Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Самые распространённые вопросы об уточнении границ земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Декларирование площади земельного участка позволяет землевладельцам стать полноправными собственниками. Так, участок, который не имеет четких границ невозможно продать или сдать в аренду, продать или подарить. Проблемы со вступлением в права собственности могут возникнуть и у наследников землепользователя.
Почему важно, чтобы декларированная площадь земли была указана правильно?
Декларированная площадь земли является ключевым показателем, который влияет на многие аспекты владения земельным участком. Если декларированная площадь земли указана неверно, то это может привести к множеству проблем для владельца земельного участка.
- Установление границ участка. Если декларированная площадь земли указана неверно, то могут возникнуть проблемы с установлением границ земельного участка. Например, если декларированная площадь земли указана больше, чем размер реального участка, то при установлении границ участок может оказаться меньше, чем было подтверждено в документах.
- Размер налогов. Площадь земельного участка непосредственно влияет на размер налогов, которые необходимо уплачивать. Если декларированная площадь земли указана неверно, то размер налогов может быть избыточным или недостаточным.
- Разрешение на использование земли. В случае, если декларированная площадь земли указана неверно, могут возникнуть проблемы с получением разрешения на использование земли. Например, если владелец земельного участка хочет разделить участок на несколько частей или изменить тип использования земли, то это может быть затруднительно, если декларированная площадь земли указана неверно.
Что такое декларированная площадь земли
Декларированная площадь земли — это суммарная площадь земельных участков, которая указывается собственником при оформлении документов на право собственности или при получении разрешения на строительство. Обычно декларированная площадь земли указывается в гектарах, а иногда в квадратных метрах, и представляет собой расчетную величину, которая не должна превышать фактическую площадь земельного участка.
Декларирование площади земли является обязательным условием для оформления ряда документов, таких как право собственности на земельный участок, заключение договоров аренды земельных участков, получение разрешения на строительство и т.д. Основной целью указания декларированной площади является учет земельных ресурсов и контроль за использованием земли в соответствии с установленными правилами и нормами.
Федеральный закон № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определяет, что границы и площадь земли — его важнейшие характеристики, которые индивидуальны для каждого объекта недвижимости. На практике владельцы земельных участков нередко сталкиваются с тем, что в результате определения границ оказывается, что фактическая площадь не соответствует информации, содержащейся в Росреестре и правоустанавливающих документах.
Таким образом, несоответствие фактических границ и площади земли служит основанием для проведения процедуры уточнения ее площади. Чаще всего необходимость уточнения площади земельного участка возникает в следующих случаях.
-
Если в документах на участок имеется информация о его местоположении, то при переходе права собственности желательно уточнить его границы. Для этого следует обратиться в Росреестр.
-
При возникновении споров между владельцами соседних участков о границах.
-
Если подан иск об уточнении границ земли, то выносится судебное решение с требованием их уточнения.
-
Проведение землеустроительных работ.
-
Кадастровая ошибка. Ранее выполненное межевание признается недействительным, и процедура проводится повторно.
Декларирование площади земельного участка позволяет землевладельцам стать полноправными собственниками. Так, участок, который не имеет четких границ невозможно продать или сдать в аренду, продать или подарить. Проблемы со вступлением в права собственности могут возникнуть и у наследников землепользователя.
В результате декларирования и уточнения границ участка собственник становится единоличным владельцем и получает на руки комплект правоустанавливающих сведений. Границы поставленного на учет участка практически невозможно оспорить.
Таким образом, в современной практике кадастрового учета не используется понятие декларирование участка земли. Те земли, которые ранее назывались задекларированными сегодня считаются участками с неустановленными границами. Чтобы полноправно распоряжаться своим участком необходимо чтобы его границы приобрели статус «уточненных». Он присваивается после проведения дополнительных межевых работ и определения площади участка.
Процесс постановки участка на учет
После получения, приобретения или взятия в аренду определенного надела, могут возникнуть вопросы по его границам, ведь даже при аренде сумма оплаты зависит от аренды земли, а если она еще берется с правом последующего выкупа, то постановка на учет участка желательна, но не обязательна.
Площадь земельного участка, что подлежит декларированию будет учтенной после прохождения процедуры межевания, оформления и постановки на учет.
Для начала необходимо подать заявление в кадастровую палату на определение точных границ земельного надела. Подать заявление может:
- арендатор;
- наследник;
- собственник земли.
Заявление рассматривается в течении пяти дней. После этого срока принимается решение о проведении кадастровых работ.
В случае отказа, заявитель может обратиться в суд и в судебном порядке провести все те же действия. Однако, суд не является источником декларирования земельного надела, так как он является только альтернативой к постановке участка на учет.
Декларативный кадастровый учет – трудовое право – 2021
Информация о ранее учтенных участках (поставленных на кадастровый учет до 01.03.2008 г.) вносилась в государственный кадастр недвижимости двумя способами: геодезическим (с проведением предварительных межевых работ) и декларативным (на основании исходных правоустанавливающих документов, без определения точной площади и установки границ в натуре).
Для того чтобы узнать, каким именно способом информация о землевладении была внесена в реестры ГКН, необходимо заказать кадастровый паспорт. У тех участков, которые были поставлены на декларативный кадастровый учет, этот документ не содержит страницы с план-схемой, где указаны также координаты поворотных точек в используемой в настоящее время системе координат.
Результатом такой постановки на кадастровый учет может стать наложение границ смежных участков, что нередко становится причиной земельных споров между соседями. Чтобы исправить такую ситуацию, необходимо привести в соответствие координаты поворотных точек той системе, которая принята.
Для этого следует обратиться в организацию, предоставляющую услуги по межеванию участков, с заявлением о выполнении корректировки земельного надела в части перепривязки координат его поворотных точек. Данная услуга стоит намного дешевле по сравнению с повторным межеванием и выполняется в самые короткие сроки.
Кадастровому инженеру, который будет производить работы, необходимо предоставить копию межевого дела из архива Росреестра, выписку из кадастрового плана (часть В1) и перечень работ, которые необходимо выполнить для приведения участка в соответствие действующим требованиям (выдается в Росреестре).
На основании документов, оформленных кадастровым инженером, в реестры ГКН будут внесены надлежащие изменения, после чего можно будет получить новые документы кадастрового учета на свой участок.
Если вам требуется более полная консультация относительно участков, состоящих на декларативном кадастровом учете, обратитесь в нашу компанию. Опытные специалисты помогут вам разобраться в нюансах получения уточненных кадастровых документов.
Максимальный размер участка земли для строительства жилого дома
Максимально допустимые размеры участка определяются индивидуально для каждого региона местной администрацией и указываются во внутренних правовых актах. Соблюдение данных требований впоследствии предотвратит возникновение спорных вопросов, особенно на малозаселенных участках, не имеющих четко обозначенных границ.
При возникновении несоответствия площади участка законодательным актам будет отказ в оформлении права собственности.
Это повлечет за собой материальные затраты на приведение в соответствие участка или жилого дома.
В ряде регионов РФ максимальные ограничения отсутствуют. Эти критерии вводят в случае, если выделение большой территории под строительство ущемляет права и свободы других жителей населенного пункта.
Таблица 2. Максимальные площади участков для частного строительства по субъектам РФ
Наименование субъекта РФ | Максимальный уровень размеров участков под ИЖС |
Центральный федеральный округ | |
Москва и Московская область | 1000 м2 |
Южный федеральный округ | |
Краснодарский край | 700 м2 |
Сибирский федеральный округ | |
Красноярск | 1500 м2 |
Алтайский край | 1500 м2 |
Забайкальский край | 2000 м2 |
Дальневосточный федеральный округ | |
Хабаровск | 2000 м2 |
Окончательное решение о размерах участка принимается исходя из количества членов семьи, которые планируют проживать доме и предполагаемых размеров самого дома.
Почему по участку могут быть не определены границы
Если на участке не проведено межевание, это означает, что в картах и документах Росреестра (ЕГРН — единого государственного реестра недвижимости) нет сведений о координатах границ объекта. То есть сам участок может быть оформлен в собственность и поставлен на кадастровый учёт, иметь площадь и адрес, и даже границы, но вот координаты таких границ могут быть не закреплены или условно закреплены в картах Росреестра.
Эта информация может отсутствовать в Росреестре, так как она не является обязательной при постановке на кадастровый учёт земельного участка или при осуществлении сделок с ним. Государство видит этот пробел и на его устранение направлено поручение Президента Правительству РФ от 11.08.2022 года — обеспечить внесение изменений в законодательство, направленных на сокращение количества участков, границы которых не определены.
Что нужно декларировать, а что — нет
От знания этой информации может зависеть, привезете вы маме лекарство, а сестре — новую кофточку, или нет. Если не знать правил таможенного декларирования, можно просто лишиться части багажа. Предлагаем запомнить информацию из ТК, которая поможет избежать проблем.
