Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получаем категорию «А»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодательством определено минимальное количество часов обучения для каждой категории. С 2014 года их число существенно возросло. К примеру, если раньше обучение на самую популярную категорию «B» занимало 156 часов, то теперь — не менее 188–190. Из них на теорию отводится 130 часов, на практическое вождение — 56 часов (в случае с МКП) или 54 часа (с АКП). Ещё четыре часа требуется на сдачу экзамена.
Особенности получения прав на мотоцикл в автошколе
Чтобы получить права в автошколе, нужно сдать теоретический экзамен и практику. С теорией все просто — она принимается в форме тестирования. Вопросы разбираются на занятиях, их можно найти самостоятельно в специальных учебных пособиях и в интернете.
Чтобы сдать теорию, нужно правильно ответить хотя бы на 18 из 20 вопросов. То есть, допускается две ошибки. Если сделать третью, экзамен будет считаться проваленным.
Только те студенты, что удачно сдают теорию, допускаются к сдаче практической части. Экзаменатор принимает практику на автодроме, поездка в город, как при сдаче на права категории Б, не проводится.
Необходимо продемонстрировать пять маневров:
- маневрирование в условиях ограниченного места;
- остановка и торможение в разных условиях;
- парковка мотоцикла и выезд с парковочного места;
- посадка-высадка пассажира;
- пересечение регулируемого перекрестка.
Противопоказания к вождению мотоцикла
Сдача на мотоцикле предполагает получение справки по форме 003-В/у, которая включает посещение и обследование у таких врачей как терапевт, нарколог, психиатр, офтальмолог. Вы не получите такую справку, а значит, не будете иметь возможность обучаться в мотошколе и в дальнейшем сдавать экзамен на получение прав соответствующей категории в следующих случаях:
- Острота зрения менее 0,6 на том глазу, который видит лучше, и -0.2 на худшем глазу. Отметим, что это более строгие требования, чем для водителей автомобилей. Если один глаз полностью утратил зрительную способность, острота зрения на другом должна составлять не менее 0.8 – в противном случае пройти обучение также не представляется возможным. Ограничение движений глазного яблока, значительный спонтанный нистагм и другие заболевания также выступят основанием для запрета на управление мотоциклом.
- Косоглазие, которое ведет к раздвоению объектов в восприятии водителя.
- Психические и неврологические заболевания, которые препятствуют управлению любыми транспортными средствами.
- Эпилепсия.
- Инвалидность или заболевания, которые делают физически невозможным управление мотоциклом.
- Заболевания органов слуха, ведущие к неспособности воспринимать устную речь и сигналы на дороге. Использование слуховых аппаратов, при условии, что оно возвращает эту способность, снимает данный запрет.
- Деформация кистей или стоп, отсутствие пальца или его фаланги, различие в длине конечностей при условии нарушения объема движений.
С какого возраста можно учиться на права
Минимальный возраст, с которого в России можно получить водительские права, зависит от категории транспортного средства.
Получить права категорий «М» и «A1» можно с 16 лет, «А», «B», «В1», «С», «С1» – с 18 лет, «D», «D1», «Tm», «Tb» – с 21 года.
Для категории «ВЕ» требуется стаж управления ТС категории «В» от одного года, «CE», «C1E» – стаж управления ТС категории «C» от года, а «DE», «D1E» – стаж управления ТС категории «D» от года.
Особое внимание заострим на том, что, в соответствии с пунктом 21.4 ПДД, при обучении управлению транспортным средством категорий «B», «C» или подкатегории «C1» к учебной езде на дорогах допускаются обучающиеся вождению, достигшие возраста 16 лет.
То есть пройти обучение навыкам вождения на легковом («B») или грузовом («С») автомобиле можно с 16 лет, а вот получить права всё равно не получится. Кандидаты в водители по категориям «В» и «С» допускаются к сдаче экзаменов в 17 лет, но права получают лишь в 18. Верхней возрастной границы для управления транспортным средством в российском законодательстве нет.
Разница между категорией М и А
Закон [1] относится к мотоциклам класса А и мопедам класса М. Сюда входят лишь некоторые четырехколесные транспортные средства.
Здесь необходимо знать, чем отличаются транспортные средства, указанные в лицензии. К каким категориям относятся мопеды и четырехколесные транспортные средства с пробегом до 1 км, а к каким кубометры? Информация доступна в стандарте [2]:.
- Мотоциклы — 2- и 3-колесные мотоциклы требуют двигателей с цилиндрами объемом до 50 куб. см или мощностью до 4 кВт (5. 3 л. с.) и могут развивать скорость до 50 км/ч.
- Мотоциклы — если они оснащены тележкой, 2- или 3-колесные — с двигателями объемом свыше 50 куб. см или мощностью 4 кВт (5. 3 л. с.) и развивающие скорость до 50 км/ч.
Права категории М – что это такое?
Перечень лицензий в Российской Федерации определен статьей 25 Федерального закона № 196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Ранее владельцы мотоциклов могли ездить без прав. Однако постоянные нарушения правил дорожного движения и многочисленные аварии, произошедшие с лицами, не имеющими водительского удостоверения, свидетельствуют о необходимости ужесточения законодательства.
Доступность Мопед стоит недорого. Отсутствие необходимости в водительских правах побудило многих бесконечное количество людей сесть за руль мотоцикла и скутера. Выезжая на автомагистрали, владельцы транспортных средств подвергают риску свою жизнь и безопасность других участников дорожного движения.
Нововведения привели к ужесточению контроля за безопасностью дорожного движения. Введение категории М в водительских удостоверениях спасло множество жизней. Сегодня даже владельцы небольших мопедов обязаны получить водительское удостоверение класса М.
Права класса М позволяют управлять транспортным средством объемом не более 50 кубических метров. Однако водительские права разных категорий не требуют отдельного обучения. В этом случае категория М по определению считается открытой.
В каких странах можно ездить с белорусскими правами
Национальные водительские удостоверения Беларуси действительны на территории стран, подписавших Венскую конвенцию 1968 года “О дорожном движении”. Но есть страны, которые не участвовали в подписании этой конвенции (они подписали Женевскую конвенцию 1949 года), и чтобы управлять автомобилем в этих странах, нужны международные водительские права.
По сути, международное водительское удостовере́ние (International Driving Permit, IDP) является официальным многоязычным переводом национального водительского удостоверения и применяется только совместно с ним. Выглядят как небольшая книжка формата A6 (148×105 мм) с информацией на различных языках. Получить его можно в отделении ГАИ.
Международное водительское удостоверение выдается при предъявлении национального и рассчитано на срок его действия или на срок 3 года (в зависимости от того, что наступит раньше). Кроме того, не стоит забывать: этот документ является лишь дополнением к основному, поэтому сам по себе не имеет юридической силы, в том числе за границей.
Как получить права на вождение мотоцикла
Права на мотоцикл получают так же, как и на автомобиль. Нужно записаться в школу, получить медицинскую справку, пройти теорию и практику, сдать экзамен в ГИБДД и прийти за водительским удостоверением. Статьи расходов совпадают, но учиться водить мотоцикл немного дешевле.
Сезон. У многих школ есть только уличная тренировочная площадка, поэтому практика начинается только в апреле-мае — когда сойдет снег. Отучиться и сдать экзамен можно до октября-ноября — пока не станет холодно и не ляжет снег. Но начинать лучше весной, чтобы не спеша подготовиться к экзамену.
Моя знакомая пошла учиться в сентябре. У нее не получилось сдать практику с первого раза, а пересдачу пришлось пропустить из-за командировки. Следующую пересдачу ей назначили только на весну. Из-за того что между экзаменами пройдет 6 месяцев, ей придется пересдавать еще и теорию.
В Москве, Санкт-Петербурге и моем родном Екатеринбурге есть мотошколы с закрытыми площадками. Учиться в них можно круглый год. Такие школы даже организуют для своих курсантов экзамен в ГИБДД на своей территории.
Автошкола. Отучиться на права можно в любой автошколе, но я выбирала специализированную для мотоциклистов: там лучше инструкторы и техника. Я училась в «Мотоакадемии» в Екатеринбурге.
На теоретических занятиях вместо зубрежки ПДД нам рассказывали, как устроен мотоцикл, что нужно проверять перед каждым выездом, какую экипировку выбрать и как оказывать медицинскую помощь при ДТП.
Моим инструктором был чемпион по мотокроссу и мотоджимхане — маневрированию между конусами на время. На практике он объяснял, как сидеть, куда смотреть и как правильно работать сцеплением. А в обычной школе просто показывают фигуры и не контролируют учеников: такие занятия я видела на автодроме обычной районной автошколы.
Еще мотошколы следят за техникой: покупают новые мотоциклы, вовремя меняют запчасти. Эти же мотоциклы они привозят на экзамены в ГИБДД. Я училась ездить на новом KTM Duke 250, на нем же сдавала экзамен. А курсанты обычной школы сдавали экзамен на старых Минсках и китайских Ирбисах — на них плохо работает сцепление и сложно найти нейтральную передачу.
Экзамен в ГИБДД. Как проходит?
Экзамен в ГИБДД, как и в самой мотошколе, состоит из двух частей: теоретическая и практическая.
Теорию нужно сдавать абсолютно всем, даже если у вас уже есть права категории В. Правила обновляются каждый год, соответственно, знания нужно обязательно обновлять и к экзамену надо готовиться. Подготовиться к теории можно с помощью телефона: есть множество приложений для тестирования своих знаний. Нашим ученикам мы рекомендуем приложение ДРОМ-ПДД. Каждый день достаточно уделять 15-30 минут, за неделю можно подготовиться на 100% и успешно сдать экзамен.
Если Вы впервые будете получать права, рекомендуем все-таки заниматься с преподавателем. Если нет времени посещать лекции офлайн, учиться можно и онлайн, посещать вебинары, на которых учитель ответит на все интересующие вопросы и объяснит многие нюансы правил, которые новичку могут показаться непонятными.
На теоретической части дается тест, который состоит из 20 вопросов. Времени на тест дается 20 минут. Допускается сделать две ошибки, но при этом нужно будет дополнительно ответить на вопросы, по 5 вопросов на один неверный ответ. Вопросы будут по такой же теме, в которой была совершена ошибка. В дополнительных вопросах ошибаться уже нельзя.
Если теоретический экзамен не сдан, к практической части кандидат в водители не допускается, пересдать экзамен можно через неделю.
Если теория сдана, можно идти на площадку сдавать вождение.
Во время сдачи теоретического и практического экзамена запрещено пользоваться телефоном, наушниками, гарнитурой с микрофоном, скрытой видеокамерой и другими устройствами аудио- видео фиксации и связи
Сколько стоит сдать на категорию М
Если вы желаете стать полноправным участником дорожного движения и получить категорию М, то придется заплатить:
- 2 тыс. руб. или 3 тыс. руб. (нового поколения) — государственная пошлина за водительское удостоверение. Сумма ниже (1 400 руб. или 2 100 руб.), если вы оплатите пошлину через сайт Госуслуги.
- От 7 тыс. руб. до 35 тыс. руб. — стоимость обучения на категорию М в автошколе. Цена зависит от региона, в котором вы собираетесь пройти обучение на управление мопедом, а также от предоставляемых услуг (получение медицинской справки, топлива, предоставление школьного ТС на экзамене).
- От 1 500 руб. до 2 тыс. руб. — оплата медицинской справки для допуска к управлению ТС категории М.
Подготовка к экзаменам и их сдача
После того как пройдет этап обучения теоретической и практической части, потребуется обратиться в ГИБДД для возможности сдачи экзамена. Порядок предварительного оформления предполагает следующее:
- Предоставление необходимого пакета документов. К такой документации относится заявление на получение прав, свидетельство об окончании обучения в автошколе, паспорт и водительское удостоверение по другой категории (если оно есть).
- Проверка инспектором поданной документации.
- Получение допуска на сдачу экзамена.
- Сдача теоретической части. Прохождение теоретической части предполагает ответы на тестовые вопросы, в которых допускается совершить всего 2 ошибки.
- В случае успешной сдачи теории прохождение практической части экзамена. Практическая часть предполагает определение инспектором ГИБДД навыков управления транспортным средством на специальной площадке. Законодательно не предусмотрено предоставление экзаменуемым транспортных средств – каждый из претендующих на получение прав должен самостоятельно побеспокоиться о наличии мотоцикла для сдачи экзамена с тем объемом двигателя, который нужен для получения определенной категории. Если сдача экзамена осуществляется самостоятельно, можно прибегнуть к услуге аренды транспортного средства – в зависимости от региона такая услуга может обойтись в 500-1500 рублей. В такой ситуации лучшим вариантом становится сдача экзамена в ГИБДД вместе со своей учебной группой автошколы, когда предоставляется то транспортное средство, на котором проходило обучение.
- Получение водительского удостоверения.
Процесс прохождения теоретической части экзамена осуществляется автоматически (запрограммированная система оценивает правильность ответов и выдает итоговый результат – сдан экзамен или нет).
Проверку умения самостоятельно управлять мотоциклом у будущих байкеров проводит офицер ГИБДД. Место проведения – площадка с нанесенной разметкой и специальным оборудованием. Во время экзамена вождение по городу на мотоцикле не предусмотрено.
Экзамены проводятся на ТС из ГИБДД или мотошколы. Согласно приложению 3 к «Правилам проведения экзаменов», мототранспорт должен быть без коляски, объем двигателя – более 125 куб. см, мощность – от 11 кВт.
Порядок проведения испытаний определяет экзаменатор: либо каждый из кандидатов по очереди отрабатывает последовательно все задания с начала до конца; либо каждый человек из группы выполняет одно упражнение, потом все переходят к последующим.
Какие бывают ошибки на экзамене по категории А?
В регламенте экзамена на категорию А, помимо грубых нарушений, ведущих к вердикту «НЕ СДАЛ», есть небольшие послабления – возможность совершить незначительные ошибки ограниченное количество раз.
Примеры грубых нарушений:
- Падение мотоцикла
- Движение задним ходом без необходимости
- Выезд за границы экзаменационного упражнения
- Несоблюдение последовательности выполнения экзаменационного задания
- Превышение дистанции остановки у стоп-линии
- Отказ от задания
Примеры допустимых ошибок:
- Касание земли ногой при движении на мотоцикле – не более 2 раз
- Сбить конус – не более 1 раза
- Заглохнуть во время задания – не более 1 раза
Самый популярный курс!
Это самое выгодное и честное предложение на сегодняшний день среди существующих мотошкол! Если вы хотите научиться вождению мотоцикла и официально сдать экзамены в ГИБДД, то вам необходимо обращаться в мотошколу, которая прошла аттестацию и получила лицензию, т.е. к нам. У нас вы получаете полноценные курсы вождения мотоцикла с последующей сдачей экзамена в ГИБДД. При этом большинство наших учеников, благодаря нашими инструкторам, так хорошо осваивают вождение, что им не приходится брать дополнительные занятия, что существенно экономит бюджет на обучение. Кто вам еще предложит полнноценное обучение на категорию А со сдачей экзамена в ГИБДД за такие деньги? Только мы! Потому что мы можем себе позволить качественно и честно обучать за разумные деньги. Только наша мотошкола обладает 9 крытыми площадками и 8 учебными классами во всех районах города. Мы всегда находимся рядом с вами. Сдача экзамена в ГИБДД в составе группы от мотошколы происходит сразу после окончания обучения.
Дополнительные платежи: Предоставление мотоцикла Honda на экзамен в ГИБДД — 2000 рублей. Подготовка документов к экзамену — 500 рублей. Все открыто и прозрачно. Если не хотите платить за предоставление нашего мотоцикла на экзамен в ГИБДД, можете пойти сдавать отдельно без мотошколы, в таком случае ГИБДД предоставит вам бесплатно свой мотоцикл (по слухам в нем не включается нейтральная передача).
Сколько стоит сдать на права?
Стоимость обучения на права варьируется в зависимости от региона проживания. В среднем обучение в автошколах составляет от 20 до 25 тыс. руб. Также обязательно придется заплатить за медицинское обследование и госпошлину — всего около 4 тыс. руб.
Сколько нужно учиться на права?
Средняя продолжительность обучения в автошколе для категорий A, B, M — 4 месяца; C — 6 месяцев, D — 7,5 месяца; CE и DE — 1 месяц.
Сколько стоит замена прав?
Для замены водительского удостоверения нужно оплатить госпошлину и получить медицинскую справку — всего около 4 тыс. руб.
Как сэкономить на получении прав?
Рекомендуем выбрать автошколу с привлекательными ценами, заранее изучить экзаменационный маршрут в ГИБДД и оформить налоговый вычет за обучение в автошколе.