Разъяснения Минтруда России по вопросам применения профстандартов.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разъяснения Минтруда России по вопросам применения профстандартов.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Перечень профессиональных стандартов раздела соответствует Реестру профстандартов Минтруда РФ с учетом последних изменений и дополнений. Актуальную редакцию Реестра в формате xls можно скачать на странице Реестр профстандартов.

Как раньше жили без профстандартов?

ТК оперирует термином «квалификация» (ст. 195), понимая под ним конкретный уровень трудовых навыков, специальных знаний, опыта работы, необходимых для той или иной должности. Когда человека трудоустраивали на «должность по его квалификации», это значило, что он должен соответствовать квалификационной характеристике данной должности, приведенной в Едином квалификационном справочнике (ЕКС).

Этот документ на сегодня является почти безнадежно устаревшим: многих перечисленных в нем должностей уже просто не существует, тогда как многие современные профессии вообще не упомянуты. «Осовременивание» единых квалификационных справочников было бы слишком трудоемким и нецелесообразным. Нужен был новый уровень устранения этой проблемы.

Было принято решение о замене данной нормативной базы более удобным и универсальным инструментом для определения квалификационного минимума – профессиональными стандартами.

Если занимаемая должность не соответствует образованию работника…

На практике нередко встречаются ситуации, когда работник занимает не соответствующую его образованию должность, а в профстандарте установлены требования к образованию. Надо ли в данном случае независимо от знаний и навыков работника переводить его на иную должность, соответствующую его образованию, или увольнять его (при отсутствии вакантных должностей, требующих более низкой квалификации)?

Согласно изложенной в Письме от 22.04.2016 № 14-3/В-381 позиции Минтруда вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. В этом же письме отмечается, что при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Вместе с тем в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ закреплено положение о расторжении трудового договора работодателем при несоответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, которая подтверждена результатами аттестации.

К сведению: механизм аттестации, предусмотренный ст. 81 ТК РФ, является внутренним инструментом работодателя и позволяет учитывать оценку квалификации для целей соответствия знаний, умений и навыков работника требованиям профстандарта (Информация Минтруда РФ от 21.04.2017 «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»).

Роструд в Письме от 06.03.2013 № ПГ/1180-6-1 уточнил, что соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно применяемому в организации положению о порядке проведения аттестации.

Требования к педагогу в профстандарте

Чтобы быть педагогом, необходимо соответствовать определенному уровню требований по квалификации и иметь нужную подготовку. Ориентир указан в профессиональном стандарте. Инструкция описывает требования в виде функций, которые связаны с возрастом учеников, самим предметом и общей картиной воспитательной системы.

Читайте также:  Как ездить на Белорусских номерах гражданину РФ

Педагогический работник обязан обладать компетенциями в разных сферах: обучения, воспитания, саморазвития. В обязанности педагогического работника входит:

  • безупречное владение своим предметом;
  • применение в преподавании самых передовых методик;
  • показывать достойный пример подрастающему поколению;
  • умение рассказывать о пользе самообразования;
  • объяснять о необходимости саморазвития как неотъемлемой части образовательного процесса.

Как пример можно привести специальность педагога-психолога. Он должен обладать знаниями в области базовых приемов психодиагностики, обязан понимать, как с возрастом меняется мировоззрение и жизненные принципы. Помощь педагога-психолога заключается в поддержке при «вливании» в сложившийся коллектив.

Учитель начальных классов помогает детям дошкольного возраста плавно перейти к «взрослой жизни». На него возлагается ответственность за организацию учебного процесса после игровой паузы. Также учитель должен уметь наладить контакт с родителями, создать доверительный образ педагога, иметь компетенцию внятно объяснять учебный материал.

Пошаговое внедрение профессионального стандарта педагога

Администрация учебного заведения имеет право на внедрение профстандарта для своих сотрудников. Специального алгоритма в нормативных актах не прописано, поэтому руководство может действовать на свое усмотрение.

Примерный пошаговый план действий по внедрению профстандарта для педагогов:

Шаг 1. Для того чтобы применить в учебном заведении новые стандарты, необходимо создать рабочую группу или комиссию по этому вопросу.

Шаг 2. Необходимо четко определить перечень стандартов, которых будут придерживаться в заведении и неукоснительно их исполнять. В процессе составления списка очень важно сверить штатное расписание, указать все должности, которые в нем отображаются. Итоги проведения этого этапа нужно зафиксировать в отчете, который составляет и подписывает комиссия.

Шаг 3. На данном этапе следует подробное изучение документооборота в организации: исследуются трудовые договора и локальные нормативные акты. Документы приводят в соответствие требованиям профстандартов. Если нужно, то в соглашения с педагогами вносятся необходимые коррективы.

