Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страны, входящие в Евразийский экономический союз в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сразу уточним: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как международная организация региональной экономической интеграции, создан 1 января 2015 года на основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего в период с 2011 по 2014 год. Сегодня аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документах.
Основные цели Евразийского экономического союза:
- создать условия для укрепления и стабильного развития экономик стран-участниц для повышения уровня жизни их населения;
- сформировать единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в странах ЕАЭС;
- модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
На территориях стран – участниц ЕАЭС действует общий рынок труда:
- Работодателю или заказчику для заключения трудового или гражданско-правового договора с гражданином государства – члена ЕАЭС, не нужно получать специальное разрешение на привлечение иностранных работников.
- Гражданам из стран ЕАЭС не нужно получать разрешения или патенты для работы в России. Процедура их трудоустройства не отличается от приёма граждан РФ, а документы об образовании признаются без специальной процедуры.
ЕАЭС: что это за организация?
Данная организация была создана для упрощения движения ресурсов, денег и товаров между странами-участницами. Прообразом ЕАЭС стало Евразийское экономическое сообщество, объединившее три крупные постсоветские экономики: Россию, Беларусь и Казахстан. Со временем данное объединение начало расширяться за счёт новых участников. Вступившие в ЕАЭС страны получили те же права и привилегии, что и государства-основатели.
Евразийский экономический союз основан по образу других международных экономических объединений, как ЕС или МЕРКОСУР. Основной идеей стало создание единого таможенного пространства, с упразднением контроля между странами-участницами.
Такое взаимодействие стимулирует рост экономики в странах, получивших право стать членами ЕАЭС, что способствует повышению уровня жизни и национального благосостояния. Кроме участников ЕАЭС, существуют также страны-наблюдатели и члены зоны свободной торговли. Прежде чем образовалось ЕАЭС, было Евразийское экономическое сообщество, которое имело другую аббревиатуру — ЕврАзЭс. Оно работало с 2011 до 2014 год. Появление новой организации было в 2015 году.
Противоречия в евразийском Таможенном союзе
Как и в любом союзе, в ЕАЭС регулярно возникают противоречия между участниками. Чаще всего, они связаны с неравномерным распределением таможенных пошлин, а также с политическими разногласиями.
Так, Россия вводила ограничения на ввоз мяса из Беларуси, после возникновения между странами очередного политического кризиса. Беларусь, в ответ, устанавливала обязательную сертификацию продукции лёгкой промышленности, что затрудняло допуск производителей из РФ на местный рынок.
Дополнительным поводом для возникновения разногласий выступают санкции, вводимые против России, начиная с 2014 года. Отключение российских банков от SWIFT значительно затруднило проведение расчётов в пределах ЕАЭС, но в данный момент разрабатывается возможность создания альтернативных систем денежных переводов.
Несмотря на все сложности, союз продолжает развиваться и привлекать новых участников, создавая для них выгодные условия сотрудничества. Противоречия лишь укрепляют позиции ЕАЭС, как говорится, «что нас не убивает, то делает сильнее». Поэтому санкции лишь дух стран сильнее и выносливее.
Налогообложение в ЕАЭС
Юридические лица, занимающие импортом товара среди держав – участников, уплачивают:
- НДС.
- Акцизы.
Взимают налоговые органы. Исключение – акцизы по маркированным товарам. Их взимают таможенные органы. Даже применение систем льготных система налогообложения не предусматривает освобождение от уплаты косвенных налогов.
Налоговая база для уплаты НДС рассчитывается как стоимость везённых товаров. Акцизы, подлежащие уплате по подакцизным товарам, входят в общую сумму по уплате НДС.
Предусмотрены случаи освобождения от уплаты косвенных налогов. Это:
- На основании ст. 150 НК РФ – товары, которые освобождены от налогообложения при ввозе их в РФ.
- Товары, которые ввозятся гражданами для личных, а не для предпринимательских целей.
- Товары, передача которых осуществляется в пределах одного юридического лица.
При экспорте товаров применяется ставка НДС, равная 0%. От уплаты акцизов также полное освобождение. Право применения нулевой ставки по НДС должно быть подтверждено документами:
- Договорами.
- Заявлениями.
- Транспортными документами.
Противоречия в Евразийском Таможенном Союзе
Когда таможенный союз создавался, у держав, подписавших договор, экономическое положение было примерно одинаковым. Но спустя почти 10 лет ситуация несколько поменялась.
Когда был СССР, каждому государству было отведено определённое место в союзной экономике. За каждой державой была «закреплена» обязанность лидерства в определённой отрасли экономики. После распада каждая страна испытала «стресс» — пришлось вливаться в мировую экономику.
Когда было принято решение о создании единого союза, единственное, что объединяло будущих членов – географическое положение. Державы находятся в близком соседстве друг с другом, что упрощает перевозку товаров. По остальным показателям взаимные интересы полностью отсутствовали. Но нашлись такие вопросы, которые требовали совместного решения. Товарам был нужен российский рынок сбыта, а Россия нуждалась в этих товарах.
Евразийское экономическое сообщество
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) было предшественником Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан в 2000 г. и вступил в силу в 2001. В 2014 году государства-члены подписали соглашение о прекращении деятельности сообщества.
Эта международная экономическая организация была создана для продвижения Таможенного союза и Единого экономического пространства между странами-членами наряду с другими задачами экономического и гуманитарного характера.
Странами-участницами были:
- Беларусь,
- Казахстан,
- Киргизия,
- Россия,
- Таджикистан,
- Узбекистан,
Странами-наблюдателями были:
- Армения,
- Молдавия,
- Украина.
Этапы формирования: первые участники, настоящее время, планы на будущее
В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.
С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.
Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.
Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.
ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.
Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.
В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.
Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.
Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.
ЕАЭС открыт для Узбекистана
Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz. Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил об открытости Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в вопросе его расширения. Тем не менее, рассуждая о вероятности вхождения Узбекистана в Евразийский союз, российский премьер заметил, что это решение является внутренним делом каждой страны, сообщает корреспондент Podrobno.uz со ссылкой на ТАСС.
«Двери Евразийского союза открыты для наших партнеров, и в этом есть известные преимущества, потому что в этом случае начинают распространяться на участников Евразийского союза определенные льготы и преференции, которые существуют именно для членов нашего Евразийского союза», – сказал Медведев в интервью Сергею Брилеву для программы «Вести в субботу».
«Но, конечно, это внутреннее дело каждого государства», – подчеркнул он.
При этом премьер подчеркнул, что в случае с Узбекистаном присоединение к ЕАЭС «зависит от их позиции».
«Мы всегда исходили из того, что мы никого не напрягаем, что называется», – заметил он, уточнив, что в Узбекистане пока просто присматриваются к идущим в рамках Союза процессам. Премьер добавил, что включение в состав Евразийского союза государств, которые имеют переходную, сложную экономику, повлекло за собой серьезные обязательства.
«Киргизия, да и Армения. Это все-таки страны с определенными экономическими проблемами, это развивающиеся экономики, – пояснил он свою мысль. – Да, откровенно говоря, у нас у всех есть экономические проблемы, поэтому я не вижу в этом ничего страшного. Вопрос именно в том, на каких началах государства заходят, какие цели преследуют». Медведев заверил, что в ЕАЭС вопросы готовы обсуждать.
Проводя параллели между СНГ и ЕАЭС, премьер-министр подчеркнул, что Совет глав правительств стран Содружества независимых государств не является «церемониальными сборами».
«Нет, это не церемониальные сборы. Наверное, уровень интеграции в формате СНГ не такой, как в Евразийском союзе Но это обычная история. Это, как мы говорим, разноскоростные треки интеграции», – уточнил российский премьер.
Медведев также напомнил, что процесс формирования Европейского союза растянулся на десятилетия.
«А здесь мы можем по-разному двигаться. Кто-то может посмотреть, как идут процессы в Евразийском союзе, и подумать о том, чтобы присоединиться к более тесному такому интеграционному объединению. Это абсолютно нормально, так что, я уверен, у СНГ в этом смысле есть будущее», – заключил он.
