Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности участников налоговых правоотношений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками. Понятие «налогоплательщик» относится к числу специфических терминов законодательства о налогах и сборах и используется исключительно в значениях, определяемых соответствующими статьями НК РФ. Придание ст. 11 НК РФ понятию «налогоплательщик» статуса «специфического» означает, что данная категория присуща в первую очередь налоговому праву. Иными отраслями права или законодательства понятие «налогоплательщик» может использоваться только в том значении, которое ему придается НК РФ.
Понятие и виды налоговых правоотношений
Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов, налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности, связанные с налогообложением.
Налоговые правоотношения имеют двусторонний волевой характер: с одной стороны, норма налогового права появляется в ходе реализации воли государства, а с другой — правоотношение осуществляется через поведение конкретного участника налогового правоотношения.
Налогоплательщики и налоговые агенты
Налогоплательщиками являются все участники экономической деятельности, которые должны уплачивать налоги и другие обязательные платежи на основании НК РФ — как резиденты, так и нерезиденты. Это могут быть юридические, физические лица, и структуры без образования юридического лица — ИП.
Обязанности налоговых агентов выполняют лица, которые должны удерживать и перечислять в бюджет налоги из доходов, выплачиваемых ими другим лицам в рамках договорных отношений. При этом неважно, являются ли сами агенты плательщиками этих налогов.
Нормы действующего законодательства дают возможность организации являться одновременно налоговым агентом и налогоплательщиком. В этом случае она приобретает права и несет обязанности, относящиеся к обеим категориям.
Выделяют четыре функции налоговых платежей:
- фискальная;
- распределительная;
- регулирующая;
- контролирующая.
Фискальная функция является основной. Ее суть в том, что поступления от фискальных платежей — одна из статей доходов государства.
Распределительная функция подразумевает перераспределение доходов между различными слоями населения. Сбор налогов с лиц, получающих доход, позволяет направить полученные средства на поддержание незащищенных и необеспеченных слоев населения страны.
Регулирующая функция направлена на формирование наиболее эффективной налоговой системы. Реализуется она через:
- поддержку отдельных отраслей экономики путем снижения налогового бремени;
- создание механизмов, препятствующих злоупотреблениям в области установленных законодательством прав и обязанностей налогоплательщика;
- аккумулирование средств на восстановление потребляемых ресурсов (налог на воду, на добычу полезных ископаемых, пошлины и акцизы на сырьевые ресурсы).
Обеспечение и защита прав налогоплательщиков.
В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право на обжалование:
- ненормативных актов налоговых органов;
- действий должностных лиц налоговых органов;
- бездействия должностных лиц налоговых органов. Например, могут быть обжалованы следующие ненормативные
- акты налоговых органов:
- решения о доначислении налога и пени;
- решения налогового органа об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;
- решения о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика;
- решения об аресте имущества налогоплательщика;
- акт о совершении лицом, не являющимся налогоплательщиком или налоговым агентом, нарушений законодательства о налогах и сборах; решения, принятые вышестоящими налоговыми органами по итогам рассмотрения жалоб.
Из Уголовного кодекса РФ.
Предусмотрена ответственность гражданина за уклонение от уплаты налога (ст. 198) и организации за уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199).
- Из стати 198. Уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах, если подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до одного года. При этом уклонение гражданина от уплаты налога признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — 500 минимальных размеров оплаты труда.
- Из статьи 199.Уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
- При этом уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее – иностранные организации).
Физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
НК РФ устанавливает следующие права налогоплательщиков:
– использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
– получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
– на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
– представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
– представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
– присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
– получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
– требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
– не выполнять неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам;
– обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
– требовать соблюдения налоговой тайны;
– требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен ст. 23 НК РФ. Налогоплательщики обязаны:
– уплачивать законно установленные налоги;
– встать на учет в налоговых органах;
– вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
– представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;
– представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
– выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
– предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;
– в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
– нести иные обязанности.
Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты могут участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через своих представителей.
Российское налоговое право предусматривает две категории представителей:
1) законные – представители, которые наделены соответствующими полномочиями законом или учредительными документами организации;
2) уполномоченные – представители, которые наделены соответственными полномочиями доверенностями, оформленными по правилам ст. 185 ГК РФ.
В соответствии со ст. 27 НК РФ законное представительство предприятий осуществляется в двух формах:
– путем закрепления полномочий представителя в учредительных документах;
– представительство на основании закона.
В первом случае сведения о представителе должны быть включены в учредительные документы предприятия (устав, учредительный договор). Тогда представительство этого предприятия сможет осуществлять только указанный в ее учредительных документах представитель.
Во втором случае представительство возможно на государственных и муниципальных предприятиях, где собственником является государство. Налоговый представитель таких предприятий должен быть указан в качестве такового в акте соответствующего государственного органа (представительного органа субъекта РФ, органа местного самоуправления и т. п.).
Законный представитель организации имеет право осуществлять все те действия, которые может производить в связи с уплатой налогов и сборов и сам налогоплательщик. Законный представитель обладает, в том числе и правом уплаты налога за предприятие.
А потому в соответствии со ст. 28 НК РФ, как действие, так и бездействие законных налоговых представителей организации признаются действиями (бездействием) самой организации.
В соответствии со ст. 29 НК РФ уполномоченными представителями налогоплательщиков могут быть как юридические, так и физические лица, как граждане РФ, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Кроме того, уполномоченными представителями могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица.
Не могут быть уполномоченными представителями должностные лица государственных органов власти и служащие контролирующих и правоохранительных органов – работники налоговых инспекций и таможенных служб, налоговые полицейские, судьи, следователи, прокуроры. Все эти лица могут представлять интересы государства и вправе заниматься только профессиональной, а также преподавательской, научной, литературной и другой творческой деятельностью. Также не могут быть уполномоченными представителями граждане, признанные судом недееспособными. Ограниченно дееспособные могут выступать представителями только с согласия попечителя.
Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, заверенной руководителем представляемого предприятия или другим лицом, наделенным учредительными документами правом подписи. Нотариально заверять такую доверенность не нужно.
Представительство прекращается по следующим причинам:
– если истек срок действия доверенности;
– если доверенность отменена выдавшим ее доверителем;
– если прекращена деятельность юридического лица, от имени которого выдана доверенность;
– в случае смерти физического лица, которому выдана доверенность, или в случае признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.
Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В свою очередь, по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.
Процедура (порядок) проведения органами внутренних дел проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, а также перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных выносить постановления о проведении таких проверок закреплены в Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, утв. Приказом МВД России от 16 марта 2004 г. № 177.
Проверки проводятся сотрудниками подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям, в должностные обязанности которых входит предупреждение, пресечение, выявление и документирование соответствующих преступлений и административных правонарушений.
В случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверках привлекаются специалисты, а также сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел.
Проверка организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах проводится в срок не более 30 дней.
Началом срока проведения проверки является день вынесения постановления о ее проведении.
По результатам проведения проверки проверяющими составляется акт проверки организации или физического лица в 3 экземплярах.
Окончанием срока проведения проверки является день подписания акта о ее проведении.
При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных налоговым законодательством к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
Органы внутренних дел и их должностных лица несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам при проведении выездных налоговых, убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.
За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов внутренних дел несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Права и обязанности налогоплательщика
Раздел ЕГЭ: 5.19. Права и обязанности налогоплательщика
Поскольку государство выступает гарантом соблюдения и сохранения прав и свобод граждан, граждане наделяются определёнными обязанностями, которые направлены на поддержание нормального функционирования государства. Одной из таких обязанностей является выплата налогов. Налоговое законодательство довольно обширно, оно регулирует все вопросы, касающиеся уплаты налогов: от определения категорий лиц, подлежащих обязательной уплате налогов, их прав и обязанностей, до последствий невыплаты налогов.
Налоги — обязательные безвозмездные платежи в пользу государства, которые служат основой для государственного бюджета, который распределяется на благо населения страны.
Физические и юридические лица — субъекты общественных налоговых отношений, на которых Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги за счёт собственных средств.
Права налогоплательщиков:
- своевременное бесплатное информирование от налоговых органов по месту учёта о действующих налогах и сборах;
- право на запрос информации о нормативных актах, регулирующих уплату налогов;
- предоставление налоговым органам документов, подтверждающих права на льготы;
- возврат излишне уплаченных сумм в бюджет (получение льгот) в случаях: о получения ими или их детьми платного обучения;
- прохождения ими или их детьми платного лечения;
- траты на лекарства и медикаменты для самих налогоплательщиков или их детей;
- ознакомление с актами проверок, проведённых налоговыми органами, с возможностью их квалифицированного обжалования; предоставление налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведённых проверок с возможностью разрешения спорных вопросов на ранней стадии;
- обжалование в законном порядке решений налоговых органов и действий их должностных лиц.
Обязанности налогоплательщиков:
- своевременная и полная уплата законно установленных налогов;
- постановка на учёт в налоговых органах; предоставление в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые налогоплательщик обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена государством;
- ведение в установленном порядке бухгалтерского учёта своих доходов и расходов, объектов налогообложения и сохранение их в течение пяти лет;
- выполнение законных требований налоговых органов касательно устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
- внесение исправлений в бухгалтерскую отчётность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода, выявленного в ходе проверок налоговыми органами;
- предоставление письменного пояснения мотивов отказа от подписания акта проверки в случае несогласия с его фактами;
- сообщение налоговым органам в течение 10 дней о принятом решении ликвидации или реорганизации юридического лица.
Отказ выплаты налогов и сокрытие доходов считаются противоправными нарушениями. Для общества невыплата налогов ведёт к непоступлению денежных средств в бюджет государства, что затрудняет справедливое перераспределение материальных благ.
Обход налогов — избежание возникновения обязательств налогообложения как законными способами, так и незаконными.
Способы уклонения:
- незаконное использование предприятием налоговых льгот;
- умышленное включение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений;
- умышленное непредоставление налоговой декларации или иных документов.
Все способы уклонения от налогов ведут к юридическому наказанию нарушителей.
Права, обязанности и ответственность налоговых органов
Согласно НК РФ налоговые органы вправе:
- Требовать от субъектов документацию – для правильного исчисления налога;
- Требовать пояснений – для определения правомочности действий при заполнении отчетности;
- Проводить проверки – чтобы удостовериться в законности действий плательщиков;
- Приостанавливать на основании законодательных актов финансовые операции субъектов в финансовых учреждениях;
- Арестовывать имущество должника – для обеспечения уплаты долга;
- Изымать документацию, подтверждающую факт преступления;
- Проводить инвентаризацию имущества субъекта – для определения возможности получения благодаря ему прибыли;
- Выполнять расчетные операции предполагаемой прибыли, если субъект не допускает органы на объект;
- Правильно исчислять налоги и сборы;
- Взыскивать недоимки по платежам любого рода;
- Запрашивать у банков данные относительно платежных документов налогоплательщиков;
- Привлекать к расследованию сторонних специалистов и свидетелей;
- Обращаться в судебные инстанции;
- Лишать предпринимателей лицензии.
Важно: среди обязанностей налоговым органам в первую очередь вменяется неукоснительно соблюдение предписаний законодательных актов, они должны следовать требованиям закона и блюсти права налогоплательщиков.
Также обязанностью налоговиков является:
- Работа с гражданами по предоставлению разъяснений относительно заполнения отчетной документации, а также актуальной информации;
- Они обязаны качество и безошибочно внести учет субъектов и соблюдать конфиденциальность.
Налоговое право является подотраслью финансового права, имеющую свою собственную систему представляющей собою внутреннею структуру (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых норм, объединенных единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов данного регулирования… Ее построение обусловлено не только структурой законодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, которая существенно влияет на формирование норм и институтов налогового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств.
Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенным внутренним строением.
Системе налогового права свойственны такие характерные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.
По общему правилу налоговое право делится на две части – Общую и Особенную.
В Общую часть включаются нормы, которые устанавливают основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.
Институты Общей части налогового права содержат те нормы права, действие которых распространяется на все регулируемые этой подотраслью правоотношения. Положения Общей части налогового права конкретизируются в институтах его Особенной части.
Особенную часть налогового права образуют нормы, которые детально регламентируют определенные виды налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, а также специальные налоговые режимы (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции).
Безусловно, в огромном множестве налогово-правовых норм неизбежно возникают коллизии и разночтения, но в своей совокупности они представляют собой единую систему с собственными внутренними закономерностями и тенденциями. Построение этой системы, которая основана на существующих налоговых отношениях, предоставляет возможность более правильного применения финансово-правовых норм и таким образом, содействует укреплению законности и выполнению налоговым правом регулирующей и охранительной функций.
Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.
Источники налогового права – это внешние формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы, которые регулируют вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за налоговое правонарушение.
Налоговый Кодекс РФ к источникам налогового права относит:
1. международные договоры Российской Федерации,
2. Налоговый Кодекс РФ,
3. федеральные законы и законы Российской Федерации,
4. законы и иные нормативные акты законодательных органов субъектов РФ.
5. нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.
Значение источников налогового права:
– они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
– источники налогового права представляют собой форму существования налоговых норм, т. е. внешнее выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях.
Существуют определенные особенности вступления в законную силу нормативных правовых актов о налогах и сборах. Так, по общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном наличии двух условии:
А) не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования;
Б) не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Особые правила вступления в законную силу определены для актов налогового законодательства, вводящих налоги и сборы – не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но в любом случае не ранее истечения месячного срока с момента из официального опубликования.
Согласно ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Тем самым, данное положение, во-первых, ограничивает законодателя в возможности придания закону обратной силы, во-вторых, гарантирует конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положением налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие.
Источники налогового права обладают следующими свойствами:
– формальная определенность;
– общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения;
– законность, заключающаяся в наличии юридической силы.
Вместе с тем источники налогового права имеют характерные черты, отличающие их иных нормативно-правовых актов:
– они регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права.
– принимаются только теми органами государства и местного самоуправления, правотворческая компетенция которых предусмотрена НК РФ.
– источники налогового права характеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения властей и федеративной природой российского государства.
Классификация налогоплательщиков и их особенности
В качестве субъектов налогового права налогоплательщики классифицируются на:
- организации (предприятия, учреждения);
- физические лица.
Налоговое право соотносит понятие «организация» с категорией «юридическое лицо». Для того, чтобы реализовать предписания НК организации делят на два вида:
- российские организации, то есть юридические лица, которые образуются в соответствии с законодательством нашей страны;
- иностранные организации, то есть зарубежные юридические лица, предприятия и прочие корпоративные образования, которые наделены гражданской правоспособностью и их создание соответствует законодательству иностранного государства, международные компании, включая их филиалы и представительства, сформированные на территории России.
В число налогоплательщиков-организаций включены филиалы и иные обособленные подразделения зарубежных фирм, которые располагаются на территории нашей страны. Это возможно при условии, что налоговое законодательство возлагает на них обязанность по уплате конкретных налогов.
Филиалы и прочие обособленные подразделения отечественных предприятий нельзя считать самостоятельными налогоплательщиками. Это обусловлено тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 19 НК РФ они лишь исполняют налоговые обязанности головных организаций в местах своего расположения.
Права, обязанности и ответственность налоговых органов
Согласно НК РФ налоговые органы вправе:
- Требовать от субъектов документацию – для правильного исчисления налога;
- Требовать пояснений – для определения правомочности действий при заполнении отчетности;
- Проводить проверки – чтобы удостовериться в законности действий плательщиков;
- Приостанавливать на основании законодательных актов финансовые операции субъектов в финансовых учреждениях;
- Арестовывать имущество должника – для обеспечения уплаты долга;
- Изымать документацию, подтверждающую факт преступления;
- Проводить инвентаризацию имущества субъекта – для определения возможности получения благодаря ему прибыли;
- Выполнять расчетные операции предполагаемой прибыли, если субъект не допускает органы на объект;
- Правильно исчислять налоги и сборы;
- Взыскивать недоимки по платежам любого рода;
- Запрашивать у банков данные относительно платежных документов налогоплательщиков;
- Привлекать к расследованию сторонних специалистов и свидетелей;
- Обращаться в судебные инстанции;
- Лишать предпринимателей лицензии.
Важное место в деятельности государства занимает формирование его бюджета — денежного дохода, необходимого для реализации экономических и социальных программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одним из главных источников формирования бюджета являются налоги, взимаемые с юридических и физических лиц (налогоплательщиков).
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей образует налоговую систему государства. Стабильное поступление в казну государства налогов и других обязательных платежей является необходимым условием успешного функционирования государства, дальнейшего экономического и социального развития.
Однако налогоплательщики не всегда добросовестно выполняют свои обязанности перед государством, допускают различные нарушения налогового законодательства — от несвоевременного внесения в соответствующий бюджет налогов до умышленного уклонения от их уплаты. Поэтому в любом государстве создается определенная система учета налогоплательщиков и контроля за полнотой и своевременностью уплаты ими начисленных налогов и обязательных платежей. В Российской Федерации эту функцию выполняют налоговые органы Российской Федерации.
Налоговые органы Российской Федерации — единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Точное установление функций государственного органа имеет важное юридическое значение: права, предоставленные
Главная задача всех звеньев едина — контроль за соблюдением налогового законодательства, налоговым органам всех уровней присущи общие функции:
* учет налогоплательщиков;
* контроль за соблюдением налогового законодательства участниками налоговых правоотношений;
* определение в установленных случаях суммы налогов,
* ведение оперативно-
* возврат или зачет излишне уплаченных или излишне
* разъяснительная работа и
* применение мер
* взыскание недоимок, пеней и штрафов с нарушителей
* контроль за соблюдением законодательства о наличном денежном обращении.
Налоговая служба Российской Федерации основана на следующих принципах:
1. Принцип единства. Этот принцип построения системы
2. Принцип независимости.
3. Принцип централизации.