меры.
Обязанности оппонентов сводятся к выполнению простого правила — выполнение в обозначенный период указаний пристава.
Нормативное регулирование процедуры
Порядок замены стороны в исполнительном производстве регламентируется ФЗ №229
Юридические предписания замены стороны в исполнительном листе освещают 52 статья ФЗ №229 и Постановление ВС РФ №50.
Здесь сказано, что при выбытии заинтересованной стороны подается соответствующее обращение в суд.
Такие ситуации встречаются при реорганизации компаний, подписании соглашений на перевод долга или уступку права требования, смерти или пропаже участника процесса.
Соответственно, решение о преемстве принимается судом.
Право подачи такого ходатайства остается за приставом, который ведет дело, второй стороной процесса или наследником выбывшего лица.
Причем порядок судебного разбирательства в подобных обстоятельствах регламентируется ст. 440 Гражданско-Процессуального Кодекса.
Важно! Нормативы закона гласят, что имущественные требования участника процедуры, которые связаны с личностью этого человека, прекращаются на момент выбытия такой стороны.
Однако ст. 44 Налогового Кодекса включает перечень исключений из приведенного выше правила. В подобных случаях речь идет о просрочке платежей по имущественному, транспортному и земельному сбору для граждан. Если недоимка накоплена по перечисленным пунктам, замена должника в исполнительном производстве проходит на стандартных условиях. Тут финансовые обязательства ложатся на лиц, вступивших в права наследования.
Обстоятельства для проведения операции
Заключение о переводе долга — повод для извещения судебного пристава
Разберемся подробнее с проблемой замены участника в процессе работы исполнительной службы.
Здесь уместно по отдельности рассмотреть вероятные ситуации, когда практикуется описываемая процедура.
Начнем с правил при реорганизации предприятий. Тут уместно руководствоваться фактической записью об окончании операции, которая подтверждается соответствующим актом.
Если реорганизация прошла, пристав ходатайствует о замене стороны. В случаях же с незавершенным процессом оснований для изменений правил нет.
Вторым вероятным условием для проведения действий по замене становится наследование долгов усопших либо пропавших граждан.
В этом случае наследники выплачивают долг либо получают компенсацию в рамках полученной доли имущества и прав.
Внимание! Еще один повод для выполнения описываемой операции дает 24 статься ГК страны. Здесь речь идет о согласованных договоренностях по смене сторон сделки.
Причем в ситуациях с заменой должника не возникает затруднений. Сложности тут вероятны при заключении договора о переуступке прав требования, поскольку такая операция допускает заключение контракта без согласия должника. В подобных случаях эта сторона продолжает выплачивать задолженность в пользу старого кредитора, и появляются недоразумения с преемником.
Законодательство обязывает нового кредитора известить должника о смене правил. Однако задержка с посылкой такого письма становится финансовым риском преемника. ФССП в таких случаях считает, что обязательство погашено, даже если деньги ушли на счета первого заимодателя. Особенностью такой процедуры становится и смена стороны в рамках первичного соглашения, а не по исполнительному документу.
Если должник отказывается в добровольном порядке уплачивать алименты, то приставы приступают к процедуре взыскания. Они устанавливают место работы должника, наличие у него личного имущества, определяют уровень доходов. Могут быть привлечены к работе представители налоговой службы, сотрудники бухгалтерии предприятия-работодателя, ГИБДД, БТИ, кредитные организации и прочие инстанции. Все они помогут определить уровень дохода должника, его последние доходы и расходы.
Представителями ФССП были разработаны специальные методические рекомендации о взыскании алиментов. Подробнее об этом читайте здесь:
Методические рекомендации по алиментам ФССП РФ
Первый этап сбора информации о должнике не всегда приносит достаточно эффективные результаты. Связано это с загруженностью должностных лиц, а также с мерами, принимаемыми потенциальным плательщиком для сокрытия своих доходов. Достаточно часто взыскатели обязаны осуществлять надзор за сотрудниками ФССП и регулярно писать ходатайства: о наложении ареста на собственность должника, об ограничении плательщика в праве выезда за рубеж, о формировании и начислении неустойки и т.д. Иначе говоря, должностные лица не всегда эффективно исполняют свои обязанности. Порой их нужно мотивировать и «подгонять».
Самой распространенной причиной для замены пристава является потеря документов по взысканию алиментов. Возможно, их подкупает должник, либо всему виной банальная безалаберность, но подобная «потеря» дает время должнику на то, чтобы скрыться. Основной способ борьбы с подобного рода последствиями – обращение в вышестоящие инстанции.
Для начала следует обратиться к старшему приставу – высшему должностному лицу в отделении ФССП. Скорее всего, он предложит нового сотрудника. Но вряд ли дело хоть как-то продвинется. Придется взыскивать компенсацию с самих должностных лиц. Для этого нужно подать жалобу в Прокуратуру. Если не помогает ни то, ни другое, то придется подавать иск в суд, направленный против ФССП.
Стоит отметить, что многие сотрудники сегодня ведут себя недостаточно корректно в некоторых ситуациях. Заявители жалуются на грубость, предвзятое отношение, иногда даже шантаж и вымогательство. Не зря за сотрудниками ФССП закрепилось клеймо «государственных коллекторов». Безусловно, используют они достаточно гуманные и законные методы, но некоторые детали их работы действительно напрягают простых граждан. Например, они способны без предупреждения забрать имущество, выставить собственность на торги или установить ультиматум.
Замена пристава законом не предусмотрена. Единственно допустимые случаи смены – это наличие у сотрудника ФССП родственных связей или дружественных отношений с какой-то из сторон. Касается это, в частности, должника. При обнаружении личной заинтересованности в исходе производства также требуется срочная замена должностного лица, курирующего дело.
Распределение исполнительных производств между сотрудниками ФССП
За каждым представителем ФССП закреплены свои адреса с домами должников. Узнать, какой именно пристав будет заниматься вашим делом, можно в канцелярии подразделения. У стороны есть право поменять своего судебного пристава, для этого нужны основания и составленное заявление.
И также в ст. 855 ГК РФ установлена очередность распределения платежей при погашении задолженности. Если средств на счету стороны недостаточно, устанавливается следующий порядок:
- Алименты, выплаты с возмещением вреда, причиненного здоровью потерпевшего.
- Долги по трудовым соглашениям, вознаграждения за интеллектуальную деятельность.
- Уплата налоговых задолженностей, сборам в пользу государства.
- Исполнение требований по другим листам.
- Выполнение предписаний других документов в порядке календарной очередности.
Уступка требований в экономических спорах
Отдельно стоит сказать про цессию в арбитражном процессе, регулируемую положениями АПК. Правопреемство в таком производстве может быть универсальным и сингулярным. В первом случае новое лицо получает весь набор правомочий и обязанностей. Это возникает при реорганизации компаний (разделении, выделении, объединении, преобразовательных мероприятиях). Для полной переуступки требований важно правильно оформить официальные бумаги (акт передачи, разделительный баланс), зарегистрировать действия в налоговой инспекции.
Эксперт сайта
Фасаховва Елена Александровна
Член Комитета Государственной думы РФ по небанковским кредитным организациям. Занимается процедурой банкротства с 2015 года.
Задать вопрос
Практика показывает, что во многих случаях реорганизация должника проводится с целью избежать кредиторской задолженности, у правопреемника нет денег и собственности для погашения обязательств предшественника.
Сингулярный способ предполагает переход конкретного материального правомочия, обязательства (перевод задолженности). Без согласия ответчика уступка выполнения обязательств невозможна, если они тесно связаны с личностью лица. При переводе долга на другого гражданина, компанию потребуется также согласие кредитора.
Часто задаваемые вопросы
Пришло письмо от судебных приставов, что судебное взыскание по кредиту отменено, может ли пристав впоследствии опять возобновить производство?
Проверьте на сайте ФССП, по какой причине окончено или прекращено исполнительное производство. Если вы этот долг не погашали, то скорее всего это будет статья ст. 46 ч. 1 п. 3. — возвращение исполнительного документа взыскателю. Если взыскатель вернет лист обратно судебному приставу, то производство восстановится.
Может ли банк сам предъявить исполнительный лист в бухгалтерию организации, где я работаю?
Взыскатель вправе предъявить исполнительный лист судебному приставу, в банк, где открыты счета должника или в бухгалтерию работодателя, если должник физическое лицо.
По исполнительному листу удержали 50% от зарплаты, но о том, что банк подал в суд я не знал. Что можно в такой ситуации предпринять?
Если сумма долга, не превышает 500 тыс. рублей, то скорее всего судом был вынесен судебный приказ. Необходимо обратиться в суд за отменой судебного приказа и получить соответствующее определение, которое будет основанием для прекращения ИП. Но после отмены судебного приказа банк вправе обратиться в суд для взыскания долга. Ваше право присутствовать на этом процессе и заявить о снижении неустойки.
Заявление о замене стороны по исполнительному листу
Ленинский районный суд г. Ижевска Заявитель: Иванов Иван Иванович Адрес:
Заинтересованное лицо: Петрова Татьяна Петровна
Дело №
Заявление о замене стороны по делу.
В производстве Ленинского районного суда г. Ижевска находится гражданское дело по иску Иванова Ивана Ивановича к Петрову Петру Сергеевичу о взыскании суммы займа, процентов по договору займа. Решением Ленинского районного суда г. Ижевска исковые требования истца удовлетворены: сответчика в пользу истца взыскана задолженность по договору займа в общей сумме 3 721 390 руб., судебные расходы по оплате госпошлины в размере 2680,95 руб. На основании решения суда был выдан исполнительный лист ВС № 042ХХХХ от 26.01.2019г., где взыскателем указан истец, а должником – ответчик. В настоящее время истцу стало известно о смерти должника. По устному сообщению нотариуса в наследство вступила жена должника — Петрова Татьяна Петровна. В соответствии со ст. 44 ГПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Замена сторон исключается, если суду не представлены доказательства заявленного факта
Уточним обстоятельства, когда суд отказывает в рассматриваемой просьбе.
Первой причиной такого решения становится отсутствие доказательной базы преемственности претендента.
Подобные постановления выносятся на основании убедительных свидетельств правоты заявителя.
Причем здесь юристы говорят еще об одном моменте – смена названия фирмы или фамилии гражданина не считается поводом для удовлетворения такого ходатайства.
Это решение объясняется сохранением состава сторон процесса. В подобных случаях уместно известить пристава об изменениях, направив тому выписку из реестра или копию свидетельства.
Вторая причина, по которой вероятен отказ – окончание периода предъявления исполнительного листа соответствующей службе. Этот период составляет 3 года со дня получения решения суда участником.
Тут судьи аргументируют решение репликой, что сторона спора не заменяется, если истекло время стадии процесса.
Однако тут не исключается шанс на восстановление указанного периода, если заинтересованное лицо представит уважительную причину просрочки. В этой ситуации уместна подача заявления о восстановлении сроков, о котором говорится в этом материале.
Убедительным же доказательством считается потеря бумаг приставом, получение листа после 24 месяцев с момента оглашения вердикта либо минимальный период просрочки.
Процессуальное оформление правопреемства
После установления юридического факта, с которым законодательство связывает переход прав и обязательств, для замены стороны исполнительного производства необходим акт уполномоченного государственного органа о замене стороны.
По исполнительным производствам, возбужденным на основании исполнительных документов, выданных органами судебной власти, правопреемство допускается исключительно на основании определения суда о замене стороны. Судебный пристав-исполнитель без соответствующего судебного акта не вправе самостоятельно заменять сторону исполнительного производства . При этом:
———————————
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.09.2016 N Ф06-11495/2016 по делу N А57-27031/2015.
- замена стороны должна быть произведена в рамках конкретного исполнительного производства. Недопустимо заменять сторону исполнительного производства на основании судебных актов, которыми производилась замена того же должника, но в рамках иных исполнительных производств (гражданских дел) ;
———————————
Постановление ФАС Поволжского округа от 02.07.2013 по делу N А12-26850/2012. - до момента замены стороны судебным актом о правопреемстве не допускается применение мер принудительного исполнения в отношении правопреемника даже в том случае, если правопреемство было универсальным (например, в случае преобразования юридического лица) и факт перехода обязательств не вызывает никаких сомнений (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.09.2016 N Ф06-11495/2016 по делу N А57-27031/2015).
На основании определения суда судебный пристав-исполнитель выносит постановление о замене стороны исполнительного производства, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.
По исполнительным документам, выданным несудебным органом, замену стороны судебный пристав-исполнитель производит самостоятельно (без обращения в суд или иной орган) на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих выбытие стороны исполнительного производства .
———————————
Представляется, что формулировка п. 2 ч. 2 ст. 52 Закона об исполнительном производстве о замене стороны на основании «документов, подтверждающих выбытие стороны» не вполне корректна, поскольку во многих случаях документ о выбытии стороны не является документом, подтверждающим переход прав и обязательств. Например, в случае реорганизации организации в форме разделения выписка из ЕГРЮЛ вполне подтверждает выбытие первоначального юридического лица, но совершенно не указывает того, кому и в каком объеме переходят права и обязанности по исполнительному документу (таким документом будет передаточный акт). Поэтому в практической деятельности следует все-таки руководствоваться не документом, подтверждающим выбытие стороны, а документом, подтверждающим переход соответствующих прав и обязательств.
