Кто кому на самом деле должен уступить дорогу при въезде во двор

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто кому на самом деле должен уступить дорогу при въезде во двор». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если машина уже свернула во двор, пункт 8.3 ПДД неприменим – водитель не имеет преимущества перед другими автомобилистами. Пункт 17.3 тоже не действует. Водитель выезжающего авто при узком проезде и однополосном движении никуда выехать не сможет, потому что ему навстречу движется препятствие в виде заехавшего на территорию транспорта. Если он решит остановиться и стоять, то обязанности пропускать других автомобилистов у него не будет.

Нужно ли уступать дорогу автомобилю, который уже свернул во двор

По ПДД на дворовой территории действуют те же правила, что и в жилой зоне: приоритет имеют пешеходы, но и они не должны мешать другим участникам движения. То есть вне проезжей части на прилегающей территории автомобилисты по ПДД не обязаны пропускать друг друга.

Эксперты рассматривают такую ситуацию как сложный случай «встречного разъезда», который пункт 11.7 ПДД не регулирует.

Правила оформления аварии

Для правильного оформления происшествия каждый из участников должен знать, что делать при ДТП во дворе дома. Важно отметить все детали, которые в дальнейшем помогут обосновать свою позицию. В случае наступления аварии участники совершают следующий алгоритм действий:

  1. Остановить автомобиль.
  2. Установить на расстоянии 15 метров от места происшествия знак, оповещающий об аварии.
  3. Оставить ТС без изменения положения. Если вызваны сотрудники ГИБДД или аварийный комиссар, положение не меняется до момента завершения фиксирования ДТП.
  4. Вызвать медицинскую помощь, если есть потерпевшие.
  5. Сообщить об аварии в подразделение ГИБДД.
  6. Оформить документально произошедшее событие.

Участники ДТП вправе самостоятельно разрешить вопрос при наличии следующих факторов:

  • достигнуто согласие;
  • отсутствие пострадавших;
  • размер ущерба не превышает 50 тысяч рублей.

Стороны составляют схему ДТП, а также фиксируют на фото и видео участок, где расположены машины. Рекомендуется найти свидетелей и внести их показания, контактные номера. Европротокол состоит из двух сторон. На лицевой части документа отображается:

  1. Место аварии (точный адрес).
  2. Время столкновения.
  3. Количество машин.
  4. Владельцы ТС.
  5. Сведения от очевидцев.
  6. Перечень полученных повреждений.
  7. Страховые компании.
  8. Отметки на схеме.
  9. Росписи лиц, производящих заполнение, и свидетелей.

На обратной стороне извещения сообщается:

  1. Обстоятельства ДТП.
  2. ФИО человека, который на этот момент управлял ТС.
  3. Возможность дальнейшего продолжения движения автомобилем.

В разделе примечаний указать о наличие фото или видео.

Обязательно вызывается представитель ГИБДД в следующих ситуациях:

  1. Необходимо провести подробное разбирательство, потому что участвовало три или более ТС.
  2. Отсутствие договора страхования гражданской ответственности перед третьими лицами у одного из участников.
  3. Причинен вред здоровью человека. В число пострадавших входят водители и пешеходы.
  4. Сумма возмещения свыше 50000 рублей.
  5. Отсутствие компромисса и невозможность самостоятельно определить виновника.

Что делать, если виновник покинул место происшествия

В первую очередь потерпевший должен сделать все возможное, чтобы не остаться в проигрыше от ДТП, в котором не является виновником. Если проигнорировать соблюдение правил безопасности, приехавший сотрудник ГИБДД вправе составить административный протокол. В свою очередь виновнику следует знать, что будет, если уехал с места ДТП во дворе. Пострадавший действует следующим образом:

  1. Оповестить о ДТП установкой знака.
  2. Включить аварийку.
  3. Запомнить номерные знаки виновного лица. При возможности сфотографировать их.
  4. Зарисовать смеху происшествия. При этом место расположения ТС не меняется.
  5. Найти очевидцев, которые видели момент столкновения.
  6. Вызвать сотрудников ГИБДД.

Также нужно правильно действовать в случае создания велосипедистом ДТП во дворе дома и знать, что делать, если виновник скрылся. В отношении этой категории участников дорожного движения действует правило на оставление участка аварии. Соответственно он также отвечает за содеянное, и обязан выплатить компенсацию.

Что запрещает наличие знака

Если вы заехали на машине в жилую зону, тогда приготовьтесь к довольно жестким и строгим запретам. Здесь нельзя делать следующее:

  • обучаться вождению;
  • совершать обгон;
  • выполнять сквозной проезд, чтобы обогнуть пробку;
  • останавливаться, не выключая двигатель;
  • превышать скорость;
  • совершать стоянку на машине категории С;
  • заезжать на газон;
  • включать громко музыку;
  • нарушать иные правила ПДД;
  • нарушать общественный порядок и пр.

Много споров возникает касательно стоянки грузовиков, поскольку они в жилых домах порой необходимы, чтобы вывезти мебель, что-то погрузить, разгрузить, выполнить ремонтные работы и пр.

Поэтому к правилу внесли ряд поправок. Это позволяет автотранспортным средствам категории С останавливаться в жилых зонах, если имеется специальное разрешение, соответствующая табличка, либо же это машина, являющаяся часть какой-нибудь службы.

Согласно правилам о жилой зоне, здесь действуют определенные ограничения. Причем их перечень довольно внушительный.

  • Нельзя ехать со скоростью свыше 20 км/час;
  • Приоритет движения всегда на стороне пешехода и велосипедиста;
  • Запрещается использовать двор как сквозную территорию, когда в ней нет необходимости;
  • Действуют ограничения на осуществляемые развороты;
  • Если внутри зоны есть перекресток, сначала пропускают пешеходов, и только затем другие машины в соответствии с ПДД;
  • Ограничения распространяются и на движение на задней передаче;
  • Крайне нежелательно совершать любые опасные маневры и не соблюдать принцип помеха справа.

Ограничения нельзя назвать строгими, поскольку в большинстве случаев штраф за них платить не придется. Но любые потенциально опасные маневры становятся причиной привлечения водителя к ответственности по иным пунктам и правилам. В некоторых из них можно лишиться прав.

Отличия перекрестка и выезда

В теории все звучит понятно, а также логично. Но на практике даже бывалые автоюристы не всегда могут сразу разобраться в том, выезд это со двора, либо все-таки перекресток.

Сложнее всего определить это, когда водитель находится на новой территории, где нет никаких опознавательных знаков, на которые можно было бы опереться.

В ситуации, когда нет полной уверенности в статусе участка, лучше уступить дорогу, либо дождаться, пока другой вежливый водитель пропустит ваше транспортное средство.

Еще важно понимать, что в большинстве случаев выезд со двора — это не перекресток. Так что есть высокая вероятность, что в вашей ситуации все аналогично

Когда происходят разборки из-за ДТП, требуется детальнее разбираться в ситуации. Проверять факт наличия сквозного проезда, а также изучать все расположенные с той или иной стороны знаки.

Согласно стандартным условиям дорожного движения за последний год, под определением «жилой зоны» подразумевается территория, около которой любые въезды и выезды обозначены дорожными знаками 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны». Также там обязательно действуют стандартные требования, чётко устанавливающие порядок езды в упомянутой локации. Типичные условия раздела №17 распространяются и на аналогичные дворовые территории.

Если ссылаться на нормативные положения п. 17.1. из свода, то рассматриваемая территория непременно должна ограничиваться минимум двумя знаками особых предписаний. Анализируя п. 17.4. правил, можно заметить, что к изучаемой зоне по умолчанию абсолютно все жилые территории приравниваются к дворовым. Поэтому соблюдать рекомендации следует не только во время обнаружения конкретных знаков 5.21. и 5.22., но и вообще в границах всех дворов многоквартирных зданий.

Соответствующие указатели обычно устанавливаются в местах, где нужно обязательно усилить дополнительную безопасность ходьбы для пешеходов и ограничить будущие действия водителей.

Иногда подобные зоны могут располагаться также в деловых и торговых участках мегаполисов – там порой находятся важные объекты инфраструктуры для семей. Отдельной разметки для придомовой территории не предусмотрено, поэтому водителю необходимо опираться на косвенные приметы: смену асфальтового покрытия на грунтовой слой, соседство с детскими площадками и прочее.

Если нет разметки и знаков, определяющих полосность движения на дороге, то согласно ПДД водители должны на глаз поделить проезжую часть пополам и двигаться по своей стороне. Если ширина проезжей части дороги или габариты транспортных средств не позволяют автомобилям разъехаться на дороге с учетом безопасного бокового интервала, то тут по обоюдному согласованию кто-то съезжает на обочину и уступает дорогу или оба съезжают на обочину одним колесом и так разъезжаются.

Читайте также:  Как не спутать жилой дом с садовым, или Чего ждать от «Дачной Конституции»

Если же при встречном разъезде автомобили все-таки зацепились зеркалами, то здесь инспекторам ГАИ необходимо очень потрудиться, чтобы найти виновного. Когда обе машины двигались навстречу и каждая оставалась на своей полосе при отсутствующей разметке, то, скорей всего, оба водителя будут виновны в нарушении ПДД: «водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения».

Статья по теме

В какой день недели происходит больше всего ДТП?

Что запрещает наличие знака

Если вы заехали на машине в жилую зону, тогда приготовьтесь к довольно жестким и строгим запретам. Здесь нельзя делать следующее:

  • обучаться вождению;
  • совершать обгон;
  • выполнять сквозной проезд, чтобы обогнуть пробку;
  • останавливаться, не выключая двигатель;
  • превышать скорость;
  • совершать стоянку на машине категории С;
  • заезжать на газон;
  • включать громко музыку;
  • нарушать иные правила ПДД;
  • нарушать общественный порядок и пр.

Много споров возникает касательно стоянки грузовиков, поскольку они в жилых домах порой необходимы, чтобы вывезти мебель, что-то погрузить, разгрузить, выполнить ремонтные работы и пр.

Поэтому к правилу внесли ряд поправок. Это позволяет автотранспортным средствам категории С останавливаться в жилых зонах, если имеется специальное разрешение, соответствующая табличка, либо же это машина, являющаяся часть какой-нибудь службы.

Согласно правилам о жилой зоне, здесь действуют определенные ограничения. Причем их перечень довольно внушительный.

  • Нельзя ехать со скоростью свыше 20 км/час;
  • Приоритет движения всегда на стороне пешехода и велосипедиста;
  • Запрещается использовать двор как сквозную территорию, когда в ней нет необходимости;
  • Действуют ограничения на осуществляемые развороты;
  • Если внутри зоны есть перекресток, сначала пропускают пешеходов, и только затем другие машины в соответствии с ПДД;
  • Ограничения распространяются и на движение на задней передаче;
  • Крайне нежелательно совершать любые опасные маневры и не соблюдать принцип помеха справа.

Ограничения нельзя назвать строгими, поскольку в большинстве случаев штраф за них платить не придется. Но любые потенциально опасные маневры становятся причиной привлечения водителя к ответственности по иным пунктам и правилам. В некоторых из них можно лишиться прав.

За что оштрафуют в жилой зоне

ВСПОМНИТЬ ВСЕ

В целом списке нарушений Правил дорожного движения, наказание за которые доросло с 1 июля до трех тысяч рублей (см. подробнее), есть один, на первый взгляд, малозаметный пункт: «Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах». Так звучит формулировка статьи 12.28 ч.1 Кодекса об административных правонарушениях. Из нее мало что понятно, а, между прочим, к жилым зонам относятся не только территории, отмеченные большим синим знаком с изображением дома и бегающих детишек, но и любые дворовые территории наших с вами многоэтажек. Об этом прямо написано в статье 17 ПДД. И в ней, кстати, еще много чего любопытного написано. Перечисляем.

♦ В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

♦ Движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части.

♦ В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

Касательно ПДД в жилой зоне нужно дать определения ключевым терминам. Двором считается участок земли, который прилегает к дому или хозяйственным постройкам. Но с этим понятием возникает путаница, поскольку в деревнях двором считается личный участок, обнесённый забором. Для него ПДД не действуют.

Для решения этого противоречия используют термин придомовая территория. Под ним понимают территорию, необходимую для обслуживания одного или нескольких домов. Для частных владений такой территорией будет земля, прилегающая к границам частной собственности.

В придомовую территорию входят:

  • Земля, на которой она расположена.
  • Насаждения и элементы благоустройства.

Прилегающей территорией считается земля, которая непосредственно прилегает к дороге. На этом участке может находиться двор, АЗС, предприятие, стоянка, многоквартирные дома и т.п.

Обозначение прилегающей территории в ПДД

Само понятие и его расшифровка есть в пункте 1.2 Правил:

Читайте также:  Безвозмездная субсидия на развитие малого бизнеса 2023

То есть это путь, дающий возможность подъехать к какому-либо объекту (дому или предприятию, парковке, заправке и т.д.). Но его нельзя использовать для следования из пункта L в N, если оба они располагаются за пределами примыкающей зоны.

Этот участок иногда легко перепутать с перекрестком. Отличить его помогают некоторые дорожные знаки:

  • 5.21 и 5.22. Первый сигнализирует о начале жилой зоны, второй – о ее окончании.
  • 7.3. Его ставят там, где находится въезд на АЗС.
  • 3.2. Запрещает сквозное следование.
  • 3.1. Сигнализирует о том, что въезжать на участок через эту дорогу нельзя.

Возможные ДТП и их последствия

ДТП на прилегающей территории ПДД дополнительно не описываются. Но они, конечно, там случаются. И бывают связаны с тем, что водители расходятся во мнениях, перекресток это или примыкающий участок. Ведь правила там и здесь разные. Какие аварии типичны в такой ситуации:

  • Автомобиль L собирается развернуться и въезжает на примыкающую территорию задним ходом. Оттуда следует машина F, водитель которой уверен, что следует через перекресток. Поэтому он не уступает оппоненту, в результате происходит столкновение. Если это примыкающий участок, накажут второго автомобилиста. Он должен был пропустить машину L. Если речь о перекрестке, вину возложат на водителя первой машины. На этом участке езда задним ходом запрещена.
  • Автомобиль L, выезжая с примыкающей зоны, поворачивает направо. Машина F едет ему навстречу и намеревается уйти влево. Если первый уверен, что все происходит на перекрестке равнозначных путей, а второй оценивает участок, как примыкающую зону, возможно столкновение. Когда прав водитель L, оппонент должен его пропустить в соответствии с пунктом 13.12 ПДД:

Но когда речь о прилегающей территории, первым должен проследовать именно автомобиль F. Ведь L покидает ее, значит, он уступает всем иным ТС.

  • Автомобиль L въехал на АЗС, заправился, развернулся и собрался покинуть ее тем же путем. В это время туда следует машина F, и происходит авария. Водитель L здесь неправ. Если выезд разрешен одним и тем же путем, он обязан пропустить F. Но иногда покидать АЗС необходимо вообще по другой дороге. И выходит, что L ехал по встречному ряду при одностороннем движении.

Прилегающая территория в ПДД разграничена с проезжей частью, на ней участники движения должны вести себя иначе. И это справедливо, ведь здесь решаются другие цели: заправка авто, ожидание, пока водитель или пассажир вернется из дома либо учреждения. Если не спешить, контролировать дорогу, уважать других участников движения, удастся избежать неприятностей с ними и ГИБДД.

Нужно ли уступить дорогу пешеходу

Во дворе жилого дома или многоэтажного здания участвовать в движении могут не только автомобилисты. Но раз въезд и выезд с этих территорий так проблематичны, некоторым водителям кажется, что преимущество должно предоставляться им. А после проезда авто пусть идут люди.

Но в ПДД прописаны иные условия. Правовой документ требует уступить дорогу во дворах пешеходу вне зависимости от того, заезжает туда машина или покидает территорию. Это записано в пункте 8.3:

При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Что касается самого дворового пространства, в нем указание ПДД то же: пешеход имеет преимущество перед машиной. Автомобилист должен прежде пропустить его, а затем ехать сам. Эта необходимость прописана в пункте 17.1. Правда, там речь идет о жилой зоне, очерченной соответствующими дорожными знаками. Но в соответствии с пунктом 17.4 это правило распространяется и на дворы. А в них наличие специальных символов необязательно.

Есть еще один нюанс, который пешеходы иногда упускают. Пункт 17.1 ПДД гласит, что несмотря на даваемый им приоритет, двигаться по двору необходимо так, чтобы не создавать специальных препятствий машинам. То есть нельзя, например, идти по центру дороги. Лучше следовать по краю, чтобы и автомобиль мог в это же время проехать без задержки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *