Усыновление детей иностранными гражданами в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Усыновление детей иностранными гражданами в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Усыновители должны понимать, что после передачи ребенка в семью, уполномоченные структуры осуществляют проверку условий его жизни в дальнейшем вплоть до наступления совершеннолетия. Это касается и детей, усыновляемых иностранцами, хотя, процедура проверки в другой стране для российских органов опеки и попечительства затруднена. Именно поэтому функции проверки берут на себя полномочные представительства тех государств, гражданами которых являются приемные родители.

Обязательный контроль

После окончания процедуры усыновления и переезда в другую страну уполномоченному органу отводится срок не более 1 месяца для взятия ребенка на консульский учет. В дальнейшем он обязан осуществлять периодические проверки и отправлять рапорты российскому попечительскому Совету. Проверке подлежат бытовые условия проживания ребенка, состояние его здоровья, процесс обучения. К рапорту прикладываются фотоснимки для подтверждения сведений.

Ограничить количество приемных детей

С предложением об ограничении количества приемных детей выступило Минпросвещения. Ввести данный проект планируется к 1 января 2022 года. В законопроекте говорится о том, чтобы в семье усыновителей количество детей не превышало трех человек, в том числе и родных. Исключение будет составлять ситуация, когда в доме имеются двое детей, а возможные усыновители планируют взять несколько детей с родственной связью, например, двух сестер. Закон не будет запрещать такую возможность.

Данные ограничения не являются нововведением. Лимит был и ранее, но на 8 детей в семье. Носило это ограничение скорее рекомендательный характер, которого придерживались большинство субъектов РФ.

Целью новой инициативы является не уменьшить темпы усыновления, а возможность семьи обеспечить ребенка всем необходимым и создать ему хорошие условия для образования. Помимо этого, снизится риск того, что ребенка взятого из детского дома захотят вернуть. Довольно частые случаи в последнее время. А ведь они имеют колоссальные последствия для психического состояния ребенка.

Как получить разрешение на усыновление

Нужно сначала обратиться к сотрудникам органа по опеке. Там вам после соответствующей проверки дадут заключение о возможности быть усыновителем. А для получения разрешения всем впервые усыновляющим, за исключением родственников высокой близости, нужно пройти специальные курсы приемных пап и мам. Это дает допуск к учетной регистрации как вероятных усыновителей.

После прохождения школы нужно подготовить документы для получения разрешения и подать их в опеку. Иностранцам и проживающим за границей такое заключение выдают в государствах по месту регулярного проживания. Нужно написать заявление, в котором указать основные данные паспортов своего и лиц, проживающих вместе с вами. Также нужно сообщить, что нет судимости. Для пенсионеров — размер ежемесячных пенсионных выплат.

Отдельно к заявлению прилагаются:

  • краткая автобиография с указанием места и даты рождения, данных об обучении, проживании, работе, семейном положении;
  • медзаключение о здоровье по форме 164/у;
  • копия свидетельства выпускника Школы приемного родителя;
  • справку по должности и средней зарплате за последний год, другое фиксирующее доходы подтверждение;
  • для людей в супружестве — копию свидетельства брака;
  • для иностранцев – выданный в их государстве документ, что нет судимостей;
  • для незамужних и неженатых проживающих в РФ иностранцев — подтверждение непризнания в их государстве однополых браков.

Окончательное решение об определении ребенка в новую семью всегда принимает суд. Основанием для рассмотрения дела по усыновлению выбранного ребенка служит заявление претендентов о желании стать для этого ребенка законными родителями, поданное в судебный орган по месту проживания ребенка. В нем следует подробно изложить причины, побудившие заявителей к усыновлению ребенка, а также привести доводы об их праве, стать для него родителями.

Вместе с заявлением в суд нужно предъявить:

  • пакет документов с информацией об усыновителях, подготовленный для ООиП с заключением этого органа о постановке семейной пары в качестве кандидатов на усыновление и указанием о прохождении подготовительного этапа знакомства с ребенком;
  • документы на ребенка, подготовленные при участии ООиП и представителей детского учреждения, в котором находился ребенок.