Шаг 4. В этот период происходит проверка уровня подготовки педагогов. Их квалификация должна соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Когда все этапы проверки будут пройдены, комиссия по результатам должна будет составить акт. Подробный отчет предоставляется руководству учебного заведения.

Важно! Законодательная база в сфере образования не имеет никакого основания для увольнения педагога, чьи трудовые навыки не соответствуют установленным профстандартам. Максимум, на что способен работодатель в этой ситуации, это сообщить сотруднику о сложившейся ситуации.

Все действия по повышению стандартов обучения должны быть максимально прозрачными и понятными для всех участников образовательного процесса: учителей, детей, родителей, профсоюза, администрации.

Действующие профстандарты педагогов

Всего существует шесть образовательных регламентов. В соответствии с ними различают следующие профессиональные категории:

  • Педагог (Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н).
  • Педагог-психолог (Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н).
  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых (Приказ Минтруда РФ от 05.05.2018 № 298н).
  • Специалист в области воспитания (Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н).
  • Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (Приказ Минтруда РФ от 28.09.2018 № 603н).
  • Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2018 № 840н).

Как видно, перечень инструкций ограничен. При этом они достаточно объемны, чтобы включать в себя требования, предъявляемые к нескольким специальностям. Например, профстандарт дошкольного педагога входит в стандарты для педагога в целом.

Однако в этих инструкциях отражены лишь некоторые специальности. Большинство же не имеет регламента по двум причинам: либо все еще предполагаются к разработке, либо упразднены, как это произошло в 2019 году с требованиями к представителям профессионального образования.

Новый профстандарт для педагогов

В связи с произошедшими за последние годы изменениями старый регламент, который распространялся на ряд образовательных специальностей с 2013 года, признан недействительным. Новый профстандарт педагога, утвержденный Правительством РФ, стал актуальным с 1 сентября 2022 года.

Читайте также:  Ответственность за несоблюдение субординации на работе

Что применять: профстандарт или ЕКС?

Интересный вопрос, особенно в свете того, что по аналогичным профессиям или должностям требования установлены и квалификационными справочниками, и профстандартами. Напомним, что квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н и их никто не отменял.

Минтруд на этот вопрос отвечает так: работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, — то есть когда в законе или нормативном акте прямо указано, что необходимо соблюдать требования, установленные профессиональными стандартами или, наоборот, квалификационными справочниками.

Вместе с тем полагаем: поскольку профессиональные стандарты — это более современная и подробная модель квалификационной характеристики, более четкое описание трудовой деятельности, применять все же лучше требования профстандартов. Да и в будущем все равно за основу придется принимать именно их.

Для кого профессиональные стандарты являются обязательными

В соответствии с ТК РФ применения профстандартов обязательно в двух случаях: когда это указано в самом кодексе или в других федеральных законах, иных нормативных актах. В ТК РФ обозначено только одно основание для обязательного применения: на основании ст. 57 кодекса работодатель обязан применять на работах, дающих право на различные льготы и преференции, те наименования должностей и профессий, который установлены для них профстандартами.

На основании ст. 195.3 ТК РФ, обязательность профстандрата может определена помимо кодекса не только федеральными законами, но и постановлениями Правительства РФ, приказами министерств и ведомств. Так, профстандарт педагога (воспитателя, учителя в сфере дошкольного и начального и среднего образования) утвержден приказом Министерства труда и соцзащиты РФ №544н от 18.10.2013г. Он стал обязателен в системе образования с 01.01.2015г.

Требования к главбухам

Главные бухгалтеры теперь должны иметь либо высшее (профильное или непрофильное), либо среднее профессиональное образование (профильное или непрофильное).

Если образование является непрофильным (например, техническим), соискателю придется получить еще и дополнительное профессиональное образование. То есть пройти программу профессиональной переподготовки бухгалтеров.

При наличии высшего образования опыт работы главбуха должен составлять не менее пяти лет бухгалтерско-финансовой работы. При наличии среднего профессионального образования – не менее семи лет бухгалтерско-финансовой работы.

В число необходимых умений главбуха входят в том числе следующие:

  • умение разрабатывать способы ведения бухучета и формировать учетную политику организации;
  • умение разрабатывать формы первичных учетных документов, регистров бухучета, формы отчетности и составлять график документооборота;
  • способность планировать объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления отчетности;
  • умение оценивать существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • умение составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность при реорганизации или ликвидации юрлица;
  • способность пользоваться компьютерными программами для ведения бухучета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.

