Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отмена приказа Минздрава № 835н». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Программы проведения занятий в области дорожной безопасности разрабатываются с учетом требований и норм законодательства, специфики деятельности организации, маршрутов движения, типов перевозимых грузов и сложившейся ситуации на дороге.
Организация предрейсового медицинского осмотра
Согласно Приказу №835н, существуют следующие требования, касающиеся организации проверки здорового и бодрого состояния сотрудников:
- Предрейсовый медосмотр проводится до начала смены, чтобы выявить факторы, способные привести к аварии по причине проблем со здоровьем водителя;
- Организация и фиксирование проведения предрейсовых осмотров — ответственность работодателя;
- Медицинский специалист, проверяющий состояние сотрудника, обязан иметь соответствующую квалификацию и сертификат, разрешающий осуществление данной деятельности.
Согласно ТК РФ, время, потраченное на прохождение предрейсового осмотра, входит в число рабочих часов сотрудника. Если по трудовому договору смена водителя длится с 9:00 до 18:00, а контроль состояния занимает 15 минут, начало движения осуществляется в 9:15.
Как организовать ИБДД
Специалист, проводящий инструктажи с водительским составом по безопасности движения, может быть назначен на усмотрение директора, но важно помнить, что он должен иметь соответствующее образование и пройти аттестацию в УГАДН в установленном законом порядке. Его рабочие обязанности включают в себя:
- разработку и участие в реализации плана работы в области дорожной безопасности;
- подготовку программы занятий с персоналом;
- инструктаж водителей по безопасности дорожного движения, периодичность которого определяется с учетом требований законодательства, специфики деятельности предприятия и дорожной ситуации.
Ответственный за БДД: в какой организации необходим, основные требования
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», все юрлица и ИП, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, должны иметь в штате ответственного за обеспечение БДД. Этот специалист необходим, даже если на балансе организации всего один автомобиль, или весь транспорт — автобусы и грузовые автомобили — берётся в аренду и используется только для собственных нужд.
Если в штате организации немного водителей, то достаточно иметь одного специалиста по обеспечению БДД. При этом он может совмещать должность с другими обязанностями. Если автопарк и штат водителей большие, то имеет смысл создать специальный отдел по БДД (от двух человек). Чем больше водителей, тем больше специалистов должно быть в отделе.
Специалист, ответственный за БДД, не нужен, если:
- компания пользуется услугами наёмных перевозчиков;
- автомобили компании исключительно сдаются в аренду;
- используются легковые автомобили только для собственных нужд;
- автомобиль есть, но не эксплуатируется (нет расходов на техобслуживание, текущий ремонт и горюче-смазочные материалы, нет затрат через бухгалтерию).
Допуск к работе и последствия запретов
Если есть отклонения, препятствующие дальнейшей работе – выдают направление, предъявляемое в поликлинике по адресу проживания.
Справка должна содержать следующую информацию:
- подпись самого медицинского сотрудника, выдавшего документ;
- описание объёмов оказания помощи заявителю;
- диагностирование болезней по предварительным заключениям;
- цель, с которой пациента направляют к сотрудникам поликлиники;
- дата, точное указание времени проведения контроля;
- порядковый номер самого мероприятия.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации на работодателя возложена обязанность разработать для работников документацию по охране труда. Первичный инструктаж по охране труда проводится при устройстве на работу и предполагает, в том числе, ознакомление с инструкцией по охране труда. Ознакомление проводится с проставлением подписи работника:
- в журнале ознакомления с инструкциями по охране труда;
- либо в приложении к трудовому контракту;
- либо на листе ознакомления с инструкциями по охране труда.
При замене инструкции ознакомление производят снова.
Для многих профессий на уровне ведомств разработаны типовые инструкции, которые можно использовать при составлении ИОТ для конкретной должности на конкретном предприятии. Для водителей разработаны следующие типовые инструкции:
- ТИ Р М-008-2000. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей внутризаводского транспорта;
- ТОИ Р-200-01-95 Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей и другие.
Обновление 29.04.2022 Дополнительная подборка инструкций по охране труда
Новая подборка инструкции для водителей, при выполнении различных работ связанных с транспортными средствами.
- Инструкция по охране труда при выполнении буксировки
- Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей на смотровой канаве
- Инструкция по охране труда при буксировке, сцепке и расцепки автомобилей
- Инструкция по охране труда при разъездном характере работ
- Инструкция по охране труда при выполнении пуска двигателя
- Инструкция по охране труда для водителей, привлекаемых для ремонта
- Инструкция по охране труда для работников, эксплуатирующих промышленный транспорт
- Инструкция по охране труда для водителей при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
- Инструкция по охране труда при заправке техники в полевых условиях
- Инструкция по охране труда при обслуживании топливной системы (заправка, слив топлива)
- Инструкция по охране труда при ремонте автомобиля
- Инструкция по охране труда при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств
Итак, базовые нормы, которые устанавливают общие требования охраны труда водителя грузового автомобиля и легковых видов автомобильного транспорта, содержатся в Трудовом кодексе. Согласно статье 212 этогонормативного акта работодатель должен обеспечить безопасность своих сотрудников в процессе их работы с учетом специфики их должностных обязанностей. Порядок выполнения этой задачи урегулирован рядом правовых актов, включая:
- приказ Минтруда от 6 февраля 2018 года N 59н, утверждающий правила ОТ при работе на автотранспорте;
- приказ Минздрава от 12 апреля 2011 года N 302н, которым введен список вредных и опасных факторов, создающих повышенные риски при выполнении разных видов операций;
- приказ Министерства здравоохранения от 15 декабря 2014 года N 835н, устанавливающий порядок организации предсменных и послесменных, а также предрейсовых и послерейсовых медосмотров для водителей;
- совместное письмо Минздрава и Минтранса об особенностях организации таких медицинских осмотров от 21 августа 2003 года N 2510/9468-03-32;
- федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, посвященный вопросам безопасности движения по дорогам;
- приказ Минтранса от 20 августа 2004 года N 15, который регламентирует порядок организации режимов работы и отдыха для водителей транспорта;
- другие нормативные документы.
Перечисленные правовые акты гармонизированы по основным требованиям как к работнику, так и к работодателю. Здесь указывается, что основной объем ответственности за безопасность персонала возлагается на работодателя. При этом перечисляемые требования обязательны для исполнения компаниями любых организационно-правовых форм, а также индивидуальными предпринимателями – независимо от масштаба предприятия, области деятельности и иных факторов. Ведь известно, что труд водителей автотранспорта активно используется не только на профильных предприятиях, которые занимаются перевозками людей и грузов, но и компаниях, для которых такие перевозки становятся вспомогательной операцией, необходимой для нормальной организации технологического цикла предприятия.
Предрейсовый инструктаж по вопросам обеспечения БДД обязательно проводится для водителей предприятия при наличии соответствующих оснований (обстоятельств).
Данными основаниями являются перевозка несовершеннолетних, перевозка опасных грузов, изменение маршрута, изменение транспортного средства.
Если такие основания отсутствуют, инструктирование может выполняться по инициативе руководства компании, имеющей водительское подразделение.
Процедура оформляется документально – должны быть все приказы руководителя, программа. Факт прохождения четко регистрируется в отдельном журнале. Каждая запись в таком журнале доказывает, что руководство компании неукоснительно соблюдает требования законодательства.
Безопасность дорожного движения в автотранспортных предприятиях и коммерческих компаниях, содержащих на балансе автомобили – обязательный комплекс мер, который направлен на предотвращение и профилактику ДТП, обеспечение защиты жизни и здоровья людей, а также сохранности имущества и материальных ценностей при выполнении автоперевозок и эксплуатации транспортных средств.
Согласно ФЗ №196, каждое юридическое лицо или ИП, владеющие автомобилями, должен уделять БДД максимум внимания и соблюдать требования по ее обеспечению. Занимается этим специальный сотрудник по БДД или полноценный отдел безопасности (на предприятиях с числом сотрудников более 200 человек), а частью мер являются предрейсовые инструктажи водителей.
Документы по предрейсовому инструктажу
Проведение предрейсовых инструктажей всех видов законодательно регламентируется:
Кроме того, специалист организации по БДД обязан разработать и утвердить Положение (цели и задачи, порядок, время и место инструктажа, план лекций) и Инструкцию по предрейсовым инструктажам водителей с перечнем основных правил и тем для информирования рабочего персонала, порядком проведения медосмотров водителей и техосмотров транспорта, правилами поведения при общении с сотрудниками ГИБДД.
Ответственный по БДД также ведет журналы по предрейсовым инструктажам, где отмечает дату и тему лекций, а также данные водителя, прослушавшего его. Водитель расписывается в журнале и получает отметку в путевом листе.
- Что служит подтверждением того, что водитель прошел предрейсовый инструктаж?
Основные данные о прослушанных инструктажах вносятся в журнал проведения инструктажей, который находится на рабочем месте специалиста по БДД. На руках же у водителя есть для этого путевой лист. Там помимо даты, рабочего задания и общей информации о маршруте и грузе, должны быть отметки о пройденном медосмотре и техосмотре транспортного средства, а также отметка о прохождении инструктажа по БДД. Без путевого листа выезжать на линии запрещено. Без отметки специалиста по БДД, путевой лист недействителен.
- Зачем водитель должен расписываться в журнале инструктажей?
Подпись водителя в журнале – это доказательство того, что он лично присутствовал на лекции по БДД и прослушал необходимую информацию по безопасности. Если в путевом листе будет стоять отметка, а в журнале подписи нет, водитель будет отстранен от управления автомобилем, ответственный по БДД наказан, а руководство компании оштрафовано.
- Кто может проверить подлинность того, что водитель прослушал предрейсовый инструктаж?
Проверить соблюдение требований законодательства по БДД у водителя коммерческого транспорта может инспектор ГИБДД (достаточно проверить отметку в путевом листе), проверку документов и совпадение отметок об инструктажах служба Минтранса. Для компаний-автоперевозчиков (доставка грузов и перевозка пассажиров) главным контролером является УГАДН РФ.
- Если водитель перевозит детей в пределах города и на регулярной основе, нужно ли ему проходить предрейсовый инструктаж?
Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения: описание, особенности и отзывы
Правила безопасности дорожного движения обязательны для всех, как для водителей, так и для пешеходов. Соблюдение правил должно осуществляться не из страха наказания, а из ответственности за свою жизнь и окружающих.
На законодательном уровне БДД понимается как степень защищенности от дорожных происшествий и их последствий. Нормативные акты предписывают работодателям в обязательном порядке проводить инструктажи для водителей транспортных средств. Основная цель таких мероприятий — сообщить сотруднику всю информацию, которая позволит ему в полной мере выполнить свои функции по управлению транспортным средством, не допустить аварийной ситуации на дороге. Сведения должны быть сформированы в инструкции, и в зависимости от вида инструктажа доносится именно требуемая в конкретной ситуации информация.
Обзор инструкций для водителей дает полное понимание того, что существуют общие требования по обеспечению безопасности дорожного движения и охраны труда. Так, к примеру, к вождению автомобилем не допускаются лица в болезненном состоянии и переутомленные. Перед допуском к выполнению служебных обязанностей водитель обязан пройти медицинский осмотр. Запрещено употребление алкогольных напитков и наркотических средств в период управления транспортом. Если водитель отдыхает в кабине автомобиля, то двигатель должен быть отключен. Нельзя передвигаться в местах, где не установлены проезды для машин. Водитель обязан всегда иметь при себе водительское удостоверение, путевой лист и уметь оказать первую медицинскую помощь.
Неважно, как называется инструктаж для водителей, вводный или предрейсовый, главное предназначение каждого из них — закрепить знания о безопасных методах вождения, довести информацию о предполагаемой опасности и погодных условиях.
Предрейсовый инструктаж
Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения относится к текущему и проводится должностным лицом, назначенным ответственным за такие мероприятия. В программу обязательно вносятся следующие сведения:
- какой характер дорожных условий на маршруте, опасные места на пути следования;
- прогноз погоды на сутки;
- какими свойствами обладает груз, если речь идет о грузоперевозках;
- какие меры безопасности должен соблюдать водитель при перевозке людей;
- если на маршруте следования специфические условия, то как должен вести себя водитель в экстренных ситуациях;
- режим отдыха и питания;
- ответственность водителя за исправность транспортного средства на пути всего следования;
- порядок остановок и стоянки, какие необходимо предпринять меры по сохранности груза;
- порядок пересечения железнодорожных переездов;
- какие необходимо предпринять меры по безопасному проведению погрузочно-разгрузочных работ, как правильно крепить груз;
- ответственность за необоснованное отклонение от маршрута.
Образцы инструктажей по безопасности дорожного движения
Программы проведения занятий в области дорожной безопасности разрабатываются с учетом требований и норм законодательства, специфики деятельности организации, маршрутов движения, типов перевозимых грузов и сложившейся ситуации на дороге.
Чтобы облегчить коллегам работу, мы приводим типовые инструкции по БДД для водителей, скачать бесплатно их можно на нашем сайте:
- Общие обязанности водителей.
- Основы безопасности на дороге.
- Предупреждение ДТП.
- Управление автомобилем в критических ситуациях.
- Движение на подъеме, спуске и при поворотах.
- Движение в темное время суток, во время дождя и снегопада, в гололедицу.
- Выбор безопасных интервалов.
- Обгон.
- Пересечение ж/д путей.
- Особенности вождения автомобиля в весенне-летний и осенне-зимний период.
- Оказание первой помощи.
- Противодействие терроризму.
- Командировка.
- Заполнение извещения о ДТП.
- Обязанности при перевозке людей.
- Перевозка детей.
- Порядок эвакуации пассажиров.
Мы сформировали из этих инструкций пакет, который можно скачать одним архивом и сохранить себе на рабочий стол.
На что обратить внимание
1. Когда и на сколько можно установить суммированный учёт рабочего времени
Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может быть выше 40 часов в неделю.
Работодатель вправе установить суммированные учёт рабочего времени продолжительностью в один месяц в случаях, когда по условиям работы установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена.
По согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (а при её отсутствии — с иным представительным органом работников) продолжительность учётного периода можно увеличить до трёх месяцев.
При введении суммированного учёта рабочего времени работодатель должен учитывать мнение представительных органов работников.
Если водитель является индивидуальным предпринимателем и самостоятельно управляет автомобилем, продолжительность рабочего времени не должна быть выше нормального числа рабочих часов за учётный период один месяц.
2. Как разделить рабочий день (смену) на части
С согласия водителей работодатель может разделить рабочий день (смену) на части. В таком случае нужно издать соответствующий локальный нормативный акт. Документ принимается с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Перерывы между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позднее чем через пять часов после начала работы.
Если рабочий день (смена) разделён на части, суммарное время перерывов между его частями не может превышать:
- трёх часов — для водителей пассажирского транспорта городского и пригородного сообщения;
- пяти часов — для остальных водителей.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, где водители могут использовать время отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
Водители — ИП, самостоятельно управляющие автомобилями, могут сами разделить рабочий день (смену) на части, а также самостоятельно определить время и продолжительность перерывов для отдыха и питания, но в пределах значений, установленных п.17 Приказа № 424, т.е. не менее 30 минут и не более двух часов.
3. В каких случаях для водителей-вахтовиков можно сократить еженедельный отдых
По общему правилу, еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Он должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.
Если водитель работает вахтовым методом в районе Крайнего Севера и (или) приравненной к КС местности и эксплуатирует автомобиль вне границ населённых пунктов, еженедельный отдых допустимо сократить до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю, но при условии компенсации такого сокращения между вахтами в течение учётного периода.
4. На кого не распространяются нормы Приказ № 424
Требования Приказа № 424 не распространяются на:
- водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- водителей, занятых на международных перевозках;
- водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования;
- водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
- водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении ЧС;
- водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;
- водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.