В перечень документов на ребенка входит:

  • свидетельство о его рождении;
  • заключение специалистов о состоянии его физического и психического здоровья;
  • при наличии собственности, зарегистрированной на малыша, сведения о ее составе и характеристиках каждого объекта;
  • сведения о биологических родителях усыновляемого ребенка. Если они скончались, то предъявляется свидетельство о смерти, если лишены прав, то решение суда и т.д.;
  • согласие ребенка на усыновление, если ему исполнилось 10 лет.

Статистические данные по этой проблеме

Несмотря на негативное отношение многих людей к международному усыновлению, статистика свидетельствует, что в заграничных семьях находят приют детки с физическими и психическими отклонениями, в то время как среди граждан России такие сироты не представляют интереса при усыновлении. Этот факт легко объясняется потребностью детей-инвалидов в периодическом прохождении курса лечения, а социальное обеспечение возможно только при взятии ребенка под опеку.

Согласно статистическим данным за прошлый год гражданами других государств было усыновлено 3355 детей, восемнадцать процентов из них – дети с физическими и психическими дефектами.

Граждане России за этот же период стали усыновителями для 7082 детей, среди них только три процента являются носителями определенных заболеваний. В сравнении с прошлыми годами, количество усыновлений сирот иностранцами значительно сократилось – это связано с принятием закона о запрете усыновления гражданам США.

Усыновление, проводимое на международном уровне, является довольно неоднозначным явлением, трудно судить о его позитивности или негативизме, важно то, что жители других стран будут усыновлять наших деток до тех пор, пока те будут нуждаться в родительской любви.

Каждый ребенок нуждается в семейном уюте, и если мы не способны оградить от одинокого существования в детдомах детей России, не рационально осуждать право иностранцев на усыновление наших сирот, они имеют право быть счастливыми.

Может ли отчим усыновить ребенка жены?

Государственным законодательством предусмотрен вариант оформления прав усыновителя для отчима, жена которого имеет собственного ребенка. Данная ситуация рассматривается в индивидуальном порядке.

Вариант оформления зависит от личной семейной ситуации:

  • Стандартная процедура усыновления для отчима – производится, если женщина признана вдовой, а ребенок – наполовину сиротой;
  • Усыновление допускается, после доказательства в суде – осуществляется, если женщина пребывает в разводе, но бывший муж отказывается от участия в жизни ребенка. В такой ситуации, отец ребенка лишается своих родительских прав;
  • Возможность усыновления отчимом по согласию второго родителя – производится, если жена пребывает в разводе, но бывший супруг участвует в жизни ребенка.

Отдельно рассматривается ситуация, когда мать является одиночкой. В такой ситуации, существует два варианта развития событий:

  • Усыновление ребенка по стандартному способу;
  • Оформление отцовства – подходит для граждан, которые готовы взять на себя ответственность за действия ребёнка. При подтверждении отчима отцом, отказаться от таких прав уже невозможно.

Как получить разрешение на усыновление

Нужно сначала обратиться к сотрудникам органа по опеке. Там вам после соответствующей проверки дадут заключение о возможности быть усыновителем. А для получения разрешения всем впервые усыновляющим, за исключением родственников высокой близости, нужно пройти специальные курсы приемных пап и мам. Это дает допуск к учетной регистрации как вероятных усыновителей.

После прохождения школы нужно подготовить документы для получения разрешения и подать их в опеку. Иностранцам и проживающим за границей такое заключение выдают в государствах по месту регулярного проживания. Нужно написать заявление, в котором указать основные данные паспортов своего и лиц, проживающих вместе с вами. Также нужно сообщить, что нет судимости. Для пенсионеров — размер ежемесячных пенсионных выплат.