При пересечении границы на таможне физическое лицо должно задекларировать товары, если их общая стоимость превышает 1500 евро, а вес — 50 килограммов. Если вы летите, а не едете, то товаров можете провезти на сумму до 10 тысяч евро. Но физическое лицо обязано декларировать:
- валюту (акции, другие ценные бумаги), если сумма в эквиваленте составляет более 10 тысяч долларов;
- драгоценные металлы, украшения, драгоценности, госнаграды — одномоментно при ввозе или вывозе из РФ;
- оружие или его части;
- психотропные и ядовитые вещества;
- редких представителей флоры и фауны;
- алкоголь, если его объем превышает 3 литра;
- табачные изделия — выше положенных норм.
Пошлина составляет 30% от таможенной стоимость подлежащего декларированию багажа, и вы заплатите за один килограмм не меньше четырех евро. Это не так много для тех, кто только что отдохнул в свое удовольствие, так что здесь экономить не стоит. Но стоит учесть, на какие товары для физических лиц обращают внимание сотрудники таможни.
Понятие индивидуально-определенной вещи
Гражданский кодекс РФ не содержит понятия индивидуально определенной вещи. Вместе с тем опосредованно это понятие присутствует в ст. 398 ГК РФ, согласно которой урегулированы последствия неисполнения обязательства передать индивидуально- определённую вещь.
Индивидуально-определенные вещи признаются юридически незаменимыми. В случае гибели или порчи таких вещей от обязанного лица можно требовать лишь возмещения убытков, но не предоставления аналогичных вещей.
Как справедливо на наш взгляд, отмечает С.В. Моргунов: «…деление вещей на индивидуально — определенные и родовые есть результат насущной потребности вовлечения в имущественный оборот одинаковых по естественным свойствам вещей. Под естественными свойствами вещей подразумеваются качества вещи, присущие ей от природы, а не возникшие как плоды деятельности человека. Необходимость подобной дифференциации вещей усилилась, когда человек в своей хозяйственной деятельности стал производить материальные объекты, сходные по своим внешним характеристикам и целевому предназначению»[3].
В практике часто возникают вопросы, касающиеся возможности в качестве предмета займа получить определенные непотребляемые вещи. В ст. 807 ГК РФ установлено, что «предметом договора займа могут быть только вещи, определенные родовыми признаками». Родовой признак означает, что вещи не могут быть выделены из общей массы таких же однородных вещей. Другими словами, родовые вещи невозможно индивидуализировать. Это положение подтверждается и судебной практикой.
Кроме того, использование денежных средств и иных вещей, определяемых родовыми признаками, возможно только путем их потребления. Непотребляемые вещи не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Например, земельные участки, иные обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи.
Так, например, по договорам займа заимодавец передал заемщику индивидуально-определенные вещи — автотранспортные средства. Автомашины имеют идентификационные номера, которые служат индивидуализацией изделия на весь период эксплуатации, паспорта транспортного средства, имеющие сведения о производителе, порядковый номер, год выпуска.
Что означает декларированная площадь земельного участка
Правильное декларирование площади земельного участка Владея земельным участком в садоводческом кооперативе, часто возникает вопрос межевания и установления границ с соседними участками. Это порождает уменьшение, либо увеличение границ участка.
Наиболее существенными характеристиками любого земельного участка, которые определяются как уникальные и позволяют однозначно определить этот участок как объект недвижимости, являются местоположение границ и площадь. Возникающая необходимость уточнения местоположения границ и площади земельных участков обусловлена рядом причин.
Изменения затронут собственников садовых участков, дач, личных подсобных хозяйств, владельцев гаражей и домовладельцев. Если до 2019 года собственник не проведет кадастровые работы, то не сможет распоряжаться земельным участком (продать, обменять, заложить его и так далее), даже если имеет свидетельство на право собственности или договор аренды.
Прежняя формулировка Закона о земельном кадастре говорила о минимальном размере земельного участка, закрепленном нормативными правовыми актами субъектов РФ или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
S уточн. (S по док-там — S min) , где S min — предельный минимальный размер земельного участка, установленный для земель соответствующего целевого назначения.
Увеличение и уменьшение площади при уточнении и изменении границ
Уточнение границ земельного надела с одновременным увеличением площади происходит при необходимости оформления прирезки из земель общего пользования. Такой вариант возможен, когда землепользователь самовольно передвигает фактические границы участка, к примеру, забор либо ограждение, за счет общественных земель – дорог, просек. Увеличение допустимо в случае, если площадь надела меньше нормы, если по документам нельзя определить площадь и ее рассчитают, исходя из фактического положения на протяжении 15 лет.
В результате проведения геодезических работ по уточнению границ возможно также уменьшение площади земельного надела. Основанием для уменьшения площади участка является одна из причин: ошибка в кадастровом и межевом плане либо факт незаконного вторжения на чужую территорию. Для земель различных категорий может быть разная предельная величина площади, и выше предельной увеличить ее не получится.
Таким образом, увеличить или уменьшить площадь можно при присоединении либо разделении, выделении участка и при проведении работ по межеванию.
Кадастровый учет декларированных участков
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам (доб.
861) — Санкт-Петербург (доб. 608) — Россия (общий) или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!
Все консультации у юристов бесплатны.
Для кадастрового учета земель в РФ используется автоматизированная система, в которой каждый земельный надел сопровождается подробным описанием, включающим в себя: На региональном уровне РФ право на государственный кадастровый учет земель делегируется местным «Кадастровым палатам».
Кадастровый учет земельных участков Законодательство РФ определяет следующую последовательность постановки участков земли на учет: Для граждан процедура постановки на учет земельных участков в государственном кадастре выглядит так:
Росреестра от 28.04.2016 N 14-исх/05932-ГЕ/16
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
от 28 апреля 2016 г. N 14-исх/05932-ГЕ/16
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в целях упорядочения практики государственной регистрации прав на ранее учтенные и образуемые из них земельные участки, предоставленные для нужд Министерства обороны Российской Федерации, отмечает следующее.
Минобороны России обозначена проблема, связанная с государственной регистрацией прав на земельные участки, сведения о которых в государственном кадастре недвижимости имеют статус «ранее учтенные», границы которых не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В этой связи отмечаем следующее.
1. По мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, изложенному в письме от 16.06.2014 N ОГ-Д23-4587, ограничения, связанные с уменьшением площади земельного участка в связи с уточнением местоположения его границ, действующим законодательством не установлены.
В соответствии с пунктом 67 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, при отсутствии указанных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:
описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор);
сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
В этой связи в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» должны быть отражены обоснования результатов соответствующих кадастровых работ с приложением (при наличии) к межевому плану документов, подтверждающих местоположение границ земельного участка.
Учитывая изложенное, полагаем возможным осуществление государственного кадастрового учета земельного участка в связи с уточнением местоположения его границ, когда в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения о координатах характерных точек границ данного земельного участка, в результате которого фактическая площадь земельного участка меньше, чем площадь, указанная в правоустанавливающем документе, и государственной регистрации прав на такой земельный участок (с фактической площадью). Однако, на наш взгляд, площадь земельного участка после уточнения местоположения его границ не может быть меньше установленного в соответствии с федеральным законом минимального размера земельных участков, кроме того, такое уменьшение должно быть обусловлено объективными причинами и, соответственно, уточнение границ не должно приводить к значительному (несоразмерному) уменьшению площади земельного участка.
2. В соответствии с пунктом 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Если в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о границах исходного земельного участка, то их предварительное (не в связи с собственно образованием из него земельных участков) уточнение не требуется.
Более того, согласно части 3 статьи 25 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Соответственно, при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ (часть 4 статьи 27 Закона о кадастре).
Исключением из указанных правил для ситуации, когда сведения о границах исходного земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, являются случаи наличия кадастровой ошибки в сведениях о местоположении его границ. В этом случае образованию земельных участков должно предшествовать исправление кадастровой ошибки в сведениях о местоположении границ исходного земельного участка. При этом к данной ситуации не применяются положения части 5 статьи 27 Закона о кадастре относительно того, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, не должна быть больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Для ситуации, когда исходный земельный участок в результате его раздела сохраняется в измененных границах, Закон о кадастре не содержит обязательного требования о необходимости уточнения границ исходного земельного участка в связи с его разделом, если ранее (до раздела) такие границы не были уточнены (установлены).
Однако необходимо учитывать, что в силу пункта 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Какие права дает декларированный земельный участок
Декларированный земельный участок – это участок земли, который зарегистрирован в государственном кадастре недвижимости и официально признан государством, принадлежащим конкретному человеку или организации. Такой участок дает своему владельцу ряд прав и преимуществ.
Первое преимущество декларированного земельного участка – это защита прав собственности. Владелец декларированного участка не может быть лишен своей собственности без решения суда. Также владелец имеет право продавать и передавать свой участок наследникам или другим лицам.
Декларированный земельный участок также дает владельцу право использовать свою собственность на свое усмотрение. На таком участке можно строить дом, садить сад, разводить скот и т.д. Кроме того, владелец имеет право сдавать участок в аренду или совершать сделки с ним, например, продавать или обменивать его.
Еще одно преимущество декларированного земельного участка – это возможность получения кредита в банке под залог этого участка. Также владелец имеет право на налоговые льготы при пользовании своей собственностью.
В целом, декларированный земельный участок дает владельцу надежность и защиту своих прав на собственность. Кроме того, это дает возможность использовать свою собственность на свое усмотрение и получать дополнительные преимущества, такие как кредиты и налоговые льготы.