Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Актуарная оценка и аудиторская проверка деятельности фонда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственная пенсия российских граждан состоит из двух частей — страховой и накопительной. До 2014 года работодатели перечисляли в пенсионный фонд РФ (ПФР) 6% от заработка на формирование накопительной пенсии работников. Все, у кого есть накопленные до 2014 года средства на пенсионном счете, имеют возможность направить ее в негосударственной пенсионный фонд. НПФ инвестирует эти средства и, в случае получения инвестиционного дохода, у клиентов растут пенсионные накопления, которые впоследствии увеличат пенсию.
Рейтинг НПФ по количеству клиентов
По данным ЦБ, всего негосударственным пенсионным фондам управлять накопительной частью пенсии доверили 36,91 млн человек.
Рейтинг НПФ по количеству застрахованных клиентов, то есть доверивших формирование своей пенсии фонду, согласно данным Банка России на 30 сентября 2021 года:
- «НПФ Сбербанка» — 8,72 млн человек;
- «НПФ «Открытие» — 6,98 млн человек;
- «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» — 6,40 млн человек;
- «НПФ «БУДУЩЕЕ» — 4,17 млн человек;
- «НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» — 3,78 млн человек;
- НПФ ВТБ Пенсионный фонд — 2,95 млн человек;
- «НПФ Эволюция» — 1,96 млн человек;
- Межрегиональный НПФ «Большой» — 0,44 млн человек;
- «Национальный негосударственный пенсионный фонд» — 0,31 млн человек;
- «НПФ «Социум» — 0,30 млн человек.
Сроки назначения и выплаты накопительной пенсии
Заявление о назначении накопительной пенсии рассматривается не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня поступления документов (сведений), запрошенных страховщиком в государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных им организациях.
В случае отказа в удовлетворении заявления страховщик не позднее чем через 5 рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения обязан известить застрахованное лицо об этом с указанием причины отказа и порядка его обжалования. Одновременно с этим, страховщик возвращает застрахованному лицу все предоставленные им документы.
Первую выплату накопительной пенсии Фонд осуществляет по реквизитам, указанным застрахованным лицом в заявлении, в срок, не превышающий 7 рабочих дней с даты принятия положительного решения.
Накопительная пенсия выплачивается ежемесячно с 5 по 15 число каждого месяца. Срок осуществления выплаты может быть изменен, если на указанные даты приходятся праздничные или нерабочие дни.
Пример расчета размера накопительной пенсии
Сумма средств пенсионных накоплений (ПН) на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица на дату подачи заявления об установлении выплаты составляет 365 000,00 рублей. Страховая пенсия по старости (СП) застрахованного лица составляет 12 780,00 рублей.
Страховая пенсия по старости назначена застрахованному лицу в 2023 году. Условия для изменения ожидаемого периода выплат отсутствуют.
Вопрос: в каком размере застрахованному лицу будет назначена накопительная пенсия (НП)?
Расчет осуществляется согласно статье 6 и статье 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»:
1. Определяем расчетный размер накопительной пенсии (НП):
НП = ПН/Т, где Т – ожидаемый период выплаты накопительной пенсии (в 2023 году он составляет 264 месяца).
НП = 365 000,00/264 = 1 382,57 рублей в месяц
2. Определяем совокупный размер пенсии (П):
П = СП+НП
П =12 780,00 + 1 382,57 = 14 162,57 рублей в месяц
3. Определяем долю (Д) накопительной пенсии в совокупном размере пенсии:
Д = НП/П*100
Д =1 382,57/14 162,57*100% = 9,76%,
Ответ: расчетный размер накопительной пенсии составил более 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости и размера накопительной пенсии, поэтому застрахованному лицу будет назначена накопительная пенсия в размере 1 382,57 рублей в месяц пожизненно Указанный размер пенсии подлежит ежегодной корректировке.
ВНИМАНИЕ! Застрахованным лицам, указанным в части 1 статьи 30, статье 31, части 1 статьи 32, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», расчет Т (ожидаемый период выплаты накопительной пенсии) осуществляется с учетом пункта 3 статьи 7 и пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения
Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1
Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».
В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.
В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).
Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.
Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.
Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.
В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.
Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.
С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.
Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.
Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.
Опыт других стран в развитии принципов самостоятельного формирования источников пенсии
Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.
«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10
В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).
Структура средств пенсионных накоплений по состоянию на 31.12.2021 г.
Балансовая (справедливая) стоимость, руб. | Доля в общей стоимости активов, % | |
Государственные ценные бумаги РФ | 1 000 125 269,03 | 27,78 |
Государственные ценные бумаги субъектов РФ | 287 320 770,31 | 7,98 |
Облигации российских эмитентов* | 1 837 412 451,67 | 51,04 |
Акции российских эмитентов | 467 597 368,30 | 12,99 |
Паи ПИФ | — | — |
Ипотечные ценные бумаги | — | — |
Денежные средства в рублях | 363 999,62 | 0,01 |
Депозиты | — | — |
Денежные средства в иностранной валюте | — | — |
Ценные бумаги МФО | — | — |
Облигации иностранных эмитентов | — | — |
Дебиторская задолженность (справочно) | 7 214 611,18 | 0,20 |
Общий итог | 3 600 034 470,11 | 100,0 |
Структура средств пенсионных накоплений по состоянию на 31.12.2018, руб.
Балансовая (справедливая) стоимость, руб. | Доля в общей стоимости активов, % | |
Акции | 255 853 892,00 | 8,42 |
Государственные ЦБ внут | 1 081 840 323,31 | 35,60 |
Денежные средства | 5 414 652,46 | 0,18 |
Обл корпоративные | 1 346 566 881,82 | 44,31 |
Обл муниципальные | 18 497 254,90 | 0,61 |
Обл субфедеральные | 330 528 928,44 | 10,88 |
Общий итог | 3 038 701 932,93 | 100,0 |
Пенсионные фонды и коллективные инвестиции
Кто имеет право на получение выплат за счет пенсионных накоплений?
Выплаты за счет средств пенсионных накоплений можно получить по общим основаниям или досрочно.
Для их получения по общим основаниям должны быть соблюдены два главных условия: на пенсионном счете должны быть накопления и гражданину должно исполниться 60 и 55 лет (мужчине и женщине соответственно).
Часть граждан при соблюдении ряда условий (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на некоторых видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) имеют право на досрочное получение выплат за счет пенсионных накоплений. Перечень оснований для досрочного получения пенсии указан в части 1 статьи 30, статье 31, части 1 статьи 32, части 2 статьи 33 Закона № «О страховых пенсиях».
Как оформить получение выплат за счет пенсионных накоплений в негосударственном пенсионном фонде?
Обратиться в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) за получением выплат за счет пенсионных накоплений можно в любое время после возникновения права на них (ссылка на предыдущий ответ). Для назначения выплат нужно подать заявление в НПФ, с которым заключен договор обязательного пенсионного страхования. Оформить такое заявление можно следующими способами:
Информацию о способах подачи заявления и о необходимых документах НПФ, как правило, раскрывает на своем официальном сайте в сети Интернет.
В какие сроки нужно успеть обратиться за выплатой пенсионных накоплений?
Сроки обращения за выплатой не установлены. При более позднем обращении гражданин потенциально может получить большую выплату за счет инвестиционного дохода. Выплата будет назначаться исходя из фактического размера средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете застрахованного лица на дату назначения выплаты.
Как могут выплачиваться пенсионные накопления?
Существуют разные виды выплат средств пенсионных накоплений:
Получить такую выплату могут граждане, у которых нет необходимого страхового стажа или необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), а также если сформированных накоплений недостаточно для назначения накопительной пенсии.
Программы государственного софинансирования пенсий, в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование будущей пенсии, и дохода от их инвестирования.
Подробную информацию о видах выплат и условиях их получения можно получить на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации.
Начиная с 01.01.2019 для перевода пенсионных накоплений из одного пенсионного фонда (негосударственного пенсионного фонда или Пенсионного фонда России (ПФР) в другой фонд необходимо подать заявление в ПФР. Такое заявление можно будет подать до 1 декабря двумя способами:
1) Через личный кабинет на сайте Единого портала государственных и муниципальных услуг.
2) В одном из территориальных органов ПФР, перечень которых указан на сайте.
В этом случае заявление может подать как гражданин лично, так и его представитель при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности на подачу заявления. В зависимости от того, когда планируется фактический перевод денег, можно подать заявление о переходе или заявление о досрочном переходе. В первом случае средства будут переведены через 5 лет без потери инвестиционного дохода. Во втором случае деньги будут переведены на следующий год после подачи заявления, но доход от инвестирования средств передан не будет. При подаче заявления о досрочном переходе гражданин в обязательном порядке будет уведомляться о последней учтенной на его счете сумме теряемого инвестиционного дохода. По итогам инвестирования пенсионных накоплений за год, в течение которого подано заявление, фактическая сумма теряемого инвестиционного дохода может быть как больше, так и меньше указанной. Если гражданин передумал переходить в другой фонд, то до 31 декабря необходимо подать в ПФР уведомление об отказе от смены фонда. Уведомление может быть подано теми же способами, что и заявление о переходе. Все поданные заявления, а также уведомления об отказе от смены фонда вне зависимости от способа подачи будут доступны в личном кабинете на портале Госуслуг.
Какие средства должны быть переданы в случае перехода из одного пенсионного фонда в другой в году, следующем за годом подачи такого заявления (досрочный переход)?
Закон предусматривает две категории заявлений о переходе в другой фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).
Заявление застрахованного лица о переходе — документ, на основании которого переход происходит в году, следующем за годом, в котором истекает пятилетний срок с года подачи такого заявления, в случае, если после его подачи не подано иное заявление застрахованного лица. Например, в случае подачи заявления о переходе в 2015 году фактический переход (перевод средств пенсионных накоплений) произойдет в 2021 году. Заявление застрахованного лица о досрочном переходе — документ, на основании которого переход происходит в году, следующем за годом подачи такого заявления, в случае, если после его подачи не подано иное заявление застрахованного лица.
Чтобы определить размер средств, подлежащих передаче при досрочном переходе, необходимо исходить из даты заключения договора об обязательном пенсионном страховании, а также из даты подачи заявления и фактической передачи средств пенсионных накоплений застрахованного лица.
В случае досрочного перехода при положительном результате инвестирования средств пенсионных накоплений фонд, с которым прекращен договор об обязательном пенсионном страховании, передает средства пенсионных накоплений, учтенные на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, без учета результата их инвестирования за период с даты вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании с текущим страховщиком (фондом) до даты такого перевода новому страховщику. Договор об обязательном пенсионном страховании с новым страховщиком вступает в силу со дня зачисления перечисленных предыдущим страховщиком средств пенсионных накоплений на счет нового страховщика (п. 3 ст. 36.4 Федерального закона №
Так, например, если на пенсионном счете застрахованного лица отражено 1000 рублей на момент вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании с текущим фондом в 2015 году, а заявление о досрочном переходе из фонда в другой фонд или в ПФР подано в 2017 году (до истечения четырехлетнего срока действия договора), то текущий страховщик обязан перевести новому страховщику средства пенсионных накоплений, учтенные на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, без учета результата их инвестирования за период с 2015 по 2017 год (в случае положительного результата инвестирования средств пенсионных накоплений). Таким образом, если инвестиционный доход за 3 года составит, например, 200 рублей и общая сумма, отраженная на пенсионном счете, будет составлять 1200 рублей на конец 2017 года, то текущий страховщик переведет новому страховщику только 1000 рублей, которые находились на пенсионном счете застрахованного лица на момент вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании. Инвестиционный доход, равный 200 рублям, будет потерян. При этом фактический переход, а также перевод средств новому страховщику произойдут в 2018 году.
Что такое пенсионные резервы
Статья 14. Формирование выплатного резерва негосударственного пенсионного фонда
1. Включению в выплатной резерв подлежат:
1) сумма средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица на день, с которого устанавливается накопительная пенсия, но не менее суммы гарантируемых средств, определяемой в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», за исключением средств пенсионных накоплений, за счет которых установлена срочная пенсионная выплата;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) сумма средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица позднее дня, с которого установлена накопительная пенсия, исходя из которых произведена корректировка ее размера в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии», за исключением средств пенсионных накоплений, которые учтены при корректировке размера срочной пенсионной выплаты в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, в случае, если соответствующему застрахованному лицу установлена срочная пенсионная выплата;
(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 242-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) доход от инвестирования средств пенсионных накоплений, отраженный на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица после установления накопительной пенсии, исходя из которого произведена корректировка ее размера;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) сумма средств пенсионных накоплений, формируемых в пользу застрахованных лиц, которые продолжают (возобновляют) работу и (или) иную деятельность, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», после установления им накопительной пенсии, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица за период, истекший со дня назначения накопительной пенсии либо со дня последней корректировки ее размера, произведенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии», и исходя из которых произведена корректировка размера накопительной пенсии;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) сумма гарантийного восполнения, направленная в выплатной резерв в целях приведения выплатного резерва в соответствие с требованиями достаточности, установленными Центральным Банком Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».
(п. 5 введен Федеральным законом от 07.03.2018 N 49-ФЗ)
2. Активы (ценные бумаги и денежные средства), составляющие средства пенсионных накоплений в сумме, определяемой в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, подлежат передаче из состава пенсионных накоплений, не включенных в резервы, в состав выплатного резерва в срок, установленный Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» для передачи средств пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям. В выплатной резерв не могут быть переданы ценные бумаги, оцениваемые по стоимости, отличной от рыночной.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Средства, указанные в пункте 3 части 1 настоящей статьи, подлежат зачислению в состав выплатного резерва не позднее двух месяцев после осуществления корректировки размера накопительной пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом в году, следующем за годом назначения застрахованному лицу накопительной пенсии.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Средства, указанные в пунктах 2 и 4 части 1 настоящей статьи, подлежат передаче из состава средств пенсионных накоплений в состав выплатного резерва не позднее одного месяца с даты корректировки размера накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
Доходность пенсионных накоплений в ПФР
Управляющая компания Внешэкономбанка имеет в активе два портфеля: «Государственные ценные бумаги» и «Расширенный». Последний предполагает агрессивную стратегию инвестирования, а ГЦБ — консервативную. Причем расширенный портфель выбрали автоматически для тех людей, кто не высказывал никаких пожеланий, так называемых молчунов. А тем, кто осознанно воспользовался услугами этой фирмы, предлагают ГЦБ.
Расширенный также выбирают клиентам управляющих компаний негосударственной собственности, с которыми ожидается прекращение сотрудничества ПФР. То же самое происходит с пользователями негосударственных фондов, лишенных лицензий. Кроме того, выбрать эту стратегию можно самостоятельно, даже если первоначально вы пользовались другой.
Рассмотрим ситуацию, когда накопительная пенсия размером 100 тысяч рублей оставлена в УК ВЭБ в 2010 году.
Доходность пенсионных накоплений на базе портфеля «Расширенный» УК ВЭБ с 2011 по 2018 год.
Год | Доходность, по ЦБ РФ | Рост цен, по Росстату | Как прирастали пенсионные накопления, руб. |
2011 | 5 % | 6 % | 105 000 |
2012 | 9 % | 7 % | 114 450 |
2013 | 7 % | 6 % | 122 458 |
2014 | 3 % | 11 % | 126 130 |
2015 | 12 % | 13 % | 141 262 |
2016 | 10 % | 5 % | 155 382 |
2017 | 8 % | 3 % | 167 806 |
2018 | 6 % | 4 % | 177 874 |
Пенсионные накопления и пенсионные резервы разница
Собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления (ст.16 Закона).
Таким образом, закон выделяет три различных по правовому режиму и способу формирования и распоряжения группы имуществ:
— имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда;
Рассмотрим особенности правового режима каждого из видов имуществ.
1)- имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда .
Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, образуется за счет:
— совокупного вклада учредителей (вклада учредителя);
— целевых взносов вкладчиков, части дохода фонда от размещения пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений;
— части сумм пенсионных взносов, если право фонда на направление части соответствующих взносов на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие административных расходов предусмотрено правилами фонда и соответствующим договором. При этом предельный размер части суммы пенсионного взноса не может превышать 3 процента суммы взноса;
— дохода фонда от использования, в том числе размещения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;
— благотворительных взносов и других законных поступлений.
Учредители не имеют прав на переданное фонду имущество, которое является собственностью Фонда. Фонд вправе без каких-либо ограничений распоряжаться данным видом имущества, безусловно, в рамках выполнения задач его деятельности.
Здесь необходимо заметить, что согласно ст.19 Закона совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда на день подачи фондом документов в уполномоченный федеральный орган для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, внесенный в фонд денежными средствами, должен составлять с 1 января 2005 года — не менее 30 миллионов рублей. В настоящее время высказываются предложения увеличить данную сумму до 150 миллионов рублей.
2)- пенсионные резервы .
Пенсионные резервы — совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами.
Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:
— дохода фонда от размещения пенсионных резервов,
Порядок определения нормативных размеров пенсионных и страхового резерва, формирования и использования страхового резерва (утв. приказом Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде РФ от 7 февраля 2000 г. N 7) [1] (далее по тексту – Порядок).
Нормативным размером резервов покрытия пенсионных обязательств является минимальный размер пенсионного резерва, достаточный для обеспечения покрытия пенсионных обязательств. Нормативный размер резерва покрытия пенсионных обязательств равен оплаченной стоимости пенсионных обязательств, определяемой как современная стоимость обязательств по действующим договорам о негосударственном пенсионном обеспечении, уменьшенная на современную стоимость будущих пенсионных взносов, поступление которых предусмотрено этими договорами (п.2 Порядка). При этом определение современной стоимости обязательств по действующим договорам о негосударственном пенсионном обеспечении производится по методике, приведенной в пенсионных правилах фонда.
Фактический размер пенсионных резервов равен современной стоимости поступлений денежных средств от активов, в которые размещены пенсионные резервы (п.5 Порядка).
Что такое накопительная пенсия, в чем ее суть?
Накопительная пенсия – это деньги, которые накапливаются в течение трудовой деятельности гражданина на его личном пенсионном счете и выплачиваются по достижении пенсионного возраста (для женщин в 55 лет, для мужчин – в 60) – либо всей суммой единовременно, либо ежемесячно и по частям. Наряду с государственной пенсией по старости она станет вашим подспорьем. В случае с накопительной пенсией, сроки ее назначения не изменились – это 55 лет для женщин и 60- для мужчин. Так что для многих такие выплаты могут стартовать еще до завершения трудовой деятельности.
Распоряжаясь своей накопительной пенсией, вы принимаете решения на десятилетия вперед. Портал «Все о накопительной пенсии» поможет вам изучить все важные аспекты:
и многое другое.
ОПС и НПО: в чём разница между пенсионными накоплениями и пенсионными резервами?
Негосударственная пенсия в отличие от накопительной является необязательной, то есть добровольной. Про заключение договора о негосударственном пенсионном обеспечении (НПО) с негосударственным пенсионным фондом мы подробно рассказали в этой статье. В данной статье речь пойдет о том, в чём заключается разница между пенсионными накоплениями и пенсионными резервами.
Пенсионные резервы (в НПО) и пенсионные накопления (в обязательном пенсионном страховании ОПС) в широком смысле – это «длинные» деньги. Они предназначены не для того, чтобы ещё до выхода на пенсию, человек их снял и потратил, например, на покупку машины или первый взнос по ипотеке. В другом смысле и значении под «пенсионными деньгами» правильнее понимать имущество и капитал, накопленные человеком за годы активной трудовой деятельности к моменту её прекращения, на которые он просто будет жить, причём, желательно, неплохо.
Пенсионные накопления – 6% от страховых взносов в обязательную пенсионную систему, которые формировали накопительную пенсию в период с 2002 г. по 2013 г.
Пенсионные резервы – отчисления участниками Фонда взносов в счёт негосударственной пенсии по договору НПО.
Таким образом, говоря про пенсионные накопления следует иметь в виду взаимоотношение застрахованных лиц с Фондом по ОПС, про пенсионные резервы – участников Фонда (по договору НПО).
Зачем власти заморозили накопительную часть пенсии
По официальной версии, озвученной для прессы, целью заморозки стало избавление системы от мошенников. Некоторые недобросовестные предприниматели использовали накопления в качестве источника дешевых денег. Предприниматели покупали НПФ, а полученные от вкладчиков средства инвестировали в рискованные проекты. В результате несколько таких частных фондов стали банкротами. Государство вернуло номинальную часть накоплений обманутым вкладчикам, но не инвестиционный доход, который был положен за это время.
Эксперты утверждают, что в 2013 г. бюджет ПФР насчитывал триллионный дефицит. Отчисления от трудоспособных граждан не могли покрыть сумму выплат, положенных пенсионерам. Чтобы исправить ситуацию, накопительную часть заморозили, а новые отчисления направили в страховую часть. Спустя несколько лет повысили пенсионный возраст.
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Действующая пенсионная система Казахстана является многокомпонентной. Напомним, Республика Казахстан первой из стран Содружества Независимых Государств в 1998 году осуществила реформу пенсионного обеспечения. C момента обретения страной независимости до пенсионной реформы в Казахстане действовала солидарная пенсионная система, доставшаяся в наследство от Советского Союза. Главный принцип такой системы – солидарность поколений, когда работающее население обеспечивает пенсионеров.
Однако после развала Союза произошло ухудшение показателей солидарной модели пенсионной системы из-за экономического положения нового государства. Тогда в стране был дефицит продуктов первой необходимости, большинство предприятий и производств закрывалось, людям месяцами не выплачивались заработные платы, увеличивалось число безработных. В 1992 году страну сотрясала гиперинфляция, которая, по данным Агентства Республики Казахстан по статистике, составляла 2960,8%. Обуздать ее получилось только к 1995 году, когда инфляция составила 60,3%. Кроме того, в большинстве республик бывшего СССР, в том числе и в Казахстане, наблюдалось сокращение рождаемости, при увеличении числа пенсионеров. Последствия этих явлений сказываются до сих пор, они будут ощущаться и в будущем, в так называемой первой волне демографического эха, когда может наблюдаться очередной спад в молодых возрастных группах, связанный с резким снижением рождаемости в поколении их родителей. Однако при сохранении текущих коэффициентов рождаемости провал будет меньше.