Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальная защита, её особенности и виды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В более широком смысле социальная защита может быть признана системой общественных отношений, которая позволяет людям заботиться о себе и создает условия для их духовного развития и жизни. В этом смысле социальная защита практически идентична более широкой системе гарантий прав человека. В более глубоком смысле социальное обеспечение — это государственная социальная политика, стремящаяся с помощью правовых мер гарантировать удовлетворительную или просто комфортную жизнь группам населения с материальными потребностями, финансовое положение которых не может быть улучшено без внешней поддержки.
Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:
-
пенсионеры, в том числе одинокие;
-
инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;
-
безработные;
-
чернобыльцы;
-
инвалиды;
-
дети сироты;
-
многодетные семьи;
-
малообеспеченные граждане;
-
матери-одиночки;
-
граждане, не имеющие постоянного места проживания;
-
инфицированные ВИЧ.
Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.
К государственным формам социальной защиты относятся:
-
Доступное здравоохранение и образование;
-
Пенсионное обеспечение;
-
Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
-
Предоставление льгот;
-
Меры социальной поддержки.
Негосударственные формы социальной защиты – это:
-
Благотворительность;
-
Добровольное социальное страхование;
-
Частные системы здравоохранения и др.
Основные виды социальной защиты – это:
-
обеспечение пенсиями;
-
обеспечение пособиями;
-
бесплатное медицинское обслуживание;
-
предоставление санаторно-курортного лечения;
-
социальная помощь семьям, имеющим детей;
-
обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.
Социальная помощь (поддержка) может быть предоставлена тем категориям граждан населения, которые находятся в социально-уязвимом положении, и в силу определённых обстоятельств не способны обеспечивать себе необходимый доход.
Поддержка может быть осуществлена в виде натуральных (одежда, бесплатное питание), или денежных выплат. Финансирование социальной помощи осуществляется за счёт общих налогов.
Чтобы получить социальную помощь, как правило, необходимо пройти проверку на нуждаемость. Она может быть оказана только тем людям, доход которых не позволяет обеспечивать минимальные жизненные потребности, то есть не соответствует минимальному жизненному стандарту.
Социальная поддержка является одним из ключевых элементов в политике борьбы с бедностью, обеспечении минимального дохода, которые выступают элементами реализации гарантированного права на жизнь.
Однако, социальная помощь не подразумевает только материальную поддержку, а включает также в себя ряд мер, направленных на оказание группам граждан, или отдельным людям услуг со стороны социальных служб для помощи в преодолении жизненных трудностей, поддержке социального положения, общественной адаптации.
Таким образом, социальное обслуживание и социальная помощь (как отдельная часть социальной сферы) может быть определена как совокупность всех видов деятельности социальных организаций:
- по социальной помощи;
- по оказанию бытовых, социальных, правовых и педагогических услуг;
- по материальной поддержке;
- в помощи в реабилитации и социальной адаптации лиц, которые находятся в трудных жизненных обстоятельствах.
Необходимо отметить, что развитие структуры учреждений и организация социального обслуживания в Российской Федерации имеет весьма высокий темп. Так, например, за первые годы 2000-х увеличилось на треть общее число организаций по социальному обслуживанию, учреждений для инвалидов и пожилых людей.
Заметно выросло количество центров по оказанию социальной поддержки семьям и детям, центров социальной реабилитации. Возникли новые виды социальных учреждений:
- женские кризисные центры;
- единственный мужской кризисный центр;
- кризисные отделения для девочек.
Социальной работой можно назвать деятельность, которая направлена на оказание поддержки, помощи и защиты, в первую очередь, социально неблагополучным категориям населения.
Какие категории граждан могут рассчитывать на помощь государства?
Категории граждан, которые могут рассчитывать на помощь государства довольно много. Но в большинстве случаев меры социальной поддержки выражаются в льготах и часто не имеют денежного эквивалента. Только некоторые категории нуждающихся могут рассчитывать на материальные выплаты от государства или местных властей. К таким категориям относятся:
- пенсионеры;
- ветераны и инвалиды боевых действий;
- люди, отмеченные за заслуги перед Отечеством;
- учащиеся;
- льготники;
- молодые семьи;
- семьи с детьми;
- инвалиды;
- малоимущие;
- студенты и некоторые другие.
