Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «17. Правовое положение структурных подразделений юридических лиц.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Рассмотрев особенности каждого обособленного подразделения, можно сделать вывод, что налоговое определение «обособленное подразделение» значительно шире, чем «гражданское» понятие филиала/представительства. Важно понимать, что каждый филиал или представительство является обособленным подразделением, но не каждое обособленное подразделение является филиалом или представительством. Это важно понимать для целей налогообложения. Почему? Потому что компании, открывшие филиалы, имеют ряд налоговых ограничений.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Все формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения бланков, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ) (информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012, письмо Минфина России от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5971).
ГОСТ Р 7.0.97-2016 введен в действие 01/07/18, и именно он устанавливает базовые требования по оформлению документов в делопроизводстве. Рассмотрим обзорно, что собой представляет этот документ.
Он достаточно объемный, с подробным изложением информации, предназначенной для делопроизводителей, секретарей, руководства. Требования подразделяются в нем следующим ниже порядком:
- Общие требования к созданию документа. Сюда входят: характеристика материальных носителей документа (бумажный, электронный), порядок нумерации страниц, рекомендуемые для набора шрифты, отступы, интервалы, выравнивание, длина строки – в цифрах, с выделением важных нюансов.
- Состав реквизитов. Первая группа 01-08 включает в себя герб, товарный знак, знак обслуживания, код документальной формы, наименование организации, ее подразделения, должности автора документа, данные организации справочного характера. Вторая группа 09-16 объединяет данные о документе: наименование, дату, номер, ссылку на рег. номер, где составлен, пометку об ограничении доступа, кому адресован, гриф, подтверждающий утверждение. Третья группа 17-18 – это реквизиты заголовка текста и сам текст. Четвертая группа 19-30 – различные визирующие, резолюционные, контрольные, согласовательные отметки, подпись, печать, данные об исполнителе. По каждому реквизиту даны рекомендации, как он оформляется и где располагается в документе. К примеру, подчеркивается, что наименование вида документа можно опустить, только если это деловое письмо, а место составления можно не указывать, если указание на местонахождение организации уже есть в ее наименовании.
- Бланки. Отдельно законодатель характеризует бланки документов, рекомендуемый формат для обычных документов, для резолюций, предельные размеры полей. Следует описание, как должны располагаться реквизиты на том или ином бланке, какого вида бумага должна использоваться.
В приложениях А, В даны:
- схема расположения реквизитов документа на титульном листе;
- образцы бланков документов организации с расположением реквизитов.
На заметку! В ГОСТе уделено много внимания вопросам электронного документооборота, в связи с его все более широким распространением.
Отличие обособки от филиалов и представительств
У многих может возникнуть путаница в голове, а что именно подразумевается под ОП? Согласно ст.55 ГК РФ к ним относятся представительства и филиалы. Но у них совершенно иной порядок создания, с внесением информации в ЕГРЮЛ.
Есть и иные виды обособок, о которых говориться в ст.11 НК РФ, и именно их нужно открывать, если деятельность компании осуществляется не только по её основному адресу.
Согласно данной норме, ОП представляет собой любое структурно обособленное от организации подразделение, где на сроки более одного месяца созданы рабочие места, являющиеся стационарными.
Исходя из формулировок нормы, ОП должно открываться только при совокупном соблюдении следующих правил:
- По месту ОП оборудованы рабочие места. Исходя из положений норм ст.209 ТК РФ, рабочее место представляет собой контролируемое работодателем место, куда в силу исполнения своих обязанностей должен прибыть работник, что трудится у данного работодателя по трудовому договору.
- Рабочее место является стационарным. Это означает, что работу выполняют не дистанционные работники, которые трудятся удаленно, а люди, что находятся непосредственно на местах, где созданы все необходимые условия для их работы.
- Рабочее место создано более чем на месячный срок. Любые иные рабочие места, что существуют меньшее количество времени, не влекут возникновения обязанности по открытию ОП.
Обособленное подразделение или командировка?
Согласно ст.209 ТК РФ, рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Согласно п.1 ст.83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
При этом, если у налогоплательщика возникают затруднения с определением места постановки на учет в налоговом органе, то решение на основе представленных им данных принимается налоговым органом (п.9 ст.83 НК РФ).
Налоговые органы принимают указанное решение, исходя из представленных организацией документов, на основании которых она осуществляет соответствующую деятельность:
- либо по месту нахождения организации,
- либо по месту осуществления деятельности организации.
Как отмечает Минфин в своем Письме от 02.08.2013г.№03-02-07/1/31001:
«Обособленное подразделение признается таковым независимо от формы организации работы, от конкретных работников, выполняющих определенную работу, срока нахождения конкретного работника на стационарном рабочем месте.»
При этом, никакого определенного ответа на вопрос, нужно ли создавать обособленное подразделение в случае:
- длительных командировок сотрудников,
- оказания услуг заказчикам в других регионах,
- и т.п.
ведомство не дает, отсылая к вышеприведенным нормам НК РФ.
Соответственно, если компания не имеет собственной четкой позиции по вопросу возникновения обособленного подразделения, она может обратиться в свою налоговую, которая и будет решать – быть обособленному подразделению или не быть.
Аналогичной позиции придерживается Минфин, отвечая на вопросы о создании обособленных подразделений в случае заключения трудовых договоров с дистанционными работниками.
Так, в своем Письме от 17.07.2013г. №03-02-07/1/27861 Минфин пишет следующее:
«Согласно ст. 312.1 Трудового кодекса Российской Федерации дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодатели, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенное в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.
В определении дистанционной работы имеются признаки, отличные от характерных признаков обособленного подразделения организации, указанных в п. 2 ст. 11 Кодекса.
В соответствии с п. 9 ст. 83 Кодекса в случае возникновения у налогоплательщика затруднения с определением места постановки на учет в налоговом органе решение на основе представленных им сведений принимается налоговым органом.
Налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения организации или налоговый орган по месту осуществления деятельности организации, который принимает указанное решение исходя из представленных организацией документов о выполнении ее работниками дистанционной работы.»
Такой же позиции Минфин придерживается и в своем Письме 04.07.2013г. №03-02-07/1/25829.
На наш взгляд, никаких обращений по этому вопросу в налоговые органы не нужно, чтобы сделать простой и очевидный вывод:
- В связи с тем, что трудовая функция дистанционного работника выполняется вне стационарного рабочего места, находящегося под контролем работодателя, заключение трудового договора с дистанционным работником не приводит к образованию стационарного рабочего места, а значит, у компании-работодателя не возникает обособленного подразделения, так как не выполняются требования п.2 ст.11 НК РФ.
Структурные подразделения организации: виды
В этих компаниях отделения создаются в зависимости от функциональных предназначений. В банковских и страховых организациях отделения чаще всего создаются исходя из территориального положения, следовательно, они уже являются филиалами.
У обособленных и структурных подразделений есть общий признак — они хоть и имеют статус отдельной структуры, но самостоятельными субъектами хозяйствования выступать не могут.
В качестве основы была взята классификация, в рамках которой выделяют 61 отдел. Они будут более-менее структурированы по сходству выполняемых ими обязанностей. Также следует отметить, что на практике их названия могут иметь немного другой вид, но суть от этого не меняется.
Такая структура основана на организации сотрудников и работы вокруг различных продуктов. Если компания производит три различных продукта, то у нее будут три различных подразделения для этих продуктов. Этот тип структуры лучше всего подходит для розничных магазинов с множеством продуктов.
Лучшим примером, поясняющим подобную специфику, является система здравоохранения, где каждое отделение отвечает за определённую группу больных.
Характеристика структурного подразделения организации (нормативно-правовые документы)
Введение
Рыночная экономика предъявляет определенное требование к системе управления предприятием. Необходимо более быстрое реагирование на нестабильность хозяйственной ситуации c целями поддержания устойчивого финансового положения и постоянного усовершенствования производства в соответствии c изменением структуры рынка.
Поэтому организации, прежде чем приступить к производству продукции, предопределяют какую именно прибыль, либо доход они могут приобрести. Следовательно, прибыли являются важнейшими целями деятельности хозяйствующих субъектов, их конечным результатам.
Значимыми задачами любых организаций являются получения максимальных сумм прибыли при минимальных затратах путями соблюдения правильных порядков экономии в аккумулировании средств и наиболее результативных их применений.
Производственная практика является частью практической подготовки высококвалифицированных специалистов, а также подготовительной стадией к разработке выпускной квалификационной работы.
Цель данной практики – систематизация собранных данных о деятельности организации и ее производственных мощностях, используемых в процессе производства, что позволит создать аналитическую базу для качественного выполнения выпускной квалификационной работы.
Цель практики реализуется в рамках программы и индивидуального задания, соответствующих будущей профессиональной и организационно-управленческой деятельности.
Практика была пройдена в ООО «Эталонпресс НН».
Задачи практики:
1. Систематизировать и закрепить теоретические знания, полученные на лекционных и семинарских занятиях.
2. Обобщить материалы, накопленные ранее.
Основные направления работы следующие:
— общая характеристика организации;
-анализ структурного подразделения организации;
— характеристика рабочего места.
1. Краткая характеристика организации
Организация общество с ограниченной ответственностью «Эталонпресс НН» зарегистрирована 21 апреля 2015 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Нижегородской области.
Руководитель организации и единственный учередитель: директор Орешкин Владимир Анатольевич.
Юридический адрес ООО «Эталонпресс НН» – 606007, Нижегородская область, город Дзержинск, улица Матросова, дом 25, квартира 13.
Основным видом деятельности является «Печатание газет», зарегистрированы три дополнительных вида деятельности:
— прочие виды полиграфической деятельности;
— деятельность брошюровочно-переплетная и отделочная и сопутствующие услуги;
— изготовление печатных форм и подготовительная деятельность.
ООО «Эталонпресс НН» осуществляет свою деятельность на основании Устава.
Целью создания предприятия является удовлетворение общественных потребностей в производимой предприятием продукции (работах, услугах) и получение прибыли.
Миссия типографии ООО «Эталонпресс НН» – предоставление высококачественных решений в сфере полиграфии, создающие эффективную среду для профессиональной и творческой деятельности заказчика.
Предприятие ООО «Эталонпресс НН» реализует следующую деятельность:
— печатает газеты, журналы, бланки, книги;
— производит брошюровочно-переплетную и отделочную деятельность;
— изготавливает печатные формы;
— производит резку бумаги на формат;
— изготавливает бумажную и картонную упаковку;
— производит реставрацию книг физическим и юридическим лицам;
— выпускает товары культурно-бытового назначения и их реализует;
— занимается торгово-закупочной деятельностью;
— производит ремонт полиграфического оборудования;
— изготавливает печати и штампы;
— занимается издательской деятельностью;
— производит прочую полиграфическую деятельность.
Предприятие осуществляет учет всей своей деятельности, контроль за ходом производства продукции и услуг, ведет оперативный бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством.
Штат сотрудников ООО «Эталонпресс НН» состоит из 54 человек.
О внесении изменений в организационную структуру,
утвержденную приказом от 10.02.2006 N 42
В целях совершенствования структуры управления ООО «Волгоградский фармацевтический завод» на основании докладной записки начальника управления кадров N 03-48к от 16.07.2007
Приказываю:
- Создать в структуре управления кадров отдел организации труда и заработной платы в составе начальника отдела, специалиста.
- Утвердить и ввести в действие с 19.07.2007 изменения в организационную структуру ООО «Волгоградский фармацевтический завод», внесенные настоящим приказом.
- Начальнику управления кадров Парамоновой Т.Н. разработать и представить на утверждение в срок до 30.07.2007 проекты положения об отделе организации труда и заработной платы и должностных инструкций работников отдела.
- Начальнику секретариата Разиной Н.К. довести настоящий приказ до сведения работников ООО «Волгоградский фармацевтический завод».
- Контроль над исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Организационная структура ООО «Волгоградский фармацевтический завод»
———————¬
¦Генеральный директор¦
L———-T———-
———————T——————T——-+———-T—————-T—————T———-¬
———+———¬ ———+———¬ ———+——-¬ ———+——-¬ ¦ ¦ ¦
-+ Главный инженер ¦ ¦ Заместитель ¦ ¦ Заместитель ¦ ¦ Главный ¦ ¦ ¦ ¦
¦¦ ¦-+ генерального ¦-+ генерального ¦-+ бухгалтер ¦ ¦ ¦ ¦
¦¦ ¦¦¦ директора ¦¦¦ директора ¦¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦¦ ¦¦¦ по производству ¦¦¦ по экономике ¦¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦¦ ¦¦¦ и реализации ¦¦¦ и финансам ¦¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦L——————¦L——————¦L—————-¦L—————— ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ —————¬¦ —————-¬ ——-+——¬ ——-+——-¬ ¦
¦ ——————¬¦ ——————¬+-+ Управление ¦+-+ Управление ¦-+ Правовое ¦-+ Управление ¦ ¦
¦ ¦Административно-¦¦ ¦ Отдел ¦¦-+ экономики ¦¦ ¦ бухгалтерског¦ управление ¦¦¦ кадров ¦ ¦
+-+ хозяйственный ¦+-+ материально- ¦¦¦L—————¦-+ и налогового ¦¦L—————¦L————— ¦
¦ ¦ отдел ¦¦ ¦ технического ¦¦¦ —————¬¦¦¦ учета ¦¦ ————-¬¦ —————¬ ¦
¦ L——————¦ ¦ снабжения ¦¦¦ ¦ Планово- ¦¦¦L—————-+-+ Юридически馦 ¦ Менеджер ¦ ¦
¦ ——————¬¦ L——————¦+-+экономически馦¦ —————¬¦ ¦ отдел ¦+-+ по подбору ¦ ¦
¦ ¦ Ремонтно- ¦¦ ——————¬¦¦ ¦ отдел ¦¦¦ ¦ Отдел ¦¦ L————-¦ ¦ персонала ¦ ¦
+-+ механический ¦+-+Производственны馦¦ L—————¦+-+бухгалтерског ————-¬¦ L————— ¦
¦ ¦ отдел ¦¦ ¦ отдел ¦¦¦ —————¬¦¦ ¦ учета ¦+-+ Договорный ¦¦ —————¬ ¦
¦ L——————¦ L——————¦L-+Аналитически馦¦ L—————¦ ¦ отдел ¦¦ ¦ Отдел ¦ ¦
¦ ——————¬¦ ——————¬¦ ¦ отдел ¦¦¦ —————¬¦ L————-+-+ по работе ¦ ¦
¦ ¦ Отдел охраны ¦+-+ Отдел ¦¦ L—————¦¦ ¦ Отдел ¦¦ ————-¬¦ ¦ с персоналом ¦ ¦
+-+ труда и техник覦 ¦ регистрации ¦¦ —————¬¦L-+ налогового ¦¦ ¦ Патентно- ¦¦ L————— ¦
¦ ¦ безопасности ¦¦ L——————L-+ Управление ¦¦ ¦ учета ¦L-+лицензионны馦 —————¬ ¦
¦ L——————¦ ——————¬ -+ финансов ¦¦ L————— ¦ отдел ¦¦ ¦ Отдел ¦ ¦
¦ ——————¬+-+ Отдел качества ¦ ¦L—————¦ L————-¦ ¦ организации ¦ ¦
+-+ Эколог ¦¦ L—————— ¦ ————-¬ ¦ —————-¬ L-+ труда ¦ ¦
¦ L——————¦ ——————¬ +-+Казначейство¦ ¦ ¦ Отдел ¦ ¦ и заработной ¦ ¦
¦ ——————¬+-+ Отдел продаж ¦ ¦ L————- L-+ внутреннего ¦ ¦ платы ¦ ¦
L-+ Метролог ¦¦ L—————— ¦ ————-¬ ¦ аудита ¦ L————— ¦
L——————¦ ——————¬ L-+ Финансовый ¦ L—————- —————¬ ¦
L-+Отдел маркетинга¦ ¦ отдел ¦ ¦ Отдел +-+
¦ и рекламы ¦ L————- ¦ безопасности ¦ ¦
L—————— L————— ¦
—————¬ ¦
¦ Секретариат +-+
L————— ¦
—————¬ ¦
¦ Водитель ¦ ¦
¦ генерального +-+
¦ директора ¦ ¦
L————— ¦
—————¬ ¦
¦ Личный ¦ ¦
¦ помощник +—
¦ генерального ¦
¦ директора ¦
L—————
Пример 12.
Является ли структурное подразделение юридическим лицом?
Разница между численностью работников в данных структурных подразделениях
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
20 сентября 2002 г. N 123
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЕДИНОЙ
ТАРИФНОЙ СЕТКИ РАБОТНИКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
15. Под структурным подразделением понимается официально выделенная ее часть, возглавляемая руководителем, подчиненным непосредственно руководителю организации, его заместителю либо руководителю более высокого уровня управления, созданная для управления определенным направлением (видом) деятельности организации, с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью.
Структурные подразделения могут создаваться с учетом следующих норм управляемости:
управление — при наличии в его штате не менее семи штатных единиц, включая должность руководителя;
отдел — при наличии в его штате не менее четырех штатных единиц, включая должность руководителя;
сектор (бюро, группа) — при наличии в его штате не менее трех штатных единиц, включая должность руководителя.
Должность начальника производства может вводиться при наличии в структуре соответствующего производства двух и более производственных подразделений (цехов, участков), объединенных законченным циклом выпуска продукции.
Решение о целесообразности введения должностей руководителей производственных структурных подразделений (мастер, начальник участка, цеха и др.) принимается нанимателем самостоятельно исходя из специфики производства.
Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел Ваше письмо относительно регистрации структурных подразделений предприятия и сообщает следующее.
Юридическим лицом, в соответствии с частью первой статьи 80 ГКУ ( 435-15 ), является организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке.
Статьей 87 ГКУ ( 435-15 ) определено, что юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации.
Юридическое лицо, согласно статье 89 ГКУ ( 435-15 ), подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр, открытый для всеобщего ознакомления.
В единый государственный реестр, в соответствии с частью четвертой этой же статьи, вносятся сведения об организационноправовой форме юридического лица, о его наименовании, местонахождении, органах управления, филиалах и представительствах, цели учреждения, а также другие сведения, установленные законом.
Статьей 55 Хозяйственного кодекса Украины ( 436-15 ) (далее — ХКУ) установлено понятие субъектов хозяйствования. К перечню субъектов хозяйствования, согласно данной статье, отнесены, в частности, хозяйственные организации — юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины ( 435-15 ), государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с данным Кодексом, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке. Также, в соответствии с этой же статьей, данные субъекты хозяйствования имеют право открывать свои филиалы, представительства, другие обособленные подразделения без образования юридического лица.
Статьей 64 ХКУ ( 436-15 ) установлено, что предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, устанавливает численность работников и штатное расписание.
Этой же статьей определена организационная структура предприятия, в соответствии с которой предприятие может состоять из производственных структурных подразделений (производств, цехов, отделений, участков, бригад, бюро, лабораторий и т.п.), а также функциональных структурных подразделений аппарата управления (управлений, отделов, бюро, служб и т.п.).
Функции, права и обязанности структурных подразделений предприятия (организации, учреждения) определяются положениями о них, которые утверждаются в порядке, определенном уставом предприятия (организации, учреждения) или другими учредительными документами.
Как обособленное подразделение, так и филиал зависимы от головной компании и главного офиса. Используемое ими имущество и средства на счетах принадлежат главенствующей организации. Цели их утверждения схожи: расширить возможности действия для компании и местные задачи.
Существенное различие филиала и рядового подразделения заключается в проведении регистрации. Создание обыкновенного подразделения проходит куда легче и быстрее, чем организация филиала. Данные о подразделении не вносятся в учредительные документы головной компании и Федеральную налоговую службу.
Вид организации | Филиал | Представительство | Обособленное подразделение |
Задачи работы | Выполнение всех или некоторых задач компании | Представление и защита интересов головной компании | Зависит от потребностей компании |
Статус независимого юридического лица | Отсутствует | Отсутствует | Отсутствует |
Наличие записи об организации в учредительных документах компании | Запись необходима | Запись необходима | Запись не нужна |
Управление хозяйственной деятельностью | Ведётся | Не ведётся | Ведётся |
Документация, необходимая для законной деятельности | Положение о создании филиала, внесение данных в устав головной организации | Положение о создании представительства, внесение данных в устав организации | Указ руководства головной компании |
Наличие в пользовании индивидуального счёта | Счёт имеется | Чаще всего не имеется | Не имеется |
Место нахождения | Нет ограничений | Нет ограничений | Организация осуществима только в пределах одного субъекта с головной компанией |
Решение о необходимости и создании филиала принимается путём голосования среди учредителей компании, в то время как подразделение может организовать один руководитель. Для филиала также требуется передача копий устава организации в Федеральную налоговую службу и назначение собственного руководителя, для учреждения подразделения же в этом нет необходимости.
Филиал, в отличии от представительства, имеет куда более широкий круг задач. Он также может заниматься финансово-хозяйственной деятельностью, имеет индивидуальный счёт в банке и обладает большим сроком аккредитации.
В то время как представительство занимается лишь представлением интересов главного офиса, филиал может выполнять те же функции, что и сама компания. Существуют виды лицензий, недоступные для получения представительством, но подвластные филиалу.
Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (статья 11 НК РФ).
Понятие стационарного рабочего места законодатель излагает в ТК, в ст. 209. Там говорится, что его должен контролировать работодатель. Для этого его отношения с наемных работников должны регулироваться соглашением (трудовым, гражданско-правовым, др.). Фактически ОП со стационарными рабочими местами может возникнуть, если предприятие вступит в трудовые отношения с физ. лицом.
Отличия обособленного подразделения от филиала следующие:
- филиалу предстоит выполнять все функции основного предприятия или их часть, в том числе и представительские;
- на представительство возлагается обязанность представлять интересы компании и защищать их;
- обычное ОП представляет собой дополнительный рабочий комплекс, который ничем не отличается от тех, что расположены по месту нахождения главного офиса предприятия.
Критерии | Филиал | Представительство | Простое ОП |
Функциональные обязанности | Выполняет функции основного предприятия полностью или частично, но может брать на себя представительские | Защищает и представляет интересы предприятия, которое его открыло | Нанятые для работы на удаленных стационарных рабочих местах сотрудники выполняют функции, свойственные деятельности предприятия |
Коммерческая деятельность | Может заниматься по решению уполномоченного органа | Представительство не может заниматься коммерческой деятельностью | Предусмотрена только деятельность в рамках трудовых отношений между предприятием и нанятыми работниками |
Что такое обособленное подразделение?
Под обособленным подразделением
фирмы принято понимать принадлежащую ей структуру, которая располагается на другой территории, имеет штат сотрудников и представляет интересы основного офиса. В обособленном подразделении должны быть стационарные рабочие места (создающиеся на срок 1 месяц и более).
Сведения о соответствующей структуре необязательно вносить в учредительные документы компании. Вместе с тем фирмы, формирующие обособленные подразделения, должны вставать на учет в ФНС по месту расположения каждого из локальных учреждений. Для этого в территориальную структуру ФНС необходимо направить уведомление об открытии подразделения. Это нужно сделать в течение 1 месяца с момента создания соответствующей структуры. Получив сообщение об открытии обособленного подразделения фирмы, ФНС в течение 5 дней осуществляет постановку компании на налоговый учет на своей территории и выдает ей уведомление об этом.
Кроме того, в течение 1 месяца с момента создания обособленного подразделения фирма должна уведомить об этом Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
Филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц
Журнал «Налоги и платежи»
Н.В. Лукашин, аудитор
Деятельность коммерческой организации часто не ограничивается территорией одного муниципального образования. Тогда организация создает филиалы и представительства — обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения организации.
В настоящей статье рассматриваются правовые аспекты деятельности таких организаций, а также особенности их бухгалтерского учета и налогообложения.
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Гражданским законодательством России предусмотрены две основные формы обособленных подразделений, расположенных вне места нахождения юридического лица — филиалы и представительства (ст. 55 Гражданского кодекса РФ). Представительство отличается от филиала своим функциональным назначением: оно представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал же осуществляет все функции организации или их часть, в том числе и функции представительства.
Отметим, что выделяя лишь два вида обособленных подразделений юридического лица, ГК РФ не ограничивает юридическое лицо в создании обособленных подразделений иных видов.
- Филиал (представительство) не является юридическим лицом. Это структурное подразделение организации, его составная часть.
Из этого положения вытекают следующие особенности функционирования филиала (представительства):
- филиал (представительство) осуществляет деятельность только от имени создавшего его юридического лица;
- ответственность по обязательствам филиала (представительства) несет создавшее его юридическое лицо (даже в тех случаях, когда действия филиала (представительства) осуществляются якобы не от имени юридического лица);
- филиал (представительство) может предЪявлять иск в судебные органы только от имени юридического лица;
- государственная регистрация филиала (представительства) действующим законодательством не предусмотрена (не следует путать государственную регистрацию с постановкой на учет в налоговых органах);
- филиал (представительство) наделяется имуществом создавшим его юридическим лицом, при этом сам филиал (представительство) не является собственником переданного ему имущества;
- филиал (представительство) не имеет самостоятельного баланса. Данные баланса филиала (представительства) включаются в общий баланс юридического лица.
В акционерном обществе решение о создании филиала (представительства) принимается Советом Директоров (наблюдательным советом). В обществе с ограниченной ответственностью таким правом обладает Общее собрание участников.
- Следует обратить особое внимание на то, что после принятия решения о создании филиала (открытия представительства) в устав юридического лица должны быть внесены соответствующие изменения, поскольку в силу ст. 55 ГК РФ, филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Государственная регистрация изменений, вносимых в устав в связи с образованием филиалов (представительств), с 1 июля 2002 года производится в порядке, установленном главой VI Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».