Анализ положений законодательства об исполнительном производстве о процессуальном оформлении правопреемства показывает наличие в самом Законе об исполнительном производстве существенного противоречия по этому вопросу. В частности, положения ст. 97 Закона предусматривают, что в случае реорганизации должника-организации взыскание по исполнительным документам обращается на денежные средства и иное имущество той организации, на которую судебным актом возложена ответственность по обязательствам должника-организации (т.е. во всех случаях необходим судебный акт), в то время как положения ст. 52 Закона предусматривают замену стороны на основании судебного акта только в том случае, если исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного документа, выданного судом (для исполнительных документов, выданных несудебным органом, определение суда о замене стороны не требуется).
Комментарии к статье 52 закона об исполнительном производстве N 229-ФЗ
Разъяснения о правопреемстве в исполнительном производстве содержатся в пп. 27, 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»:
Обращение в суд с заявлением о правопреемстве
В случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (статья 44 ГПК РФ, статья 44 КАС РФ, статья 48 АПК РФ, пункт 1 части 2 статьи 52 Закона об исполнительном производстве).
По вопросу правопреемства в суд могут обратиться: судебный пристав-исполнитель, стороны исполнительного производства, лицо, считающее себя правопреемником выбывшей стороны исполнительного производства.
Рассмотрение судом вопроса о правопреемстве выбывшей стороны исполнительного производства осуществляется применительно к правилам, установленным статьей 440 ГПК РФ, в соответствии со статьей 358 КАС РФ, статьей 324 АПК РФ в судебном заседании с извещением судебного пристава-исполнителя, сторон исполнительного производства и лица, указанного в качестве правопреемника.
Правопреемство требований и обязанностей, неразрывно связанных с личностью гражданина
Имущественные требования и обязанности, неразрывно связанные с личностью гражданина (взыскателя или должника), в силу статей 383 и 418 ГК РФ прекращаются на будущее время в связи со смертью этого гражданина либо в связи с объявлением его умершим.
Вместе с тем, если имущественные обязанности, связанные с личностью должника-гражданина, не были исполнены при его жизни, в результате чего образовалась задолженность по таким выплатам, то правопреемство по обязательствам о погашении этой задолженности в случаях, предусмотренных законом, возможно. Например, согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 44 НК РФ погашение задолженности умершего налогоплательщика-гражданина осуществляется его наследниками в отношении транспортного, земельного налогов, налога на имущество физических лиц в порядке, установленном гражданским законодательством (пункт 3 статьи 14, статья 15, подпункт 3 пункт 3 статьи 44 НК РФ). Возможность правопреемства в отношении иных налогов, а также различных сборов, включая государственную пошлину, не предусмотрена.
В п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки» содержатся следующие разъяснения:
Замена стороны при полной и частичной уступке права требования при истечении срока для предъявления исполнительного листа к исполнению
Осуществляя процессуальное правопреемство на стадии исполнения судебного акта, суд производит замену цедента цессионарием по заявлению или с согласия последнего в той части, в которой судебный акт не исполнен. Если истек срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, суд производит замену только в случае восстановления срока на предъявление исполнительного листа к исполнению (статьи 23, 52 закона «Об исполнительном производстве»).
Уступка части требований либо несоответствие уступленной суммы денежного требования сумме, взысканной в соответствии с резолютивной частью судебного акта, сами по себе не являются основанием для отказа в замене взыскателя новым кредитором (статья 52 закона «Об исполнительном производстве»).
По смыслу пункта 3 статьи 382, статьи 385 ГК РФ во взаимосвязи с частью 1 статьи 428 ГПК РФ, частями 2, 3 статьи 318, статьей 320 АПК РФ и статьей 52 закона «Об исполнительном производстве» должник, получивший уведомление об уступке, вправе не осуществлять исполнение цессионарию до замены взыскателя.
Особенности исполнения исполнительных документов об административном приостановлении деятельности должника
Административное приостановление деятельности представляет собой вид административного наказания, при котором временно прекращается деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Иными словами, запрет деятельности может выноситься как в отношении субъекта, привлекаемого к ответственности (именно при запрете деятельности как разновидности либо запрещении осуществления определенного вида работ или оказания услуг), так и в отношении материальных объектов (оборудования, помещений и т.п.).
В соответствии с ч. 1 ст. 3.12 КоАП постановления об административном приостановлении деятельности, помимо судов, могут также выноситься уполномоченными должностными лицами Ростехнадзора.
Сущность и исполнение административного приостановления деятельности регулируются ст. ст. 3.12, 32.12 КоАП, ст. 109 ФЗИП.
Деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП). Срок исчисляется в календарных днях. В этот срок включается период фактического приостановления деятельности — обеспечительная мера в виде временного запрета деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП), если такая мера была применена во время рассмотрения административного дела (ст. 27.16 КоАП).
Поэтому в постановлении (решении) обязательно должна быть указана дата, до которой назначенное приостановление деятельности будет иметь место.
В постановлении о назначении лицу, привлекаемому к ответственности, административного приостановления деятельности обязательно должно быть определено, какая именно деятельность подлежит приостановлению, в каком объеме, на каких объектах, с запретом на выполнение определенных работ (оказание услуг) и т.п. Однако конкретные мероприятия по исполнению (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий) не должны указываться, поскольку такие меры выбираются судебными приставами-исполнителями самостоятельно в целях исполнения назначенного наказания.
В качестве должника в данном исполнительном производстве выступает специальный субъект — индивидуальный предприниматель, юридическое лицо. Правопреемство и представительство должника по указанному виду исполнительного производства не могут иметь место. Участие должника или его представителя не является обязательным при исполнении, поскольку сущность исполнения составляют действия пристава, а не должника.
Постановление (решение) об административном приостановлении деятельности подлежит немедленному исполнению (ч. 1 ст. 32.12 КоАП). Такое требование означает, что пристав обязан возбудить исполнительное производство в течение суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение ФССП России. Не позднее следующего рабочего дня с момента возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан произвести конкретные меры по фактическому приостановлению деятельности. Непосредственное совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения может быть произведено в нерабочие дни или с 22 часов до 6 часов. При этом пристав обязан получить разрешение старшего судебного пристава или его заместителя на проведение соответствующих мероприятий.
Особенностью механизма исполнения административного приостановления деятельности также является то, что исполнительное производство в данном случае не может быть приостановлено, если постановление (решение) суда обжалуется должником.
Непосредственное осуществление мероприятий по приостановлению деятельности происходит с участием понятых (их должно быть не менее двух человек), а при необходимости — сотрудников органов внутренних дел. Также обстоятельства производства могут потребовать участия в реализации этого административного наказания соответствующих специалистов. В качестве специалистов в исполнительном производстве могут участвовать сотрудники соответствующих ведомств, составлявшие протоколы об административных правонарушениях, — МЧС, ФМС, Лесхоз, Роспотребнадзор и др.
В случае самостоятельного прекращения лицом деятельности, подлежащей приостановлению, судебный пристав-исполнитель все равно должен выезжать на место совершения исполнительных действий и осуществлять мероприятия, установленные законодательством (опечатывание помещений, касс должника и т.п.).
Законодательством (ч. 2 ст. 109 ФЗИП, ч. 2 ст. 32.12 КоАП) установлены конкретные меры, которые должен совершить пристав в целях исполнения постановления: наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс должника. Перечень мер не носит закрытого характера. Применение приставом иных мер, не указанных напрямую в законодательстве или исполнительном документе, возможно только в целях исполнения наказания. Например, судебный пристав-исполнитель может произвести мероприятия по отселению жильцов из помещений, эксплуатация которых запрещена. Однако принимаемые приставом меры не должны влечь необратимые последствия для производственного процесса (например, в химической, сталелитейной, добывающей промышленности, процессе переработки нефти, газа), а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения (водоснабжение, канализация, энергообеспечение и др.). Это положение является важной гарантией стабильности экономической деятельности и охраны общественных интересов.
Под необратимыми для производственного процесса следует понимать такие последствия, которые делают невозможным продолжение деятельности в первоначальном режиме после ее возобновления, в том числе если продолжение деятельности в первоначальном (до приостановления) объеме и темпе требует совершения масштабных мероприятий, которые не имели бы места в условиях нормального хода производственной деятельности. Такое понимание не распространяется на мероприятия по устранению нарушений, послуживших основанием для назначения этого вида наказания.
После принятия мер, направленных на фактическое приостановление деятельности, пристав обязан осуществлять постоянный контроль исполнения должником возложенных на него ограничений: проводить регулярные выходы по адресам объектов, деятельность которых приостановлена, с целью проверки сохранности наложенных ранее печатей и пломб для исключения случаев возобновления должником деятельности до окончания срока административного приостановления с процессуальным оформлением действий в виде акта о совершении исполнительных действий.
Периодичность проведения проверок зависит от срока назначения наказания и фактических обстоятельств дела, например, от социальной значимости объекта, деятельность которого приостановлена (стратегические объекты, объекты с массовым пребыванием людей и др.). Если должник нарушает режим исполнения наказания, в отношении него пристав составляет протокол по ч. 1 ст. 17.14 КоАП.
Исполнительное производство по административному приостановлению деятельности подлежит окончанию фактическим исполнением (п. 1 ч. 1 ст. 47 ФЗИП) на следующий день после истечения срока административного приостановления деятельности, указанного в исполнительном документе. При этом судебный пристав-исполнитель обязан окончить исполнительное производство по наступлении указанной даты даже в том случае, если должником не были устранены нарушения, послужившие основанием для применения к нему указанной меры административной ответственности. В компетенцию пристава не входит определение фактов устранения нарушений должником, которые послужили основанием для его привлечения к ответственности.
Заявление о правопреемстве в исполнительном производстве
Подготовка и подача заявления о правопреемстве является первоначальным и обязательным условием замены какой-либо стороны по исполнительному производству. Автоматически наличие любого из законных оснований для выбытия и замены стороны в ходе производства в службе приставов не происходит. По этой причине подача данного заявления является необходимым для оформления правопреемства.
Каких-либо требований к подобного рода обращениям законом не установлены. Правила оформления документа схожи и не зависят от того, каким судом было вынесено решение (общей юрисдикции или арбитражным), по которому имеется исполнительное производство.
Принятие решения о правопреемстве относится к исключительной компетенции судов. В этой связи, прежде чем требовать произвести замену от пристава-исполнителя, первоначально следует получить с отметкой о вступлении в силу соответствующее судебное постановление.
Правомочным судом по решению вопроса о правопреемстве выступает тот орган, который выносил основное решение по делу. В самом заявлении следует указать конкретные основания для производства правопреемства и приложить необходимые доказательства, например, договор уступки прав. Положительным в данном случае является отсутствие обязанности оплачивать госпошлину при подаче заявления в суд.
Эффективность статьи в судебной практике
Положения ст. 52 ФЗ 229 «Об исполнительном производстве» эффективно применяются в следующих случаях положительной судебной практики:
- Если решением суда было установлено несколько процессуальных правопреемников. После вынесения судебного акта и вступления документа в юридическую силу пристав ФССП прекращает исполнительное производство и открывает два новых (Определение питерского горсуда № 33-5941/2014 от 23 апреля 2014 г. по делу № 2-97/2014).
- Если полномочия по распоряжению и управлению земельными участками, собственность государства на которые не разграничена, в силу закона перешли к правопреемнику (Определение российского Верховного Суда № 310-ЭС14-3833 от 06 июня 2016 г. по делу № А62-8016/2012).
Однако суд не всегда встает на сторону истца-правопреемника. Так, Верховный суд отказал ООО «Базар» в пересмотре судебных решений об отказе в закрытии исполнительного производства по делу о наложении обязательства на Судебную коллегию предоставить право проезда и перехода через занимаемый компанией земельный участок. Ведь в деле отсутствовали существенные доказательства по делу (Определение ВС РФ № 306-ЭС16-10318 от 02 сентября 2016 г. по делу № А65-34397/2009).
В итоге, как показала судебная практика применения положений ст. 52 ФЗ 229, суд встает на сторону как правопреемника-истца, так и ответчика-взыскателя денег.
Смерть должника в исполнительном производстве
Если умерший перед смертью имел подтвержденное документально право собственности на недвижимость, у него был счет в банке или он являлся владельцем автомобиля, взятого в кредит, приставом выясняется наличие наследников и их заявлений о вступлении в право наследования. Если таковых не нашлось, то удовлетворяются требования кредиторов из установленной собственности умершего, а оставшаяся невостребованная собственность поступает в доход государства.
Пристав может не ждать вступления в права собственности преемника ответчика и возобновить исполнение сразу после обнаружения заявления о принятии наследства. Подводными камнями в этом случае является наличие нескольких преемников и разделение обременения между ними. Законодательством Российской федерации защищается право гражданина на частную собственность.