Прогнозирование сценариев развития ЕАЭС к 2030 году является не просто академическим интересом. На его основе должна разрабатываться долгосрочная стратегия развития ЕАЭС до 2030 года, направленная на реализацию одного из базовых сценариев.
Для Республики Беларусь это имеет особую актуальность в связи с предстоящей конституционной реформой, продолжением социально-политического кризиса 2020 года и попытками ряда западных стран отколоть Беларусь от ЕАЭС и ОДКБ. Если дальнейшие действия политического руководства Беларуси не будут направлены на сохранение целостности евразийского проекта и его развитие, то каковы шансы, что политическая элита Беларуси сможет сохранить свой статус и саму государственность?
По нашему мнению, для противодействия сценарию «дестабилизации и распада ЕАЭС», который сейчас активно инициирует ряд западных стран, все государства-участники ЕАЭС должны включиться в формирование единой стратегии в рамках сценария «Создание собственного центра силы». Только в рамках этой стратегии будет возможен синергетический эффект от интеграции, сохранена государственность стран-участниц и обеспечено процветание наших народов. В противном случае другие геополитические центры силы будут постепенно откалывать части от нашего общего цивилизационного пространства. И к 2030 году ЕАЭС просто растворится в истории.
Экономическое взаимодействие
Главной целью создания ЕАЭС является углубление экономической интеграции между странами региона. Поэтому неудивительно, что в задачах организации экономика стоит на первом месте.
В границах организации действует Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, приятый ещё в 2010 году, до начала функционирования ЕАЭС. Он предусматривает свободное перемещение товаров без контроля на таможне на территории всех стран организации.
Применение экономических инструментов, предусмотренных концепцией развития ЕАЭС, призвано снизить стоимость товаров, которые пересекают границу, из-за отсутствия на них таможенной наценки; увеличить конкуренцию, что должно вызвать рост качества продукции; привести налоговое законодательство во всех странах к единому знаменателю; повысить ВВП членов организации и благосостояние их граждан.
Какая у ЕАЭС расшифровка и аббревиатура правильные
Очень часто можно встретить неправильные аббревиатуры: «ЕАС», «ЕврАзЭС», «ЕЭС».
Верное сокращение обозначено в документах одного из главных органов управления союза Евразийской экономической комиссии — «ЕАЭС», и других вариантов не существует.
Старое название «Таможенный союз» перестало существовать с 1 января 2015 года вместе с подписанием соглашения о создании Евразийского экономического союза, но очень часто употребляется в быту и информационных источниках.
Помимо Комиссии в структуру ЕАЭС входит также Высший Евразийский экономический совет, членами которого являются президенты стран-участниц союза. Главы правительств входят в другой управляющий орган — Евразийский межправительственный экономический совет. Для обеспечения исполнения требований международных договоров функционирует Суд Союза.
Макроэкономический эффект от интеграции России, Беларуси и Казахстана и Киргизии в ЕАЭС создается за счет:
- Снижения цен на товары, благодаря уменьшению издержек перевозки сырья или экспорта готовой продукции.
- Стимулирования «здоровой» конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития.
- Увеличения конкуренции на общем рынке стран-членов благодаря вхождению на рынок новых стран.
- Увеличения средней заработной платы, благодаря уменьшению издержек и повышению производительности труда.
- Наращивания производства, благодаря увеличению спроса на товары.
- Увеличения благосостояния народов стран ЕАЭС, благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения.
- Повышения окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка.
Международная деятельность
Союз решает внешнеэкономические задачи, стоящие перед его членами. В рамках компетенции налаживается сотрудничество с госструктурами, объединениями, прочими субъектами по отраслевым направлениям.
Международная работа, заключение договоров опираются на решения Высшего Евразийского экономического совета. На этой базе также ведутся переговоры, подписываются соглашения, с учетом выполнения внутригосударственных процедур.
Общие процессы сотрудничества отражаются в международных актах. К компетенциям относят:
- экономико-финансовую сферу;
- торговлю и таможенное взаимодействие;
- электронный документооборот и техническое регулирование;
- развитие промышленности и АПК;
- энергетическое сотрудничество.