Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 01.09.2017 предельный срок ликвидации ООО на основании решения участников или исполнительный органа составит один год, который может быть продлен в судебном порядке не более чем на шесть месяцев (п. 6 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ[3]).

Проверка базы 1С на ошибки для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.

Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров

  • Неправильное указание НДС в документах;
  • Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
  • Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
  • Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
  • Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
  • Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
  • Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
  • Проверка корректности договоров в проводках.

Порядок внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений

Следует учесть, что появление в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений возможно только по результатам соответствующей проверки со стороны ИФНС.

К сведению: порядок проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, утвержден Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@. Основанием для назначения такой проверки является заявление заинтересованного лица. Она осуществляется в срок не более 1 месяца, следующего за истечением 7 рабочих дней со дня получения указанного заявления. В некоторых случаях этот срок может быть увеличен до 2 месяцев (п. 9 Приказа № ММВ-7-14/72@).

Если по результатам проверки ИФНС установит недостоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о ЮЛ, она направит проверяемому лицу (а также его учредителям и (или) участникам и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного ЮЛ), уведомление о необходимости представления в ИФНС достоверных сведений (п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ, п. 18 Приказа № ММВ-7-14/72@).

В свою очередь, ЮЛ обязано в течение 30 дней с момента направления данного уведомления сообщить в ИФНС соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

Если ЮЛ не исполнит эту обязанность в указанный срок или представит документы, не подтверждающие достоверность сведений, то ИФНС внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в реестре сведений о нем (см. также Письмо Минфина России от 11.03.2019 № 03-12-13/15455).

Обратите внимание: Инспекция не обязана проверять наличие у исключаемого из реестра ЮЛ неисполненных обязательств перед третьими лицами (за исключением информации об открытом исполнительном производстве). Взыскатели задолженности исключаемого из реестра лица, учитывая полномочия ИФНС, могут и должны сами контролировать действия ИФНС, которые она проводит в отношении должника (см. Постановление АС СЗО от 08.04.2019 № Ф07-1798/2019 по делу № А56-67726/2018).

Таким образом, внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о ЮЛ предшествует процедура, в рамках которой данное лицо может устранить возникшие у ИФНС обоснованные сомнения в достоверности сведений о нем, включенных в ЕГРЮЛ (см. Письмо Минфина России от 11.03.2019 № 03-12-13/15455).

Но если такая запись в реестре все же появилась, отчаиваться не нужно: это не окончательный приговор, а предупреждение. И у ЮЛ еще достаточно времени для исправления ситуации.

Решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ выносит ФНС. Если компания в течение одного года не вела деятельность, то налоговая исключает её из реестра.

Для ФНС недействующая организация определяется по двум критериям:

  • не сдаётся отчётность;
  • операции по банковским счетам отсутствуют.

Также налоговая может исключить компанию из реестра, если:

  • в нём в отношении организации имеется запись о недостоверности данных, которая не исчезает уже более полугода;
  • у организации нет средств провести ликвидацию.

При каких условия налоговая исключает ООО из ЕГРЮЛ

Для того, чтобы налоговый орган признал ООО недействующей, необходимо чтобы выполнилось одно из условий:

  • ООО в последние 12 месяцев не представляет налоговую и бухгалтерскую отчетность;
  • По расчетным счетам ООО не было ни одного денежного движения;
  • Юридический адрес общества признали недостоверным и в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности более шести месяцев.
Читайте также:  О мерах социальной поддержки семьям, имеющим статус многодетных

Последствия для ООО, которую ликвидировала налоговая

За коммерческую деятельность фирмы отвечают учредители и гендиректора компании. Если компанию ликвидировала налоговая инспекция, вывод один: ее бросили и не захотели добровольно ликвидировать ее собственники. Наказание от государства в этом случае следующее:

  • учредитель исключенной из реестра ЕГРЮЛ, владевший более 50 % доли в обществе, при наличии долгов по налогам, сборам и взносам в бюджет на момент закрытия, в течение трех лет не сможет зарегистрировать новую компанию, стать участником уже действующей организации, и не имеет право назначаться директором;
  • аналогичный запрет на открытие новой фирмы, руководство ею и покупку доли в другом юридическом лице распространяется и на генерального директора недействующего ООО, которое закрыла инспекция.

Поправки защитили кредиторов

Именно из-за позиции КС РФ в некоторые законы внесли поправки, направленные на защиту кредиторов исключенных компаний. Вот основные.

  • В ЕГРЮЛ вносят отметки о банкротстве. Арбитражный суд как только вынесет определение о принятии заявления о признании должника банкротом, сразу направит его в регорган в электронном виде. Регорган обязан сделать отметку в ЕГРЮЛ о том, что компания банкротится (п. 4 ст. 5 Закона No 129-ФЗ).
  • Сведения о банкротстве в регорган должен направлять оператор ЕФРСФДЮЛ. Сейчас это «Интерфакс». Предоставлять такую информацию он обязан в виде электронных документов не позднее трех дней со дня ее внесения в данный реестр (см. вынос на полях).
  • Нельзя исключить банкротящуюся компанию. Если у регоргана имеются сведения о проводимых в отношении него процедурах банкротства (то есть если эти сведения попали в ЕГРЮЛ), то он не вправе принимать решение о предстоящем исключении (подп. и.2 п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 21.1 Закона No 129-ФЗ).

Исключили из ЕГРЮЛ: как вернуть забытое имущество

Эксперты TaxCoach — про тему исключения компаний из ЕГРЮЛ, которая в 2018 году по-прежнему актуальна. Темп борьбы за «чистоту» реестра, заданный ФНС с 2016 года, сохраняется. В среднем за год налоговый орган по собственной инициативе ликвидирует порядка 500 тысяч организаций.

Полагаем, не вызовет удивления тот факт, что среди них есть как сознательно брошенные компаний, так и организации, ликвидировать которые в общем-то никто и не собирался.

Причин такого исключения может быть масса, но суть их сводится к тому, что руководство по тем или иным причинам проглядело решение ИФНС о предстоящем исключении. Сам по себе факт исключения компании из реестра — штука неприятная, а если компания ещё и владела активами, вернуть контроль над ними — настоящая головная боль для собственников.

Напоминаем, что в случае исключения из ЕГРЮЛ компании, имеющей задолженность перед бюджетом, её директор и участник (с доле более 50%) не смогут зарегистрировать новую компании или стать директором/участником в уже созданной, в течение 3-х лет с момент исключения (абз. 2,3 пп ф п 1 ст 23 ФЗ «О гос регистрации юр лиц и ИП»).

Смоделируем ситуацию. Существует бизнес, разделённый на операционный сектор и сектор хранения активов, условно ООО «Б». ООО «Б» владеет нежилым помещением, а на его расчётном счёте лежит 1 миллион рублей. Предположим, что активы в настоящий момент операционным сектором не используются, соответственно ООО «Б» находится в «спящем» состоянии.

Представим, что ИФНС вдруг решила проверить местонахождение ООО «Б» по адресу, указанному в реестре.

Инспекторы вышли на место, не увидели вывеску (или дверь им никто не открыл) и сделали вывод, что организация по адресу не располагается. После этого выслали письмо на юр адрес, с требованием внести достоверные сведения.

Письмо по тем или иным причинам никто не получил и никак на него не отреагировал. Итог — в ЕГРЮЛ появляется запись о недостоверности адреса.

В соответствии с ЕГРЮЛ, ООО «Старатель» зарегистрировано 15.10.1997 администрацией города. Основной вид деятельности общества — продажа пиломатериалов, сантехнического оборудования, стройматериалов. Юридический адрес компании: г. Южно-Сахалинск, ул. Октября, 18.

18 апреля 2018 г. специалисты администрации выехали по адресу общества в связи с задолженностями компании и не обнаружили ее по юридическому адресу.

После получения письма от администрации ФНС направила в адрес ООО «Старатель», директора, учредителей письменный запрос о необходимости предоставить достоверную информацию об адресе компании. Инспекция дала для ответа 30-дневный срок. Так как сведения вовремя не поступили, 28.06.2018 ФНС внесла в ЕГРЮЛ запись о недостоверности данных о месте нахождения юр. лица.

На основании п. 5 ст. 21.1 129-ФЗ налоговая внесла запись о предстоящем исключении ООО и опубликовала решение в Вестнике государственной регистрации. Исправить ситуацию могли заявления от юр. лица, кредиторов. Однако документы в течение 3 месяцев в ФНС не поступили. Поэтому 15.05.2019 ФНС исключила юр. лицо из ЕГРЮЛ.

Читайте также:  Об управлении домом, состоящим из нескольких корпусов

Статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в первоначальной редакции от 30.11.1994 предусматривала возникновение правоспособности у юридического лица в момент его создания (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и ее прекращение в момент его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Гражданским кодексом РФ (ст. 61) установлено два способа ликвидации юридического лица: добровольная, в частности, по решению его учредителей (участников), в том числе в связи с истечением срока, на который оно было создано, или с достижением цели, ради которой оно создавалось, и принудительная — по решению суда.

Специальным основанием для ликвидации юридического лица является признание его судом банкротом (ст. 65 ГК РФ).

В силу различных причин, в том числе и в силу сложной процедуры ликвидации юридического лица, предусмотренной действовавшим на тот момент законодательством, множество фирм остались брошенными своими учредителями. В результате ЕГРЮЛ перестал отражать реально существующих и действующих субъектов экономической деятельности и стал перегруженным «мертвыми душами».

Только в 1998 г. в отношении брошенных юридических лиц, имеющих кредиторскую задолженность, Федеральным законом от 08.01.1998 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон N 6-ФЗ) впервые была предусмотрена упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника (ст. 180).

Закон утратил силу в связи с появлением нового одноименного Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Порядок применения этой статьи арбитражными судами был разъяснен Президиумом ВАС РФ в Информационном письме от 13.01.2000 N 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)». Так, в п. 10 Письма говорится, что при наличии проверенных данных о фактическом прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органа и учредителей вопрос о его ликвидации должен решаться в соответствии со ст. 180 Закона N 6-ФЗ.

Обжалование исключения

Никто не застрахован от ошибок, поэтому законодатель предусмотрел возможность обжалования решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ любыми заинтересованными лицами, например кредиторами, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Этот срок исчисляется с момента соответствующей публикации в «Вестнике».

В связи с этим вызывает интерес складывающаяся судебная практика по обжалованию действий регистрирующего органа.

Приведем в пример Постановление ФАС Московского округа от 02.04.2008 N КГ-А40/2323-08. В суде рассматривалось дело об обжаловании участником ООО исключения в административном порядке общества как недействующего. Регистрирующий орган исключил ООО из ЕГРЮЛ несмотря на то, что после публикации решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ единственный участник принял решение о продолжении деятельности общества, изменении основного вида деятельности, утверждении новой редакции устава. Однако, поскольку эти действия не несут правовых последствий в соответствии с положениями ст. 21.1 Закона о регистрации, налоговый орган исключил недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ. Суд подтвердил правомерность действий регистрирующего органа.

Это судебное решение интересно не только потому, что подтверждает право учредителя обжаловать решение об исключении, но и потому, что указывает на то, что какие-либо иные действия, произведенные в период между публикацией о предстоящем исключении и принятием решения об исключении, не влекут правовых последствий, кроме тех, которые установлены законом. Поэтому если в поле зрения налогового органа на предмет исключения из ЕГРЮЛ попало юридическое лицо, в существовании которого есть интерес, то повлиять на принятие решения регистрирующим органом просто — нужно действовать в рамках процедуры и направить заявление о возражении против исключения.

Возражения по поводу исключения юрлица из ЕГРЮЛ, практика ВС РФ

Интересный вывод дал Верховный суд в прошлом месяце по поводу возражений юридического лица о предстоящем его исключении из ЕГРЮЛ как недействующего. Они должны быть обоснованы, но при этом нет нужды подтверждеть их документально. Определение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2019 г. № 304-КГ18-18451 есть в приложенном файле.

Верховный Суд РФ, рассмотрев кассационную жалобу кредитора общества, исключенного из ЕГРЮЛ в порядке ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пришел к выводу, что нижестоящие суды ошиблись. И разъяснил, почему.

Заявитель является ликвидируемом по упрощенной процедуре банкротом. ООО же, которое собирались исключить — должник этого заявителя. Как всегда, банкроты — творцы судебной практики.

Заявитель пытался возразить о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ компании-должника. ИФНС эти доводы не приняла, и внесла в ЕГРЮЛ соответствующую запись. Данное действие рег. органа было оспорено, однако в трех инстанциях суды поддержали действия ИФНС.

Суды руководствовались следующими доводами:

  • на основании статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, у регистрирующего органа имелись законные основания для признания должника фактически прекратившим свою деятельность;
  • инспекцией соблюдена процедура исключения общества как недействующего юридического лица;
  • от общества и иных заинтересованных лиц, в том числе от кредитора, в трехмесячный срок со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ заявления в инспекцию не поступило;
  • то, что до принятия инспекцией решения об исключении из ЕГРЮЛ сведений о должнике, заявителем были направлены возражения (21.09.2017), не принято судами первой и апелляционной инстанций во внимание в связи с их представлением после истечения установленного Законом N 129-ФЗ трехмесячного срока%;
  • также суды сослались на недоказанность заявителем того, что должник осуществляет деятельность и является фактически действующим юридическим лицом.

Процедура исключения компании из ЕГРЮЛ

Отметка о недостоверности данных может привести к налоговой проверке, отказу контрагентов от сотрудничества и исключению компании из ЕГРЮЛ. Если такая отметка сохраняется более шести месяцев с момента внесения, то компания может быть исключена из ЕГРЮЛ по решению налогового органа, кроме случаев, когда компания находится в процедуре банкротства (ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Решение об исключении компании из ЕГРЮЛ должно быть опубликовано в «Вестнике государственной регистрации» в течение трех дней с момента принятия. Там же должны быть размещены сведения о том, как компания, кредиторы или другие лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением данного юрлица из ЕГРЮЛ, могут подать заявления. В течение трех месяцев со дня опубликования решения мотивированные заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган:

  • непосредственно;
  • почтовым отправлением;
  • в форме электронного документа с электронной подписью через телекоммуникационные каналы связи (ТКС).

Пока федеральные органы исполнительной власти не утвердили форму таких заявлений, она считается свободой.

Если налоговый орган получает заявление заинтересованного лица, то решение об исключении компании из ЕГРЮЛ не принимается.

Способы обжалования исключения из ЕГРЮЛ

Законодательством, кроме упомянутого выше обнародования в информационном издании, никакого обязательного уведомления участников предприятия, его руководителя со стороны налоговой не предусмотрено. В связи с этим узнать о предстоящем исключении можно, только если систематически отслеживать новости на сайте. Понятно, что никто этим не занимается.

По этой причине часто заинтересованные лица узнают о факте прекращения после его совершения. Возможно ли оспаривание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ?

Решение и действие территориального регистрирующего органа по выбору протестующего лица можно обжаловать:

  • В вышестоящем регистрирующем органе (абз. 1 п. 1 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
  • В Арбитражном суде по месту нахождения налоговой инспекции (ч. 2 ст. 189, ст. 35 АПК РФ). Обратите внимание, что досудебное урегулирование по данному делу не является обязательным.

На обжалование дается 1 год с момента, как субъект узнал о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 закона № 129-ФЗ). Это специальный срок, так как по общему правилу для оспаривания предоставляется только 3 месяца (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Кроме того, законодательством не предусмотрена возможность восстановления срока в случае его пропуска.

Прежде чем исключить юридическое лицо из реестра, налоговый орган должен совершить ряд последовательных действий:

1) Определение фактически прекратившего деятельность юридического лица. Налоговый орган направляет в банки мотивированные запросы об операциях по счетам ЮЛ в течение последних 12 месяцев, оформляет Справку об отсутствии движения денежных средств по счетам в течение последних 12 месяцев, Справку о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности.

2) Принятие решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. Решение о предстоящем исключении принимается не позднее пяти рабочих дней со дня получения Справок. Решение подписывается руководителем или заместителем руководителя регистрирующего (налогового) органа и заверяется печатью.

3) Публикация сведений о принятом решении в журнале «Вестник государственной регистрации», публикация сведений о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Срок направления заявлений 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

4) Внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по месту нахождения такого юридического лица.

5) Снятие юридического лица с учета в налоговом органе по месту его нахождения, а также в налоговых органах по иным основаниям постановки на учет, предусмотренным НК РФ. Датой снятия организации с учета и исключения сведений из ЕГРН является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *