Нужен ли путевой лист в 2024 году для личного пользования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужен ли путевой лист в 2024 году для личного пользования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Согласно нормативу об административном правонарушении по ст. 12.31.1. КоАП РФ Юрлица и ИП несут одинаковую ответственность. Хотя доходы крупной транспортной компании и небольшого индивидуального предприятия несравнимы. Штрафы за езду без путевого листа больнее всего бьют по карману малого бизнеса. Чем меньше зарабатываете, тем тщательнее надо выполнять требования российского законодательства.

I. Обновление правил оформления путевых листов с 01.09.2023

С 1 сентября 2023 г. Минтранс уже второй раз за текущий год меняет правила оформления (формирования) путевых листов.

Главные нововведения для организаций и ИП, эксплуатирующих автотранспорт, таковы:

Реквизиты путевого листа Правила, действующие с 01.09.2023 Норма Приказа Минтранса России от 28.09.2022 № 390
Сведения о водителе Помимо ФИО и данных о проведении обязательного предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра следует указывать:
  • серию, номер и дату выдачи водительского удостоверения;
  • СНИЛС.
п. 6 Состава сведений путевого листа
Срок действия путевого листа Уточнено, что допустимо:
  • оформление (формирование) одного путевого листа на один рейс длительностью более одного рабочего дня (смены) водителя (водителей);
  • оформление нескольких путевых листов на бумажных носителях на одно транспортное средство раздельно на каждого водителя, в том числе на каждого последующего водителя после выпуска транспортного средства на линию;
  • оформление или формирование одного путевого листа на несколько рейсов, если в течение рабочего дня (смены) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов. Фактически, эта новая формулировка подтверждает право оформлять один путевой лист на любое разумное количество дней по желанию экономического субъекта. Форму такого путевого листа и особенности его ведения нужно закрепить в учетной политике. При этом сведения о сроке действия путевого листа должны содержать даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого он может быть использован.
п. 11 Порядка оформления (формирования) путевого листа с учетом п. 3 Состава сведений путевого листа
Данные о медосмотре Больше не требуется указывать серию, номер, дату выдачи и срок окончания действия лицензии на проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
Это совершенно не означает, что лицензия становится не нужна. Предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены) проводятся только медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное медицинское образование, медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым).
п. 12 Порядка оформления (формирования) путевого листа с учетом п. 6 Приложения к приказу Минздрава России от 30.05.2023 № 266н
Медосмотр водителя (предсменный, предрейсовый, послесменный, послерейсовый) может проводиться дистанционно методами телемедицины с внесением результатов в путевой лист.
Медицинские работники, проводящие такого рода медосмотры, должны соответствовать требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ № 866, а необходимые сведения о них должны быть внесены в Федеральный регистр медработников.
п. 12 Порядка оформления (формирования) путевого листа с учетом п. 7 -9 Особенностей проведения медосмотров с использованием дистанционных технологий, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2023 № 866
Внесение изменений в данные путевого листа Допускается внесение изменений в сведения о водителе (водителях) транспортного средства, а также о марках, моделях прицепов (полуприцепов) и их регистрационных номерах, в случае формирования электронного путевого листа. п. 11 Порядка оформления (формирования) путевого листа

Независимо от формы (бумажный или электронный) с 1 марта 2023 года путевой лист должен содержать следующие сведения:

  • срок действия путевого листа;
  • лицо, оформившем путевой лист;
  • транспортное средство;
  • водитель (водители) транспортного средства;
  • вид перевозки;
  • вид сообщения.

Указывать номер путевого листа уже не обязательно. Оставить номер и другие реквизиты компания может по своему усмотрению. В этом случае форму путевого листа нужно утвердить локальным актом, например, в составе учетной политики.

Юрлица-собственники ТС в путевом листе должны будут указать:

  • полное наименование,
  • адрес в пределах местонахождения,
  • номер телефона,
  • ОГРН.

Индивидуальные предприниматели (ИП) в путевом листе указывают:

  • фамилию, имя, отчество (при наличии),
  • адрес регистрации по месту жительства,
  • номер телефона,
  • ОГРН.

Приказом вводится классификация видов перевозки:

  • коммерческие перевозки;
  • перевозки для собственных нужд;
  • передвижение и работа специальных транспортных средств.

Срок действия путевого листа в 2024 году

Правила, касающиеся периода действия п/л, отражены в новом Приказе №390. В I главе п. 2 регламентирован порядок заполнения срока действия путевки:

  • заполняют число, м-ц, год, когда документ выдается на 1 день;
  • если рейс длится более, необходимо указывать период (даты) с какого по какое число длится командировка.
Читайте также:  Какой размер алиментов на одного ребенка в 2024 с неработающего отца

Раньше путевой лист могли оформить максимум на 30 дней. Если поездка длилась дольше, требовалось выписывать 2 путевки. Теперь срок действия не ограничен. Вместе с тем нельзя использовать 1 путевой лист несколько дней, если график работы водителя укладывается в рамки ежедневной смены. Во II главе (пункты 8; 9; 10) норматива говорится:

  • путевка оформляется на каждое ТС юрлица или ИП;
  • документ выдается перед началом рейса, который может длиться более суток, или на 1 смену. Срок действия: восьми часовой день + не более 4 (в исключительных случаях — 5) часов на отдых;
  • допускается на 1ТС выписывать 2 п/л, если водители работают посменно.

Из вышесказанного следует, что водитель может находиться за рулем не более 12 часов. Время выезда с места постоянной парковки фиксируется. Поэтому за превышение трудовой нормы могут наложить штраф, как за просроченный, а значит недействующий или отсутствующий путевой лист. Если график превышен незначительно (отвозили последнего пассажира, занимались устранением поломки), наказания не будет. Но за продолжительную работу более установленной нормы могут последовать административные санкции в виде штрафа.

Водителей, совершающих длительные командировки, тем более заграничные, тоже контролируют. В таких ТС должен устанавливаться тахограф. Кто ездит в европейские страны, знает, за нарушение трудового графика (отсутствие прибора или его неисправности) налагают штрафы (от 400 €), несравнимые с нашими.

Российское законодательство о путевых листах

Особенности оформления, обязательные реквизиты для путевого листа фиксируют такие документы: Приказ Минтранса № 368 от 11.09.2020 года и Приказ Минтранса № 390 от 28.09.2022 года.

Посмотреть информацию, дублирующую сведения в данных законодательных актах можно в обновленном варианте «Устава автотранспорта», Федеральный закон № 259-ФЗ от 08.11.2007 года.

С начала 2023 года в силу вступили изменения, коснувшиеся следующих особенностей:

  • путевой лист автомобиля в 2023 году может оформляться без названия и номера;
  • путевой лист грузового транспорта предъявлять можно в бумажном или электронном варианте в момент движения по маршруту, при приемке или получении груза;
  • электронный путевой лист в 2023 году получил новые правила формирования в рамках требований ФНС, ответственности медработников и ответственного технического персонала;
  • новый регламент требует не данные о владельце транспортного средства, а о том, кто оформляет бланк путевого листа;
  • не требуется фиксировать данные об отчетных листах в журнале;
  • урегулированы сведения, которые требуются предоставлять о типе перевозке и варианте перемещения.

Как правильно заполнять путевой лист

Путевой лист оформляет транспортная организация, на которую работает шофер. Водитель должен расписаться о приемке и сдаче транспортного средства, сделать записи о поездках. Заполнение осуществляется шариковой ручкой с темным цветом пасты без ошибок и помарок. Корректировки допустимо вносить с помощью корректора.

Работоспособность автомобиля должна быть проверена до начала перевозок и после завершения пути по маршруту. Состояние транспортного средства записывается в путевом листе шофером под личную подпись.

Водители, которые работают с пассажирами, перед тем как отправиться в рейс, проходят медицинский осмотр. Все мероприятия осуществляются до начала работы. Подробный список обязательных реквизитов для легкого автомобиля выглядит следующим образом:

  • период действия документа;
  • оформитель путевого листа, наименование организации, фамилия, имя и отчество сотрудника;
  • данные об автомобиле;
  • сведения о водителе;
  • информация о типе поездки и варианте перемещения.

Типовые образцы путевых листов

Ниже даны примеры заполнения и разнообразные образцы путевых листов, которые можно скачать, а затем использовать в рамках своей деятельности.

Форма 4-С: путевой лист грузового автомобиля.

скачать

Форма 3: путевой лист легковой машины.

скачать

Бланк путевого листа для такси.

скачать

Форма 6: путевой лист для автобуса.

скачать

Форма 3 спец.: путевой лист для спецтранспорта.

скачать

Образец путевого листа ИП для легкового автомобиля 2023

скачать

Образец путевого листа юридического лица для грузовика

скачать

Пример путевого листа для грузового авто ИП

скачать

Отметки о медосмотре в путевом листе

Много споров относительно того, может ли отсутствие в путевом листе отметки о предрейсовом медосмотре послужить законным основанием для снятия расходов. Здесь сразу отметим, что нужно отталкиваться от того, в каких случаях законодательство обязывает проходить лиц, управляющих автомобилем, такие медосмотры.

Исходя из совокупности положений п. 1 ст. 20 и п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что требования о проведении обязательных медосмотров распространяются на водителей транспортных средств. В первую очередь это непосредственно сотрудники, принятые на работу на должности «водитель». Во вторую очередь это все те, чья работа связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле. Как показывает практика, суды приравнивают к водителям тех сотрудников, чья работа была связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле, например, торговых представителей (постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173). Полагаем, данный вывод можно распространить на курьеров и экспедиторов, которые доставляют товары на служебном транспорте.

Бывают еще и послерейсовые медосмотры, отметки о проведении которых тоже указаны в составе обязательных реквизитов путевого листа. Такие медосмотры нужно проводить только в том случае, если работа водителя связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Соответственно, в случае, если автомобиль используется для управленческих нужд или для перевозки грузов, не относящихся к опасным, послерейсовые медосмотры водителей проводить нет необходимости.

Отсутствие отметки о медосмотре (если она обязательна) при налоговой проверке может повлечь за собой снятие расходов на ГСМ и, как следствие, доначисление налога. Таких примеров в судебной практике немало.

Читайте также:  Как избавиться от долгов законно

Также расходы могут снять, если отметку о медосмотре проставляло лицо, которое не может в силу законодательства проводить медосмотры. Отметим, что медосмотры водителей вправе проводить только медработники или медучреждения, имеющие соответствующую лицензию.

«Транспортное» законодательство

Базовым документом, регулирующим перевозки грузов и пассажиров посредством автомобильного транспорта, является Устав автомобильного транспорта[6], имеющий статус федерального закона. В нем сказано, что путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. При этом запрещается осуществление перевозок пассажиров, багажа и грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на автотранспорт (п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта).

Путевой лист используется при предъявлении и приеме груза для перевозки, в нем отмечаются время подачи транспортного средства, контейнера в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них (п. 5 ст. 11 Устава автомобильного транспорта). Основанием для начисления штрафа за задержку (простой) транспортных средств служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств (п. 6, 8 ст. 35 Устава автомобильного транспорта). Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности участников дорожного движения, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах (п. 1 ст. 38 Устава автомобильного транспорта).

Сведения о контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния автотранспорта при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации (п. 29 приложения 1 к Правилам обеспечения безопасности перево­зок пассажиров и грузов[7]). Путевой лист входит в разрешительную документацию, необходимую для допуска транспортного средства юридического лица к участию в дорожном движении (п. 2.2 приложения 2 к Правилам обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов).

Электронный путевой лист: как работает система

Для начала разберемся, как работает электронный путевой лист. Путевой лист сейчас точно такой же обязательный документ, каким и был раньше: без него невозможно вывести на рейс водителя любого ТС. Раньше эти документы были бумажными бланками, куда вносилась информация о водителе и ТС и где проставлялись подписи и печати медика и механика. Сейчас такие листы можно заполнять в программе и заверять электронными подписями.

Возникает вопрос: если после прохождения всех инстанций электронный путевой лист появится в программе компании, то как быть водителю, которого могут остановить сотрудники ГИБДД? Закон обязывает водителей иметь путевой лист, поэтому сейчас работники компаний, реализовавших свое право на использование путевых листов, в большинстве случаев вынуждены их распечатывать.

По данным Минтранса РФ, ожидается, что в дальнейшем компании смогут перейти на электронный документооборот и полноценно обмениваться данными с контрольно-надзорными органами, а электронный путевой лист будет в виде QR-кода, который можно будет показать сотруднику ГИБДД на дороге ― причем даже там, где нет сотовой связи. Эти возможности обеспечит ГИС ЭПД ― государственная информационная система электронных перевозочных документов, оператором которой является Минтранс РФ. Компании при этом будут работать не напрямую с ГИС, а через посредников ― операторов информационной системы. Для этого нужно будет заключить соглашения с оператором информационной системы, а затем внедрить программное решение для оформления и передачи оператору юридически значимых данных. Список операторов опубликован на сайте Минтранса РФ. На деле эта цепочка пока еще в полной мере не функционирует, обязательные требования к использованию электронного документооборота на транспорте не проработаны.

Как работает электронный путевой лист сейчас. Наш программный комплекс уже сегодня позволяет формировать путевой лист, который приходит водителю в приложении; его не нужно распечатывать.

Можно ли вести путевые листы в электронном виде?
Да, такую возможность открыл приказ Минтранса РФ от 28.09.2022 № 390.

Как будет работать электронный путевой лист?
Сформировать такой лист можно онлайн, однако водителю нужно иметь его при себе. Предполагается, что в дальнейшем сотруднику ГИБДД достаточно будет предъявить куар-код.

Кто должен заполнять электронный путевой лист?
Выписывает путевой лист собственник ТС, а медик и механик проставляют в них отметки.

Кто подписывает электронный путевой лист?
Медработник, который отвечает за медосмотр, а также лицо, ответственное за технический осмотр ТС.

Кто обязан вести путевые листы?

Согласно приказу Минтранса № 368 путевой лист «оформляется на каждое транспортное средство, эксплуатируемое юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем».

Но на практике встаёт ряд вопросов, например: должны ли компании и ИП, которые используют транспорт только для себя (доставка сотрудников от остановки до работы, например), вести путевые листы? Или вести эти листы должны только компании, которые занимаются грузоперевозками и транспортировкой людей?

Ответ: в законе это прямо не сказано, но на практике выходит, что вести путевые листы лучше всем. Верховный Суд в определении от 1 сентября 2014 года № 302-КГ14-529 указал, что «компания, которая эксплуатирует авто для перевозки сотрудников и грузов… обязана… соблюдать порядок заполнения путевых листов».

Поэтому даже если вы используете транспорт только для себя, всё равно заполняйте путевые листы. Форма собственности не играет никакой роли: транспорт может быть в собственности, арендованным и т.д. — путевой лист всё равно нужен. И даже если сотрудник ездит на личном авто в интересах компании.

Новые требования к формату

В новом году вступают в силу обновленные требования к формату путевых листов. Они были разработаны с целью упростить процесс оформления и обработки документов. Вот основные изменения, которые вас ожидают:

Читайте также:  Какой подоходный налог с продажи квартиры в 2024 году

1. Формат файла

Теперь требуется использовать формат XML для оформления путевых листов. Такой выбор обусловлен его удобством и возможностью автоматической обработки данных.

2. Структура документа

Обновленные требования включают новую структуру документа. В ней определены основные поля, такие как дата начала и окончания поездки, марка и государственный регистрационный номер транспортного средства, а также данные о водителе.

3. Обязательные элементы

Теперь требуется включить в документ обязательные элементы, такие как идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) водителя и название организации, в которой работает водитель.

4. Простота заполнения

Новый формат позволяет заполнить путевой лист максимально просто и быстро. Все необходимые поля уже предопределены, поэтому вам просто нужно ввести соответствующие данные в указанные места.

Итак, будьте готовы к новым требованиям по формату путевых листов. Соблюдение этих требований позволит вам избежать проблем с оформлением и обработкой документов. Успехов вам в следующем году!

Требования к заполнению

При заполнении путевых листов в соответствии с новыми требованиями декабря 2024 года следует учитывать следующие особенности:

Поле Описание
Дата и время начала движения Указывается точное время начала движения транспортного средства.
Дата и время окончания движения Указывается точное время окончания движения транспортного средства.
Маршрут Указывается полный маршрут движения транспортного средства, включая все промежуточные пункты.
Расстояние Указывается общее расстояние, пройденное транспортным средством в ходе движения.
Виды грузов Указываются все виды грузов, перевозимых транспортным средством.
Водители Указываются все водители, которые будут управлять транспортным средством в ходе движения.
Пассажиры Указываются все пассажиры, перевозимые транспортным средством.
Дополнительные заметки Здесь можно указать любую другую информацию, которая может быть полезной или необходимой для контроля за движением транспортного средства.

Новые правила учета передвижений транспортных средств

С 1 января 2024 года вступают в силу новые требования к путевым листам, которые затрагивают способ учета и отчетности по передвижению транспортных средств. Эти изменения вносятся в целях обеспечения более полного и точного контроля за использованием транспорта.

Одним из основных нововведений является обязательность электронного учета передвижений транспортных средств. Теперь путевые листы должны быть заполнены в электронной форме и храниться в специальной базе данных. Это позволит автоматизировать процесс учета и снизить возможность фальсификации данных.

Кроме того, новые правила вводят обязательное использование спутниковой навигации для определения местонахождения транспортных средств в режиме реального времени. Это позволит более точно контролировать маршруты передвижения и предотвратить возможные сокрытия информации о фактическом использовании транспорта.

В случае нарушения требований новых правил, предусмотрены штрафные санкции, которые могут быть применены как к владельцам, так и к водителям транспортных средств. Поэтому владельцам советуется ознакомиться с новыми правилами своевременно и внести необходимые изменения в процесс учета передвижений транспорта.

Новые требования к учету передвижений транспортных средств являются частью общей стратегии по улучшению контроля и эффективности использования транспорта. Внедрение этих правил позволит более точно отслеживать использование транспортных средств и предотвращать недобросовестное поведение.

Важно отметить, что новые правила применяются ко всем видам транспорта, включая автомобили, грузовики, автобусы, мотоциклы и другие. Поэтому их исполнение является обязательным для всех владельцев транспортных средств.

Все владельцы транспортных средств с 1 января 2024 года должны быть готовы к внедрению новых правил и готовы к электронному учету передвижений своих транспортных средств.

Новые штрафы за нарушение правил использования путевых листов

С 1 января 2024 года вступают в силу новые требования к путевым листам, которые касаются не только их заполнения, но и правил использования. В случае нарушения этих правил, водителям грозят значительные штрафы.

Одно из основных требований нового законодательства — точное и аккуратное заполнение путевых листов. Водитель обязан указывать все необходимые данные, такие как маршрут, время начала и окончания работы, пройденное расстояние, погрузку и выгрузку, а также перерывы и отдых. Вся информация должна быть четкой, без размытых или заполненных неверно пунктов.

В случае неправильного заполнения путевого листа, водитель может быть оштрафован. Сумма штрафа зависит от характера нарушения и может составлять от 5000 до 30000 рублей. Кроме того, повторное нарушение данного требования в течение года может привести к лишению водительского удостоверения на срок от 6 до 12 месяцев.

Еще одно важное правило относится к сроку хранения путевых листов. Водители обязаны хранить заполненные путевые листы в течение года со дня их окончания. Если водитель не предоставит путевые листы на проверку соответствующим органам в случае проверки или запроса, ему грозит штраф в размере от 10000 до 50000 рублей.

Также новое законодательство требует обязательного использования электронных путевых листов. В случае отказа от использования электронных путевых листов или их неправильного заполнения, водитель также может быть оштрафован. Сумма штрафа в данном случае составляет от 10000 до 50000 рублей.

Новые штрафы за нарушение правил использования путевых листов вступают в силу с 1 января 2024 года. Водителям рекомендуется тщательно ознакомиться с новыми требованиями и не допускать нарушений для избежания штрафов и лишения водительского удостоверения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *