Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый налоговый платеж с 1 января 2023 года: что такое и как платить в 1С:УНФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учет расчетов по налогам и сборам регламентируют законодательные нормы и действующие НПА. В бухучете все налоги и установленные сборы фиксируются на счете 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», где по каждому из них специально открывают субсчет, объединяющий аналитическую информацию. Счет 68 предназначен для подытоживания в целом сведений по налогам, уплачиваемым фирмой, а также персоналом компании. Заметим, что только в учете НДС кроме 68-го применяется еще счет 19. С его помощью отражают входной НДС по купленным ценностям.
Платежи в бюджет и внебюджетные фонды: какими бывают, кто платит, зачем нужны
Давайте сначала разберемся с тем, кто, что и куда платит. Речь пойдет про платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Если совсем кратко, то получится так.
Таблица 1. Главное про обязательные платежи
Кто платит |
|
Что платит |
|
Куда платит |
|
Внесем ясность в определения
Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:
- безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
- обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
- принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
- принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
- вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.
Элементами налога являются:
- законодательно определенная основа – база;
- процентная ставка;
- объект налогообложения;
- период;
- порядок и сроки взимания.
Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:
- определенное право;
- лицензию на ту или иную деятельность;
- действие в правовом поле (например, регистрацию).
Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).
Уведомление о суммах налогах и взносов: для чего и в какие сроки
Для распределения ЕНП по платежам с авансовой системой расчетов, по которым декларация приходит позже, чем срок уплаты налога, вводится новая форма документа Уведомление об исчисленных суммах налогов.
В уведомлении указываем, какую сумму налога или взноса мы должны бюджету за соответствующий месяц, квартал или год. Таким образом инспекция понимает, как разнести суммы с ЕНС по видам платежей.
Без уведомления поступившие на ЕНС деньги невозможно распределить по бюджетам, что может привести к начислению пеней.
Срок подачи уведомления — не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты налога или взноса. Например, по НДС и налогу на прибыль уведомление подавать не нужно, ведь декларации по ним надо сдать раньше, чем наступит срок их уплаты.
В частности, организации должны подавать уведомления:
• ежемесячно, кроме третьего месяца квартала, — перед уплатой НДФЛ и взносов;
• ежеквартально — перед уплатой авансов по УСН, по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам.
Уведомление содержит всего пять реквизитов: КПП, КБК, ОКТМО, отчетный период и сумма.
Достаточно одного уведомления по всем авансам вместо заполнения множества платежек с 15 реквизитами в каждой.
Можно оформить одно уведомление на несколько периодов. Например, если вы знаете, что у вас налог по имуществу не изменится в течение года, то можно подать уведомление один раз сразу за год по всем срокам уплаты.
С 2023 года устанавливается единый срок представления налоговых деклараций — не позднее 25 числа. При этом периодичность сдачи отчетов осталась прежней. То есть декларации по НДС, налогу на прибыль, РСВ надо будет по-прежнему сдавать раз в квартал. Декларацию по УСН и декларацию по налогу на имущество — раз в год.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.
Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.
Зачет возможен, в частности:
- в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
- в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
- о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
- о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.
При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):
Расчеты по налогам и сборам в балансе
Являясь активно-пассивным, счет 68 объединяет всю деятельность фирмы и отражает расчеты с бюджетом по налогам и сборам, как в активной части баланса, так и в пассиве. Связанные с налоговыми платежами, сведения могут отражаться в бухгалтерском балансе в следующих разделах и строках:
- в активе баланса:
- в 1-м разделе:
- стр. 1180 при учете с отложенными налоговыми активами,
- во 2-м разделе:
- стр. 1220 «НДС по приобретенным МЦ»:
- стр. 1230, если у фирмы имеется переплата по налоговым платежам;
- в 1-м разделе:
- в пассиве баланса:
- в 4-м разделе:
- стр. 1420 при наличии отложенных налоговых обязательств;
- стр. 1450, если имеются долгосрочные обязательства по предоставленной компании рассрочки/отсрочки по налогам, инвестиционные кредитные проекты и др.;
- в 5-м разделе:
- стр. 1520 при отражении кредиторской задолженности по краткосрочным недоимкам и начисленным налогам с не наступившим пока еще сроком оплаты.
- в 4-м разделе:
Налоговые вычеты и льготы и процедуры их получения
Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.
НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,
Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.
Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.
Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
Налоги и специальные режимы
Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.
Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе К+.
Выделяют следующие режимы:
Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».
Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».
С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».
Регламентирующие правовые акты
Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.
В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.
Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:
ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.
Характеристика основных налогов, уплачиваемых предприятиями
Источники, объекты налогообложения и ставки налогов с организаций (предприятий)
Налог —обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Объект нало́гообложе́ния — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Является одним из обязательных элементов налога
Источник налога – это доход, из которого субъект уплачивает налог. По ряду налогов объект и источник налога могут совпадать. Например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.
Налоги, классификация налогов
Налог – это обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с юридических и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.
Важно отметить: сборы или пошлины не являются налогами, так как их уплата не является безвозмездной.
Принципы работы налоговой системы регулируются налоговым законодательством страны. Главный документ о налогах и сборах – Налоговый кодекс.
Объектами налогообложения могут быть совершенно разные явления. Это и операции по реализации товаров, прибыль, имущество, доход и т.д.
Рассмотрим три основных вида налогов, выделяемые в Российской Федерации:
- Федеральные
- Региональные
- Местные
Федеральные налоги – это обязательные на всей территории РФ налоги. Включают в себя следующие виды платежей: НДС, налог на прибыль компании, акцизы на виды товаров, налог на доходы физических лиц и т.д.
Региональные налоги – это налоги, которые регулируются законами субъектов РФ согласно Налоговому Кодексу страны. Уплата данного вида налогов обязательна на всей территории субъекта РФ. Транспортный налог, налог на имущество организации, а также налог на игорный бизнес относятся к региональным налогам.
Местные налоги в отличие от федеральных и региональных налогов регулируются нормативно правовыми актами органов местного самоуправления, опираясь на Налоговый Кодекс страны. Уплата данного вида налогов обязательна на всей территории муниципального образования. К местным налогам относятся налог на имущество физических лиц, а также земельный налог.
Бухгалтерия любого предприятия обязана обозначить для себя, какие виды налогов она обязана платить, а от каких выплат организация может быть освобождена. Освобождение от некоторых видов налогов, относящихся к региональным видам выплат необходимо подтвердить соответствующим решением органа местной власти.
Так, например, если налог разбивается между региональным и местным, то районная администрация может освободить организацию от соответствующей части этого налога.
Также налоги возможно классифицировать по источникам начисления. И здесь выделяют четыре основные группы:
- Косвенные, то есть начисляемые из состава выручки от реализации. К ним относятся акцизы и НДС.
- Налоги, которые включаются в состав затрат (издержек). Это налог на транспорт, землю, водный налог и т.д. Помимо этих налогов можно выделить выплаты во внебюджетные фонды социального страхования.
- Налоги, уплата которых идет за счет прочих расходов компании. Это налог на имущество организации.
Налоги, которые необходимо уплачивать за счет валовой прибыли. Это налог на прибыль организации.
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» — важный документ в бухучете компании, в котором отображается и суммируется вся информация о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, выплату которых ведет предприятие. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам включает в себя следующие виды налогов, пошлин и сборов:
- Счет №90 и №91. Это счета, к которым относятся продажи и прочие расходы и доходы, такие как налог и акцизы на имущество предприятий, НДС
- Счета №08, №20, №23, №25, №26, №29, №97, №44. На эти счета дебетуются входящие в стоимость работы, капитальные вложения, услуги и продукция. К ним можно отнести земельный налог, налоги за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду, транспортный налог, водный налог и т.д.
- Дебет счет №99, кредит счета №68. Это налоги, уплата которых идет с прибыли
Порядок начисления штрафных санкций за не полную или просроченную выплату налогов происходит по кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» и дебету счета 99 «Прибыль и убытки» и 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». В случае оплаты налогов выше нормы сумму необходимо отобразить в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» по счету 68.
Классификация по объекту обложения
В данной системе все обязательства разделены на две большие группы: прямые и косвенные. Определим понятия данных видов налогов и сборов в Российской Федерации.
Прямые — это те фискальные сборы, которые исчисляются напрямую к доходу или стоимости имущества налогоплательщика. Причем расчеты с бюджетами ведется исключительно за счет самого плательщика, то есть за счет его собственных доходов, средств, денег. Например: НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный.
Косвенные — это те сборы, которые взимаются с потребителя товара, работы или услуги, представляют собой специальную наценку на стоимость. В данном случае компании — плательщики косвенных фискальных платежей выступают в роли налоговых агентов между потребителями и государством, так как именно они исчисляют и уплачивают средства в бюджет. Например: НДС или акцизы.
Налог на доходы физических лиц
Подоходный налог, он же налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — доля взимаемая от совокупного дохода физического лица.
Это основной вид прямых налогов: он взимается напрямую с дохода физического лица, заработанного или полученного иным способом. Например, с зарплаты работника предприятия или оплаты труда репетитора.
Платить НДФЛ обязаны все физические лица — резиденты РФ, а также лица налоговыми резидентами России не считающиеся, но извлекающие экономическую выгоду из источников на территории нашей страны.
Объект налогообложения — доходы физического лица, в денежной и натуральной формах. Сюда входят: заработная плата, доход от преподавательской деятельности, продажа или сдача в аренду транспорта или недвижимости, лотерейные выигрыши, дивиденды. К исключениям, освобождаемым от налогообложения, относятся: разнообразные компенсационные выплаты, государственные пособия, пенсии, вознаграждения донорам, научные гранты, алименты и пр.
Основная налоговая ставка НДФЛ на 2020 год — 13% (из них 11,05% поступает в региональный бюджет, а 1,95% — в местный; также в некоторых случаях налог перечисляется в федеральный бюджет). Кроме того действуют и другие ставки НДФЛ: 9% — дивиденды (до 2015 г.), проценты по облигациям с ипотечным покрытием (эмитированных до 1 января 2017 г.); 15% — дивиденды от долевого участия в российских организациях для нерезидентов РФ; 30% — доходы нерезидентов РФ; 35% — выигрыши и призы рекламных кампаний стоимостью свыше 4 тыс. руб.
Также российские налогоплательщики вправе получить налоговые вычеты, ознакомиться с которыми можно в главе 23 НК РФ.
Акциз — налог, налагаемый в момент производства на особые категории товаров массового потребления (табак, алкоголь, легковые автомобили) внутри страны.
Это косвенный налог, поскольку величина акциза включена в цену товара или тарифа на услугу, и фактически уплачивается конечным потребителем.
Как правило, величина акцизов довольно большая (до 1/2 или даже 2/3 от цены товара), а потому они считаются крупным и важным источником пополнения бюджетов современных государств.
Объектом налогообложения является реализация производителями подакцизных товаров на территории РФ, их передача в уставный капитал организаций или для собственных нужд, импорт и ряд других операций.
Федеральные пошлины, сборы, иные платежи
В систему налогов и сборов законодательство РФ включает, помимо налогов в собственном смысле, ряд платежей обязательного характера, подлежащих, как и налоги, зачислению в государственную или муниципальную казну, однако отличающихся от них своими особенностями. Такие платежи в Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» названы сборами, пошлинами и другими платежами, устанавливаемыми в соответствии с названным Законом. Закон дает и перечисление их в соответствующих статьях среди платежей трех уровней: федерального, субъектов Федерации и местного. НК РФ применяет в основном только три термина: налоги, пошлины и сборы. Однако статьи Кодекса с перечнем всех этих платежей (ст. 13—15) в действие будут введены лишь с 1 января 2005 г. Действующим законодательством к федеральным отнесены государственная и таможенная пошлины, платежи за пользование природными ресурсами, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний, плата за пользование водными объектами; сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной про-дукции; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
НК РФ, несколько уменьшив систему федеральных платежей, первоначально сохранил в их числе государственную и та-моженную пошлины и таможенные сборы, дополнил их феде-ральными лицензионными сборами и сбором за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. В связи с принятием глав второй части НК РФ уточнение системы платежей налогов и сборов продолжается.
Государственная пошлина. Государственная пошлина в насто-ящее время взимается на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. «О государственной пошлине».
Под государственной пошлиной понимается установленный за — коном и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Госпошлина — платеж федерального уровня. Плательщиками являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства) и юридические лица в тех случаях, когда они обращаются за совершением юридически значимых действий или выдачей документов. Закон содержит перечень объектов, связанных с уплатой го-сударственной пошлины. Так, государственная пошлина взимается: с исковых заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ; за совершение нотариальных действий нотариусами государ-ственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти и кон-сульских учреждений РФ; за госрегистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния; за выдачу документов вышеуказанными судами, учреждениями и органами и т. п.
Размеры (ставки) госпошлины зависят от видов совершаемых действий и установлены в Законе в кратной форме от минимальной оплаты труда либо в процентах от суммы, указанной в документе (от цены иска, суммы договора и т. п.) или в твердых денежных суммах (с заявлением о приеме в гражданство РФ, о выходе из него и т. п.). Размеры пошлины диф-ференцированы.
Госпошлина уплачивается наличными деньгами в рублях в банки, а также путем перечисления требуемой суммы со счета плательщика через банки. Льготы устанавливаются относительно всех объектов ее взимания (например, от уплаты ее освобождены истцы по искам о взыскании алиментов, ветераны Великой Отечественной войны и т. п.). Кроме того, органы законодательной власти субъектов РФ вправе уста-навливать дополнительные льготы для отдельных категорий плательщиков, за исключением льгот по уплате пошлины по делам, рассматриваемым судами. Суды вправе, исходя из иму-щественного положения граждан (арбитражный суд — из имущественного положения сторон), освободить (уменьшить) от уплаты пошлины, отсрочить или рассрочить платеж. Закон пре-дусматривает случаи возврата уплаченной госпошлины. К ним, например, относится: а) внесение пошлины в большем размере, чем требуется; б) возвращение или отказ судами в принятии заявления, жалобы и иного обращения, отказ в совершении нотариальных действий и др.
Госпошлина по делам, рассматриваемым судами, зачисляется в федеральный бюджет, в остальных случаях — в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. С 1 января 2005 г. госпошлина включена в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13 НК РФ).
Таможенная пошлина. Правовые основы таможенного дела определены в ТК РФ, принятом 28 мая 2003 г. и вступившем в силу с 1 января 2004 г. ТК РФ определяет порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, проведения таможенного контроля и других действий, обеспечивающих проведение таможенной политики. Таможенным платежам принадлежит существенная роль в реализации целей таможенной политики. Среди таможенных платежей ТК РФ (ст. 318) называет, прежде всего, таможенную пошлину (ввозную и вывозную), а также НДС, акцизы, различные таможенные сборы, взимаемые за таможенное оформление, хранение и другие услуги. Таможенная пошлина выделяется своим значением и суммами поступлений в бюджет. Взимание ее регулируется ТК РФ (раздел III «Таможенные платежи»), а также Законом РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе». Кроме того, действуют Мето-дические указания о порядке применения таможенными органами положений ТК РФ, относящихся к таможенным платежам, утвержденные распоряжением ГТК РФ от 27 ноября 2003 г. (с изм. от 28 июля 2004 г.), а также приказ ГТК РФ от 7 июня 2004 г. «Об утверждении Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление».
Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории, и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Она относится к платежам федерального уровня (ст. 5 Закона «О таможенном тарифе»).
Плательщиком является декларант, т. е. лицо, заявляющее от собственного имени перемещаемые через границу товары и транспортные средства. Термином «лица» ТК обозначает предприятия, учреждения и организации, а также физических лиц, за исключением случаев, когда из положений Кодекса вытекает иное (ст. 18). В качестве декларанта может выступать не только лицо, непосредственно перемещающее товары, но и таможенный брокер (посредник).
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество (ст. 322 ТК РФ).
Таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу РФ при перемещении товара. Таможенный орган РФ, производящий оформление товара, контролирует правильность определения таможенной стоимости. Ставки таможенной пошлины, их виды и порядок установления регулируются Законом «О таможенном тарифе».
Налоговый кодекс – это кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в РФ.
Был принят:
1 часть — в 1998 году Госдумой и Советом Федерации, вступила в силу
1 января 1999 г.
2 часть – принята в 2000 году, вступила в силу 1 января 2001 г.
Налоговый кодекс постоянно редактируется, в него вносятся поправки, отражающие современное состояние экономики в РФ.
Так, с 1 января 2003 года введены поправки:
- введён транспортный налог
- упрощённая система налогообложения
На сегодняшний день действует редакция от 15 февраля 2016 года.