Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как обязать водителя отвечать за автомобиль материально?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации (ст. 243 ТК РФ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.
В соответствии с ТК РФ, письменный договор о полной матответственности заключается, если:
— сотруднику есть 18 лет;
— трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;
— должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» (Постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85).
Должность водителя в Перечне отсутствует. Однако в нем есть должность водителя-инкассатора и экспедитора. Следовательно, договор о полной материальной ответственности за автомобиль может быть заключен только при совмещении функций по управлению транспортным средством с функциями инкассатора (водители-инкассаторы) или по доставке грузов (водители-экспедиторы).
Когда возможно заключить договор о полной материальной ответственности с работником
Автомобиль, согласно Постановлению № 85, не входит в перечень, относящийся к материальным ценностям, поэтому водитель не ответственен за обычные хозяйственные риски, появляющиеся в результате эксплуатации (тех. осмотр, замена запчастей, плановые ремонтные работы и т. д.). Возмещение урона, причиненного автомобилю, допускается только при совершении виновных действий.
Для сокращения издержек в ходе производственного процесса должностные обязанности водителя могут быть расширены за счет совмещения. В этом случае, ему добавляются обязанности по обеспечению сохранности транспортируемого груза:
- экспедитора (автоперевозка, принятие груза у поставщика, передача контрагенту);
- инкассатора (прием денежных средств, соблюдение их сохранности, доставка);
- таксиста (сбор оплаты за оказание услуг по перевозке граждан).
Основной вопрос при утрате или порче груза и для перевозчика, и для водителя состоит в объеме материальной ответственности. Ее наличие определяется договором, но величину, как правило, определяет суд. Поскольку профессия в соответствующих документах Правительства и Минтруда отсутствует, полностью отвечать водитель за груз не может. Многие суды придерживаются такой точки зрения.
К примеру, Омский областной суд (аппеляционное определение судебной коллегии по гражданским делам, д. № 33-897/2019 от 28/02/019 г.) при рассмотрении вопроса о привлечении водителя, допустившего аварию служебного автомобиля, к материальной ответственности в полном объеме такую возможность исключил.
При этом отмечено, что:
Суд установил, что водитель обязан компенсировать ущерб только в размере среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Такое положение дел сохраняется, даже если работник ранее взял на себя обязательства полностью возместить ущерб (ст. 248 ТК РФ), а затем изменил свое решение. Подобный подход определяется тем, что работник считается более слабой стороной в трудовых отношениях, по сравнению с работодателем.
Кроме того, водитель может отвечать лишь за реальный ущерб, а не за упущенную выгоду работодателя.
Существенный вопрос – время, за которое определяется средний заработок водителя (момент причинения ущерба, обнаружения или взыскания). Поскольку в законодательстве и разъяснительных документах четких указаний нет, суды принимают различные точки зрения, например:
В некоторых случаях материальный ущерб может взыскиваться по суду с водителей полностью:
По каждому приведенному случаю в РФ существует обширная судебная практика. В одних случаях судьи принимают сторону водителя, а в других – нанимателя.
Если автомобилю нанесены повреждения
Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания.
Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3–8 ст. 243 ТК РФ. Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.
Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.
Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается. Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности. Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.
Договор о полной индивидуальной материальной ответственности водителя
Иногда встречаются ситуации, когда сотрудник одновременно выполняет трудовые обязанности, которые предполагают материальную ответственность, и обязанности, которые не предполагают ее. Например, это может касаться водителя организации. Вправе ли работодатель заключать договор материальной ответственности водителя за автомобиль или полной материальной ответственности, в каком случае это необходимо делать?
Должность водителя не включена в закрытый перечень профессий, утвержденный постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85. Однако в перечень включены работы, связанные с сопровождением грузов, что тоже часто включается в обязанности водителя. Так что же делать в такой ситуации?
В таком случае можно заключить, например, договор материальной ответственности с водителем, но только в отношении тех его должностных обязанностей, которые предполагают материальную ответственность, то есть непосредственно перевозку ценностей, финансовое обслуживание клиентов. При этом во избежание проблем в дальнейшем целесообразно корректно называть должность, например, «водитель-экспедитор».
Стоит заметить, что закрепить за работником ответственность за имущество можно и в случае, если работник не является материально ответственным лицом. Для этого стоит включить в трудовой договор или дополнительное соглашение пункт о том, что имущество передается работнику во временное пользование, оформить прием-передачу имущества, издать приказ о передаче имущества в пользование.
Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации ( ст. 243 ТК РФ ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.
В соответствии с ТК РФ, письменное соглашение о полной матответственности заключается, если:
- сотруднику есть 18 лет;
- трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;
- должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» ( Постановление Минтруда от 31.12.2002 № 85 ).
Взыскание ущерба без договора
Если при принятии на соответствующую должность водителю не было предложено подписать договор о полной материальной ответственности за автомобиль, виновник все равно понесет наказание за причинение ущерба.
Оценка действий водителя будет производиться согласно ГК, КоАП и УК.
Разница будет состоять лишь в том, что в таком случае фирма не сможет производить самостоятельно удержания из заработной платы, в счет понесенного урона.
В ситуации, когда формально матотвественность сотрудника не наступает проблема решается в судебном порядке, устанавливается вина работника и факт причинения вреда.
Водитель, в случае подтверждения вины, будет обязан возместить не только убытки, но и судебные издержки.
Важно! Возмещение материального ущерба – это право работодателя, от которого он может отказаться частично или полностью.
Материальная ответственность не что иное, как порча имущества работодателя по вине наемного работника умышленно или по неосторожности.
Умышленная вина — это осознанные действия, ведущие к причинению ущерба. Под отсутствием осторожности понимают случайность и отсутствие намерения навредить.
Как привлечь водителя к материальной ответственности
Если сотруднику для выполнения его трудовых обязанностей фирма предоставляет автомобиль, правомерно ли будет заключить с ним договор о полной материальной ответственности? Обычно ответы на этот вопрос у работника и представителя компании – диаметрально противоположные.
Если сотруднику для выполнения его трудовых обязанностей фирма предоставляет автомобиль, правомерно ли будет заключить с ним договор о полной материальной ответственности? Обычно ответы на этот вопрос у работника и представителя компании – диаметрально противоположные.
Для большинства работодателей водитель – лицо, которое должно быть «ответственно за все»: и за вверенный груз, и за автомобиль. А как же иначе? Ведь машина – это собственность компании, предоставленная принятому на работу сотруднику для исполнения его трудовых функций. Подобные убеждения почти повсеместно приобретают форму договора о полной материальной ответственности. Оформив выше указанный документ, директора компаний считают, что теперь им обеспечено спокойствие, а, при худшем раскладе событий, полное возмещение убытков.
Что ж, на первый взгляд, определенная логика в таких рассуждениях есть. Но стоит чуть более углубиться в юридические тонкости понятия «полная материальная ответственность», и «договор-панацея», подписанный с водителем, начинает «сдавать позиции».
Материальная ответственность – это обязанность сотрудника возместить ущерб, причиненный работодателю в результате виновного противоправного действия или бездействия.
Начнем по порядку. Итак, материальная ответственность – это обязанность сотрудника возместить ущерб, причиненный работодателю в результате виновного противоправного действия или бездействия. Это правило «активно» для любого сотрудника фирмы, и заключения дополнительного договора не требует. При этом ответственность ограничена среднемесячным заработком проштрафившегося специалиста (ст. 241 ТК РФ).
Что же касается полной материальной ответственности, то, согласно статье 242 ТК РФ, она состоит в обязанности возместить полный ущерб. Держать «полномасштабный ответ» работник может в двух случаях. Во-первых, если он занимает такую должность, к которой полная матответсвенность «привязана» в силу закона. Назовем это «императивной» категорией». Сюда относятся, например, операторы связи (ст. 68 Закона о связи), или руководитель предприятия (ст. 277 ТК РФ).
II. Общие положения о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю
Четыре кита всякой ответственности — вина, противоправность, причинно-следственная связь, наличие вреда — лежат и в основе материальной ответственности работников. В пункте 4 Постановления Пленума № 52 Верховный Суд РФ разъясняет, что «к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности».
Поскольку работник презюмируется более слабой стороной трудового правоотношения, законодатель установил ряд ограничений в части размера и условий привлечения его к ответственности. Прежде всего, работник отвечает только за реальный — прямой действительный — ущерб; упущенная выгода взысканию с работника не подлежит. Кроме того, ТК РФ установлено два вида ответственности работников — ограниченная и полная. Общим правилом является ограничение ответственности работника размером его среднего заработка (ст. 241 ТК РФ). К полной ответственности работник может быть привлечен только в случаях, исчерпывающим образом определенных ТК РФ или иными федеральными законами.
В частности, Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 утвержден Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности (далее – «Перечень»).
Данный перечень не содержит такой должности как «водитель». Вместе с тем, перечень содержит не только указание на должность, но и на трудовую функцию, выполняемую работником. Такая трудовая функция может быть указана как в самом трудовом договоре, так и в должностной инструкции работника.
Работодатель не вправе заключать письменные договоры о материальной ответственности, если должность работника или конкретная поручаемая ему работа не предусмотрена указанным Перечнем (ст. 244 ТК РФ, письмо Роструда от 19.10.2006 N 1746-6-1).
Материальная ответственность водителя
Все вышеперечисленные меры направлены на обеспечение сохранности и целостности транспортируемого товара. При этом сам водитель должен быть особенно заинтересован в качественной и своевременной доставке, ведь материальная ответственность водителя наступает в случаях повреждения или потери груза. Размер нанесённого ущерба взыскивается с водителя.
Важно
Работник любого предприятия может быть привлечён к ответственности за невыполнение возложенных на него трудовых обязанностей, особенно если нанесён материальный ущерб.
В случае нахождения водителя и предприятия в трудовых отношениях, размер материальной ответственности ограничен размером среднемесячной заработной платы водителя, независимо от величины нанесённого ущерба. Также есть определённые ситуации, при которых предприятие желает возложить на водителя полную ответственность за перевозимый груз и взыскать деньги за причинённый ущерб в полном размере (стоимость утерянного груза). Они требуют переведение правоотношений в категорию гражданско-правовых.
Если автомобилю нанесены повреждения
Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания.
Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3–8 ст. 243 ТК РФ. Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.
Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.
Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается. Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности. Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.
С кем заключать: границы ответственности
Заключение соглашения о матответственности разрешено не с любым работником. И на практике из-за этого нередко возникают споры между директором и юристом или специалистом отдела кадров. Администрация требует предусмотреть максимум санкций, в частности, для водителей, а исполнители возражают, ссылаясь на закон. Почему для водителей? Потому что они управляют транспортным средством, которое легко повредить, даже не имея умысла.
Возьмем для примера водителя грузовика, который во время ремонта сломал борта кузова. Умысла не было, состава преступления или административного правонарушения не было, а ущерб есть. В такой ситуации руководитель считает, что мог бы спасти образец договора о материальной ответственности водителя 2019 года .
Однако 243 статья ТК позволяет заключать соглашения о матответственности только с определенными специалистами. Их список утвержден в перечне Постановлением Минтруда № 85 от 31.12.2002. Обычный шофер в нем не значится, и в этой связи заключенный договор о материальной ответственности за автомобиль расцениваться как нарушение ТК. Перечень не подлежит расширенному толкованию и обязателен для бюджетных и коммерческих структур.
Водитель обязан быть не простым, а, например, инкассатором или экспедитором. Инкассаторы получают, некоторое время хранят (по пути следования) и выдают материальные ценности — деньги. Аналогичная ситуация с экспедитором, который не просто управляет автомобилем, но везет груз, отвечая за его сохранность и целостность. Поэтому договор с водителем-экспедитором о материальной ответственности является правомерным.