Читайте также:  На Какое Количество Кв Метров Начисляеться Компенсация Ветеранам Труда В Хмао

Отдельно к заявлению прилагаются:

  • краткая автобиография с указанием места и даты рождения, данных об обучении, проживании, работе, семейном положении;
  • медзаключение о здоровье по форме 164/у;
  • копия свидетельства выпускника Школы приемного родителя;
  • справку по должности и средней зарплате за последний год, другое фиксирующее доходы подтверждение;
  • для людей в супружестве — копию свидетельства брака;
  • для иностранцев – выданный в их государстве документ, что нет судимостей;
  • для незамужних и неженатых проживающих в РФ иностранцев — подтверждение непризнания в их государстве однополых браков.

Окончательное решение об определении ребенка в новую семью всегда принимает суд. Основанием для рассмотрения дела по усыновлению выбранного ребенка служит заявление претендентов о желании стать для этого ребенка законными родителями, поданное в судебный орган по месту проживания ребенка. В нем следует подробно изложить причины, побудившие заявителей к усыновлению ребенка, а также привести доводы об их праве, стать для него родителями.

Вместе с заявлением в суд нужно предъявить:

  • пакет документов с информацией об усыновителях, подготовленный для ООиП с заключением этого органа о постановке семейной пары в качестве кандидатов на усыновление и указанием о прохождении подготовительного этапа знакомства с ребенком;
  • документы на ребенка, подготовленные при участии ООиП и представителей детского учреждения, в котором находился ребенок.

В перечень документов на ребенка входит:

  • свидетельство о его рождении;
  • заключение специалистов о состоянии его физического и психического здоровья;
  • при наличии собственности, зарегистрированной на малыша, сведения о ее составе и характеристиках каждого объекта;
  • сведения о биологических родителях усыновляемого ребенка. Если они скончались, то предъявляется свидетельство о смерти, если лишены прав, то решение суда и т.д.;
  • согласие ребенка на усыновление, если ему исполнилось 10 лет.

Документы для усыновления иностранными гражданами

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.03.2000 №275, иностранные граждане вправе усыновить ребенка из РФ, если нет возможности передать его на воспитание в российскую семью.

Помимо общего перечня документов, перечисленного выше, понадобится:

  • Справка от компетентного органа, подтверждающая отсутствие зарегистрированного однополого брака;
  • Разрешение органа опеки по месту нахождения ребенка, если он проживает за пределами РФ;
  • Заключение консульского отдела об обоснованности усыновления;
  • РВП или ВНЖ, если мигранты проживают в России, но не получили гражданство;
  • Письменное обязательство о предоставлении отчетов о проверки условий проживания несовершеннолетнего после усыновления.

Усыновление ребенка из РФ производится по месту его нахождения.

Кто может представлять интересы усыновителей

Посредническая деятельность по передаче детей под опеку или усыновление в РФ запрещена. Но специально уполномоченные иностранными государствами органы могут представлять интересы усыновителей через представительства, зарегистрированные в установленном порядке на территории РФ. На что уполномочены представительства:

  • Подавать документы федеральному оператору данных для выбора ребенка из базы;
  • Направлять документы в суд;
  • Оказывать консультационную поддержку;
  • Оформлять приглашения и визы;
  • Участвовать в судебных разбирательствах при рассмотрении дел, получать копии судебных решений;
  • Помогать усыновителям в переоформлении документов на детей.

Однако усыновителям придется лично присутствовать на судебных заседаниях, встречаться с ребенком, изучать его документы и подписывать акт, подтверждающий ознакомление с медицинскими документами несовершеннолетнего.

Отношения по поводу устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с участием иностранцев и лиц без гражданства

Российское право не содержит каких-либо специальных материальных или коллизионных норм, регулирующих выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, если эти отношения осложнены иностранным элементом. Российская Федерация не участвует в каких-либо соглашениях, которые определяли бы порядок такого выявления в случае наличия разного гражданства сторон семейных правоотношений или устанавливали бы применимое к указанным отношениям право.

Положения ст. 122 и 123 СК РФ не связывают проведение установленных ими процедур с российским гражданством детей. Из этого следует, что вне зависимости от гражданства ребенка, оставшегося без попечения родителей, его выявление и учет осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (lex fori) в порядке, предусмотренном гл. 18 СК РФ, Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Порядком формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также иными нормативными правовыми актами.

Выбор форм устройства для детей, выявленных на территории Российской Федерации и учтенных в качестве оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ осуществляется органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Орган опеки и попечительства вправе предпринять попытки воссоединения ребенка с кровной семьей, если это возможно (соответствующие права ребенка предусмотрены ст. 10 и 11 Конвенции ООН «О правах ребенка»).

Термин «международное усыновление» является условным и используется в юридической литературе для обозначения правовой ситуации, когда усыновитель и усыновляемый имеют разные гражданства. Кроме того, к международному усыновлению относят и случаи усыновления российских детей гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом.

Усыновление российских детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, производится с некоторыми законодательно установленными отступлениями от принципа национального режима, основная задача которых состоит в обеспечении права ребенка воспитываться по возможности в стране своего происхождения. В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН «О правах ребенка» «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Кроме того, ст. 8 Конвенции гарантирует каждому ребенку право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. Таким образом, изъятия из принципа национального режима продиктованы в первую очередь заботой об интересах детей.

Во всех случаях усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами России, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, последствием усыновления может стать переезд ребенка на постоянное место жительства в другое государство, а также, возможно, смена гражданства. Известно, что внутреннее законодательство большинства государств предусматривает упрощенный порядок предоставления гражданства детям, усыновленным подданными этих государств. Таким образом, в вопросе об усыновлении российских детей иностранными гражданами затрагивается и публичный интерес Российской Федерации — в том смысле, что дальнейшая судьба ребенка после его усыновления находится вне юрисдикции России. Возвращение ребенка в Российскую Федерацию после отмены усыновления возможно в случаях, которые предусмотрены международными соглашениями. Так, например, в силу ст. 15 Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в 2008 г.), если того требуют интересы ребенка, он может быть возвращен на родину после отмены иностранного усыновления.

В соответствии со ст. 165 СК РФ усыновление, как и отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления. Таким образом, в качестве коллизионной привязки в этой норме выступает личный закон усыновителя.

Вместе с тем при усыновлении на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, закон настаивает на соблюдении требований ст. 124 — 126 , ст. 127 (за исключением подп. 7 п. 1 ), ст. 128 и 129 , ст. 130 (за исключением абзаца пятого ), ст. 131 — 133 СК РФ. Фактически все требования российского законодательства, касающиеся порядка, оснований и условий усыновления, должны быть соблюдены в указанных случаях, за некоторыми исключениями.

Таким образом, существуют следующие особенности усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации:

1. Для усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства п. 4 ст. 124 СК РФ установлено два предварительных условия. Первое — невозможность передачи усыновляемого ребенка на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам этого ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Второе — истечение 12 месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей ( ст. 1 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).

Читайте также:  Требования к сейфу для хранения оружия или какие должны быть оружейные сейфы

В этих целях ст. 11 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» устанавливает правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации о детях при наличии в соответствующей анкете ребенка информации о мерах, принятых органами опеки и попечительства, региональными операторами и федеральным оператором, по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. На основании ст. 6 указанного Федерального закона информация о принятых мерах по устройству ребенка включается в документированном виде в анкету ребенка, оригинал которой хранится у регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а копия — у федерального оператора.

При вынесении судебного решения об усыновлении суд обязан проверить соблюдение названных процедур и установить, предпринимались ли попытки устройства ребенка в семьи граждан Российской Федерации или в семьи родственников ребенка, проживающих за рубежом, а также истек ли шестимесячный срок со дня постановки ребенка на учет в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей ( ст. 272 ГПК).

2. Если ребенка желают усыновить граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, то усыновление также невозможно до истечения года со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

3. Заявления граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, подаются в верховный суд Республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.

Усыновление детей иностранными гражданами в Екатеринбурге

Часто сегодня встречаются ситуации, когда происходит усыновление российскими гражданами иностранных граждан. Процедура также длительная, сложная, при этом в приоритет возводится законодательство России (то есть все действия происходят по законам РФ). Наш адвокат поможет Вам на любом этапе, от Вас требуется лишь позвонить, и мы начнем действовать на пути решения Вашей проблемы.

Наш адвокат имеет большую практику по делам данного профиля и отличается высоким уровнем квалификации. Он четко знает о том, что в представленных суду заключениях специализированных зарубежных организаций и органов будет отвергнуто как недопустимое, а что нет. Он окажет юридическую помощь на всех этапах процесса, начиная со сбора необходимых документов и подачи заявления. Его участие позволит убрать на ранних стадиях все препятствия к усыновлению.

Порядок усыновления детей иностранными гражданами

Чаще всего иностранцы обращаются за помощью к специализированным организациям, имеющим аккредитацию на представление интересов иностранцев на усыновление. Разрешение на ведение ими деятельности выдается Министерством образования и науки РФ. Представители компании направляют запросы в федеральную базу и присутствуют в судебных заседаниях от имени иностранца.

Природа международных отношений проявляется в том, что обратиться самостоятельно в учреждения, занимающиеся воспитанием сирот, иностранец не может. Для него устанавливается запрет на получение сведений о них до момента выдачи исполнительным органом разрешения после проверки соответствия требованиям. После ознакомления с кандидатурой потенциального усыновителя, предоставляется право на проведение встречи с детьми. О результатах сообщается оператору банка данных, иначе может возникнуть проблема с оформлением прав и последует отказ. Иностранец обязан уведомить, готов ли он взять опеку над каким-либо ребенком.

Принимает решение об определении судьбы несовершеннолетнего и проверяет условия его передачи в семью только суд. Главные принципы судебного производства основаны на том, чтобы выяснить, были ли приняты попытки устроить малыша в приемную семью внутри страны. Если все попытки не увенчались успехом, орган опеки и попечительства может поддержать иск заинтересованного лица, ходатайствующего об установлении родительских прав на ребенка и изменения его места постоянного проживания. Судебная система предполагает решение следующих вопросов:

  • Проверяются данные в единой федеральной базе об учете ребенка, как нуждающегося в попечительстве. Для принятия положительного решения состоять на учете он должен не менее 1 года до момента открытия судебного производства. В течение этого периода действует запрет на усыновление для иностранцев, поскольку предпринимаются попытки передачи сироты на воспитание в русскоязычную семью.
  • Установление правомерности включения сведений о несовершеннолетнем в информационную базу. Проверяется полнота данных и факты о том, что органами опеки и попечительства предпринимались попытки устройства жизни сироты в РФ.
  • Если ребенок передавался в приемную семью в России, но был возвращен в приют, суд выясняет, какие сложности возникли у родителей. С этой целью берутся объяснения у представителей опеки и попечительства, исследуются документальные доказательства. Россияне, планировавшие оформить права на ребенка, вызываются в суд для выяснении существенных обстоятельств дела. Выясняется, почему они отказались принять в семью иждивенца.

Статистические данные по этой проблеме

Несмотря на негативное отношение многих людей к международному усыновлению, статистика свидетельствует, что в заграничных семьях находят приют детки с физическими и психическими отклонениями, в то время как среди граждан России такие сироты не представляют интереса при усыновлении. Этот факт легко объясняется потребностью детей-инвалидов в периодическом прохождении курса лечения, а социальное обеспечение возможно только при взятии ребенка под опеку.

Согласно статистическим данным за прошлый год гражданами других государств было усыновлено 3355 детей, восемнадцать процентов из них – дети с физическими и психическими дефектами.

Граждане России за этот же период стали усыновителями для 7082 детей, среди них только три процента являются носителями определенных заболеваний. В сравнении с прошлыми годами, количество усыновлений сирот иностранцами значительно сократилось – это связано с принятием закона о запрете усыновления гражданам США.

Усыновление, проводимое на международном уровне, является довольно неоднозначным явлением, трудно судить о его позитивности или негативизме, важно то, что жители других стран будут усыновлять наших деток до тех пор, пока те будут нуждаться в родительской любви.

Каждый ребенок нуждается в семейном уюте, и если мы не способны оградить от одинокого существования в детдомах детей России, не рационально осуждать право иностранцев на усыновление наших сирот, они имеют право быть счастливыми.

Какие документы нужны в суде

Чтобы усыновление состоялось, в суд нужно предоставить такие документы:

  • исковое заявление;
  • паспорт;
  • для незамужних и неженатых – свидетельство о рождении;
  • для замужних и женатых – свидетельство о браке, согласие супруга на усыновление;
  • медосвидетельствование о состоянии здоровья по форме №164/у;
  • справку о зарплате или копию декларации о доходах;
  • документы на дом или квартиру, которой владеет будущий родитель;
  • документ о постановке на учёт в качестве лица-усыновителя;
  • справка об обучении в Школе приёмных родителей.

Для тех, кто проживает за пределами России, или для иностранцев, нужны ещё такие документы:

  • заключения об условиях жизни и возможности воспитывать ребёнка от органов страны, где проживает человек;
  • разрешение на въезд усыновлённого ребёнка в государство.

Если усыновители – муж и жена, то всё это нужно предоставить в двух экземплярах. В отдельных случаях в суде могут потребоваться и другие документы.

После подачи заявления рассмотрение назначается не позже двух месяцев. Во время рассмотрения может присутствовать будущий усыновитель, работник органа опеки, прокурор и ребёнок, если ему больше 14 лет. Также допускается присутствие настоящего родителя.

Отношения по поводу устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с участием иностранцев и лиц без гражданства

Российское право не содержит каких-либо специальных материальных или коллизионных норм, регулирующих выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, если эти отношения осложнены иностранным элементом.

Читайте также:  Какая доплата к пенсии на сегодняшний день положена труженику тыла?

Российская Федерация не участвует в каких-либо соглашениях, которые определяли бы порядок такого выявления в случае наличия разного гражданства сторон семейных правоотношений или устанавливали бы применимое к указанным отношениям право.

Положения ст. 122 и 123 СК РФ не связывают проведение установленных ими процедур с российским гражданством детей.

Из этого следует, что вне зависимости от гражданства ребенка, оставшегося без попечения родителей, его выявление и учет осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (lex fori) в порядке, предусмотренном гл.

18 СК РФ, Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Порядком формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также иными нормативными правовыми актами.

Выбор форм устройства для детей, выявленных на территории Российской Федерации и учтенных в качестве оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1 ст.

121 СК РФ осуществляется органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

Орган опеки и попечительства вправе предпринять попытки воссоединения ребенка с кровной семьей, если это возможно (соответствующие права ребенка предусмотрены ст. 10 и 11 Конвенции ООН «О правах ребенка»).

Термин «международное усыновление» является условным и используется в юридической литературе для обозначения правовой ситуации, когда усыновитель и усыновляемый имеют разные гражданства. Кроме того, к международному усыновлению относят и случаи усыновления российских детей гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом.

Усыновление российских детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, производится с некоторыми законодательно установленными отступлениями от принципа национального режима, основная задача которых состоит в обеспечении права ребенка воспитываться по возможности в стране своего происхождения. В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН «О правах ребенка» «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Кроме того, ст. 8 Конвенции гарантирует каждому ребенку право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. Таким образом, изъятия из принципа национального режима продиктованы в первую очередь заботой об интересах детей.

Во всех случаях усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами России, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, последствием усыновления может стать переезд ребенка на постоянное место жительства в другое государство, а также, возможно, смена гражданства.

Известно, что внутреннее законодательство большинства государств предусматривает упрощенный порядок предоставления гражданства детям, усыновленным подданными этих государств.