Меры социальной поддержки для переселенцев и беженцев, так же предусмотрены на государственном уровне. Но тут важно учитывать, что переселенцами считаются граждане РФ, которые были вынуждены покинуть предыдущее место жительства на территории РФ или за ее пределами, так как подверглись преследованиям по религиозным, расовым, политическим или другим убеждениям. Такой статус выдают на 5 лет, и он дает вынужденному переселенцу право на получение жилья, одноразовой денежной выплаты и компенсации расходов на переезд и транспортировку вещей.
Статус беженца можно получить, подав соответствующее ходатайство в органы социальной защиты. Данный статус позволяет получить следующие меры социальной поддержки граждан данной категории:
- бесплатные услуги переводчика;
- право на получение места в детском саду;
- право на предоставление временного жилья или комнаты в специальных центрах временного размещения;
- бесплатное питание в центрах временного размещения и бесплатные коммунальные услуги;
- бесплатное медицинское обслуживание и медикаменты;
- социальное обеспечение;
- получение содействия в трудоустройстве или обучении;
- содействие в получении сведений о родственниках, оставшихся на родине и другие.
Основной целью всей государственной социальной политики является защита всего населения и всех людей. В то же время наступление на рыночные отношения должно увеличить причины для социальной защиты и одновременно усилить внимание государства к социальной сфере. Однако по мере стабилизации ситуации и повышения уровня жизни населения идея социальной защиты теряет свою актуальность.
Социальная политика все больше занимается существующими проблемами общественного развития — улучшением социальной структуры общества и обеспечением его благополучия. Концепция социальной защиты характеризуется тем, что иногда ее воспринимают как легкую повинность экономически активного населения, что в корне не верно.
Все категории населения должны нести ответственность за ту или иную степень социальной защиты, определенный государственный патронаж, помощь государства в получении работы, создание благоприятных условий для предпринимательства, рынка жилья и т.д. Эту социальную защиту обеспечивает социальное государство.
Однако проблема социальной защиты не может быть решена в контексте одной правовой отрасли. Поскольку она связана одновременно со многими отраслями права.
Управление по социальной политике администрации города Оренбурга (далее — Управление) является отраслевым (функциональным) органом администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении заместителя главы администрации города Оренбурга по социальным вопросам.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законами и правовыми актами Оренбургской области, Уставом города Оренбурга и иными муниципальными правовыми актами города Оренбурга, а также настоящим Положением.
Управление обеспечивает на территории муниципального образования «город Оренбург» в пределах своей компетенции проведение единой политики по социальной поддержке граждан и социальной помощи, а также в сфере охраны здоровья, и обладает следующими полномочиями (функциями) в соответствии с муниципальными правовыми актами.
Меры социальной поддержки, установленные Оренбургским городским Советом, предоставляемые отдельным категориям граждан, имеющих регистрацию по месту жительства на терри тории города Оренбурга, за счет средств городского бюджета:
1. Ежемесячная денежная выплата детям, до исполнения 18 лет, воинов, погибших, ставших инвалидами (в том числе впоследствии умерших) в результате участия в боевых действиях на территории Афганистана и боевых действиях по наведению конституционного порядка на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан.
Согласно решению Оренбургского городского Совета «О бюджете города Оренбурга на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» с 01.01.2017 приостановлена ежемесячная денежная выплата на проезд (ЕДВ) в размере 300,0 руб. пенсионерам (мужчинам – 60 лет, женщинам – 55 лет), не имеющим льгот по федеральному и региональному законодательству.
2. Ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг «Ветеранам города Оренбурга».
3. Доплата к пенсии лицам, удостоенным звания «Почетный гражданин города Оренбурга».
4. Компенсации расходов по оплате стоимости лечебной путевки и проезда к месту лечения лицам, удостоенным звания «Почетный гражданин города Оренбурга».
5. Ежемесячная адресная компенсация оплаты за проезд лицам, награжденным муниципальной медалью «Материнство».
6. Ежемесячное материальное обеспечение вдове первого космонавта СССР Гагариной В.И.
7. Выплата пенсии за выслугу лет муниципальным служащим.
8. Ежегодная денежная помощь семьям военнослужащих, (сотрудников), погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
9. Ежегодная денежная выплата отдельным категориям граждан, приуроченная к мероприятиям по празднованию Дня Победы.
10. Единовременные денежные выплаты участникам переломных битв ВОВ (к юбилейным датам).
11. единовременная денежная выплата медицинскому работнику, имеющему на иждивении одного или двух несовершеннолетних детей.
12. единовременная денежная выплата медицинскому работнику, имеющему на иждивении трех и более несовершеннолетних детей.
13. единовременная денежная выплата медицинскому работнику, на частичную компенсацию по кредиту (займу) на приобретение жилья.
14. материальная помощь жителям города Оренбурга, находящимся в трудной жизненной ситуации.
На организацию и исполнение муниципальных полномочий управлению по социальной политике администрации города Оренбурга в бюджете города на 2016 год утверждены средства в объеме 351,95 млн. руб., использовано 347,69 млн. руб. или 98,8 % годового объема, в том числе на предоставление мер социальной поддержки 331,4 млн. руб., или 98,7 % годового объема. Мерами социальной поддержки охвачено более 46,5 тысяч жителей города.
Социальная защита населения – это система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп.
В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ.
Система социальной защиты населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.
Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения.
Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.
Основными принципами социальной защиты является: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.
На организацию и исполнение муниципальных полномочий управлению по социальной политике администрации города Оренбурга в бюджете города на 2016 год утверждены средства в объеме 351,95 млн. руб., использовано 347,69 млн. руб. или 98,8 % годового объема, в том числе на предоставление мер социальной поддержки 331,4 млн. руб., или 98,7 % годового объема. Мерами социальной поддержки охвачено более 46,5 тысяч жителей города.
Основными целями социальной политики МО г. Оренбург являются повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение равного доступа к социальным благам, создание условий для самореализации граждан, проживающих на территории муниципального образования. В числе задач муниципальной социальной политики можно выделить организацию предоставления социальных услуг населению (социальной помощи, мер социальной поддержки, консультационных услуг различной направленности и т.п.).
В нашем государстве существует достаточное количество проблем, связанных с социальной поддержкой населения. Однако уже намечены пути решения данных проблем. Государство на данный момент делает акцент на социальной сфере нашей страны, ведь данная сфера для населения является самой важной. Оно дает человеку уверенность в своем государстве, чувство спокойности и желания развиваться и помогать своей стране «идти вперед».
На современном этапе развития социальной защиты выделяют государственные и негосударственные формы поддержки населения.
К государственным относятся следующие:
- льготы;
- доступное здравоохранение;
- образование;
- пенсионное обеспечение;
- меры социальной поддержки;
- социальное обслуживание, социальные услуги.
Основными негосударственными формами социальной защиты выступают следующие:
- благотворительность;
- добровольное соц. страхование;
- частные системы здравоохранения.
Кроме того, можно выделить следующие виды социальной защиты:
- непосредственная, прямая защита – например, фиксация гарантированной минимальной оплаты труда;
- поддерживающая защита – например, пенсионное обеспечение;
- самозащита – например, на современном этапе государство предоставляет возможности трудоустройства в нескольких организациях без ограничения размеров доходов. Таким образом, в данном случае речь идет о самозащите, разрешенной законодательством;
- профилактическая защита – например, обеспечение благоприятных условий для эффективной реализации производственных процессов, имплементация комплекса мероприятий, направленных на профилактику профзаболеваний);
- компенсационная защита — например, обеспечение пособиями по безработице, инвалидности и пр.
К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:
нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;
социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;
анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;
существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;
создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;
организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.
Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.
Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:
- гуманность;
- адресность;
- комплексность;
- обеспечение прав и свобод личности.
Главное предназначение социальной политики любого государства – это защита всего населения в целом и каждого индивида в отдельности. При этом агрессия рыночных отношений увеличивает основания для социальной защиты и, при этом, требует увеличения внимания государства к социальной сфере. Но по мере стабилизации ситуации, а также улучшения уровня жизни населения идея социальной защиты становится менее актуальной.
