Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имеет ли право УК начислять ОДН на воду в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если общедомовой прибор учета уже установлен, но плата за ОДН начисляется по нормативам, собрание собственников тоже потребуется, подчеркивает Ирина Булгакова. «Надо провести общее собрание, где нужно определить, какой способ из начислений перерасчета за ОДН выбрать. Например, можно весь год расходы на ОДН считать по среднему показателю, а в конце года корректировать. Делать корректировку можно чаще: через определенные периоды, можно и каждый месяц по факту считать», — пояснила она.
Как изменения скажутся на платежах
Если все люди вовремя передают показания приборов учета, рационально используют ресурсы, то для них выгоднее платить по факту, а не по нормативам, говорит руководитель комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое. «Поэтому в тех домах, где все хорошо, общедомовые нужды будут дешевле. Но в домах, где есть проблемы (например, протечки в подвале, стоят старые лампы), плата по факту может быть выше», — сказала эксперт.
«Кроме того, необходимо выявлять тех, кто не подает показания вовремя, и фиксировать нерациональное использование, поскольку это все может повлиять на общие показания. Это все задача управляющих компаний и собственников», — добавила Ирина Булгакова.
В Минстрое подчеркивают, что вступивший в силу документ напрямую не повлечет повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг. «Он направлен на справедливый расчет. Размер платы за ЖКУ может как уменьшиться при более низком уровне реального потребления, чем по нормативным показателям, так и увеличиться при высоком уровне потребления», — заключили там.
Как рассчитывают ОДН, если в доме есть магазин?
В нежилых помещениях, которые используются для коммерции (магазинах, офисах) устанавливаются собственные счетчики воды и электричества. Их показания, наряду с данными ИПУ в квартирах, вычитаются из показаний общедомового прибора учета и оплачиваются предпринимателями отдельно.
При этом владельцы или арендаторы коммерческих помещений также оплачивают расходы на общедомовые нужды. Размер платы будет зависеть от площади магазина.
Что такое ОДН по электроэнергии?
Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.
Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям. Проконтролировать, насколько правильно каждому собственнику выставлен счет по ОДН, не представлялось возможным. И здесь допустимо было некоторое лукавство, а проще говоря, жульничество, управляющей организации.
С 1 января 2017 года ОДН по электроэнергии переведены в жилищную услугу и введены строгие нормативы, по которым можно начислять плату за общепотребленные домом ресурсы. Они выведены расчетным путем и приближены к реальным нуждам. Такая мера помогла не просто вывести из тени доходы коммунальных организаций, нечестно предъявляющих жильцам завышенные ОДН, а побудила их к более строгому учету, контролю и экономии ресурсов.
ОДН обанкротит управляющие компании
По словам депутата Челябинской гордумы, члена совета по ЖКХ А. Воложанина, несмотря на то что с 1 января 2020 г. в регионе утвержден норматив платы за ОДН по воде, коммунальщики продолжают начислять ее (плату. – Прим. авт.) по-старому. Так, к примеру, по нормативу А. Хоменко за свою двушку должен платить в месяц 1,9 руб., а ему начисляют 47 руб.
Ранее наш сайт уже сообщал о знаковом решении областного суда по вопросу законности начисления платы за ОДН, но только для конкретного человека. В марте УК «Заречье» обязали вернуть деньги пенсионеру Александру Хоменко. Последний доказал, что с 1 июня 2013 по январь 2020 года, когда Единый тарифный орган принял норматив потребления, деньги за общедомовое потребление воды с него брали незаконно.
Установка счётчиков воды, их замена и поверка
Установленный «абзацами вторым» и «третьим» настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с «формулами 11» — «14» приложения N 2 к настоящим Правилам.
Администрация сайта:
Обидно, что никто не удивляется, услышав, что в Челябинске (и не только!) не выполняются постановления Правительства. И что ещё обиднее — мы не можем, не кривя душой, дать какой-то совет. Легко сказать, например, «идите в суд». Но охотно верится в то, что Вы написали про местечковые суды. Увы.
Кто начисляет одн на воду и стоки управляющая компания или водоканал
*** — За внутридомовые утечки несет ответственность управляющая компания, если таковая имеется у дома, или жильцы, если управляющей компании нет и дом находится на прямом расчете с «Водоканалом». За правильность показаний индивидуальных приборов учета воды несет ответственность только собственник. Раз в три месяца организация, с которой у дома заключен договор на оказание жилищно-коммунальных услуг (т.е. или «Водоканал», или управляющая компании) имеет право проверять правильность показаний счетчиков. Деятельность же по установке, замене, эксплуатации приборов учета воды также осуществляет та организация, которая предоставляет услуги холодного водоснабжения и/или водоотведения: МУП «Водоканал», управляющая организация, ТСЖ, ЖСК. Установка приборов учета может осуществляться абонентами самостоятельно либо по договору с организацией, выполняющей данный вид работ. При вводе в эксплуатацию прибора учета опломбировку производит организация, предоставляющую услуги холодного водоснабжения и/или водоотведения.
*** — А из чего в реальности складываются эти внушительные объёмы ОДН? Создается впечатление, что название «общедомовые нужды» — лишь ширма, за которой прячутся другие статьи расхода воды, потому что во многих домах даже нет общего хозяйственного крана, из которого могла бы отбираться вода на эти ОДН.
«Главное — вовремя передать показания счетчиков»
— О размере перерасчета по итогам года говорить преждевременно, — согласен с юристом директор УК ЖКХ Московского района Олег Калимов. — Будет это возврат или доначисление, зависит от многих факторов. А первое, о чем надо предупредить собственников жилья — о том, что, согласно правительственному постановлению, с сентября 2022 года вводится еще одна статья расходов на ОДН — канализация. Если в доме горячая вода готовится с помощью ИТП, то объем ОДН по канализации будет рассчитываться по суммарному расходу на ОДН холодной и горячей воды, если же стоят газовые колонки — по расходу холодной.
Второй важный момент, на который обратил внимание Олег Калимов в беседе с «Реальным временем», — это в прямом смысле момент снятия и передачи показаний квартирных счетчиков, от которого зависит размер начислений:
— У нас огромное количество людей, в основном пожилых, снимает показания квартирных счетчиков по старинке — 1-го числа. А передает их 25-го! В результате неучтенные в квартирах за эти 25 дней ресурсы ложатся на статью «ОДН». Да, потом, спустя месяц, их оплачивают, но образуется новый «ОДН» за счет вот этого лага с 1-го числа по 25-е. И к такому же результату приводит вообще любая несвоевременная передача показаний счетчиков. А каждая некорректность в начислениях влияет на размер ОДН, поскольку ресурсы-то через домовые счетчики проходят своевременно. По этой причине после вычета из показаний домового счетчика всех показаний квартирных приборов учета может остаться большой расход, который ляжет на ОДН.
По мнению собеседника издания, решение производить перерасчет зимой, по итогам года — после того, как в январе еще по нормативу будут выставлены платежки за декабрь, было, возможно, принято именно поэтому:
— Период отпусков закончится, люди, которые не сумели своевременно сдать показания счетчиков и заплатить за израсходованные ресурсы, сделают это, так что появится возможность вычленить реальные объемы ОДН и распределить их между собственниками пропорционально площади квартир. Поэтому, пользуясь случаем, обращаюсь к жильцам: пожалуйста, проявите дисциплинированность, снимайте и передавайте показания счетчиков 25 декабря — это выгодно в первую очередь вам!
Движение по «спасательному» кругу
Новый порядок расчетов за ОДН, на самом деле, — хорошо забытое старое. Напомним: понятие «общедомовые нужды» было введено более 10 лет назад, когда жилые дома стали оборудовать общедомовыми приборами учета и обнаружилась разница между их показаниями и суммарными показаниями квартирных счетчиков. Покрывать стоимость этой разницы было решено путем ее распределения между жильцами пропорционально площади квартир. А жильцы стали этому сопротивляться, поскольку на ОДН списывали не только воду на полив газонов и мытье полов в подъездах и электроэнергию на освещение этих подъездов, а все неучтенные квартирными приборами и нормативами потребления ресурсы.
Ребенку понятно, что платить за воду, которая утекла через гнилые трубы в подвал не только нецелесообразно, но и вредно: это значит спонсировать разрушение собственного дома нерадивой «управляшкой». Поэтому протесты были нешуточными. И в марте 2013 года проблему высоких расходов на ОДН в республике вынесли на обсуждение на самом высоком уровне — на совещании с участием президента Рустама Минниханова. Он тогда сделал вывод, что «проблема возникла только из-за того, что часть людей живет за счет других», и подчеркнул, что «это не ошибки государства, муниципалитета, не ошибка тарифного регулирования — это внутренние отношения между жильцами». Тогда же прошло масштабное обследование жилых домов на предмет выяснения причин завышения ОДН, которые порой были выше, чем внутриквартирное потребление электроэнергии и воды.
Российское правительство тогда не стало искать виноватых среди жильцов, а сделало правильные выводы и нашло способ простимулировать УК к добросовестной работе. В июле 2013 года постановлением №344 были ограничены до разумного размера объемы ресурсов, которые УК вправе списать на ОДН.
Чего ждать жителям, не сделавшим свой выбор?
Теперь жители многоквартирных домов с выбранной и реализованной формой управления, оборудованных общедомовыми приборами учета, могут выбрать один из возможных вариантов расчета за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужны:
- Вариант № 1. Рассчитываться за фактические объемы ОДН ежемесячно.
- Вариант № 2. Рассчитываться за ОДН, определяемый исходя из статистики среднемесячного потребления, с последующим перерасчетом по итогам года.
- Вариант № 3. Рассчитываться за ОДН исходя из утвержденных нормативов потребления с последующим перерасчетом по итогам года.
Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды
Часто возникающие вопросы по расчету норм ОДН
Ответы по оплате ОДН. Фото № 3
Несмотря на то, что данный тариф был задуман как плата за водные ресурсы, которые идут на нужды обслуживания домов, формируется он не прозрачно, поэтому многие коммунальные предприятия стараются завышать нормы потребления ОДН.
Рассмотрим часто возникающие вопросы. Первый касается схем расчетов. Существует несколько формул по расчету ОДН, однако не одна из них не совершенна и существует множество способов запутать потребителей.
Проще тем, у кого многоквартирный дом оборудован общедомовым счетчиком холодной и горячей воды. Имея его, потребители коммунальных услуг всегда могут сопоставить, сколько воды зашло в дом, а также количество ее, потраченное всеми потребителями. Соответственно разница будет составлять сумму ОДН.
Те дома, которые не имеют общедомовых учетных приборов, будут платить за ОДН исходя из расчетов поставщиков коммунальных услуг. Формула для них следующая – Н = х К / С.
Н – это значение ОДН на конкретный объект потребителя (то есть на один лицевой счет), это стандартное число, применяющееся для всех расчетов, К – это общее количество граждан проживающих в доме, С – это общее значение всех жилых и нежилых в конкретном многоквартирном доме.
Как видно из данной формулы, она не будет отражать точное показание использованной воды для обслуживания дома и его инженерных сетей.
Следующий вопрос касается оплаты за не предоставленные услуги. Например, бывают ситуации, когда в доме отсутствует вода по причине ремонтных работ на центральном водоводе, или других поломок, а полученная платежка содержит ОДН. Не нужно паниковать. Достаточно составить заявление в виде претензии в коммунальное предприятие поставляющее воду.
Управляющие компании обязаны руководствоваться Указом Президента РФ, которым введен в действие ФЗ №258 от 29.07.2017 г. (опубликован 30 июля 2021 г.). Исходя из закона, расчет сумм ОДН производится либо по счетчикам, либо по нормативам региона.
Обратите внимание! Если счетчик установлен, то управляющая компания не вправе игнорировать его показания, равно как и требовать с жителей дома суммы сверх потребленных фактически услуг.
Проведенный специалистами в сфере жилищно-коммунального хозяйства анализ показал, что оплата за потребленные на СОИ ресурсы может как увеличиться, так и уменьшиться. При этом и снижения, и повышения оказались незначительными. Управляющие организации могут наблюдать, что в домах одного типа начисляемые суммы получаются неодинаковыми. Оплата во многом определяется общей площадью помещений, относящихся к общедомовому имуществу. Для каждого дома этот параметр индивидуален, поэтому и суммы расходов будут везде свои.
Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.
Формулы расчёта
То, как производится расчет ОДН по воде, зависит от наличия/отсутствия общедомового счётчика.
При отсутствии общего счётчика, расчет платы производится по нормативам, при этом алгоритм в соответствии с каждым нормативом дан в Приказе Минэнергетики и ЖК. В схематическом выражении формула расчёта ОДН по горячей и холодной воде в этом случае выглядит так:
В зависимости от наличия или отсутствия счетчика в доме начисление ОДН на водоотведение производится по-разному. Согласно положениям законодательства, в первом случае в расчетах участвуют объемы потребленной воды и утвержденные региональными властями тарифы на единицу ресурса.
Если счетчика нет, водоотведение рассчитывается по действующим в субъекте РФ среднемесячным нормативам потребления воды.
Формула расчета при своевременном уведомлении об объемах использованной воды при наличии счетчика выглядит следующим образом:
Стоимость= (ГВС+ХВС) Х тариф
При этом ГВС и ХВС – объемы горячей и холодной воды, которую использовали жильцы определенной квартиры в предыдущем месяце в соответствии с показаниями индивидуальных счетчиков.
Жильцы должны передать показания индивидуальных приборов учета до 25 числа текущего месяца путем электронного сообщения, смс-уведомления или лично.
В случае несвоевременной передачи данных оплата рассчитывается автоматически с учетом среднего показателя потребления за последние 6 месяцев.
Если счетчики не установлены, расчет водоотведения производится по действующим среднемесячным нормативам потребления воды, установленным в конкретном субъекте РФ.
В расчет стоимости включено значение норматива, количество прописанных жильцов и тариф.
Норматив Х количество зарегистрированных лиц Х тариф = стоимость
Нормы устанавливаются на региональном уровне. На их размер существенно влияют следующие факторы:
- климатическая зона;
- площадь помещения;
- состояние централизованной канализационной системы;
- наличие и количество моек, раковин, ванн и так далее.
Если в доме есть техническая возможность установить счетчики, но учетные приборы все-таки отсутствуют, согласно Постановлению № 354, норматив применяется с повышающим коэффициентом. В 2021 году он равен 1,5.
Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 468-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” переносит обязанность указывать идентификаторы гражданина-должника при составлении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа до 2022 года (ст. 4).
Идентификаторы не потребуются лицам, которые управляют домами, региональным операторам (по обращению с ТКО и Фондам капремонта), ресурсоснабжающим организациям.
- Рост тарифов на ОДН будет строго регламентирован;
- Теперь не предусмотрена отдельная строка для нужд дома в счет-квитанциях;
- Сумма затрат на общедомовые нужды будет отражаться в общем счете;
- В итоге коммунальные услуги вырастут в среднем на 3%;
- При расчете ОДН для каждой квартиры будет иметь значение ее площадь;
- Граждане должны вовремя оплачивать счета за коммунальные услуги, в том числе ОДН;
- Реформа приведет к более понятной схеме расчетов коммунальных платежей.
Следует отметить, что учитываются показатели не только общего, но и индивидуального оборудования. Единых четких норм законодательством не определено. Решение принимается в каждом конкретном случае по отношению к отдельно взятому жилому массиву.
Ежегодно Правительство страны рекомендует региональным властям повышать стоимость жилищно-коммунальных услуг минимум на процент, свойственный инфляции. Кроме того, субъекты наделены правом вносить коррективы в действующие значения. Стандартно в столице страны устанавливаются повышенные нормативы. Причина состоит в том, что каждый год повышается стоимость работ ресурсоснабжающих компаний.
Как известно, в 2020 году был введен ряд послаблений по коммунальным платежам — в частности, до 1 января 2021 года приостановлено начислений пеней и штрафов за несвоевременную оплату коммунальных услуг и взносов на капремонт.
Обязанность по оплате самих услуг с граждан не сняли, а вот начислять неустойку на долги запретили, начиная с 6 апреля и по 31 декабря 2020 г. (ПП РФ от 02.04.2020 № 424).
На данный момент официальных заявлений по поводу дальнейшего продления моратория от правительства не было. А судя по тому, какую тревогу бьет Минстрой из-за резкого роста коммунальных долгов за последнее время, рассчитывать на такое продление вряд ли стоит.
Поэтому с наступлением нового года у коммунальных служб, скажем так, развязываются руки. Но все же стоит проконтролировать, чтобы в своем рвении они не вышли за рамки закона:
1) неустойку нельзя доначислить «задним числом» за период с 6 апреля по 31 декабря 2020 г. (даже если на тот момент у гражданина был долг),
2) с 1 января 2021 г. могут начислять пени на всю задолженность, которая на эту дату числится за гражданином, но срок отсчета неустойки будет разный:
— на задолженность, возникшую до 6 апреля 2020 г., пени могут начислить уже с 1 января 2021 г.,
— а на задолженность, которая образовалась в период моратория (с 6 апреля по 31 декабря 2020 г.), пени могут начислять только с 31-го дня просрочки (расчет просрочки ведется с 1-го января, а по правилам ст. 155 ЖК РФ пени могут начисляться не ранее 31-го дня просрочки).
Иной подход лишал бы граждан права на законные 30 дней для погашения коммунальных долгов без неустойки.
Срок моратория на поверку счетчиков также истекает 1-го января 2021 г. По Правилам № 354 первые 3 месяца после этого (т. е. до апреля 2021 г.) плату за коммунальную услугу должны рассчитывать по средним показаниям счетчика за последние 6 месяцев (пп. «а» п. 59).
Если в течение этого срока поверка не будет проведена, плату будут начислять по нормативу, с учетом повышающего коэффициента 1,5 (п. 60 Правил).
Однако, согласно разъяснениям Минстроя (Письмо от 01.09.2020 № 34716-ОЛ/04), если срок поверки счетчика истек до введения моратория (т. е. до 6 апреля 2020 г.), то временные меры не действуют и применяются общие правила:
— после истечения срока поверки показания счетчика не принимаются, первые 3 месяца плата начисляется по средним показаниям, а далее — по нормативу с 1,5-ным коэффициентом.
Поэтому владельцы таких счетчиков могут столкнуться с увеличенными счетами намного раньше, чем наступит 1 апреля 2021 года. А вопрос, насколько соответствуют эти разъяснения Минстроя закону, до Верховного суда РФ пока еще не дошел. Поэтому ситуация остается спорной.
С 1 января 2021 г. граждане, которые имеют право на субсидию или компенсацию квартплаты (по льготным основаниям), не обязаны представлять органам соцзащиты документы об отсутствии долгов по коммунальным платежам.
Как известно, при наличии долгов выплата субсидий и компенсаций прекращается. С нового года органы соцзащиты также будут проверять отсутствие долгов у льготника, но делать им это придется самостоятельно, через информационную систему ГИС ЖКХ или через каналы межведомственного взаимодействия (Закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ).
В январе 2021 г. истекает срок, когда управляющим компаниям разрешалось взыскивать с граждан коммунальные долги, не указывая в иске их идентификационные данные (Закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ).
По общим правилам суд принимает сейчас иск от организации только, если там указаны паспортные данные ответчика, либо его СНИЛС, ИНН или другие уникальные данные.
Сделают ли снова исключение для коммунальных организаций — неизвестно. Год уже подходит к концу, а законопроектов по этому вопросу в парламент пока не поступало.
Перерасчет – это повторная конверсия оплаты коммунальных услуг, но с изменениями исходных данных. Такую операцию проводят, если при начислении произошли накладки или ошибки со стороны работника или хозяина жилой площади.
Пересчёт можно провести, если неточности были выявлены и исправлены. Тогда ЖКХ или компания-поставщик дает добро отделу бухгалтерии на перевод правильной суммы, а также самостоятельно компенсируют издержки, если это необходимо.
Официальная корректировка сумм за ЖКХ осуществляется по нескольким статьям:
- вывоз мусора с территории, за которую жители платят деньги;
- водоснабжение и канализационные услуги;
- газоснабжение;
- ГВС.
УК не имеет официальных оснований в отказе требований, если у хозяина жилплощади есть причины для его проведения. Но это возможно лишь при наличии подтверждающих документов (оригинал или копия) и заявления, которые оформлено по правилам.
Если жилец надолго покидает квартиру, то перерасчет проводят по установленным нормам, которые нельзя нарушать. Срок официально подтвержденного отсутствия на жилом объекте не может быть больше полугода.
УК делает пересчет в течение всего этого времени, но жилец так и не появляется, то следует составить еще одно заявление для пролонгации срока.
Период, за который можно сделать перерасчет за коммунальные услуги, во избежание нарушения закона, составляет 6 мес.
Обычно процедура необходима, когда собственники оплачивают не фактические расходы за ресурсы, а используют нормативы. Если же хозяин жилплощади устанавливает в доме специальный счётчик, то платить он будет уже не по региональному стандарту, а зато, сколько воды или газа израсходовано в месяц. Но и в этом случае бывают накладки, поскольку периодически случается сбой в оборудовании. Спустя срок, определенный в технической документации, нужно проводить проверки приборов.
Одной из распространенных причин перерасчета специалисты считают отпуск. Хозяева квартир действуют по стандартной схеме: владелец жилой площади не направляет сведения о показателях счётчиков вовремя из-за забывчивости, и отправляется на отдых. Информация с измерительного прибора не поступает в отдел УК. Поэтому на следующий месяц придётся делать перерасчет.
Чтобы провести процедуру перерасчета жильцы частного дома или квартиры обязательно должны подтвердить официальный факт того, что они имеют на это законное право. В надзорные инстанции нужно отправить документы и доказательства по занимаемой позиции. При отсутствии подтверждений сотрудники ведомства не вправе начинать работу.
Перерасчет оплаты за ЖКУ проводят, если человек долгое время отсутствует в квартире и не имеет возможности платить по счетам.
К основным обстоятельствам относят тяжёлую болезнь, когда человек долго находился в лечебном учреждении. Тогда гражданин не имеет возможности в установленные сроки обратиться с ходатайством.
Как только больничный лист закончится, следует формировать заявление в УК с пояснениями, а также представить документы из клиники, подтверждающие отсутствие хозяина по уважительной причине.
Если человек из-за нарушения закона попадает под следствие и находится в СИЗО или тюрьме, то после освобождения он может представить соответствующий документ. При выходе на свободу человеку выдается специальная справка.
Бумага является подтверждением того, что гражданин определённое время находился под заключением и не имел возможности оплатить ЖКУ.
Иногда после смерти человека, его тело находят не сразу. Поэтому счета за оплату услуг всё равно будут приходить на квартиру, поскольку этот факт не подтвержден документально.
Чтобы родственникам не пришлось выплачивать пени и неустойки, члены семьи должны представить в УК справку из морга, где было произведено вскрытие. Доктора указывают в акте примерное время смерти. Этот документ примут и произведут официальный перерасчет ЖКХ.
Для инициации перерасчета из-за низкого уровня оказываемых услуг потребуется официально доказать сам факт ненадлежащего качества.
Для этого придётся провести специальную экспертизу с соответствующими замерами:
- Чтобы оценить холодную воду, то проверяют ее хим. состав, показатели идущей жидкости и внешний вид.
- Уровень горячей воды определяют по фактической температуре. Допустимый предел – 60-75 градусов.
- Если жилец подозревает, что подача электроэнергии ниже той, за которую он отдает деньги, необходимо проверить напряжение и силу тока. Для этого обращаются к независимым экспертам. Не допускается самостоятельно заниматься подобными нюансами.
- Для оценки качества отопления в квартире или частном доме устанавливают специальные датчики, которые определяют давление в системе, а также фиксируют температуру в помещении. Нормативы закрепляются на уровне субъектов.
В первую очередь важно определить, что входит в состав ЖКУ. Можно выделить основные разделы:
- техническое обслуживание оборудования и дома, а также придомовой территории;
- капитальный ремонт и вывоз мусора;
- отопление квартир;
- газоснабжение, подача электричества;
- водоснабжение и водоотведение.
Существует строгая последовательность инстанций, установленная при выявлении неправильных начислений по коммунальным платежам. Если вы не знаете куда жаловаться, можно последовательно обращаться в следующие организации вплоть до разрешения ситуации:
- Управляющая компания;
- Жилищная инспекция;
- Органы прокуратуры;
- Судебные органы.
Это основной проверяющий орган, который осуществляет надзор за деятельностью управляющих компаний и решает спорные ситуации. Заявление подается в свободной форме в адрес организации с указанием своих контактных данных, включая номер телефона. Это позволит ответственному сотруднику быстрее вникнуть в суть дела и принять решение.
К заявлению обязательно прикладываются копии квитанций и обращения в управляющую компанию. Если подобная ситуация произошла с несколькими жильцами, лучше подать коллективное обращение. Оно всегда более эффективно, так как факт нарушения подтверждается несколькими собственниками.
Жилищная инспекция проведет проверку. Если будет выявлено нарушение, выдается требование решить ситуацию и оплатить штраф.
Как правило, в органы прокуратуры обращаются в случае, если предыдущие жалобы не дали результата. Сюда можно обращаться сразу, если допущены серьезные нарушения, такие как регулярное внесение в квитанции значительных платежей за несуществующие услуги большинству жильцов или при наличии доказательства хищения средств.
В этом случае можно говорить о наступлении уголовной ответственности, поэтому проверка проводится более тщательно. Заявление можно подать в районную прокуратуру лично или направить по почте заказным письмом. Также допускается заполнение заявления через онлайн форму на сайте областной прокуратуры, но в этом случае месячный срок рассмотрения может увеличиться.
Время чтения: 5 минут
В квитанцию на оплату коммунальных услуг жильцов многоквартирных домов (МКД) в РФ включается поле «Водоотведение». С 2013 г. его дополняет строка «Водоотведение ОДН». Под этой аббревиатурой скрывается термин «общедомовые нужды».
Он включает не только сброс в канализацию воды, использованной жильцами квартиры, но широкий диапазон других услуг, связанных с водопотреблением.
Как следует из поправок, внесенных в нормативные документы, водоотведение на общедомовые нужды в 2020 году имеет свои нюансы.
Постановление Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года фиксирует понятие «общедомовые нужды» и определяет их как разницу между потреблением по общедомовому счетчику всеми жителями МКД и индивидуальными показателями потребленных услуг жильцами отдельных квартир.
Если речь идет о холодном водоснабжении, к ОДН относят следующие затраты:
- мытье лестниц и лестничных площадок;
- промывание сетевых коммуникаций;
- полив палисадников и газонов;
- внутридомовые потери в водосетях и пр.
По горячей воде в сумму расходов на общедомовые нужды включены:
- сброс воды в стояках в случае ремонта батарей в многоквартирном доме;
- технологический пролив системы во время подготовки к отопительному сезону;
- опрессовка системы отопления;
- технические потери и так далее.
Кроме затрат на водоотведение на ОДН, жильцы МКД оплачивают расходы и на другие общественные нужды.
Узнайте подробнее, что входит в общедомовые нужды.
Имеет ли право ук начислять одн на воду в 2021 году
Срок моратория на поверку счетчиков также истекает 1-го января 2021 г. По Правилам № 354 первые 3 месяца после этого (т. е. до апреля 2021 г.) плату за коммунальную услугу должны рассчитывать по средним показаниям счетчика за последние 6 месяцев (пп. «а» п. 59).
Если в течение этого срока поверка не будет проведена, плату будут начислять по нормативу, с учетом повышающего коэффициента 1,5 (п. 60 Правил).
Однако, согласно разъяснениям Минстроя (Письмо от 01.09.2020 № 34716-ОЛ/04), если срок поверки счетчика истек до введения моратория (т. е. до 6 апреля 2020 г.), то временные меры не действуют и применяются общие правила:
-после истечения срока поверки показания счетчика не принимаются, первые 3 месяца плата начисляется по средним показаниям, а далее — по нормативу с 1,5-ным коэффициентом.
Поэтому владельцы таких счетчиков могут столкнуться с увеличенными счетами намного раньше, чем наступит 1 апреля 2021 года. А вопрос, насколько соответствуют эти разъяснения Минстроя закону, до Верховного суда РФ пока еще не дошел. Поэтому ситуация остается спорной.
С 1 января 2021 г. граждане, которые имеют право на субсидию или компенсацию квартплаты (по льготным основаниям), не обязаны представлять органам соцзащиты документы об отсутствии долгов по коммунальным платежам.
Как известно, при наличии долгов выплата субсидий и компенсаций прекращается. С нового года органы соцзащиты также будут проверять отсутствие долгов у льготника, но делать им это придется самостоятельно, через информационную систему ГИС ЖКХ или через каналы межведомственного взаимодействия (Закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ).
В январе 2021 г. истекает срок, когда управляющим компаниям разрешалось взыскивать с граждан коммунальные долги, не указывая в иске их идентификационные данные (Закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ).
По общим правилам суд принимает сейчас иск от организации только, если там указаны паспортные данные ответчика, либо его СНИЛС, ИНН или другие уникальные данные.
Сделают ли снова исключение для коммунальных организаций — неизвестно. Год уже подходит к концу, а законопроектов по этому вопросу в парламент пока не поступало.
Четыре изменения в правилах оплаты коммунальных услуг с января 2021 года
Изменения, когда-то внесенные в Процессуальный кодекс Российской Федерации, усложнили управляющим компаниям процесс взыскания долгов с неплательщиков. Потому что новые правила требовали обязательно указывать идентификационные данные должника. Чтобы на законных основаниях можно было обратиться в суд. Это, в частности, сведения из паспорта, СНИЛС, ИНН и т. п.
Проблема в том, что компании чаще всего не заключают договор с каждым жильцом индивидуально. Поэтому такие данные у них, как правило, отсутствуют. Но задолженности возникали. И управляющие компании обращались по этим вопросам в суд.
Тепловая энергия расходуется не только на отопление жилых помещений. Она используется и для обогрева подъездов и лестничных пролетов. В большинстве случаев там установлены батареи. Обогрев подъезда актуален ещё и в домах, где используются услуги консьержа, чтобы человек работал в комфортных условиях.
Обеспечение надлежащего температурного режима не только в жилом помещении, но и в местах общего пользования благоприятно сказывается на общем качестве жизни. По этой причине расходуемая энергия должна оплачиваться вместе с остальными коммунальными услугами. Так или иначе, затраты на транспортировку тепла в квартиры связаны с некоторыми потерями при передаче. А поскольку коммуникации пролегают, в том числе и внутри здания, часть энергии будет его обогревать, то есть идти на общедомовые нужды.
Тепловая энергия расходуется не только на отопление жилых помещений. Она используется и для обогрева подъездов и лестничных пролетов. В большинстве случаев там установлены батареи. Обогрев подъезда актуален ещё и в домах, где используются услуги консьержа, чтобы человек работал в комфортных условиях.
Обеспечение надлежащего температурного режима не только в жилом помещении, но и в местах общего пользования благоприятно сказывается на общем качестве жизни. По этой причине расходуемая энергия должна оплачиваться вместе с остальными коммунальными услугами. Так или иначе, затраты на транспортировку тепла в квартиры связаны с некоторыми потерями при передаче. А поскольку коммуникации пролегают, в том числе и внутри здания, часть энергии будет его обогревать, то есть идти на общедомовые нужды.
Нормы расхода ресурсов на общедомовые нужды могут устанавливать местные власти.
Для этого собираются и анализируются данные о расходах за определенный период. Например, если нормы принимаются на будущий год, в расчет берутся данные за предыдущий. После того как вся необходимая информация проанализирована, производится расчет новых показателей. При этом во внимание должны приниматься цены на ресурсы, плотность проживающих, климатические условия, наличие категорий плательщиков, которые пользуются льготами.
По сути, указанные нормативы устанавливаются для того, чтобы возместить разницу между тем сколько ресурсов было расходовано на индивидуальные нужды и сколько поставлено фактически.
Установленные нормативы должны быть утверждены. Такими полномочиями наделены органы власти на местах. Это отражено в действующих нормативно-правовых актах. Поэтому нормативы в различных регионах не будут идентичными. То есть законодательством не утверждены единые показатели. Решение принимается на заседании органа власти. Оно должно быть оформлено документально.
В тексте указывается следующее:
- Дата и место принятия решения.
- Его регистрационный номер.
- Основание для его принятия. Как правило, это ссылка на нормативный акт.
- Предмет обсуждения. В данном случае это будут нормы расхода ресурсов на общие нужды.
- Суть принятого решения. Здесь указываются утверждаемые нормы и период их применения.
- Сроки реализации постановления, то есть когда оно должно применяться.
- Круг лиц, которых оно касается.
- Подпись руководителя регионального органа власти.
Решение оформляется на гербовом бланке учреждения. Если используется обычный лист бумаги, то на документе должна стоять печать. Сами нормативы оформляются в виде отдельного приложения. Они должны быть оформлены на сайте управляющей компании, а также размещены в доступном для пользователей месте.
Общедомовые нужды (ОДН) – одна из статей расходов, включенных в коммунальный платеж жильцов. Это понятие касается только многоквартирных домов – в индивидуальных жилых строениях нет общего жилищного хозяйства. В ОДН входит обеспечение функционирования домовых помещений общего пользования (п.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ):
- освещение чердаков, подвалов, подъездов, лифтов, технических помещений;
- электричество, необходимое для обслуживания антенн, насосов, работы лифтов и т.д;
- отопление этих зон;
- расход воды при сезонных проверках отопительной системы;
- расходы электричества и воды для обслуживания придомовой территории: полив газонов, освещение двора.
Оборудование помещений приборами учета в интересах жителей многоквартирных домов. Это позволит сэкономить на расходах. Особенности расчета ОДН – приоритет показателей счетчика над нормативами. Кроме того, в коммунальный платеж не должны включаться статьи обслуживания отсутствующих ресурсов: если в платежку включается счет за полив газона или горячую воду, а газона в вашем дворе нет и в помине, а вода в технических помещениях холодная – это мошенничество.
В доме, оборудованном приборами учета, важным становится фактический расход ресурсов. На это влияет оборудование помещений энергосберегающими лампочками, датчиками движения (такое новшество используется в новых домах), замена электропроводки в подъезде и своевременный ремонт водопроводных и отопительных труб – все эти задачи должна выполнять УК.
Важно: не все знают, что управляющую компанию, обслуживающую дом, можно сменить. Если УК отказывается устанавливать приборы учета и улучшать условия в общедомовых помещениях, по решению собрания собственников можно расторгнуть договор с существующей компанией и заключить с новой.
Как снизить плату за ОДН
Сумма расходов на ОДН, может увеличиться из-за разнообразных факторов:
- плохое состояние коммуникационных сетей и частые утечки из них;
- низкий порог чувствительности счетчиков — некоторые из них не фиксируют небольшие количества воды. Но общедомовые счетчики их учитывают, и в итоге за воду, потраченную отдельной квартирой, приходится платить как за ОДН;
- манипуляции со счетчиками — если в квартире устанавливается незаконный прибор, позволяющий уменьшить показания, то плата за потраченную воду переходит в ОДН;
- самовольное подключение к сетям;
- разное время снятия данных с общедомового и поквартирных счетчиков;
- отсутствие счетчиков в некоторых квартирах.
Общедомовые нужды (ОДН) с 1 января 2022 года
Несмотря на то, что в счетах больше не будет «непонятной» и вызывавшей раздражение строки ОДН – оплата за них никуда не исчезнет. Просто все платежи за потребленные на общественные цели для поддержания в рабочем состоянии систем электроснабжения, отопления, водоотведения, санитарного порядка в МКД (многоквартирных домах) будут равномерно распределены и приплюсованы к плате за потребленные коммунальные услуги пропорционально доле собственника в общедомовом имуществе.
Это же должно относиться и к многочисленным компаниям-провайдерам, которые используют помещения МКД для размещения телекоммуникационного оборудования. При размещении на крыше дома приемной антенны — пользоваться её услугами могут несколько жильцов, а вот отнести затраты электроэнергии на поддержание этого телекоммуникационного оборудования на ОДН – нельзя. Оплачивать счета за пользование электроэнергией должен провайдер, чье оборудование размещено в доме.