Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лишение или штраф за обгон через сплошную в 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Да! Если в суде первой инстанции вас лишили ВП неправомерно, и вы чувствуете в себе силы бороться за справедливость на более высоком уровне, подайте апелляционную жалобу на решение суда. Подаётся она в районный суд или в суд, где слушалось ваше дело. Документ в последнем случае будет передан на протяжении 3-х дней в нужный орган.
Что понимают под пересечением сплошной линии разметки
Сплошная линия — это горизонтальная разметка, обозначенная в ГОСТе и в ПДД под номером 1.1. Двойная сплошная — под номером 1.3.
Данные линии введены в обиход не просто так, они чаще всего наносятся в опасных местах для предупреждения аварий. Не зря начинающих водителей учат: «Представьте, что сплошная — это стена». Чтобы пресечь возможные ДТП, законодатель и ввел наказание за пересечение разметки 1.1 и 1.3.
Виды и размеры наказаний за пересечение сплошной и двойной сплошной линий не отличаются. Ответственность наступает по ст. 12.15 КоАП РФ, иногда по ст. 12.16 КоАП РФ.
В указанных нормах отсутствует упоминание о сплошной линии, но, совершая правонарушения, предусмотренные этими статьями, подразумевается, что водитель пересекает разметку 1.1 или 1.3. Что интересно, понятия пересечения сплошной также не указано ни в одном нормативном акте. Ввиду этого трактовка пересечения может отличаться.
В большинстве случаев судьи и представители Госавтоинспекции сходятся во мнении, что пересечением является выезд за линию хотя бы одним колесом. Но в некоторых ситуациях, например, при ДТП, достаточно даже выхода корпуса транспортного средства (ТС) за сплошную.
Таким образом, всегда старайтесь держаться ближе к середине своей полосы, а для выезда на встречную полосу дождитесь, пока начнется прерывистая линия.
- За пересечение линии разметки 1.1 или 1.3 предусмотрено наказание — в виде лишения ВП за сплошную сроком от 4-х до 6-ти месяцев либо штрафа в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб. Размер штрафа зависит от того, какой маневр выполнял водитель — поворот/разворот/движение во встречном направлении.
- Пересечение сплошной для остановки или стоянки — 1500 руб., для Москвы и Санкт-Петербурга — 3 тыс. руб.
- Наезд на сплошную линию разметки колесом является нарушением расположения ТС на проезжей части, за что предусмотрен штраф 1500 руб.
- Объезд препятствия не является освобождением от наказания за пересечение сплошной — штраф составит 1500 руб.
- Пробка или автомобиль не является препятствием, поэтому вам назначат штраф 5 тыс. руб. или лишение водительских прав на срок от 4 мес. до 6 мес.
- Повторное нарушение в виде пересечения сплошной карается более сурово — запретом на управление ТС на 12 месяцев. Исключение, если правонарушение зафиксировано камерами видеофиксации. В этом случае вас ждет штраф 5 тыс. руб.
- За выезд со двора с поворотом налево через сплошную предусмотрен штраф 500 руб.
- Обгон впереди идущего ТС (в т.ч., тихохода) — 5 тыс. руб./лишение водительских прав на срок от 4 мес. до 6 мес.
- Обгон ТС по попутной полосе — 500 руб.
- Освобождением от наказания за пересечение сплошной является совершение правонарушения в условиях крайней необходимости/его незаконной фиксации инспектором ДПС/если за рулем был другой водитель.
- Решение о лишении ВП можно обжаловать в апелляции и в порядке надзора.
Привлекались ли вы к ответственности за пересечение сплошной линии разметки, в том числе, при завершении обгона или обгоне “тихохода”? Попадали ли вы в ситуации, когда выезд на встречную полосу был совершен в силу крайней необходимости? Поделитесь опытом.
- В Ставропольском крае водитель стал обжаловать лишение прав за обгон на сплошной, начатый на прерывистой. Он предъявлял доказательства, что не важно, где закончен обгон, главное, что его начало было в разрешенном месте. Суд отклонил такую жалобу, но смягчил меру с лишения прав до 5000 рублей штрафа.
- Похожее дело рассматривалось, когда водитель в суде просил снизить наказание из-за того, что не заметил знак «Обгон запрещен».
- В Московской области водитель просил уменьшить наказание, мотивировав суд — малолетним сыном. Он указал, что автомобиль для него является средством заработка. Судья смягчил наказание с лишения до штрафа.
- В Симферополе водитель подал жалобу на постановление о лишении прав. Он сообщил, что автомобиль, который он обгонял, стал повышать скорость, и препятствовал завершению маневра. Но суд жалобу отклонил.
- Саратовский суд из-за отсутствия состава нарушения прекратил дело по причине несоответствия длины разметки. Она была меньше 50 метров, что не соответствует ГОСТу.
Несмотря на регулярные попытки довести Кодекс об административных правонарушениях до совершенства, многие прописанные в нем моменты вызывают вопросы.
Довольно частый случай, когда инспектор на дороге вменяет вам в вину совсем не то нарушение, которые вы совершили, а более тяжкое. Зачастую судьи идут на поводу у таких инспекторов.
Чтобы вопросов было меньше, пленум Верховного суда рассмотрит самые спорные из них, тем более что предыдущее постановление пленума безнадежно устарело. У нас уже другие Правила дорожного движения и сильно исправленная 12-я автомобильная глава КоАП
Инициатором внесения поправок в действующее постановление стала ГАИ. Помните, «РГ» публиковала схемы различных дорожных ситуаций с комментариями Госавтоинспекции о том, как должны квалифицироваться нарушения? Чтобы придать данным схемам совершенно законный статус, руководство ГИБДД и обратилось в Верховный суд. И хотя было предложение оформить эти ситуации в виде схем, чтобы было понятней и наглядней, ВС решил пойти опробованным способом, то есть описывать все словами.
Из проекта нового постановления пленума можно узнать много нового и интересного. Стоит напомнить, что суды будут принимать решения по различным ситуациям согласно этому документу. Но эти знания пригодятся и сотрудникам ГИБДД на дороге. Есть ли смысл оформлять якобы нарушение, если суд его таковым не сочтет?
Итак, в наиболее спорных случаях выезда на встречную, за которые можно лишиться прав, Верховный суд даже облегчил участь водителя.
Напомним, что в правилах появилось исключение для знака «обгон запрещен». В зоне его действия можно обгонять тихоходные транспортные средства, конструктивная максимальная скорость которых не может превышать 30 км/час, а также гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски. В ГАИ настаивали, что такое исключение распространяется только на те машины, которые снабжены соответствующим знаком «тихоходное транспортное средство». А если такого знака на тракторе нет, то и обгонять его нельзя. К тому же, если при наличии знака «обгон запрещен» есть еще и сплошная линия разметки, то нельзя обгонять даже тихоход. Потому что для этой линии исключений в правилах нет, считали в ГАИ.
Однако Верховный суд посчитал, что если на конструктивно медленной машине нет соответствующего знака, то это вина владельца такой машины, а не того, кто ее обгоняет. Также пленум решил, что раз по правилам знак имеет приоритет над разметкой, то и исключения для него также распространяются на разметку, а поэтому при обгоне тихоходного транспортного средства, на котором нет обозначения, что оно тихоходное, даже через сплошную линию разметки в зоне действия знака «обгон запрещен» водитель не может быть привлечен к административной ответственности.
Так что если вы не уверены, что перед вами тихоход, то и не стоит его обгонять до разрешенного места.
Остается вопрос: каким образом инспектор будет определять, ограничена ли скорость у этого трактора производителем или нет?
Еще одна интересная новелла. В правилах прописано, что поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. Здесь нет прямого запрета. Поэтому некоторые суды в некоторых случаях не рассматривали такой маневр, как движение по встречной полосе. Получалось, что, выехав из двора на встречку и проехав по ней до того места, где сплошная становится прерывистой, водитель как бы и не нарушает правил. Пленум Верховного суда решил, что такое движение следует квалифицировать по части 4 статьи 12.15, то есть лишать водителя прав.
Однако в проекте пленума нигде не сказанно, как квалифицировать разворот по кратчайшей траектории, а это также один из острых вопросов. Почему при разрешенном на перекрестке развороте на дороге с двумя сплошными линиями я его могу выполнить по кратчайшей траектории, а при прочих равных условиях, но если встречные потоки разделяет бульвар, не могу? Если считать поворот частью такого маневра, как разворот, то все понятно, а если это разные маневры?
Даже такая занятная ситуация попала в решение пленума: водитель начал и закончил обгон через прерывистую линию разметки. Но в процессе обгона на определенном участке двигался слева от сплошной. Оказывается, и такие случаи вызывали споры в судах. Теперь это будет квалифицировано высшей судебной инстанцией по части 4 статьи 12.15.
Можно ли обогнать и объехать велосипедиста через сплошную линию разметки?
А вот обгон – это уже опережение движущегося наездника двухколёсного с выездом на встречную полосу.
И ПДД здесь однозначно регламентируют ситуацию – нахождение слева от сплошной, которая разделяет встречные потоки транспорта – запрещено. Будь то велосипедист, наездник на лошади или мотоциклист.
То есть вы можете только опередить двухколёсного без выезда на встречную полосу движения.
Нет никакого закона о тихоходном транспорте – есть указание в Правилах дорожного движения, регламентирующее, что в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещён» нельзя никого обгонять, кроме тихоходных транспортных средств, а также велосипедов, мопедов и гужевых повозок.
В чём же дело? Почему это не даёт права обгонять велосипедиста? А дело всё в наличии сплошной и отсутствии знака в приведённой нами схеме. В городах и других населённых пунктах редко ставят соответствующие знаки, а только рисуют сплошную линию.
А возможность обогнать велосипедиста предписана именно описанием знака 3.20. Для сплошной линии такого исключения нет. В ПДД предписано, что при наличии противоречий между знаками и разметкой приоритет имеет знак, поэтому если есть оба этих обозначения организации дорожного движения, то обгон через сплошную разрешён. Если же только сплошная, то однозначно запрещён.
Если вас остановит инспектор, то ответственность будет достаточно строгая – по части 4 статьи 12.15 КоАП, которая предусматривает одно из 2 наказаний на выбор инспектора и далее уже суда:
- штраф 5 000 рублей за запрещённый выезд на встречку при обгоневелосипеда,
- лишение прав на 4-6 месяцев за это же деяние.
Штраф как минимальная норма наказания назначается при первых нарушениях, отсутствии однородных нарушений и наличии смягчающих обстоятельств.
Если же обгон через сплошную велосипедиста зафиксирован на камеру автоматической фиксации, то будет только штраф, который придёт по почте.
Вся информация содержится в техническом паспорте авто. В этом документе содержатся максимальные показатели скорости, которую могут развивать тихоходные транспортные средства – 30 км/ч.
Ответственность за нарушение правил
Нарушение правил обгона, в том числе и тихоходных видов транспортных средств, может привести в ДТП с серьезными последствиями. По этой причине за несоблюдение правил обгона водитель наказывается по статье 12.15
Административного Кодекса. Данная статья предусматривает следующие виды наказаний:
Штраф | 5 000 рублей |
Лишение водительского удостоверения | на 4 – 6 месяцев |
За аналогичное правонарушение, совершенное повторно, сроки лишения водительских прав увеличивается до 1 года.
Однако следует помнить, что при фиксации правонарушения не сотрудниками ГИБДД лично, а с помощью автоматических камер к водителю не применяется мера наказания в виде лишения прав.
В этой ситуации наказанием может являться исключительно административный штраф и при совершении повторного правонарушения размер штрафных санкций так же составляет 5 000 рублей.
Но не спешите расставаться со своими купюрами. Прежде всего, попросите инспектора показать вам видеозапись вашего нарушения. Помните, что в суде принимаются лишь веские и чёткие доказательства вашей вины. Фразы, типа «Я зафиксировал ваше нарушение визуально», «Я всё видел своими глазами» и тому подобные отсекайте сразу на корню. Нет видеозаписи — нет доказательств. А значит — вы невиновны.
Любая спорная ситуация, согласно презумпции невиновности, описанной в Конституции РФ, всегда трактуется в пользу обвиняемого. И любой судья в любом суде даже не будет рассматривать ваше дело, если нет видеоматериалов, подтверждающих вашу вину.
Но вот вам показали видео. Как правило, это происходит уже в автомобиле ДПС. Там вы чётко увидели, как ваш автомобиль пересекает сплошную линию разметки. Если это не двойная сплошная (что практически равно лишению), то за свои права можно побороться, и, даже по признанию вас виновным, отделаться лишь штрафом.
Не дождавшись от вас дельных предложений, сотрудник, как правило, начинает оформлять протокол, куда он впишет номер видеорегистратора, сертификата о его последней поверке, тип и номер цифрового носителя информации с вашим правонарушением и т.д. На практике это занимает минут двадцать-тридцать, и всё это время вам не обязательно находиться в машине ДПС, да и не нужно. Расчехляйте смартфон либо фотоаппарат и отправляйтесь фотографировать.
Нарушил ли инспектор?
Теперь вам надо сделать привязку места нарушения ПДД к существующей местности. Найдите ближайший километровый столбик и шагами отсчитайте от него расстояние до автомобиля ДПС, до места, где вы начали обгон автомобиля, и до места, где остановили ваш автомобиль. Зафиксируйте все результаты вычислений в протоколе.
Теперь об автомобиле ДПС. Если вас остановили за пределами населённого пункта, то стоять он имеет право только по направлению движения. Если он стоит на вашей стороне, и повернут лобовым стеклом к вам, сделайте подтверждающие фотографии с разных ракурсов, а в протоколе отобразите, что «машина ДПС, установленная на стоянку в нарушение ПДД пункта 12.1, ввёла меня в заблуждение, вследствие чего у меня не было возможности безопасно завершить манёвр».
Что делать водителю, если он начал обгон на прерывистой, закончил на сплошной, но при этом вся разметка нанесена без нарушений? В этом случае вам придётся доказывать в суде, что у вас не было возможности вовремя вернуться в свой ряд без создания аварийной ситуации на дороге.
Согласно КоАП, любой человек может быть признан виновным в совершении административного правонарушения, если судом будет выявлено, что у него была возможность соблюдения всех установленных Кодексом норм и правил, однако им не были приняты к действию все меры по их соблюдению. Иными словами, вам нужно будет доказать, что вы использовали все попытки и возможности вернуться обратно в свой ряд, но безопасно это сделать у вас бы не получилось.
Можно упирать на то, что вас кто-то не пустил обратно в свой ряд, а это уже попадает под «опасное вождение» для того, кто вас не пускал. Лучше ещё добавить, что для безопасного завершения манёвра вам бы пришлось существенно увеличить скорость обгона или применить экстренное торможение, что намного опаснее той ситуации, при которой вы завершили обгон, вынужденно, пересёкши сплошную линию разметки.
Как известно, знаки, особенно установленные на временной штанге, имеют приоритет перед дорожной разметкой. И многие недобросовестные полисмены этим пользуются, выставив его в неприметном месте, и собирая дань с тех, кто вынужденно «нарушил» правила.
В этом случае закон также на вашей стороне. Вы можете просто не увидеть этот знак, если его, например, закрыла листва или, обгоняемый вам грузовик. Более того, знак 3.20 «Обгон запрещён» подразумевает под собой запрет на начало осуществления манёвра по обгону, а никак не его процесс или завершение. Поэтому если вы уже на встречной полосе, разметка прерывистая, и тут вы проезжаете знак 3.20, вам законно разрешено продолжить обгон, и, убедившись в безопасности манёвра, спокойно вернуться на свою полосу.
Следует помнить также о том, что отбирать права на месте у вас никто не имеет право. Инспектора обязаны выписать вам протокол, отправить доказательства в суд, а вас отпустить. И не забывайте о том, что обгон на дороге и опережение впередиидущего автомобиля — это совершенно разные манёвры.
Что делать водителю в случае назначения штрафа?
В момент вынесения протокола, водитель, который не согласен с данный фактором, может выразить своё несогласие при подписании документа. Для этого на бумаге есть свободное место, на котором, перед подписью, нужно указать «с протоколом не согласен».
Игнорировать подписание не стоит, это не приведёт к положительным последствиям, скорее наоборот. В случае отказа, протокол будет подписан при понятых, которые подтвердят факт уведомления нарушителя. После этого документ будет направлен водителю почтой.
При несогласии с нарушением, следует подготовить доказательства своей позиции. Стоит помнить, что сотрудник ГИБДД обязан показать запись нарушителю (ст.25.1 ч.1 и 28.1 ч.4) и в суде она должна быть просмотрена сторонами. В качестве собственных доказательств можно представить запись видеорегистратора, а также с иных камер, например, рядом располагающихся магазинов. Не возбраняется вызов свидетелей, но видеозаписи будут более весомыми.
Водитель также может попытаться смягчить наказание, переведя его из части 4 в часть 3 статьи 12.15 КоАП РФ. Сделать это можно, доказав, что манёвр начинался на прерывистой линии и не был закончен вовремя, так как водителю помешало препятствие, которое не могло быть замечено ранее. Сделать это можно также с помощью записей и свидетелей.
При остановке водителя сотрудником ГИБДД и вынесении протокола о завершении обгона через сплошную линию, водитель пользуется стандартными правами, указанными в Приказе МВД России от 23.08.2017 года №664, а также в некоторых иных актах:
- Не покидать транспортное средство (пункт 89).
- Узнать причину остановки (пункты 84, 89, 91).
- Объяснить действия сотрудников ГИБДД и не давать собственных показаний (пункты 51 м 132).
- Снимать сотрудника ГИБДД на камеру. Данный момент зафиксирован в ином правовом акте, а именно – в законе «О полиции», статье 8.
- узнать телефон дежурной части (пункты 45 и 52 Приказа МВД);
- изучить протокол и постановление, а также получить копии документов (пункты 134, 151, 168, 211);
- не подписывать протокол, а также указывать в нём свои разногласия (статьи 28.1.1. и 28.2 КоАП РФ);
- не отдавать водительское удостоверение до судебного решения (пункт 221).
Чаще всего водители обращают внимание на право выражать свои разногласия при подписании протокола о назначении штрафа за завершение обгона по сплошной линии. Данный момент может быть полезен, так как пойдёт на пользу при рассмотрении дела в суде. Если сразу выразить согласие, придётся доказывать в суде, что это было произведено под влиянием обмана или в стрессовой ситуации.
Если выносится штраф на основании пункта 3 статьи 12.5 КоАП РФ, обжаловать его можно двумя способами:
- Через вышестоящий орган. Например, областное отделение ГИБДД.
- Через суд.
Два варианта действий допускаются, так как штраф выносится непосредственно сотрудником ГИБДД. На практике же, чаще всего, применяется пункт 4 этой же статьи, в таком случае дело рассматривается только судом.
Обжаловать штраф, вынесенный судом, можно только в апелляционном порядке, то есть в вышестоящий суд. Первичное решение принимается Мировым судьёй, соответственно, обжалование будет реализовываться через районный или городской суд.
Порядок обжалования штрафа за завершение обгона через сплошную линию разметки будет следующим:
- получить судебное постановление о назначении административного наказания;
- подготовить апелляционную жалобу;
- подать жалобу через суд, который выносил постановление, но на имя вышестоящего суда;
- дождаться назначения заседания;
- явиться в суд на заседание и выразить свою позицию.
Вышестоящий суд не будет принимать новых доказательств. Он лишь оценит, правильно ли суд первой инстанции выполнил свою работу, все ли обстоятельства и должным ли образом оценил, верно ли применил правовые нормы.
заявления на обжалование штрафа за завершение обгона по сплошной линии можно здесь.
Порядок действий потенциального нарушителя ПДД
- Во-первых, ни при каких обстоятельствах не нужно подписывать какие-либо документы, предлагаемые инспектором ГИБДД. В то время как он составляет протокол, вам лучше заняться изучением обстановки на дороге. Особое внимание уделяйте организации разметок на проезжей части.
- Во-вторых, с целью защитить свои права, вы должны измерить расстояние между сплошной линией и концом обычной пунктирной. Посередине, на протяжении 50-100 м, должна быть линия, свидетельствующая о приближении к сплошной. Ее отрезки обычно в 3 раза больше обычных пунктиров. Если нормы, установленные государственными стандартами, нарушены, это означает, что у вас есть шанс оправдаться. Можно попробовать доказать, что никакого нарушения правил дорожного движения не было, чего нельзя сказать о соблюдении нормативных документов.
- В-третьих, от водителя, который начал обгон на не прерывистой, а сплошной разметке, требуется четко определить границы вменяемого правонарушения и как следствие, место, где началась сплошная черта. Для этого нужно найти ближайший километровый столбик и шагами отмерить расстояние.
- В-четвертых, ни при каких обстоятельствах не указывайте в протоколе, что вы согласны с предъявляемым нарушением. Наоборот, вы должны описать все обстоятельства, которые вынудили вас выехать на встречную полосу движения. Обязательно отразите в протоколе свои замеры. Не лишним будет сфотографировать место правонарушения в разных ракурсах.