В социальной политике растет интерес к существующим проблемам социального развития – усовершенствованию социальной структуры общества, обеспечению его процветания. Очень характерно то, что понятие социальной защиты в некоторых случаях воспринимается как уничижительное по отношению к экономически активному населению, что можно назвать в корне неверным.
Все категории населения в какой-то мере нуждаются в социальной защите, некоем покровительстве со стороны государства, в государственном содействии во время получения профессии, работы, в создании благоприятных условий для предпринимательства, приобретении жилья и проч. Именно социальное государство и обеспечивает подобную социальную защиту.
- Фокус на клиентах — для компании, использующей кайдзен, важнее всего, чтобы их продукция (услуги) удовлетворяли потребности клиентов.
- Непрерывные изменения — принцип, характеризующий саму суть кайдзен, то есть, непрерывные малые изменения во всех сферах организации — снабжении, производстве, сбыте, личностных взаимоотношений и так далее.
- Открытое признание проблем — все проблемы открыто выносятся на обсуждение.(Там, где нет проблем, совершенствование невозможно)
- Пропаганда открытости — малая степень обособленности (особенно в сравнении с западными компаниями) между отделами и рабочими местами.
- Создание рабочих команд — каждый работник становится членом рабочей команды и соответствующего кружка качества (новый для организации работник входит также в состав клуба «первогодок»).
- Управление проектами при помощи межфункциональных команд — ни одна команда не будет работать эффективно, если она действует только в одной функциональной группе. С этим принципом тесно связана присущая японскому менеджменту ротация.
- Формирование «поддерживающих взаимоотношений» — для организации важны не только и не столько финансовые результаты, сколько вовлечённость работников в её деятельность и хорошие взаимоотношения между работниками, поскольку это неизбежно (пусть и не в данном отчётном периоде) приведет организацию к высоким результатам.
- Развитие по горизонтали. (Личный опыт должен становиться достоянием всей компании)
- Развитие самодисциплины — умение контролировать себя и уважать как самого себя, так и других работников и организацию в целом.
- Самосовершенствование. (Приучи себя определять вопросы, за которые отвечаешь ты лично, в отличие от тех, за которые отвечают другие, и начинай с решения собственных задач)
- Информирование каждого сотрудника — весь персонал должен быть полностью информирован о своей компании.
- Делегирование полномочий каждому сотруднику — передача определённого объёма полномочий каждому сотруднику. Это становится возможным благодаря обучению по многим специальностям, владению широкими навыками и умениями и пр.
- Управлять — значит начать с планирования и сравнить план с результатом.
- Анализ происходящего на предприятии и действие на основе фактов. (Делай выводы, опираясь на достоверные данные)
- Устранение основной причины и предотвращение рецидивов. (Не путай причину проблемы с её проявлениями).
- Встраивание качества в процесс как можно раньше. (Качество должно встраиваться в процесс. Проверка не создает качества)
- Стандартизация. (Нужны методы, позволяющие закрепить достигнутый успех)
Для обеспечения определённой себестоимости продукции используют Кайдзен-костинг. Это инструмент, который позволяет повышать окупаемость производства и экономить средства. Финансовый уровень, также как и другие, задействован при реализации Кайдзен. Устранение убыточной деятельности и внедрение приносящих прибыль инструментов позволяет системе успешно выводить компании на новый уровень. Постоянный анализ и постепенно снижение затрат путём совершенствования производства. Конечный продукт должен сохранять существующее качество или становиться лучше. Не допускается удешевление производства с понижением характеристик продукции.
Нововведения в системе Кайдзен затрагивают не какой-то определённый отдел, а влияют на компанию в целом. Каждая цель реализуется на всех уровнях. Это позволяет планомерно продвигаться к намеченному результату с постоянным вовлечением каждого сотрудника в процесс. Взаимодействие руководителей и работников. Ответственность за результат. Данная система позволяет гармонично развивать не только бизнес, но и улучшать личностные характеристики вовлечённых в строительство компании людей.