На что распространяется и не распространяется стандарт

Согласно документу, к нематериальным активам можно отнести:

  • результаты интеллектуальной деятельности;
  • средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий;
  • разрешения и лицензии на ведение отдельных видов деятельности.

Не распространяется стандарт на:

  • финансовые вложения;
  • результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, приобретённые, созданные или находящиеся в процессе создания для продажи в ходе обычной деятельности организации;
  • права пользования активом, возникающие из договора аренды;
  • поисковые активы;
  • созданные своими силами средства индивидуализации — фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и т.д.;
  • интеллектуальные и деловые качества персонала, его квалификация и способность к труду;
  • информация о покупателях и иных контрагентах, созданная собственными силами организации;
  • материальные носители, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, в случае, когда организацией принято решение об их отдельном от объекта нематериальных активов учёте.
Читайте также:  Как в Москве можно получить продукты, одежду и обувь по сертификату

Какую информацию раскрывать в отчётности

В бухгалтерской отчётности с учётом существенности следует раскрыть:

  • балансовую стоимость на начало и конец отчётного периода;
  • балансовую стоимость автоматизируемых и неамортизируемых нематериальных активов с указанием причин невозможности надёжности определения срока полезного использования неамортизируемых активов;
  • данные о сверке остатков нематериальных активов по группам в разрезе первоначальной стоимости, накопленной амортизации и накопленного обесценения на начало и конец отчётного периода, и движения нематериальных активов за отчётный период;
  • результат от списания за отчётный период;
  • результат обесценения нематериальных активов и восстановления обесценения, включённый в доходы или расходы отчётного периода;
  • результат переоценки нематериальных активов, включённый в доходы и расходы в отчётном периоде;
  • результат переоценки нематериальных активов, включённый в капитал в отчётном периоде;
  • сумму обесценения нематериальных активов, отнесённых в отчётном периоде на уменьшение накопленного результата переоценки;
  • балансовую стоимость нематериальных активов, в отношении которых имеются ограничения имущественных прав организации, в том числе нематериальных активов, находящихся на отчётную дату в залоге;
  • способы оценки по группам;
  • элементы амортизации и их изменения;
  • наименования, балансовую стоимость, оставшийся срок полезного использования и другую информацию, без обладания которой заинтересованные пользователи не смогут оценить финансовое положение организации или финансовые результаты её деятельности;
  • величину затрат на создание собственными силами организации средств индивидуализации и иную информацию о таких средствах индивидуализации, без знания которой заинтересованные пользователи не смогут оценить финансовое положение организации или финансовые результаты её деятельности;

Заработную плату персоналу по тарифу начисляют по правилам ст. 143–145 Трудового кодекса РФ. Определяют разряд сотрудника с помощью единого тарифно-квалификационного справочника. В нем собран перечень различных профессий и их оценочные характеристики. Указаны требования к профессиональным навыкам работника и уровень его ответственности.

Законодательство не запрещает разрабатывать собственные справочники, в которых учтена специфика деятельности предприятия. Процесс аттестации работников начинается с приказа руководителя. Все нюансы обговариваются в коллективном договоре предприятия. Эти локальные акты не должны ущемлять права сотрудников, заработную плату устанавливают на уровне не ниже МРОТ.

Бюджетные организации пользуются только государственными справочниками, применять другие они не имеют права. В ЕТКС новая тарификационная сетка для педагогов не приводится. Оклады и ставки устанавливают региональные и местные власти локальными нормативными актами.

Как составить тарифную сетку: пример

Согласно трудовому законодательству 18 разрядная сетка для учителей в 2022 году не действует, ее отменили еще в 2008 году. Если для должности работника бюджетной сферы не установлен конкретный оклад по межотраслевому положению или региональному постановлению, то за месячную (базовую) тарифную ставку принимают текущий размер МРОТ. С 1 января 2022 года его планируют увеличить до 13 890 рублей в месяц.

Примерная таблица с тарифной сеткой бюджетников на 2022 год в России выглядит так:

Разряд Тарифный коэффициент, % Месячная ставка, руб.
1 1,00 13 890,00
2 1,10 15 279,00
3 1,23 17 084,70
4 1,36 18 890,40
5 1,51 20 973,90
6 1,67 23 196,30
7 1,84 25 557,60
8 2,02 28 057,80
9 2,22 30 835,80
10 2,44 33 891,60
11 2,68 37 225,20
12 2,89 40 142,10
13 3,12 43 336,80
14 3,36 46 670, 40
15 3,62 50 281,80
16 3,90 54 171,00
17 4,20 58 338,00
18 4,50 62 505,00


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *