Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие пособия и льготы положены тем, у кого есть дети. Большой обзор МТБлога». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии со ст. 2 Закона № 138-XIII объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем № 115, но не выше 5-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Ежемесячные пособия на детей
После родов финансовая поддержка от государства полагается каждый месяц как минимум до того момента, пока ребенку не исполнится 3 года.
К такой государственной помощи относятся:
- Пособие по уходу за ребенком до 3-х лет;
- Пособие по уходу за ребенком-инвалидом;
- Пособие по одновременному воспитанию детей до 3 лет и старше 3 лет;
- Помощь продуктами питания для детей до 2-х лет.
Как рассчитать размер детского пособия?
Размер пособия по уходу за ребенком = СЗП/100*35.
Формула действует для семей с одним ребенком. Если в одной ячейке общества двое детей до 3 лет, то сумма умножается 40%: СЗП/100*40.
Если у ребенка инвалидность, то формула будет такой: СЗП/100*45.
Если первый ребенок живет в зоне радиоактивного загрязнения, то формула будет выглядеть следующим образом: СЗП/100*35*1,5. То есть сумма увеличивается в полтора раза.
Соответственно, размер пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми, которые живут в зоне радиоактивного загрязнения: СЗП/100*40*1,5.
Если в семье кроме новорожденного есть другие дети от 3 до 18 лет, то полагается дополнительная регулярная ежемесячная выплата в размере 0,5 БПМ (119,94 BYN).
Льготы для многодетных семей
У многодетных семей в Беларуси особое положение – они могут получать льготы на жилье, налоги, воспитание детей. Государство делает все для повышения рождаемости в стране.
Жилищные льготы
Многодетная семья имеет внеочередное право на получение льготного кредита или субсидии на жилье. Льготный кредит предоставляется на следующих условиях:
- процентная ставка за пользование льготным кредитом – 1% годовых;
- максимальный срок льготного кредита – 40 лет;
- размер льготного кредита – до 100 % стоимости жилья.
Кроме того, многодетным семьям оказываемся финансовая помощь (субсидия) в выплате жилищных кредитов:
- при наличии 3-х несовершеннолетних детей – 75 % от суммы задолженности по кредиту;
- при наличии 4-х и более несовершеннолетних детей – 100 % от суммы задолженности по кредиту.
Если кредит на жилье не льготный, то финансовая помощь предоставляется в размере 100 БПМ (23 987 BYN).
Система государственных пособий семьям, воспитывающим детей
В республике действует разветвленная система государственных пособий. В нее входят три группы пособий: по материнству, семейные и по временной нетрудоспособности по уходу за детьми — всего 11 видов (Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»).
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет установлено на уровне 35-40% среднемесячного заработка по стране.
Пособие выплачивается за весь период ухода за ребенком до исполнения ребенку возраста 3 лет (в том числе при выходе лица, осуществляющего уход за ребенком, на работу), причем всем получателям, независимо от уровня доходов, факта уплаты страховых взносов, занятости.
Размеры единовременных пособий: при рождении первого ребенка 10 БПМ в среднем на душу населения, при рождении второго и последующих детей — 14 БПМ.
Расходы на выплату пособийв адрес семей с детьми в 2019 году составили Br2,3 млрд, или 1,7% ВВП. Это один из самых высоких показателей относительных расходов на выплату семейных пособий, связанных с рождением и воспитанием детей, в европейском пространстве.
Как рассчитывается пособие?
Работающим женщинам выплачивают 100% среднедневного заработка. Аналогичная ситуация у ИП и тех, кто выполняет работу по договору: пособие зависит от среднедневного дохода/вознаграждения.
Безработным заплатят 100% пособия по безработице, студентам — 100% стипендии, но не меньше минимального размера пособия.
Минимальный размер пособия по беременности и родам за календарный месяц устанавливается в размере 50% наибольшей величины БПМ в среднем на душу населения за два последних квартала. С 1 февраля БПМ в среднем на душу населения установлен в размере 296 рублей 55 копеек.
Максимальный размер пособия по беременности и родам может отличаться в зависимости от ситуации:
- для работающих выплата за один календарный месяц не может превышать три средних зарплаты по республике в предыдущем месяце (до того, как возникло право на пособие);
- для самостоятельно осуществляющих деятельность пособие не может превышать суммы обязательных страховых взносов, уплаченных в ФСЗН за период, за который определяется среднедневной доход;
- для тех, кто выполняет работы по гражданско-правовым договорам, пособие не должно превышать суммы обязательных страховых взносов, уплаченных в ФСЗН с вознаграждения, из которого исчислялось пособие.
В течение какого периода можно получать универсальное детское пособие
Универсальное пособие беременным женщинам будет назначаться после наступления срока беременности 12 недель. Выплачивать его будут за период начиная с месяца постановки на учет в медицинской организации (не ранее наступления срока беременности шесть недель) до месяца родов или прерывания беременности включительно. Пособие выплачивается за полный месяц независимо от даты наступления срока беременности 6 недель, даты родов или прерывания беременности. Если прерывание беременности произойдет до наступления срока беременности 12 недель, пособие выплачиваться не будет.
Пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка будет выплачиваться начиная с месяца рождения ребенка, если обращение с соответствующим заявлением последовало в срок не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях пособие будет выплачиваться, начиная с даты обращения за его назначением (новая редакция ст. 9.1 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).
Пособие выплачивается за полный месяц независимо от даты рождения ребенка, даты достижения ребенком возраста 17 лет или даты обращения за назначением пособия.
Если женщина получала ежемесячное пособие в период беременности, указанное пособие в случае рождения ребенка назначается и выплачивается с месяца, следующего за месяцем его рождения. Пособие на ребенка будет назначаться на 12 месяцев, но на срок не более, чем до достижения ребенком возраста 17 лет. По достижении ребенком возраста 17 лет выплата пособия прекращается.
Какие выплаты положены семье при рождении двойни и тройни?
Появление в семье ребенка значительно увеличивает семейные расходы. Кроме регулярных трат на подгузники, питание, одежду, нужны крупные покупки – коляска, детская кроватка, пеленальный столик и т.д. Чтобы помочь родителям с финансами существуют единовременные пособия:
- пособие женщинам, которые обратились (стали на учет) в женскую консультацию до наступления 12 недель беременности. Эту выплату молодая мама получает только в том случае, если она постоянно наблюдалась в организациях здравоохранения и выполняла все рекомендации медицинских сотрудников;
- пособие в связи с рождением ребенка;
- выплата при рождении двойни, тройни и т.д.
Если в семье кроме новорожденного есть другие дети от 3 до 18 лет, то полагается еще одна выплата. Но уже регулярная (ежемесячная), а не единовременная. Это пособие появилось относительно недавно – в 2015 году.
Размер перечисленных пособий зависит от величины бюджета прожиточного минимума (БПМ). Этот показатель меняется 4 раза в год – раз в квартал. На сколько детское пособие увеличится, можно будет узнать 1 февраля, а затем 1 мая, 1 августа, 1 ноября.
Название пособия | Схема начисления | Размер детского пособия с 1 ноября 2020 года | Размер детского пособия с 1 февраля 2021 года |
---|---|---|---|
Единовременное пособие за рождение 1-го ребенка | 10 БПМ | 2581,1 рублей | 2628.7 рублей |
Единовременное пособие за рождение 2-го ребенка (и последующих) | 14 БПМ | 3613,54 рублей | 3680.18 рублей |
Единовременное пособие для женщин, вставших на учет в женскую консультацию до 12-ой недели беременности | 1 БПМ | 258,11 рублей | 262.87 рублей |
Единовременное пособие при рождении двойни, тройни (указана сумма на одного ребенка) | 2 БПМ | 516,22 рублей | 525.74 рублей |
Минимальная оплата отпуска по беременности и родам, если ее нельзя рассчитать исходя из средней заработной платы (указана сумма за 1 месяц) | 0,5 БПМ | 129,06 рублей | 131.44 рублей |
Детские пособия автоматически после появления малыша не начисляются. Необходимо прийти к своему работодателю и составить соответствующее заявление. Что там нужно обязательно указать?
Как будут платить детские пособия в 2021 году: обзор важных изменений
Если будущая мать встаёт на учет у врачей на сроке до 12 недель беременности, ей положена дополнительная стимулирующая выплата — пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности.
Выплата не велика, однако ее размер ежегодно индексируют. Произойдет такая индексация и в 2021 году, но не с начала года, а с 1 февраля 2021.
Размер пособия матери за постановку на учет в ранние сроки беременности в январе 2021 г. — 675,15 рублей. С 1 февраля 2021 года — увеличение суммы пособия до 708,23 рублей.
Что нужно знать об этой выплате в 2021 году:
1. Пособие за постановку на учет назначают только женщине — будущей матери.
В Москве сроки постановки беременной на учет, по сути, продлены до 20 недель беременности. Будущие мамы, имеющие постоянную регистрацию в столице и вставшие на учет в московской медорганизации, могу подавать заявление на пособие со справкой о постановке на учет на сроке до 20 недель.
Что нового в условиях получения универсального пособия с 1 января 2023 г.
— Единое пособие с 1 января 2023 года будет выплачиваться и работающим (официально трудоустроенным), и неработающим, потому что основные критерии для назначения этого пособия предусматривают возможность не работать (не иметь официальных доходов), если на это есть уважительные причины.
Ольга Баталина:
Будет ли оно [единое пособие] выплачиваться и работающим, и неработающим? Да, потому что основным критерием назначения единого пособия является следующее.
- Во-первых, это низкий уровень дохода семьи. Доход семьи не выше одного прожиточного минимума в среднем на душу населения, в том регионе, где семья живет.
- Далее, есть набор требований по имущественной обеспеченности. Они не новые для нашей социальной практики, потому что ровно такой же набор требований предъявляется сегодня при назначении выплат семьям с детьми в возрасте от 3 до 8 лет (или до 7 лет включительно) и от 8 до 17 лет. То есть точно такие же требования. Внутри этих требований есть еще и ограничения по процентам от вкладов, которые имеются в распоряжении семьи.
- И третья группа требований — это условия о занятости родителей, или так называемые правило нулевого дохода. И здесь предусмотрено, что родители (трудоспособные родители в семье) могут работать, или они могут не работать. Но если они не работают, то на это должны быть уважительные (или объективные) причины.
— Почему взят такой большой расчетный период для оценки доходов — 12 месяцев? Если мое материальное состояние ухудшилось сейчас, а год назад финансовое состояние было неплохим — это значит, что я сейчас не нуждаюсь в пособии? То есть почему нуждаемость смотрят по прошлом году, если проблемы с доходами возникли сейчас?
Ольга Баталина:
Раньше все документы для назначения детских пособий нужно было самому собирать по разным ведомствам, инстанциям, и приносить в орган социальной защиты. Конечно, было огромное количество ошибок (не там поставили печать, печать не поставили вовсе, не тот документ заверили, а нужно принести еще какой-то документ). Понятно, что родители тратили огромное количество времени, отпрашиваясь с работы, собирая эти документы, справки, пытаясь уложиться там в приемные часы, бухгалтерии не всегда работают, здесь, приходя в органы соцзащиты не в то время, когда они работают. В общем, все это было достаточно хлопотно и неудобно. И много раз […] семьи говорили: слушайте, нас так отпугивает необходимость этого сбора документов, что проще вообще уже ни за какой поддержкой к государству не обращаться.
Вот сейчас действуют все новые выплаты на принципах социального казначейства, и не нужно приносить никаких документов, справок о доходах. Вообще сейчас почти 95% заявлений не требуют вообще предъявления никаких бумажных документов. Только в исключительных случаях оставшиеся 5% приносят некоторые справки, как например справка из военкомата, которой нет в электронном виде, поэтому ее нужно будет принести. А откуда же берутся тогда эти сведения о доходах? Что же их, не проверяют? Проверяют, но только они теперь получаются из Федеральной налоговой службы. Поэтому [берется такой] период оценки доходов для того, чтобы семьям не приходилось на бумаге приносить каких-либо документов.
[…]
[Еще] дело в том, что у нас людей, которые ритмично, ежемесячно получают одну и ту же заработную плату, не так много. Вообще очень у многих есть еще дополнительные выплаты в течение года — у кого-то это премии, какие-то дополнительные бонусы, какие-то стимулирующие выплаты. Потом у нас много людей занято в сельском хозяйстве — у них сезонная занятость, они не получают ритмичный доход в течение всего года. Есть люди, которые занимаются предпринимательской деятельностью — тем более у них нет доходов каждый месяц, но зато в течение года у них может быть несколько периодов по результатам сделок или удачно проведенной работы с получением этого дохода. И если мы у семьи будем брать более короткий период — например, 3 месяца, как, положим, говорят об этом наши семьи, то не факт, что эти 3 месяца будут ровно того периода, когда этих доходов практически не было. Это могут быть как раз периоды высокого дохода. И понятно, что семья, зарабатывая эти деньги за эти 3 месяца, не живет на них только 3 месяца — она их равномерно распределяет в течение всего года.
И поэтому период 12 месяцев как раз наиболее выгоден для семьи, потому что он позволяет посмотреть, а каким доходом в среднем обладает семья, и не отказывать семье из-за вот этих вот месяцев каких-то крупных доходов — премий, выплат, каких-то поступлений, доходов от бизнеса и много многого другого. Поэтому поверьте, хоть и кажется, что вроде бы какое-то старое финансовое состояние семьи измеряется. Нет, только равномерное распределение расчетных доходов по году позволяет большему количеству семей претендовать на меры поддержки.
— Если у семьи отличается место регистрации и место фактического проживания (например, если семья проживает с детьми и временно зарегистрирована в Южно-Сахалинске, а постоянная прописка в Краснодарском крае), то по прожиточному минимуму какого региона будет начисляться универсальное пособие?
Ольга Баталина:
Если у семьи одновременно есть постоянная прописка и временная прописка, то семья сама принимает решение, какую из этих прописок указать в заявлении. Когда семья подает заявление на портале Госуслуг, она указывает в данном случае один регион — Краснодар или Южно-Сахалинск.
Конечно, я всем рекомендую указывать ту прописку того региона, где семья реально фактически живет. Почему?
- Вы не можете заранее знать, точно ли вы не в тех 5%, которым нужно будет принести какой-то бумажный документ. Если вы, проживая в Южно-Сахалинске, укажете прописку Краснодара, то приглашать вас будут в клиентскую службу Социального фонда Краснодара, что будет, наверно, вам не очень удобно. Это раз.
- Во-вторых, в Краснодаре и Южно-Сахалинске совсем разные величины прожиточного минимума. Поэтому оптимально подавать заявление опять в том же регионе, где вы реально проживаете (по временной или постоянной прописке), с тем чтобы прожиточный минимум, который вам будет назначен, отражал особенности региона, где вы живете.
А так главное, чтобы какая-то из прописок в дальнейшем была подтверждена органами МВД, что вы подали реальные, достоверные сведения.
Какие условия должны быть соблюдены для назначения пособий?
2 основных условия прописаны в соответствующем законе*.
Пособия назначаются, если ребенок:
1) зарегистрирован по месту жительства в Беларуси (на день обращения за назначением пособия);
2) фактически проживает в Республике Беларусь.
Первое условие предполагает, что и потенциальный получатель пособия, родитель ребенка, зарегистрирован в Беларуси и не имеет постоянного вида на жительство за границей.
Согласно второму условию, для назначения пособия ребенок должен не только быть зарегистрирован в Беларуси, но и фактически там находится. Чтобы установить это обстоятельство, по месту жительства ребенка может выехать комиссия. Также делаются дополнительные запросы, например, состоит ли ребенок на учете в поликлинике.
Выплаты по уходу за детьми до полутора лет доступны как трудоустроенным лицам, так и безработным (ст. 13–15 81-ФЗ). Обратиться за получением вправе не только мать или отец, но и близкие родственники (бабушки/дедушки, тети/дяди) при условии, что они ухаживают за новорожденным. Для иностранцев такая опция доступна, оформляют ежемесячную дотацию все, у кого есть ВНЖ, РВП (и официальное трудоустройство) или статус беженца.
Работающие люди пишут заявление работодателю, для них ежемесячная выплата до полутора лет равна 40% от среднего заработка. Безработные обращается в ОСЗН — территориальный отдел соцзащиты населения. Дотацию в таком случае выплачивают в минимальном размере, который ежегодно индексируется и с 1 февраля 2023 составляет 8630 руб.
Обращаются в соцслужбу чаще одинокие мамы, которые воспитывают трех и более детей или имеют ребенка-инвалида.
— Для назначения государственной адресной социальной помощи не имеют значения особенности статуса женщины, — разъясняет начальник управления социальной защиты администрации Партизанского района Минска Светлана Петрова. — Важны два фактора: трудная жизненная ситуация и доход, не превышающий наибольшей величины бюджета прожиточного минимума на каждого члена семьи. Адресная помощь может быть в виде ежемесячного социального пособия или единовременной выплаты. В этом году, например, к нам обратились за поддержкой две одинокие многодетные матери. Одна из них воспитывает троих детей от 3 до 16 лет, а другая — четверых несовершеннолетних детей, самый младший из них — инвалид.
Матери троих детей предоставлено единовременное пособие в размере 300 рублей, эту семью пригласили на новогоднее мероприятие. А матери четверых деток оказана матпомощь в размере 100 рублей, выплачено единовременное пособие — 450 рублей и назначено небольшое ежемесячное пособие на полгода. Им также выделена гуманитарная помощь и продуктовые наборы.
Обязательным условием получения государственной адресной помощи является обследование социально-бытовых условий семьи.
Единовременная выплата семьям при рождении двоих и более детей на приобретение детских вещей первой необходимости
Данная выплата осуществляется в соответствии с Положением о порядке осуществления единовременной выплаты семьям при рождении двоих и более детей на приобретение детских вещей первой необходимости, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июля 2009 г. № 985.
Семьям при рождении двоих и более детей производится единовременная выплата на приобретение детских вещей первой необходимости на каждого из детей в размере двукратной величины БПМ.
Единовременная выплата производится органом по труду, занятости и социальной защите местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) матери либо в случае отсутствия матери по месту жительства (месту пребывания) отца в течение 6 месяцев со дня возникновения права на эту выплату.
При наличии уважительных причин, подтвержденных соответствующими документами, данный срок может быть продлен органом по труду, занятости и социальной защите. Днем возникновения права на единовременную выплату является день: рождения детей.
Таким образом, при рождении двойни полагается единовременная выплата в размере четырехкратной величины БПМ, при рождении тройни – шестикратной величины БПМ.