Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эмиграция в Израиль из России не еврею». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Переезд на постоянное жительство за рубеж путем эмиграции актуален во все времена: и при СССР, когда границы были на замке, и сегодня, когда у россиян «весь мир в кармане». Переезд в Израиль на ПМЖ манит многих людей. По статистическим данным лишь за 2015-2016 годы из страны уехали навсегда свыше 300 000 человек, а в 2017 г. эмиграция в Израиль из России составила более 6 000 россиян.
Адаптация иммигрантов
В Израиле трудно столкнуться с дискриминацией русских или других иностранцев. Здесь поддерживают иммигрантов, которые готовы работать и вносить свой вклад в развитие страны. Поэтому для жизни иждивенца Израиль не подходит: иностранцам необходимо учить язык, искать работу. От этого зависит их возможность остаться в стране.
Переселенцы, которым удалось подтвердить принадлежность к еврейскому народу, получают дополнительные привилегии и поддержку:
- бесплатный перелет и встреча в аэропорту;
- выплата ежемесячного пособия, достаточного для аренды недорогого жилья;
- бесплатные языковые курсы, высшее образование;
- возможность подтвердить диплом и устроиться работать по специальности.
Как оформить репатриацию
Заявку на репатриацию можно подать напрямую в МВД Израиля, но удобнее осуществлять все действия по месту проживания. Оформление репатриации начинают со сбора документов, которые подтвердят еврейские корни. Это сложный процесс, часто занимает не один месяц: к примеру, если в документах бабушки есть отметка о происхождении, а мать записана русской, нужно сначала подтвердить их родство друг с другом, а затем уже доказывать принадлежность к этой ветке.
Если вы не уверены в правильности сбора документов или не можете оценить весомость базы доказательств, обращайтесь в компанию Jewsrael: только мы осуществляем предварительное исследование с подробной генеалогической таблицей для поиска документов, а в VIP-пакетах полный пакет бумаг собираем самостоятельно под ключ по доверенности.
Список документов всегда индивидуален, но подтверждения можно разделить на две группы:
- прямые. К ним относятся свидетельства о рождении, паспорта СССР и военные билеты, свидетельства о браке родителей и бабушек-дедушек, сертификаты об образовании: все, где в графе «национальность» указано «еврей/еврейка»;
- косвенные: это могут быть снимки с еврейских свадеб и праздников, медицинские справки, открытки, письма, фото захоронений на еврейских кладбищах – все, что помогает подтвердить происхождение.
После того как репатриант самостоятельно или с нашей помощью собирает доказательства, остается заявить о своем намерении. Для этого необходимо предпринять следующее:
- записать на встречу с консулом в Отдел Репатриации (в Москве или в Санкт-Петербурге);
- дождаться даты собеседования и успешно пройти его;
- получить визу репатрианта;
- въехать на территорию Израиля в течение 6 месяцев с момента получения визы;
- получить гражданство.
Художественная часть или как мы добирались
В принципе я уже часть всего процесса рассказал в «плюшках», поэтому может быть в чем-то повторюсь.
Чемоданы мы собирали-разбирали последние полгода из-за отказа консула и продолжения сбора документов. Сборы продолжались и в последний день. Забавно, за 10 минут до приезда бесплатного такси я побежал за еще одним чемоданом в магазин, потому что мы в последний момент решили взять с собой еще и пылесос. Хотя если бы не это, то все равно бы не влезли в 7. Кажется, что ты уже собран, и осталось буквально положить еще вот это и это, но по факту набирается еще куча вещей. Для меня загадка, как можно собраться, ведь большая часть вещей, которые берешь с собой, нужна каждый день и их нельзя упаковать.
Такси оказался минивен, что логично, иначе бы мы не поместились. Во время заказа указали, сколько будет чемоданов. В аэропорт приехали за 3 часа до отправления рейса и там уже была очередь из репатриантов. Так как мы с ребенком, то попросились без очереди. Сотрудник авиакомпании провел с нами дотошную беседу, сами ли мы собирали чемоданы, и был ли у кого-то к ним доступ, пока мы перемещались из дома до аэропорта. После чего пластиковыми хомутами зафиксировал молнии и подписал на чемоданах, где какая техника расположена. Мы еще с собой мультиварку везли, фен, всякие щипцы для волос.
Для справки — авиакомпания потом еще отдельно досматривает багаж и может вызвать по громкой связи владельца того или иного чемодана к гейту на досмотр. Параноидально, но вот так. Нас, кстати, никто не вызывал.
Преимущества проживания в Израиле
На протяжении длительного промежутка времени Израиль продолжает оставаться одним из наиболее привлекательных государств для россиян и граждан других стран СНГ, решившихся на эмиграцию. Получение разрешения на проживание, а в дальнейшем и гражданства позволяет иностранцу воспользоваться множеством преимуществ, в числе которых:
- бесплатное среднее, а в некоторых случаях и высшее образование;
- медицинское обслуживание, признанное одним из лучших в мире;
- забота государства о пожилых и нетрудоспособных;
- достойный уровень заработных плат в стране;
- благоприятный климат.
Получив одобрение и осознав, что стать гражданином Израиля теперь не мечта, а реальность, можно начинать готовиться к периоду адаптации. Прилетев в аэропорт им. Бен-Гуриона (самый безопасный аэропорт мира), иммигрант отправляется в специальную комнату, где ему выдаются внутренний паспорт, SIM-карта, подъемные деньги, карта записи в больничную кассу.
Первые три месяца иммигрант не сможет принимать участия в выборах. Также у него не будет заграничного паспорта – его выдадут через год непрерывного проживания в Израиле. При необходимости можно запросить разрешение на выезд в Россию в местном МВД. Но иммигрант будет иметь право устроиться на работу, пользоваться услугами медобслуживания и получать пенсии. Можно никуда не выезжать, так как в течение полугода иммигранту будет выдаваться корзина абсорбции – денежная помощь, которую можно вложить в изучение языка, частичное выплачивание аренды или приобретение жилья, или же просто тратить их на проживание.
Плюсы и минусы эмиграции в Израиль
Переезд в Израиль, как и в любую другую страну, имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Плюсы | Минусы |
Разнообразный климат в разных частях страны | Жаркое лето и ветреные зимы |
Хорошая экология | Риск террористических атак |
Высокий жизненный уровень | Обязательность изучения языка |
Развитое и независимое общество | Большое влияние религии на жизнь |
Безопасность | Повышенные требования безопасности |
Социальная защищенность | Высокие цены на жилье |
Качественное образование и высокий уровень культуры | |
Толерантность местного населения | Неудобное территориальное расположение страны |
Развитая инфраструктура | |
Большое число исторических памятников | Чтобы обеспечить себе достойную жизнь, необходимо усиленно трудиться |
Первоклассная медицина |
Основой благосостояния жителей Израиля стала, во-первых, ориентация на научные разработки и их внедрение во все сферы экономики. Во-вторых, иностранные инвестиции, которые составляют более 10 млрд долларов в год, что для страны с населением 8 млн человек — довольно внушительная сумма. И, в-третьих, интенсивный высокопроизводительный труд.
Результат не заставил себя долго ждать: за 60 лет развития, начиная буквально с нуля, Израиль вышел на передовые позиции в мире во многих областях: науке, образовании, медицине, сельском хозяйстве и др. Соответственно вырос и уровень благосостояния населения. Самым ярким показателем этого является продолжительность жизни. В настоящее время она самая высокая в мире и составляет для мужчин 78,9 года, а для женщин — 82,4 года.
Огромное внимание государство уделяет развитию медицинской сферы, которая по квалификации занятого в ней персонала и по обеспеченности самой современной техникой конкурирует с признанными мировыми лидерами — США и Германией. Также на ведущих позициях находится Израиль и в сфере образования. Он занимает второе место в мире (после США) по количеству выпускников университетов на тысячу населения. А израильские дипломы об образовании высоко котируются и принимаются безо всяких дополнительных подтверждений.
Трудоустройство в Израиле
Тяжело ли найти работу в Израиле? Многое зависит от характера человека и от того, насколько он готов в первое время устраиваться на работу не по специальности, просто чтобы оставаться на плаву.
Я окончила аэрокосмический факультет любимого Пермского политеха. По первой специальности — инженер по производству композиционных материалов, вторая связана с металлообработкой. Но кем только ни работала в Израиле, как и многие репатрианты! Вообще, когда в компании собираются люди, живущие в Израиле лет пять или больше, они обычно начинают обсуждать, куда поначалу устраивались: «Я была уборщицей», «А я — официанткой» — и так далее.
В России я работала в отделе контроля качества на заводе. В Израиле первые месяцев семь была официанткой в отеле. Потом еще девять месяцев работала поваром на кухне.
В 2019 году я устроилась в лабораторию контроля качества изделий для автопромышленности, а через полтора года из-за переезда в другой город поменяла место. Сейчас работаю в отделе измерений компании, которая производит одноразовые пластиковые приспособления для больничных процедур.
«Начальник измерительной комнаты» — так называется моя должность. По-русски звучит некрасиво, но это работа инженера. Мне пригождается то, что мы изучали в университете. Не хватает только английского языка, от которого я всю жизнь отмахивалась.
Существуют ли привилегии, если прабабушка еврейка?
Самый простой способ эмиграции в Израиль — доказательство еврейских корней по женской линии. Поэтому, если у человека в роду были евреи, он может претендовать на репатриацию.
Существует несколько способов доказательства еврейских корней:
- Поиск еврейских родственников. Найти их можно как через родных, так и обратившись за помощью в еврейскую диаспору в родном городе.
- Поиск документов в архивах и библиотеках. Это необходимо, если живых родственников не осталось, а документов умерших родных нет дома.
- ДНК-исследование. Это достаточно дорогостоящий метод, но он позволяет найти родных, сопоставляя данные анализов.
Любой из этих способов затратен по времени и силам, но найденные и документально заверенные доказательства могут помочь эмигрировать в Израиль.
На продукты у меня уходит где-то $280 в месяц – это только та еда, которую я покупаю домой. Но есть ещё и дополнительные траты: перекусы в кафе возле работы или покупка еды в круглосуточном магазине, который дороже обычных супермаркетов. Потому в итоге расходы на питание немалые – и сейчас я стараюсь всегда брать «собойки», чтобы лишний раз не тратиться.
Что касается перекусов вне дома, дешевле всего купить еду на улице. К примеру, в самой известной фалафельной в центре Тель-Авива можно за $2-3 съесть питу или фалафель. А если идёшь в кафе, к примеру в сеть Aroma, то за большой сэндвич заплатишь $10, за кофе – $3,5-4,0. Пиво очень дорогое – $9-10 за 0,5 литра. Есть сеть бюджетных кафе Coffix, где ценник на всё – 6 шекелей ($1,7). Там можно тоже купить и кофе, и сэндвич, но порции очень маленькие. Есть магазины от этой же сети, где такая же цена, но за меньший набор продуктов. Скажем, яиц в упаковке не 12, а 6.
В Израиле все покупают продукты раз в неделю, на всю семью – так дешевле и проще. Потому что покупать сразу большими порциями выгоднее, да и в выходные есть возможность посетить более бюджетный супермаркет.
Так как у меня нет машины, я в такие магазины не езжу и хожу в круглосуточный супермаркет рядом – цены там средние. Хотя на отдельные продукты первой необходимости (яйца, молоко, хлеб и т. д.) цены одинаковы везде и регулируются государством.
Одни из самых бюджетных по ценам супермаркетов – «Рами Леви». Но от меня магазин этой сети находится далеко, и мне нет смысла в него ехать, так как я закупаю продукты только на себя. Но я частенько заглядываю на рынок Шук-Кармель: цены там несильно отличаются от магазинных, но ассортимент фруктов и овощей шире, а качество – выше.
В Израиле круглый год есть свежие фрукты и овощи, которые стоят недорого. Очень вкусная молочная продукция и свежая рыба (я живу недалеко от порта), но эти категории продуктов недешёвые.
Так как русских в стране много, русских магазинов тоже очень много. Конечно, цены там в два-три раза выше. Но я в таких магазинах иногда покупаю чёрный бородинский хлеб, свежий и вкусный. Кстати, недавно у нас признали «кошерными» конфеты Roshen – вы их можете встретить и в израильских супермаркетах. Также недавно видела в местных магазинах мороженое марки «Сваля».
Добро пожаловать на родину
— Мы с женой приехали в Израиль в июле, — рассказывает 32-летний Андрей из Москвы. — Консульскую проверку прошли еще дома. Не торопясь собрали документы, подтверждающие еврейство. И у нас все прошло гладко. У трапа самолета встретили, за полчаса в аэропорту оформили. Дали теудат-зеут (удостоверение личности. — «Москвич Mag») и контакты нашего куратора в министерстве абсорбции. Где-то две недели у нас заняло оформление статуса новых репатриантов, которое дает право на денежные выплаты, банковский счет и все прочее.
С тех пор Андрей с семьей живет в городке Кирьят-Шмона на границе с Ливаном. Там все существенно дешевле, чем на побережье. Они снимают квартиру за 700 долларов. Государство выплачивает им ежемесячное пособие в рамках полугодовой программы корзины абсорбции в размере 5000 шекелей на двоих (около 1500 долларов) и компенсацию за аренду квартиры, которая покрывает расходы на жилье. В сентябре, с началом учебного года, семья начала ходить на языковые курсы — ульпан. Они учат иврит каждый день по 4,5 часа и уже сейчас вполне могут объясниться в магазине или транспорте.
— Самое неприятное в нашей ситуации — это перспективы трудоустройства, — подводит итог Андрей. — У меня уже был опыт. Несколько недель я работал на заводе, таскал коробки. Девять часов рабочий день. Три перерыва — один полчаса и два по 15 минут. Остальное — изнурительный труд до полного изнеможения. И минимальная зарплата в ведомости. Опыт был интересный, но самое печальное, что мужики, с которыми я трудился, работают там по многу лет. И если тебе за 30, то рассчитывать на что-то большее здесь не приходится.
Сейчас временную работу в супермаркете нашла жена Андрея. График у нее нестабильный, а зарплата не дотягивает до минимальной. Всего 3500 шекелей (чуть больше 1000 долларов). Андрей пока может восстановиться на своей офисной работе в Москве, и семья планирует вернуться. «Хотя, если бы была возможность зацепиться за что-то приличное, я бы с удовольствием тут остался», — вздыхает он. Впрочем, теперь вернуться будет несложно, и если дела в России пойдут не очень, то Андрей, наверное, смирится с ролью грузчика на заводе.
Для тех, кто не прошел консульскую проверку в России, повестка дня совсем иная.
— Я прилетел неожиданно даже для самого себя, — говорит другой репатриант по имени Гена. — Всегда считал себя патриотом. Ну в нормальном смысле слова. И когда жена заводила разговор, чтобы съездить в Израиль или начать собирать документы, я просто отмахивался. Никогда никуда не собирался.
В Москве Гена работал «более или менее в IT, но в очень специфической сфере, здесь такого нет», объясняет он. Гена счастливо женат, двое детей, квартира-машина-дача. Но в конце сентября его вызвал к себе начальник отдела кадров и прозрачно намекнул, что компания может вот-вот получить мобилизационное задание, отказаться от которого будет нельзя. «По-товарищески посоветовал куда-то уехать». Гена еще несколько дней колебался. К эмиграции его подтолкнуло то, что мобилизовали физрука в школе, где учится его дочь. «Дети все ходили его провожать в армию. Возвращайтесь с победой, вот это все. Ну и вечером мы решили, что мне нужно ехать». Купили первый попавшийся билет («За бешеные деньги», — вспоминает Гена). В Израиль он прилетел днем 4 октября.
— А в этот день в Израиле большой праздник — Йом-Кипур. Ничего не работает. Даже аэропорт закрывается в середине дня. И это было очень стремно: приезжаешь в чужую страну, без языка, ничего не знаешь. А тут поезда не ездят, магазины закрыты, учреждения не работают. Такси только «русские» и по двойному счетчику…
Впрочем, в аэропорту Гене повезло. Там еще были какие-то сотрудники, успевшие бегло изучить документы, которые он привез из Москвы. «Задавали вопросы чисто на скорость реакции: “Как звали бабушку?” и т. д.». В итоге мужчине дали шанс — выдали синий браслет и выпустили из аэропорта. Впрочем, вскоре выяснилось, что никакого магического значения этот браслет не имел, а все сложности и бесконечные очереди в учреждения еще ждали впереди.
— Поскольку сейчас огромная волна алии, государственная система просто перегружена, — говорит тель-авивский адвокат по миграционным делам Идан Молдавский. — В аэропорту можно провести и три часа, и семь, и двенадцать. Но это цветочки. Потом человеку нужно пройти консульскую проверку и записаться на прием в МВД, чтобы оформить удостоверение личности. А некоторые отделения МВД так перегружены, что у них очередь расписана на год вперед, а новых заявлений они просто не принимают.
У Гены месяц ушел на мучительное ожидание. В Израиле праздник следовал за праздником, учреждения не работали. Гена снял комнату через знакомых в Нетании и просто ждал. Если выдавался рабочий день — шел искать удачи по инстанциям. «Через несколько дней был первый успех: меня записали в очередь на звонок из консульской службы. После звонка меня должны были записать к консулу на проверку еврейства. То есть очередь, чтобы записаться в очередь», — рассказывает он. Прошли две недели, но никто не позвонил. Гена возобновил усилия. Еще две недели хождений по ведомствам, и ему назначили встречу с консулом. К счастью, документы оказались надежными, и Гену признали репатриантом. Еще месяц — и он обзавелся удостоверением личности. Если все получится, ему заведут счет, и тогда он сможет обратиться за корзиной абсорбции. За два месяца мужчина потратил больше 3000 долларов, и деньги пока продолжают таять.
— Это еще оптимистичная история, — комментирует Идан Молдавский. — Здесь действует правило: пока ты не доказал, что ты еврей, ты не еврей. И всем на тебя наплевать. Если человек прилетел внезапно, у него может не оказаться нужных документов. Не у всех есть под рукой свидетельство о рождении бабушки, в котором указана ее национальность. Тогда проверка может занять месяцы. Добро пожаловать в Израиль!
Но люди находят способы раздобыть нужные справки. Например, в Красном Кресте могут выдать свидетельство, если кто-то из предков соискателя был в числе эвакуированных в тыл или интернированных немцами на оккупированных территориях во время Великой Отечественной. Некие списки пострадавших от Холокоста и их родственников есть в Музее Холокоста в Иерусалиме. Если же это не помогло, то нужно делать доверенность и искать кого-то в Москве, кто потратит несколько недель на сбор свидетельств и справок в российских ЗАГСах. Говорят, спрос на эту услугу уже вдвое повысил ее рыночную стоимость.
Сам процесс получения ВНЖ нельзя назвать легким, ведь заявитель должен собрать целый ряд документов, к которым предъявляются особые требования. Подать документы в режиме онлайн невозможно, поэтому заявитель должен лично передать их в специальной структуре – дипломатическом агентстве Израиля.
Список обязательных документов для получения ВНЖ:
- свидетельство о рождении, паспорт или другие документы, которые могут подтвердить личность заявителя;
- действующий заграничный паспорт;
- фотография 3х4;
- справка о бракосочетании или разводе;
- документ, подтверждающий постановку заявителя на военный учет. Относится только к совершеннолетним мужчинам;
- школьный аттестат, диплом о высшем образовании;
- трудовая книжка, если она имеется;
- справка об отсутствии проблем с законом;
- специальная анкета для получения ВНЖ, заполненная заявителем.