Таким образом, в вопросе об усыновлении российских детей иностранными гражданами затрагивается и публичный интерес Российской Федерации — в том смысле, что дальнейшая судьба ребенка после его усыновления находится вне юрисдикции России. Возвращение ребенка в Российскую Федерацию после отмены усыновления возможно в случаях, которые предусмотрены международными соглашениями.

Так, например, в силу ст. 15 Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в 2008 г.), если того требуют интересы ребенка, он может быть возвращен на родину после отмены иностранного усыновления.

В соответствии со ст.

165 СК РФ усыновление, как и отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления. Таким образом, в качестве коллизионной привязки в этой норме выступает личный закон усыновителя.

Вместе с тем при усыновлении на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, закон настаивает на соблюдении требований ст. 124 — 126, ст. 127 (за исключением подп. 7 п.

1), ст. 128 и 129, ст. 130 (за исключением абзаца пятого), ст. 131 — 133 СК РФ. Фактически все требования российского законодательства, касающиеся порядка, оснований и условий усыновления, должны быть соблюдены в указанных случаях, за некоторыми исключениями.

Таким образом, существуют следующие особенности усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации:

1. Для усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства п. 4 ст. 124 СК РФ установлено два предварительных условия.

Первое — невозможность передачи усыновляемого ребенка на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам этого ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Второе — истечение 12 месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 1 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).

В этих целях ст.

11 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» устанавливает правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации о детях при наличии в соответствующей анкете ребенка информации о мерах, принятых органами опеки и попечительства, региональными операторами и федеральным оператором, по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. На основании ст. 6 указанного Федерального закона информация о принятых мерах по устройству ребенка включается в документированном виде в анкету ребенка, оригинал которой хранится у регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а копия — у федерального оператора.

Усыновители реже отказываются от детей и возвращают их обратно в детдома

Есть и еще одна тревожная тенденция, вызванная тем, что россияне реже обращаются к такой форме, как усыновление. В России усиливается проблема «вторичного сиротства» — происходит все больше случаев, когда взятых в семьи детей возвращают в детские дома, в особенности тех, кого принимали в семью на возмездных условиях. Прощание с новыми родителями, местом, успевшим стать домом, и возврат в социальное учреждение могут нанести травму, сопоставимую с потерей кровных родителей.

Почему дети попадают обратно в социальные учреждения На 2021 год в 63% случаев детей возвращают по инициативе приемных родителей, усыновителей и опекунов, в 19% случаев — по инициативе органов опеки и попечительства (из них 13% детей отбирают «в связи с ненадлежащим выполнением родителями обязанностей по воспитанию детей» и 1% — по причине жестокого обращения с детьми). В 4% случаев от ребенка отказываются по причине его заболевания. В 84% случаев ребенка возвращают уже после того, как он минимум год прожил в семье.

Статистика показывает, что усыновители реже возвращают своих детей обратно в детские дома. Данные за 2021 год показывают:

  • в 14 случаях из 100 детей в детские дома возвращали приемные семьи (напомним, это — возмездная форма опекунства);
  • 10 случаев из 100 приходится на детей, находившихся на безвозмездной опеке;
  • и только в двух случаях из 100 сирот возвращали усыновители.

Всплеск возвратов детей опекунами начался в 2015 году, спустя два года после начала действия «закона Димы Яковлева», когда россияне активнее выбирали оплачиваемые формы устройства детей.

Регулирование нормативных правоотношений усыновления с иностранным элементом, а также отмена этих прав регламентируется ст.165 СК РФ.

Правила передачи российских детей на воспитание лицам, имеющим гражданство иного государства, производится на основании законодательных правил страны, в которой проживает усыновитель.

Если при усыновлении будут нарушены права детей, которые предусмотрены Российским и международным законодательством, передача детей не может произойти, не считаясь с гражданством усыновителя. Когда усыновление было произведено, тогда решением суда этот факт подлежит отмене.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *